Как прожить без телевизора

В последнее время становится все более популярной тема побега от цивилизации. Американские амиши находятся в таких бегах уже триста лет.

14 июня 2022 4

Тот, кто говорил, что бытие определяет сознание, малость подвирал (что вообще случалось с ним нередко). На самом деле сознание может сперва это самое бытие под себя как следует обустроить, а уж потом удобно в нем устроиться — пусть себе определяет, сколько влезет.

Пример такого обустройства мы можем увидеть, обратившись к истории и быту одной из меннонитских американских сект — амишам.

Кто такие амиши

В середине XVII века в Швейцарии жил человек по имени Якоб Амман. Был он проповедником, приверженцем протестантского учения меннонитов. Но постепенно стало ему казаться, что меннониты (довольно строгая секта, буквально помешанная на нравственных добродетелях) уж слишком либерально относятся к греху и грешникам, уж слишком готовы прощать и идти на компромиссы со светскими законами.

Все закончилось тем, что Якоб Амман переехал в Эльзас, собрал там вокруг себя группу таких же идеалистов-единомышленников (они назвались «амишами» в честь своего учителя) и в конечном счете переехал с ними в Новый Свет, оставив Свет Старый гнить в своих пороках. На сегодняшний день насчитывается около 200 тысяч амишей. Живут они в замкнутых общинах, в основном на территориях Огайо, Индианы и Канады. Но самое большое поселение находится в Пенсильвании, в округе Ланкастер, который неофициально именуется «страной амишей».

ШАМАН против ШЕВЧУКА, НЕВЗОРОВ — РУСОФОБ? / Человек без Телевизора

Мировоззрение амишей

Амиши искренне верят, что окружающий мир — это игровая площадка дьявола. Полигон, на котором ему позволено прививать пороки к хрупким росткам человеческих душ. И лишь самые стойкие ростки сумеют пережить это морозное пламя преисподней и воссоединятся с Творцом на небесах.

Творец, правда, чуточку жульничает. Для немногих избранных и любимых своих чад он создал нравственные оазисы, в которых избежать искушений куда легче. Оазисы эти называются общинами амишей, и лишь пребывая под их надежной защитой, строго выполняя правила Орднунга (местный устав, регламентирующий любые мелочи быта и поведения), есть шанс ожить после смерти и не увидеть вокруг пылающие костры и суетящиеся над вертелами лохматые фигурки.

Читай также

Жизнь амиши рассматривают как тяжкий труд и вереницу бесконечного страдания, смирения и испытаний. Чем старательнее ты усмиришь свою гордыню, спеленаешь сладострастие, растопчешь в грязи гнев, тем больше у тебя шансов на выигрыш в Божественной лотерее вечного спасения.

Амиши — абсолютные непротивленцы. Ты можешь подойти к амишу, плюнуть ему в лицо, дернуть за бороду и дать пинка — он будет лишь молиться за твое спасение (ну или звать на помощь заступников из числа грешников: охранять свои поселения полиции штата амиши все-таки позволяют). Ударить амиша — все равно что ударить ребенка. Это прекрасно знают все американцы.

Тем чудовищнее им показалось происшедшее два года назад событие, когда в школу амишей — однокомнатный домик с хлипкими дверями — ворвался вооруженный маньяк Чарльз Карл Робертс Четвертый, выгнал из класса мальчиков и учительниц, расстрелял десять маленьких девочек (семь из них погибли) и пустил себе пулю в лоб. Америка была в ужасе и прокляла навеки имя преступника, амиши же после похорон явились к жене Робертса и сообщили, что родители погибших девочек прощают ее мужа. А так как у вдовы маньяка оказалось трое детей, семьи погибших создали фонд, куда перечислили средства на их воспитание и образование.

Как я живу 7 лет без телевизора. #МихаилШагин

Бороды, кебы и чепчики

В целях борьбы с искушениями амиши считают необходимым вести самую простую и безудержно трудовую жизнь в максимально лишенных соблазнов цивилизации условиях.

Почти все они работают на земле. Живут в домах, построенных собственными руками. Под абсолютным запретом в общине телевидение, телефоны, кино, компьютеры, танцы и музыка (кроме церковного хорового пения). Носят они ту же одежду, которую носили их предки-эльзасцы триста лет назад. Мужчины — темную куртку, домотканую рубашку, штаны на подтяжках и фетровую черную шляпу.

Женщины — однотонное туск­лое платье до пят, фартук и чепчик. Дети лет до двенадцати бегают босиком, а став старше, навеки прячут свои ноги в тяжелые черные ботинки с черными же чулками.

В их домах нет ни электричества, ни отопления, разрешены только печки вроде буржуек и керосиновые лампы. Строго придерживаясь правил Ветхого завета, амиши считают греховным любое изображение людей и животных, поэтому в их доме нет картин, а у самих амишей почти нет документов, так как фотографироваться им запрещает религия.

Любое украшательство запрещено. Амишам нельзя даже разводить растения только для красоты, поэтому рядом с их домами ты не увидишь цветов. Лишь в дни праздников они могут украсить помещения пышными пучками сельдерея, базилика и других полезных обитателей огорода.

Высшее образование, считается, развращает душу, поэтому единственное, что светит юному, жадному до знаний амишу, — это восьмилетнее посещение общинной школы. Там, собрав в одном классе учеников от семи до шестнадцати лет, старшие члены общины обучают их чтению, счету, письму, основам геомет­рии, агрономии, столярному искусству и домоводству — всему тому, что может быть полезно фермеру. Ибо «многие знания — многие печали», всякие истории с литературами и прочие алгеб­ры до добра не доведут.

Довольно рано заключив брак, амиш строит себе с помощью общины дом, который вскоре начинает наполняться обитателями. Так как любая контрацепция категорически запрещена, семь­и амишей обычно могут похвастаться десятком-другим детей. Поскольку грязь — это проявление греха праздности, дома и улочки амишевских поселений сверкают немецкой чистотой; такой концентрации опрятности, наверное, не найти более нигде на планете.

И, конечно, жизнь каждого амиша тесно связана с «багги» — строгой черной повозкой-кэбом. Водить автомобиль амишам нельзя (в случае большой нужды можно поехать пассажиром), поэтому багги — практически единственно возможный для них способ передвижения. На совершеннолетие каждый юноша-амиш обязательно получает такую повозку и лошадь в придачу.

Еще по теме:  Телевизоры панасоник viera отзывы

Читай также

Румшпринга

Тем не менее у дьявола тоже должен быть шанс. Поэтому в шестнадцать лет каждый амиш — и мальчик, и девочка — получает право на «румшпрингу»*.

Это значит, что отныне он несколько лет может заниматься чем угодно. Носить джинсы и кеды. Красить волосы в малиновый цвет. Пить алкоголь и курить. Уехать в большой город и предаваться там разврату.

В общем, отрываться. Община будет оплачивать все эти мероприятия, и никто из близких и знакомых не скажет румшпрингеру ни слова упрека, даже если того придется выкупать под залог из лап закона за солидные деньги. А учитывая, что период румшпринги у амишей начинается за несколько лет до того, как законы штата позволят ему покупать спиртное и заниматься сексом, неудивительно, что румшпрингеры — серьезная головная боль для местных блюстителей порядка.

С одной стороны, казалось бы, молодняк нужно срочно сдавать под контроль органов опеки, с другой — всем понятно, что для несчастного ребенка это, возможно, единственный шанс оттянуться в жизни по полной. Поэтому на вечеринки несовершеннолетних амишей полиция старается смотреть сквозь пальцы.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Двадцать один год — тот крайний срок, когда румшпрингеру нужно делать выбор. У него два пути. Путь первый: он возвращается домой, надевает черную куртку и становится амишем. Больше он никогда не сядет за руль машины, не поцелует симпатичную девушку, не посмотрит кино, не попробует даже капли пива.

Община проводит над ним обряд крещения и признает своим полноправным членом.

Путь второй: румшпрингер принимает решение не возвращаться. С этого дня он будет считаться для всех своих друзей и близких умершим. Ни отец, ни мать, ни сестры с братьями не скажут ему ни слова. В его родной деревне ему не подадут даже глотка воды. И лишь публичное раскаяние может дать ему шанс.

В отдельных случаях главы общины принимают обратно и румшпрингеров старше 21 года, если они абсолютно уверены, что человек пол­ностью осознал свой грех и готов теперь искупать его тяжелым трудом и безграничным смирением.

Невозвращенцы

Всего 15 процентов румшпрингеров не возвращаются в общину. И это еще очень много. Конечно, искушение свободой велико, но не стоит забывать, что для человека в возрасте 17–20 лет перспектива потерять разом всех своих друзей и близких — настоящая катастрофа. Тем более что мало кто так плохо пригоден к одинокой и независимой жизни в современном обществе, как юный амиш, чей жизненный опыт равен примерно нулю с половиной и чье специ­фическое образование не сулит ему иные перспективы, чем работа сезонным рабочим, официантом в забегаловке или грузчиком. А если он при этом уверен, что в случае невозвращения его ждет вечная гибель души… В общем, нужно признать, что 15 процентов — это очень много.

Чаще всего невозвращенцами становятся не юноши, а девушки, особенно привлекательные девушки, которые успевают найти себе друзей и заступников в грешном мире и, соответственно, имеют больше надежд на счастливую жизнь в условиях свободы.

Амиши и внешний мир

Амиши искренне убеждены, что мы с вами — существа потерянные для грядущей жизни. Именно поэтому нам в благом своем стремлении Господь позволяет напоследок порезвиться. Секс, алкоголь, развлечения, животные инстинкты, бриллиантовые колье и крутые тачки — это все напоминает дорогие и яркие игрушки, которые в семье покупают на последние деньги смертельно больному ребенку. Мы все равно погибли — зачем нас мучить крестом и испытаниями?

Наиболее гадкие из нас пойдут в пищу дьяволу, а прочие просто исчезнут как утренняя роса, не оставив ни следа от себя. Конечно, и в нашем скотском мире человек может спастись, но шансов очень мало, и только необъяснимый Божественный промысел может избрать кого-то из нас для жизни вечной… Впрочем, шансов почти нет.

А вот у амишей все шансы есть. Потому что они хорошие, правильные и любимы Богом. Так что на окружающий мир амиш смот­­рит с сожалением и сочувствием, но старается ни к кому из неверных слишком не привязываться, дабы не разбивать себе сердце. Когда толпы туристов, разинув от восторга рот, любуются из автобуса на черный багги амиша, на его самого, восседающего на козлах, на покорную супругу в полотняном чепчике и на стайку стриженных «под горшок» детишек, амиш улыбается, но отводит глаза. Ибо он скорбит о нас.

О бедности

Тот, кто считает слова «скромный» и «нищий» синонимами, с точки зрения амишей не прав. Никогда идеалы бедности не были фирменной маркой амишей. Наоборот. Якоб Амман обещал им Землю обетованную, и они ее получили в виде жирного чернозема мирной Пенсильвании, где благой климат позволяет фермеру снимать самые обильные урожаи.

Амиши в основном сдают свои товары перекупщикам, так как их образ жизни не очень располагает к современной коммерции. Но и при таком подходе общинные кассы и частные счета сектантов являются весьма плотно набитыми кубышками.

А с тех пор как средний класс Америки немножко съехал с катушек на тему натуральной пищи, то мед, сыры, кукуруза и мясо с амишских ферм стали цениться невероятно высоко. Ведь эти парни не используют ни химических удобрений, не пестицидов, ни сельскохозяйственных машин — попробуй найди более гарантированную экологически чистую пищу.

Другими фирменными товарами амишей являются деревянная мебель и лоскутные изделия в стиле пэчворк. Отсутствие телевизоров и светской жизни располагает к разного рода рукоделию, поэтому мужчины тут отдыхают по вечерам, изготавливая столы, комоды и прочие стулья. Это очень надежная и очень старомодная мебель (ни модели, ни техника изготовления не менялись у амишей с конца XVII века), и стоят все эти комодики бешеных денег.

Еще по теме:  Bq телевизор чья фирма

Дамы же, обложившись стопками разноцветных лоскутков, создают «килты» — лоскутные одеяла и ковры со сложной геометрией узоров. Один такой килт может стоить тысячу, а то и полторы тысячи долларов. Стругают их незамужние молодки долгими зимними вечерами в оптовых количествах. Поэтому средний амиш — это весьма богатый человек.

Парадоксы логики

Если спросить амиша, зачем ему такой интересный образ жизни, он ответит, что придерживается евангелических правил, которые велят всем порядочным людям вести жизнь простую, скромную, лишенную гордыни.

Но в XXI веке куда проще пользоваться машиной, чем лошадью, и куда естественнее держать дома электрические лампы, чем раскочегаривать керосинки. А уж что до скромности внешнего облика, то в наше время нет ничего скромнее джинсов, футболки и бейсболки, к тому же они не в пример дешевле изготовленных из натуральных тканей и сшитых вручную сложных одеяний амишей и их супруг.

Ход цивилизации перелопачивает любые устои. То, что было когда-то рос­кошь­ю, стало дешевкой, и роскошью становится уже отказ пользоваться этим приспособлением.

Амиши, например, практически не используют пуговицы. Мужчина может нашить несколько штук на пальто, но тогда не имеет права войти в порочном одеянии в молельный дом — пальто нужно будет оставить при входе. Во всех остальных случаях амиши пользуются крючками, петельками, тесемками и ленточками. И никого не интересует, что стальной крючок с петлей из домотканой тесьмы кропотливой ручной работы сейчас в сто раз дороже пластмассовой пуговицы — одной из тех, которые мириадами сыплются со штамповочных машин. В XVII веке пуговицы (металлические, костяные, из полудрагоценных камней) были дорогим ювелирным украшением — и этого достаточно.

А уж отказываться до последнего от качественных медицинских услуг (даже стационар скорой помощи власти штата размещали в Ланкастере через вой и зубовный скрежет местных обитателей) — это уже явно попахивает самоубийственными наклонностями, что, как мы знаем, худший грех для любого христианина. И если уж говорить о гордыне, то есть подозрение, что амиши, как и все мы, проваливаются на этом экзамене.

Видимо, эти же мысли посещали тех религиозных лидеров амишей, которые в 60-х годах XX века откололись от основной общины и создали новые, с более современными «орднунгами». Разрешили машины, горячую воду в доме, медицинские страховки, компьютеры даже и прочие игрушки дьявола (конечно, с разными оговорками). В результате амиши старого чина извергли соблазненных собратьев из своих рядов. Так что теперь несколько амишских сект, практически не контактирующих друг с другом. Впрочем, самыми многочисленными по-прежнему остаются наиболее строгие и ортодоксальные амиши старого чина.

Источник: www.maximonline.ru

Как прожить без телевизора

«Я родилась и выросла в Перми. В 14 лет я поступила в художественный колледж, а в 18 стала студенткой Санкт-Петербургской академии художеств и с тех пор жила вне родительского дома. В 17–18 лет я поняла, что есть большие художники, гении, таланты, которым нужно заниматься искусством, а есть мейнстрим, и я не хотела быть его частью (постфактум я понимаю, что тогда была по-юношески категорична). Тогда же я открыла для себя историю искусства, и решила изучать его. Сейчас я доктор искусствоведения.

Совет первый — концентрироваться на важном

Я всегда была интенсивно погружена в процессы творчества и учёбы. Во время учёбы в Академии нам было совсем не до телевизора. Мы читали книги и не очень интересовались тем, что происходит в стране и мире. Всё наше время и внимание занимала история искусств.

Так я привыкла жить без телевизора. Я очень много училась, сейчас много преподаю и исследую, поэтому и так перенасыщена информацией. Оказалось, я просто не могу смотреть телевизор в фоновом режиме — он рассеивает моё внимание. Когда я останавливаюсь в отелях, где есть телевидение, то провожу «включённое наблюдение». Например, в конце 2020 года в Нью-Йорке я наблюдала по телевизору за тем, как город борется с пандемией и снежным штормом.

В общем, телевидение для меня — тоже научный объект. С его помощью я изучаю современную культурную и информационную повестку. В развлекательных же целях телевизор мне скорее только мешает жить так, как хочется.

Совет второй — освободить пространство в быту и в сознании

Я много переезжаю. В последние десять лет я жила в разных странах и городах – в Перми, в Петербурге, в Москве, в Нью-Йорке, в Хельсинки. Когда часто меняешь место жительства, ничто не располагает к тому, чтобы заводить привязанность к вещам. Я всегда снимала квартиры без мебели — не люблю вещи других людей, поэтому ищу пустое жильё, а мебель покупаю или привожу свою. А перед очередным переездом продаю ненужное.

Что точно должно быть в моей квартире — это место для работы. Я забочусь о том, чтобы со мной переезжал мой стационарный компьютер, стул и стол. Это первый пункт каждого моего переезда. В работе важен комфорт.

Когда я переезжала в Санкт-Петербург и отправляла вещи машиной, то какое-то время мне пришлось жить в пустой квартире с компьютером и ковром. Я прекрасно спала на ковре, меня это совершенно не угнетало. Сну я уделяю большое внимание, потому что это напрямую связано с работой мозга, но конкретно это микро-неудобство меня не смущало.

В последние годы я живу в маленьких квартирах. В них с трудом могут поместиться два человека, поэтому у меня есть две тарелки и две чашки на тот случай, если кто-то придёт в гости. Тратить много времени на готовку я не вижу смысла, поэтому оборудовала микро-кухню с одноконфорочной индукционной плиткой и чайником. У меня есть диван, полка для книг и встроенная гардеробная система.

И всё. И это совершенно осознанный выбор.

Совет третий — избавиться от холодильника

Еще по теме:  На девочку упал телевизор

В нашей обычной жизни мы едим не очень много. Когда у людей есть холодильник, они часто покупают больше продуктов, чем могут съесть, и поэтому еда часто портится. Если ты рационально относишься к теме еды и чётко понимаешь, чего и сколько съедаешь за день, как организован твой режим питания, то необходимость в холодильнике отпадает сама собой.

Моя мама долгие годы переживала, что у меня нет холодильника, и всячески пыталась мне его купить. Но оказалось, что это, как и телевизор, ненужная мне опция. Только место занимает.

Когда в бедном студенчестве 1990-х у нас появлялись деньги, мы шли на Василеостровский рынок, покупали продел из гречки, морковь, картофель и свёклу. Эти продукты не требовали хранения в холодильнике, поэтому мы складывали их на подоконник и жили так несколько дней. Молочные продукты мы, кажется, даже не покупали. Ходили в академическую столовую — она находилась близко.

Сложно вспомнить, ели ли мы что-то другое. На вечеринках готовили плов из «ножек Буша». Это была праздничная еда, поэтому её тоже не нужно было хранить — мы всё тут же съедали.

В иерархии жизненных целей и задач еда занимала далеко не первое место — все были сконцентрированы на искусстве. Много времени проводили в мастерских и библиотеках, где засыпали над книгами. В свободное время тоже говорили об искусстве. Вопросы, связанные с едой, оставались на периферии. Отношение к еде сформировалось такое: она нужна просто для того, чтобы не умереть.

Совет четвёртый — оставлять самое необходимое

Особенность работы всех учёных состоит в том, что рано или поздно накапливается целая библиотека книг. Поэтому к их отбору я стала подходить тщательно и покупала только те, которых нет ни в библиотеках, ни в электронном виде. Все они должны быть напрямую связаны с моей профессиональной деятельностью. Надо признаться, несколько исключений из этого правила всё же есть — это любимый фикшн, который я могу перечитывать с любого места и знаю едва не наизусть, книги которые меня вдохновляют: «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера или «В дороге» Джека Керуака. Последние куплены в нью-йоркских Barnes https://realty.ya.ru/journal/post/kak-byt-minimalistom-i-zhit-bez-televizora-i-holodilnika/» target=»_blank»]realty.ya.ru[/mask_link]

Как жить без телевизора?

Как жить без телевизора?

Более пяти лет в нашей квартире нет телевизора. Я к этому так привыкла, что даже не хочу покупать этот дивный агрегат. Вот, честно: в свой лист желаний давно внесла и мультиварку, и кофе-машину, и еще один ноутбук, но не телевизор.

Как жить без телевизора?

Равнодушие к электроприбору возникло не из-за финансовых возможностей или религиозных убеждений. В чем же причина — расскажу по порядку.

Нехватка или норма?

Привычка обходиться без телевизора появилась еще в первой съемной квартире. Компьютер с ТВ-тюнером позволил отложить поход в магазин. Мы смотрели выпуски новостей, любимые передачи, при этом экономили место в однокомнатной квартире. Вместо нового телевизора мы покупали более нужную бытовую технику. Короче говоря, сплошные плюсы!

Пресыщение эфиром

В прошлом году мы часто гостили у родственников. Так сложились обстоятельства. Естественно, пришлось находить компромиссы между своими привычками и чужим бытом.

Сегодня речь о телевизоре. Так вот: сей агрегат вещал с утра до глубокой ночи. Громогласное звуковое сопровождение воспринималось как норма. Даже если все вышли во двор.

Только там я окончательно убедилась в примитивности ток-шоу и сериалов. Девушки, если вам нравятся многосерийные мелодрамы, простите меня за резкость, ведь пристрастия у всех разные 🙂 Мне, например, не по душе однотипные рассказы о современных золушках или публичные обсуждения чужой жизни.

По-моему, можно повредиться умом, если в течение дня десятки раз слышать анонсы «мыльных опер» и ток-шоу. Добавьте к списку глуповатые мультфильмы и такие же передачи. А чего стоит реклама?! В общем, я страдала от информационной передозировки!

Конечно, мрачные эфирные будни разбавлялись хорошими сюжетами или добрыми мультиками. Чего стоят «Смешарики» и «Фиксики»! Забавные персонажи до сих пор дарят мне улыбку.

Когда мы переехали в свою квартиру, долго радовались тишине. Как в том анекдоте про душного козла в «однушке»: сначала людям сделали плохо, а потом вернули то, что было. В итоге всем стало хорошо! У нас похожая ситуация, но с телевизором.

Время для общения

У родственников есть еще одна привычка, которая мне не подходит. За столом они практически не общаются. Все жуют и вглядываются в экран. Изредка обмениваются комментариями. Нет, никто не устраивал бойкоты –телевизор является участником посиделок уже много лет.

Мне кажется, люди и так тратят много времени на работу и домашние дела. Зачем отворачиваться друг от друга еще и за ужином? Лучше уделить внимание семье, чем наблюдать за вымышленными персонажами.

Закрепление привычки

Если раньше просмотр вечернего выпуска новостей был семейным ритуалом, то сейчас я читаю публикации на сайтах телеканалов или интернет-изданий. В какой-то момент мне захотелось получать информацию «в сухом остатке», а не вперемешку с душещипательными сюжетами.

Я читаю новости о событиях в мире, не отвлекаясь на рекламу или субъективные комментарии ведущих. Понимаю, что найти по-настоящему правдивую информацию сложно, но можно хоть чуток оградить себя от бредовых сюжетов.

Кроме выпусков новостей есть интересные фильмы и популярные шоу. Их я тоже нахожу на web-просторах. Мне кажется, лучше потерпеть денек-другой, пока видео разместят на сайте, чем нервничать из-за рекламы.

По этим причинам на нашем компьютере давно не запускалась программа просмотра телепередач. При этом ни у кого из домочадцев не развивается «телевизорофобия», а пульт не стал запрещенным объектом.

Никого не призываю накрывать телевизор салфеткой или отправлять его в ссылку на дачу. Кому-то нужен звуковой фон, а я избегаю шума. Кто-то отдыхает перед телевизором, а мне больше нравятся интересные статьи.

А можете ли вы представить свои будни без телевизора?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: psiholog.mirtesen.ru

Оцените статью
Добавить комментарий