Чтобы начать разговор о том, как измерять цветопередачу, нужно сперва познакомиться с цветовым пространством CIE 1931. Хроматическая диаграмма CIE 1931 состоит из всех цветов, которые может увидеть человеческий глаз.
Процесс оцифровки подразумевал сложные вычисления, отражающие зависимость между чувствительностью рецепторов глаза к световым волнам разной длины, и преобразование результатов в систему координат. Мы не будем углубляться в детали. Достаточно лишь знать, что такая оцифровка позволяет получить диаграмму со всеми видимыми цветовыми оттенками, как на той, что представлена выше. В настоящее время при описании способности своих продуктов к передаче цвета производители часто используют системы, производные от этой хроматической диаграммы. Ниже описаны самые популярные из таких систем.
sRGB
Цветовое пространство sRGB было принято в качестве стандарта измерения цветопередачи компаниями Microsoft, HP и другими в 1996 году. Оно использовалось для мониторов с электронно-лучевой трубкой, принтеров и интернета того времени. Сейчас sRGB продолжает оставаться наиболее популярным стандартом для любого контента. Именно это цветовое пространство используется по умолчанию в операционной системе Windows, а также большинством веб-сайтов.
![]() |
Несоответствие внедренного профиля. Adobe RGB vs sRGB — выбор цветового пространства.
Если цветовое пространство sRGB отобразить на хроматической диаграмме CIE 1931, то мы получим представленную выше картинку: в него входят все оттенки, заключенные внутри треугольника.
NTSC
Цветовой стандарт NTSC был разработан американским Национальным комитетом по телевизионным системам в 1953 году. Он основывается на возможностях ЭЛТ-телевизоров и обладает широким цветовым охватом благодаря свойствам использовавшихся в них люминофоров. Фактически, цветовой охват нынешних телевизоров ненамного больше, чем описывается стандартом NTSC.
Однако старые ЭЛТ-модели были чрезвычайно нестабильными и неточными в точки зрения цветопередачи, поэтому в 1976 году Европейский радиовещательный союз внес некоторые изменения. Новая версия стандарта, получившая название 72%NTSC, ориентируется на более совершенную технологию производства телевизоров и, как подразумевает название, охватывает 72% оттенков оригинального цветового пространства NTSC, принятого в 1953 году. С самого момента своего создания стандарт 72%NTSC стал базовым для цветных телевизоров.
![]() |
CMYK
CMYK – это модель, разработанная для цветной печати. Ее название происходит от четырех базовых красок, используемых в печатном деле: Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый), blacK (черный). CMYK – субтрактивная модель получения цвета, в отличие от аддитивных, примером которых является модель RGB. Это значит, что чернила поглощают весь свет кроме той части, которая представляет их собственный цвет. Мониторы, наоборот, производят лучи света и сочетают их, создавая разные цвета. Для всех, кто хочет распечатать свои файлы, рекомендуется перевести браузер или дизайнерское приложение в режим CMYK вместо sRGB, чтобы увидеть на экране то, что впоследствии получится при печати.
![]() |
sRGB VS Adobe RGB (в чем разница)
Возьмем к примеру модель CMYK SWOP. Обратите внимание, что цветовые пространства CMYK SWOP и sRGB не совпадают, поэтому распечатанный материал может отличаться от того, что пользователь видел на экране своего устройства в режиме sRGB.
Adobe RGB
Модель Adobe RGB была представлена компанией Adobe для того, чтобы увеличить цветовой охват по сравнению со стандартом sRGB и обеспечить лучшее соответствие цветовому пространству CMYK. Она охватывает 52,1% пространства CIE 1931.
Многие профессионалы работают в режиме Adobe RGB, чтобы использовать преимущества расширенного цветового охвата, однако, как мы уже упоминали выше, стандарт sRGB все равно остается наиболее популярным для большинства цифровых устройств и приложений. Для успешной обработки материалов в режиме Adobe RGB потребуется его поддержка программным обеспечением (это проблемы не представляет) и монитором (такие модели, как правило, дороже обычных). И если вы работаете над фотографией, которую хотите загрузить в интернет, то будет нужно, чтобы стандарт Adobe RGB поддерживал как веб-сайт, так и браузер и монитор пользователя, который это изображение будет просматривать. В целом, лучше всего Adobe RGB проявляет себя при печати, поскольку хорошо преобразуется в стандарт CMYK. Фотографы часто делают снимки в режиме Adobe RGB, чтобы при печати те имели более сочные цвета, чем при использовании режима sRGB.
![]() |
DCI-P3
Digital Cinema Initiatives (DCI) – это ассоциация кинопроизводственных компаний, включающая таких гигантов как Warner Bros, Metro-Goldwyn-Mayer, Twentieth Century Fox Film, Universal Studios и SONY Pictures Entertainment. Представленный ей стандарт DCI-P3 обладает цветовым охватом, используемым в кинематографе, и охватывает 45,5% оттенков цветового пространства CIE 1931. По мере того, как люди стали смотреть фильмы на разных устройствах, например смартфонах, планшетах и компьютерах, а не ходить в кинотеатры, стандарт DCI-P3 начал внедряться в эти устройства для достижения более точной цветопередачи по сравнению со стандартом sRGB. Многие продукты от Apple, Sony, Samsung и Google передают цвет гораздо лучше, чем их предшественники именно благодаря использованию DCI-P3. В ближайшем будущем этот стандарт будет заменять sRGB в качестве нового эталона для цифровых устройств, веб-сайтов и приложений.
![]() |
![]() |
Мониторы с широким цветовым охватом
Мониторы MSI могут похвастать отличной цветопередачей. Цветовой охват моделей MPG27C, MPG27CQ, MAG241C, MAG271C, MAG241CR, MAG271CR, MAG271CQR и MAG321CQR составляет 110% sRGB, 100% NTSC и 90% DCI-P3, поэтому они способны отображать очень насыщенные цвета. По мере того, как все больше игр поддерживают цветовое пространство DCI-P3, геймеры смогут полностью оценить всю красоту виртуальных миров. Поддержка цветового пространства DCI-P3 также пригодится для реалистичной цветопередачи при просмотре кинофильмов, а дизайнеры получают в лице этих мониторов отличные инструменты для создания великолепных графических работ. Подробную информацию вы можете узнать на соответствующих продуктовых страницах официального веб-сайта MSI.
Источник: ru.msi.com
Что такое цветовое пространство? Стандарт DCI-P3 и его предшественники
В новейших телевизорах, смартфонах и планшетах с флагманскими параметрами технических характеристик появилось цветовое пространство DCI-P3. А ниже рассказывается о том, что это за схема, зачем она разрабатывалась, какие стандарты были ее предшественниками.
Что такое цветовое пространство
Все сопровождающие разработку техники явления должны описываться конкретно определяющими их параметры моделями.
Упомянутое правило касается и цветов: для формирования изображения с высочайшим уровнем качества нужны соответствующие критерии.
Это значит, что любой имеющийся тон необходимо представлять как строку координат. Модель, определяющая их систему, и зовется цветовым пространством.
Единственным средством, которое может подтвердить качество транслируемой на дисплей картинки, являются глаза человека. Поэтому в эталонном образце пространства оттенков необходимо описать весь воспринимаемый ими спектр, пользуясь моделью CIE XYZ.
Однако любой связанный с показом цветов гаджет обладает ограничениями, которые накладываются особенностями конструкционного исполнения и работы, из-за чего упомянутая модель неприемлема и требует выбирать упрощенные варианты.
Кроме того, возникает проблема совместимости: один оттенок способен показываться на различных аппаратах совершенно по-разному.
По причине этого нюанса, к примеру, распечатанное на принтере изображение будет мало напоминать отображаемый на экране оригинал.
Чтобы предотвратить такие трудности, специалисты разработали соответствующие варианты стандартов.
sRGB и Adobe RGB
Сегодня распространенным стандартом для цифровой техники, который позволяет унифицировать ее передачу цветов, является стандарт sRGB, принятый компаниями Microsoft, HP, и остальными производителями компьютерной техники в 1996 году.
Он применялся для всемирной сети, мониторов с ЭЛТ и принтером той эпохи, оставаясь ныне самым ходовым стандартом для различного контента.
Именно он используется сейчас Windows, сайтами, телевизорами, мониторами компьютеров, а также дисплеями другой потребительской электроники.
Благодаря ему при переносе графики между аппаратами не возникают отличия.
Если сравнить sRGB и CIE XYZ между собой, то окажется, что первый стандарт может передавать до 35 процентов цветовой палитры, доступной для анализа глазами человека.
Для выполнения многих графических задач этого вполне хватит, но для профессионального редактирования фотографий не подойдет.
Поэтому в 1998 году компания Adobe усовершенствовала цветовое пространство, которое охватило примерно 52,1% тонов CIE XYZ и потеряло букву «s» в своем названии.
Но чтобы пользователь безошибочно обрабатывал графический контент в режиме Adobe RGB, такая схема должна поддерживаться редактором и монитором.
И если фотографию планируется залить на сайт в интернете, то необходимо учесть, что стандарт RGB от создателей Photoshop гарантированно должен поддерживаться как веб-ресурсом, так и компьютером человека, который захочет посмотреть картинку.
Поэтому схема не рискует стать универсальной, а применяется для решения определенных задач.
DCI-P3
Стандарт RGB от корпорации Adobe сдвигается по направления коротковолновой области спектра, но для человеческих глаз являются критически важными теплые тона картинки.
Поэтому ассоциация кинокомпаний Digital Cinema Initiatives разработала свое пространство цветов, где равняющийся 45,5% CIE XYZ охват смещается в красный участок спектра.
Изготовители электронных гаджетов благосклонно приняли новинку.
По мере того, как люди все чаще просматривали фильмы на планшетах, компьютерах, телевизорах и ноутбуках, применяемый в кинематографе цветовой охват стандарта DCI-P3 начал внедряться в перечисленные аппараты для максимально точной передачи оттенков на изображении.
Первой, кто запустил процесс ее внедрения, стала корпорация Apple. Поэтому новый стандарт возник сначала на Macbook, iPad и iPhone, получив название Wide Color во избежание нарушения авторских прав.
А разница между DCI-P3 и Adobe RGB показывалась посредством специальной картинки: на старых устройствах оно принимало облик красного квадрата, но на поддерживающей DCI-P3 технике можно было рассмотреть логотип разработавшей его группы программистов из WebKit Apple.
Заключение
Наличие цветового пространства по стандарту DCI-P3 в телевизорах и смартфонах с флагманскими параметрами заказали изготовители ПО для камер, чтобы можно было обрабатывать фотографии точнее, чем при использовании sRGB.
Людям, стремящимся просто нажать спускающую затвор кнопку для получения снимка, этот профиль не понадобится.
Тем более, что средств отображения графики, создающихся в полном соответствии с условиями нового стандарта, пока набралось немного.
А те, кто профессионально работают с графическим контентом для рекламы, видеоигр и остальных целей, смогут полноценно исследовать плюсы максимально точного показа цветов.
Однако им стоит помнить, что охват всего промежутка DCI-P3 пока поддерживается далеко не каждым устройством.
Источник: iptv-russia.org
DCI-P3 – что это такое и почему ему нужно соответствовать на 100%?
Видеофилы, как и аудиофилы, люди исключительно привередливые, правда, им живется намного легче – продемонстрировать своим друзьям и близким, почему они тратят такие большие деньги на правильные проекторы и телевизоры, гораздо проще. Однако и они могут оказаться в тупике, если им придется объяснять сложные технические особенности предмета своей гордости простым языком. Постараемся сделать это за них, и в качестве примера поговорим о цветовых пространствах.
Производители видеотехники обычно указывают в процентах соответствие цветового охвата своего устройства тому или иному пространству – Rec 709, Rec 2020, sRGB, DCI-P3 и так далее. Обычному человеку, далекому от кино- и видеосъемок, данные аббревиатуры и числа абсолютно ни о чем не говорят, тем не менее, они важны для понимания того, насколько корректно тот или иной проектор или телевизор воспроизводит цветовую палитру.
Что такое цветовое пространство?
Цветовое пространство – это диапазон цветов в видимом человеком спектре, который может воспроизвести то или иное устройство – проектор, дисплей, телевизор. Его можно представить как палитру, из которой создатель изображения или кинокартины может выбирать нужные ему цвета. Разумеется, чем богаче такая палитра, тем более насыщенные изображения можно создавать.
Поскольку на данный момент любые дисплеи или проекторы неспособны передавать все цвета, которые различает человеческий глаз, крайне важно, чтобы цветовой охват устройства закрывал как можно большую часть видимого спектра. Палитру цветов обычно изображают в виде треугольника, расположенного внутри разноцветной фигуры, напоминающей собой подкову. Это упрощенное графическое представление цветового охвата устройства по отношению к целевому цветовому пространству и к полному видимому человеком спектру (CIE 1931).
Существует множество стандартов цветовых пространств, используемых для разных задач. От одного перечисления голова может пойти кругом, и разобраться неподготовленному человеку в них непросто. Поэтому в нашей статье мы уделим внимание одному из них – DCI-P3, потому что корректная работа проектора с данным цветовым пространством очень важна для создания дома аналога настоящего кинотеатра.
DCI-P3
Итак, спецификации цветового пространства DCI-P3 были утверждены в 2005 году организацией Digital Cinema Initiative (DCI), объединяющей все ведущие голливудские студии. При разработке данного пространства основной задачей было получение единого для всей киноиндустрии стандарта цветопередачи для цифровых производственных цепочек, проекционных систем, носителей и так далее.
Идея состоит в том, чтобы вся экосистема кинопроизводства и кинопроката работала в одном цветовом пространстве – от съемок и постпродакшна до тиражирования цифровых и физических копий для кинотеатров и домашнего просмотра. И чтобы любой зритель в кино или у экрана телевизора мог видеть именно ту цветовую гамму, на которую ориентировался режиссер. Кроме того, такой подход обеспечивает полное совпадение цветовой палитры, считываемой проигрывателем с оптических или жёстких дисков, с той, что воспроизводит проектор. Следующий важный момент – при утверждении спецификаций DCI-P3 специалисты ориентировались на цветопередачу аналоговой кинопленки, с тем чтобы при оцифровке всех классических фильмов они воспроизводились на новом цифровом оборудовании максимально близко к оригиналу.
Цветовое пространство DCI-P3 закрывает 53,5% всей видимой человеком цветовой палитры, и в нём сегодня производится подавляющая часть контента в разрешении 4K и в форматах расширенного динамического диапазона HDR, записанного на дисках Ultra HD Blu-ray и транслируемого стриминговыми видеосервисами. И для того, чтобы ваш проектор или дисплей безупречно отрабатывал такой контент, необходимо соблюдение им на 100% спецификаций DCI-P3 – точки белого в 6300К (данная точка была выбрана из-за особенностей цветопередачи ксеноновых кинотеатральных проекторов в условиях полного затемнения), референсные значения первичных красного, зеленого и синего цветов, и, разумеется, все остальные цвета, формируемые на основе первичных.
Как эта информация поможет при выборе проектора?
Если вы хотите получить дома картинку, максимально приближенную к кинотеатральной, то выбирать нужно тот проектор, который разрабатывался специально для воспроизведения кинофильмов, созданных в стандартном для кино цветовом пространстве. Например такой, как BenQ W5700S, в котором применена фирменная технология CinematicColor, гарантирующая 100% покрытие цветового пространства DCI-P3.
Этот проектор построен на технологии DLP, и важной его частью является шестисегментное цветовое колесо RGBRGB. В нём идеальный баланс и цветопередача достигаются благодаря высокой точности и строжайшему контролю качества при изготовлении, поскольку даже незначительные различия на наноуровне влекут за собой отклонения в части цветового спектра. Высочайшая точность обеспечивается за счет прецизионных наноэталонов, с помощью которых осуществляется проверка более 20 комбинаций угла для задания цвета и покрытия цветового колеса. На каждое цветовое колесо осторожно наносится покрытие особо чистого цвета в точном соответствии с требованиями голливудского стандарта цветопередачи.
Следующая важная составляющая технологии CinematicColor – оптико-механическая система BenQ. Она включает набор тщательно отполированных линз, которые гарантирует попадание всего объема света, исходящего от источника, на DMD-чип и проекционный объектив.
Не менее важно и то, что каждый проектор BenQ с технологией CinematicColor походит заводскую калибровку с помощью специальных инструментов и программного обеспечения. Это необходимо для правильной настройки относительно заданной цветовой температуры источника света, осуществления гамма-коррекции, а также настроек уровней чёрного и белого, баланса «по серому», согласования цветов RGBCMY, оттенков, насыщенности, яркости. Протокол о результатах настройки и калибровки каждого проектора BenQ W5700S включается в комплект поставки. То есть покупатель может быть полностью уверен в том, что его проектор воспроизводит цвета именно так, как это было задумано в Голливуде.
Итог
В видеотехнике не бывает мелочей, а сложные и, на первый взгляд, непонятные термины скрывают за собой заботу производителя о том, чтобы зритель получал максимум удовольствия от просмотра. Правильные домашние развлечения требуют правильного оборудования, и чем лучше вы будете разбираться в тонкостях терминологии и технологий, тем легче будет сделать выбор.
Полезные советы по построению и оборудованию домашнего кинозала собраны здесь.
Источник: www.hi-fi.ru