По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.
Какой же вред здоровью наносит компьютер человеку, просиживающему днями и ночами за монитором?
Нарушения зрения, вызванные длительной работой за компьютером
Как уже упоминалось выше, длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение. В последнее время появилось несколько новых терминов определяющих заболевания глаз, вызванные долгой работой на компьютером. Дисплейная болезнь (астенопия: от греч. Asten-усталость + ops-зрение), характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела. При хроническом перенапряжении ресничного тела оно теряет способность сокращаться а, следовательно, теряется способность глаз к аккомодации (восприятие объектов на различных расстояниях).
Телевизор: Вред или Польза ?
Синдром сухого глаза – собирательное название заболевания вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью. В норме человек осуществляет более 20 моргательных движений в секунду. В результате этого передняя поверхность глаза постоянно увлажняется и очищается слезной жидкостью.
Во время работы за компьютером частота моргания уменьшается по меньшей мере в три раза. При этом поверхность роговицы «высыхает». Синдром сухого глаза развивается спустя некоторое время работы за компьютером и проявляется жжением в глазах, покраснением конъюнктивы, появлением сосудистой сетки на боковых поверхностях глаз. Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома.
Заболевания прямой кишки
Среди заболеваний прямой кишки геморрой является самым распространенным. Высокая заболеваемость этим типом болезни среди лиц, проводящих много времени за компьютером объясняется отнюдь не вредным влиянием последнего на организм человека, а тем, что оператор компьютера долгое время занимает сидячее положение. Геморрой представляет собой расширение вен нижнего отдела прямой кишки. Основной причиной такого расширения является застой крови в этих венах при малоподвижном образе жизни.
Заболевания кистей рук
Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы.
Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья.
Вред от просмотра телевизора. Телевизионная зависимость.
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально). У взрослых людей может возникнуть образование грыжи межпозвоночного диска, что приводит к сдавливанию нервных корешков и возникновению радикулита.
Основной причиной развития заболеваний позвоночного столба является неправильная позиция на рабочем месте. Как правило, работающий человек приспосабливается и через некоторое время перестает чувствовать то, что сидит неправильно, при этом болезнь продолжает прогрессировать.
Заболевания нервной системы
Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Известно несколько типов головных болей, которые могут быть спровоцированы работой за компьютером. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение, важное значение имеет и постоянное напряжение черепных мышц и мышц лица.
Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. При возникновении этих симптомов нужно обратиться за советом к врачу и временно прервать работу за компьютером. Помимо описанных выше заболеваний длительное пребывание за компьютером может быть причиной возникновения гастритов, язвы желудка, простатита.
Источник: intan.ru
Как убивает телевизор
Думаете, такого не бывает? Бывает. А бывает и так, что мы просто не замечаем в себе элементов такой телевизионной зависимости. Как же наладить отношения с этим техническим достижением? Психолог Людмила Ермакова поделилась своим опытом и как мама, и как специалист.
Невзрослеющие дети
Для многих телевизионные программы стали привычным фоном всей жизни. Вроде бы дела делаем, а телевизор что-то там бормочет. И при этом мы говорим: «совершенно нечего смотреть, показывают всякую дрянь, одна реклама целый день». Мы абсолютно уверены, что контролируем свои отношения с «голубым экраном», и считаем, что он никак не влияет на нашу жизнь.
А уж тем более на жизнь наших детей, которые еще слишком малы, чтобы понимать, о чем идет речь. «Это ошибочное мнение, – уверена психолог Людмила Ермакова. – Мы просто не всегда можем просчитать, какой вред может нанести такой фоновый режим». Ребенок как будто бы не обращает внимания на телевизор, но многие родители замечают, что во время рекламного блока он бросает все свои игры и поворачивается в сторону телевизора, а иногда даже подходит вплотную и начинает там что-то внимательно рассматривать. «Реклама выстраивается по своим особым законам так, чтобы привлекать внимание и что-то внушать человеку. Она яркая, сделана в игровой форме – это близко ребенку, – поясняет специалист. – И при этом в ней встречается материал, который несет определенный заряд, разрушающий защитные механизмы психики. Он может быть разным – агрессивным, тревожным… И этот заряд проникает в душу, и незаметно для нас может нанести большие разрушения, тем более, если это детская, еще не окрепшая душа».
В то время, когда ребенок должен активно изучать мир, когда он должен самостоятельно познавать окружающую его действительность, учиться воспринимать и сопоставлять, он получает картинки, по определенному сценарию сменяющие друг друга. Ребенок начинает привыкать к «клиповому» типу мышления. А чтобы этого не происходило, желательно, чтобы до 3-х лет ребенок вообще не сталкивался с говорящим и показывающим ящиком даже случайно.
tv_03_normal |
«Как же так? – удивятся многие родители. – А как же развивающие программы?» Западные специалисты в течение 25 лет собирали материал, чтобы дать ответ на этот вопрос. И их выводы неутешительны: дети, которые начинает смотреть даже так называемые развивающие программы раньше года, чаще, чем лишенные такого обучения малыши, испытывают трудности с развитием речи. Эти экспериментально подтвержденные данные легко объяснимы. Сажая ребенка перед телевизором, мы приучаем его к пассивному образу жизни. «Ведь ребеночек очень активен, он активно осваивает нашу реальность, нашу жизнь, и блокировать эту его деятельность включением телевизора – это просто преступление, – уверена Людмила Ермакова. – Одно дело – иметь перед глазами какой-то визуальный ряд и пассивно воспринимать информацию, и совсем другое – постоянно что-то делать самому. Посмотрите, маленькие дети могут до бесконечности открывать-закрывать дверцу шкафа, могут долго-долго стучать по столу ложкой или какой-нибудь игрушкой. Это их метод исследования, в них развит ориентировочный рефлекс – «что такое?». А мы что делаем? С помощью телевизора этот рефлекс тормозим».
Вот так, неразумно вмешиваясь, взрослые создают проблемы, которые еще проявят себя в будущем. «Потом мы удивляемся, почему выросшее чадо не может никуда «встроиться». Не может найти себе подходящий вид дальнейшего образования, не может вообще как-то самоопределиться с работой, не делает попытки попробовать какую-то деятельность, – продолжает Людмила Ермакова. – Но, если ребенок правильно развивается, то он, как включился в активную деятельность в детстве, так по инерции на большой скорости благополучно «проскакивает» подростковый возраст и входит во взрослую жизнь. А выросшие у телевизора дети не имеют активной жизненной позиции, потому что мы сами приучаем их к пассивности».
Законы дисгармонии
tv_05_normal |
Одного взгляда на программу главных телевизионных каналов достаточно, чтобы понять, современное ТВ не предлагает детям практически ничего. Утром в линейку взрослых программ с трудом вклиниваются мультфильмы, ну, и вечером, как и в нашем с вами детстве, можно посмотреть самую известную детскую передачу «Спокойной ночи, малыши!» Но за 45 лет своего существования и она существенно изменилась. В ней теперь редко можно увидеть те мультфильмы, на которых выросли несколько поколений наших соотечественников. Для современных детей – «современные» мультфильмы. Правда, психологи не всегда одобрительно относятся к таким новинкам. Вообще, рынок современной мультипликации, по крайней мере, той, которая активно распространяется, оставляет желать лучшего. «Если раньше в мультфильмах были живые нормальные образы, то сейчас обязательно какие-то монстры», – вздыхает Людмила Ермакова. Для людей верующих и знающих о существовании рядом с нами духовного мира, такие герои кажутся совсем уж недопустимыми. «Видя искаженные образы, видя каких-то одноглазых фиолетово-треугольных сущностей, дети начинают к ним привыкать и даже ими интересоваться. И темный духовный мир становится для них родным, знакомым и любимым», – поясняет психолог. А дальше – больше: начинается с малого, а потом кажутся нормальными фильмы ужасов, триллеры и кровопролития на экране, и все это с телеэкрана постепенно приходит и в жизнь.
«Да, в старых мультфильмах тоже были чудовища, вот, взять хотя бы «Аленький цветочек», – сравнивает старые и новые анимационные фильмы специалист. – Но там это чудище не главный действующий герой, его показывают всего в нескольких кадрах, и там оно вызывает адекватную реакцию – страх, когда это существо в таком виде, и радость, когда оно превращается в прекрасного принца. А сегодняшние мультипликационные чудовища вызывают иные чувства – они не пугают, но притупляют естественное неприятие безобразного, и дети перестают дистанцироваться от монстров и уродливых существ». Идея Достоевского о спасении мира красотой становится трудноосуществимой, потому что с самого раннего возраста дети привыкают к тем образцам, которые видят на экране, и именно они закладывают основу их представлений о красоте.
Кроме того, оформление мультипликационного фильма влияет не только на развитие у ребенка вкуса, но и на его внутреннее состояние. Вспомните знаменитый тест Люшера, когда человеку предлагают определенный набор цветов, и он выбирает те, которые соответствуют его настроению. «Если по этому набору можно проводить довольно точную диагностику, – рассказывает Людмила Ермакова, – то, соответственно, задавая человеку определенную цветовую гамму, можно ввести его в определенное состояние, например, уныния, апатии, агрессии, саморазрушения…» Слишком быстрая, резкая смена кадров – это, по мнению психолога, тоже не очень хорошо, так как она может нарушать течение естественных ритмов функциональных структур формирующегося мозга и всего организма.
Но вряд ли мультипликаторы прошлых лет, выполняя свою работу, руководствовались данными каких-то исследований и анализов, специально подбирали цветовую гамму и ритм, которые не навредят. Почему же у них получались добрые и полезные мультфильмы, а современные аниматоры далеко не всегда справляются со своими задачами?
«Есть определенные законы гармонии, – рассуждает Людмила Ермакова, – и люди, которые делали эти фильмы, были профессиональными художниками. Все эти законы гармонии они знали, они их изучали и воспроизводили в своем творчестве. А сейчас очень многое направлено на дисгармонию, на дисбаланс». Задача родителей – постараться оградить своего ребенка от таких разрушающих его хрупкую психику «произведений» современной культуры.
Лимит
Как ограждать? Некоторые родители вообще не имеют дома «телеящика», некоторые пытаются вывести его из строя. Но при этом мамы и папы забывают, что, если уж ребенок чего-то захотел, то он обязательного этого добьется. Людмила Ермакова рассказывает историю из собственного воспитательного опыта: «Я в свое время пыталась даже ломать телевизор.
Представляла так: открою, лампу какую-нибудь вытащу, и все – работать не будет. Развинтила, открыла, а там панель с микросхемами, что вынимать – не понятно. Обнаружила там и проводочки, соединяющие разные блоки, вынула один и спрятала. И была очень довольна где-то в течение месяца, а потом, как-то, придя домой, заметила, что телевизор как будто бы работал.
Я была в ужасе – он не должен, в нем нет детали! Развинтила и увидела, что мои дети, взяв какие-то кондовые толстые провода и вместо клемм оснастив их обрезками ластика, починили телевизор. Я тогда пережила шок, поскольку представила, какое там напряжение и как это было опасно. После этого попыток таким образом побороть телевизор больше не было».
Чтобы у ребенка не возникал эффект «запретного плода» вид погасшего экрана, пусть периодически этот экран работает. Но, если учитывать количество и уровень детских программ на ведущих каналах, включать его стоит не для просмотра телепрограмм, а для просмотра дисков из домашней видеотеки – тщательно подобранных мультфильмов, фильмов и образовательных передач. Это во-первых.
Во-вторых, есть несколько телеканалов, которые рассчитаны на детскую аудиторию. Правда, сегодня их передачи можно увидеть только через услуги операторов кабельного телевидения, или же в Интернете – телеканал «Бибигон», часть программ которого включена в сетку вещания некоторых государственных каналов, и детский семейный образовательный телеканал «Радость моя».
Но даже хорошее телевидение не должно быть «безлимитным». Конечно, нужно, чтобы качественные, позитивные программы шли в течение всего дня, ведь одни дети учатся в первую смену, другие – во вторую, а бывают ситуации, когда ребенку даже необходимо весь день смотреть телевизор.
«Если ребенок болеет, или кто-то близкий умер, или какие-то тяжелые переживания были, вот тут телевизор может сыграть отвлекающую роль, – говорит Людмила Ермакова. – То есть, как лекарство. Но прием лекарства всегда контролирует врач, и здесь необходим контроль.
Одному в какой-то ситуации, может, и надо весь день лежать и смотреть, чтобы не плакать и не говорить, какой я весь несчастный, а другому – не больше 15 минут в день». Если же ребенок здоров и ничего экстраординарного не произошло, то после того, как он посмотрел любимую программу, не надо позволять ему дальше сидеть перед экраном, разинув рот: «все, хватит, иди заниматься другими делами».
Телевидение быстро затягивает, стоит чуть-чуть расслабиться, и все, что бы ни показывали, кажется важным, полезным, интересным. Легче всего выключить телевизор, если ваш ребенок смотрел программу, в которой учат что-то делать самому – рисовать, мастерить какие-то поделки. У родителей на полке может стоять «ящичек специального назначения», в котором хранится все то, что обычно используют ведущие – бумага, картон, карандаши, ножницы, краски, кисти, клей и так далее. Вместе с телевизионными мастерами ребенок начинает выполнять работу, конечно, он отстает от ведущих, но зато, когда программа подошла к концу, он уже вовлечен в активную деятельность, которой и продолжает заниматься, не обращая внимания на выключенный экран.
В-третьих, надо постараться сделать так, чтобы у ребенка не было такого времени, которое ему надо «как-то убить». Отец Алексий (иеромонах Петр) Василенко, настоятель Свято-Алексиевской пустыни, где сегодня проживает и учится уже около 170 детей, говорит, что если у ребенка вдруг высвобождается полчаса, то именно в эти полчаса может влезть какая-нибудь дурь.
Своим воспитанникам фильмы из видеотеки он позволяет смотреть лишь раз в неделю, замечая, что даже если сажать их перед экраном всего лишь на 15 минут несколько раз в неделю, ребята начинают расслабляться. Есть ведь немало других занятий, поощряя и развивая интерес к которым, можно «вырастить активную личность, которая всегда будет при деле, – рекомендует Людмила Ермакова. — Когда человек умеет и одно делать, и другое, и третье, переключаться с деятельности на деятельность – это очень хорошо.
Говорят: «ребенок вырастет трудоголиком». Нет, чаще всего трудоголиками становятся люди, которые как раз немногое и умеют, а находят одну деятельность, за которую можно зацепиться. Бойтесь недогрузить своих детей. Большая часть их проблем начинается со свободного времяпрепровождения. А надо организовать жизнь своего чада так, чтобы одна деятельность плавно перетекала в другую».
Ну и, наконец, четвертое и, пожалуй, самое главное. Людмила Ермакова советует: «Ребенок не должен оставаться дома один. Поработав в комиссии по делам несовершеннолетних, я поняла это. Все беды начинаются именно с этого – ребенок остается один, ищет, чем себя занять, и вот эта предоставленность самому себе в раннем возрасте очень опасна.
Это не значит, конечно, что надо ходить и следить за ребенком, но надо понимать, что если у вас есть дети, то им надо отдавать довольно много времени и сил». И тогда родителям несложно будет объяснить своему ребенку, почему не стоит включать телевизор без спроса, и какое он имеет влияние. Много слов не надо, чтобы донести до ребенка простую истину – сидя перед телевизором, вместо того, чтобы жить, мы убиваем свое время и бездейственно наблюдаем, как живут другие.
Источник: pravoslavie.ru
Какой вред может нанести детям просмотр телевизора, и кому просмотр телепередач противопоказан
Сейчас в каждом доме есть телевизор. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором, смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов.
Чаще всего взрослые не контролируют расстояние, с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана. В основном, ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра. Играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ.
Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на его развитие. Чем вреден просмотр телевизора для детей? Отрицательное влияние на органы зрения. Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения. Отрицательное воздействие на нервную систему.
Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется. Дети младшего возраста испытывают трудности с произношением звука. Задержка становления речи! Нарушение общения, агрессивное поведение.
Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров. Ребенок может испытывать проблемы с моторикой. Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику. Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма В ходе исследований, проведенных в Европе,было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, создает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %. Известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.
Кому противопоказан просмотр телепередач? Детям до 2 лет Детям с нарушениями нервной системы в следствие стресса Детям с нарушениями нервно-психического развития Впечатлительным детям Детям, недавно перенесшим операцию на глазах Детям, имеющим серьезные заболевания глаз Как и сколько времени ребенок должен просматривать телевизор?
Самое главное правило – это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом.
Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены. В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная.
Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется. Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу. Если ребенок смотрит долгий фильм – делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз. Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей: Младенцы и ранний возраст – ЗАПРЕЩЕНО.
Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно. Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день. Старшие школьные возраста (11-18 лет) – 1-3 часа в день. Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора? Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
Не включать телевизор в фоновом режиме. Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет. Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени, телевизор будет выключен. Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции. По материалам официального сайта Роспотребнадзора РФ. Фото: mtdata.ru
Источник: govoritsatka.ru