Как телевизор и компьютер влияют на ребенка

Содержание

Чем и насколько опасен «голубой экран», чем и насколько опасна игровая приставка? Эти вопросы очень волнуют мам и пап — родители боятся, что несколько лет спустя их малыш превратится в подростка, зависимого от «ящика» и «игрушек».

От голубого экрана никуда не деться. Даже для младенцев созданы специальные телеканалы, превозносящие себя как лучшее средство воспитания ребенка.

А о чем говорят научные исследования?

— У детей, которые часто и подолгу смотрят телевизор, словарь не такой богатый, как у тех, кто не смотрит.

— Время перед телевизором — время пассивности: передача обращена только к эмоциям ребенка, никаких действий от него не требуется, психомоторное развитие на этот период замирает, между тем как эмоциональные конфликты легче всего разрешить именно с помощью подвижных игр и вообще движения.

Что вы можете сделать

До трех лет.

— Не сажайте ребенка перед телевизором. Может быть, телевизор поможет вам занять ребенка, но «занять» ребенка не означает заниматься им!

ИГРЫ УБИВАЮТ ДЕТЕЙ / КОМПЬЮТЕР ВЫЗЫВАЕТ АУТИЗМ / ТВ ПРОТИВ ВИДЕОИГР

— Если у вас нет возможности поиграть с малышом, пусть он лучше возится рядом с вами со своими игрушками, чем сидит перед телевизором.

— Двухлетний ребенок обладает колоссальными творческими ресурсами, которые позволяют ему самому находить себе занятия, и играть он может с любыми предметами, порой — совершенно пустячными.

После трех лет.

Иначе обстоит дело, когда малыш овладевает речью и начинает хорошо говорить. Если он смотрит мультфильм, вы можете потом поговорить об увиденном, вот только проблемы пассивности это не снимет.

— Предусматривайте время для игр и ограничивайте сидение перед телевизором.

— Используйте телевизор для общения с ребенком: смотрите вместе с ним передачи, комментируйте то, что он видит, отвечайте на вопросы малыша.

С четырех-пяти лет.

Вдобавок к телевизору ваш ребенок начинает интересоваться компьютерными играми.

Ребенку, который склонен замыкаться к себе, уединяться, мир компьютерных игр дарит ощущение некоторой автономии, независимости от других.

дети и родители смотрят телевизор

В отличие от игрушек дуду игровая приставка — отнюдь не «переходный объект», и она не предназначена для утешения ребенка, скучающего в разлуке с мамой. Может быть, вы, собравшись приобрести эту игрушку, решите подождать, пока ребенок не пойдет в школу. А может быть, ребенок попросит вас подарить ему игровую приставку ко дню рождения или к Новому году. В этих и в любых подобных случаях всё зависит от вашей способности сопротивляться его просьбам до того момента или возраста, который вы назначили для этой покупки.

Когда ребенок идет в детский сад, начинаются обсуждения телепередач и компьютерных игр с друзьями.

— Как телевизор, так и игровая приставка должны использоваться только под вашим контролем.

— Если речь о видеоигре, предупреждайте ребенка о том, сколько времени вы ему на эту игру отводите, до того, как он начнет играть, и выдерживайте этот срок.

Результат влияния компьютера и телевизора на детей

— Если речь о телепередаче или мультфильме, то, прежде чем ограничивать время просмотра, загляните в программу и выясните, сколько времени идет эта передача или этот фильм: выключить телевизор «на самом интересном месте» — лучший способ спровоцировать приступ гнева или конфликт.

В шесть-семь лет.

Ваш ребенок настолько поглощен фильмом, что вы начинаете опасаться, как бы он не стал путать реальность с вымыслом.

— Ночные кошмары и трудности засыпания часто бывают связаны с просмотром страшных фильмов — даже у больших детей.

— Часто тревожные дети, которых приводят на консультацию к психологу, легко соглашаются на то, чтобы родители установили для них правила просмотра и ограничения во времени — им так легче.

— Важно отбирать фильмы для просмотра ребенком, даже если он уверяет вас, что ничего не боится.

Может ли телевизор вредить обучению?

— Нет, если его использование ограничено по времени и если вы параллельно находите ребенку другие занятия дома и вне дома, водите его в кино, рассказываете ему сказки.

— Телевизор и сам может быть помощником в воспитании и образовании малыша, и этим его свойством не стоит пренебрегать.

— Просмотр телепередач даст вашему ребенку возможность включать своих любимых героев в игры с друзьями по детскому саду и обсуждать с ними увиденное.

Влияние телевизора на семью

Научные исследования показали, что у детей, которые часто и подолгу смотрят телевизор, ослабевает ощущение принадлежности к семье. Необходимо предусмотреть время, когда члены семьи общаются между собой без телевизора.

— Подумайте о том, сколько времени вы сами проводите перед голубым экраном.

— Есть ли у вас другие интересы? Какой пример вы подаете ребенку?

Еще по теме:  Приложение видеобокс для телевизора не работает

— Тем не менее ребенок должен понимать, что взрослые, отправив его спать, имеют право смотреть телевизор. Точно так же, как они имеют право ложиться позже детей!

— Сколько бы лет ни было вашему ребенку, не ставьте телевизор в его комнате.

Источник: 5psy.ru

Влияние телевидения и компьютерных игр на развитие ребенка
консультация

Все чаще и чаще за консультацией к психологу обращаются родители, обеспокоенные частым и долгим сидением детей у экранов телевизоров или мониторов компьютеров. Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизионные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Влияние телевидения и компьютерных игр на развитие ребенка

Все чаще и чаще за консультацией к психологу обращаются родители, обеспокоенные частым и долгим сидением детей у экранов телевизоров или мониторов компьютеров. Ребенок готов часами играть в игры или смотреть мультики, телевизионные передачи различной тематики. И если по началу родителей радует, что сидя за компьютером или телевизором ребенок получает полезную информацию, развивает воображение, память, мышление, то со временем начинают замечать, что поведение любимого чада заметно изменилось. Ребенок стал капризным, отказ в игре или просмотре мультиков вызывает бурную негативную реакцию, откуда-то появилась плаксивость и раздражительность. Вот так незаметно банальный просмотр мультфильмов формирует у ребенка вредную привычку, а в дальнейшем может привести к возникновению риска развития компьютерной и телевизионной зависимости, с патологическими и необратимыми изменениями в личности ребенка.

Без сомнения, в телевидении и компьютерах есть свои плюсы и, прежде всего, это положительное влияние на умственное развитие детей, с помощью специальных обучающих программ. Отмечено, что многими навыками — например, счетом, чтением и чтением географических карт, — с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении. Телевидение так же обладает могучим арсеналом обучающих программ, которые в легкой и доступной форме преподносят обучающий материал.

Тем не менее, при всех неоспоримых плюсах, исследователи отмечают такие же неоспоримые минусы. Подмечено вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед «голубым» экраном или монитором компьютера приводит к развитию близорукости, нарушению обмена веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, ослаблению иммунитета и т.д. Кроме того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии детей.

Если говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации, не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления тесно связан с уровнем речевого развития. Читая ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию. Трудно представить, чтобы самая современная компьютерная программа могла заменить общение взрослого с ребенком.

Но самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит эмоциональному развитию ребенка.

В каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год ребенку нужно научиться ходить, в три года — разговаривать, в 5 ребенку совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и разговаривать дети обучаются более менее вовремя то, что касается игры и общения, дело обстоит гораздо хуже. Компьютер и телевизор легко подменяют живые подвижные игры на их электронный аналог, а живое, непосредственное общение — на суррогат виртуального общения.

Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную плоскость — он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно может уходить в «виртуальную реальность».

Таким образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.

Как же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков, чтобы они нам не мешали заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем самым, показывая детям дурной пример. Поведение родителей — это образец, на основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и свое времяпрепровождение.

Если в опыте ребенка отсутствуют такие простые, но очень важные дела, как рисование, лепка из пластилина, подвижные игры, и т.д., то постепенно их может заменить компьютер или телевизор.

Но все же, телевидение и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Телевидение оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Поэтому полностью ограждать ребенка от телевизора и компьютера все же не стоит, да и не получится. Нужно разумно сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т.п.

Еще по теме:  Как убрать клопов из телевизора

Что же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни малыша и вызывают беспокойство у родителей?

  • Первое, что Вы должны сделать, это поставить перед собой реальную цель, например, в день разрешается посмотреть два-три мультфильма.
  • Далее стоит оценить, сколько времени проводит Ваш ребенок перед телевизором в настоящее время и составить план семейных просмотров. Четко оговорить временную квоту затраченную на просмотр мультиков или игры на компьютере;
  • Постарайтесь не устанавливать телевизор в центре комнаты, т.е. на виду, так как в этом случае желание смотреть телевизор возникает у детей гораздо чаще;
  • Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите — дети быстро перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном»;
  • Вводите запрет на телевизор постепенно. Например, для начала запретите смотреть телевизор во время еды.
  • Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги, различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме в мытье посуды и уборке комнаты.

Таким образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас требуются лишь силы и терпение. Но зато в последствии Ваш ребенок сможет без каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.

Источник: nsportal.ru

Как видеоигры влияют на интеллект и развитие детей?

Наши дети всё меньше играют во дворе со сверстниками, всё больше — дома в виртуальном пространстве. В связи с этим, учёные многих стран пытаются определить влияние компьютерных игр на детей. Можно ли назвать их полезным увлечением или они несут только негативные последствия?

Компания «Где мои дети»

Как видеоигры влияют на интеллект и развитие детей?

Исследования о влиянии игр на детей

Дети, которые проводят умеренное количество времени за компьютерными играми, увеличивают свой IQ на 2,5 пункта. Такое заявление сделали учёные из Каролинского института Швеции: 9000 детей в возрасте 10–12 лет были протестированы на интеллект и психологические особенности, также было зафиксировано количество времени, проводимое перед экраном телевизора, в социальных сетях и компьютерных играх. Через 2 года сделали повторные замеры.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Резюме исследования: дети, которые играли в видеоигры около 1 часа в день, увеличили свой IQ на 2,5 балла, что не наблюдалось у ребят, которые смотрели телевизор и зависали в социальных сетях. Ключевой показатель здесь — длительность пребывания в виртуальном пространстве. О пользе компьютерных развлечений можно говорить только с оговоркой — при соблюдении определённых временных рамок.

Оптимальное игровое время — до одного часа в день. Игроки, которые тратят не больше 1 часа в день на игру, более удовлетворены своей жизнью, чем те, кто проводит в игре большее количество времени. А дети, чьё игровое время превысило 3 часа, показывают значительно более низкие результаты социальной адаптации и удовлетворённости жизнью.

Кроме того, сильно преувеличено влияние игр на уровень насилия и жестокости в обществе. На данный момент нет никаких исследований, которые бы подтвердили, что именно компьютерные игры вызывают массовые всплески агрессии. Наоборот, учёные отмечают спад преступной активности в моменты выхода новых шутеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позитивные изменения наблюдаются даже у пожилых людей, которые периодически поигрывают в активные компьютерные игры, — улучшаются их когнитивные функции.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Положительное влияние игр на интеллект ребёнка

Напомним, что умеренное увлечение компьютерными играми подразумевает, что игрок проводит не более одного часа в день в игре, у него не возникает проблем с учёбой, общением с семьёй и близкими, отсутствует игровая зависимость и нет навязчивой идеи снова и снова садиться за компьютер. Если игра — это простое развлечение, то можно говорить о следующей пользе компьютерных игр.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снятие эмоционального и психологического напряжения

Компьютерные игры по-разному действуют на эмоциональное состояние человека. Например, головоломки и аркады заставляют усиленно работать головной мозг, что в свою очередь снижает выработку адреналина и других «гормонов стресса», а шутеры помогают выразить свой гнев (однако такими «взрывными» играми важно не злоупотреблять).

Улучшение навыков коммуникации

Многопользовательские игры развивают коммуникативные навыки: умение выстраивать взаимодействие в команде и договариваться с людьми, решать конфликтные ситуации, брать ответственность за свои решения и т. д.

Внимание становится чётче, ориентация быстрее, мышление лучше

Поток информации в игре огромный: часто приходится отслеживать множество факторов — положение противников, положение союзников, ресурсы — обновлять и быстро ставить цели и задачи, проверять уровень развития себя и других игроков. Всё это требует от игрока максимальной включённости, концентрации и умения расставлять приоритеты.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие игры, например, стратегические, развивают логическое и абстрактное мышление, что позволяет лучше осваивать учебные предметы и повышает успеваемость у школьников и студентов. Регулярное решение логических и пространственных задач в игре становится настоящим тренажёром для мозга в реальности.

Развитие креативного мышления

Часто игры требуют нестандартных решений в сложных ситуациях. Например, «придумайте, как обойти охранников, которые не пускают вас внутрь здания». Порой, чтобы ухитриться пройти уровень, нужно приложить немало умственных сил и опробовать множество вариантов.

Еще по теме:  Где собираются телевизоры Sony

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мотивация на достижение результата и успеха

Большинство игр заставляют игрока развиваться шаг за шагом, осваивать новые навыки, получать ресурсы. Невозможно стать супер-игроком по одному клику мышки (ведь даже чтобы научиться пользоваться чит-кодами, требуется терпение и упорство). Таким образом, игры учат человека пошаговому росту, развивают мотивационную сферу и волю к победе.

Игры — диагностический инструмент

По игровым предпочтениям можно сделать вывод о более подходящем стиле обучения для ребёнка. Существует несколько стилей обучения — активный и рефлексивный, сенсорный и интуитивный, визуальный и вербальный, последовательный и глобальный:

  • Если ребёнок предпочитает экшены и шутеры, ему подходит активный стиль обучения, который подразумевает активные действия с его стороны во время процесса (тренировки, дискуссии, объяснение и помощь другим).
  • Ребёнок отдаёт предпочтения в играх стратегиям, головоломкам, квестам – ему подходит рефлексивный стиль обучения, при котором обучающийся перерабатывает полученную информацию самостоятельно, вдумчиво и неспешно (ему для этого не нужны активные действия).
  • Исторические стратегии и квесты – сенсорный стиль обучения. Такие дети предпочитают изучать факты, искать новую информацию.
  • Симуляторы реальной жизни – интуитивный стиль обучения. Учащимся интереснее искать взаимосвязи.
  • Игры с проработанным визуальным рядом – визуальный стиль обучения. Ученики лучше воспринимают визуальные образы, им достаточно посмотреть на картинку, чтобы понять смысл.
  • Игры с качественно проработанным сюжетом – вербальный стиль обучения. Учащиеся предпочитают качественный текст иллюстративным материалам.
  • Головоломки, аркады – последовательный стиль обучения. Обучение шаг за шагом, которые логически связаны между собой.
  • Детям, увлечённым исключительно играми-стратегиями, подходит глобальный стиль обучения или обучение «скачками» — бессистемное накопление информации, затем её осмысление. 1

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, не существует людей, с «чистым» стилем обучения, однако предпочтения можно увидеть и учесть при работе с ребёнком.

Отрицательное влияние

К сожалению, часто компьютерные игры из простого развлечения превращаются в зависимость. Как правило, это происходит из-за проблем, которые не связаны с компьютерным миром и с которыми игрок не может справиться самостоятельно. Тогда он выбирает «бегство» в виртуальный мир.

Основные негативные последствия при злоупотреблении компьютерными играми (когда ребёнок проводит в игре больше 3 часов в день).

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развитие игровой зависимости

Особенно легко в эту ловушку попадают дети: в играх проще достигать успеха, общаться и быть героем, да и время летит незаметно.

Проверьте, есть ли у вашего ребёнка игровая зависимость и получите советы по предотвращению её развития в интервью с психологом Мой ребёнок — геймер? Как справиться с игровой зависимостью.

Эмоциональная нестабильность

Игры насыщены красочными картинками, сюжетными поворотами и вызывают очень яркие переживания, как позитивные, так и негативные. Чрезмерные эмоциональные качели делают детей раздражительными и агрессивными.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ухудшение самочувствия и состояния здоровья

Длительное погружение в виртуальный мир может наносить вред здоровью ребёнка — ухудшается зрение, осанка. Отказ от еды и сна в пользу игры также не идёт на пользу детскому организму.

Проблемы в общении

Пребывание в киберпространстве ухудшает коммуникативные связи геймера — начинаются частые конфликты с близкими (особенно с родителями), появляются сложности в общении со сверстниками в реальном мире

Столкновение с нежелательным контентом

К сожалению, качественных компьютерных игр не так много, поэтому ребёнок легко может натолкнуться на игру с нежелательным контентом. Более того, большинство игроков не отслеживают возрастной рейтинг скачиваемых игр. Поэтому взрослую игру легко может скачать маленький ребёнок, не готовый, например, к шутерам.

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запрещать или разрешать?

Нельзя с уверенностью сказать, что компьютерные игры несут только пользу или только вред. Пуская ребёнка за компьютер, родители несут ответственность за количество времени, проведённого у экрана, и качество потребляемого контента.

Как грамотно выстроить политику поведения в отношении ребёнка и компьютерных игр:

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

  • Прививать вкус к интеллектуальным играм и самоконтролю с детства.
  • Контролировать количество экранного времени и выбор приложений. Для этого можно воспользоваться приложением родительского контроля — например, Kids360.
  • Учить ребёнка делать перерывы в игре на разминку (гимнастика для глаз и тела).
  • Организовать правильное рабочее место — качественный стол и стул, правильное расстояние до экрана, чтобы ребёнок не портил осанку и зрение во время работы за компьютером.
  • Выстраивать доверительные отношения и учить справляться со сложностями в жизни, чтобы у детей не возникало желание сбежать из реального мира в игру.

Ниже приведены нормы времени, которое можно проводить детям за компьютером (включая не только игры, но и подготовку домашних заданий, и посещение социальных сетей), актуальные для 21-го века:

0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

  • 5 лет – 1 час в день;
  • 6 лет – 1 час 15 минут в день;
  • 7–9 лет – 1,5 часа в день;
  • 10–12 лет – 2 часа в день;
  • 13–14 лет – 2,5 часа в день;
  • 15–16 лет – 3 часа в день.

Компьютерные игры разрабатывались, чтобы развлекать людей и учить их чему-то новому. Не стоит запрещать ребёнку играть, но удержать от соблазна посидеть ещё «5-10-15 минут» и научить находить не менее интересные занятия без компьютера — вполне под силу каждому родителю! Помните, что весь вред исходит от злоупотребления. Соблюдайте предложенные нормы, и компьютерные игры пойдут на пользу развития интеллекта вашего ребёнка.

Материал подготовлен компанией «Где мои дети»

Загрузка статьи.

Источник: www.techinsider.ru

Оцените статью
Добавить комментарий