Как влияние телевизора и компьютера на здоровье детей

Чрезмерное использование экранных гаджетов с раннего возраста может привести к задержкам в развитии и сказаться в школьные годы. К таким выводам пришли ученые Московского городского педагогического университета в ходе исследования влияния цифровой среды на психическое развитие детей.

Особенно сильно влияние заметно в школьном возрасте

Сегодня большая часть отечественных и зарубежных исследований, как отмечают авторы работы «Жизнь детей в цифровом мире глазами родителей», посвящена изучению влияния цифровой среды лишь на отдельные стороны психического развития. На основе таких разрозненных данных составить целостную картину довольно трудно. Поэтому ученые МГПУ провели комплексное исследование влияния цифровой среды на ключевые направления развития школьников в целом.

По данным исследований, основные факторы риска для здоровья детей в условиях цифровой среды следующие:

  1. интенсификация нагрузок (зрительной, слуховой и нервно-психической);
  1. малоподвижность;
  1. электромагнитное излучение;
  1. стресс при потере информации;
  1. формирование зависимости.

Также выявлено неблагоприятное влияние на осанку и тело из-за положения, в котором находится ребенок во время использования цифровых устройств. Он бессознательно стремится приблизиться к монитору, вытягивая шею и сутулясь. В результате за последнее десятилетие у детей зафиксировано снижение остроты зрения.

Помимо этого, по данным ВОЗ, в странах со средним и высоким уровнем доходов (то есть там, где у детей есть более или менее свободный доступ к гаджетам) около 50% подростков и молодых людей подвергаются воздействию громкого звука от личных аудиоустройств, что может приводить к частичной или полной утрате слуха.

«Самые большие риски для развития детей связаны с экранными гаджетами, которые используются для развлекательных целей, — говорит руководитель исследовательского проекта, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергей Степанов. — Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций: задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Особенно сильно это начинает сказываться в школьные годы на способности и готовности к обучению, саморазвитию, а также к творческой деятельности».

Как отметил профессор, если гаджеты использовать умеренно для развивающих и обучающих целей, то можно рассчитывать, что они будут полезны для становления высших психических функций у детей и подростков.

Однако результаты исследования показали, что большинство школьников пользуются гаджетами для развлечения, причем пользуются неумеренно: почти 60% родителей указали, что их дети используют электронные устройства для досуга, и лишь 40% — для обучения и расширения кругозора. Почти 70% родителей не препятствуют просмотру телепередач, 60% не ограничивают детей в использовании игровой приставки. Вместе с тем ограничения на пользование смартфоном устанавливают 66% взрослых, компьютером — 57%, планшетом — 47%, рассказали ученые.

Для снижения негативных эффектов цифровизации школьникам необходимо развивать интеллектуальные и креативные способности, отмечают исследователи. В основном это происходит за счет дополнительного образования. По их мнению, школьному образованию также следует нарастить креативную составляющую, которой сейчас на уроках явно не хватает.

Одни цифровые технологии против других

«Не случайно в последнее время обостряется дискуссия о реверсивном эффекте Флинна, согласно которому в последние два-три десятилетия наблюдается регресс интеллектуального потенциала человечества, особенно в высокоразвитых странах мира», — отмечают исследователи.

Эффект Флинна — статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта (IQ) с течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру. Если в течение XX века этот показатель прибавлял в среднем по 3 пункта за десятилетие, то в XXI веке наблюдается падение уровня IQ примерно на 1,5 пункта за десятилетие. Некоторые исследователи напрямую связывают такое падение среднего интеллекта с внедрением информационных технологий — мол, людям теперь нужно меньше думать, достаточно нажать пару кнопок.

По мнению ученых, перспективным способом предотвращения негативного воздействия экранных технологий на школьников будет применение искусственного интеллекта и Big Data («больших данных») в образовательных целях.

«Динамика самого процесса учения каждого конкретного ребенка с его затруднениями и недопониманиями обычно остается за рамками внимания учителя, когда он ведет уроки в классе, где больше 15 детей, — поясняет Сергей Степанов. — А поскольку в обычных классах учится практически в два раза больше детей, то здесь возможность цифровизации „учебных усилий“ каждого ребенка, их накопление в Big Data ресурсах и обработка с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ) могла бы оказаться эффективной поддержкой как для учителя, так и для ученика».

Еще по теме:  Что поставить в стенку вместо телевизора интересные идеи

Поэтому теперь исследователи из МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии на основе идеи «Цифрового ангела» (персонального ИИ), которые помогут учителю обеспечить каждому ребенку оптимальную образовательную траекторию.

На родителях — особая ответственность

«Необходимо понять, насколько старшее поколение и в первую очередь родители готовы рефлексивно (то есть осознанно и ответственно) регулировать процессы влияния цифровой среды на собственных детей. Ведь именно благодаря примеру взрослых закладываются основные поведенческие паттерны у детей и ментальные структуры их психики, базовые привычки и ценности формирующейся личности», — подытоживают свое исследование ученые из МГПУ.

Результаты исследования, по их мнению, позволяют сделать вывод, что бо́льшая часть родителей вполне отчетливо осознает риски влияния цифровой среды на развитие детей. При этом старшее поколение пробует противостоять негативным влияниям цифровой среды на подрастающее поколение, однако характер этого «сопротивления» носит преимущественно несистемный характер.

Скорее всего, это связано с тем, что большинство родителей до конца не определились с тем, какие именно факторы и элементы цифровой среды оказывают положительное, а какие — негативное влияние на физическое развитие и психологическое здоровье детей. В связи с этим возникают как минимум три задачи.

Просветительская. Необходимо с помощью СМИ и интернета популяризировать среди самих школьников и студентов, а также их родителей и учителей наиболее важные результаты исследований (психологов, педагогов, гигиенистов, антропологов и других специалистов), касающиеся вопросов влияния цифровой среды на человека, его развитие, здоровье и профессиональную деятельность.

Исследовательская. Необходимы дополнительные изыскания, чтобы изучить представления родителей о факторах цифрового влияния на развитие и здоровье детей, в первую очередь младшего возраста.

Практическая. Необходимо определить решения психолого-педагогического и медико-гигиенического характера, которые бы могли усилить позитивные факторы цифровой среды и минимизировать негативные.

С. Степанов, И. Рябова, Е. Гаврилова, Т. Соболевская «Жизнь детей в цифровом мире глазами родителей» в «Сборник Univercity: города и университеты» (2020)

Источник: xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai

Как влияние телевизора и компьютера на здоровье детей

Развитие технологий имеет обратную сторону — современные гаджеты настолько широко вошли в нашу жизнь, что иногда угрожают здоровью и психике. Сегодня все труднее представить себе человека, который не знаком с компьютером. А дети осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте. И часто это не проходит даром.

Влияние компьютера на ребенка: на что должны обратить внимание родители?

Влияние компьютера на здоровье ребенка давно известно:

  • Нарушение осанки неправильного положения тела за компьютерным столом
  • Нарушение зрения как результат постоянного мелькания изображения на экране
  • Хроническая утомляемость и общая усталость
  • Онемение и отек правой руки от использования «мыши»

А вот влияние компьютера на психику ребенка до сих пор изучается. Однако уже хорошо известно, что ближе к переходному возрасту повышается опасность формирования компьютерной зависимости. Как распознать зависимость подростка от компьютера:

  • Постоянное желание выйти в Интернет
  • Частая проверка электронной почты и аккаунтов в социальных сетях
  • Проведение большого количества времени в чатах и на сайтах
  • Тяга к поиску информации в сети
  • Серьезное увлечение компьютерными играми

Если вы замечаете у ребенка потерю интереса к живому общению, утрату чувства времени в сети, раздражительность, снижение интереса к своему внешнему виду и попытки оправдать эти симптомы, то стоит начать беспокоиться.

Как влияют на ребенка компьютерные игры?

Увлечение ребенка компьютерными играми имеет две стороны. Некоторые виды игр развивают внимание, мышление, память и реакцию детей — это очень важно и здесь компьютер незаменим. Если же игры содержат элементы борьбы или насилия, то они могут постепенно вызывать изменения в формировании характера ребенка. Возможно проявление агрессивного поведения, искажение реальности, ощущение всевластия и уход в мир иллюзий.

Как предотвратить зависимость от компьютера?

Самое простое и одновременно самое действенное средство — регламентирование времени, в течение которого ребенок находится за компьютером. Конечно, жесткое и подавляющее отношение родителей здесь не приемлемо. Речь идет о косвенном контроле — если досуг ребенка хорошо организован, и есть время для других увлечений и хобби, то проблема отпадет сама собой.

Отрицательное влияние компьютера на здоровье и психику ребенка можно сократить, также, если уделять ребенку достаточно времени и заботы. Ведь часто дети уходят в компьютерный мир на фоне скудной эмоциональной жизни в семье. Очень важно интересоваться не только успеваемостью и питанием ребенка, но и тем, что его беспокоит в глубине души. Необходимо регулярно разговаривать с ребенком, спрашивать его о проблемах и мечтах, делиться своими переживаниями.

Еще по теме:  Как привязать аккаунт к телевизору

Родители должны развивать уверенность ребенка в себе. Рекомендуется поддерживать и хвалить ребенка за малейшие достижения, всегда отмечать его успехи.

Необходимо развивать у ребенка и социальные навыки. Если ребенок застенчив и испытывает трудности в общении с ровесниками, то компьютер может стать легкой заменой настоящего общения. Ведь в виртуальном пространстве он может ощущать себя совсем другим — смелым и общительным.

Не стоит делать нахождение за компьютером поощрением за хорошее поведение или учебу. Это вызывает азарт и только подогревает нездоровое поведение.

Не рекомендуется предоставлять ребенку полную свободу в выборе компьютерных игр — некоторые виды игр нужно полностью исключить.

Если зависимость наступила, то нужно действовать решительно — так же как и в случае других психологических зависимостей. Компьютерную зависимость можно преодолеть только с помощью уверенного поведения родителей. Ни в коем случае нельзя смягчать для подростка последствия его зависимости — брать на себя решение проблем, которые возникли потерянного за компьютером времени. Чтобы захотеть изменить, ребенок должен столкнуться со своими проблемами «лоб в лоб».

И, конечно, профилактику компьютерной зависимости нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Ведь проблему зависимости проще предотвратить, чем разрешить.

Источник: medrespect.ru

Влияние современных гаджетов на детей

Сегодня невозможно представить мир без гаджетов, они – наши настоящие помощники. Дети не отстают от взрослых и учатся пользоваться благами цивилизации уже в самом раннем возрасте. Некоторых родителей всерьез беспокоит тот факт, что ребенок интересуется экраном больше, чем окружающим миром.

Современная статистика показывает, что свой гаджет есть у каждого школьника к десяти годам, а в возрасте 4 года собственный планшет или телефон появляется у 25% малышей. Дети проводят с электронными устройствами в руках почти столько же времени, сколько и взрослые.

Содержание:

  • Каков вред гаджетов для детей?
  • Влияние гаджетов на речевое развитие и обучение чтение
  • Влияние гаджетов на психику малыша
  • Как гаджеты влияют на социализацию?
  • Как ребенку безопасно пользоваться техникой?
  • Виды зависимости от гаджетов
  • Как не допустить развития зависимости?
  • Как преодолеть зависимость от гаджетов?
  • Польза гаджетов

Каков вред гаджетов для детей?

Специалисты отмечают, что чрезмерное увлечение планшетами отрицательно влияет на координацию движений руками. Это очень хорошо заметно в играх с мячом или воланом. Мелкая моторика развивается благодаря играм в «настоящие» конструктор или мозаику, а компьютерные мыши и сенсорный экран лишают кисти необходимых тактильных ощущений и не дают нормально развиваться.

Офтальмологи утверждают, что всматривание в маленькие предметы на экранах мобильных устройств приводит к близорукости. Также вред наносится детскому позвоночнику. Ни о какой правильной осанке не идет речь, если малыш долго сидит за компьютером или держит голову постоянно наклоненной к экрану смартфона.

Влияние гаджетов на речевое развитие

С самого рождения у малыша артикуляционный аппарат готов к произношению звуков, остается лишь попасть в определенные условия. Связная речь «запускается» у ребенка в первые три года жизни, побуждение к разговору идет благодаря познанию окружающего мира с помощью взрослых членов семьи – малыш желает быть услышанным.

Когда ребенок пытается общаться, родители обязаны на это реагировать, называть ему все предметы и действия, что происходят вокруг, петь песни и учить стихотворения. «Залипание» в гаджетах вместо живого общения тормозит речевое и когнитивное развитие, усложняет коммуникацию.

Детям, которые активно использовали технику с самого раннего детства, сложно удержать в памяти предложения при аудировании (прослушивании) текста, связывать слова. Они понимают лишь короткие фразы, теряя суть текста, что приводит к проблемам с чтением.

Некорректная работа мышц лица – еще одна проблема, к которой приводят частые игры на планшетах и смартфонах: глаза следят за яркими и четкими объектами, которые двигаются, и фокусироваться на неподвижных предметах ребенку все труднее. В дальнейшем у него возникают проблемы при чтении – он не может удержать взгляд на строке текста.

Влияние гаджетов на психику малыша

Несмотря на то, что гаджеты развивают нас интеллектуально, на наше мышление и восприятие они влияют в целом негативно. Они вызывают сильные эмоции как реакцию на яркие картинки, перенасыщают зрение и слух, но не дают взамен необходимых осязательных ощущений.

Малыш не может фантазировать, потому что ему уже предложен готовый формат игры. Игрок может получить позитивные эмоции без особых усилий. В реальной жизни для получения этих эмоций приходится потрудиться: выбрать понравившуюся игрушку, понять, как с ней обращаться, позвать кого-то составить компанию. Так пропадают стимулы для взаимоотношений с окружающим миром.

Еще по теме:  Не работает телевизор Шарп

Дети, выбирающие для себя игры-стрелялки, непреднамеренно искажают восприятие мира, впоследствии им все труднее отделять игру от реальной жизни. Перенимается модель поведения компьютерных героев, где за плохие поступки и убийства не несется никакой ответственности.

У компьютерных игр отсутствует объяснение приложения усилий для достижения результата. От реальных проблем в обычной жизни ребенок, привыкший только к проблемам виртуальным, будет подвержен депрессиям, стрессам и истерикам.

Как гаджеты влияют на социализацию?

Для правильного формирования коммуникационных навыков ребенку жизненно необходим контакт со взрослыми и сверстниками, поведенческие игры. За гаджетами этих навыков не получишь, и совершенствовать их не получится. То же относится к подросткам, которые пытаются заменить живое общение пропаданием в соцсетях. А то, что в интернете можно остаться анонимом, ведя двойную жизнь, лишь негативно сказывается на формировании личности.

Как ребенку безопасно пользоваться техникой?

Врачи, психологи и педагоги сходятся на том, что безопасно проводить время с такими устройствами можно. Но для этого следует придерживаться некоторых правил:

  • до 2 лет малыши не используют гаджеты вообще;
  • с 3 до 4 лет они играют не более получаса в день;
  • в 5-6 лет ребенок может провести с гаджетами 1 час ежедневно;
  • ребенку в возрасте 7-9 лет разрешены 1,5 часа использования компьютера или смартфона в день.

В возрасте 10-13 лет можно безопасно проводить в компьютерной или мобильной технике до 2 часов ежедневно. С 14 до 16 лет допускается использование гаджетов до 3 часов в день.

Дошкольникам рекомендуется показывать развивающие ролики и мультфильмы, им можно играть в логические игры на внимание и память. Идеально, если дети смотрят что-либо с родителями, обсуждая увиденное. Детям младших классов показаны игры, ориентированные на их возраст.

Ребенка среднего школьного возраста нужно контролировать на предмет посещения нежелательных сайтов, слишком агрессивных игр и времени нахождения в сети. Для этого используйте, к примеру, функцию родительского контроля.

Виды зависимости от гаджетов

Специалисты выделили 3 основных вида такой зависимости:

  1. Игровая, которая отличается нездоровой тягой к играм.
  2. Сетевая, когда ребенок проводит в соцсетях слишком много времени, никак не проявляя себя в социуме.
  3. Серфинговая, заключающаяся в том, что ребенок часами просматривает, казалось бы, полезные и познавательные видео, перечитывает массу информации, но все это не находит применения в реальной жизни.

Не всегда большое количество проведенного времени с гаджетами приводит к возникновению зависимости. Стоит насторожиться только в случае, если ребенок:

  • потерял интерес к «настоящей» жизни;
  • не хочет совершать прогулки, читать, заниматься творчеством – эти занятия ему кажутся скучными;
  • не интересуется разговорами, если они не связаны с гаджетами;
  • оживляется только от разговоров о компьютерных играх;
  • стал беспокойным, нервным и раздражительным.

Если нет рядом гаджета, зависимому нечем себя занять. У него появляется неконтролируемое проявление негативных эмоций при попытке ограничить время пребывания за компьютером или в телефоне. Также среди тревожных признаков – потеря чувства меры и времени, проведенного за гаджетом, ухудшение успеваемости, сбои в режиме дня, общение со сверстниками сходит на «нет».

Как не допустить развития зависимости?

Чтобы не приучать ребенка к гаджетам и потом не бороться с зависимостью, нельзя кормить малышей за просмотром мультфильма. Не нужно использовать телефон или планшет как лекарство от плохого настроения, скуки или истерик. Пусть малыш сам пытается перебороть нездоровые эмоциями и пережить трудности без потерь.

А еще пусть у ребенка будет обеспечен интересный разноплановый досуг: игрушки в достаточном количестве, спортинвентарь, материалы для рукоделия.

Как преодолеть зависимость?

Взять и забрать у зависимого гаджет вряд ли получится, это лишь приведет к протесту и агрессии. Нужно поговорить с ребенком, объяснив, что кроме гаджетов, есть и другая интересная жизнь, образование и успешное будущее.

Хорошо, когда день малыша расписан полезными занятиями. Также не забывайте, что дети копируют действия родителей. Введите семейные ритуалы и традиции, стройте совместные планы, и занятиям с гаджетами постепенно отводите в них все меньше времени.

Если ребенок сразу не может отказаться от использования девайсов, покажите ему варианты полезного досуга в сети – это могут быть развивающие программы и ролики, обучающие курсы по интересам, полезные лекции и стримы.

Польза гаджетов

Несмотря на явный вред чрезмерного увлечения современными гаджетами, их положительное воздействие также велико. Компьютерная техника предоставляет доступ к большому числу игр и приложений, развивающих память, логику, направленных на изучение иностранных языков. Это также отличная возможность онлайн-образования в любой отрасли. Это могут быть занятия с репетитором, онлайн-школы и курсы, посещение дистанционных мастер-классов.

Источник: abakus-center.ru

Оцените статью
Добавить комментарий