В каждом доме есть телевизор, и без сомнения можно сказать, что телевидение прочно вошло в наши жизни. Многие из нас, приходя домой, после тяжелого трудового дня, включают телевизор и начинают выполнять различные домашние дела, а ребенок в это время предоставлен сам себе, и чаще всего он сидит перед экраном и смотрит очередной мультфильм или телепередачу. Но, каждый раз, включая телевизор, мы вряд ли задумываемся о его воздействии на развитие ребенка.
Можно ли и нужно ли смотреть телевизор маленькому ребенку? На эту тему существует множество различных мнений. Давайте, рассмотрим некоторые из них.
Для начала, определим, в чем же польза телевидения? Несомненно, в наше время без просмотра мультипликационных фильмов, детских передач не обойтись. Они способствуют развитию ребенка, формированию его мировоззрения и расширению кругозора, познанию нового материала.
Но, существует и значительный вред от просмотра телевидения, на который хотелось бы обратить Ваше внимание. Множественные исследования доказали, что у детей, которые больше трех часов в день проводят возле телевизора, медики констатируют задержку речевого развития.
Влияние телевизора на психическое и физическое развитие ребёнка. Воспитание детей. Мамина школа
Почему ребенок, который постоянно смотрит телевизор и постоянно слышит экранную речь, говорит значительно хуже своих сверстников? Дело, все в том, что развитие речи происходит только при живом общении, когда происходит диалог между взрослым и ребенком.
Речевые звуки, которые исходят с экрана телевизора, не обращены к ребенку лично, тем самым они не предполагают никакого ответа, не побуждают ребенка к конкретному действию, в нашем случае ведение диалога, тем самым никаким образом не влияют на развитие речи. Мозг ребенка не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека, потому что телевизор является «точечным» источником звука, когда в реальности звуки окружающего мира более живые и объемные. Как следствие, дети не умеют концентрировать свое внимание на конкретном звуке, страдают дефицитом внимания и нарушением слухового восприятия, у них снижен процесс формирования речи и развития артикуляции. Бывает и так, что дети не смотрят телевизор, но он постоянно работает в семье, издавая определенный фон, который тоже мешает понимать речь родителей и других членов семьи, тем самым «тормозит» речевое развитие ребенка.
Чаще всего дети, которые рано начинают смотреть телевизор и все свое основное время проводят возле него, обычно предпочитают молчать или отвечать односложными фразами, изъясняться жестами или непонятными звуками.
Отмечено, также влияние телевизора на физическое и психическое развитие ребенка. Так у детей, постоянно смотрящих телевизор, плохо развиты психические процессы (память, внимание, воображение и др., нестабильность эмоций (агрессия, плаксивость, повышенная возбудимость и др., длительный просмотр программ и несоблюдение правил просмотра телевизора способствуют снижению зрения, ограничение двигательной активности во время просмотра телепередач вызывают значительные проблемы со здоровьем.
Вред и польза телевидения для детей! Валид Фатихи.
Телевизор, конечно, смотреть можно, но чтобы не нанести вред своему ребенку необходимо соблюдать ряд правил:
— тщательно выбирать мультфильм или телепередачу, которые Вы решили показать ребенку, а лучше посмотреть их вместе, чтоб в дальнейшем можно было с ребенком обсудить увиденное;
— соблюдать определенного положение тела при просмотре «голубого экрана» : лежа смотреть телевизор запрещается, необходимо во время просмотра программ сидеть прямо.
— если ребенок носит очки, то просмотр телепередач только в них;
— возрастные нормы для просмотра телепрограмм :
— до 2 –х лет просмотр запрещен;
— с 2 до 3 лет — по 20—30 минут в сутки в три захода по 10 минут;
— с 3 до 7 лет не более 50 минут в день;
Есть и определенные противопоказания для просмотра телевизора :
ранние периоды после операции на глазах или различные заболевания глаз, когда ребенок нуждается в ограничении зрительной нагрузки (только после консультации с офтальмологом); заболевания у детей нервной системы или соматически ослабленные дети.
Запомните, чем больше ребенок уделяет времени просмотру телепередач, тем хуже он говорит и развивается, тем меньше у него остается времени на общение с Вами.
Предложите ребенку альтернативу просмотрам телепередач — различные совместные развлечения и мероприятия, которые еще крепче вас объединят и помогут развитию вашему малышу.
Сюда можно отнести прогулки на свежем воздухе, посещение различных развлекательных мероприятий (детский театр, цирк, кружки и секции, общение и игры с другими детьми на детских площадках, общение с животными (если нет противопоказаний). В домашних условиях — лепка из различных материалов (пластилин, различные массы для лепки, глина, соленое тесто); рисование (красками, карандашами, фломастерами, песком, крупами или макаронными изделиями, с помощью различных предметов — кисточки, пальцы, кусочки меха, ватка и др.);
аппликации из различных предметов; совместное чтение книг (пересказ и разыгрывание сюжетов сказок, проговаривание отдельных слов, фраз или тексов различными голосами и интонациями, придумывание собственных сказок и историй) и многое другое.
Развитие вашего малыша, полностью в Ваших руках, поэтому подумайте несколько раз прежде чем включить очередной мультфильм, может стоит отложить какое-либо домашнее дело, и посвятить эти 10-15
минут совместной игре ребенком, ведь на свете ничего нет важней Вас и вашего ребенка.
Публикации по теме:
Стихотворение «Телевизор очень любим» Бытует очень много мнений о пользе и вреде телевизора. Да очень вредно смотреть телевизор весь день, учить уроки, когда работает телевизор.
Телемания. Ваш ребёнок слишком много смотрит телевизор. Несколько советов. 1. Проверьте,сколько времени это отнимает. (Как долго ребёнок смотрит телевизор) 2. Телевизор-не нянька. (Откажитесь от привычки «спихивать»ребёнка.
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты
Многие родители дают своим детям гаджеты с разными целями: для развития, образования, а иногда, чтобы занять и развлечь ребенка.
Чрезмерное и неправильное использование гаджетов может привести к проблемам у детей в будущем. Насколько вредны гаджеты для детей разных возрастов? Могут ли они быть полезными и как их правильно использовать? Об этом рассказала Алена Михайлова, врач-педиатр ООО «ИНВИТРО-Урал».
Насколько действительно вредны гаджеты для детей? К каким проблемам их использование может привести в разном возрасте?
Первые 3 года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.
В возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, т.к. не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.
В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.
Развиваются также проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.
В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении: живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.
В каком возрасте лучше вообще детей к гаджетам не подпускать?
Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ребенку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
Есть ли менее вредные для детей гаджеты? Если да, то какие?
Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, минимальная диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5см, у планшета – не менее 26,6см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов. Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:
- для детей 3-7 лет – не более 10 минут;
- 8-11 лет – 15 минут;
- 11-13 лет – 20 минут;
- 14-17лет – 25 минут.
- дети 3-4 лет – 30-40 мин/день;
- 5-6 лет – 1час/день;
- 7-9 лет – 1,5 часа/день;
- 10-13 лет – 2 часа/день;
- 14-17 лет – до 3-х часов/день.
С медицинской точки зрения, можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?
Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т.д.
Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.
Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?
Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете. Важно помнить о следующем:
- нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;
- родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить с семьей, а не гаджетом;
- всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели. Тогда у детей не будет желания убегать от одиночества в сеть;
- важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.
Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:
- ребенок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;
- ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;
- ребенок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить и т.д. Эти занятия кажутся ребенку скучными;
- у школьников падает успеваемость;
- свободное время ребенок проводит, уединившись с гаджетом;
- происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению, замыкается в себе.
Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?
Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:
- семейные проблемы, ссоры между родителями;
- неуверенность ребенка в себе, проблемы в общении со сверстниками;
- недостаток контакта с окружающим миром: родители мало общаются с ребенком (не на тему учебы, например, а просто о жизни ребенка, его интересах, волнениях, событиях и др.), играют, гуляют, мало времени проводят вместе;
- у ребенка нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству и др.
Контакты центральной пресс-службы
Источник: www.invitro.ru
Как влияет телевизор на ребенка до года
ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
г. Симферополь, ул. Фрунзе, 35
СТОМАТОЛОГИЯ
г. Симферополь, ул. Лермонтова, 11а
Пн — Пт: 9:00 — 19:00, Сб: 9:00 — 14:00
Дорогие родители, только Вы, как никто другой можете позаботиться о здоровом формировании зрения у Ваших деток!
Тельнова Ирина Юрьевна — врач-офтальмолог нашего центра расскажет Вам о вредном влиянии современных электроустройств на детское зрение!
«В нашу жизнь постоянно входят все новые и новые электронные устройства, помогающие нам в быту, развивающие, служащие для отдыха и развлечений. Для того, чтобы они приносили только пользу и не наносили вреда зрению наших деток, надо знать, как ими правильно пользоваться.
Самым вредным для детского зрения считается экран мобильного телефона, на втором месте планшет, затем компьютер и только потом экран телевизора.
Это связано с тем, что на не сформировавшееся детское зрение оказывает пагубное влияние просмотр мелких изображений, близкое расстояние от экрана, неправильное положение головы, часто просмотр в темноте. Это все приводит к снижению зрения, появлению спазмов аккомодации, близорукости.
К сожалению все чаще у детей в более раннем возрасте выявляются нарушения зрения. В немалой степени это связано с длительным просмотром изображений на экране мобильного телефона, планшета и т.д. Поэтому используя эти устройства необходимо соблюдать простые, но важные правила:
— детям до 2 лет не желательно смотреть телевизор. Максимум просмотр телевизора для ребенка 1-2 лет – мультфильм длительностью 7-10 минут.;
— детям 2-3 лет просмотр телевизора не более 30 минут в день. С 3 до 7 лет максимум час с перерывами;
— дети 7-10 лет могут проводить время у голубого экрана до полутора-двух часов в день с перерывами;
— просмотр телевизора должен быть не ближе чем 3 – 3,5 метра.
— вечером необходимо создать дополнительное освещение в комнате, а днем избавить экран от бликов. Нельзя смотреть телевизор лежа! Сидеть надо по центру экрана, а не сбоку.
При работе за компьютером необходимое расстояние от глаз до монитора должно быть 50-70 см, верхний экран должен находиться на уровне глаз или чуть ниже. Освещение – естественный свет, падающий слева. Вечером приглушенный рассеянный свет. Ступни ног должны твердо стоять на полу. Бедра располагаться в горизонтальной плоскости, а позвоночник в вертикальной.
Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.
Локти под углом 70 – 90 градусов к вертикали, запястья согнуты под углом 20 град. к вертикали. Наклон головы 15-20 град. к вертикали. Кресло должно иметь удобные подлокотники. Следует выбирать кресло которое может вращаться, передвигаться , имеет возможность изменения высоты и угла наклона спинки.
Время работы(игры) за монитором для первоклассников 10 минут, 2-4 класс 15 минут, 6-7 класс 20-25 минут, 8-9 класс один час в день. Старшеклассникам не более полтора часа с перерывами (но не более 30 минут непрерывной работы за монитором).
После просмотра телевизора или компьютера важно, чтобы ваш ребенок не «пошел отдыхать» за планшет или телефон, а занялся другими занятиями, не связанными с напряжением глаз. Очень хорошо после зрительной нагрузки делать гимнастику для глаз:
Варианты упражнений для глаз.
Вы можете выбрать наиболее понравившейся вариант, вот некоторые из них:
Зажмуриваемся!
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Сядьте на стул, крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте их на это же время. Повторите 6–8 раз.
Моргаем!
Это упражнение тоже улучает кровообращение. Быстро поморгайте глазами в течение 1–2 минуты.
Следим за пальцем!
Встаньте со стула, посмотрите прямо перед собой 2–3 секунды, затем вытяните вперед правую руку на расстояние 25–30 см на уровне глаз и посмотрите на указательный палец 3–5 секунд, опустите руку.
Повторите упражнение 10–12 раз. Это упражнение позволит снизить утомление глаз.
Другой вариант этого упражнения тоже делается стоя. Вытяните руку вперед, посмотрите на указательный палец, после чего медленно приближайте его к глазам до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
Повторите 6–8 раз.
Массаж!
Снова сядьте на стул, закройте глаза и помассируйте веки, несильно нажимая пальцем. Это расслабит мышцы и улучшит кровообращение.
В стороны!
Упражнение для укрепления мышц глаза горизонтального действия и улучшения их координации. Стоя отведите правую руку в сторону, а затем медленно двигайте ее налево и обратно — направо. За указательным пальцем руки проследите глазами, не поворачивая голову. Так же проследите и за левой рукой.
Повторить упражнение 10–12 раз.
Легкий нажим!
Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Сядьте на стул, тремя пальцами руки слегка нажмите на верхнее веко закрытого глаза на 1–2 секунды.
Снимите пальцы с век, повторите нажатие 3–4 раза.
Упражнение с меткой на стекле!
Это простое, но эффективное упражнение поможет снять напряжение в течение рабочего дня. Переведите взгляд на отдаленный предмет за окном. Рассмотрите его внимательно, во всех деталях, в течение 10-15 секунд. Затем переведите взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся перед вами, задержите взгляд на такое же время.
Можно нарисовать маркером точку на оконном стекле диаметром 1 см, желательно зеленого цвета, и переводить взгляд с этой точки на предметы за окном. Но стоять надо в 1 метре от окна.»
С заботой о здоровье Ваших малышей, центр семейной медицины «ДЕМ-АРК»
Источник: demark.com.ru