Как влияет телевизор на развитие речи ребенка

Тургараева, Г. К. Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников / Г. К. Тургараева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9556/ (дата обращения: 11.05.2023).

В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. В среднестатистической семье телевизор включён до 7–8 часов в день. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о том, что потом могут быть негативные последствия. Влияние телевидения на развитиеличности ребёнка недооценивать нельзя.

Телевидение — это чудесное изобретение, позволяющее, не выходя из дома, одним нажатием кнопки приобщаться к удивительному и яркому разнообразию жизни и в считанные секунды перемещаться в любую точку земного шара. Каждый может выбирать ту программу, которая ему по вкусу: передачи о живой природе, музыкальное шоу,мультфильмы, комедии и многое другое. Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не только познавательный характер, но и учат быть добрыми, щедрыми, готовыми прийти напомощь.

Влияние телевизора на зрение ребенка

Но предмет цивилизованного бытия, голубой экран, несет непоправимый вред. Телевидение делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Как правило, TV ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы.

Нопочему всё больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы и безопасности для своих детей? Вы когда-нибудь замечали, как смотрит мультфильм ваш малыш? Он словно отключаетсяот всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучаниеречи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой и страхи.

Я сейчас не говорю о наших старых, подчеркиваю старых мультфильмах, сказок, я имею в виду то, что сейчас переполняет наши TV-программы, кинотеатры, видеопрокаты — современные нашии зарубежные мультфильмы, фильмы и сериалы. Большая часть этих «фильмов» небезопасна, а та малая часть, что осталась, можно смотреть ребенку под родительской цензурой и с родительскими комментариями.

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все, что им нравится, дляних полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть, родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества,родители не всегда задумываются.

В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок напротяжении жизни. Необходимо регулировать частоту просмотра детьми различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм долженбыть наградой, праздником.

На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны. Дети все больше покупают диски с любимыми мультфильмами. И здесь можно увидеть отрицательное влияние на детей. Выше уже упоминалось о том, что дети любят все яркое.

Телевизор. Влияние на развитие маленьких детей. Плюсы и минусы, советы.

У американцев яркие не только мультфильмы, но и сама упаковка привлекает внимание детей. Иностранная продукция запечатана в сочно окрашенные упаковки, любимый мультгерой на переднем плане крупно изображен. А ведь суть то не только в упаковке, но и в содержимом. И упаковка и содержимое, то есть сам мультфильм порой бывает, опасен для детей.

Поэтому, прежде чем купить мультфильмы, нужно внимательно прочитать аннотацию к нему. До четырёхлетнего возраста дети ещё не в состоянии различить правду и вымысел. Поэтому для младшего школьника телевидение — это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир.Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей.

Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.

Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. [1]Однако у телевидения есть и другая, оборотная сторона, которая плохо влияет на здоровье и внутренний мир. Чем больше внимания дети уделяют телевидению, тем меньше времени остаётся на чтение художественной литературы, приготовление уроков, развитие интересов, которые помогают в учёбе, на занятия спортом, а это приводит к низкой успеваемости. Ещё одна проблема, которая возникает у детей школьного возраста, которые слишком много времени проводят у телевизора — это ухудшение здоровья. У таких детей нарушается сон, болит голова, пропадает аппетит, слабеет зрение, нарушается осанка.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены жестокости и насилия, демонстрируемые с экранов, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей. Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов. Молчание перед телевизором отрицательно влияет на речь. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребёнка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь в игре становится скудной, пропадает интерес к творческим играм и естественному движению.

Дети склонны подражать тому, что они видят на экране. Советские мультфильмы не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание детей только позитивную информацию.

Американские и японские мультфильмы рассчитаны на другую аудиторию, несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности нашим детям. Современные мультфильмы чаще сейчас копируют стиль западных мультиков, поэтому не всегда несут позитивные ценности. В них можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию личности ребёнка:

  1. Переизбыток агрессии и насилия на экране. Ребёнок может потом подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
  2. Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Это формирует стереотип вседозволенности.
  3. Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей.
  4. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям — чаще норма, а не исключение.
  5. Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по несколько раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя. [2]

Безусловно, мультфильм мультфильму- рознь. Но взрослым лучше сначала самим посмотреть и решить, можноэто показывать или нет ребёнку. Конечно, телевидение — это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение — не средство для полноценного развития личности ребёнка.

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного и школьного возраста. С одной стороны, мультфильмы — это яркие, зрелищные, простые, ненавязчивые образы, доступные детям. Они формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Еще по теме:  Мой папа смотрит телевизор на английском языке

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира: зло не вечно, а вечно — добро. В отечественных мультфильмах существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается.

Хочется отметить, что ребята стараются подражать персонажам мультфильмов, используя эти слова в своей речи, они считают, что тем самым они становятся «крутыми». Употребление данных слов для них считается нормой, но использование стилистически сниженных по значению слов ведет к обеднению словарного запаса человека. Следовательно, стилистически окрашенная лексика, употребляемая в мультфильмах, популярна среди младших школьников, они активно используют их в речи. Что же делать? Как решить возникшие проблемы? Решение — в «золотой середине»,

Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка или подростка заставляет его жить по законам экранного мира. Телевизионная жизнь, где ребенок пережил такие острые ощущения, кажется ему более «настоящей», чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, он находит свое существование серым и скучным, своих близких незначительными и жалкими. Эти фильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иные традиции, иной менталитет. [3]

Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения Это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т. к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные.

Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора.

У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное — реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

В современном мире и в его телевизионном отражении довольно много жестокости. Ребенка можно представить в виде губки, который впитывает в себя всю эту жестокость и насилие. Поэтому важно то, что дети смотрят, какую телевизионную программу. Мультфильмы исполняют роль своеобразного воспитателя, которые в развлекательной и доступной форме доносит до сознания ребенка простые истины морали и добра. Поэтому, делая выводы, мне хочется сказать, что при выборе мультфильма нужно быть осторожным, нужно подумать, как может повлиять на детей какой-либо поступок мультгероя, как может отразиться мультфильм с плохим смыслом на психику ребенка.

Таким образом, на сегодняшний день, только родители могут защитить детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, котораяврывается в нашу жизнь и сохранить детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.

  1. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  2. М. Н. Володина. Влияние языка СМИ на современный русский язык.
  3. Г. Ю. Никипорец-Такигава. Язык СМИ в социолингвистическом аспекте: отражение общего процесса снижения языковой компетенции.
  4. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. — 2007. — № 1.
  5. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. — Томск., 2007.- 453 с.
  6. Венгер А. Л., Цукерман Г. А.. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 359 с.
  7. Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984. — Т 4. — 486 с.
  8. Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3.
  9. В гостях у сказки. http://www.kinderbooks.ru/
  10. Мультфильмы: вред или польза? http://www.7ya.ru/
  11. Как с пользой смотреть мультфильмы? http://www.7ya.ru/
  12. Влияние западных анимационных фильмов на тревожность и самоидентификацию младших школьников. http://www.productplacement.nm.ru/
  13. Влияние мультфильмов на сознание детей. http://www.liveinternet.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мультфильм, телевидение, внутренний мир, картина мира, плохое поведение, просмотр мультфильмов, реальная жизнь, современный мир, школьный возраст.

Источник: moluch.ru

Мультфильмы, игры на компьютере, смартфонах, планшетах. Влияние на речь ребенка.

Сейчас в интернете и по телевизору идет много так называемых «развивающих» мультфильмов. На кабельном ТВ есть целые каналы, посвященные только мультфильмам. Это очень удобно для родителей – заняться домашними делами, включить ребенку телевизор и думать, что ты ничего не делаешь, а ребенок сам развивается. Как бы не так!

Сколько бы ребенок не смотрел мультфильмов, речь у него не появляется и интеллект не развивается. Речь у ребенка появляется только от прямого общения с ним. (Кстати, точно также не работают и аудиосказки).

Сначала у ребенка должно сформироваться предметно-действенное мышление и только потом на его основе формируется наглядно-образное мышление. Т.е. ребенок сначала должен научиться понимать окружающий мир, попробовать своим телом, получить всю гамму эмоций ( и положительных и отрицательных). И только потом, после многократных повторов мамы или воспитателя в детском саду, у него включается «экстраполяция» — перенос: я вчера споткнулся упал, сегодня споткнулся и упал, сегодня мама говорит «не беги, а то упадешь», и я понял, что этого делать не нужно. И после этого можно заняться формированием наглядно-образного мышления, чтобы можно было понять происходящее в мультике: «Мама, а почему зайчик плачет?» — «Он упал. Помнишь, ты упал, поцарапал коленку и плакал? Вот и он – упал и плачет»

Для развития наглядно-образного мышления лучше подходят картинки и книги для детей раннего возраста с большим количеством качественных иллюстраций. Где одно событие, показанное на картинке, мама объясняет в течение одной-двух минут. Тогда ребенок может понять, что здесь происходит. Мультфильм здесь бесполезен, так как в нем все происходит слишком быстро.

Еще по теме:  Характеристики телевизор Hyundai h led24v8

Объяснить маме все события мультика не получается. Или же его придется останавливать на 1-2 минуты каждые несколько секунд, чтобы объяснять. Потому что самостоятельно осмыслить увиденное, маленький ребенок не в состоянии, т.е смотрит мультфильм как череду мелькающих ярких пестрых образов, мало отличающихся от простых цветовых пятен, диалоги персонажей ему не понятны, а песенки (такие навязчивые!) не несут смысловой нагрузки. (Двухлетняя девочка напевает: «сябака бивает кусятей, только от зизни сябатьей…» Как вы думаете, она хоть одно слово, кроме «собака», здесь понимает?)

Таким образом, для того чтобы мультфильм стал развивающим, маме нужно объяснять все, что происходит, и пятиминутный мультик растягивается на целый час. Если же ребенок будет смотреть мультики самостоятельно, не будучи к этому подготовленным, у него снижается качество внимания, памяти и мотивация.

Почему логопедов так беспокоит качество высших психических функций маленького ученика? Потому что от этого зависит длительность и результат коррекционной логопедической работы.

Из моей логопедической практики:

Двухлетние дети, которые не смотрят мультфильмы, могут спокойно заниматься 30 минут, переключаясь с задания на задание, а пятилетки, которые постоянно смотрят мультфильмы, могут продуктивно заниматься всего 5 минут.

Снижение памяти у детей, которые часто смотрят мультики, приводит к многократному повторению тем, уже пройденных на логопедических занятиях, что приводит к увеличению количества логопедических занятий в несколько раз до достижения необходимого результата, и разумеется, к росту недовольства ученика.

Снижение мотивации у ребенка на логопедических занятиях идет параллельно со снижением мотивации к любой продуктивной деятельности ребенка. А значит, ребенок капризничает и ноет на занятиях и одновременно с этим не слушается маму.

Почему из-за частого просмотра мультфильмов снижается внимание, память, мотивация?

  1. Частая смена ярких картинок, событий на экране приводит к быстрой утомляемости мозга, и ребенку начинает все быстро надоедать. В результате формируется неустойчивость внимания, которая выражается в том, что ребенок не может долго заниматься не только с логопедом, но даже долго играть в свои любимые игрушки. У него дома могут быть сотни игрушек, которые будут просто лежать без дела, а ребенок будет скучать и просить все новые и новые «пятиминутные» игрушки.
  2. Снижение памяти у детей из-за просмотра мультфильмов происходит из-за отсутствия практического смысла в этих мультфильмах. Когда в жизни ребенок падает – он запоминает, что это больно, и старается не повторять свою ошибку. Когда ребенок ест мороженое, а оно ему нравится, он запоминает, что это вкусная штука. От мультфильма ни больно, ни вкусно. Поэтому необходимости в запоминании нет. И тренируется процесс забывания, но он касается не только мультфильмов, а всей деятельности ребенка. В результате маме для того, чтобы ребенок чему-то научился, приходится напоминать ему в несколько раз больше. Вместо 5-7 повторов о том, чтобы положить игрушку на место (для приучения к порядку) – тратятся десятки-сотни напоминаний. Кроме того, у маленького неговорящего или плохо говорящего ребенка нет ресурсов для запоминания – нет нужных слов… Неструктурированные образы, промелькнувшие перед глазами, не оставляют в памяти никаких следов-названий, и мозг научается «не помнить».
  3. Мотивация. Частый просмотр мультфильмов снижает мотивацию ребенка по двум причинам. Во-первых, мультики используют яркие цвета и звуки, и ребенок который часто смотрит мультики начинает смотреть на окружающий его мир как на серое, тусклое болото, куда не хочется приходить… Во-вторых, это эмоции. Для того чтобы привлечь ребенка, мультики гипертрофированно показывают эмоции, и используют их очень ограниченное количество: веселье (смех), страх, агрессия. Когда какие-либо эмоции более ярко выражены, они мешают проявлению и пониманию остальных эмоций. И у ребенка эти остальные эмоции не развиваются, а подавляются. В результате ребенок требует внимания только к себе. Оказывать внимание, проявлять сочувствие, сопереживание ни маме, ни папе, ни братику он не может. Поэтому, чтобы родителям такого ребенка чего-то от него добиться, приходится его часто наказывать (понимание эмоций страха) либо использовать подкуп («я тебе потом включу мультики»).

Частый просмотр мультфильмов развивает зависимость

Когда ребенок занимается хорошим делом – у него проявляется чувство насыщения: когда ест – он наедается, когда бегает с друзьями – он устает, когда в игрушки играет – рано или поздно ему надоедает играть в одну и ту же хорошую игру. И только мультфильмы, смартфоны, планшеты – чем больше он смотрит, тем больше он смотрит.

Проявления психической зависимости у ребенка такие же как у взрослых с патологическими зависимостями: такие дети раздражительны, капризны, устраивают скандал при попытке лишить их объекта зависимости, у них неустойчивая психика, обидчивость, плаксивость, агрессивность, нарушенные социальные связи в семье и с окружающими. Эти дети непослушны. Они теряют интерес ко всей окружающей жизни кроме объекта зависимости.

Лечение только одно – срочно прекратить пользоваться гаджетами и смотреть мультфильмы. Дети это переживают проще, чем взрослые: одна-две недели без мультфильмов и ваш ребенок начинается слушаться вас, любить, ему становится интересно и заниматься с логопедом, и посещать кружки, и даже помогать маме по дому.

А для того чтобы у вас была возможность заниматься домашними делами, а ребенок вам не мешал, но при этом не вредил своему здоровью, а самостоятельно развивался, нужно научить его играть в игрушки, потому что многие дети сейчас играть в игры не умеют. Знают только одну игру – «коллекционер игрушек» и слово «купи».

Что говорят ученые о детях и мультфильмах?

Мультфильмы не рекомендуется смотреть детям до 2 лет, потому что:
• Их просмотр отрицательно сказывается на гармоничном развитии нервной системы, излишне ее возбуждая;
• Негативно влияет на мышцы глаз. Глаза детей не приспособлены к частой смене картинок;
• Ребёнок не видит артикуляции произношения;
• Ребёнок лишается возможности тренировать навык невербального диалога;
• Мультфильм не может подстроиться под слуховое восприятие ребёнка, что снижает развитие понимания речи;
• Постоянный просмотр мультфильмов лишает ребенка сенсорного восприятия этого мира.

Компьютерные игры. Смартфоны, планшеты.

Ныне довольно часто можно встретить детей 2-3 лет, которые не то что не говорят, а и на собственное имя не отзываются, но при этом за 20 секунд могут подключить интернет в чужом телефоне, чтобы играть в игрушки. Как это восхищает взрослых: «Он такой умный! Он играет в развивающие игры!»

Какого развития ждут родители ребенка от планшетных игр? Понимание речи, развитие словаря, функций мышления (сравнения, обобщения, исключения), внимания, памяти – т.е того, чему обычно учат в детских садах.

Я наблюдала, как играют дети в эти планшетные игры и чему они научаются. Я выяснила. Они научаются хорошо двигать пальцем и запоминать нужные изображения. Посмотрите сами. Ребенок не может прочитать задание игры, он не может даже понять задачу, которую озвучивает закадровый голос.

Он пытается решить задачу «методом тыка», т.е. сдвигает один элемент, если тот не встает на место – выбирает другой элемент, третий, пятый… Наконец – попал. Пробуем следующий. Повтор тех же действий. Если он еще раз будет играть в эту же игру – он снова начнет совершать те же действия.

Еще по теме:  Телевизор грундиг Турция отзывы

Со временем ребенок просто запомнит последовательность действий, приводящих к правильному результату. Обратите внимание – ребенок ни разу не думал, он запомнил правильную последовательность действий. Что в результате развил ребенок? — Двигательную функцию пальца.

Игры на планшетах и смартфонах не развивают и эмоционально-волевую сферу ребенка. Хотя смысл любой игры выиграть или не проиграть – достичь цели оговоренными в правилах средствами. У детей мало опыта успеха и разочарований, поэтому они не стремятся к победе и не радуются ей, а просто тычут в кнопки.

Мы думаем, что со временем ребенок начнет понимать смысл игры, но происходит обратный процесс. Сначала он пытается играть в одну игру, потом все меньше в нее играет и все чаще скачивает другие игры. Через некоторое время вы заметите, что за неделю ребенок скачал десятки игр, в каждую из которых поиграл всего несколько минут. И в конце концов зависимые от гаджетов дети начинают смотреть стримы, то есть видеозаписи того, как играют другие игроки. Результат – время потрачено, мозг пуст.

В мультфильмах и гаджетах есть еще одна особенность – это массовость вовлеченных в этот процесс. И мы часто думаем – все дети смотрят, значит это полезно. Более того, многие специалисты поддаются влиянию массового мнения. Хотя в логопедии в университетах – нет ни слова ни в одном предмете о пользе компьютерных игр и мультфильмов.

Польза картинок, чтения книг, реальных игр для развития речи огромна, и изучается в логопедии и педагогике подробно (один из основных принципов педагогики – принцип наглядности), существуют четкие нормативы и требования, предъявляемые к качеству дидактического наглядного материала.

При этом еще в старой логопедии уделялось внимание обучению с использованием новых технологий. Например в приказах (более 30 лет назад) об оборудовании логопедического кабинета были требования о телевизоре, видео и аудио магнитофонах. Но цель была не в том, чтобы показывать это детям – цель была показать родителям и другим специалистам – как проводились занятия.

Если отвлечься от того вреда, который наносит просмотр мультфильмов и бесконтрольные игры на планшетах физиологии ребенка, остается вопрос – почему же эти «развивающие» штуки не развивают ребенка? Дело в отсутствии обратной связи «человек-человек» или даже «человек-машина». Здесь от ребенка не требуется осознаваемых действий, он не получает эмоциональной реакции или оценки своих действий. А от живого общения (или общения через средства видеосвязи) – ребенок получает сразу же эмоциональную реакцию на свои действия взрослого (родителя или педагога), находящегося с другой стороны, независимо в реале или через скайп.

Что же делать? Отказаться от современных технологий совсем? Нет. Просто нужно ими пользоваться с умом.

Советы по просмотру мультфильмов

Советы по компьютерным играм

— выбирает взрослый (есть действительно развивающие игры для малышей: сравнение предметов, лабиринты, четвертый лишний, времена года…..)

— управление игрой должно быть в руках взрослого

— мама озвучивает цель и правила игры, подсказывает и направляет мысль ребенка

— по окончании игры мама эмоционально показывает радость от «победы» (достигнутого результата) или печаль от проигрыша и предлагает сыграть еще раз, чтобы достичь цели.

Дорогие родители! Давайте рассматривать технику как средство, помогающее нам в развитии ребенка, а не как замену нас. Не стоит отдавать любовь ребенка к маме чужому стримеру или нарисованным свинкам.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Источник: logopedistskype.com

Как современные технологии влияют на речевой аппарат ребенка?

Современные технологии развиваются быстрыми темпами и плотно входят не только во взрослую жизнь, но и в жизнь детей.

Наряду с положительным влиянием информационных технологий (значительно расширяются образовательно-воспитательные возможности, система коммуникации, досуг) существует и негативное воздействие.

Родители очень безответственно поступают, когда сажают перед экраном телевизора, компьютера или же планшета своего маленького ребенка, который едва научился сидеть и ходить. Таким образом, они хотят, чтобы ребенок не отвлекал их, ничего не просил, не хулиганил. А параллельно с этим приобщался к цивилизации, узнавал что-то новое, так сказать «развивался».

Однако родителями допускается огромная ошибка, в которой таится серьёзная опасность! Домашний экран, к сожалению, становится главным «воспитателем». Он вытесняет из жизни ребёнка увлекательные и полезные моменты: чтение сказок, колыбельные песенки, разговоры малыша с родными и совместные игры. А, как известно, правильное развитие ребёнка, особенно речевое!, происходит через непосредственный контакт его со взрослым!

Современные технологии в раннем возрасте и в недозированных объемах отрицательно влияют на детский организм, вызывая комплексные проблемы со здоровьем в различных областях. В данной статье я не буду говорить о таких проблемах как: неправильная осанка, дефицит движения и дефицит концентрации внимания, нарушение зрения, нарушение психики… что является следствием неверного взаимодействия ребёнка и современных технологий. Поговорим о том, как отрицательно сказывается это на речи ребенка.

Родителям кажется, что когда их ребенок проводит за планшетом, смартфоном, телевизором много времени, то соответственно он будет самостоятельно учиться познавать мир, и при этом не будет отвлекать их от столь важных дел. Ведь есть дела куда важнее, чем собственный ребенок… Однако впоследствии, такие поступки родителей, а также использование технологий в раннем возрасте, проявляются и приносят массу проблем.

Согласно данным специальных исследований, в наше время примерно 25% детей (4-х лет) имеют нарушения в речевом развитии. Они позже начинают говорить и читать, их речь бедна и примитивна, также наблюдаются проблемы со звукопроизношением, в результате чего требуется логопедическая помощь. А ведь в середине 70-х годов дефицит развития речи у детей (того же возраста) наблюдался лишь у 4%. Проблема на лицо!

Уже сейчас можно увидеть как многие дети, которые учатся в начальных классах, не могут правильно сформулировать свои мысли, построить элементарные предложения. В их речи фигурируют слова — паразиты, такие как: «короче», «типа», «это самое», «как бы», «ну», «как его» и т. п. Дети плохо и медленно читают и не могут донести до слушателя (родителя) прочитанное, не умеют выразить чувства словами.

Казалось бы, ну какая разница — научились говорить, могут общаться и хорошо. А дело в том, что весь внутренний мир складывается именно при помощи слов! Ведь когда мы думаем, хотим что-то сказать или создаем какую-то идею, мы мысленно строим модель внутри себя, как-будто «проговаривая» себе те планы, слова которые хотим выразить. И если речь пуста, то и внутренний мир богатством не сможет похвастаться. Только представьте, какие книги будут написаны «безречевым» поколением.

Несмотря на то, что ребенок постоянно слышит речь от гаджета, он не отвечает ему, не взаимодействует с ним, в результате его речевые навыки не развиваются, как при общении с живыми людьми.

Речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением. Это средство осознания своих переживаний, чувств и сознания себя в целом!

Сказанное выше вовсе не означает призыва исключить телевизор, компьютер и прочее из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации!

Источник: iamlogoped.ru

Оцените статью
Добавить комментарий