Перетягивание каната
Осенью 1933 года рейхспочта проводит конференцию по вопросам телевидения. К двум десяткам почтовиков-телевизионщиков присоединяются два представителя министерства пропаганды. Не вполне представляя, с чем они имеют дело, чиновники докладывают Геббельсу о перспективах ТВ с изрядным скепсисом. Тот принимает решение использовать телевидение в целях пропаганды — но не как СМИ, а пока лишь как наглядный пример германских технических достижений.
При только что созданной Имперской вещательной компании (RRG), головной радиовещательной структуре, начинает работать отдельное телевизионное объединение. Геббельс назначает командовать имперским телевидением Ойгена Хадамовски — бывшего автослесаря, организатора радиотрансляций гитлеровских предвыборных речей. Можно сказать, что Хадамовски — первый в истории «радист», который отправился руководить телевидением по приказу партии.
И рейхспочта, и министерство пропаганды пытаются как можно скорее наладить регулярное телевещание. В 1934 году начинается серийное производство телевизионных приемников. Цена — от 2500 до 3500 рейхсмарок (почти как на автомобиль), при том что приличная зарплата в те годы составляла 120 рейхсмарок. Размер изображения — 23х26 см, примерно 14 дюймов по диагонали.
О чём стыдливо молчит история телевидения
Рейхспочта не желает выпускать телевидение из своих рук — борется за контроль над ним с министерством пропаганды. Хадамовски делает ход конем: с июня 1934 года RRG начинает собственные опытные телетрансляции — параллельно с экспериментами рейхспочты. Склока между ведомствами вскоре перерастает в скандал, и начало регулярного вещания оказывается под угрозой срыва.
22 марта 1935 года рейхсзенделяйтер Ойген Хадамовски в присутствии 100 гостей дает старт регулярному телевещанию — эта дата вошла в официальную историю мирового телевидения. Теперь в Берлине эфирные телевизионные передачи ведутся три дня в неделю с восьми до десяти вечера. Незадолго до этого ведомства заключили перемирие — задачи были поделены: за фундаментальные исследования и техническую сторону по-прежнему отвечала рейхспочта, а за программный контент, студии и камеры — RRG. В компании на тот момент было лишь три штатных телевизионщика — сам Хадамовски, его заместитель и будущий интендант телевидения Карл-Хайнц Безе и еще один сотрудник, имя которого история не сохранила.
С 9 апреля 1935 года в Имперском почтовом музее работает первое публичное заведение для просмотра телепередач — 20 зрителей и два экрана размером 18х22 см. 15 мая в Берлине открываются четыре телевизионных зала, а к осени — первый широкоэкранный телетеатр на 300 зрителей. Все это с дальним прицелом — Геббельс готовится к Олимпиаде-36.
Финансирование телевидения должно было осуществляться аналогично радио — зарегистрированные радиослушатели через рейхспочту платили за пользование приемником 2 рейхсмарки в месяц. Но размер телевизионных сборов так и не был окончательно установлен — стало не до того.
Летом в борьбу за телевидение неожиданно вступил рейхсминистр воздухоплавания Герман Геринг — заявив, что телевидение жизненно важно для ПВО. Геринг, который был рад всякой возможности напакостить Геббельсу, в союзе с почтовиками продавил так называемый первый телевизионный указ фюрера (от 12 июля 1935 года).
ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕРМАНИИ МАЙ 2023
Согласно документу, Геринг становится главным и единственным теленачальником, у рейхспочты — совещательный голос, министерство пропаганды вообще не упоминается. Однако указ действует недолго — к 6 августа Геббельс добивается его отмены. Аппаратная интрига в эти недели накалена до предела, а развитие телевидения парализовано: как нарочно, на Берлинской радиовыставке случается пожар, передатчик рейхспочты сгорает дотла. Поговаривают, что Геббельсу поджоги устраивать не впервой.
В итоге рождается второй телевизионный указ фюрера — от 11 декабря 1935 года. Геринг снова назван главным, но не единственным. Без его дозволения формально нельзя ни снимать, ни показывать телепрограммы, ни даже писать и говорить о телевидении. Но Геринга это не устраивает, и он теряет к телевидению интерес.
Почта по-прежнему отвечает за техническую сторону, а Геббельсу отводится «творчество» — то есть программный контент. Путь пропагандистскому телевидению открыт, но время упущено — фюрер раздражен.
К 23 декабря построен новый передатчик, его торжественно запускают 15 января 1936 года. Но только к июню Имперская вещательная компания и рейхспочта договариваются, как им заниматься телевидением согласно второму указу. И еще не известно, договорились бы они вообще, если бы не Олимпиада.
Говорит и показывает
Как и планировалось, с 1 по 16 августа 1936 года ведутся ежедневные трансляции Олимпийских игр — их смотрят в 28 открытых к тому времени телевизионных залах и театрах. Впервые для съемок на олимпийских аренах применяются электронные камеры. Это уже вполне современное ТВ — в наши дни в пабах смотрят и футбол, и «Формулу-1».
За одной из этих электронных камер стоял инженер и оператор Вальтер Бру — будущий изобретатель германского цветного телестандарта PAL, которым полмира пользуется и по сей день.
Олимпиада-36 — серьезный аргумент в споре между Германией и Британией о первенстве в ТВ-трансляциях. Британская BBC начала регулярное телевещание в ноябре 1936 года, и по числу телеприемников Британия могла быть тогда впереди. К 1937 году в Германии насчитывалось всего около полусотни телевизоров — половина из них в телезалах и телетеатрах.
Прямой олимпийский эфир смогли посмотреть около 150 тыс. немцев — но этого слишком мало. Фюреру нужны миллионы зрителей, и министерство пропаганды решило подстраховаться: то, что не под силу телевидению, делает кино, точнее режиссер Лени Рифеншталь. Именно по ее фильмам мир запомнил берлинскую Олимпиаду. Гитлер вконец недоволен геббельсовским телевидением: оно не оправдало оказанного ему высокого доверия. Поэтому фюрер по-прежнему предпочитает появляться перед народом на киноэкранах и обращаться к нему по радио.
Геббельс не теряет надежды сделать фюреру драгоценный подарок. 22 апреля 1937 года Курта Безе в должности интенданта германского телевидения сменяет Ганс-Юрген Ниренц, бывший редактор газеты штурмовиков Der Angriff и официальный имперский кинодраматург. Это характерное назначение непосредственно сказывается и на репертуаре, и на технике, и на планах по охвату аудитории.
В августе 1937 года по кабелю транслируются телерепортажи о съезде национал-социалистической партии. Телевизионный стандарт к этому времени стал иным — 441 строка и 25 кадров в секунду. В продаже появляются первые приемники с вертикальным кинескопом Брауна: зрители рассматривают изображение размером 31х36 см через зеркало, расположенное под углом в крышке аппарата. Это уже вполне бытовой, но пока еще не вполне массовый аппарат.
10 августа 1938 года рейхспочта получает задание разработать германский телевизор единого образца. К проекту привлекаются пять ведущих германских фирм. 1 ноября вводятся в эксплуатацию студийные мощности в Берлинском доме радио — две студии и просторная аппаратная размером 7,5х4 м. Третья студия появляется только в 1941 году.
На открытии Берлинской радиовыставки 28 июля 1939 года был наконец официально представлен аппарат E1 — «Единый германский телевизор» размером с обычное настольное радио того времени. Заявленная цена — 650 рейхсмарок, значительно ниже, чем у телевизоров в Британии и Америке.
Германское ТВ готовилось стать частью большой войны, но стало одной из первых ее жертв. Одобренный партией «единый телевизор» должен был поступить в продажу 1 сентября 1939 года. Этого не произошло — в ночь на 1 сентября германская провокация с захватом польской радиостанции дала повод к началу второй мировой. Фюрер выступил с соответствующим сообщением — по радио.
Война без телевизора
Дальнейшая хроника германского телевидения — это хроника упадка, скоротечная и трагичная.
В 1940 году разработан и внедрен в практику электронный видоискатель — теперь оператор видит, что снимает его камера. В том же году имперская почта замораживает все работы по цветному телевидению.
С марта 1941 года раз или два в неделю из Купольного зала берлинского Имперского стадиона транслируется представление варьете, его название можно перевести как «Несем веселье — дарим радость».
В августе 1942 года германские оккупационные власти в Париже начинают готовить телепередачи и транслировать их с Эйфелевой башни. Интендант парижской телестанции — Курт Хинцман, будущая легенда германского и французского телевидения.
23 ноября 1943 года в результате бомбежки в Берлине разрушено здание телевещательного центра. Какое-то время телевизионная жизнь в Берлинском доме радио еще теплится. Но телевидения в Германии уже нет — оно вновь появится там только в самом конце 40-х.
Что сегодня
Конечно, германское телевидение легко отделалось. За его секретами не охотились спецслужбы — как, например, за ракетной программой фон Брауна. Оно не попало под репарационный демонтаж — в отличие от тяжелой промышленности. Его не взрывали при отступлении — так поступали с железными дорогами.
На него не накладывали унизительных оккупационных запретов — как на морское судостроение. Использовать руины германского телевидения для послевоенной пропаганды было бессмысленно, да и нужных специалистов у союзников не было — поэтому на первые послевоенные месяцы о нем вообще забыли. Из телевизионных боссов на скамье Нюрнберга оказался только Геринг — но его судили совсем за другое.
Можно себе представить, каким было бы ТВ в роли тотального средства пропаганды, как того хотел Геббельс. Гитлер имел реальный шанс стать первым телевизионным вождем, печально знаменитый слоган «Один народ — один рейх — один фюрер» доносили бы до масс посредством не плакатов, а телеэкранов. Но фюрер так ни разу и не появился перед телекамерой.
Сегодня германское ТВ — одно из самых передовых в мире, с потрясающим разнообразием каналов и отличной сетевой инфраструктурой. Руководители публичных вещательных компаний сохранили традиционный титул интенданта. На холме в Витцлебене, куда можно добраться на фуникулере,— музей телевидения. Германские телезрители по-прежнему платят специальные сборы — но это не госналог, а взнос в независимость публичных вещателей.
Но главное — немцы отлично усвоили уроки истории: система гражданского контроля и строгие законодательные ограничения эффективно страхуют национальное телевидение как от непомерного влияния собственников-олигархов, так и от тоталитарных злоупотреблений со стороны государства.
КЛИМ КОЛОСОВ
- Журнал «Коммерсантъ Деньги» №43 от 03.11.2003, стр. 98
Источник: www.kommersant.ru
ГЕРМАНИЯ
Немецкие ученые приступили к экспериментам с механическим телевидением в 1926 г., начав с развертки изображения в 30 строк без звука. Система, которую разработал живший в Германии венгр Денеш фон Михайи, демонстрировалась в 1928 г. на ежегодной Берлинской радиовыставке, в том же году Михайи основал компанию «Телехор АГ».
Над собственной системой, базирующейся на диске Нипкова, работал и другой пионер немецкого ТВ Август Каролус, сотрудник электротехнического концерна «Телефункен». Модель Каролуса была представлена в марте 1929 г. — передача шла 1 час 20 минут на экране 8г 10 см. Третья компания, вовлеченная в разработки телевидения, называлась «Фер- нзе АГ». Ее создали Леве, Пейс и Бош совместно с англичанином Бердом. Для координации усилий в 1929 г. была основана ассоциация телевидения (Фернзе-Ферайн), начавшая с 1930 г. публиковать свой журнал «Фер- нзеен» («Телевидение»),
Первым, кто продемонстрировал передачу по электронной системе со стандартом 100 строк, оказался Манфред фон Арденне. Это произошло на той же знаменитой радиовыставке в 1931 г. Фон Арденне и 3. Леве смонтировали в Берлине экспериментальную станцию. Тогда же в Германии появились и первые телевизоры с электронным кинескопом. К работе подключились компании ТКЛ, «Мюллер», «Лоренс». Начиная с 1933 г. Имперское радиообщество показывало экспериментальные программы со стандартом развертки 180 строк, причем первые прямые трансляции принимались на большой экран в зале берлинского телецентра.
Барон фон Арденне с середины 1930-х годов работал в рамках гитлеровского атомного проекта в подземной лаборатории под Берлином. «Немецкий Эдисон» оказался самым ценным «научным трофеем» советской армии. Около десяти лет он занимался ядерными исследованиями в Подмосковье и был даже удостоен двух Сталинских премий, а затем руководил Институтом изотопов в Сухуми. Позже с 1955 по 1997 г. фон Арденне жил и работал в Дрездене, где его именем теперь назван один из городских парков.
На службе у нацистской пропаганды
Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности нового средства массовой информации, всячески поддерживало его внедрение. Из забвения был вызван Пауль Нипков.
Изобретенный им полстолетия назад диск использовался в экспериментах с малострочным ТВ (в США — 1927 г., в Англии — 1928 г., в Германии — 1929 г. и в России — 1931 г. ), но после работ В. К. Зворыкина и М. фон Арденне давно не применялся в телевизионных приборах и технически устарел. Сам Нипков к телевидению уже не возвращался.
Тем не менее его возвели в ранг национального героя, назначили ему государственную пенсию, а берлинскую студию стали называть «телецентром имени Пауля Нипкова». В марте 1935 г. было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. По этому поводу министр почт направил Гитлеру телеграмму, поздравляя его с «рождением телевидения». «Наша цель, мой фюрер, состоит в том, — говорилось в ней в частности, — чтобы донести всей Германии Ваше слово. Придет время, когда с помощью национал-социалистского телевидения Ваш образ, мой фюрер, глубоко тронет немецкие сердца».
Передачи шли трижды в неделю. Это были спектакли, концерты, скетчи, выступления партийно-государственной номенклатуры. Позднее стали выходить специальные передачи для молодежи, регулярные пропагандистские беседы. Была показана специально написанная для телевидения 30-минутная опера «В ласточкином гнезде».
Нехватку телеприемников пытались компенсировать коллективными просмотрами передач. 9 апреля 1935 г. в берлинском музее почт появился первый телесалон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью того же года открылся телетеатр с проектором на 300 человек.
С 15 января 1936 г. берлинский телецентр показывает передачи со стандартом 180 строк ежедневно с 20.00 до 22.00. Его сотрудники стали готовиться к освещению Олимпийских игр. Присутствие на них телекамер связываюсь с престижем немецкой науки и техники и приобретало политический характер. Во время игр, проходивших в Берлине в августе 1936 г., объем прямых трансляций возросло 8 часов всутки.
Они обычно выходили в эфир в 10—12, 14-16, 17—18 и 20—22 часа. В 25 пунктах Берлина работати просмотровые залы. Сообщалось, что за Олимпиадой по телевизору следило в общей сложности 150 тыс. человек. И гры можно было видеть и в Гамбурге, куда был проложен кабель. Позднее коаксиальная связь была налажена также с Лейпцигом, Нюрнбергом, Мюнхеном и Кельном.
Тот факт, что в Германии телевидение оказалось связанным с интересами нацистской пропаганды, не умаляет вклада немецких изобретателей и электротехнических фирм. Это были впечатляющие достижения, но историки телевидения все же отдают пальму первенства в открытии регулярного вещания Англии, которая начала регулярные передачи по более совершенной системе в ноябре 1936 г. (если быть точным, то с ноября 1936 по февраль 1937 г. в Англии использовались даже два стандарта — в 240 строк Берда и 405 строк «ЭМИ-Маркони»). Даже если не учитывать стандарт развертки, поставив во главу угла регулярность программ, то все равно придется признать лидерство Англии, где регулярные передачи малострочного ТВ шли в 1929-1935 гг. По политическим соображениям немцы преувеличивали свои достижения, хотя качество их передач было ниже английского. Впрочем, и немцы, и англичане в конце концов пришли к технологии, разработанной В. Зворыкиным.
Основную ставку нацистская пропаганда делала, конечно, на радио. Так называемые народные приемники перед войной стоили всего 35 марок, что составляло недельную зарплату рабочего; радио охватывало 90% семей. Существовала даже комиссия для выяснения того, какие семьи не приобрели приемники и по каким причинам.
По насыщенности радиоприемниками Германия занимала первое место в мире (в других странах подобная ситуация возникла лишь через два десятилетия — с появлением транзисторов). Поэтому тогда казалось, что именно в Германии телевидение имеет наибольшие шансы превратиться в такое же массовое средство информации, как и радиовещание. Технические исследования велись полным ходом.
К 1937 г. четкость изображения подняли до 441 строки. Появилась аппаратура, позволявшая передавать цветное изображение. Были предприняты попытки выпустить телевизор со стандартом развертки 1029 строк, однако он оказался слишком дорог, чтобы получить широкое распространение. Во всех городах, где принимались передачи, власти поощряли создание салонов для их коллективного просмотра.
В феврале 1939 г. в продажу поступили телевизоры для массового зрителя. Они имели экран 19,5×22,5 см. Гарантировалось четкое изображение в радиусе 22 км от Берлина. Первая партия «народных телевизоров» включала 10 тыс. приемников, но с началом войны программу серийного производства пришлось свернуть.
Существовавшую технику стали использовать для показа легких развлекательных передач раненым солдатам, находившимся на лечении в Германии. Эти передачи (обычно концерты) шли спорадически и прекратились 26 ноября 1943 г., когда в здание берлинского телецентра попала бомба.
Источник: ozlib.com
«Гитлер-ТВ»: каким было телевидение в Третьем Рейхе
Первый серийный телевизор Loewe. 1931 г. Германия.
Телевидение, впервые испытанное в 1925 году, получило массовое распространение только во второй половине XX века. Однако телеканалы стали появляться ещё в 1930-40-е годы. Гитлеровская Германия – первое государство, в котором началось регулярное вещание по электронной технологии. Нацистское телевидение существовало на протяжении 9 лет.
Первые трансляции
Базировавшийся в Берлине телеканал Deutscher Fernseh-Rundfunk (DFR) в 1934 году стал передавать заранее записанные программы. А в 1936 году он провёл первую прямую трансляцию, показав в режиме реального времени события Берлинской Олимпиады.
Телеоператоры на Олимпиаде. 1936
Для этого использовалась уникальная телекамера Olympia-Kanone, выпущенная компанией Telefunken. В отличие от других ранних камер, она была пригодна для работы не только в студни, но и на стадионе.
Картинка с Олимпиады транслировалась на три десятка приёмников, установленных в бесплатных «телевизионных залах» на почте в Берлине, Потсдаме и Лейпциге. С их помощью соревнования смогли увидеть и услышать 150 тысяч человек. Примечательно, что чем дальше от механической телеустановки сидели зрители, тем лучше они могли различать изображение – настолько низкое разрешение имели передаваемые кадры.
Телевизор «Telefunken FE-III». Германия,1934 год
Телевидение под пятой Геббельса
В системе нацистской пропаганды положение нового СМИ было противоречивым.
В 1935 году ведущий сотрудник геббельсовского Министерства пропаганды Ойген Хадамовски заявил, что телевидение призвано «увековечить образ фюрера в сердце каждого немца».
Как писал впоследствии изобретатель электронной телевизионной трубки Владимир Зворыкин, «немецкое правительство больше других интересовалось развитием телевидения». Встречи с русским инженером искали высокопоставленные чиновники из гитлеровского окружения, однако Зворыкин им отказал. Возможно, с помощью изобретенной им технологии нацисты искали возможность удешевить телеприёмники, которые поначалу стояли лишь в нескольких сотнях домохозяйств в столице Рейха, включая верхушку партии. К 1943 году планировалось сделать «народный телевизор FE1» частью жизни каждой немецкой семьи, однако события Второй Мировой войны помешали этому.
В то же время, сам Геббельс телевидение невзлюбил – его шокировало собственное изображение, поскольку телеэкраны преувеличили физические недостатки низкорослого и хромоногого функционера НСДАП.
Сетка вещания
По техническим причинам передачи DFR записывались только на киноплёнку. Благодаря этому мы очень хорошо представляем, что видели на экранах немецкие зрители предвоенной и военной эпохи.
Каждый эфир начинался с приветствия «Хайль Гитлер». Много места занимала политическая хроника. Однако она сильно отличалась от той, которую показывали в кинотеатрах, поскольку кадры передавались практически без обработки. Операторы снимали Гитлера в «живой» обстановке, показывая, например, как он садится в автомобиль. Было немало передач ура-патриотической тематики.
В прямом эфире показывались новости и репортажи с мероприятий. Была реклама, в том числе и социальная. Например, в одной из программ улыбающаяся белокурая девушка, сияя, рассказывала о национал-социалистической организации «Сила через радость», которая занималась организацией досуга простых рабочих, турпоездками и культурными мероприятиями.
Однако, как пишет исследователь Елена Кормилицына, работавшие в телевизионной студии бывшие почтальоны и вчерашние радиокомментаторы не всегда успешно справлялись с «серьёзными темами».
Deutscher Fernseh-Rundfunk прекратил вещание в 1943-м или, по другим данным, в 1944-м году, когда бомбы союзников разрушили Берлинский телецентр.
Источник: picturehistory.livejournal.com