Сегодня телевидение проникло в каждый дом и стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Оно заменило многим детям отца и мать, даже когда они присутствуют рядом и находятся дома. Этот факт заставил многих психоаналитиков признать, что в современном мире ни отец, ни мать уже не воспитывают детей. Их заменил телевизор.
Согласно статистике ЮНЕСКО, в среднем, каждый житель арабских стран к восемнадцати годам проводит двадцать две тысячи часов перед телевизором и четырнадцать тысяч часов в учебной аудитории. Согласно же другой статистике количество минут, которые родители проводят с детьми в полезной дискуссии или продуктивном диалоге равно трем-четырем минутам в неделю, в то время как дети проводят перед телевизором приблизительно 1680 минут в неделю.
Исследования и наблюдения говорят, что просмотр телепередач препятствует естественному и здоровому развитию мозга детей младше двух лет. И исключением здесь не стали даже познавательные передачи. Так в результате исследования более чем тысячи семей с детьми в возрасте от восьми месяцев до полутора года было обнаружено, что дети, которые просматривают познавательные передачи один час в день, узнают на шесть-восемь слов меньше, чем дети, которые час в день занимаются различными занятиями и играми. Данные выводы полностью противоречат ожиданиям родителей и обещаниям тех, кто пропагандируют эти познавательные фильмы.
Задержка в развитии
Исследование, опубликованное в самом известном медицинском журнале в мире «The Journal of Pediatrics», дает нам ответ на вопрос, как это происходит. Дело в том, что головной мозг ребенка в таком возрасте развивается и получает пользу от движений игр и творческих занятий со взрослыми больше, чем от информационных передач, какого бы направления они ни были. Обучение по телевизору не имеет взаимодействия и обратной связи, что равносильно неправильному получению информации, и не оказывает положительного воздействия на ребенка.
ДЕТИ и ГАДЖЕТЫ влияние на психику ребенка Вирус цифрового слабоумия [Смотреть всем родителям]
В ходе исследования активности головного мозга с помощью электроэнцефалографа было выявлено, что импульсы головного мозга детей во время просмотра телевизора ослабевают и замедляются, а в процессе чтения и разных творческих занятий, напротив, увеличиваются.
Склонность к насилию и потребительству
Результат данного исследования показывает, что просмотр телевизора негативно влияет на умственное развитие и творческие способности ребенка. Также в ходе исследования, проведенного в Университете Глазго, в Великобритании, в котором приняло участие 11 тысяч детей, было установлено, что у детей, которые в возрасте 5 лет смотрят телевизор три часа и более в день, к 7 годам усиливается нервозность, они больше склонны к дракам, лжи, краже и обманам, нежели их сверстники.
Это полностью совпадает с выводами десятков других наблюдений за тысячами детей, которые были проведены в течение тридцати лет и которые подтвердили, что наблюдающие за сценами насилия по телевизору дети на 10% больше подвержены агрессивной модели поведения, вне зависимости от того, в какой социальной среде они находятся.
Вред и польза телевидения для детей! Валид Фатихи.
К тому же было установлено, что детские передачи содержат больше сцен насилия, чем передача для взрослых. Даже безобидные на первый взгляд мультфильмы за один час показывают 80 сцен насилия. В Университете Хартфордшир, в Британии, в ходе наблюдения за детьми младше 7 лет было установлено, что просмотр коммерческих реклам приводит к 5-кратному усилению отрицательных качеств характера детей, таких как алчность и настойчивое требование потребительских товаров. Это в сравнении с детьми, которые не смотрят подобную рекламу.
Также не следует забывать, что согласно статистике ребенок успевает увидеть за год почти 20 тысяч рекламных роликов, которые в среднем длятся 30 секунд. Этому воздействию человек подвержен и в юношеском возрасте. Профессор Джордан Графман из Национального Института Здравоохранения США установил, что к 18 годам юноша успевает просмотреть в среднем 20 тысяч сцен насилия и 40 тысяч убийств. Согласно исследованиям это притупляет чувствительность и реакцию молодых людей, когда они сталкиваются с насилием в реальности. Более того провоцируют их на агрессию.
Ожирение и проблемы со здоровьем
Подобные исследования, проводимые на протяжении уже 25 лет, установили также прямую связь между просмотром телевизора и такой болезнью, как ожирение. Так, в ходе одного из известных исследований в этой области, в котором в течение шести лет под наблюдением врачей находились 50 тысяч женщин, было установлено, что каждые два часа, проводимые женщиной перед экраном каждый день, повышают вероятность ожирения на 23% и повышают риск возникновения сахарного диабета на 14%. Тем самым образуется замкнутый круг вредных привычек, состоящий из просмотра телевизора, нездоровой пищи, напитков и малоподвижного образа жизни.
Так в чём же проблема? Почему люди не перестают долгими часами сидеть у телевизора? Ученые, изучавшие на протяжении нескольких десятилетий вопрос чрезмерного увлечения просмотром телевизора и его влияние на поведение и характер человека, единогласно заявили, что телевизор превратился в один из видов зависимости.
Поистине, количество времени, проводимое человеком перед телевизором, просто поражает. В развитых странах к 70 годам человек проводит перед экраном полных 9 лет. Согласно статистике, в арабских странах этот показатель еще выше.
Да, в телепередачах есть много пользы – одни помогают получить воспитание и образование, знакомят нас с культурным наследием, историческими фактами и так далее. Есть также познавательные и развлекательные передачи, однако, вместе с этим вред телевизора также огромен и пользу от него могут извлечь лишь сознательные люди, которые умеют выбирать между пользой и вредом, которые способны установить для себя временные рамки для просмотра передач.
Одна сцена, которую юноша и девушка прокручивают в своей голове сотни раз, больше влияет на их сознание и оказывает больше воздействия на их поведение и нрав, чем сотни уроков и лекций.
Каждая сцена из телевизора – это вредный или полезный росток, который обязательно вырастет и окрепнет, чтобы изменить человека. Поэтому давайте выбирать для наших глаз только полезное. Оберегать наши уши от всего вредного и выбирать для нашего разума только здоровую пищу.
Источник: whatisgood.ru
Мультики и телевизор «просто для фона» разрушают мозг ребенка
В 3 года еще не все дети умеют правильно выговаривать слова и выражать свои просьбы, но зато многие уже умеют пользоваться планшетом. Ребенок без труда может открыть YouTube и найти свой любимый мультик. К чему это приведет?
Фото: Getty Images/Flickr Open
Задержка развития речи, проблемы со зрением — это не весь перечень проблем, которые могут быть у ребенка из-за раннего просмотра мультиков. Мы привыкли жить в окружении гаджетов, но стали забывать — если вообще об этом знали — о том, как они влияют на мозг ребенка.
Экраны без границ
Включить мультик, чтобы ребенок не плевался едой, дать планшет, пока вы одеваете младшего ребенка, дать поиграть в телефон, когда вы слишком долго ждете своей очереди в поликлинике. Как часто вы пользуетесь такими методами для успокоения ребенка?
Если вспомнить все случаи хотя бы за один день, то иногда их набирается столько, что время, проведенное у экранов, достигает одного часа и даже больше. И если речь идет о ребенке до года, то это критическая цифра, которая может быть разрушительной для развития малыша. Не так давно Всемирная организация здравоохранения заговорила о необходимости введения нормы «экранного времени».
По мнению ВОЗ, детям до года просмотр любых экранов строго противопоказан.
Малыши первого года жизни развиваются стремительными темпами, и даже небольшие порции экранного времени способны нанести непоправимый вред. Когда перенапрягается зрение, нарушается кровоснабжение головного мозга. Поэтому мультфильмы — это огромная нагрузка на мозг крошечного человечка.
Источник: dzen.ru
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
«ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».
Миронов Е.Е. 1 , Григорьева Л.С. 1
1 «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К.АММОСОВА» Педагогический институт дошкольное образование
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В жизнь нашего общества прочно вошли интернет-технологии. Молодежь нынче представляет себе жизнь без телевидения, мобильной связи, смартфонов и планшетов. Мы почти перестали общаться друг с другом, мало разговариваем, обмениваемся новостями.
Общение заменено Whatsаpp-ом, смотрим многочасовые телепередачи. Природой нам заложены защитные реакции в форме исследовательского рефлекса, при этом слуховая и зрительская реакции сигнализируют нас об опасности. Как объясняют ученые, когда работает телевизор, человек непроизвольно, независимо от своего желания или нежелания не может отвести взгляда от телевизора и чувствует себя загипнотизированным. При этом усиливаются процессы ее запечатления и программирование поведения.
Особенно наглядно такое явление можно видеть у детей младшего дошкольного возраста. У более старшего поколения под действием телегипноза красочная, яркая и назойливо-настойчивая реклама приводит к непроизвольному увеличению товарного потребления и они непроизвольно покупают то, что сегодня им не совсем необходимо.
Как утверждает д.п.н. М.Л.Скуратовская, исследующая эти проблемы, при этом стимулируются не духовные и нравственные интересы, а скорее материально-потребительские. По утверждению психолога, академика И.В.Смирнова «у людей отрицаются высшие , базисные понятия. Обесценивается то, ради чего имеет смысл жить и преимущество отдается ценностям материальным, развлечению и накоплению. При помощи телевидения выстраиваются определенные сценарии в жизненный цикл человека».
Не менее опасны и кинотехнологии. В кинофильмах как атрибут жизненного цикла человека больше демонстрируются сцены насилия, секса, эротики, грабежа, алкопотребления, карьерного роста. Такой жизненный цикл усваивается телезрителем, как программа действия на психологическом , подсознательном уровне. Можно согласиться с утверждением д.п.н.
М.Л.Скуратовской о том, что на подсознательном уровне у людей возникает апатия, агрессия, которая делает насилие, жестокость признаком повседневной жизни. Чтобы переломить такую ситуацию , по утверждению психолога Прихожан А.М. «необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов перевесило поток негативной телеинформации».
У детей младшего дошкольного возраста защитные механизмы еще мало сформированы. Мозг у них генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия со взрослыми, окружающими его, идет наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга. Поэтому ребенок быстро развивается, познает окружающий мир. Для его нормального развития необходимы: эмоциональное, речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, но не с телевизором.
По мнению исследовательницы из Калифорнии Сьюзен Джонсон, изучающей взаимодействие мозга и телевидения «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка». Детские глаза предназначены только для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для ребенка – общение с родителями.
По мнению Мэри Винн, американской исследовательницы при просмотре телевизора ребенок не участвует в вербальной коммуникации, отсутствует диалог, ребенок не может задать вопрос, получить на него ответ. Ведущий ученый Англии в этой области Салли Уорд наблюдала отставание ребенка уже с первого года жизни. А в три года дети, родители которых использовали в качестве няни телевизор, отставали от своих сверстников уже на один год. Фундаментальность привнесенных телевидением и информационными технологиями влияний ученые сравнивают с «визуальной» или «графической революцией».
Точно также дети младшего дошкольного возраста программируются на вредные социальные привычки, видя по фильмам по телевизору, как взрослые употребляют алкоголь, чокаются друг с другом, и в пьяном виде попадают в разные жизненные ситуации. Но правильно анализировать эти ситуации они еще не способны.
Социолог и культуролог Постман ( США) считает, что в результате этой визуальной революции единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотни тысяч лет до этого , а визуальный знак , к тому же по преимуществу рекламный.
1. Изображение нельзя ни подтвердить , ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Дети младшего дошкольного возраста не умеют отличить вымысел от реальности , критически отнестись к получаемой реальности.
2. Несмотря на наличие познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Пробуждает только любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными или искаженными сведениями , поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трех лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. Дети не могут сосредоточиться, теряют возможность что-либо узнать и запомнить.
3. Появилась проблема исчезновения детского любопытства. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной., хотя и далеко недостоверной. В результате чисто детское любопытство заменяется цинизмом или заносчивостью.
4. Поток телеинформации намного превышает возможности ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Нервная система ребенка не может сосредоточиться больше , чем на 15 мин. И начинается тормозная реакция в виде гипноидного состояния. Она резко ограничивает восприятие и переработку информации, зато усиливает процессы ее механического запечатления и программирования поведения. Ребенок теряет желание и не способен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения
5. Медики, психологи, педагоги отмечают синдром «гиперактивности и дефицит внимания». И с каждым годом их становится все больше. Он связан по мнению ученых именно с эффектом мелькания. Быстрая смена картинок дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребенка. Ребенок становится импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии.
Важно помнить: то, что заложено в ребенке с детства, влияет на всю оставшуюся жизнь.
Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети, которые хранят в себе потенциальные угрозы для детей. Мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Заголовки, аннотации просматриваются по диагонали. Практически атрофируются зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание.
Формирующаяся теле или интернет зависимость меняет не только способности и психологические качества, но и изменяет мозг человека. Китайские ученые сканировали мозг 17 взрослых людей , у которых была выявлена интернет-зависимость и сравнили их с данными 16 здоровых людей. У тех, кто много времени проводил в Интернете быстро развиваются две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу остаются без нагрузки.
Для будущего страны важны – развитие культуры, духовности, интеллекта, науки. Государство , которое не может способствовать развитию этих качеств своих граждан, обречено на гибель. Вопросы культуры переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире могущество и будущее страны определяют не ресурсы и производительные силы, а в большей степени наука и искусство, духовность и нравственность нации. Для этого сегодня надо выключить телевизор и помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
1.Григорьева Л.С. Педагогика семейного здоровья: учебно-методическое пособие/Л.С.Григорьева; под.ред. Л.С.Григорьевой, Е.М.Заморщиковой.- 2-е изд., доп.- Якутск : Издательский дом СВФУ, 2015.- 176 с.
2.Скуратовская М.Л. Влияние телевидения на детей./ «Соратник». сентябрь 2015 г. С.11
3. Углов Ф.Г. В плену иллюзий. – 2-е изд., дораб. И доп.-М.:Мол.гвардия,1986. – 288 с., ил.
Источник: scienceforum.ru