Как телевизор влияет на психику

Курочкина В. Е., Васецкая Д. С. Влияние медиапродукции на психическое состояние подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 132–137. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56565.htm.

Аннотация. В статье рассмотрено влияние медиапродукции на психическое состояние подростков. Выявлено, что медиапродукция часто становится транслятором агрессивного, насильственного и в целом девиантного поведения; повышает уровень нервно-психического напряжения, агрессивности, эмоциональной неустойчивости подростков; вызывает у подростков страхи, тревожное и подавленное состояние.

Ключевые слова: психическое состояние, подростки, медиапродукция
Полный текст статьи

Интерес исследователей привлекает способность определенных видов медиапродукции, например, рекламы, телепередач, пропагандистских материалов, оказывать побуждающее воздействие на аудиторию. В стремительных информационных преобразованиях, подростки могут рассматриваться как особая группа риска, требующая внимания педагогов и психологов с точки зрения возможных изменений в психическом состоянии. В связи с чем в данной статье рассматриваются основные направления воздействия медиапродукции на психическое состояние подростков.

Психиатры Петербурга: чтобы не страдала психика, выключите телевизор

Обратимся к определению понятия «психическое состояние». На основе анализа работ, можно выделить три основных направления в понимании психического состояния. Авторы, придерживающиеся первого направления (Н.Д. Левитов, В.А. Ганзен, Е.Ю.

Сосновикова и др.), рассматривают психическое состояние как сложное многогранное явление, которое характеризует человека в данный момент времени. С точки зрения второго направления, психическое состояние – это некий фон, на котором разворачивается уровень и направленность психической деятельности личности (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В рамках третьего направления психическое состояние рассматривается как системная реакция психики человека на изменения внешних или внутренних условий (Е.П. Ильин).

Таким образом, на основе проведенного анализа подходов психическое состояние в работе рассматривается как целостное проявление психики человека, которое отражает ее функциональные возможности в конкретный момент времени и осуществляет ряд функций уравновешивания человека как организма и личности с внешней и внутренней средой. Психические состояния, по своей природе, могут быть как отрицательными, так и положительными. К положительным психическим состояниям можно отнести такие состояния как: заинтересованность в профессиональной деятельности; творческое вдохновение, которое выражается в творческом подъёме; решительность и т.п. К отрицательным психическим состояниям относят: психическую и эмоциональную напряжённость; стресс; беспокойство или тревога; агрессивность; глубокие эмоциональные переживания, например, отчаяние, разочарование, раздражение.

Е.П. Ильин выделил черты, которые характерны для эмоциональной сферы подростков: во-первых, это очень большая эмоциональная возбудимость; во-вторых, большая устойчивость к эмоциональным переживаниям; в-третьих, готовность к переживанию страха, которая проявляется в тревожности; в-четвертых, противоречивость чувств; в-пятых, возникновение переживаний не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки; в-шестых, сильно развитое чувство принадлежности к группе, из-за чего подростки часто испытывают страх быть отверженными группой; в-седьмых, проявление высоких требований к дружбе; и наконец в-восьмых, проявление гражданского чувства патриотизма [1].

Влияние телевидения на детей. Развитие и воспитание детей #666

Рассмотрим, каким образом медиапродукция влияет на психическое состояние подростков.

В работах А.В. Мудрика медиасреда называется одной из воспитательных сил общества, так как средства массовой информации и коммуникации приобщают ребенка к культуре, ориентируют в системе социальных и межличностных ролей и отношений, формируют коммуникативную культуру, обеспечивают ребенку идентификацию с референтными группами [2].

Возможно, раньше так и было, но если в настоящее время провести анализ современной медиапродукции, предназначенной для подрастающего поколения, то можно выявить и негативные эффекты. Исследователи указывают на «обратную сторону медали» медиасферы: возможность формирования агрессивного и насильственного поведения, виртуальной аддикции, преобладание потребительских призывов в ущерб нравственным правилам и т.д.

Одна из волнующих социальных проблем для исследователей – это воздействие медианасилия на психическое состояние и поведение подростков. В результате многочисленных исследований были установлены эффекты от потребления медиапродуции, содержащей сцены насилия (Л. Берковиц, Дж. Кэнтор, А.В. Федоров, Д.В.

Жмуров). К таким эффектам относятся: равнодушие к проявлению насилия в отношении других; понимание насилия как приемлемого средства достижения желаемого; ослабление внутренних запретов на применение насилия в реальной жизни; страх стать жертвой насилия; увеличение агрессивного поведения и др.

В истории были случаи, когда посмотрев какой-то фильм или передачу, люди копировали поведение главных персонажей. Таким ярким примером может послужить история, которая произошла на юге США в штате Луизина в 1995 году. Двое подростков Бенджамин Дэррэс и Сара Эдмондсон, увлеклись фильмом «Прирожденные убийцы». Это боевик о паре, которая развлекалась, убивая случайных людей.

Бенджамин и Сара просматривали данный фильм до шести раз в день. Они восхищались главными героями, которые лишали жизни невинных людей ради острых ощущений, не чувствовали угрызений совести и в конце концов избежали наказания за совершенные преступления. Спустя какое-то время, подобно героям фильма, Дэррэс и Эдмондсон взяли оружие и отправились на концерт. На концерт они так и не попали, но нашли несколько жертв. Подростки застрелили менеджера одной фабрики и продавщицу магазина.

Содержание рекламы также может оказать негативное воздействие на развитие личности подростка. Например, в рекламных роликах транслируют идеалы красоты, жизненные цели, способы их достижения, которые далеки от реальности. Подростки начинают стремиться к этому идеалу и сравнивать себя с ним. При несоответствии идеалу может появляться напряженность, негативные изменения в психическом состоянии подротков. С течением времени мышление подростка «превращается в хранилище» стереотипов, навязанных медиапродукцией.

Историю развития исследований медиавоздействия можно разделить на четыре этапа: на первом этапе (1920-1940 гг.) в основе работ была заложена теория «пути», то есть признание огромной власти СМИ над аудиторией; второй этап «ограниченного воздействия» и теория «минимальных эффектов» длился с конца 40-х годов до начала 60-х годов; третий этап охватывает промежуток от 1970 по 1980-е гг., при котором активно развивается телевидение и информационные технологии, доминирует когнитивный подход; четвертых этап (90-е гг. ХХ века по настоящее время) – это современный этап изучения эффектов массовой коммуникации [3].

Эксперименты А. Бандуры [4] и его коллег, проводимые в 1963 году, могут служить примером психологического воздействия кино. Суть эксперимента, заключалась в следующем. Респондентов детского возраста разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Экспериментальной группе показывали фильм, в котором мужчина очень агрессивно бил боксерскую грушу.

Позже дети совершали подобные агрессивные действия с надувной куклой Бо-Бо, при этом значимо чаще, чем дети из контрольной группы, которым был показан другой фильм. Так же, ученые заметили, что дети из экспериментальной группы стали проявлять и другие виды агрессивного поведения, усвоенные в прошлом, которые в фильме не демонстрировались.

Еще по теме:  Симплинк в телевизоре LG это

Начиная с 1990-х годов, исследователи доказали, что под воздействием СМИ у детей возникают различного рода проблемы, связанные со страхом. Так, например, М. Сингер, К. Словак, Т. Фрайерсон и П. Йорк в 1998 году провели опрос около 2000 детей, учившихся с третьего по восьмой класс. Ими было обнаружено, что дети, проводившие у экранов телевизора больше времени, чем другие, сообщали о многочисленных симптомах тревоги, подавленности и посттравматического стресса.

В настоящее время среди отечественных исследователей, обращающихся к проблемам влияния СМИ на промискуитетность, агрессивность, склонность к насилию и криминальное поведение у подростков и молодежи, можно выделить: Л.Б. Брушлинскую, Н.Е. Маркова, А.В. Федорова, Л.В. Трубицына, Н.И. Холод, Л.Н.

Матвееву, Е.Н. Юдину, С.А. Воронину, К.Б. Новожилову, Н.П. Рыжих, Д.В.Жмурова, Н.А. Матвееву, С.В.

Книжникову и др.

Л.В. Матвеева [5] провела исследование, в ходе которого подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ, с помощью датчиков, фиксировали моменты, которые были им интересны. В результате опыта, у испытуемых высокий интерес вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер. Было установлено, что при просмотре фильмов подростки воспринимают в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишаясь способности отличить их от более тонких чувств.

Е.Н. Юдина [6] отметила, что актуальной проблемой современного телевидения является репрезентация образов агрессии и насилия, что оказывает непосредственное влияние на аудиторию. Для того чтобы определить влияние экранных образов насилия на молодежь, под ее руководством, было проведено исследование «Влияние телевидения на духовную культуру молодежи в современных условиях». В результате был сделан вывод о том, что средствами телевидения строится жизненный мир, в котором различные виды девиации становятся совершенно законными.

Из работ Д.В. Жмурова [7] можно подчеркнуть, что больше 30% молодежи в России совершают преступления под влиянием телепередач и фильмов, но как отмечает сам автор, эту связь доказать сложно. Говоря об отношении подростков к насилию, Д.В. Жмуров опирается на опрос, который был проведен центром социологии образования РАО.

Этот опрос показывает, что из 1152 школьников 30,8% считают, что в современных телепередачах и фильмах «слишком много» сцен насилия, около 31,6% думают, что эти сцены существуют «в допустимом количестве», остальные 37,6%, вообще «никогда не задумывались» над этим вопросом. Удовольствие от сцен насилия испытывают 10,9% опрошенных и, наконец, тех, кто «специально выбирает передачи с большим количеством насилия» – 2,8%. Автор выделил последствия просмотра медианасилия: повышение уровня агрессивности поведения; уменьшение факторов, сдерживающих агрессию; притупление чувствительности к агрессии; формирование образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий; виктимизация зрителя.

С.В. Книжниковой [9] был проведен девиантологический анализ большого объема медиапродукции, которая предназначена для детей и подростков. По результатам анализа автором были выделены девиантогенные убеждения, внушаемые зрителям:

– «девиантное поведение престижно»;

– «девиантное поведение красиво»;

– «девиантное поведение героично»;

– «девиантное поведение не стыдно»;

– «отказ от предложения приобщиться к девиации – слабость, трусость»;

– «девиантное поведение остается безнаказанным»;

– «девиант – абсолютно невинная жертва обстоятельств»;

– «девиантное поведение безопасно для окружающих»;

– «девиантное поведение есть свобода, независимость»;

– «девиантное поведение присуще практически всем»;

– «макросоциальные ценности – пережитки прошлого»;

– «главное в жизни – мое удовольствие, мои желания превыше всего»;

– «девиантное поведение есть уход от проблем, трудностей».

Проведенный анализ исследований о влиянии медиапродукции на психическое состояние подростков показал, что на сегодняшний день медиапродукция часто становится транслятором агрессивного, насильственного и в целом девиантного поведения; повышает уровень нервно-психического напряжения, агрессивности, эмоциональной неустойчивости подростков; вызывает у подростков страхи, тревожное и подавленное состояние.

Список литературы

1. Ильин, Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е. П. Ильин // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Ред. Б.Ф. Ломов и др. – М. : МГУ, 1978. – С. 326-340.

2. Мудрик, А. В. Социализация человека : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

3. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ : Пер. с англ. / Дж. Брайант, С. Томпсон. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. – 432 с.

4. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 510 с.

5. Матвеева, Л. В. Опыт: влияние телевизионных фильмов на психику детей. МГУ. Москва. 2006 г. / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова // Психология телевизионной коммуникации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL : http://www.koob.ru/matveeva.

6. Юдина, Е. Н. Развитие медиапространства в современной России : дис. док. социол. наук : 22.00.04 / Юдина Елена Николаевна. – М., 2008. – 35 с.

7. Жмуров, Д. В. Сценарная агрессия подростков / Д. В. Жмуров // Бизнес в законе. – 2007. – № 3. – С. 253–255.

8. Бутузова Ю. С., Акутина С. П. Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4 (апрель). – С. 8–14. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16062.htm.

9. Матвеева, Н. А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Матвеева Наталия Александровна. – Курск, 2010. – 254 с.

10. Книжникова, С. В. Подготовка подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантных установок : Монография. – Краснодар : Экоинвест, 2014. – 154 с.

Источник: e-koncept.ru

1.4 Влияние телевидения на психику людей

Телевидение оказывает значительное влияние на психику людей. Для того чтобы оценить воздействие, оказываемое телевизионными программами, проводилось большое количество исследований, установивших, что телевидение оказывает непосредственное влияние на поведение и психику людей.

Три наиболее исследованные темы – это влияние телевидения на предрасположенность к совершению преступлений и насилию, эффекты новостей и роль телевидения в политической жизни. Демонстрация насилия в телевизионных программах и его воздействие на поведение людей исследовалась социологами и психологами достаточно подробно, но единой объясняющей модели не предложено.

Еще по теме:  Телевизор Филипс 42pfl3605 60 сам выключается

Ученый А.Ю. Дроздов выделяет три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей. 8 Первая – «гипотеза модели», согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей, разработана А. Бандурой.

В ходе экспериментальных работ, осуществленных под его руководством в первой половине 60-х годов, детской аудитории показывали, к примеру, снятого на кинопленку взрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого дети играли в комнате, а экспериментатор скрыто наблюдал за ними.

Как правило, оказывалось, что в экспериментальной группе при общении детей агрессивные проявления обозначались намного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту. Агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения.

Результаты большинства проведенных исследований подтверждают эту гипотезу, чему есть многочисленные подтверждения. Вторая гипотеза – «гипотеза катализатора». Российский ученый Д. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции).

Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. Третья гипотеза – «гипотеза катарсиса», наоборот, указывает на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности.

Происходит своего рода сброс эмоционального напряжения . Все три гипотезы имеет место быть, но результаты большинства проведенных исследований подтверждают «гипотезу модели» 9 . Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Косвенно все эти выводы подтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевидения в различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частности убийств.

Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки и поступки людей – процесс, трудно поддающийся объективному изучению. К сожалению, эта проблема недостаточно рассмотрена отечественными исследователями, хотя в последнее время и в нашей печати появляется большое количество исследований, посвященных воздействию экранного насилия на настроение и поведение людей.

Интересное исследование было проведено в 2000 году в рамках научно-исследовательской программы РАО «Социология образования». В общей сложности 116 часов эксперты смотрели передачи трех телеканалов – Первый канал, НТВ и «ТВ Центра».

По данным исследования оказалось, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 15 минут, а в вечерние часы – каждые 10 минут. Самым агрессивным является «ТВ Центр», а самым спокойным из этих трех каналов – Первый канал.

Канал НТВ отличается наиболее жесткой подачей информационных программ – демонстрацией документальных кадров насилия, беспорядков и катастроф. Первый канал, сообщая о таких вещах, предпочитает не давать «картинки». К концу недели число сцен насилия на экранах возрастает. Впрочем, в отличие от других каналов, «ТВ Центр» транслирует довольно много сцен насилия и в понедельник.

Обычно и агрессорами, и жертвами оказываются мужчины. Конфликты между ними на телеэкране носят предельно жесткий характер: половина сцен – это убийства, треть – драки или избиения. Женщины становятся жертвами в два раза, а агрессорами – в десять раз реже, чем мужчины. При этом каждая вторая сцена агрессии мужчины по отношению к женщине представляет собой сексуальное насилие.

Дети участвуют в сценах насилия крайне редко – похоже, это единственное табу, которое существует на нашем телеэкране. В исследовании, проведенного в 2003 году А.Ю. Дроздовым 10 , анализировались названия всех художественных фильмов, которые транслировались по трем телевизионным каналам (Первый канал, РТР, НТВ).

На первом месте по количеству названий «агрессивного» характера находится канал телекомпании НТВ, где почти каждый третий фильм имел подобное название. Наименьшее количество названий такого рода имеют фильмы канала РТР. В целом же, по результатам исследования, можно заметить, что почти каждый седьмой фильм, судя по названию, имеет «агрессивную окраску».

Таким образом, по результатам этих двух исследований можно сделать вывод, что самым агрессивным каналом является «ТВ Центр», а самым спокойным – РТР. Почему так происходит?

Вслед за распадом СССР и системы Гостелерадио отечественное телевидение вступило на путь преобразований, ведущий от централизованного государственного телевидения, существующего за счет бюджетного финансирования к системе коммерческих телевизионных каналов, находящихся в состоянии конкурентной борьбы друг с другом и получающих основную долю дохода за счет размещения в эфире рекламных сообщений. Поэтому коммерческая функция ставится во главу угла.

Рейтинг телевизионного канала рассматривается как единственный критерий эффективности его функционирования. Чем выше рейтинги канала, тем больше доходов от рекламы он способен собрать. Поэтому показывают то, что больше всего привлекает внимание. Очень интересную точку зрения приводит С.Г. Кара-Мурза.

11 По его мнению, телевидение, действительно необходимое для получения информации, знаний или развлечения, является неинтересным. Для того, чтобы привлечь внимание зрителя, необходимо обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании.

Если эти желания гнездятся слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое транслирует агрессию, насилие, провоцирует страх.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека, вследствие чего ТВ становится мощной разрушительной силой. Другим фактором, способствующим формированию отрицательно социального настроения, является то, что большинство информационных программ несут негативный эмоциональный настрой (каждый день мы слышим о катастрофах, убийствах и т.д.). «Различные телеканалы словно соревнуются в том, кто больше испугает телезрителя, покажет больше окровавленных жертв трагедий или бьющихся в истерике родственников жертв авиакатастроф».

Эмоциональное воздействие телевидения может быть усиленно соответствующими комментариями. «Например, загорелась Останкинская башня, само по себе событие достаточно зловещее, но комментарий не лучше: «В 2003 году нас ожидает волна техногенных катастроф»! Далее: террорист-одиночка, возможно с больной психикой, захватил военный самолет.

Программа «Вести», упреждая развитие событий, сообщает, что по «некоторым данным это начало чеченской операции Авиатеррор». Серьезность последствий подобной информации трудно переоценить». Таким образом, телевидение влияет на нагнетание страха в стране, и соответственно на формирование пессимистического социального настроения.

Высказывается мнение, что запугивание страны ужасающим настоящим и беспросветным будущим стало самым перспективным бизнесом. «Массовая популяризация страха и неверия в собственные силы, насилие над идеалами дают ощущение нестабильности всего уклада жизни. Отсюда рукой подать до потери этического порога перед компроматом.

Еще по теме:  На каких телевизорах есть airplay

В мутной воде легко строить империи, консолидировать власть, подминать под себя государство. И зарабатывать, зарабатывать…» 12 Данный прием известен хорошо и особенно часто применяется во время избирательных кампаний.

Те, кто его применяют, заинтересованы в том, чтобы народ испытывал определенные социальные страхи, поскольку в этом состоянии человек очень внушаем, у него снижается критичность мышления, ослабляется действие здравого смысла, он легко становится объектом манипулятивных воздействий. Таким образом, телевидение может сознательно влиять на то, что в обществе формируются настроения страха.

Итак, мы проанализировали феномен социального настроения, выяснили его сущность, природу, структуру, обозначили классификацию социального настроения по различным основаниям. Мы, выяснили, что телевидение оказывает большое значение на формирования социального настроения. Телевидение не только информирует людей, но и навязывает определенные реальности и типы мировоззрения.

Пропагандируемые телевидением сцены насилия способствует распространению агрессивных настроений, которые влияют на поведение людей. Также телевидение способствует нагнетанию страха в российском обществе. Запугивание страны является перспективным бизнесом и особенно часто этот прием используется во время политических кампаний, чтобы привлечь избирателя.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В наше время человек отдает много сил работе, переполненный городской транспорт изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время, как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

Таким образом, человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

В зависимости от физического состояния, психика, т.е. душа человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

Огромное желание общения притягивает человека к своему домашнему другу-вампиру. Человек, слушая и смотря его, «раскрывает» ему свою душу, а тот внушает ему в состоянии гипноза определенные мысли и идеи.

Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей. Анонимность человека, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере удовлетворять свои низменные чувства. Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования.

У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих — знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие.

Теперь перейдем к анализу специальных телевизионных методов введения человека в состояние гипноза.

  • 1. Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран, используются следующие эффекты:
  • а) создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание, а за вниманием и душа человека;
  • б) такое же замечание слезет отнести и к звуковым эффектам;
  • в) новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
  • г) показ крупным планом лица человека является особо действенным фактором гипнотизации, потому что, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением (что мы и замечаем в повседневном человеческом общении), и, следовательно, глядя на симпатичное, располагающее лицо, он невольно остановит свое внимание на телеэкране.

Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Хотелось бы отметить, что дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.

Плодами использования теле внушения является сознательное разложение и порабощение личности и общества во всем мире.

Сидящий перед экраном человек приводится, как мы уже выяснили, в гипнотическое состояние, следовательно, — пишет психолог А. Мори, — он «находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на те, какие имеешь сам, и насиловать таким образом его волю. Чувства в этом состоянии делаются до такой степени пассивными или впечатлительными, разум до такой степени утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль или вызвать в нем ощущение, ее порождающее, чтобы он воспринял ее, не замечая, что она пришла к нему извне; он смотрит на нее как на свою собственную, он верит во все, что говорят ему, он ощущает все, что ему напоминают».

Итак, мы выяснили сила и методы телевизионного внушения СМИ, с помощью которого производится манипулирование как отдельным человеком, так и обществом в целом. В итоге мы видим, что вся масса народа слепо подвергается телевизионному внушению СМИ.

Различают следующие виды такого массового внушения:

Источник: vuzlit.com

Оцените статью
Добавить комментарий