Какие три цвета являются основными в телевизоре

Системы прикладного телевидения в подавляющем большинстве рассчитаны на обработку и воспроизведение плоских чернобелых изображений. Это относится как к наблюдательным, так и измерительным системам. Тем не менее существует область применения прикладного телевидения, которая базируется на анализе исключительно цветных изображений. Речь идет о медицине и биологии [7].

Телевизионная микроскопия и эндоскопия, трансляция хода хирургических операций, офтальмология требуют передачи и воспроизведения цветной информации. Поэтому использование цветного телевидения для решения прикладных задач (кроме медицины и биологии существуют и другие направления, например, дистационное измерение температуры нагретых тел) столь же актуально, как и цветное телевещание.

Стереоскопическое (объемное) телевидение, хотя и в меньшей степени, также находит применение в народном хозяйстве, военной технике и научных исследованиях, например при исследовании рельфа местности планет с помощью космических аппаратов.

Три основных цвета

Цветовое зрение и смешение цветов

Известно, что одинаковые по интенсивности, но различные по спектральному составу световые раздражения не одинаково воспринимаются глазом наблюдателя. Спектральная чувствительность глаза, выраженная в относительных единицах, называется кривой видности $(Х) (рис. 8.1). Максимум кривой видности в условиях дневного зрения приходится на длину волны X = 0,555 мкм.

Раздражение глаза световым излучением с непрерывным равноэнергетическим спектром в диапазоне волн, ограниченным кривой видности, создает ощущение белого цвета. Если в спектре излучения отсутствует какой-либо компонент, то возникает определенное цветовое ощущение.

Любое сложное по спектральному составу излучение может быть оценено наблюдателем с помощью трех показателей: светлоты, цветового тона и насыщенности.

Светлота характеризует интенсивность излучения. Изменение светлоты приводит к изменению субъективного ощущения цвета. Так, например, коричневый цвет одинаков по спектральному составу с желтым, однако отличается от него меньшей светлотой. Белый, светло-серый, темно-серый цвета также отличаются светлотой. Светлота отражающей поверхности зависит от ее яркости.

Кривая видности глаза

Рис. 8.1. Кривая видности глаза

Цветовой тон сложного излучения характеризуется доминирующей в нем длиной волны монохроматического излучения.

Насыщенность (чистота тона) монохроматического излучения определяется долей излучения, которая в сочетании с разбавляющим его белым цветом создает зрительное ощущение данного цвета. Насыщенность спектральных цветов равна 100 %, а насыщенность белого цвета — нулю.

Со времен М. В. Ломоносова, Т. Юнга и Г. Гельмгольца восприятие цвета объясняется с помощью трехкомпонентной теории цветового зрения. Согласно этой теории, колбочковый цветоощущающий аппарат глаза содержит нервные окончания трех видов, обладающих преимущественной чувствительностью к насыщенным красному (К), зеленому (G) и синему (В) цветам. На рис. 8.2 показаны кривые R, G, В относительной чувствительности глаза к мо-

Сложение цветов в RGB модели

Кривые относительной чувствительности цветочувствительного аппарата глаза к красному

Рис. 8.2. Кривые относительной чувствительности цветочувствительного аппарата глаза к красному (R), зеленому (G) и синему (В) цветам нохроматическим излучениям. Из графиков следует, что каждому монохроматическому излучению соответствует определенная степень возбуждения всех трех групп колбочкового аппарата, от которой и зависит цветовое ощущение.

Любое цветовое ощущение может быть получено путем сложения в определенных пропорциях отдельных излучений. Наименьшее число независимых цветов, смешение которых позволяет получить все остальные цвета, равно трем, т. е. равно числу групп колбочкового аппарата. Законы смешения цветов, установленные в результате многочисленных экспериментов, составляют основу науки, называемой колориметрией.

Смешивать цвета можно различными способами. Так называемое локальное смешение получается путем направления на белый диффузно отражающий экран излучения от трех различных источников. В телевидении распространено пространственное смешение, при котором цветовое возбуждение различных точек, штрихов или полосок воспринимается как слитное, если размеры этих элементов меньше углового разрешения глаза.

Сложение цветов может производиться последовательно и одновременно (параллельно). В первом случае световые потоки воздействуют на глаз с частотой, превышающей критическую. В цветной фотографии и кино сложение цветов заменяется вычитанием части светового потока исходного цвета путем пропускания его через избирательный фильтр.

Согласно принятой в 1931 г. международной комиссией по освещению (МКО) колориметрической системе, основными стандартными цветами считаются: красный R с X = 700 нм, зеленый G с X = 546,1 нм и синий В с X = 435,8 нм. Любой цвет может быть получен в соответствии с уравнением

где г, g и Ъ — цветовые коэффициенты, причем г + g + b = 1.

Цветовые коэффициенты показывают, в каком соотношении необходимо смешать основные цвета, чтобы получить заданную цветовую смесь.

Для проведения цветовых расчетов уравнение (8.1) удобнее представить в графической форме, а именно в виде цветового треугольника (рис. 8.3). Основные цвета R, G, В располагаются в вершинах равностороннего треугольника, высоты которого равны единице. Центр тяжести треугольника находится в точке Е. Основные цвета лежат на линии чистых спектральных цветов, называемой локусом.

Отметим, что все остальные (кроме R, G, В) монохроматические теоретически возможные цвета располагаются вне треугольника.

Любые цвета, которые образуются путем смешения трех основных цветов, находятся внутри цветового треугольника, причем значения цветовых коэффициентов равны длине перпендикуляров, опущенных из точки А, отвечающей заданному цвету, на противоположные стороны, как это показано на рис. 8.3. Отметим, что для точки А в случае, если она располагается на одной из сторон треугольника, соответствующий цветовой тон будет определяться только двумя основными цветами. Если точка А располагается внутри треугольника на одном из перпендикуляров, опущенных из вершин треугольника на противоположные стороны, то ее перемещение вдоль перпендикуляра на отрезках RE, BE и GE будет означать изменение насыщенности цвета при сохранении цветового тона.

Достоинство цветового треугольника RGB заключается в том, что в качестве основных в нем используются реальные цвета. Однако при проведении цветовых расчетов он обладает двумя существенными недостатками. Во-первых, существуют некоторые практически встречающиеся цвета, располагающиеся вне треугольника RGB, но вблизи него, для которых координаты г, g и b отрицательны (например, точка N на рис. 8.3). Во-вторых, треугольник RGB построен для источников основных цветов одинаковой мощности излучения, поскольку только тогда получается равноэнергетический белый цветЕ, т. е.

Цветовой треугольник RGB

Рис. 8.3. Цветовой треугольник RGB

Цветовой график XYZ (график МКО)

Рис. 8.4. Цветовой график XYZ (график МКО)

Еще по теме:  Чем телевизор хуже монитора для компьютера

Однако в колориметрии излучение источников основных цветов принято измерять в светотехнической системе. Тогда, если принять для примера R = G = В = 1 лм, то цветовое уравнение для равноэнергетической точки Е с учетом чувствительности глаза к монохроматическим излучениям будет

Различие коэффициентов делает неудобным проведение цветовых расчетов. В качестве стандарта МКО приняла цветовой график XYZ, имеющий вид равнобедренного прямоугольного треугольника (рис. 8.4). В вершинах этого треугольника располагаются источники некоторых фиктивных основных цветов X, Y и Z.

Линия спектральных цветов (локус) и линия пурпурных цветов лежат внутри треугольника. Таким образом, все поле реальных цветов также находится внутри него. Основные цвета X, Y и Z, расположенные вне зоны, ограниченной линией спектральных цветов, являются символическими цветами.

Цветовое уравнение для стандартного цветового графика

где х, у, 2 — цветовые коэффициенты, причем х + у + z = 1.

В цветовой системе XYZ цветовые коэффициенты для равноэнергетического белого цвета ? равны = у% = z% =1/3:

Равноэнергетический белый цвет Е находится в центре тяжести треугольника и является условным. Для любого цвета (например, цвета В на рис. 8.4) цветовой тон определяется пересечением прямой EF с локусом, а насыщенность цвета вычисляется по формуле

где у^ — координата на локусе, соответствующая точке цветового тона; ур — координата точки F; уЕ — координата белого цвета (Уе = 1/3).

Колориметрические системы/?, G, В иХ,У, Z взаимно связаны. Можно показать [6], что при R — G = В — 1 лм получается X — О, У = 1 лм, Z = 0. Таким образом, если величины/?, G, В выражены в светотехнических единицах, значение светового потока определяется только членом У.

Рассчитаем в качестве примера цветовой тон и насыщенность цветам, обозначенного на рис. 8.4. Пересечение прямой с локусом определяет значение цветового тона: XF = 580 нм (желтый цвет). Цветовые коэффициенты: xF = 0,450, yF = 0,425, zF = 1 — (х + у) = = 0,125. Координата цветового тона на локусе у^ = 0,474. При этом насыщенность цвета получается Р — 73 %.

8.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИГНАЛОВ

Источник: bstudy.net

Глава 2. Принципы передачи цветного изображения

Электромагнитные волны в диапазоне 380 … 770 нм воспринимаются глазом в виде светового излучения. Если направить пучок солнечного света через призму, то выходящий пучок будет содержать непрерывный спектр цветов от фиолетового до красного, при этом каждому цвету соответствует своя длина волны. Цвет имеет три субъективные характеристики: яркость, цветовой тон и насыщенность.

Яркость – характеристика зрительного ощущения, согласно которой источник излучения испускает больше или меньше света. Цветовой тон – это ощущение того или иного цвета. Цветовой тон рассматриваемого объекта связан со спектральным составом излучения. По цветовому тону объекта мы можем судить об окраске объекта – красный, голубой, жёлтый и т.п.

Поэтому цветовой тон удобно характеризовать длиной волны (λ) спектрального излучения. Насыщенность – степень разбавленности данного цвета белым цветом. Чем больше белого цвета, тем меньше насыщенность. Например, розовая и красная краски не отличаются цветовым тоном. Различие заключается только в насыщенности.

Наибольшей насыщенностью обладает монохроматический источник, излучающий свет одной длины волны. Эти три характеристики не имеют никаких величин, выраженных в цифрах. О светлости и насыщенности можно говорить словами «больше», «меньше», «одинаково». О цветовом тоне говорят: фиолетовый, жёлтый, голубой и т.п.

Электромагнитное колебание светового диапазона со строго определённой длиной волны, называемое монохроматическим колебанием, вызывает ощущение вполне определённого цвета. Например, для ощущения зелёного цвета длина волны монохроматического колебания должна быть равна λ = 555 нм. Однако реальные источники света излучают целое множество колебаний разной мощности и частоты.

2.2. Трёхмерное представление цвета.

Экспериментально установлено, что любой цвет может быть получен путём суммирования излучений красного FR, зелёного FG и синего FB цветов. Частоты FR , FG , FB называются частотами основных цветов. Три основных цвета – красный (R), зелёный (G) и синий (B) – являются взаимонезависимыми. Это означает, что смешением любых двух из этих цветов нельзя получить третий, тогда как любые другие цвета спектра (жёлтый, голубой, пурпурный, белый и т.п.) можно получить смешением в определённом соотношении двух или трёх основных цветов. Измерением цвета и определением составляющих любой цветной смеси занимается колориметрия. Эта наука позволяет количественно и качественно определить любой световой поток. Прибор, позволяющий количественно и качественно определить световой поток, называется колориметром. Колориметры бывают простыми и сложными, позволяющими получить либо только качественную оценку исследуемого потока, либо и количественную, и качественную. Опыты по сложению цветов удобно проводить с помощью равнобедренной призмы, имеющей белые матовые поверхности – грани А и Б (рис. 2.1) Рис.2.1. Исследование цветовых потоков с помощью колориметра. Представление любого цвета с помощью основных цветов производится в два этапа. Первый этап. Экран колориметра разделён на две половины. На левую грань призмы направляют излучение белого цвета, называемое опорным цветом. На правую грань направляют смесь, состоящую из эталонных излучений красного, зелёного и синего цветов – F0R , F0G , F0B. Мощности излучений основных цветов подбирают таким образом, чтобы цвета правой и левой половин экрана не различались. Это осуществляется ослаблением потока каждого из эталонных источников в определённое количество раз. Когда оба поля экрана не будут отличаться друг от друга по контрастности, измерения считаются законченными и производится запись показаний приборов, измеряющих величину световых потоков основных цветов. Во всех дальнейших исследованиях эти значения световых потоков принимают за единичные количества основных цветов, необходимых для получения белого цвета, идентичного опорному белому цвету. Второй этап. На левую грань призмы направляют излучение некоторого исследуемого цвета FЦ. На правую грань опять направляют смесь излучений основных цветов FR , FG , FB. Вновь мощности основных цветов подбирают так, чтобы цвета правой и левой половин экрана не различались по цвету и контрастности. Измеряют величины световых потоков источников основных цветов. Результаты опыта записывают в виде равенства FЦ = FR + FG + FB ……………………… (2.1). Эта запись следует из условия уравнивания цветов обеих половин экрана колориметра. Вычисляют отношения FR/ F0R = R, FG/ F0G = G, FB/ F0B = B …………… (2.2). Записывают выражение (2.1) в виде FЦ = R∙F0R+ G∙F0G + B∙F0B ……………….. (2.3). Выражение (2.3) называется цветовым уравнением. Безразмерные величиныR,G, иBназываются координатами цвета. Физический смысл координат цвета в том, что они показывают, какое количество основных цветов надо взять, чтобы при их смешении получить данный цвет. Таким образом, суммированием трёх основных цветов – R, G и B – можно создать цвета любого цветового тона, но не любой насыщенности. Свойства координат цвета:

  1. Соотношение координат цвета R : G : B не изменяется при изменении яркости излучения;
  2. Изменение яркости излучения в А раз приводит к изменению всех координат также в А раз;
  3. Изменение цветового тона изменяет соотношение между координатами цвета;
  4. Для опорного белого цвета все координаты цвета одинаковы;
  5. Для излучений основных цветов две координаты равны нулю, а третья отлична от нуля.
Еще по теме:  Не показывает телевизор в Ухте

Источник: studfile.net

Последовательная система цветного телевидения.

Последовательная система цветного телевидения основана на принципе разделения изображения передаваемого объекта на три изображения основных цветов и последовательной их передаче во времени.

Структурная схема показана на рис.1

1,9-вращающиеся диски со светофильтрами, 2 — передающая камера, 3,7 — устройства синхронизации, 4 — телевизионный передатчик, 5- линия связи, 6- телевизионный приемник, 8 –кинескоп.
По­следовательное разложение цвета на три составляющие R, G, B при передаче и смешение их в приемнике происходит синхронно вращающимися дисками Д1, Д2. Лучи света, отраженные от объек­та и прошедшие через светофильтр диска Д1, попадают на фото­катод передающей трубки 2 в виде трех последовательных монохромных потоков.

На выходе передающей трубки выделяются сиг­налы одноцветных изображений R, G, B, которые поочередно передаются по каналу связи. В приемном устройстве выделенные и усиленные сигналы подаются на черно-белый кинескоп, с экрана которого световые лучи через фильтры диска Д2 в такой же последовательности, как и при передаче, попадают в глаз наблюда­теля.

При определенной скорости вращения дисков за счет инер­ционности зрения происходит смешение трех одноцветных изображений в одно цветное. Синхронное вращение дисков Д1 и Д2 обеспечивается системой синхронизации. Наличие одной передающей трубки и одного кинескопа- достоинство системы. Распространения она не получила, так как не удовлетворяла условиям совместимости.

Принцип совместимости программы цвет­ного ТВ могут приниматься приемниками черно-белого телевидения как черно-белые: кроме того, цветные теле­визоры могут принимать не только программы цветного, но и про­граммы черно-белого телевидения. В этом случае на экране цвет­ного телевизора телезритель будет видеть лишь черно-белое изо­бражение.

Совместимость при построении вещательной системы ЦТ достигается не только соответствием ГОСТ на черно-белое телевидение основных параметров: частоты строк, способа раз­вертки, частоты полукадров, определяющих полосу частот сигна­ла, но и особой структурой полного цветного телевизионного сигнала. Невыполнение принципа совместимости в системе пооче­редного сложения цветов объясняется следующим.

Частота полей fп =50 Гц в черно-белой системе выбирается из условия устране­ния неприятных для глаза мельканий изображения. При тех же значениях частот строчной и кадровой разверток, что и в черно-бе­лом ТВ, передача каждого из основных цветов в пооче­редной системе происходит с периодом, в 3 раза большим 1/50 с, и частота цветовых мельканий оказывается в 3 раза ниже крити­ческой частоты мельканий. Для устранения цветовых мельканий приходится в 3 раза увеличивать частоты строчной и кадровой разверток при неизменном числе строк. Это приводит к расшире­нию в 3 раза спектра частот сигнала ЦТ по сравнению с черно-белой системой, и на обычные черно-белые приемники нельзя при­нимать программы ЦТ. Кроме того, наличие вращающегося диска перед экраном кинескопа ограни­чивает увеличение размера изо­бражения и делает систему очень громоздкой.

Одновременные системы ЦТ

Эти системы удовлетворяют принципу совместимости, в их основу положен метод одновременного смешения нескольких цветов. При одновременном проецировании на экран лучей света от R, G, B источников образуется фигура из 3-х перекрывающихся цветов.

Цветовые тона попарно перекрывающихся участков экрана определяются количеством смешиваемых цветов, например, большее количество красного по сравнению с зеленым позволяет получить оранжевый тон, меньшее-желтый. При определенных соотношениях 3-х основных цветов можно получить белый цвет.

В одновременных системах передача 3-х одноцветных изображений и смешение их в приемнике происходит по 3-м независимым каналам. Поэтому суммарная ширина спектра канала будет очень большой-18 МГц, (при ширине спектра каждого из цветовых сигналов 6 МГц). Если попытаться сократить полосу частот, тот система становится громоздкой. Для выполнения принципа совместимости нужно, чтобы цветной ТВ сигнал содержал информацию о цвете и яркости. Разрешающая способность глаза выше его цветовой разрешающей способности, то можно передавать сигналы цветности с ограниченной шириной полося-1,5 МГц, а сигнал яркости можно не передавать, а получить его на приеме сложением в определенной пропорции сигналов 3-х основных цветов: UR, UG, UB, выделяющихся на 3-х отдельных выходах 3-х трубочной телевизионной камеры. Яркостный сигнал можно представить уравнением:UУ=sUR+tUG+vUB

где s+t+v=1, а соотношение коэффициентов s:t:v=0,3:0,59:0,11

Сигнал яркости аналогичен видеосигналу черно-белого телевидения и занимает такую же полосу частот (от 0 до 6 МГц при стандарте разложения: z=625 строк, fп =50 Гц). Сигнал яркости используется при приеме программ ЦТ черно-белыми приемниками. Сигнал яркости может быть получен сложением в определенной пропорции напряжений сигналов трех основных цветов: красного, зеленого и синего, выделяющихся на трех отдельных выходах трехтрубочной цветной телевизионной камеры.

Сигнал яркости должен создавать черно-белое изображение с правильной передачей яркостей цветного изображения. Для этого воспроизводящая система должна иметь спектральную характеристику, аналогичную кривой видности глаза. Так как относительная чувствительность глаза к цветам R, G, B неодинакова, то доли напряжения UR, UG, UB, из которых составляется яркостный сигнал, должны быть разными.

2. Задание на СРС 2.1 Зарисовать и пояснить работу последовательной системы ЦТ 2.2 Дайте понятие принципу совместимости. 2.3 Почему при несоблюдении принципа совместимости зритель на экране будет видеть лишь черно-белое изображение? 3.Задание на СРСП. 3.1 Охарактеризуйте стандарт СЕКАМ-3б. 3.2 Охарактеризуйте одновременную системе ЦТ 3.3 Почему в одновременных системах ЦТ ширина спектра, занимаемая цветовым сигналом, составляет 18 МГц?
Еще по теме:  Объем коробки из под телевизора

4. Контрольные вопросы

Глоссарий

5.1 Система ЦТ 5.2 Система черно-белого ТВ 5.3 Синхронизация 5.4 Вращающиеся диски 5.5 Последовательная система 5.6 Принцип совместимости 5.7 Монохромные световые потоки 5.8 Цветовые мелькания

Лекция 13

СИСТЕМА ЦВЕТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ PAL и СЕКАМ.

В отличие от системы NTSC в системе СЕКАМ два цветоразностные сигнала пе­редаются через строку при частотной мо­дуляции поднесущей при непрерывной передаче сигнала яркости, что позволило избавиться в телевизоре от сложного по схеме синхронного детектора и практи­чески освободило систему СЕКАМ от фа­зовых искажений, присущих системе NTSC, а также сделало ее малочувстви­тельной к фазовым и амплитудно-частот­ным искажениям.

В системе CEKAM-III каждый из цветоразностных сигналов модулирует по частоте свою поднесу-

щую, а для улучшения совместимости и помехоустойчивости на частотный моду­лятор поступают сигналы D’R = — 1,9ER-Y; D’B = 1,5Ев-Y. В системе СЕКАМ-ШБ для улучшения качества цветного изображения и совместимости сигналы D’R и D’B, кроме того, подвер­гаются низкочастотным и высокочастот­ным предыскажениям, а также эти сиг­налы дополнительно модулируются по амплитуде. Структурная схема кодирующего уст­ройства СЕКАМ-ШБ изображена на рис. 9.17, а. Сигналы E’R, E’B, E’G с выходов гамма-корректоров поступают на коди­рующую матрицу, формирующую сигналы E’Y, D’R, D’B.

Сигналы D’R и D’B подаются на сум­маторы ∑, в которые замешивают сиг­налы опознавания цвета, поступающие с блока формирования сигнала цветовой синхронизации. Затем сигналы D’B и D’R (последний сигнал подается через фазоинвертор, в котором меняется его полярность) поступают на цепи низко­частотных предыскажений, в которых для улучшения помехоустойчивости сис­темы осуществляется подъем высокочас­тотных компонент сигналов D’B и D’R.

Сформированные таким образом сигна­лы поступают на электронный коммута­тор, который обеспечивает поочередную от строки к строке передачу сигналов D’B и D’R на фильтр низких частот (ФНЧ), где происходит ограничение спектра этих сигналов до 1,5 МГц. С выхода фильтра нижних частот сигналы поступают на частотный модулятор ЧМ. Причем каж­дый из цветоразностных сигналов моду­лирует свою поднесущую частоту fR или fB, эти поднесущие отличаются на 156 кГц. Они являются гармоника­ми строчной частоты: fB = 272fz = = 4250,0 кГц ± 2 кГц; fR = 282fz = 4406,25 кГц ±2 кГц.

Частотно-модуляционные сигналы че­рез коммутатор фазы поднесущих, в ко­тором для уменьшения заметности поме­хи от поднесущих на экранах коммути­руются фазы каждой из поднесущих на 180° через две строки, подается на блок высокочастотных предыскажений. В бло­ке высокочастотных предыскажений подавляются поднесущие для повышения помехоустойчивости и для ослабления их видимости на черно-белом изображении в случае малонасыщенных цветов.

Далее цветовой сигнал подвергается дополнительной амплитудной модуля­ции. Для этого с помощью полосового фильтра из яркостного сигнала Еу вы­деляются частотные компоненты, лежа­щие вблизи поднесущих частот, и детектируются амплитудным детектором. Об­разующиеся напряжения подаются на амплитудный модулятор. Дополнитель­ная амплитудная модуляция цветовых поднесущих уменьшает помехи, вызы­ваемые сигналом яркости в канале цветности телевизора. В каскаде гаше­ния осуществляется запирание сигналов цветности во время прохождения син­хронизирующих импульсов, чтобы эти сигналы не создавали помех синхрони­зации развертывающих устройств теле­визора.

Яркостный сигнал смешивается с сиг­налами цветности в сумматоре. До это­го в него вводится сигнал синхрониза­ции приемников и яркостный сигнал задерживается для обеспечения времен­ного соответствия между сигналами яр­кости и цветности. Паразитная задерж­ка сигналов цветности относительно яркостного образуется в ФНЧ и других узкополосных узлах кодирующего уст­ройства.

В декодирующем устройстве цветного телевизора осуществляются обратные преобразования цветовых сигналов. Уп­рощенная структурная схема декодирую­щего устройства системы СЕКАМ-ШБ изображена на рис. 9.17, в. Сигнал с ви­деодетектора поступает на полосовой усилитель.

В полосовом усилителе час­тотно-модулированные сигналы цветнос­ти отделяются от яркостного сигнала и корректируются частотные предыскаже­ния цветовых поднесущих. Частотная характеристика корректирующего кас­када обратна частотной характеристике предыскажающего каскада и имеет форму колокола. После усиления выделен­ного сигнала сигнал цветности посту­пает на электронный коммутатор и на вход линии задержки, время задерж­ки которой равно длительности переда­чи одной строки изображения (64 мкс). Электронный коммутатор и линия за­держки необходимы для одновремен­ного получения сигналов ER-Y и EB-Y. Таким образом, на втором выходе электронного коммутатора всегда име­ется сигнал ЕR-Y, на первом выходе электронного коммутатора — сигнал EB-Y.

С выхода электронного коммутато­ра частотно-модулированные цветовые сигналы ER-Y и Ев-у поступают на частотные детекторы, которые детек­тируют эти сигналы. Наклоны ампли­тудных характеристик частотных детек­торов в каналах B—Y и R—Y имеют противоположные знаки.

Это значит, что при уменьшении частоты сигналов на входах детекторов на выходе В—Y образуется отрицательное напряжение, а на выходе частотного детектора кана­ла R—Y — положительное напряжение. С выходов видеоусилителей цветоразностные сигналы ER-Y и EB-Y поступают на матрицу, которая формирует сигнал ЕG-Y.

Таким образом, на вы­ходе декодирующего устройства имеют­ся три цветоразностных сигнала. Рабо­той электронного коммутатора управля­ют импульсы, вырабатываемые в генера­торе коммутирующих импульсов. Уста­новление нужной фазы коммутирую­щего сигнала обеспечивает схема опоз­навания цвета. Если положение пере­ключателей не соответствует приходя­щим цветовым сигналам, схема опозна­вания цвета изменяет фазу коммутирую­щих импульсов. Эта же схема осуществ­ляет запирание каналов цветности при пе­редаче черно-белых изображений.

В приемнике системы СЕКАМ допол­нительными важными элементами явля­ются линия задержки на время одной строки и электронный коммутатор. Это обусловлено тем, что для получения третьего сигнала ЕG-Y необходимо одно­временно иметь, кроме яркостного, оба цветоразностных сигнала ER-Y и EB-Y-в качестве устройства задерживающего сигнал используются специальные ультра­звуковые ЛЗ, так как известные индуктивно-емкостные ЛЗ могут обеспечивать задержку широкополосного сигнала на время, не превышающее нескольких микросекунд.

Ультразвуковые линии за­держки выполняются кварцевыми, стек­лянными или стальными. Принцип рабо­ты заключается в преобразовании элект­рических сигналов в ультразвуковые ко­лебания. Скорость поперечной ультра­звуковой волны 3,23 км/с. Следователь­но, общая задержка сигнала составляет 310 нс/мм. Для задержки сигнала на 64 мкс необходимо иметь длину вол­новода 206 мм.

Волновод представля­ет собой брус, на концах которого при­клеены пьезоэлектрические преобразова­тели. Волновод с преобразователями обычно заделывается в пластмассовое покрытие, внешние размеры такого бло­ка 19,0X19,0X220 мм. В настоящее время волновод выполняется в виде металлической ленты, свернутой в спи­раль и заключенной в пластмассовую коробку с выводами.

Источник: cyberpedia.su

Оцените статью
Добавить комментарий