YouTube — кладезь полезной информации для школьника. Надо только знать, где искать. Мы собрали 10 образовательных каналов, которые помогут лучше понять школьную программу и вообще полюбить учебу.
Obraz
Канал, посвященный тайнам человеческого мышления. Почему дураки не знают, что они дураки? Что такое «ошибка выжившего»? Почему нам так нравится спорить? Каждый 3–4-минутный ролик содержит очень много информации и инфографики (но никакой воды). Канал учит основам критического мышления, рассказывает, как мы думаем, почему ошибаемся и обманываемся.
Незаменимо для тех, кто хочет развить научный склад ума.
Khan Academy
Khan Academy создал Салман Хан, выпускник MIT, обладатель MBA Гарварда и популяризатор науки. Хан хотел сделать знания доступными и бесплатными для всех. Начал он с математики — и до сих пор канал известен своей суперспособностью прививать любовь к этому предмету. Попробуйте — работает! Потом канал разросся и превратился в мультипредметную академию.
Образовательные программы: виды и требования к реализации
Сейчас Khan Academy есть и на русском: тут вы найдете ролики о биологии, всемирной истории, экономике, физике, медицине, геометрии и математике.
«ТАСС Наука»
Веселый и качественный научпоп-канал про науку. Здесь можно найти целую серию роликов о жизни на МКС, видео о физике, научные байки и мифы. Особенно хороша подборка «5 минут о…», где эксперты по-быстрому рассказывают о самых сложных материях: от теории относительности до противостояния Востока и Запада.
Skysmart
Короткие и очень доходчивые ролики от известной онлайн-школы для детей и подростков. Тут разбирают темы из школьной программы — максимально наглядно, весело и доходчиво. Пропустили объяснение линейных уравнений с двумя неизвестными? Прочитали в учебнике про электрическое поле, но ничего не поняли? Вам сюда.
Математика, физика, химия, обществознание, английский — видеоролики Skysmart покрывают большую часть самых сложных предметов.
«Простая наука»
Целая галерея наглядных физических и химических опытов — здорово смотреть, даже если вы давно выросли и никакой лабораторки по химии завтра не намечается. Канал не только поможет разобраться в сложных явлениях, но и привьет детям интерес к наукам. Кстати, многие опыты нетрудно воспроизвести на собственной кухне.
«Галилео»
Многие помнят эту просветительскую программу, которая теперь переехала в интернет, но не растеряла увлекательности. Десятки познавательных видео на самые разные темы: эксперименты своими руками, физика на кухне, невероятные факты о зверюшках, истории изобретений и многое другое. Смотреть не столько ради дополнения к школьной программе, сколько для развития любознательности.
Redroom
Гениальный канал по мировой истории — тут не только рассказывают о событиях из школьного курса, но и уходят в совсем уж неожиданные дебри: революция на Гаити, древний Китай, Монтесума. Обаяние роликов Егора Зырянова в том, что он не просто говорит о фактах, но и помогает понять механизмы исторических событий. А еще он так говорит о царях, князьях и президентах, что за именами из учебника начинаешь видеть живых людей со своими характерами, слабостями и страстями.
Microbia
Все просто: видеоролики бактерий, плавающих по предметному стеклу микроскопа, с огромным увеличением и в великолепном качестве. Хотите — используйте как учебный материал для уроков биологии. Хотите — смотрите в качестве залипательных антистресс-видео. У вас не будет другого шанса увидеть, как охотится хищная инфузория!
«Арзамас»
Легендарный просветительский портал, у которого в запасе есть еще и канал (а также статьи, подкасты и спецпроекты). Короткие видеоликбезы позволяют за 10–30 минут разобраться в масштабных культурных вопросах. История русской культуры за 25 минут? Да, такое возможно.
SciTeam
Лекции, квизы и интервью с людьми, которые так или иначе продвигают разные области науки: учеными, популяризаторами, журналистами. Тут можно узнать, почему птицы на огромных перелетах не сбиваются с курса, зачем нужна археология, что не так с наукой в фильмах и сериалах, а еще посмотреть, как умным людям задают глупые вопросы.
Источник: www.afisha.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Образовательное телевидение строит свои передачи в определенной системе — от основ знаний к их вершине.
Здесь получает полное развитие природа телевидения как искусства, его две функции — продуктивная, т. е. способность самому создавать телеспектакли, телефильмы, телеконцерты и т. п., и репродуктивная, т. е. способность воспроизводить произведения смежных искусств, а также своих собственных из золотого фонда телевидения Центрального, республиканского, местного и зарубежного.
Вся череда образовательных передач — это чистый, благородный, не «загазованный» текущими проблемами глоток воздуха для зрителя.
Сверхзадача — увлечь зрителя созданием телевизионной энциклопедии современного и классического, особенно мирового, искусства и культуры, раскрыть их взаимосвязь и взаимовлияние.
Особенности канала в следующем: передачи телевидения не вместо школы, вуза, системы переподготовки кадров, а им в помощь.
Своей последовательностью, системой, логикой, структурой сетка вещания во многом опирается на государственные программы и общественные нужды, отражает приоритетные задачи в области просвещения, новые знания, достижения науки.
Задачи, которые решает образовательно телевидение:
1. Развитие и обогащение духовного мира и культурного кругозора, нравственного воспитания телезрителей разных поколений и разных наций на основе лучших достижений науки, искусства, культуры в нашей стране и во всем мире.
2. Распространение утилитарных знаний, прикладных наук для семьи, родителей, воспитателей, молодежи — от правил поведения за столом, общения между сверстниками до умения заняться домашними делами.
Создатели образовательных передач руководствуются следующими соображениями.
Во-первых, передача должна быть актуальной, опираться на современные данные и научные знания, включать самых авторитетных специалистов в конкретной области.
Во-вторых, передача должна строиться по законам создания произведения искусства, она должна иметь свою драматургию, композицию, пропорции, т. е. быть художественным произведением.
В-третьих, передача, являясь частью системы знаний, должна нести в себе черты последовательности и преемственности информации, элементы предыдущей и последующей передач.
Выстраиваясь в единый тематический ряд, циклы передач по литературе, искусству могут служить делу образования не одного поколения молодежи.
В семидесятые годы на Центральном телевидении была создана учебная редакция со своим особым телеканалом. По телевидению можно было увидеть беседу с академиком Д.С. Лихачевым, В. Лакшиным, А. Аникстом, Ю. Лотманом, С. Гейченко, С. Бонди и др. Здесь можно было встретиться с великолепным рассказчиком Ираклием Андрониковым.
Именно на телевизионном канале, принадлежавшем учебной программе, звучало живое слово о литературе, жизни. Выступали известные писатели: Г. Бакланов, Б. Васильев, Б. Полевой, В. Астафьев, Ч. Айтматов (см.: Абалкин Л. Эпитафия жанру? //Лит. газ. 1988. 19 авг). В непривычном для себя амплуа авторов, рассказчиков и даже драматургов выступали актеры И. Смоктуновский, И. Ильинский, М. Жаров, Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Калягин, М. Козаков, А. Адоскин, режиссеры М. Захаров, Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос.
Можно вспомнить цикл передач о музыке, где автором и ведущим был пианист М. Кончаловский: «Иоганн Себастьян Бах», «Фредерик Шопен», «Людвиг Ван Бетховен», «Модест Мусоргский» — солидная энциклопедия музыкальных знаний.
Передачи учебной программы были в то время настоящей отдушиной в вакууме, создавшемся на телевидении в области культуры; по праву они могли называться не только учебными, но и просветительскими.
Еще одна образовательная передача — программа «Детский час». Она адресована дошкольникам и младшим школьникам с целью заложить основные элементарные навыки к усвоению иностранного языка по выбору — английского, немецкого или французского. Передачи эти еженедельные, хронометраж 20 минут, выходят по 1-й и общеобразовательной программам.
О передачах учебной программы писались рецензии (как о серьезных художественных фильмах). Критики спорили между собой. Собственно, если и существует какой-то особый телевизионный жанр передач на темы литературы и искусства, то все лучшее в нем определилось, развилось, сконцентрировалось именно здесь — в бывшей учебной программе ЦТ.
В те годы газета «Правда» поместила рецензию о цикле «Драматургия и театр», в которой были такие строки: «Если передачи, подготовленные для образовательных целей, сами становятся фактом художественной жизни, это говорит о многом… По-разному входит театр в жизнь человека А встреча с театром начинается с телевидения». Передачи цикла «Театр Пушкина», «Искусство режиссера», «Театр М.Е. Салтыкова-Щедрина» были, пожалуй, одними из самых запоминающихся. «Просветительская значимость этого цикла так велика, что он должен стать достоянием самой большой аудитории, которую только может собрать телевидение», — отмечалось в газете «Гудок». Без передачи «Театр В. Маяковского» с телевизионной реконструкцией первой постановки трагедии «Владимир Маяковский» теперь не может обойтись ни один серьезный исследователь творчества замечательного поэта.
Учебная программа взяла на себя нелегкий труд осуществления идеи музыкального воспитания детей по системе Д.Б. Кабалевского. Да и не только детей. Приходили письма от взрослых самых разных профессий, где говорилось, что эти передачи открыли для них мир музыки, что впервые в жизни они стали понимать серьезное, классическое музыкальное искусство.
Более десяти лет создавалась система учебных передач — золотой фонд существующей образовательной программы.
Некоторые авторы, называя телевидение средством массовой информации, отказывают ему в признании как вида искусства. При этом противопоставляют его свойства, как средства информации, способности создавать оригинальные произведения искусства (см.: Советская культура. 1988. 5 марта).
Другие считают, что телевидение уже давно «переросло функции и рамки средства массовой информации и стало сферой культуры». На самом же деле телевидение не перерастает, не изменяет свою двойственную природу, а развивает оба свойства — и как средства информации, и как вида искусства. Уникальность телевидения в том и состоит, что оно одинаково последовательно развивает оба эти качества. Сочетание, соединение, взаимодействие и противоречивость этих качеств и есть внутренний источник развития телевидения, диалектика его существования и служения обществу, выражающаяся в единстве целей и разнообразии способов их реализации.
Телевидение в целом стало своеобразным оригинальным видом искусства, причем самым массовым, синтетическим видом, вобравшим в себя достижения смежных искусств и на их основе развивающим свои особые закономерности, новые тенденции.
Сегодня для всех становится очевидным, что достижения современной научно-технической революции дадут человеку в сфере производства духовных ценностей новые, потенциально безграничные возможности распространения знаний и культуры — от развития кабельного телевидения, непосредственного телевещания из космоса до домашнего, удобного «самовидеообслуживания», внедрения в наш быт видеоискусства; от крохотных, встроенных в часы телеэкранов до гигантских уличных телеэкранов, собирающих тысячные толпы людей
Во многих европейских странах образовательные программы начинались с радиопередач для школы, порой на региональном и местном уровне. За школьным радиовещанием (нередко на десятилетие позже) приходило школьное телевидение. За школьными программами последовали образовательные программы для взрослых — как помощь тем, кто считает необходимым учиться всю жизнь, кто стремится обновить свои знания, повысить уровень образования и образованности. Такое развитие привело к появлению учебных программ, реализуемых усилиями нескольких средств информации, заочных курсов и открытых учебных систем. Образцом для многих европейских радиоорганизаций стал «Открытый университет Би-би-си».
В силу этих моментов в центре внимания стоит теперь не только школьник, но и взрослый или, по меньшей мере, подросток, который занимается самостоятельно дома или в составе той или иной группы в зависимости от его интересов. Это отвечает рекомендациям специалистов по образованию, согласно которым человек учится на протяжении всей жизни. С учетом этого должно строиться образование. Этот принцип, вне всякого сомнения, станет одним из основных во всех организационных формах образования в будущем.
Источник: studbooks.net
Видеолекции: где смотреть образовательное видео
Ted.com — это, прежде всего, некоммерческий фонд. С 1984 фонд организует конференции, смысл которых в распространении наиболее интересных инновационных идей. Избранные лекции выкладываются на сайте. Начав смотреть одну лекцию, переключаешься на другую, — оторваться практически невозможно.
Видео доступно не только на сайте, его можно скачивать, просматривать через приложения для Android или iOS. К многим роликам есть русские субтитры.
Две лекции из десятки самых популярных на ted.com
2. univertv.ru
Агрегатор лекций и образовательных фильмов
о чём | гуманитарные, естественные, социальные науки |
На сайте опубликованы образовательные фильмы, а также лекции в российских и зарубежных вузах, взятые из различных источников и снятые в студии UniverTV. Темы довольно стандартные, в рамках школьной и вузовской программы (география, биология, история, философия и многое другое) плюс научно-популярные фильмы. В подборке уже более 3600 роликов. В разделе «Страницы учреждений» можно посмотреть ролики, выложенные некоторыми вузами.
Астрономия. Исследование черной дыры в центре Млечного Пути
3. interneturok.ru
Видеолекции по школьной программе
о чём | точные, естественные и гуманитарные науки |
Сайт адресован школьникам, поэтому все выложенные видео так или иначе касаются школьной программы. Удобно, что видеолекции отсортированы по классам обучения. Наиболее полно представлены алгебра, химия, физика, биология; роликов по гуманитарным наукам не так много, но коллекция постоянно пополняется. Зато на сайте есть видеоуроки по подготовке к ЕГЭ и ГИА за 2011 и 2012 годы с подробным разбором всех заданий
Н.И.Басовская «Столетняя война 1337-1453 гг. Леопард против лилии»
4. oyc.yale.edu
Идеально систематизированный материал
о чём | литература, история, психология, экономика, физика, химия, биология и т.д. |
На сайте выкладываются полные курсы прочитанных в Йельском университете лекций. Лекции читают на английском, субтитров нет. Тем полезнее дополнения к видео, которые можно также найти на сайте: домашние задания, тексты самих лекций, аудиоматериалы и даже экзаменационные тесты — для тех, кто хочет пощекотать нервы и попробовать себя в роли студента Йеля. Видео доступно и на официальном канале Йеля на Youtube.
5. khanacademy.org
Неутомительные микролекции для детей и школьников
о чём | точные, естественные, гуманитарные науки |
Виртуальная академия была придумана Салманом Ханом, выпускником Гарварда и Массачусетского технологического института. Начиналось с того, что он занимался по телефону математикой с двоюродной сестрой, потом стал помогать другим родственникам и вывешивал поясняющие ролики на Youtube. Популярность роликов побудила Хана открыть свой ресурс с микролекциями по основным общеобразовательным дисциплинам. Сейчас в коллекции более 3600 видеоуроков. На Youtube работает канал академии на русском языке.
Урок про деление
6. ocw.mit.edu
Один из пионеров онлайн-образования
о чём | гуманитарные науки, IT, естествознание и т.д. |
На сайте Массачусетского технологического института публикуются видеозаписи и конспекты лекций, уже опубликовано более 2000 курсов по различным дисциплинам. Это один из первых проектов в сфере веб-образования, который на своем примере доказал, что видеоролики с лекциями вузовских преподавателей интересуют не только студентов этих вузов, но и широкий круг тех, кто занят самообразованием. Темы курсов самые разные: архитектура, математика, биология, литература, искусство, иностранные языки. Русских субтитров к роликам, к сожалению, нет.
David Thorburn «The Film Experience»
6. lektorium.tv
Классика академических лекций
о чём | теоретическая математика, computer science и др |
Илья Тетерин «Базы данных»
6. YouTube EDU
Обучающие ролики со всех стран
о чём | точные, естественные, гуманитарные науки |
Канал Education на Youtube — это большой образовательный портал, объединяющий обучающие видеоролики лучших преподавателей, сайтов, специализирующихся на онлайн-обучении, лекции ведущих университетов Европы и мира. Сейчас выложено более 700 000 роликов. Приятно отметить, что несколько лет назад к онлайн-вещанию присоединились российские вузы. В рамках канала МГИМО и МГУ выкладывают лекции своих преподавателей и приглашенных лекторов. Есть отдельный канал для дошкольников и школьников.
А.Ч.Козаржевский «Мастерство публичной речи»
Источник: www.ucheba.ru