Как и обещал, ликбез для любителей снимать видео на DSLR.
Рассматривать буду с точки зрения телевизионного, а не свадебно-банкетного производства.
Хотя… И свадьбу тоже возьмём.
Статья будет длинной, местами нудной, но из своего опыта скажу, что для некоторых окажется откровением.
Свои несогласия прошу выплёскивать в комментариях.
Телевизионная картинка это последовательность меняющихся изображений, создающая зрительную иллюзию движения, распознаваемую мозгом как непрерывное и связанное событие.
Для снижения требований к ширины канала аналоговой передачи был принят метод чересстрочного разложения кадра на две половины — полукадры. Этот же метод позволяет удвоить плавность движения объекта в кадре.
Теперь физиологический аспект. Мозгу для осознания факта движения чего-либо необходимо минимум 12-16 кадра в секунду. Для комфортного восприятия не менее 20 к/с.
Данный факт был установлен на практике Сергеем Михайловичем Эйзенштейном.
НАСТОЯЩАЯ КАМЕРА НАБЛЮДЕНИЯ В ЧИКЕН ГАН | ВЫШЛА ОБНОВА | ЧИКЕН ГАН | CHICKEN GUN
По этой же причини частота кадров в кинопроизводстве равна 24.
Теперь о телевизионном стандарте. Количество сменяющих друг друга изображений на экране вашего телевизора равно…
Правильный ответ 50.
Во-первых, эта частота не случайна, она равна количеству колебаний переменного тока в сети питания. Именно эти колебания использовались как синхроимпульсы между передатчиком и приёмником в рамках одной большой страны СССР. Те, кто помнит старые телевизоры, наверняка помнят и черную полосу, медленно движущуюся по экрану. Цифровому поколению этот же эффект может быть знаком по съёмке экрана телевизора на видеокамеру. Эта полоса является результатом асинхронной работы задающего генератора телевизора и видеокамеры.
Теперь вопрос о 50 кадрах, откуда они?
Видеокамера, не DSLR, снимает изображение с матрицы 50 раз в секунду. Почему? Всё потому же, для соблюдения совместимости с частотой питающей сети. Маленькое уточнение, камеры среднего и низшего ценового диапазона не умеют/успевают записывать всё изображение сразу и делают это построчно. Более продвинутые могут писать 50 полных кадров — 50p.
Вернёмся к полученной с матрицы картинке. Аналоговый сигнал с матрицы поступает на оцифровку в АЦП. С выхода которого, в случае с HD, мы получаем последовательность из 50 изображений с разрешением 1920×540. Каждое из которых было снято с интервалом 1/50 секунды. То есть, если предположить, что мимо объектива камеры, за одну секунду, пролетел мяч, то в каждом из 50 кадров, при замедленном воспроизведении, мы будем наблюдать смещение мяча относительно своего предыдущего положения.
Далее этот поток кадров поступает в процессор, где происходят различные преобразования изображения: цвет, яркость, баланс белого и т.д. Обработка 50 половинок занимает меньше времени чем 50 полных кадров, это напрямую влияет на необходимую производительность процессора и как следствие, на его стоимость.
Почему бы ни складывать сразу 50 полукадров в 25 кадров полного разрешения и ни обрабатывать за один проход процессора? Представьте, что вы снимаете в помещении где мерцает свет. Процессор камеры будет пытаться сгладить данный фактор, но для этого ему нужно понимать, что каждый пиксел изображения снят в одно время. Иначе процессор должен будет построчно делать коррекцию, что приведёт к увеличению нагрузки, даже по сравнению с обработкой 50 полных кадров.
Как подключить веб камеру к телевизору
Идем дальше. С выхода процессора мы получаем всё те же 50 полукадров, которые порой попадают на энкодер. Он сжимает каждое изображение по отдельности, после чего формирует полный кадр путем поочерёдного чтение строк из каждого изображения.
На выходе мы имеем 25 полных кадров с разрешением 1920×1080, но в каждое изображение по факту закодировано два изображения. Это и называется 50i.
Как снимать видео на фотоаппарат
Съемка и просмотр видео стали неотъемлемой частью повседневной жизни. В 2017 году количество пользователей YouTube превысило показатель в миллиард человек, а больше трети пользователей снимают ролики сами. В этой статье вы узнаете, как снимать видео на фотоаппарат, как его настроить и на какие модели стоит обратить внимание.
Настройки. Как снять качественное видео
При съемке на фотоаппарат учитывайте факторы, которые повлияют на качество итогового видео. Вы наверняка сталкивались с любительскими фильмами, в которых впечатление портили посторонние шумы или постоянно трясущееся изображение. Проблемы решаются изменением настроек или выбором дополнительной техники.
Чтобы знать, как снимать видео на зеркалку, не обязательно проходить долгое обучение. Для начала нужно ориентироваться в основах видеосъемки. Сейчас разберемся.
Особенности экспозиции
Экспозиция – количество света, получаемое светочувствительным элементом (матрицей). Упростим – экспозиция отвечает за освещенность в кадре. Экспозиция = диафрагма + выдержка + ISO. Зачем ее настраивать? Чтобы не получить пересвет или, наоборот, темное пятно вместо видео.
Настройка параметра зависит от погоды и освещения.
Давайте вспомним старые телефоны и фотоаппараты, на которые снимали раньше. Условия съемки были ограничены, сделать фото или снять видео в темном помещении или ночью было почти нереально. К счастью, современные зеркальные фотоаппараты снимают видео в высоком качестве и ночью, и на закате, и в туман и в дождь. Рассказываем, как настроить оборудование правильно.
Диафрагма и ISO
Правильная настройка диафрагмы фотоаппарата позволяет избежать проблем с экспозицией в видео. Представьте зрачок глаза — чем шире он открыт, тем больше света попадет на сетчатку. В фотоаппарате тот же принцип, только вместо сетчатки — матрица.
Чтобы было понятнее, посмотрите на шкалу диафрагмы:
Заметно, что чем больше открыта диафрагма, тем светлее получается изображение. На каждом фотоаппарате настройки будут меняться в зависимости от модели. Снимаете ярким солнечным днем – прикройте диафрагму, чтобы не пересветить видео. Вечерняя съемка – откройте диафрагму, чтобы обеспечить достаточное количество света.
Теперь ISO в фотоаппарате (светочувствительность). Отвечает за чувствительность матрицы к свету. Чем чувствительность выше, больше шумов окажется на видео.
Если вы снимаете в неосвещенном помещении – поднимите значение ISO. Значение выдержки уменьшится и видео не будет смазанным.. При съемке с дополнительным светом ISO не важен – объект достаточно освещен.
Третий параметр экспозиции — выдержка. Для съемки видео нужно знать две вещи: Долгая выдержка – размытое изображение, короткая выдержка – четкое изображение.
На солнце, в ясную погоду и в хорошо освещенных помещениях укорачиваем выдержку, прикрываем диафрагму и/или понижаем ISO.
В сумерках, в пасмурную погоду и при тусклом искусственном освещении делаем выдержку длиннее, открываем диафрагму и/или увеличиваем ISO.
Как оптимально настроить фотоаппарат для съемки
При съемке видео на фотоаппарат важно понимать принципы работы основных настроек, так как итоговое видео поддается монтажу хуже, чем фотографии. Несколько правил:
Снимать лучше в ручном режиме, предварительно изменив значения ISO, выдержку, диафрагму и баланс белого. Автоматические настройки придется отключить. Используйте ручной фокус, а не автоматический, если позволяет камера. После нескольких тренировок вы сможете добиться результатов, которые не даст автофокус.
При съемке видео на зеркалку помните, что лучше изменить стиль изображения на нейтральный. Это поможет при дальнейшем монтаже.
Частоту кадров настраивайте в зависимости от картинки, которую хотите получить. 24 кадра в секунду сделают проект похожим на фильм, а 25 или 30 — на фрагмент новостей.
Микрофон для фотоаппарата: записываем звук без помех
В фотоаппаратах, которые поддерживают съемку видео, есть встроенные производителем микрофоны. И проблемы, которые они создают. Лучше подключить внешний микрофон для фотоаппарата и забыть о звуке выдвигающегося объектива при приближении, чем стараться убрать помехи при монтаже.
Внешний микрофон можно приблизить к источнику звука, а шумозащита убирает помехи от ветра и звуков улицы.
Типы внешних микрофонов:
- Петличные – крепятся на одежду говорящего и записывают звук. Подходят для интервью, уроков, вебинаров и съемки в помещении;
- Микрофоны-пушки – крепятся на камеру или специальную удочку, что позволяет записать качественный звук даже на улице. Самый популярный вид внешних микрофонов. Используются для киносъемки и съемки клипов;
- Ручные микрофоны – используются скорее профессионалами, чем любителями. В этом случае оператор занимается исключительно съемкой, а микрофон находится в руках у другого человека.
Ценовой диапазон микрофонов дает возможность выбрать вариант, полностью соответствующий потребностям.
Штатив для фотоаппарата: избавляемся от тряски
Представьте, что вы снимаете клип о своем путешествии. Видео с прогулок, музеев, парков и незнакомых улиц. Прекрасно все, кроме трясущегося изображения.
Отсутствие стабилизации портит впечатление даже от очень интересного ролика. Если вы знаете, что предстоят съемки в движении или ночью, приобретите штатив для фотоаппарата.
На штативе фотоаппарат будет надежно зафиксирован. Это позволит улучшить качество съемки, убрать ненужную тряску от съемки с рук и дефекты Rolling Shutter и Jello Effect, о которых мы расскажем дальше.
Триподы и моноподы. Что выбрать для съемки видео
Трипод. Источник: Shutterstock.com
Трипод – штатив с тремя опорами. Триподы изготавливают из металла и пластика, они довольно устойчивые, но громоздкие. Некоторые модели сложно собирать и разбирать, поэтому при покупке обязательно посмотрите, как работает конструкция и попробуйте сложить и разложить штатив сами. Удобнее всего триподы с замками-защелками, которые раскладываются в несколько движений руки.
Монопод – более мобильный вид штативов. Эти модели очень компактные и портативные, но неустойчивые. Монопод частично стабилизирует изображение, но не убирает движение камеры полностью. Подходит для съемок в движении, репортажей, съемок концертов и мероприятий.
Монопод. Источник: Shutterstock.com
При съемке на компактные фотоаппараты обратите внимание на моноподы с раскладывающейся ручкой. Они уступают в устойчивости классическим триподам, но выполняют базовые задачи штатива для фиксации камеры. Незаменимы для путешествий.
Дефекты Rolling Shutter и Jello Effect
Дефект «роллинг шаттер» (Rolling Shutter) и его подвид «эффект желе» (Jello Effect) распространены для камер с матрицей типа CMOS с построчным переносом (самый используемый тип матрицы в DSLR фотоаппаратах). Суть дефекта состоит в том, что изображение считывается по горизонтальным линиям строка за строкой и, при съемке объекта в движении, часть картинки может сместиться. Роллинг шаттер практически невозможно исправить, поэтому старайтесь избежать ситуаций, которые могут его вызвать.
Причина Jello Effect — вибрация, исходящая от рук или другого держателя. Изображение искажено и находится как будто за дрожащей прозрачной пленкой, похожей на желе. Чтобы избавиться от эффекта желе, необходимо следить за стабилизацией и движением камеры в целом.
Внешний микрофон убирает шумы и делает звук качественнее.
Штатив помогает стабилизировать изображение.
Дополнительно. Что взять с собой, чтобы снимать без проблем
Запасная батарея и/или powerbank
Аккумуляторы в фотоаппаратах рассчитаны в основном на фото, а не на съемку видео. При съемке видеоклипа на зеркальный фотоаппарат стоит учитывать эту особенность. Вряд ли вам будет приятно, если техника отключится в ответственный момент. Чтобы такого не происходило, лучше приобрести дополнительный аккумулятор.
Сегодня можно найти сменную батарею почти на любую камеру. Пальчиковые и мизинчиковые аккумуляторы постепенно уходят в прошлое, уступая место индивидуальным.
Индивидуальные аккумуляторы разработаны специально для конкретных моделей или модельного ряда. Они всегда идут в комплекте поставки непосредственно с самой камерой и продаются отдельно в магазинах. Подразделяются на литий-ионные (Li-Ion) и никель-металлогидридные (Ni-MH). Важно помнить, что никель-металлогидридные аккумуляторы следует разряжать до конца — в них присутствует «эффект памяти». Это потеря емкости из-за неправильного процесса зарядки еще работающего аккумулятора.
Некоторые модели фотоаппаратов заряжаются от USB. В этом случае можно использовать power bank.
Карты памяти: важны и емкость, и скорость
Запись видео требует большего объема памяти, чем съемка фото, поэтому емкость карты памяти должна быть выше. На карту памяти 32Гб при съемке в формате FullHD (1080p) поместится около 4 часов видео.
Обращайте внимание на скорость носителя при покупке. При записи видеороликов на фотоаппарат в формате Full HD медленная карта памяти будет причиной затруднений в работе, вызывая зависания камеры. Для съемки объектов в движении лучше приобрести карту со скоростью записи 30-50 Мб/с. Оптимальная скорость для профессиональной съемки качественного видео – 100 Мб/с.
Аккумулятор фотоаппарата рассчитан на фото, а не на съемку видео. Лучше приобрести запасную батарею или использовать power bank.
Для видео требуется карта памяти большего объема и большей скорости, чем для фотографии. Оптимальная скорость любительской съемки – 50 Мб/с. Выбирая карту памяти, обращайте внимание на ее совместимость с вашим устройством.
Какой фотоаппарат выбрать
10 советов по съемке видео на «зеркалку»
Сегодня съемка видео является обязательным стандартом функционала для современных фотоаппаратов. Практически все новые DSLR камеры («зеркалки») умеют снимать видео, а большинство полупрофессиональных фотоаппаратов работают с видео HD качества.
Хотя изначально съемка DSLR видео была лишь маркетинговой «фишкой» для производителей зеркальных камер. Но за очень короткий срок съемка видео на зеркалки приобрела огромную популярность, как среди любителей, так и профессионалов.
Как снимать действительно интересные и красивые ролики? Что необходимо знать о работе с DSLR видео всем начинающим операторам?
Профессиональный видеооператор Егор Николаев согласился рассказать нам об основах съемки видео на зеркальных камерах.
1. Объективы
Для многих фотографов съемка DSLR видео лишь «побочный продукт», и поэтому они выбирают объективы вроде Canon 24-70mm. Ведь соблазн купить универсальную линзу всегда очень велик.
Но автофокусные объективы не имеют критически важного функционала — плавного, понятного кольца фокусировки.
Для видео главное — стекло, его суть, геометрия картинки, боке. При его наличии складывается иное отношение к картинке, сама работа, дубли, съемка происходят иначе. Во многом благодаря именно высококачественной оптике картинка с DSLR видео выглядит более художественно и «киношно».
Проблема в том, что топовая оптика и стоит соответствующе. Но дорогую линзу всегда можно просто взять в прокат.
В аренду лучше всего брать стекла из линейки Carl Zeiss (18-28-85mm). Они все хорошие, и, если говорить об использовании их на Canon 5D Mk II, то придраться будет особо не к чему, разве что есть небольшие расхождения в передаче цветов.
Для более простых съемок или видеоэкспериментов почему бы не порыться на барахолках и в комиссионках в поисках старых линз Canon и всего того, что можно навернуть через переходник с м42?
Видео в зеркалках существует всего несколько лет, а байонету Canon уже много десятилетий.
Линзы Samyang, которые недавно тестили на FotoTips, у меня в очереди на покупку. Картинка очень приличная, а цена в разы ниже, чем у Цейсов.
2. Фиксация камеры
Фотоаппараты сильно дергаются при съемке видео. Как же носить камеру?
Я не разделяю любовь большинства операторов к стедикамам. Не все то красиво, что летает.
Без специального жилета точно работать с ним сможет только редкий профи, а с жилетом вся эта радость весит кучу килограмм, а оператор выглядит как робот-трансформер, что для светского приема или даже корпоративной вечеринки я считаю неприемлемым.
Стедикам — это оружие для кропотливого труда над несколькими дублями, и если в случае с постановками вы можете делать много дублей, то на репортажах этого точно не получится.
Мой выбор — камера на штативе средней тяжести. Штатив должен быть чуть-чуть тяжелее, чем то, что на нем.
Лично я работаю с штативом Manfrotto 190XB и штативной головкой Manfrotto 391RC2.
Почему штатив, а не просто палка?
Основное время я, сдвинув ноги штатива, использую его как палку — могу наклонять камеру в разных плоскостях, управлять фокусом и прочим без вибраций, могу поднять его на руках вверх над толпой, но также могу, расставив ноги, поставить камеру на пол, чтобы прописать долгие планы, прокрутки.
Бывает тяжеловато, но мышцы в жизни всегда пригодятся =)
3. Звук
Для коммерческих съемок возможностей встроенного микрофончика недостаточно.
Его главный минус — слышны все щелчки управления и шуршания пальцев по корпусу.
Небольшой стереомикрофон со встроенным питанием (у микрофонного входа камеры нет фантомного питания), установленный на башмак, решит задачу по записи аудио с воздуха.
Для использования внешних микрофонов с более «взрослыми» характеристиками лучше приобрести аудио-адаптер, который крепится к нижней части камеры, например, от фирмы Beachtek. Он позволит подключать микрофон по XLR разъему и мониторить уровень звука.
Для дистанционной записи я использую радиопередатчики Sennheiser.
Всегда нужно помнить, что ваши возможности ограничены типом входного аудио-разъема!
В видео-зеркалках это minijack, который не является профессиональным разъемом, и не надо ждать от него чистого звука — он всегда будет давать фон просто в силу особенностей конструкции.
Поэтому для серьезных задач лучше использовать внешний аудио-рекордер, вроде Edirol или Zoom, и всегда помнить, что главное и подчас единственное преимущество зеркалок перед видеокамерами — это размер и характеристики связки матрица+процессор.
4. Аксессуары
Многочисленные обвесы от всяких Zacuto или непонятных индусских фирм — штука, конечно, хорошая, но только после того как вы обзавелись парком нормальной оптики.
Кроме того, многое из того, что предлагается, весьма спорно и субъективно. Я, например, не люблю оператора-репортера, обвешанного всей этой мишурой из экранчиков, держалок, фокус-ассистентов и прочего.
В общем, в студии, на штативе — да, на ногах — нет. Чем тратить тысячи баксов на все это, лучше уж купить fullHD видеокамеру с адекватной матрицей, например Panasonic с P2 картами, — там будет все в одном!
5. Фокусировка
Резкость на встроенном экранчике зеркальной камеры видно довольно паршиво.
Многие операторы, даже снимая репортаж, прикручивают к камере просмотровый мониторчик. Выглядит такой «батискаф» довольно неказисто, и вообще по моим субъективным ощущениям дополнительный экран мельче 14 дюймов жизнь глазам не облегчит.
Мониторы таких размеров с хорошим разрешением и контрастом стоят денег, в районе 50 тыс. руб. На репортажах и уличных съемках я ими не пользуюсь никогда.
Для себя я нашел простой и эффективный способ точной фокусировки. С каждым объективом я провожу тренировку, где будет резкость при различных положениях диафрагмы, со временем привыкаешь и начинаешь чувствовать положение кольца фокусировки.
6. Флешки и передача материала
Годятся любые флешки, 200-скоростные и выше.
Если вы снимаете постановочное видео, будет разумнее не тратиться на гигабайты престарелой CF-памяти, а воспользоваться функцией дистанционной передачи данных при помощи кеноновского передатчика — WFT-E4A или по проводу прямиком на компьютер через Remote Live View.
К сожалению, это не снимает ограничение размера видео файла в 4Гб. Кроме того, видео, в отличие от фото, не может одновременно записываться и на карту, и на внешний носитель.
7. Дистанционная съемка
Волшебной коробочке с зеркальной камерой нужен умелый фокусник. Большая матрица в относительно малом и легком корпусе располагает к многочисленным техническим находкам для съемок в движении.
Тщательно продумав амортизацию, камеру можно установить на платформу радиоуправляемой машины, можно купить или сконструировать из комплектующих подвес для радиоуправляемого вертолета и получать красивейшие съемки с воздуха.
Лучше находить «маньяков», которые занимаются работой с такой техникой уже давно и профессионально. Фантазия ничем не ограничена, кроме таланта и денег =)
8. Компьютер и софт для монтажа
FullHD материал требует компьютера с адекватной мощностью. По моим ощущениям, для комфортной работы это не меньше, чем 8-ми ядерный комп и не меньше, чем 23-дюймовый экран.
Процессор — самое главное, экран на втором месте, далее хорошо, если жесткий диск твердотельный, а компьютер Мак =)
Но на самом деле совершенно не важно, в какой системе работать, главное, чтобы она была оптимизирована под работу, не засорена и имела все нужные кодеки и программы.
Мне нравится, как Мак работает с видеопотоками, нравится надежность работы системы, эстетика всего и вся =)
Final Cut Pro — отличный пакет для работы с видео, он чуть менее сложен, чем Premiere, но больше заточен на результат и удобен интерфейсом.
Нужная конфигурация Mac Pro, 23-дюймовый монитор и пакет Final Cut Pro будет стоить около 250 тыс. р., а PC с теми же параметрами и пакетом Premiere в 2 раза дешевле, а с очень дельным програмным пакетом Sony Vegas еще дешевле. В итоге PC — дешевле и практичнее, а Мак — если вы его любите.
9. Проблемы с DSLR видео
Есть несколько вещей, с которыми могут возникнуть проблемы при съемке видео на зеркальную камеру.
- Стробоскопы — выдает неполные кадры
- Панорамы — могут идти со смещениями
- Длительное использования без пауз. Особенно сильно матрица изнашивается при ярком солнечном свете
- Пыль! При смене оптики будьте особенно аккуратны
10. Новое клиповое мышление
С видео-зеркалками заветные слова Медынского «главное умение оператора — это не снимать» обретают новую жизнь.
Действительно, съемка каждого плана, сцены, из-за технических особенностей камеры, требует подготовки и концентрации.
Фотоаппарат заставляет заранее выбрать нужную для сюжета оптику, проверить и настроить резкость, яркость сцены и только потом снимать — все как во времена ранних кинокамер.
Конечно, для тех, кто от природы педантичен, это звучит банально, но мне пришлось учиться думать ДО нажатия кнопки.
Чем лучше вы продумаете всю съемку и подготовитесь к каждому плану, тем меньше лишних действий и ошибок совершите.
Всегда стоит помнить, что это камеры для коротких конфеток в ярких упаковках, а не для долгих рафинированных репортажей.
Автор статьи: Егор Николаев
YouTube видео-канал автора: TvFreshJuice
Источник: fototips.ru