Как слепые смотрят телевизор

Инвалиды очень часто вызывают множество вопросов со стороны обычных людей: «А как вы делаете это? А как вы делаете то?». Один из таких вопросов для незрячего человека: «А как вы смотрите телевизор? Или правильнее сказать — слушаете?». И я, будучи инвалидом по зрению, тоже часто слышу такой вопрос.

Сейчас я хочу подробно на него ответить.

Во-первых, среди незрячих людей есть множество любителей кино, мы не вычеркиваем для себя эту интересную сферу досуга. А во-вторых, у нас не говорят: «Слушаю телевизор». Мы пользуемся теми же привычными фразами, что и все люди. Поэтому слушаем мы радио, а телевизор все-таки смотрим, хоть и не можем видеть изображения на экране.

Но конечно же, воспринять и понять всю сюжетную линию без зрения зачастую бывает затруднительно, а иногда даже невозможно. Множество важных деталей ускользает от восприятия на слух. Как же мы решаем эту проблему?

Все знают, что такое сурдоперевод и зачем он нужен. Люди с нарушением слуха с помощью языка жестов могут узнать, о чем говорится на экране. У слепых тоже есть «переводчики» только с приставкой «тифло» (греч. «слепой»). Для незрячих людей выпускается множество фильмов и даже мультфильмов, с тифлокомментариями. Это когда голос за кадром описывает действия, происходящие на экране.

кот смотрит телевизор ПРИКОЛ!

Конечно же, невозможно полностью передать словами все, что доступно зрению, но диктор сообщит о тех ключевых моментах, которые важны для понимания сюжета.

Конечно, не для всех картин специально создавали тифлокомментарии. Тогда на помощь приходят живые люди, которые сидят рядом и рассказывают незрячему, что происходит на экране. Для многих такой способ, можно сказать по старинке, является более привычным. Но, к сожалению, это не всегда бывает удобно, особенно если дело происходит в кинотеатре.

Помните фильм «Танцующая в темноте», где слабовидящей девушке ее подруга негромко комментирует действия мюзикла, который они пришли посмотреть? Эти комментарии вызывают раздражение у других зрителей. Вот так на самом деле иногда случается в общественных местах. Не всегда посторонние люди могут догадаться, что рядом с ними сидит незрячий человек, и поэтому раздражаются на разговоры в зале.

Но прогресс не стоит на месте, и в конце прошлого года проектом «ВОС Фильм» для пользователей ОС Android было выпущено приложение «Тифлокомментатор». Суть этого приложения в том, что пользователь смартфона может через наушники прослушивать комментарии к фильму, не отвлекая других зрителей от просмотра. На днях такой способ просмотра кино протестировали воронежские инвалиды. Председатель местной организации Всероссийского общества Слепых Наталья Городцова организовала для незрячих людей групповой поход в кинотеатр на недавно вышедший фильм Федора Бондарчука «Притяжение». Кинотеатр «Синема-парк» сделал этот сеанс бесплатным для членов общества слепых.

С помощью реабилитолога Сергея Шахова мы установили на свои смартфоны нужное приложение и вместе с обычными зрячими посетителями кинотеатра оценили все прелести фильма. Голос в наушниках синхронно комментировал все важные действия героев и описывал интересные визуальные образы. Например, мы узнали, что тарелка инопланетян представляет собой форму глазного яблока, а их костюмы имеют вытянутые шлемы, клешни вместо рук и меняют цвет, переливаясь из синего в красный.

Как выжить без режиссера ?/Прямая трансляция/Смотрим футбол

— Я не поняла бы без комментария, что главная героиня, обняв отца, тихонько вытащила у него из кармана пропуск, — поделилась впечатлениями после сеанса инвалид второй группы по зрению Наталья, — а это является важным моментом в развитии событий.

На самом деле таких важных моментов много, и без своевременного пояснения можно запутаться и потерять смысл всего происходящего в фильме. Очень часто я лично сталкиваюсь с такой проблемой, когда смотришь фильм и вроде бы все понимаешь, а в конце происходит какое-то молчаливое действие, являющееся развязкой сюжета, и становится обидно, что не получилось узнать, чем закончился фильм. Вот и в «Притяжении» без комментария я бы не поняла, остался ли жив инопланетянин, и не знала бы наверняка, улетел его корабль или нет.

Надеюсь, эта история приоткрыла завесу нашей жизни вслепую. Конечно, есть еще масса вопросов и загадок о том, как люди живут без зрения, как они готовят, стирают, убирают. Как ориентируются в пространстве? Как определяют, стоит автомобиль, в котором они едут, или двигается? Как переписываются в социальных сетях?

Или, например, как я смогла написать эту статью? На эти вопросы нам, незрячим людям, предстоит отвечать всю жизнь, но, возможно, теперь многим станет понятно, как незрячие смотрят телевизор и зачем ходят в кинотеатры.

Еще по теме:  Кронштейн для телевизора ultramounts um 860 черный 13 27 макс 20кг настенный поворот и наклон

Источник: moe-online.ru

Черный «ящик»

Никакой исследовательской компании при подсчете телевизионных рейтингов не придет в голову учитывать мнения незрячих людей. И зря: слепые смотрят телевизор (причем сами употребляют именно этот глагол — «смотреть») и являются очень качественными зрителями.

При подготовке этого материала были опрошены незрячие люди разных возрастов и профессий и выяснилось, что наряду с новостными программами самые любимые почти у всех — интеллектуальные игры, в основном «Своя игра» и «Что? Где? Когда?». И это вовсе не потому, что такие передачи слепым легче воспринимать. Сложностей они не боятся и смотрят все — вплоть до фигурного катания и эротических фильмов.

Человеку, который не видит, лучше смотреть телевизор с кем-то из близких.

— Когда была жива моя сестра, она, находясь в другой квартире, по телефону комментировала мне фильмы, — говорит председатель межрайонной организации работников интеллектуального труда Москвы Всероссийского общества слепых (ВОС) Анна Капрова. — Сейчас помогает разобраться муж. Он видит, но медленнее меня на все реагирует, поэтому я его спрашиваю: «Этот этого убил?» Он отвечает: «Да».

Анна Георгиевна родилась зрячей, потом болела и медленно теряла зрение. То есть раньше она телевизор действительно смотрела. Еще помнит заставку начала телепрограмм, существовавшую в 50-е годы. Говорит, что сейчас восприятие осложняет то, что одна передача ничем не отделяется от другой: порой нельзя понять, началась уже новая или еще продолжается предыдущая.

Но это, надо заметить, проблема и для зрячих. Более того, один канал от другого хорошо видящему человеку порой невозможно отличить. Особенно если и по тому и по другому идет «Кривое зеркало».

Незрячие люди с большим удовольствием смотрят спортивные программы: футбол, бокс, баскетбол. Здесь многое зависит от комментатора. Главное, чтобы не молчал.

— Я раньше очень любил футбол, — говорит психолог Эдуард Мнацаканян. — Когда 11 лет назад потерял зрение, перестал его смотреть. Но в последнее время снова увлекся. Комментатор, при котором мне удается хорошо посмотреть футбол, — это Гусев. Когда он комментирует, я себе действительно рисую футбол: четко контролирую, где находятся футболисты, у кого мяч.

Самое удивительное, наверное,-как слепым удается смотреть фигурное катание. Говорят, если человек раньше видел, он, слушая красивую музыку и хороший комментарий, может представить себе движения и прыжки фигуристов.

Популярностью среди слепых пользуются советские фильмы. Хуже всего им приходилось, когда наш рынок заполонило американское кино с гнусавым переводом.

— Неинтересно воспринимать на слух боевики, — говорит заведующий отделом культурно-досуговой деятельности Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС поэт Владимир Бухтияров. — Фильмы, в которых много стреляют, надо смотреть, а не слушать. Я попытался как-то включить сериал «Слепой» (он не про слепых, хотя так называется), но ничего нельзя было понять. Не получаешь удовольствия и от фильмов со спецэффектами вроде «Властелина колец».

Незрячие люди говорят, что, слыша текст, они пытаются выстроить картину происходящего. Воображение рисует им, что делают герои, где они находятся, какие у них при этом лица…

— У меня был период, когда я совсем не видел, — рассказывает математик Максим Денисов. — Потом, начав немного видеть, я смотрел те же самые фильмы и воспринимал их иначе. Когда я слушал, я домысливал, что происходит на экране. В таких случаях мы становимся как бы соавторами картины.

Говорят, многие слепые стараются купить хороший телевизор. И это не выглядит нелогичным: семья будет радоваться красивой картинке, а они сами — качественному звуку. Но некоторые незрячие люди порой пользуются не телевизорами, а специальными радиоприемниками, которые принимают и телевизионные — метровые — каналы. Однако не всем такой приемник подходит.

— Я никогда не стану слушать телепередачу по приемнику, — говорит редактор аудиожурнала «Чистый голос» Альбина Саматова. — Точно так же я не зайду в ванную при выключенном свете. Все нормальные люди, когда моются в ванной, включают свет, а телепередачи смотрят по телевизору.

Если для глухих людей отечественное телевидение вводит бегущую строку или сурдоперевод, то о слепых до сих пор заботы не проявляли никакой. За рубежом существует описательное телевидение — чтобы им пользоваться, достаточно иметь телевизор со стереозвуком. Для незрячих готовятся специальные комментарии: голос за кадром в паузы (когда не произносится никаких слов) рассказывает о том, что происходит на экране.

Возможно ли у нас нечто подобное? С этим вопросом мы обратились к единственному незрячему депутату Госдумы Олегу Смолину, который тоже смотрит телевизор, хотя предпочитает радио:

— Предприятие «Логос» выпускает на кассетах фильмы и спектакли с комментариями для слепых людей. Когда смотришь кинофильмы, важно, чтобы кто-то комментировал, правда, многое можно понять и по звукам: гудки автомобилей, шаги, музыка… Мы более десятилетия, работая над федеральным бюджетом, добиваемся выделения денег на книги и на инновационные средства.

Еще по теме:  Как рисовать на телевизоре

При принятии печально знаменитого закона № 122-о монетизации-нам с огромным трудом удалось внести строчку, касающуюся выпуска литературы для инвалидов по зрению. В закон не вошли никакие современные технические средства реабилитации-ни озвученный термометр, ни тонометр, ни аппарат для воспроизведения говорящей книги… Сегодня незрячие люди могут рассчитывать на брайлевские книги, брайлевский прибор, трость и собаку-поводыря. Все это было еще в XIX веке. Так что до описательного телевидения нам далеко.

ВСТРЕЧАЮТ НЕ ПО ОДЕЖКЕ

Представление незрячих о телевизионных ведущих, как показал наш небольшой опрос, порой не совпадает с реальностью.

Владимир Бухтияров, поэт:

— Голос человека — это его визитная карточка. Есть такое понятие — световое ощущение внутреннего мира. Владимир Познер — очень светлая натура. Мне он кажется человеком достаточно полным (похожим на Карлсона), лысоватым. Он совестливый человек, переживающий и мягкий в общении. Светлана Сорокина — в голубых тонах.

Она более жесткий человек и очень сильная женщина. Елена Ханга — зеленоватых оттенков. Я знаю, что она темнокожая, но для меня это неважно.

Светлана, выпускница школы:

— Я не вижу с рождения, и для меня не играет роли, ни как выглядит ведущий, ни какой у него голос. Ведущие не могут быть ни добрыми, ни злыми. Они-официальные.

Эдуард Мнацаканян, психолог:

— Какие внешне ведущие — не имеет значения, хотя, конечно, я их как-то представляю. Например, Владимир Соловьев в моем представлении — худощавый, с темно-русыми или коричневыми волосами. А, допустим, Малахов — очень юркий. Мне кажется, в нем есть какой-то дефект, который я не могу уловить. Он не хромает случайно? Нет?

А слышит он хорошо? Он всегда так громко разговаривает.

Ольга Варламова, преподаватель:

— Я никогда не интересовалась, как выглядят телеведущие, которые мне симпатичны, — Пушков, Караулов и Леонтьев. Кто из них с бородой? Мне хотелось, чтобы с бородой был Пушков.

Анна Капрова, руководитель межрайонной организации работников интеллектуального труда Москвы:

-Я люблю программу Максима Галкина, но мне неважно, лысый он или нет. Мне иногда жалко зрячих людей: на их восприятие человека большое влияние оказывает его внешность. Но внешние черты часто мешают понять суть и внутренний мир.

Источник: www.kommersant.ru

Как смотрят кино те, кто не может видеть. Рассказывают незрячие, автор тифлокомментариев и музейный работник

Как смотрят кино те, кто не может видеть. Рассказывают незрячие, автор тифлокомментариев и музейный работник

Незрячие люди любят кино так же, как и зрячие, но смотрят его с тифлокомментариями. Так называется специальное аудиальное описание того, что происходит на экране (как выглядят герои, где они находятся и что делают), которое звучит во время пауз. BURO. поговорило с незрячими, автором тифлокомментариев и сотрудником отдела инклюзивных программ музея «Гараж» о том, что важно в фильме, кроме видеоряда, и как сделать кино доступным для всех.

ИРИНА АНДРЕЕВА

54 года, массажист детской поликлиники. В 3 года зрение по неизвестной причине стало снижаться, к 20 годам полностью его потеряла

Незрячие ходят в кино за тем же, за чем и зрячие — зачем люди идут в консерваторию или на концерт, хотя все можно найти в интернете и лежа на диване смотреть и слушать? В кинотеатре другая атмосфера, из-за этого меняется восприятие. Тифлокомментарии однозначно помогают незрячим людям смотреть кино: в них описаны и внешность персонажей, и эмоции, и обстановка.

Например, за спиной главного героя кто-то показывает язык — все смеются, а нам без тифлокомментария не понять, в чем дело. По диалогам, звукам можно догадаться, где происходит действие. Но если таких звуков нет — просто тишина или играет музыка на фоне, — приходится фантазировать. И потом по дальнейшим событиям и разговорам незрячие пытаются понять, что до этого было.

Тифлокомментарии в кинотеатрах можно послушать через приложение «Тифло Медиа», иногда доступно оборудование для тифлокомментариев — специальное устройство и наушники, — но оно есть далеко не во всех кинотеатрах, хотя по закону его должны предоставлять везде. Кроме того, бывают специальные сеансы (как правило, на кинофестивалях), на которых тифлокомментарии читают прямо в зал. В ЦДК иногда показывают фильмы по спектаклям. Например, весной мы смотрели «Вассу Железнову» Малого театра.

Я больше люблю театр, чем кино, и сейчас тифлокомментарии появляются и в некоторых из них — первопроходцем в этом стал Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова, они сами начали записывать тифлокомментарии. Я была там на трех спектаклях, посмотрела «Пушкина» с Безруковым в главной роли — он играл мощно, на разрыв, невероятная энергетика была. После спектакля он вышел поговорить со зрителями. Кстати, в театр нас пустили с собаками-поводырями, а им не везде рады.

Тифлокомментарии начали появляться не так давно, а мы смотрели фильмы с детства — и по телевизору, и в кинотеатрах. Мне это близко — игра актеров, диалоги, эмоции. Мне нравится, когда в кино не просто описываются события — встретился-влюбился-разбежался, — а ставятся проблемы во взаимоотношениях, когда герой, попадая в различные жизненные ситуации, делает выводы, взрослеет.

Еще по теме:  Как подключить ubuntu к телевизору

Я люблю психологическое, историческое кино, иногда смотрю мелодрамы, но стараюсь не терять на них время. Люблю старые фильмы, среди них много сильных — «А зори здесь тихие», «Анну Каренину» Бондарчука. Современные мне нравятся меньше.

АНДРЕЙ ЯКУБОЙ

18 лет, школьник. Незрячий от рождения

Я смотрел много фильмов и без тифлокомментариев просто потому, что у подавляющего большинства картин их нет. Комментарии, безусловно, очень помогают — многие вещи в кино представлены визуально, и только на слух трудно ориентироваться. Я смотрел в кинотеатре «Тор: Рагнарек», а потом он вышел в iTunes с тифлокомментариями, и я открыл для себя много нового. Например, то, что Тор остался без глаза.

Кому-то нравится смотреть фильмы в кинотеатре, кому-то дома — мне кажется, все зависит от предпочтений человека. Кроме того, фильмы, которые выходят в прокат, первое время нигде больше не доступны, поэтому в любом случае приходится идти в кино. Но в Москве до сих пор далеко не в любом кинотеатре можно посмотреть кино с тифлокомментариями.

Есть приложение «Тифло Медиа», которое синхронизирует звук в зале с телекомментарием в телефоне. И с этим приложением можно смотреть фильмы в любом кинотеатре. Кроме того, в некоторых кинотеатрах — например, в сети «Москино» — есть свое оборудование для тифлокомментариев, хотя по закону оно должно быть во всех кинотеатрах.

Другой закон обязывает создателей фильмов, снятых при поддержке российского Минкульта, снабжать их тифлокомментариями. Но с его исполнением есть проблемы: компании отказываются предоставлять уже готовые тифлокомментарии. То есть фильмы — например, так было с «Союзом спасения» — идут в кинотеатрах с тифлокомментариями, а потом появляются в онлайне уже без них, поэтому пересмотреть это кино сейчас я не могу.

С зарубежными фильмами на русском языке все еще хуже, потому что для них нет никакого закона. Единственная компания в России, которая добровольно снабжает фильмы тифлокомментариями, — это Disney. Еще на стриминговом сервисе Apple TV+ много фильмов с тифлокомментариями на русском — вот в принципе и все. Идеально будет, если онлайн-кинотеатры начнут добавлять тифлокомментарии — это только дополнительная аудиодорожка, у них есть все необходимое, чтобы ее выкладывать.

В кино мне больше всего важен экшен — чтобы был динамический сюжет, действие развивалось активно и быстро, было много событий. Очень годный контент у Apple TV+! Меня впечатлил их сериал «Видеть» с Джейсоном Момоа — количество жестоких сцен зашкаливает, но сюжет гениален, это своеобразный ответ «Игре престолов». Еще мне нравятся фильмы от Marvel, больше остальных — «Тор: Рагнарек».

ЯНИНА ИСАИЧКИНА

Есть такое определение: «тифлокомментирование — это лаконичное описание пространства, предметов и действий, которые недоступны незрячим». Такое описание нужно для всего, что остается без звукового пояснения — не объясняется игрой артистов или музыкальным сопровождением. Понятно, что все описать невозможно, и тифлокомментатор выступает соавтором фильма: он должен поймать баланс, уловить интонацию картины, максимально точно понять задумку ее создателей.

Недавно я делала комментарии для картины «Дети Айседоры». Это кино про танцы — очень немногословное, в нем много лирической музыки. И если весь фильм болтать, ощущение от картины будет передано неверно — не стоит тифлокомментарием перетягивать одеяло на себя. Я описывала все, что касается основной линии, непосредственно хореографии, а мелкие детали опускала.

В игровом кино, где много диалогов, тоже важно, чтобы тифлокомментарий не был избыточным — основное внимание все равно на игре артистов. Есть картины, которые, наоборот, требуют больше описаний — например, я делала тифлокомментарии к фильму «Бедные люди. Кабаковы» про художников Илью и Эмилию Кабаковых.

В нем показаны необычные, даже сюрреалистические инсталляции, и описывать их было непросто. Бывают и другие сложности: по заказу «Гаража» я подготовила и комментарии для фильма «Автокатастрофа», в котором много эротических сцен. Но не хотелось, чтобы это было какое-то одно описание, которое меняется в зависимости от партнеров — хотелось чего-то более художественного, и, кажется, мне это удалось.

Вообще я актриса — в нескольких театрах, например в Театре Булгакова, мы ставили «спектакли-невидимки» для незрячих и слабовидящих людей. У них нет визуального ряда, зрячие посетители смотрят их в масках — атмосфера создается с помощью запахов и звуков, тактильных ощущений, это переживание на уровне воображения. Потом нам предложили пройти курсы подготовки в институте «Реакомп» в Москве — сказали, что тифлокомментаторов не хвататет. Так я и попала в профессию.

Источник: www.buro247.ru

Оцените статью
Добавить комментарий