Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.
1. Ориентируем систему по длинной стороне зала
Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.
Как улучшить звучание телевизора? / Как подобрать акустическую систему для телевизора?
2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние
Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.
3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания
Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.
4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник
Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.
5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров
Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).
6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом
Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.
7. Снимаем грили
Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.
8. Развязываем колонки от пола
Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.
9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы
Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.
10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!
Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.
Источник: www.hi-fi.ru
Стерео система: как правильно расставить акустику?
Для получения качественного стерео-эффекта акустические системы в комнате нужно установить определенным образом, так, чтобы зона прослушивания находилась в вершине.
Прежде чем думать о правильной расстановке акустики, убедитесь в ее качестве.
О расстановке подобия акустики — в форме мыльницы, из дешевых коробочных наборов типа Sony. LG . Samsung и им подобных — читайте прилагаемую инструкцию. никаких хитростей тут нет и быть не может. Это игрушечная техника, и добавить тут нечего…
Напротив, настоящая, хорошая акустика должна обладать:
Большим корпусом, иначе объем сцены она не передаст. И глубину тоже.
Крупным басовым динамиком — 10 дюймов или два по 8 минимум два по 6.5.
Прочным не звонким корпусом и большим общим весом, 25 кг и более.
Желательна возможность подстройки НЧ и ВЧ звена ( как у Dynavoice Definition DF-8) — для подстройки под помещение
Запасом мощности, иначе на пиках она перегрузится и может выйти из строя
И самое главное. Комната, в которой ставится акустика, стерео система это или домашний кинотеатр, должна соответствовать определенным акустическим данным, быть правильно задемпфирована. Без выполнения этого важного условия говорить о расстановке не имеет смысла, качественного звука и тем более звуковой сцены Вы не получите….По причине внутрикомнатных переотражений и резонансов.
В нашем салоне мы не будем навязывать Вам определенную модель только потому, что ее надо продать или она везде рекламируется, что еще не есть показатель ее качества. Мы предложим Вам самое лучшее с точки зрения соотношения цена — качество. И нашего опыта. Зачем переплачивать только за шильдик? Вам нужна хорошая акустика — нам есть что предложить, слушайте, выбирайте сами, мы только подскажем.
В голой бетонной комнате без акустической обработки хорошего звука добиться НЕВОЗМОЖНО никакой правильной расстановкой!
Образно говоря, в бочке бесполезно пытаться искать правильное расположение, если не устранены вредные пере-отражения.
Комнатные резонансы никуда не исчезнут и будут портить вам жизнь, пока Вы их не устраните классическими методами. И чем меньше комната, тем это сложнее. В помещении менее 20 метров и с потолками ниже 2.7 получение хорошего звука весьма проблематично, а зачастую невозможно. Без надлежащей акустической обработки. Это общепринятая специалистами-акустиками аксиома.
Второе. Акустика должна быть качественная, выполненная по законам физики а не дизайна. Тонкие мензурки и столбики годятся только для домашнего кинотеатра и для стерео в большинстве непригодны. Тут как в басне «Квартет». А Вы друзъя как не садитесь, все в музыканты не годитесь..
Настенное расположение акустики для стерео тоже недопустимо , а годится только для кинозалов, где принципы формирования звуковой сцены совершенно иные, акустика в стерео обязательно должна отстоять от стены для полноценного воссоздания и передачи виртуального»объема». Поскольку стерео — картинка формируется за счет фазовых сдвигов.
Стерео-формат разработан в далекие 50-е годы прошлого века с целью получить, всего с помощью двух каналов, объемное звучание. Для получения качественного стерео-эффекта, и соответственно виртуальной «звуковой сцены» акустические системы в комнате нужно установить так, чтобы область прослушивания находилась в вершине равностороннего треугольника. Точка самого лучшего эффекта располагается в зоне от 0.5 до 1.4 расстояния между акустикой (см. схему ниже).
В отличие от современных многоканальных систем, формат «стерео» для получения пространственного эффекта требует соблюдения строгой симметрии установки АС в помещении, а построение «звуковой сцены» и особенно ее глубина и размер зависит целиком и полностью от акустической обработки фронтальной и боковых стен комнаты прослушивания, тут важно добиться оптимального соотношения отражение/поглощение, применяя различные акустические материалы и корректируя положение АС относительно фронтальной стены (ближе-дальше). И именно с акустики самой комнаты надо начинать.
Следует иметь ввиду, что в акустически неподготовленном помещении получить качественный звук невозможно. Независимо от стоимости техники.
Углубить и расширить звуковую сцену можно, применив дополнительные небольшие АС, направленные на фронтальную стену и установленные на фронтальных АС. Включение их производится противофазно. За счет отражения от стены создается эффект «глубины» сцены, правда за счет некоторого ее «размывания». Этот принцип используют в топовых моделях некоторые производители.
В любом случае важно добиться подавления ранних отражений, именно они больше всего искажают звуковую картину.(драпировка боковых стен и коврик перед акустикой — как минимум..)
Задняя стена должна давать максимальное рассеяние звука. Получить эффект»большого зала» в маленькой комнате можно исключительно с помощью акустической обработки, применяя диффузоры Шредера и им подобные рассеиватели звуковой энергии. Другого способа не существует. И никакие ухищрения тут не помогут.
Очень важно то, как производилась запись, и какая информация заложена в ней. Качество фонограммы для получения объемной сцены играет большую, если не решающую роль.
Расстояние между колонками в стерео может быть любым, при условии правильного расположения точки прослушивания, это целиком определяется размером помещения.(чем шире стерео-база — тем дальше нужно сидеть…)
Для лучшего звучания на ВЧ, колонки следует немного развернуть в сторону центра. Особенно касается АС с ленточными твитерами( у них острая направленность излучения).
Наилучшее расположение в конкретной комнате индивидуально и зависит, как от акустических свойств конкретного помещения, так и от его заполненности мебелью. Конкретных рекомендаций давать сложно, все находится экспериментальным путем.
Еще на заре развития аудио, в далеких 50-х годах, в популярной статье журнала «Радио» о качественном воспроизведении указывалось :
Следует помнить, что система, хорошо звучащая в одном помещении может хуже или совсем плохо звучать в другом….
И еще оттуда — Стоит помнить, что зачастую зарубежные компании намеренно усложняют аудио-технику исключительно из рекламных соображений…Тут добавить нечего.
На схеме, разработанной Институтом радиовещательного приема и акустики имени А. С. Попова ИРПА
СССР еще в 70-е годы прошлого века, показано правильное расположение акустики и зоны стерео-эффекта. Зона 1 соответствует наилучшему эффекту, зона 2 — удовлетворительному. В точке «М» наблюдается наилучшая прорисовка сцены и музыкальных образов.
Если расставить акустику шире, чем на схеме, Вы не получите виртуальную сцену — стерео-эффекта не будет. А будет просто звук из каждой колонки с провалом между ними.
Следует заметить, показанная диаграмма не учитывает как формы помещения, так и расположения акустики в нем, и, в случае наличия с одной из сторон,например — проема, окна или стены — звуковая сцена смещается в сторону и это надо учитывать при расстановке
Источник: cinemascop.ru
Как правильно разместить акустику
Сначала поговорим о комнате прослушивания! Комнаты бывают весьма разные по размерам, поэтому попытаюсь учитывать более распространенные случаи.
Кстати, я делаю упор на немаловажность выполнения каждого этапа работы по созданию именно вашего домашнего кинотеатра, особенно касается это систем Dolby Pro Logic IIx! В реальности все стадии работ очень важны, и влияние каждого этапа сложно даже переоценить. Ведь ненадлежащее выполнение всех рассмотренных требований на каком-либо этапе постройки многоканального ДК может обернуться значительным ухудшением высококачественных показателей работы всей системы кинотеатра, главный из которых будет высокий эмоциональный эффект.
Впрочем, подбор своей аппаратуры(купить акустику) , также и подготовка самого помещения для прослушки, но считаю очень важной процедурой будет, точная установка акустических систем, и мест для прослушки в комнате. Основная задача – следовать тем условиям инсталляции, на которые рассчитаны видео оборудование и акустика.
Потому что, только в этом случае Dolby Pro Logic IIx или же новейший Dolby Pro Logic IIхz домашний кинотеатр с системой 5.1 или даже система 7.1 даст вам полноценный объёмный и захватывающий окружающий звук. Забудьте о стерео или же 4 колонках и квадроэффекте, на такой акустике вы никогда не получите настоящего «киношного» звука, только 5.1 или 7.1! Несмотря на всё разнообразие систем окружающего многоканального звука, массовость получили лишь две: 5.1 и 7.1. 1-ая цифра означает количество саттелитов-колонок, а вот цифра уже после точки – это всего лишь количество в кино каналов сабвуфера. Хотя сабвуферов в многоканальной системе, может быть 2, три и более, в зависимости от комнаты и тех характеристик сабвуферов.
Вариант безупречного расположения акустики в 5.1.
Все колонки находятся на одинаковом удалении от места прослушивания в кино, выстроить по линии виртуальной окружности, причем, в центре которой будут кино-слушатели.
система 5.1- домашний кинотеатр: это схема самой правильной расстановки акустики для домашнего кинотеатра систем 5.1
схема точной расстановки акустики в кинотеатре домашний кинотеатра система 7.1
Также расположение будет и для 7.1. Кстати и колонок окружающего звука будет не 2, а 4. Это боковые и задние (тыловые).
Безупречная осуществление похожих схем на примере настоящих инсталляций будет выглядеть вот таким образом:
Домашний кинотеатр: безупречное размещение колонок система 5.1
Безупречное размещение колонок система домашний кинотеатр 7.1
Тем не менее, даже непрофессионалу понятно, что в обыкновенной жилой комнате безупречные условия расстановки акустических систем выполнить не так просто. Да потому, что в кинотеатре с системой 5.1 или же 7.1 ведь очень редко бывает всего 1 зритель, также редко получается обеспечивать немаловажное удаление именно тыловых задних колонок и мест зрителей.
Но к счастью, вариации могут допустимы, если скомпенсировать эти отодвигания от нормы, ведь настройках ресивера или же процессора AV имеется подобное. Следовательно, даже не придерживаясь идеальности, можно добиться «точного» 5.1 или же 7.1 многоканального звучания.
Если же ваш ресивер или звуковая карта оборудованы самой современной системой автоматической калибровкой акустики, то лучше воспользоваться ею, ведь электроника сама скорректирует именно те параметры независимо при помощи используемого к ресиверу измерительного микрофона. Этот микрофон лучше расположить на месте прослушивания, причем желательно на уровне вашей головы. Но я не могу полностью, согласиться, ни с электроникой ресивера, ни с программами.
Причем, даже самые идеальные алгоритмы не в силах поправить ситуацию, если же акустика расставлена со значительными отступами причем, от приведённых выше схем. Все же вероятные компромиссы есть. Три колонки впереди кино-слушателей (фронты и центр) можно даже расположить в линию, а не по бокам. При этом фронты обязаны образовать с местом прослушивания четкий треугольник.
Задние АС могут быть на меньшем удалении от «кино-зрителей», чем передние, все же нужно обеспечить дистанцию хотя бы полтора метра от каждой тыловой колонки до ближайшего слушателя.
Но если эти зрительское место расположено очень плотно к задней стене комнаты, то тыловая акустика должна быть настенной. Сабвуфер я не показал на схемах, потому что его месторасположение будет зависеть от самого помещения. В процессе установки должны вы производить расчёты акустики самого помещения для выбора, чтобы разместить сабвуфер.
Кстати, выбор места сабвуфера делается в процессе установки на слух. В простом кинотеатре дома используется 1 сабвуфер, в наиболее высококачественных системах, используют 2 одинаковых «саба», которые обычно располагаются под передними колонками (можно рядом с АС). Я настоятельно рекомендую использовать 2 сабвуфера т.к. настоящие эффекты получите только с 2-ми «сабами»! В каждом случае, обязана сохраняться симметрия размещения акустики.
Если комната где вы будуете прослушивать совсем маленькая (18-23 м2), то лучшей будет поперечная схема установка системы: проекторный экран в центре длинной стенки, а вот по бокам от него акустика фронтальная, кино-зрители прослушивают у противоположной стенки, но лучше не вплотную.
Выбор местоположения сабвуфера в помещении на слух
Установка сабвуфера — эта процедура совершается после подсоединения, а затем настройки всей многоканальной системы.
Вы должны поставить сабвуфер в разные места в помещении, включите запись с мощным басом и вслушивайтесь, находится нужно в зоне кино-зрительских мест. Установка сабвуфера — важно в кино! Вы услышите, что когда низкие частоты будут более разборчивым, не бубнящими, не гудящим – это и есть наилучшее место для сабвуфера. второй метод получил название «от обратного».
Теперь сабвуфер размещаем там, где будет располагаться кино-зрительские места, а установщику нужно двигаться на четвереньках вдоль всех стен комнаты. Если проявится область, где низкие частоты будут озвучиваться намного лучше и разборчиво, – в это место и нужно установить сабвуфер. Но если же вы задумали поставить два саба, то рекомендую обратить внимание на место рядом с одной из фронтальных акустических систем. Кстати, сабвуфер отлично звучит в углу. Старайтесь не ставить ФИ к стене!
Тип и установка тыловой акустики
Одно из основных правил выбора акустических систем – это однородность. имеется в виду что все важнейшие колонки 7.1 или же 5.1 многоканальной системы (не касается только сабвуфера) обязаны относиться только к одной модели и только одного фирмы. Разные динамики в акустических системах разных производителей – будут в одной комнате звучать по-разному!
И хорошей звуковой сцены на разных колонках вы не добьётесь! Однако условия установки нередко привносят свои корректирования. К примеру, нет возможности установить кино-зрительские места (диван или кресло) на дистанции хотя бы 1 метра от задней стенки. Тогда один лишь способ улучшить окружающий звук– применение акустику на стене, причем с корпусами маленькой глубины.
Такая акустика должна быть смонтирована на высоте приблизительно двух метра от пола и немного направлена в сторону кино-зрителей. Затем производим коррекцию в настройках ресивера или же 5.1 процессора. Такое высокое местоположение задней и именно настенной акустике имеет смысл использовать при необходимости озвучивать кино-зрительские места, причем в несколько рядов. Примеры вы можете увидеть, посетив любой современный коммерческий кинотеатр.
Что же выбрать какую системы полную 7.1 или стандартную 5.1?
вопрос очень актуальный, выбирать вам, но для полноценного кино конечно 7.1 будет являться наилучшим. тем не менее в отдельных случаях система 5.1 будет предпочтительней. К примеру – в малых комнатах, можно установить АС под углом где задние колонки будут размещаться дальше от кино-зрителей, чем например боковые в 7.1. Таким образом, и звук вокруг будет намного объёмней за счёт наилучшего рассеивания звука, хотя будет обладать меньшим количеством каналов в системе.
Примеры неверных размещений акустики
Домашний многоканальный кинотеатр 7.1: не удачная схема месторасположения зрителей. Сидящие на креслах останутся вне поля настроенного звука, так как находящаяся прямо «под ухом» тыловая акустика каждому из зрителей будет чересчур досаждать, данный слушатель не оценит многоканальное звучание в полном удовольствие.
В этом случае места зрителей лучше поставить в 2 ряда, повесить тыловые колонки на противоположные стены, почти вровень со 2 рядом мест.
Во другом случае надо вообще убрать 2 крайних кресла – так как мелкий домашний кинотеатр не вместит более трех зрителей.
Домашний кинотеатр: это самое неудачное месторасположение. Тыловая акустика находится неправильно и поставить её не куда, а фронтальные колонки оказываются вообще в угловой зоне, где обычно плохая акустическая аура.
Домашний кинотеатр: подобное расположение системы вообще категорически не нужно, так как классного многоканального звучания в этой исковерканной схеме расстановки акустики вы никак не добьётесь. Также почитайте мои другие статьи по этой теме.
Я надеюсь, что статья «Как правильно разместить акустику 5.1 или 7.1» хоть как то немного помогла.
Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.[subscribe2]Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.
Источник: zvukomaniya.ru