Первая в мире телепередача выглядела как решётка из четырёх светлых полос на тёмном фоне. И показали её в лаборатории Петербургского технологического института.
Как хорошо, что Зворыкин уехал
И телевиденье там изобрёл.
Если бы он из страны не уехал,
Он бы, как все, на Голгофу взошёл
— Булат Окуджава
1907 год. Только что закончилась Первая русская революция. Николай II распускает Вторую думу и одновременно нарушает основные государственные законы — меняет избирательные правила, не спрашивая согласия этой самой думы. Революционеры ущемлены. Забастовок становится меньше.
В это время в центре событий — в Петрограде — увлечённо проводит опыты 38-летний профессор Санкт-Петербургского практического технологического института, основанного, кстати, императором Николаем I. Профессора звали Борисом Львовичем Розингом. Он был потомком голландского мастера Петера Розинга, которого при Петре Великом пригласили работать в Россию. Так вот, 25 июля Борис Львович подаёт в патентное ведомство заявку на изобретение — «Способ электрической передачи изображений на расстояние».
Человек, который изобрел телевизор
Что же именно он придумал? Тут надо заранее объяснить, что одновременно с Розингом над созданием телевидения трудились и другие люди, но у них был свой способ передавать и получать картинку — механический. В их приборах имелось движущееся устройство, оно сканировало изображение, а потом его воспроизводило. Самым популярным вариантом был диск Нипкова.
Это и есть та самая замечательная штука, из-за которой наши с вами бабушки и дедушки упорно продолжали стучать рукой по телевизору, когда он плохо показывал. Даже если телевизоры были уже более современные и без всякого Нипкова. Дело в том, что с Нипковым если стукнешь, то лучше крутится.
Это был диск с отверстиями, через них шёл свет от объектива, а в объективе, к примеру, изображение цветка. Если диск стоит на месте, то через отверстия видно всего несколько светящихся точек. Но, если это дело очень-очень быстро вращать, через отверстия успевают проникнуть точки из всех частей объектива, все эти точки сливаются — и получается целый цветок. Придумал немецкий изобретатель Пауль Нипков.
Идея, конечно, замечательная, но в ней были кое-какие недостатки. И дело даже не в необходимости иной раз треснуть хорошенько по ящику. Дело в том, что картинка мерцает, несколько искажается и получается небольшой по размеру.
Розинг решил сделать всё по-другому. Вместо дисков и прочего — поместить в телевизор электронно-лучевую трубку, в которой постоянно идут лучи электронов. Идут они из специальной пушки под названием «катод» прямо на экран, а он как раз покрыт особым веществом, люминесцентным, и под такими яростными потоками частиц экран начинает светиться. Мы, кстати, уже писали, как это работает.
А чтобы эти лучи создавали полноценное изображение, ими надо было управлять, и Розинг придумал: установил рядом специальные катушки, в них подаётся ток, он создаёт магнитное поле, которое и отклоняет луч в нужном направлении. А направление такое: горизонтально слева направо и потом по диагонали влево на следующую строку, опять слева направо и так далее. Это называется строчной развёрткой. А телевидение, которое изобрёл Розинг, зовётся электронным. Именно такое у нас с вами сейчас.
В общем, через три года в патентном бюро наконец «въехали» во все эти хитрости, поняли, что это действительно уникально, и дали Розингу «привилегию» за номером 18076. Так раньше патенты называли. А чуть позже — в знаменательный день 9 мая 1911 года — в лаборатории технологического института изобретатель показал своё чудо: на маленьком экранчике появилось изображение решётки из четырёх полос. Во время того опыта Розингу ассистировал его талантливый ученик — Владимир Зворыкин.
Да… Розингу тоже предлагали «заграницу». И США, и другие страны уговаривали. Но он сказал:
Я русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь
У Владимира Козьмича Зворыкина, к слову, получилось так: через год после этой первой в мире телевизионной передачи он поехал в Париж учиться в Коллеж де Франс, которым руководил знаменитый физик Поль Ланжевен. В Первую мировую служил в Гродно, в Петрограде, от гражданской бежал, в Екатеринбурге его едва не расстреляли, помогли подоспевшие войска Колчака.
А в 1919 году поехал в Нью-Йорк в командировку. И тут адмирал Колчак потерпел крах. Зворыкин решил просто не возвращаться. Его позвали в компанию «Вестингауз», позже он познакомился ещё с одним эмигрантом — Давидом Сарновым — и примкнул к нему в его Radio Corporation of America. Запатентовал в 1928 году иконоскоп — передающую трубку, работавшую по принципу электронно-лучевой.
Вошёл в историю.
Борису Львовичу в 1917 году пришлось уехать в Краснодар. Он открыл там отделение Политехнического института, где и проработал практически всю оставшуюся жизнь. В 1930-м попал в немилость ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). Было такое «дело академиков». 115 учёных расстреляли или сжили со света за «контрреволюционное прошлое».
К Розингу прицепились за то, что помог деньгами коллеге, который оказался в бедственном положении. А коллега — бывший царский офицер и тому подобное. Розинга сослали в Архангельскую область, в город Котлас, он там работал на лесопильном заводе и снимал койко-место в квартире, где был одним из тринадцати жильцов. Семья присылала еду, какие-то деньги. По вечерам читал лекции рабочим.
Просто так. Потом друзья и родные выбили для него место лаборанта в Архангельском лесотехническом институте. Он там начал разрабатывать прибор, который помогает слепым ориентироваться, и кардиограф для больницы. Знакомый учёный носил ему еду в небольших бидонах.
До наших дней долетел рассказ, что за два дня до смерти он ехал с таким бидоном в трамвае и нечаянно облил супом женщину. Она осыпала его оскорблениями. Розинг извинялся, пытался очистить одежду. Вернувшись домой, он лёг на кровать, отвернулся к стене и больше не поднялся. Упоминается, что всё время он повторял: «Господи, господи, за что?»
Источник: life.ru
Владимир Зворыкин: русский, который изобрел телевидение
История человека, чье изобретение перевернуло всю мировую цивилизацию.
Владимир Козьмич Зворыкин родился в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина, торговавшего хлебом, владевшего пароходами и бывшего председателем Муромского общественного банка. Трёхэтажный зворыкинский каменный дом сохранился до нашего времени и служит ныне Муромским историко-художественным музеем. Будущий «отец телевидения» с детства интересовался техникой.
После окончания Муромского реального училища, в 1906 году он поступает в Петербургский технологический институт. Здесь Зворыкин знакомится с Борисом Розингом, пионером исследовательских работ по передаче изображения на расстояние, «дедушкой телевидения» и даже становится его помощником в лабораторных исследованиях. Зворыкин также проходит обучение в College de France и Берлинском университете.
В Америку
Научная деятельность Зворыкина не могла продолжиться в Советской России. И он отлично понимал это. «Становилось очевидным, — писал Зворыкин, — что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось.
Новое правительство издало строгие декреты, согласно которым все бывшие офицеры обязывались явиться в комиссариат для призыва в Красную Армию. Мне не хотелось участвовать в гражданской войне. Более того, я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал.
В конце концов я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка». Зворыкин, в итоге, дважды уезжал в США, оба раза нетипичными путями. Первый раз – по назначению Сибирского правительства для научных изысканий, результаты которых он должен был привезти обратно. Во второй раз учёный уезжает навсегда, взяв в дорогу банку мирры – дар Русской православной церкви главе Русской церкви в Америке. .
Не денег ради
Давид СарновВ Америке Зворыкину повезло – его взял под свою опеку русский посол в США Б. А. Бахметьев. Зворыкина зачисляют в штат закупочной комиссии, базирующейся в Нью-Йорке. Кроме этой работы, о которой в автобиографии Зворыкина сказано «работал счетоводом», учёный настойчиво рассылает многочисленные письма с предложением своих услуг в качестве специалиста по радиоэлектронике. Настойчивость Зворыкина принесла свои плоды: его берут на работу в лабораторию фирмы «Вестингауз». Зарплата учёного на новом месте работы была в два раза ниже, чем в закупочной комиссии, но это не могло остановить Владимира Козьмича, он усердно работал, и охрана фирмы даже получила предписание «выводить» заработавшегося исследователя в два часа ночи.
Для осуществления планов и эффективной исследовательской работы Зворыкину был необходим спонсор. Судьба благоволила ему и на этот раз, он познакомился с Давидом Сарновым , президентом Radio Corporation of America (RCA). На свои работы Зворыкин попросил «скромные» 100 000 долларов.
На деле конструкторские работы обошлись в сумму в сто раз большую, а первые доходы от телевидения компания стала получать, когда общие вложения превысили 50 млн долларов. После серии проведённых в Камдене практических испытаний телепередающая станция мощностью в 2,5 кВт устанавливается на самом высоком здании Нью-Йорка — Эмпайр Стейт Билдинг. Заводы компании RCA начинают выпускать телевизоры с кинескопом конструкции Зворыкина. Жители Нью-Йорка и окрестностей в радиусе до 100 км становятся первыми абонентами электронного телевидения
Военпром
В 30-годы, когда угроза скорой войны начала подгонять технические разработки, Зворыкин не остаётся в стороне и становится автором нескольких важных изобретений. Во время Второй мировой войны приборы ночного видения конструкции Зворыкина использовались армией США для оснащения танков и средств транспорта, а также в качестве прицелов. Учёным была разработана первая управляемая по телевидению авиабомба, на которой был иконоскоп, транслирующий картинку оператору. Чуть позднее именно его лаборатория подготовила прибор ночного видения, сразу же принятый на вооружение снайперами, танкистами и операторами.
Тоска по Родине и шпионаж
Несмотря на успешную деятельность, Владимира Зворыкина не покидала тоска по России. Его мечтой было вновь приехать в Муром, увидеть сестёр и братьев. «Большевики, — пишет В.П. Борисов, — простили талантливому учёному всё: и офицерские погоны, и сотрудничество с Колчаком, и бегство в США…». Первый советский телевизор «ВК» создан именно по разработкам Зворыкина.
Но в 1945 году Зворыкину, по сути, запрещают покидать территорию США. Более того, за ним устанавливается тотальная слежка сотрудниками ФБР. Фамилия Зворыкина вносится в специальный национальный лист цензуры с целью направления копий всей его корреспонденции (как внутренней, так и внешней) в специальное бюро.
С 8 декабря 1944 года зворыкинский телефон в принстонской квартире ставится на прослушку. Прекратить «шпионскую лихорадку» удалось пресечь только при влиянии самых влиятельных лиц США. Гувер, глава ФБР, написал письмо о том, что Зворыкин не имеет отношения к созданию атомной бомбы.
Любовь
В 1951 году происходит знаменательное событие в личной жизни Зворыкина. После многих лет холостяцкой жизни он вступает в брак с Екатериной Полевицкой, эмигранткой из России. Знаменательна история их союза — знакомство состоялось за двадцать лет до бракосочетания. Зворыкин был очарован красотой и обаянием Полевицкой, та была замужем.
Предложение руки и сердца последовало, когда Зворыкину стало известно, что Екатерина Полевицкая стала вдовой. И хотя оба новобрачных перешагнули к тому моменту шестидесятилетний рубеж, в любви и согласии они прожили более тридцати лет. Энергичная и эрудированная супруга, по профессии врач, сильно повлияла на определение дальнейших профессиональных интересов Зворыкина.
После ухода в 1954 году по достижению 65-летнего возраста в отставку с должности директора лаборатории электроники компании RCA его научные и изобретательские интересы перешли главным образом в область медицинской электроники. В 1967 году супруги Зворыкины оформили интуристское посещение Владимира. Отправились вдвоём любоваться соборами. Затем, поймав такси, махнули в закрытый город Муром. Наверное, Владимир Зворыкин был счастлив, через 50 лет — он снова в своём родном городе у дома, где прошло его детство и отрочество.
Источник: dzen.ru
Первый советский телевизор
10 мая 1932 года в Ленинграде завод Коминтерн выпустил первые 20 советских телевизоров.
Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел.
В феврале 1888 году русский ученый Александр Столетов провел опыт наглядно демонстрирующий влияние света на электричество. Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз».
Позднее, подобными исследованиями занималось и множество других великих ученых, в том числе Ф. Ленард, Дж. Томпсон, О. Ричардсон, К. Комптон, Р. Милликен, Ф. Иоффе, П. Лукирский и С. Прилежаев. Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в 1905 году.
В 1879 году английский физик Уильям Крукс открыл вещества способные светится при воздействии на них катодными лучами – люминофоры. Позднее было установлено, что яркость свечения люминофоров напрямую зависит от силы их облучения. В 1887 году первую версию катодо-лучевой трубки (кинескопа) представляет немецкий физик Карл Браун.
К концу XIX века идея телевидения уже не кажется чем-то фантастическим. Один за другим выдвигаются проекты телевизионных систем, по большей части неосуществимые с точки зрения физики. Главные же принципы работы телевидения были созданы французским ученым Морисом Лебланом.
Независимо от него, подобные труды создает и американский ученый Е. Сойер. Они описали принцип, согласно которому для передачи изображения требуется его быстрое покадровое сканирование, с дальнейшим превращением его в электрический сигнал. Ну а так как радио тогда уже существовало и успешно использовалось, то вопрос с передачей электрического сигнала решился сам собой.
В 1907 году Борис Розинг теоретически обосновал возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном. Розингу так же удалось осуществить это на практике. И хотя удалось получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки, это был огромный шаг вперед. В целом, в деле развития электронных телевизионных систем, Розинг сыграл огромную роль.
В 1933 году в США русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал иконоскоп – передающую электронную трубку. Принято считать, что именно Зворыкин является отцом электронного телевидения.
Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку создает и советский ученый С. Катаев.
Первое устройство механического сканирования разработал в 1884 году немецкий инженер Пауль Нипков. Его устройство представляло собой вращающийся непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали Архимеда отверстиями – так называемый диск Нипкова.
Таким образом происходило сканирование изображения световым лучем, с последующей передачей сигнала на специальный преобразователь. Для сканирования же хватало одного фотоэлемента. Количество же отверстий иногда доходило до 200 (обычно же от 30 до 100).
В телевизоре процесс повторялся в обратном порядке – для получения изображения опять таки использовался вращающийся диск с отверстиями, за которым находилась неоновая лампа. При помощи столь нехитрой системы и проецировалось изображение. Так же построчно, но с достаточной скоростью, для того чтобы человеческий глаз видел уже целую картинку.
Таким образом, первыми начали создаваться именно проекционные телевизоры. Качество картинки оставляло желать лучшего – лишь силуэты, да игра теней, но тем не менее, различить что именно показывают было возможно. Диск Нипкова был основным компонентов практически всех механических систем телевизоров, до их полного вымирания как вида.
В 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться передачи распознаваемых человеческих лиц. Несколько позже, им же была разработана и первая телесистема, способная передавать движущиеся изображения.
Первый же электронный телевизор, пригодный для практического применения был разработан в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, в конце 1936 года. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла из себя массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.
Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях – электронном и механическом. Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов 20-го века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами. На территории СССР, механические телесистемы продержались несколько дольше.
В 1931 году газета «Правда» написала: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения)». А уже через год ленинградский завод «Коминтерн» приступил к производству первых советских телевизоров..
В производство был запущен «телевизор для индивидуального пользователя», разработанный ленинградским инженером А.Я. Брейтбартом. Это была малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. В 1933-1936 годах было выпущено более трех тысяч оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см.
Телепередачи начали выходить с 1939 года, они были только предвестниками нынешнего телевидения. Это экспериментальные программы. Передавалась они при помощи радиостанций и выходили в эфир нерегулярно, даже расписания никакого не было.
Принимались программы при помощи самодельных приемников, которые мастерили народные умельцы. Но эти сигналы были мощными, их можно было ловить на очень больших расстояниях. Например, киевляне могли поймать передачу из Лондона. Изображение на приемниках было едва различимым, и это подогревало интерес к развитию новых технологий, которые и привели к созданию современных телевизоров.
Первым советским телевизором, в котором был применён действующий и поныне стандарт разрешения в 625 строк, стал Москвич-Т1. Москвич-Т1 разрабатывался с начала 1946 года и был изначально рассчитан на стандарт 343 строки, однако к началу серийного производства был принят новый стандарт. Впервые в отечественном радиовещании, в этом телевизоре была реализована система звукового сопровождения с частотной модуляцией, дававшая высокое качество звука. Кроме того в телевизор был встроен УКВ-ЧМ приёмник для приёма радиовещательных программ с частотной модуляцией. Стоил телевизор 3500 рублей образца 1947 года , а весил 33 килограмма.
Первый же массовый советский телевизор был создан в 1949 году. Стоил он уже 900 рублей — всего лишь 10-ю часть цены Москвича-400 . Это был легендарный КВН-49. Телевизор КВН-49 был рассчитан на приём любого из трёх существовавших тогда каналов. Изображение размером 105х140 мм воспроизводится на экране кинескопа ЛК-715-А, который вскоре был заменён на 18ЛК1Б.
Звук воспроизводится громкоговорителем 1ГД-1. Питание телевизора осуществляется от сети переменного тока: 110, 127 или 220 В. Потребляемая мощность 220 Вт.
КВН-49 имел настолько маленький экран (105х140 мм), что для более-менее комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу.
КВН-49 был выполнен в настольном оформлении с размерами 380х400х490 мм и весом в 29 кг. В телевизоре имелось 11 ручек управления, из них четыре основных были выведены на переднюю стенку, это слева контрастность и громкость (нижняя), справа выключатель сети, объединённый с яркостью и фокусировкой (внизу), остальные 7 ручек расположены справа, на боковой стенке.
На задней стенке были расположены: клеммы антенны, переключатель программ, колодка переключения сети и предохранитель. Чувствительность телевизора по каналам изображения и звукового сопровождения 800. 1000 мкВ. Разрешающая способность изображения 350. 400 линий.
При окончании передач телевизор автоматически отключался от сети. Небольшая серия телевизоров до 1951 года имела возможность приёма программ в двух стандартах 441 и 625 строк.
Производство же цветных телевизоров в СССР началось лишь в средине 1967 года. Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно.
Предыдущие дни в русской истории:
Источник: opoccuu.com