Хорошие акустические колонки стоят дорого. Заказывать их из Китая невыгодно по причине дорогой доставки, так как они достаточно габаритные. Чтобы сэкономить, можно купить на Алиэкспресс компоненты для них, а сам корпус сделать самостоятельно.
Материалы:
- МДФ;
- 6,5-дюймовые динамики 8 Ом 80 Вт – 2 шт. — http://alii.pub/5oqm6u
- 3-дюймовые динамики 8 Ом 100 Вт – 2 шт. — http://alii.pub/5oqmcv
- двухполосный кроссовер 600 Вт – 2 шт. — http://alii.pub/5oqmg6
- фазоинверторы – 2 шт. — http://alii.pub/5oqmpw
- панели ввода – 2 шт. — http://alii.pub/5oqn70
- ножки – 8 шт.;
- винты;
- акустический провод;
- краска;
- шпаклевка.
Колонка своими руками
Процесс сборки акустических колонок
Сборку нужно начать с изготовления двух корпусов из МДФ. Делать это можно только после закупки всей начинки, чтобы они не получились слишком большими или мелкими для динамиков. Заготовки для корпусов нужно вырезать с точным соблюдением прямого угла.
Детали склеиваются сначала без передней и задней стенки.
В передних панелях необходимо вырезать по 2 отверстия под динамики и выфрезеровать по их окружности посадочные места. В задних стенках проделывается по 2 отверстия под фазоинвертор и панель ввода.
Затем корпуса склеиваются окончательно.
После схватывания клея они шлифуются и шпаклюются. Покрасить их можно автоэмалью или хорошей акриловой краской.
В корпусах сверлятся отверстия под установку динамиков и прочих компонентов. К каждому кроссоверу припаиваются провода, и он прикручивается ко дну корпуса. Вставить его можно через отверстие для большого динамика. Провода, идущие на кроссовер, припаиваются к панели ввода.
Панель ввода прикручивается первой. Сразу же вклеивается сзади и фазоинвертор. Провода от кроссовера припаиваются на динамики, после чего они разворачиваются, и тоже прикручиваются в корпус.
В завершение остается только поклеить ножки на колонки, и их можно подключать.
В результате получаем акустику равную по качеству фирменной, но намного более дешевую и сделанную на свой вкус строго под себя.
Смотрите видео
Источник: sdelaysam-svoimirukami.ru
allowerdy
Хорошая звуковоспроизводящая апаратура стоит дорого, нормальный звук без слез от искажений и головной боли, сейчас можно получить в районе от 100 т.р. и в гору за элемент ( на сленге — сидюк и (или) вертушка, усилитель, колонки). Я сторонник старой школы звукотехники (и своих ушей), когда все разрабатывали инженеры, а не дизайнеры и маркетологи. Поэтому моя домашняя система стара. проста и относительно дешева. Единственное, что меня смущало — это акустика (ну и с вертушкой я промахнулся, исправлю, это отдельно). Вот о ней сейчас и поговорим.
Слегка теории от краем уха специалиста.
Колонки как правило делятся на 4 основных вида:
рупорные, сверх высокочувствительные для особо дохлых ламповых усилителей и пр. аудиофильских заморочек
открытый ящик, для секты монозвука, динамиков Телефункен начала прошлого века, кстати наша , блин уже не наша, Радиотехника S-90 — это «трофейная Германия» — Telefunken, а Мытищинский ламповый завод — это Siemens.Немцы пока в этих отраслях никем не переплюнуты, а английский Илон Маск — Питер Квортруп, основатель Аудио Ноут скупил на корню все лампы из Мытищ и клепает на них свою аудиотехнику, шо пирожки. Реальный гений (напишу о нем отдельно)

закрытый ящик, ящик с фазоинвертором (трубкой).

Планарные, акустические лабиринты, с пассивным излучателем и прочие для особо -замороченных я не беру. Их очень мало.
В магазинах 99% всей акустики — это фазоинверторы, потому что это дешево в производстве — дорого в продаже, красиво, много басов, которые так любит народ. И в принципи таки да, но. если вы бываете на концертах хотя бы раз в год и представляете как звучит реально бас гитара или рояль, то от фазоинвертора у вас будут «терзать смутные сомнения» в том, что это как-бы не то.
Для небогатых меломанов, предпочитающих hi-fi, что в переводе с аглицкого — высокая достоверность, кроме закрытого ящика и альтернатив то не остается.Так чем так хорош закрытый ящик? — Он просто достовернее (с меньшими искажениями) воспроизводит звуки в диапазонах от 40 Гц до 30 кГц, что сведующим людям сразу скажет, что громовых низов от него не дождаться и рок на нем слушать можно, но только на высоком уровне звука. (Да и вообще для рока лучше фазоинвертор) Почему на большой громкости — особенность воспроизведения звука, при снижения уровня децибел (считай громкости) происходит резкий спад в воспроизведении низких частот (да и высоких тоже) , поэтому мы либо прибавляем тембр «НЧ» , либо прибавляем звук и ждем радостных соседей (в моем случае жены).
А я слушаю всё, редко но и рок тоже, это «Лезвие бритвы» от AC/DC , «Кукольный мастер» Metallica, но больше всего мне нравится Manowar, альбомы 87-88 гг «
Борющийся мир» и «Короли металла», там такие баллады, причем «Корона и кольцо» 1988 г. была записана в Бирмингеме в соборе Святого Павла с местным хором, а «Защитник» 1987 г. с их дружбаном режиссером и актером Орсоном Уэлсом, с таким сочным баритоном , это потолок для меня (и головная боль для домашних). Ну да ладно отвлекся.
В общем, прочел я как-то в газете заметку про вашего мальчика в журнале «Аудио магазин» стр. 183 http://megasim.ru/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%202001%201/185 статью двух российских инженеров А.Врублевского и Д.Чуманова, о разработанной ими акустической системе для ламповых (считай маломощных и слабо воспроизводящих низкие частоты, да и те с искажениями, «ламповый окрас» — это искажения, терпеть его не могу). Описание было очень детальным, пошаговым, система простой и относительно дешевой. Вот я и начал ее собирать в 2001 году, закончил в 2020.
P/S Очень хорошая теория от специалиста, подача сначала слегка напрягает, а потом втягиваешься:
Про закрытый и открытый ящик:
Про тембр и частоты воспроизведения
Источник: allowerdy.livejournal.com
Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках
Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось собрать на них колонки (МАС — малогабаритная АС) и посмотреть, что можно получить из этой затеи.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон готовой АС 40…20000 Гц.
↑ Выбор типа АС
С течением времени и накоплением определенного опыта, постепенно я пришел к выводу, что двухполоска – это хорошо, но для неё трудно найти подходящие динамики хорошо звучащие в достаточно широкой полосе частот.
Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.
Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.
Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.
Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.
Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком.
Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.
Поэтому выбор типа колонок такой: трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.
↑ Выбор динамиков
Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами.
Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками.
Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).
Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.
НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.
Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.
↑ Доработка динамиков
К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний.
Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются.
При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных».
Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями.
Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат.
Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.
↑ Разделительный фильтр АС
Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными.
Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона.
Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.
В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку.
В итоге получился вот такой фильтр.
Схема последовательного фильтра АС
По заявлению автора такого решения, схема обладает наиболее гладкими стыками т. к. всё что отрезается фильтрами НЧ и ВЧ поступает на СЧ динамик. Мысль интересная и всё так и было бы, если вместо динамиков стояли резисторы. Но, как я много раз писал, динамики, как электромеханические устройства, обладают своим норовом и результат может не оправдать ожиданий.
↑ Конструкция АС
АС состоит из трех корпусов. Нижняя часть – ФИ объемом примерно 15 литров. Это больше общепринятого, но у меня были готовые ящики от купленных когда-то АС.
Пришлось подстраиваться под него. Труба ФИ получилась очень длинная – 27 см и пришлось ее делать Г-образной. Сделана из стандартной сантехнической трубы диаметром около 50 мм. Поскольку этот пластик клеить трудно, я сварил его паяльником, получилось достаточно прочно, уплотнение с корпусом сделано изолентой, шов изнутри обработан термоклеем.
Лицевая панель АС съемная.
СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким. ПАС выпилена из отрезка ламината, большое отверстие – под магнитную систему динамика, малые диаметром 10 мм для ПАС. Число отверстий некритично, можно сделать около 20.
Сначала я сделал с запасом, потом заклеивал их малярным скотчем. Акустическая добротность уменьшилась с 11 примерно до 1. Все делалось по рекомендациям Шорова. Материал взят от старой льняной простыни, натянут во влажном состоянии на ламинат, покрытый клеем 88-Lux. По периметру ткань закреплена скобами столярного степлера. При высыхании ткань дополнительно натягивается.
ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.
Поскольку сделано три независимых корпуса, появилась возможность сдвига динамиков внутрь. СЧ сдвинут примерно на 4 см, ВЧ тоже на 4 см относительно СЧ. И если сдвиг СЧ динамика относительно НЧ мало влияет на форму измерительного импульса, то сдвиг ВЧ динамика достаточно заметен, величина сдвига выбрана оптимальной для прослушивания колонок с расстояния 2…2,5 метра.
Хочу отметить, что если все динамики разместить традиционно в одном корпусе, выполнить это смещение будет очень затруднительно. Представьте себе углубление в 8 см…
Можно спорить по поводу пользы такого решения, но оно примерялось в некоторых колонках очень давно и думаю, что от него отказались из-за нетехнологичности.
Впрочем, такое решение применяется и сегодня, но не в деревянных, а литых корпусах – пластмассовых или металлических. Для этого углубление делается пологим, некоторые считают, что это рупор, но это не так – это способ сдвинуть динамики внутрь.
Думаю, меломаны разницу услышат, я не проводил специальных испытаний на музыке, а настраивал с помощью компьютерных программ и микрофона.
Высота колонки 73 см, если слушать сидя в кресле, подставка под колонку не нужна. Направление осей СЧ и ВЧ динамиков выбрано сознательно.
Если найдутся желающие повторить мои «15МАС-1», можно купить пару 15АС-109 в хорошем состоянии (клоны не годятся) под НЧ-боксы.
Потребуется удалить ВЧ динамик и заглушить отверстие, можно использовать штатную трубу ФИ.
↑ Итоги
Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший.
Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные.
Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС.
Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.
Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.
Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.
Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной.
Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.
Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме.
Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.
Спасибо за внимание!
Источник: datagor.ru