В пьесе «Двенадцать месяцев» рассказывается о том, как Королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые мачеха с дочерью посылают в лес падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев-месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко.
Мачеха с родной дочерью приносят подснежники во дворец, и королева приказывает им показать, где они их нарвали. Мачеха с дочерью рассказывают о падчерице, и королева со свитой, с мачехой, дочкой и падчерицей едут в лес за подснежниками. Королева хочет казнить падчерицу, но братья-месяцы приходят ей на помощь, превращают мачеху и ее дочку в собак, разгоняют придворных и заставляют королеву задуматься о том, что такое доброта. В этой скзке добро побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.
2. Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?
Пьеса для большой сцены. Королева фантазёров. Видеоаннотация.
Обоснуйте свой ответ.
Герои сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.
Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева. Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.
3. Расскажите о каждом из героев этой сказки отдельно. Например: каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение?
Падчерица красивая и добрая. Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу.
Падчерица вежлива и верна своему слову: даже королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.
Но мачеха и ее дочь не любят ее, заставляют делать черную работу. Вдвоем они посылают падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой падчерицу. Сначала они хвастаются, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.
Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна.
Вопрос №3 Маршак. Сказки народные… Размышляем о прочитанном — Литература 5 класс (Коровина В.Я.)
Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Рассказывая об учителе королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни.
Рассказывая о старом солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.
4. Какие разговоры (диалоги) действующих лиц вам показались смешными? Почему? Подготовьте инсценированное чтение пьесы.
Смешными показались разговоры волка с вороном, зайца и белок, мачехи с дочкой о том, какая корзина больше, диалоги королевы с учителем.
5. С. Я. Маршак писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой — хорошей — повести, пьесе или поэме». И ещё: «Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть её основа — характеры действующих лиц, их побуждения и поступки. Если в сказке будет всё сплошь неправдоподобно, вас не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения».
6. Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?
В пьесе-сказке Маршака правдоподобны характеры героев и их поступки. Правдоподобно изображена капризная королева, неискреннее поведение придворных, например, гофмейстерины, злоба и жадность мачехи и дочки, доброта солдата, верность и сердечность падчерицы.
Неправдоподобно существование братьев — месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время. Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют. Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
Мы осуждаем жадную мачеху и ее дочку, своенравную королеву, глупую и неискреннюю гофмейстерину, сочувствуем падчерице и учителю королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, верим в добро и справедливость.
Стр. 102. Фонохрестоматия
1. Монологи каких действующих лиц вы слышали во фрагменте пьесы? Как их характеризует манера говорить, тон обращения друг к другу?
Мы слышали диалоги солдата и падчерицы, Декабря и Января. Падчерица — веселая, дображелательная девочка, она с уважением относится к старшим и помогает им. Солдат — заботливый старик. Декабрь — добрый старик, который думает о том, что будет с людьми, попавшими в метель. Январь — молодой, озорной.
2. О чём говорится в авторских ремарках? Почему они необходимы в пьесе?
В авторских ремарках говорится о том, что герои делают во время разговора. Так можно понять их истинные намерения, к тому же, без них получалось бы, что актеры просто стоят на сцене и разговаривают, никакого действия
3. Что вы узнали о судьбах Падчерицы и Солдата из их диалога?
Солдат — человек подневольный, королева его отправляет в лютый мороз за елкой, он вынужден выполнять все ее прихоти, но он не злится, он жалеет ее. Падчерица — сирота, суровая мачеха заваливает ее сложными заданиями.
4. Каково отношение Падчерицы и Солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет Королеву? Как это передаёт в своём чтении актриса?
Падчерица и Солдат жалеют Корову, потому что она сирота, и весь ее противный характер из-за ее одиночества.
5. Как, по-вашему, выглядят братья-месяцы Декабрь и Январь? Помогли ли вам их «увидеть» актёры?
Декабрь — седой старец в шубе и меховой шапке, с бородой. Январь — молодой человек, в шубе и меховой шапке.
6. Прочитайте монолог братьев, передавая голосом различия в их характерах, возрасте
7. Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами, то прозой?
Прозой говорят «правдоподобные» персонажи, похожие на реальных людей, а стихами — персонажи сказочные. Это нужно, чтобы читатель лучше понимал, чья именно сейчас реплика.
Сказки народные и литературные
Стр. 105. Размышляем о прочитанном
1. Вспомните, какие литературные сказки вы читали. Назовите их авторов.
Андерсен, Шарль Перро, Пушкин, Чуковский, Гауф, Гаршин.
2. Какие из этих сказок можно отнести к сказкам-рассказам, к сказкам-повестям, к сказкам-поэмам?
1-2. Сказки-поэмы: «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.
Сказка-повесть: «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского.
Сказка-рассказ: «Медной горы Хозяйка» Бажова.
3. Какие сказки-пьесы вы видели на сцене театра или по телевидению? Назовите авторов этих пьес.
Самуил Маршак. Терем-теремок
Самуил Маршак. Кошкин дом
Сергей Михалков. Зайка-зазнайка
Павел Маляревский. Чудесный клад
Алексей Симуков. Семь волшебников
Виталий Губарев, Андрей Успенский. Королевство Кривых Зеркал
Тамара Габбе. Авдотья Рязаночка
Павел Маляревский. Конек-Горбунок (по сказке П.Ершова)
4. Перечитайте свою любимую литературную сказку и подумайте, чем она похожа на фольклорную сказку и чем от неё отличается.
Моя любимая литературная сказка «Лягушка-путешественница» Гаршина. На фольклорную сказку она похожа тем, что в ней разговаривают животные. Отличается тем, что в ней нет характерного для народной сказки зачина, троекратных повторов.
Стр. 105. Творческое задание
Напишите сказку о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.
Сказка о волшебной ручке
Был обычный учебный день в школе, класс уже собрался на урок русского языка и ученики заняли свои места за партами. Вошла учительница, поздоровалась и села за свой стол. Она раскладывала тетради и нечаянно уронила ручку, но не заметила этого. Ручка прикатилась под парту Кости. Костя поднял ее. Ручка была красивая, золотистая, с блестящим колпачком.
Костя решил ее сразу не отдавать учительнице, а немного ею попользоваться. Он написал в тетради «Класссная работа». Но тут вдруг ручка выпрыгнула из руки Кости и зачеркнула одну букву с в первом слове. «Вот так ручка!» — подумал Костя. Он стал писать дальше, а ручка сама исправляла его ошибки. Ему совсем не хотелось возвращать такую чудесную ручку учителю и он унес ее домой.
Дома Костя сделал без ошибок домашнее задание и назавтра твердо решил вернуть ручку учителю.
Наступил очередной урок русского языка. Костя бережно положил волшебную ручку на стол учителя. Теперь он сам старался быть внимательнее и исправлять свои ошибки. Ручка его многому научила.
Источник: 7gyru.ru
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 27 января 2022 г.
Пример сказки о волшебных событиях в нашем классе, 5 класс
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 2 часть, Коровина, страница 111
Сказки народные и литературные
Размышляем о прочитанном
1. Вспомните, какие литературные сказки вы читали. Назовите их авторов.
Я читала много литературных сказок. Вот некоторые из них:
- А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
- В. Жуковский «Спящая царевна».
- В. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович».
- А. Погорельский «Чёрная курица».
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- В. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница».
- А. Толстой «Золотой ключик».
2. Какие из этих сказок можно отнести к сказкам рассказам, к сказкам-повестям, к сказкам-поэмам?
Сказки-рассказы: «Серебряное копытце», «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», «О жабе и розе», «Лягушка-путешественница».
Сказки-повести: «Золотой ключик», «Чёрная курица».
Сказки-поэмы: «Сказка о спящей царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
3. Какие пьесы-сказки вы видели на сцене театра или по телевидению? Назовите авторов этих пьес?
Я видела в театре сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» и сказку Евгения Шварца «Два клёна».
4. Перечитайте свою любимую литературную сказку и подумайте, чем она похожа на фольклорную сказку и чем от неё отличается.
Моя любимая литературная сказка «Золотой ключик».
Её отличия от фольклорной: наличие автора А. Толстого; литературные герои: Буратино, папа Карло, Карабас, Тортилла; действие происходит в конкретной стране; большой объём произведения.
Её сходства: борьба добра со злом; испытания главного героя; сказочные персонажи — лиса и кот; волшебный предмет золотой ключик; волшебное превращение полена в Буратино; торжество добра.
Творческое задание
Напишите сказку о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.
Пример сказки «Волшебные события в нашем классе»
Перед самым звонком в класс забежал Сидоров и радостно закричал:
— Ура! Ольга Петровна заболела, урока не будет! Ай-да в кино!
Ученики зашумели и стали торопливо собирать тетрадки и учебники. Но тут прозвенел звонок и случилось странное. Указка вдруг подскочила, запрыгнула на учительский стол и сказала:
-А ну-ка тишина! Урок начался! Сегодня его вести буду я!
Ученики замерли за своими партами, во все глаза глядя на указку. А она продолжала:
-Тема сегодняшнего урока волшебные сказки. Запишем её на доске.
Мел подскочил и аккуратно вывел на доске тему урока.
— Сидоров, — сказала указка. — Какое самое важное отличие волшебных сказок?
Сидоров замялся и растерянно оглянулся на класс.
— Ну, это, — замямлил он и вдруг нашёлся. — В волшебных сказках происходят чудеса!
— Правильно, — улыбнулась указка. — Чудеса и волшебные превращения. Например, неживые предметы оживают. А что ты ещё знаешь о волшебных сказках?
Сидоров растерянно пожал плечами. Вдруг учебник на его парте раскрылся и тихонько прошептал: «Волшебный помощник».
Указка погрозила учебнику:
-Правильно. В волшебных сказках всегда есть волшебный помощник, который помогает главному герою.
Урок продолжался и ученики с восторгом следили за объяснениями указки. У них ещё никогда не было столь интересного и необычного урока литературы.
Через неделю Ольга Петровна выздоровела и была приятно удивлена знаниями своих учеников.
— Ну, вот! Можете же, когда захотите! — говорила она, расхаживая между партами. — Я всегда знала, что вы у меня очень умные ребята!
А указка лежала на столе и, казалось, загадочно улыбалась.
Источник: nohemnogy.blogspot.com
СРОЧНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЗ ВСЁ В ФАЙЛАХ И НАПИСАНО НИЖЕ ДАЮ 40 БАЛОВ.
1. Вспомните, какие литературные сказки вы читали. Назовите
их авторов.
2. Какие из этих сказок можно отнести к сказкам-рассказам, к
сказкам-повестям, к сказкам-поэмам?
3. Какие сказки-пьесы вы видели на сцене театра или по теле-
видению? Назовите авторов этих пьес.
4. Перечитайте свою любимую литературную сказку и подумайте, чем она похожа на фольклорную сказку и чем от неё отличается.
Приложения:
Ответы
Автор ответа: miladygirllife
Ответ:
1,2.Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина.
Сказка-повесть: «Черная курица, или подземные жители» Погорельского.
Сказка-рассказ: «Медной горы Хозяйка» Бажова.
3.Е. Шварц «обыкновенное чудо»
С. Маршак «двенадцать месяцев»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон,
4.В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
2) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Источник: sous-otvet.net