Добрый день, уважаемые гости и подписчики моего канала! Сегодня мы вновь затронем тему отечественных усилителей. Этот экземпляр был выпущен в далеких 70х, но до сих пор многие из вас вспоминают о нем с дрожью в голосе. Это высший класс, это усилитель Бриг-001-Стерео.
Усилительно-коммутационное устройство Бриг-001-стерео 1976 года выпуска
В 1975 году на ленинградском объединении «Океанприбор» были выпущены опытные экземпляры усилителя Бриг-001С. 1976 год — запуск серийного производства усилителя Бриг-001-стерео на Кировском заводе «Ладога». 1985 год, I квартал — на новокаховском приборостроительном заводе «Сокол» на Украине начат выпуск усилителя Барк-001-стерео, по схеме и по дизайну похожему на Бриг-001-стерео. 1989 год — окончание серийного производства усилителя Бриг-001-стерео.
Этот усилитель был разработан под предводительством Анатолия Марковича Лихницкого, талантливого инженера и ученого, автора проигрывателя Корвет-003, звукоснимателя Корвет 008 и многих других работ. Анатолий Маркович внес неоценимый вклад в развитие субъективного HI-FI, был первым, кто обосновал существование нематериальных явлений в аудиотехнике логически, благодаря безукоризненному знанию радиоэлектроники.
Подключил Radiotehnika уп-001 к мощнику Бриг 001
Магия алюминия
Усилитель имеет следующие технические характеристики:
— Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 25000 Гц,
— Номинальная выходная мощность каждого канала:
— для акустических систем: 50 Вт,
— для наушников: 0,1 Вт,
— Музыкальная выходная мощность на АС на канал: 64 Вт,
— Номинальное сопротивление и нагрузки выходов:
— для акустических систем: 8 Ом,
— для головных телефонов: 16 Ом,
— Коэффициент гармоник в диапазоне 40–16000 Гц: 0,1 %,
— Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15%,
— Переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ,
— Коэффициент демпфирования в диапазоне 20-25000 Гц: 20,
— Уровень шума по звуковому давлению: 20 дБ,
— Потребляемая мощность от сети: 150 Вт,
— Размер усилителя (ШхВхГ): 452х118х372 мм,
— Вес усилителя: 15 кг
Входы и выходы магнитофона
Усилитель предназначен для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона, микрофона и других источников сигналов.
В усилителе имеется регулировка громкости и тембра (ВЧ и НЧ), возможность ограничения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ; имеется система мягкого включения, исключающая щелчки при включении или выключении, защита от короткого замыкания (КЗ) нагрузки, световая индикация включения сети и перегрузки каналов. К усилителю можно подключить четыре акустических системы с сопротивлением от 4 до 8 Ом, и стереофонические головные телефоны.
Усилитель имеет низкий уровень шума, малые интермодуляционные и гармонические искажения, высокую линейность фазовой и амплитудно-частотной характеристик.
Вид усилителя со снятой верхней крышкой
На задней стенке усилителя установлены: две розетки корректирующих входов для подключения двух магнитных звукоснимателей; две розетки линейных входов для подключения тюнера и других источников сигнала; розетка линейного входа и выхода для подключения магнитофона на воспроизведение, перезапись и на запись (по току); розетка линейного входа и выхода для подключения магнитофона на воспроизведение, перезапись и на запись (по напряжению); четыре розетки выходов для подключения двух комплектов акустических систем; розетка ответвления сети для подключения аппаратуры, работающей в комплексе с усилителем (отключается выключателем сети усилителя); розетка выхода предварительного усилителя и входа усилителя мощности для подключения эквалайзера (в обычном положении в эту розетку вставлен замыкатель). Розетка выхода для подключения головных телефонов выведена на лицевую панель усилителя.
Коммутационные возможности усилителя позволяют подключить все источники программ одновременно. В дальнейшем необходимый источник включают в работу селектором входов и переключателем контроля записи.
Руководство по эксплуатации усилителя
Установленные в усилителе фильтры ограничения устраняют высокочастотные помехи радиовещания, магнитной и механической звукозаписи (особенно старых грампластинок), а также низкочастотные составляющие от коробления грампластинок, рокота и других влияющих на качество звучания неслышимых помех.
Усилитель имеет пиковую индикацию перегрузки выхода. При появлении искажений, превышающих пороговый уровень, загорается индикатор соответствующего канала. Наличие этого удобства позволяет в процессе регулирования громкости не превышать максимально допустимый уровень сигнала.
На данном видео представлена работа этого усилителя:
Министерство торговли СССР присвоило этому усилителю звание товара повышенного спроса. Розничная цена усилителя была 625 рублей. Несмотря на высокую стоимость, в Москве усилитель можно было купить, доплатив к розничной цене 25 рублей.
По заключению английской фирмы-экспортера Afif Ltd. «Бриг» был признан полностью соответствующим требованиям западного рынка. Усилитель экспортировался во Францию и Австралию. Усилитель был удостоен золотой медали на Лейпцигской ярмарке.
Усилитель выпускался с 1976 по 1989. За время выпуска усилителя его электрическая схема претерпела несколько модернизаций, а именно три ревизии, наиболее ценной всегда считалась первая, как авторский HI-End А. Лихницкого.
Этот аппарат очень распространен и на различных интернет-площадках его можно до сих пор найти за нормальные деньги.
Усилителю Бриг-001-стерео суждено было стать первопроходцем в мир советского Hi-Fi и легендарной техникой, о которой будут помнить потомки.
Не переключайтесь! Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, делайте репосты понравившихся статей, чтобы ваши друзья тоже могли прочитать их!
Источник: dzen.ru
Отзыв: Усилитель Бриг У-001 — Бриг — идеальный усилитель для звука за копейки
Усилитель Бриг У-001 занимает центровое место в нашей домашней акустической системе, поэтому моему мужу захотелось написать отзыв, который представлен ниже.
Данный усилитель хотел приобрести давно. Один раз послушал у знакомого Усилитель Бриг У 001 и понял, что хочу его купить.
В течение трех лет на моем пути попадалось много «Бригов», однако либо состояние не рабочее, либо полная переделка, а хотелось купить усилитель в нормальном заводском состоянии. Один раз попался усилитель «Бриг» в идеальном внутреннем и внешнем состоянии. Продавец цену не уменьшал, поэтому договорились за 3 500 рублей. Принес усилитель Бриг У 001 домой, распаковал и подключил к своей акустической системе. Качество звучания очень понравилось.
Усилитель Бриг У-001 в сочетании с хорошей акустикой дает неплохой аудиофильский звук.
Данный усилитель отлично держит бас. Особенно мне понравился фактурный, не рыхлый бас, с отсутствием кашеобразных звуков, как у многих усилителей этого класса. На большой громкости бас не бубнит.
Усилитель Бриг У-001 позволит наслаждаться чистым женским вокалом, без каких-либо усовершенствований данного аппарата. Также усилитель прекрасно передает средние частоты, а высокие частоты идеально слышны на живой музыке: блюз, джаз, оркестровая музыка и т. д.
Звуковая сцена для усилителя Бриг идеальная и точная с правильным расположением инструментов в пространстве.
Хороша макро и микро динамика, т. е. например, усилитель хорошо воспроизводит взрывы в фильмах и полет мухи.
Вес Усилителя Бриг У-001 более 25 кг.
Прекрасно справляется с живой музыкой и спецэффектами в фильмах, при большой громкости не теряет самообладания звуком.
Отлично звучит с акустикой в ОЯ на ШП динамиках 4 ГД 35, а также на динамиках ВЧ динамиках 2 ГД 36.
Недостатки: тяжелый рок и металл играет плохо, однако данную музыку не слушаю, поэтому для меня это не криточно.
К Усилителю Бриг У-001 прекрасным дополнением послужит хорошая звуковая карта с дорогими ЦАПами. Поэтому у меня стоит Звуковая карта Asus Xonar D1 .
Слушаю в основном в формате несжатого аудио Lossles: FLAC, Waw, APE, которые мне нравятся из-за качественного воспроизведения композиций. А плеер Foobar идеально воспроизведет данные форматы.
Кстати, главное правильно подобрать провода и акустику для Усилителя Бриг У-001.
На передней панели Усилителя Бриг имеются регуляторы частот (низкие и высокие частоты), баланс левого и правого каналов, кнопка тон компенсация (выравнивание баса на маленькой громкости), кнопка ограничения НЧ и ВЧ, разъем для наушников 5.25 (для того, чтобы подключить наушники современных моделей купите в радиолавке переходник).
Также имеется большой выбор селектор выходов, т. е. одновременно можно подключить к усилителю много аппаратуры, а затем переключаться между ними, что очень удобно.
Все разъемы подключения к усилителю находятся сзади, где можно подключить две пары акустических систем, это удобно, если необходимо сравнить по звучанию две пары колонок, просто подключаем колонки, а потом переключаемся селектором система 1 и система 2 между ними. Разъемы на акустику винтовые, а разъемы на входа и выхода пятиштырьковые.
Усилитель Бриг У-001 можно использовать как мощник, т. е. сзади есть специальный вход для подключения внешнего предусилителя (хотя предусилитель, который есть у Брига, весьма не плох). Кстати, я подключил свой усилитель через внешний предусилитель Радиотехника УП-001 и Эквалайзер Прибой ЭО14С, которые, вместе с усилителем Бриг У-001, дает потрясающий звук, что очень хорошо слышно на живой музыке.
Усилитель Бриг легко побьет по звуку современные аналоги, а по цене он значительно ниже.
Выводы
Отлично воспроизводит живую музыку: классика, джаз, блюз, рок и поп и т. д.
Небольшая цена, но с каждым годом все труднее и труднее найти такой усилитель, особенно в хорошем состоянии. Звучание мягкое, как у лампового усилителя. При долгом прослушивании музыки или фильмов не утомляет своим звучанием.
Источник: otzovik.com
Made In USSR 14: Введение в БРИГоведение.
БРИГ массово выпускался в трёх версиях.
Вот чем они отличаются (частично подсказано, частично моё):
Полный размер
Семья БРИГов в полном составе: БРИГ-дед, БРИГ-отец и БРИГ-сын 🙂
V1 до 1982г:
— Надпись «100 Ватт Модель 001 Стерео» (отсутствует «Hi-Fi»)
— присутствует микрофонный усилитель (надписи на селекторе входов, регулировка усиления микрофона в дальнем левом углу крышки)
— переключатель коэф.усиления для фоноголовок на задней панели
— полностью на рассыпухе
— по три подстроечных резистора на каждой плате УМ (у 2й и 3й версий по 1 подстроечнику на канал)
— псевдокомплиментарный каскад на КТ 808 (аналогичный и во второй версии)
— 50Вт 8Ом
— Питание схемы +/-32В, но снаружи этого не видно :-).
— В «Бриге» первой ревизии стояли танталовые конденсаторы: аж целых…10шт.К53-1. И 3 шт.- КТ 605 (или 603, не помню уже) с золочёными корпусами и выводами.
Полный размер
Характерные особенности БРИГ 001-Стерео первой версии: селектор — есть микрофонные входы, регулировка чувствительности микрофонов на верхней крышке, переключатель усиления корректора на задней панели под входными разъемами.
Полный размер
БРИГ 001-Стерео первой версии внутри
Полный размер
Платы УМ БРИГ 001-Стерео первой версии имеют по 3 подстроечных резистора и полностью на рассыпухе.
Отзывы:
«Лучшая первая версия, что полностью на транзисторах. У меня были все версии в свое время, оставил первую версию.»
«Все дело в усилителе мощности, очень короткий тракт усиления, схема очень удачная, по сути выходит только четыре транзистора на плечо. «
… весь тырнет в подобных отзывах.
V2:
— Надпись «H-Fi Бриг-001 Стерео»
— 1.Индикатор включения, как и в 1й версии, в третьей версии — 2 индикатора перегрузки.
— псевдокомплиментарный каскад на КТ 808 (аналогичный и в первой версии)
— раздельные платы УМ (2шт) и защиты (1шт).
— 1 подстроечный резистор на каждой плате УМ
— 574УД2 в УМ
— 50Вт 8Ом
— +/-40В/плечо (?) вольт 2-я версия она изначально под 8-мь Ом
Полный размер
БРИГ 001-Стерео Hi-Fi второй версии внутри
Полный размер
Платы УМ БРИГ 001-Стерео Hi-Fi второй версии. ОУ в металле.
Полный размер
Платы УМ БРИГ 001-Стерео Hi-Fi второй версии.
«Во вторую версию начали лепить микросхемы…получилась самая худшая.»
V3:
— 2 индикатора перегрузки справа на месте индикатора включения
— оба УМ и защита расположены на единой плате
— 50Вт / 4Ом
— +/-34В/плечо
Полный размер
БРИГ У-001-Стерео Hi-Fi третьей версии внутри
Полный размер
Плата УМ и защиты БРИГ У-001-Стерео Hi-Fi третьей версии.
«В третьей ревизии хоть и были микросхемы, но уже поправили схему.»
«Третья версия и по опыту эксплуатации была заметно слабее двух первых, усилитель рано уходил в перегрузку и музыка кончалась, хотя, конечно, это на совести регулировщиков.»
До этого была еще нулевая версия БРИГА, так называемый Ригондо-БРИГ. На РРР он не пошёл. Фото опытных образцов сохранились.
Ригондо-БРИГ
Полный размер
Ригондо-БРИГ
Видно, что Ригондо-БРИГ несколько компактнее настоящего БРИГа.
Что по конструктиву?
В данном случае видно, что на конденсаторах не экономили. Они занимают большую часть внутреннего убранства корпуса. По объему, наверное, даже больше трансформатора. Что-ж. Тут — ЖЫЫЫЫЫРНЫЙ ПЛЮС.
Версия 1:
Схема первой версии БРИГ’а даны у Анисимова и Белова. Схемы рядом потому что нарисованы по-разному. Ну и сравнить.
Полный размер
Схема УМ БРИГ 001-Стерео первой версии
Честно говоря, схема не вызвала у меня восхищения. От слова совсем.
— не линеаризованный ДК на входе
— не линеаризованный ОЭ/Каскод/ГСТ (это всё с +/-18В, т.е. может дать амплитуду раскачк +/- 10 — 14В, что явно недостаточно)
— на выходе применяется «повторитель с усилением». Усиление =3, достигается за счет делителей МОС R21/R23 и R26/R24. Можно разделить данный каскад на ОЭ с МОС — ОЭ Дарл/Шикл. Но работает это всё ввесте и выполняет функцию мощного выходного повторителя.
Сам Лихницкий писал о данной конструкции выходного каскада:
«Это решение позволило использовать в „мощнике” низковольтные p-n-p-транзисторы типа КТ 361. Других тогда просто не было. «
УМ — скажем так, так себе. Много откровенно спорных решений. Никакой погони за линейностью, немножко — за ПСН (каскод в раскачке).
RIAA-корректор и согласующий усилитель выполнен в лучших традициях шестидесятых: полностью однотактный, асимметричный (есссно), с кучей межкаскадных емкостей. Желащие могут сами ознакомиться со схемами.
Вопрос: к чему тогда Хай-Энд дискретные регуляторы?
Версия 3:
То, что это точно версия 3, я решил по напряжениям питяния +/-34В и по наличию выходов на индикаторы перегрузки (VT1) — они есть только у 3й версии).
Полный размер
Схема УМ БРИГ У-001-Стерео Hi-Fi третьей версии
RIAA-корректор и согласующий усилитель аналогичны В.1
УМ СОВСЕМ ДРУГОЙ. От первой версии не осталось и следа. Видим явную перекличку с «Зуевиком»/Квод-405/Орбитой (скорее, с «Зуевиком» т.к. у Квода основной смысл в хитрожопом выходном каскаде, который они назвали «Current Dumping»): ОООС многопетлевая: малая петля подается на эмиттер VT3 через делитель R32/R27, общая — на инв. вход ОУ КР574УД1 через делитель R9/R15.R14.
с коллектора VT3 сигнал идёт на VT5 (тр-р раскачки), включенный по линеаризованной схеме с ОЭ и ограничителем тока на VT4
VT5 работает через регулятор смещения (BIAS) на VT7 и VT11 на схему с вольтодобавкой (R31/C17/R37)
VT13, VT14 — стандартная шунтирующая защита по току
VT17, VT18 — драйвера. Собственно выходные транзисторы не попали на эту картиночку. Это КТ818ГМ/КТ819ГМ в металле (ТО-3), как не трудно догадаться по буковке «М».
Версия 2.
Схему версии 2 я пытался искать — дают схему на БАРК-001. Он, конечно, тоже БРИГ, но ведь и БРИГОВ было минимум 4 версии (включая экспериментальный БРИГ-РРЗ). Посмотрим на БАРК. Что делать то?
Полный размер
Схема УМ БРИГ 001-Стерео Hi-Fi второй версии
Схема, в принципе, такая же, как на в.3. Посмотрим на различия:
— отсутствует индикатор перегрузки
— Питание УМ +/-40В
— «косой» выхлоп с индуктивностью в коллекторе выходника нижнего плеча. Тоже 2-каскадный.
Т.е. основное реальное отличие в.2 от в.3 — «косой» выхлоп. 34В или 40В питания, думаю, фатальной разницы не несут. в.2 считается самой не звучащей.
Еще отличие: 2 раздельных платы УМ + 1 — защита у второй версии и всё это объединено на одной плате у 3й версии.
«Барк 001-стерео Hi-Fi» и «Барк У-001-стерео Hi-Fi»
Полный размер
Барк 001-Стерео Hi-Fi и Барк У-001-Стерео Hi-Fi (первая и вторая версии соответственно).
«Барк 001-стерео Hi-Fi» выпускался в двух версиях: во второй и третьей по версии Брига. Новокаховским ПСЗ «Сокол».
1я версия БАРКа выпускалась с 1984 года, а как помним, первая версия «Брига» выпускалась до 1982 года. Т.е. первой версии Брига, Барков, скорее всего, не было :-).
Вторая и третья версии (буду называть их по «Бригу») внешне отличаются тем же, чем и БРИГи: 1 индикатор работы против 2 индикаторов перегрузки.
Внутри же почти не отличимы друг от друга (версии). Третья версия не перешла на единую плату. В ней, как и во второй, по своей плате усиления на канал и отдельная плата защиты.
Полный размер
Барк 001-стерео Hi-Fi
Полный размер
Барк У-001-стерео Hi-Fi
Зы … найдите 10 отличий.
Полный размер
Чтоб поудобнее.
Корвет 004 Стерео
Еще одно БРИГо-образие — Корвет 004 Стерео. Выглядит то ли поуже, то ли повыше БРИГа/БАРКа. Размер 450х377х165, масса 17,5кг против 450х370х112 и 16кг у БРИГа/БАРКа. Повыше. И радиаторы, соответственно, большей площади.
Корвет 004 Стерео
Корвет 004 Стерео
Корвет 004 Стерео
Выходники — КТ808, т.е. это или 1я или 2я ревизии БРИГа
Полный размер
Корвет 004 Стерео
Внутри видим платы УМ 1й версии.
Полный размер
Схема УМ Корвет 004 Стерео. Она точно такая же, как у БРИГ 001-Стерео, только нарисована перевернутой. Часто такое вижу. Зачем так сделано — непонятно
Схема это подтверждает.
Понятно, что совершенно другой предусилитель, т.к. в БРИГе — тембры, тут — 5-полосный эквалайзер, никаких тебе дискретных регуляторов, хотя и ползунковые — тоже неплохо, но половина сути «БРИГа» теряется.
ИТОГО:
БРИГ 001 Стерео Первой версии и Корвет-004 Стерео: схемотехника начала 70х + несколько спорных решений (н-р, усиливающий повторитель на выходе). Я бы выбрал «Корвет»: тупо радиаторы больше + стреееелочки :-). Хотя минус дискретные регулировки, кнопка «Директ» (ЛИН.АЧХ).
БРИГ 001 Стерео Hi-Fi второй версии / БРИГ 001 Стерео Hi-Fi первой версии — «Зуевик» с «косым» выхлопом на КТ808
БРИГ У-001 Стерео Hi-Fi третьей версии / БРИГ У-001 Стерео Hi-Fi второй версии — «Зуевик» с «прямым» выхлопом на КТ818ГМ/КТ819ГМ.
Из второй и третьей версий, безусловно, выбрал бы третью. Поигрался бы с операционниками, конденсаторами, коррекцией. Может, и вышло бы что-то человекоподобное.
Первая — третья — не знаю. Шибко разные усилители. Совсем разные. Наверное, первую, т.к. третья — недоКВОД.
А вообще, БРИГи у меня особого энтузиазма не вызвали.
Несколько лет назад пытался слушать винил через БРИГ У-001, но не получилось: «жирный», «ватный» звук. Затошнило. Подумал, винил — говно. И чего люди в нём нашли? Очередное плацебо? Но теперь я понял, что дело то не в виниле … .
Почему же люди с таким восторгом о нём отзываются?
— Да, сделан гораздо более основательно, чем большинство СССР-овских бытовых усилителей. Одни конденсаторы чего стОят?
— пред сильно «аудиофильский». Ну или «меломанский»: однотактный, по германиевой схемотехнике, с КУЧЕЙ межкаскадных конденсаторов. Кому-то это нравится. Мне — не очень.
— и я думаю, что с Ы-90 или Ы-50-образием он ЗВУЧАЛ. Почему звучал? Ну, потому что они «нашли друг друга»: БРИГ просто маскировал недостатки самой распространенной советской акустики и вместе они звучали «слитно», «певуче» и «мелодично».
Думаю, если подключить его к какой-нибудь акустике с достаточно высоким разрешением, то это будет чем-то сродни указам Петра относительно того, чтобы «бороды брить и без бумажки говорить, дабы дурь каждого видна была» +/-. Ну и с цифровыми источниками, думаю, у него без шансов: ни линеаризации, ни внимания к ПСН не замечено.
И напоследок — крепление макинтоша
Источник: www.drive2.ru