Предупредите няню и бабушку: телевидение для развития – то же самое, что фастфуд для здоровья. Антрополог Стивен Джуан не просто утверждает это, но и подсказывает, что делать*.
Что такое ТВ-мозг и как он формируется? Специалист по проблемам обучения Джейн Хили (Jane Healy) считает, что растущий мозг ребенка может физически формироваться телевидением, как он формируется вследствие других повторяющихся ситуаций.
Суть состоит в том, что развивающийся мозг взаимодействует со средой, определяя, какие синаптические связи усилить и сохранить, а какие ослабить или потерять навсегда. Телепрограммы манипулируют мозгом путем визуальных или звуковых воздействий.
Телепрограммы и реклама, включая ту, которая снята специально для детей, используют непроизвольные отклики мозга на крупные планы, панорамы, громкие звуки и яркие цвета, удерживая его в неестественном возбуждении, но скорее на уровне реакций, чем мышления. Общий эффект этих манипуляций и формирует ТВ-мозг, то есть мозг, питающийся телевидением и больше ничем. ТВ-мозг может влиять на человека так же, как «ленивый глаз», влекущий за собой слепоту. Если ребенок страдает от «ленивого глаза», на здоровый временно надевается повязка, чтобы заставить «ленивый» функционировать нормально. Если этого не сделать, то «ленивый глаз» в результате начнет восприниматься мозгом как бесполезный и ослепнет.
Как телевизор влияет на мозг и состояние человека — Фатеева (Игнатова) Елена
Работа мозга
Неврологические основы для чтения, аналитического мышления, управления вниманием и умения решать проблемы зависят от опыта, приобретаемого каждый день. Мозг продолжает увеличиваться даже у подростков, вот почему качество получаемой информации крайне важно. Продолжительный просмотр телевизора может снизить время активного внимания ребенка. Это подтверждают эксперименты.
Когда дети сначала смотрели динамичные программы, а затем выполняли такие задания, как чтение или решение сложных головоломок, у них отмечалось ослабленное внимание. Телевидение влияет и на язык. Хотя программы увеличивают словарный запас человека и расширяют кругозор, они не развивают у человека грамотную речь и способность структурировать полученную информацию. Телевидение может оказывать гипнотическое влияние и вызывать неврологическую зависимость. Оно меняет частоту электрических импульсов мозга, блокируя активную умственную деятельность и создавая медленные альфа-волны, при которых обычно отсутствует мыслительная активность.
Жить «здесь и сейчас»
Сегодня дети не только подолгу смотрят телевизор, но и играют в компьютерные игры. Вот одна из причин, почему учителя замечают, что современные ученики мыслят значительно хуже, чем раньше. У них снижена способность глубоко и тщательно исследовать проблему, промежутки их активного внимания коротки, имеются трудности с владением родным языком и снижено умение слушать.
Как же их защитить? Одно из решений – выключить (навсегда) телевизор, убрать подальше гаджеты и компьютер. Но вряд ли это поможет. Так же бессмысленно жаловаться и вспоминать «старые добрые времена». Надо понимать, что в школьные годы мозг детей чрезмерно податлив, и стараться предлагать им в том числе хорошо спланированную программу обучения, которая будет развивать интеллектуальные способности детей, какими бы они ни были в наш век информации и высоких скоростей.
Как телевидение влияет на мозг?
* С. Джуан «Странности нашего мозга» (Рипол классик, 2008).
Источник: www.psychologies.ru
Просмотр телевизора негативно влияет на мозг человека – ученые
Ученые выяснили, что даже непродолжительный просмотр телевизора может привести к ухудшению работы мозга человека. Об этом сообщает Pravda.Ru.
Исследователи утверждают, что просмотр телепередач на протяжении 15 лет ухудшает когнитивные функции. При этом не имеет значения продолжительность просмотра и то, каким программам человек отдает предпочтение. Не спасает и активный образ жизни. К такому выводу ученые пришли после анализа снимков МРТ любителей смотреть телевизор: у них оказался низкий уровень серого вещества.
Уточняется, что результаты исследования представят на конференции Американской кардиологической ассоциации эпидемиологии, профилактики, образа жизни и кардиометаболического здоровья.
Ранее ученые из Китая и США установили, что загрязненный воздух может временно ухудшать умственные способности пожилых людей. Они оценивали качество воздуха в регионах, в которых проживали испытуемые, а затем с помощью специализированных тестов отслеживали динамику изменения их интеллектуальных способностей.
Оказалось, что негативный эффект заметен даже при непродолжительном контакте с плохим воздухом. Однако острота ума и память приходили в норму спустя месяц, после устранения виновника негативного влияния.
- Ученые выяснили, как COVID-19 влияет на мозг
- Ученые МГУ провели эксперимент, который в будущем позволит «читать мысли» людей
Источник: www.m24.ru
Телевизор … убивает мозг
Специалисты из университета Квинсленда (Австралия) пришли к выводу, что каждый час, проведенный перед голубым экраном, сокращает продолжительность жизни на 22 минуты. К слову: одна сигарета отнимает от нашей жизни 11 минут, что эквивалентно получасу перед телевизором.
Поэтому чрезмерное увлечение просмотром телепередач является такой же проблемой общественного здоровья, как курение. Так, за 25 лет набегает 6:00 просмотра, что забирает 5 лет жизни.
— Эти данные были получены после опроса 11 000 человек. Было доказано, что сидение перед телевизором существенно повышает опасность преждевременной смерти. Это правда?
— Абсолютная! Если взрослый человек смотрит телевизор более двух часов в сутки, у нее начинается интенсивное отмирание клеток мозга, — говорит Владимир Родионов, старший научный сотрудник Института педиатрии, акушерства и гинекологии. — Поэтому врачи — психологи, нейрофизиологи, нейрохирурги — уже давно окрестили телевизор «убийцей мозгов».
Кроме того, это пример пассивного досуга. Сидя перед экраном, мы приобретаем всех болезней цивилизации — портим глаза, искажаем позвоночник, запускают сердце. В результате, сегодня уже молодые люди страдают от нарушения обмена веществ, ожирение, остеохондроза, сердечно-сосудистых заболеваний. Кстати, мало кто знает, что даже взрослому человеку не стоит смотреть телевизор более двух часов в сутки, а для детей это время ограничивается 15-60 минутами в день.
Для сравнения к курению, то оно довольно уместно — и та, и другая привычка вызывают зависимость. Здесь задействованы одинаковые зоны мозга, которые отвечают за чувство удовольствия, однако со временем «дозу» нужно увеличить. Вот почему курильщики со стажем курят гораздо чаще, а фанаты телевидения просиживают перед экраном целыми днями.
— Многие нейрофизологи считают, что от телевизора человек тупеет. Но почему? Даже если она смотреть образовательные программы?
— Дело в том, что телевизор дает готовые образы, а не заставляет мозг думать и анализировать. А без этого человек начинает тупеть.
В частности, телевизор вызывает пассивную реакцию мозга, как чтение, рисование, трудных задач, решаемых кроссвордов, запоминание стихов наизусть — это активная работа мозга, способствует его развитию. В первом случае клетки мозга недополучают кислород и умирают, во втором — активно делятся, а связи между нейронами и полушариями оживляются.
Известно, что мозг развивается только тогда, когда работает. А телевидение дает все в готовом виде, поэтому мозга нет необходимости напрягаться. Как следствие — современный человек имеет проблемы с памятью, интеллектуальным уровнем, аналитическим мышлением. К тому же, яркая картинка действует на мозг таким образом, что вводит в состояние транса — вот почему когда фильм прерывается рекламой, мы продолжаем сидеть и смотреть, хотя видели ее уже сто раз.
— Но и без телевизора никак — многие только так узнают новости, расслабляются …
— Следует менять эту привычку. Я не говорю, что телевизор нельзя смотреть совсем — есть определенные временные ограничения. Однако для многих вечер перед телевизором превращается в сплошной кинозал — сначала новости, потом какое-то шоу, дальше боевик … А бывает, что человек просто прыгает с канала на канал, и так продолжается часами. Это — деструкция.
Гораздо полезнее, скажем, брать новости и по телевидению, и из газет, а затем противопоставлять их, сравнивать, анализировать. А расслабиться можно благодаря прослушиванию музыки, прогулки, хорошей книги. Что касается образовательных программ, то достаточно смотреть одну в день. А дальше — идите на различные мастер-классы, курсы при изучении иностранного, танцев, кройки и шитья — большая часть досуга должна быть активной. Так вы сохраните ясность ума и здоровье тела гораздо дольше.
Источник: medictionary.ru