Продолжаем постигать премудрости домашнего кинотеатра. В этот раз разбираем правила расстановки акустических систем в комнате. Комнаты бывают разные, поэтому постараемся учесть наиболее распространенные случаи.
Пусть вас не вводит в заблуждение то обстоятельство, что в каждой части статьи мы делаем упор на важность выполнения того или иного этапа работ по созданию домашнего кинотеатра. В действительности все этапы важны, и влияние каждого сложно переоценить. Ненадлежащее выполнение требований какой-либо стадии построения ДК может обернуться существенным ухудшением качественных показателей работы системы, главный из которых – эмоциональный эффект.
Как и подбор аппаратуры и подготовка помещения, столь же важной процедурой является правильная расстановка акустических систем и зрительских мест в комнате. Главная задача – соблюдать те условия инсталляции, на которые рассчитаны современное оборудование и колонки. Ведь только в этом случае домашний кинотеатр одарит вас полноценным окружающим звучанием – захватывающим и объёмным.
КАК ПОВЕСИТЬ КОЛОНКУ НА СТЕНУ
Несмотря на всё многообразие систем окружающего звука, массовое распространение получили две: 5.1 и 7.1. Первая цифра обозначает количество основных акустических систем, а цифра после точки – количество каналов сабвуфера. На всех современных фонограммах низкочастотный канал один, так как человек не локализует на слух источник звука, воспроизводящий частоты ниже 100 Гц, – разделение НЧ-канала на несколько независимых попросту не имеет смысла. Хотя самих сабвуферов, играющих одну и ту же партию, может быть два и более, в зависимости от объёма/конфигурации помещения и характеристик самих сабвуферов.
Вариант идеального расположения громкоговорителей по схеме 5.1 приведён на рисунке ниже. Все АС находятся на равном удалении от места прослушивания, выстроившись по линии виртуальной окружности, в центре которой слушатели.
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1 Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 5.1
Аналогично и для 7.1. Только колонок окружающего звучания будет не две, а четыре: так называемые боковые (side surround) и тыловые (rear surround).
Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1 Домашний кинотеатр: схема правильной расстановки АС в домашнем кинотеатре 7.1
Идеальная реализация подобных схем на примере реальных инсталляций будет выглядеть следующим образом:
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1 Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 5.1
Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1 Домашний кинотеатр: идеальное размещение акустики по схеме 7.1
Однако даже неспециалисту понятно, что в обычной жилой или даже специально отведённой для ДК комнате идеальные условия расстановки АС выполнить непросто. Хотя бы потому, что в домашнем кинотеатре редко бывает один зритель, ещё реже удаётся обеспечить значительное удаление тыловых колонок и зрительских мест.
Как установить домашний кинотеатр? Правильное расположение колонок системы 5.1
К счастью, вариации допустимы, скомпенсировать же отступления от нормы помогут настройки AV-ресивера или AV-процессора. Таким образом, даже не придерживаясь идеала (в разумных пределах, как описано ниже), можно добиться «правильного» многоканального звучания.
Если ресивер оборудован современной системой автоматической калибровки колонок – воспользуйтесь ею, электроника скорректирует параметры самостоятельно при помощи прилагаемого к ресиверу измерительного микрофона. Его следует располагать на месте прослушивания, желательно на уровне головы. В то же время даже самые совершенные алгоритмы не в силах исправить ситуацию, если колонки расставлены со значительными отступлениями от приведённых выше схем. Вот допустимые компромиссы.
- Три АС впереди слушателей (фронтальные и центральная) могут располагаться в одну линию, а не по «окружности». При этом фронтальные колонки должны по возможности образовывать с местом прослушивания равносторонний треугольник.
- Тыловые громкоговорители могут находиться на меньшем удалении от зрителей, чем фронтальные, однако крайне желательно обеспечить расстояние хотя бы 1,5 м от каждого тылового громкоговорителя до ближайшего зрителя. Если зрительские места расположены вплотную к задней стене помещения, тыловые колонки должны быть настенными (подробнее см. далее).
- Сабвуфер не показан на схемах, поскольку его расположение напрямую зависит от помещения. В процессе инсталляции должны производиться расчёты акустики комнаты для заблаговременного выбора размещения НЧ-модуля. Либо выбор места установки сабвуфера производится в процессе инсталляции на слух. В среднестатистическом домашнем кинотеатре применяется один сабвуфер, в более продвинутых системах, а также в комплексах класса THX используются два одинаковых «низкочастотника», которые обычно располагаются под фронтальными колонками (или рядом с ними) либо в районе центрального спикера. В любом случае, должна сохраняться симметрия размещения АС.
Если комната небольшая (18-25 кв. м), то предпочтительной является поперечная схема размещения системы: экран в центре длинной стены, по бокам от него фронтальные АС, зрители находятся у противоположной длинной стены, желательно не вплотную к ней.
Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного».
Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.
Тип и размещение тыловых АС
Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы.
Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины.
Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов.
Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.
Выбрать 5.1 или 7.1?
Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.
Источник: www.ferra.ru
Рекомендации по размещению умной колонки
Качество звучания любой акустической системы чувствительно к её размещению в пространстве.
Это и отражение/гулкость/гладкость окружающих поверхностей, и расстояния до углов и стен, и резонансные частоты полаподставки, и даже пропорции помещения (ниши). Критичность характеристик заметно возрастает, когда такие системы должны поддерживать обратную связь и для этого снабжены микрофонами в общем корпусе с динамиками (в первую очередь — стремительно набирающие популярность умные колонки). Проблемы хорошо проиллюстрированы в рассказе о создании Яндекс.Станции.
Конечно, невозможно из 5-ваттного динамика малого диаметра, размещённого в крохотном корпусе, получить звук сабвуфера диаметром 40см в коробе объёмом в кубометр. Но, умело используя расположение колонки, можно усилить или уменьшить отдачу баса, нивелировать недостатки акустики помещения, и повлиять на качество распознавания команд микрофонами, встроенными в умную колонку.
Что можно порекомендовать, если Алиса плохо слышит вас, или звук слишком гулок?
Советы в Сети можно встретить самые разные, например:
Если опять вдруг много баса, снимите оба боковых пассивных динамика. Если опять слышите нелюбимый вам бас, открутите басовый динамик вообще. Если хотите не меняя частотной характеристики просто бас потише, то впаяйте переменное сопротивление (потенциометр) к одному проводу басового динамика и крутите его (не динамик, а потенциометр).
Но мы будем не разбирать колонку, а оперировать её размещением в пространстве и окружающими материалами.
Гулкость и мутность звука
- Хоть динамиков позади Яндекс.Станция не имеет, лучше обеспечить расстояние между задней стенкой и стеной не менее 1 ширины корпуса. Если позволяет интерьер — то больше.
- От боковой стенки Станции до ближайшей стены (плоскости шкафа, стола) — не менее 2 ширин корпуса.
- Если колонку пришлось расположить в мебельной нише — «разбейте» параллельность стенок. Например, поставьте пару книг под наклоном с другого края ниши.
- Если высота ниши ненамного больше высоты самой колонки — не рассчитывайте на хорошую распознаваемость. Переставьте полку выше, если есть возможность, или поищите более подходящее место.
- Ниша, в которой
- размеры кратны друг другу,
- сечение близко к квадратному,
скорее всего окажется источником резонансов и стоячих волн. Советуем «разбить» объём — и параллельность плоскостей — книгами, вазами, массивными фоторамками, итд. - При установке в углах (комнаты, стола, мебельной ниши) применяйте неравные расстояния до боковой и задней стенок. Это снизит вероятность возникновения модов (или стоячих волн), что проявляется в гуле, гудении, замутнении в области низких частот. Правило вдвойне важно для умных колонок, обычно имеющих круговую расположенность микрофонов в горизонтальной плоскости.
- Используйте некратные размерам корпуса расстояния в дополнение к неравным, например: 1,2 глубины корпуса до задней стены, и 2,3 ширины корпуса до боковой. Пробуйте варианты, руководствуйтесь интуицией и сравнивайте результаты.
- Хорошо, если стенки колонки (в первую очередь Станции) непараллельны стенам (особенно в мебельной нише). При этом повернуть к себе лучше ближайший к стене боковой динамик.
Да, ваш внутренний перфекционист вначале возмутится, но вы точно найдёте вариант, который вас устроит 😉 - И, наконец, меломаны часто подглушивают угол за колонкой, устанавливая поролоновые ловушки с сечением в форме прямоугольного треугольника со скруглённой гипотенузой (или представьте это сечение в виде четверти окружности, как удобнее). Если снизить резонансный гул предыдущими способами удалить не удалось, примените и этот.
«Отзывчивость» Алисы
Насколько хорошо слышит вас колонка, во многом зависит от высоты её размещения. С высоты журнального столика (это примерно 60см) Станция, Irbis A и Dexp Smartbox услышат вас намного лучше, чем с книжной полки над головой. Для Irbis и Dexp, возможно, окажется наилучшим решением закрепить их. вертикально на стене примерно на уровне головы.
Увы, производитель не предусмотрел креплений на этот случай, но неодимовые магнитики, двухсторонний скотч и другие крепёжные хитрости со смекалкой никто не отменял. И, кстати, у нас на вики есть целая коллекция готовых к печати моделей: 3D-модели полок и подвесок для умных колонок.
Что до стандартной установки колонки (микрофонами вверх) — отзывчивость наверняка улучшится, если поставить колонку напротив минимального расстояния от вас до стены. Эффект связан с отражением и рассеиванием высоких частот от стены над микрофонами колонки.
Такая линия перпендикулярна стене, и в геометрии называется высотой треугольника (если принять ваше обычное расположение в комнате за вершину треугольника).
По этой же причине хороший результат может дать на первый взгляд неудачное размещение колонки под потолком: потолочная плитка благодарно отражает «голосовой» и верхний диапазон частот от потолка прямо в микрофоны.
Ближние источники звука
Некоторые колонки (Станция, Станция Мини) умеют определять направление на голос и отрезать звуки, идущие с других сторон. Тем не менее, если поставить колонку у самых динамиков телевизора (не забывайте и отражение звука от близкой стены) — телевизор перекроет по громкости вашу команду, и колонке будет труднее её опознать.
Поверхности позади колонки
Если колонка стоит близко к стене позади, её (не выше колонки и на пару корпусов в стороны) полезно подглушить (те же книжки, ковёр на стене, и так далее). Как вариант, её можно «размыть», рассеять звук неравномерной, рифлёной, ячеистой или многослойной структурой (поролоновые диффузоры, даже вспененные обои или детская бумажная аппликация на картоне). Избегайте соседства с предметами, которые могут дребезжать или резонировать при повышении громкости (фоторамки с плохо прижатым стеклом, мелкие металлические инструменты, итд), а также предметов выше колонки — они могут ухудшить распознавание. По этой же причине лучше не глушить стену над колонкой.
Экспериментируйте; в вашем случае может оказаться лучшим оставить стену позади «как есть».
На что поставить колонку
Нижняя плоскость — лучше, конечно, «звонкая». Стеклянные, каменные столешницы, обычная мебель из ДСП вполне подойдут. А вот широкий пластиковый подоконник, хотя формально имеет подходящую поверхность, но из-за внутренней ячеистой структуры, специфики резонанса и размещения внутри оконного проёма даст завышенный и гулкий бас «на любителя».
В сети иногда советуют использовать подкладки под Станцию с целью приглушить бас. Но скорее всего, вы наоборот получите мутный и более глухой звук (зависит от характеристик материала и толщины подкладки). К тому же сабвуфер в «дно» Станции практически не звучит, а сама она и так имеет предусмотренный производителем хороший резиновый демпфер.
В любом случае, более важную роль играет точка размещения колонки на плоскости.
- К неправильности расстояний от колонки до краёв плоскости (столешница, полка, деревянный подоконник) применяйте те же рекомендации, что и к расстояниям до стен.
- Колонка по центру плоскости может дать дополнительный гул.
- Если плоскость слишком резонирует, приглушите её, например, амортизирующей нашлёпкой снизу (и тоже не по центру).
И немного о самом помещении
Рекомендации применимы и к комнате, в которой находится колонка. Все мы знаем, как звучит пустая комната во время ремонта или новоселья. Всё потому, что незаглушенные стены дают и эхо, и стоячие волны, усиливающие гудение (например, расстояние между стенами в 3,4 метра усилит известный «фон» в 50Гц и его гармоники). Зависит многое и от места прослушивания. Если слушатель находится в точке мода — он будет слышать низкочастотные гулы, незаметные в других местах комнаты.
Ловушки в углах, «ломаные» линии контуров помещения (за счёт мебели и различных предметов), исключение «квадратных», «кубических» и кратных пропорций, даже подвесные украшения на потолке — всё это улучшит качество звучания акустики в вашем доме.
Наши домашние питомцы 😉
При выборе места для колонки не забудьте про домашних животных. Если на верхнюю плоскость будут падать пыль и шелуха от трапезы хомячков или шерсть от соседства с кошачьей лежанкой — микрофонам это точно не понравится. А если, установив колонку, вы лишили законного места своего питомца — будьте готовы, что она будет использована в качестве когтеточки, а то и вовсе помечена — причём как котом, так и собакой. По словам одного из пострадавших )), чехол «неплохо стирается с мягким мылом».
Кроме того, стоит учесть, что, чем ниже расположена колонка — тем больше пыли будет на неё попадать. Но и чем выше — тем меньше внимания вы будете ей уделять при уборке.
Хочу колонку в душ!
Частый вопрос. Надеемся, что вы не просто купили устройство, но и прочитали к нему инструкцию (см. фрагменты).
Фрагмент инструкции к Яндекс.Станции
Фрагмент инструкции к Dexp SmartBox
Фрагмент инструкции к Elari SmartBeat
Фрагмент инструкции к Irbis A
Первое — и самое главное! — не забывайте, что ни одна из этих колонок не предназначена для эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью, и где могут (и будут) попадать брызги воды (в том числе с моющими средствами — а значит, химически и электрически активной) на корпус и внутрь него. Печатные платы этих колонок не имеют лаковой защиты компонентов, динамики невлагостойки и их диффузоры могут потерять форму, ухудшив и ослабив звук, открытые поверхности металла — покрываться патиной и коррозией. При повышенной влажности будет разрушаться и припой, что тоже однажды приведёт к выходу любимой колонки из строя. Вероятные остатки недосмывшегося заводского флюса также внесут свой вклад в разрушение электрического контакта.
В самом худшем случае Вы можете получить летальный или травмирующий удар током.
Исключение на сегодня — только аккумуляторная Elari, и то только в тот момент, когда она не подключена к зарядке.
В менее печальном сценарии колонка будет просто постепенно разрушаться каждый день.
Второе: не пытайтесь как-то модифицировать колонку! Или оборачивать её, к примеру, в полиэтилен.
Вы лишите компоненты возможности естественного охлаждения, что кончится перегревом и — возможно — выходом из строя. При этом, скорее всего, вы не избавитесь от влаги внутри, а наоборот — спровоцируете появление конденсата. И наконец, что при этом останется от звука?
Да, условия у всех разные. И ‘обычная влажность’ — понятие растяжимое. И площадь ванных комнат может быть и 6 и 20 «квадратов». И разный потолок. И у всех по-разному работает (или не работает) вытяжка.
По-разному устроены душ, ванны, и количество пара и брызг от них во время мытья и других процедур.
Так что все подобные опыты — на личный риск хозяев.
Если всё же решили «прописать» колонку в ванной комнате — то хотя бы а) подальше от брызг и пара (а это значит не на большой высоте, в том числе, если нет кабины и хорошей вытяжки, б) на пути протока воздуха к этой самой вытяжке, но не со стороны душа а, скажем, двери (все равно маленький сквознячок, да имеется). И будет хорошо после того, как вышли из ванной, забрать колонку с собой — в сухое место.
Надеемся, наши рекомендации окажутся вам полезны.
- FAQ(ЧАВО)
- Решение проблем
Источник: wiki.yaboard.com
Как повесить колонки на стену
Когда мы слушаем музыку или смотрим фильмы, нам хочется, чтобы звук был объёмным и высокого качества. Это зависит не только от характеристик самих колонок, но и от способа их размещения и крепления. О последнем важном элементе – креплении, мы расскажем в нашей статье.
Как повесить колонки на стену своими руками
Крепление к стене имеет ряд преимуществ. Колонки можно установить на свой вкус и подобрать элементы монтажа так, чтобы они стали частью дизайна системы. Прежде чем приступить к монтажным работам, необходимо составить чертёж элементов будущей конструкции. Подходящую схему можно найти в интернете.
Затем согласно выбранной модели закупить необходимые детали, предусмотреть необходимый для работы инструмент (сварочный аппарат, дрель и т. д.) и элементы крепежа (болты, гайки, шайбы и др.), подготовить клеевую смесь.
Какое крепление для колонок выбрать
Акустические системы различаются по весу, мощности и размерам. В соответствии с этими параметрами следует выбирать способ их установки. В зависимости от ваших технических навыков, вы можете приобрести готовые детали сборной конструкции либо самостоятельно изготовить крепление.
В продаже можно найти различные кронштейны и стойки, их характеристики подбираются под массу и размер аппаратуры. Цена варьируется: недорогие крепежи китайских производителей подходят для лёгких и небольших АС, в то время как дорогостоящие варианты способны выдержать вес до 15 кг и выше. Промышленный крепёж не доставит проблем при установке. Он легко монтируется и регулируется в зависимости от размеров звукового оборудования. Однако его покупка может ощутимо ударить по карману. Перед началом работы следует определиться с методом крепления:
- С помощью кронштейнов.
- На петлях.
- На винтах.
- Посредством стойки.
ВАЖНО. От выбранного способа будут зависеть параметры звучания. Правильный монтаж позволит получить звук высокого качества и отличной слышимости.
Кронштейн для колонок на стену своими руками
Преимущество этого способа – возможность сделать крепёж под свои запросы. Это надёжный и долговечный метод крепления акустики, удобный в небольших помещениях.
Недостаток – могут возникнуть сложности у неопытного пользователя (использование сварки и т. д.). Во многих случаях приходится сверлить отверстия в корпусе колонки. В категории до 5 килограмм будет достаточно лёгкой конструкции.
Для работы понадобятся:
- металлические уголки (как вариант, разборные дверные петли);
- анкерные болты (или шурупы, саморезы);
- ДСП.
НА ЗАМЕТКУ. Полочку из ДСП использовать необязательно, однако, она создаёт дополнительную жёсткость фиксации аппаратуры.
Уголки продаются в строительных магазинах, выбираются по длине АС. Размер ДСП подбираем под габариты колонок. При необходимости проводим подготовку уголков: подгонку по размерам, шлифование и т. д. Намечаем на металлических деталях и в стене отверстия, просверливаем их. Закручиваем подготовленные уголки, затем по желанию устанавливаем на них полку, прикручиваем её.
ВНИМАНИЕ. Чтобы обеспечить устойчивость и жёсткость конструкции, применяйте анкерные болты.
При использовании петель на каждую колонку понадобится по 2 детали. Сторона с выемкой крепится к стенке, противоположная со штырём стыкуется с аппаратурой. Чтобы звук не резонировал, необходимо оставить зазор между стеной и акустикой (до 40 см).
Непосредственно сами АС можно фиксировать несколькими способами:
- дополнительным уголком, расположенным сверху, с одной стороны, он привинчен к корпусу устройства, с другой – прикручен к перегородке;
- с помощью верёвок (или иных упругих элементов), которые крепятся к стенке;
- на клеевой основе, фиксируя акустику к полке.
ВАЖНО. Колонки, как правило, размещаются слегка наклонёнными вперёд и в перевёрнутом состоянии. В этом случае распространения звука идёт в сторону слушателей, а не в потолок.
Для тяжёлых изделий понадобится усиленная конструкция. Подбираем по четыре металлических трубы (две для стены и две для пола) под каждую колонку и соединяем их сваркой между собой так, чтобы они образовали форму буквы «г». Вариантов соединения со стенкой существует два:
- анкерными болтами;
- цементированием.
В первом случае действуем по ранее указанной схеме. Во втором варианте в стене сверлятся достаточно глубокие и большого диаметра отверстия, в которые вставляем трубы и заливаем их цементом (или свинцом). Ножки конструкции с помощью цементного раствора соединяем с полом. Следует подождать, пока используемая смесь застынет. Сверху можно прикрутить полочку из ДСП.
При желании, красим полученное изделие. Акустику можно зафиксировать одним из упомянутых ранее способов.
Источник: setafi.com