Когда появились цветные телевизоры

bannerbanner

Сегодня юбилей: 60 лет исполнилось цветному телевидению. 18 декабря 1953 года в США началось регулярное телевещание на базе американской системы NTSC. Это была мировая революция в полном значении этого слова. И, как это случается при революциях вообще, в отношении к этой системе мировое сообщество раскололось почти поровну.

США, Канада, Мексика, Япония и Корея, Тайвань, Филиппины и часть стран Южной Америки приняли NTSC в качестве государственного стандарта телевещания. Европа, СССР и целый ряд других стран Восточного полушария решили идти по пути развития альтернативных систем цветного телевидения PAL и SECAM. Причина весьма прозаична: NTSC, при всех своих положительных качествах, оказалась очень дорогой. Страшно дорогой. Дорогой даже для государственных бюджетов…

Первые в космосе. Цветные телевизоры

1. Электрическое кино. Термин «телевидение» придумал и впервые использовал в своём докладе «Телевидение как электрическое кино» на Международном конгрессе электротехников в Париже штабс-капитан русской армии Константин Дмитриевич Перский. Это было в 1900 году.

Через семь лет преподаватель Санкт-Петербургского технологического института Борис Львович Розинг (на фото справа) запатентовал идею использования катодной трубки в качестве кинескопа, а в 1911 году впервые продемонстрировал на его экране движущееся изображение. Его книга «Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения» вышла из печати в Петербурге в 1923-м.

2. Основная идея. Фундаментальный принцип телевидения — разложение изображения на элементы для последовательной их передачи или отображения — изобрёл в 1880 году русский физик П. И. Бахметьев (на фото слева). А через четыре года немец Пауль Нипков запатентовал механическое устройство — вращающийся диск с отверстиями, расположенными по спирали, которое позволяло осуществлять развёртку изображения, получаемое объективом. Любопытно, но именно принцип механической развёртки изображения использовался при передаче панорамных снимков лунной поверхности со спускаемого аппарата «Луна-9».

Первый мировой стандарт телевидения — 30 строк, 12,5 кадров в секунду… Начало регулярного вещания в США, Великобритании, Германии и России — 1928–31 годы. Вплоть до апреля 1940-го Москва вела телевизионные передачи для приёмников изображения с дисками Нипкова (на фото внизу).

Кстати говоря, механический принцип цветоделения был положен в основу и первых опытных трансляций цветного телевидения. В 1953 году в Москве заработала Опытная станция цветного телевидения со стандартом 525 строк и 50 кадров в секунду. Передающая камера содержала вращающийся диск с тремя цветными светофильтрами. Такие же диски имелись в телевизорах: это была «Радуга» Ленинградского завода им. Козицкого с круглым экраном диаметром 18 см.

Телевизор «Рекорд Ц-275»



3. Базовые принципы. Система NTSC родилась не на пустом месте. Перед войной и в США, и в Европе активно развернулись исследования, направленные на выбор оптимальных параметров развёртки, частоты кадров и принципов кодирования цвета. Первые телецентры Парижа и Берлина транслировали изображения с развёрткой в 441 строку, американцы экспериментировали с «картинкой» в 525 строк.

Во время войны работы по совершенствованию телевидения практически остановились везде, кроме Америки. В Штатах же, в 1941 году был создан Национальный комитет по телевизионным системам (National Television Standards Committee); аббревиатурный вариант и дал имя системе NTSC. В 1943 году комитет рекомендовал конгрессу США принять стандарт с чересстрочным разложением в 525 строк при 30 кадрах в секунду.

Интересно, что после войны американский «радиопром» было пролоббировал учреждение Второго национального комитета (NTSC-2), задачей которого была разработка национальной системы цветного телевидения. Причина проста: оставшиеся без военных заказов огромные производственные мощности электронных компаний остро нуждались в загрузке, обеспечить которую мог только потребительский рынок. А рынку нужен был массовый товар. Таким товаром стал телевизор: за период с 1947 года по 1953-й количество черно-белых телевизоров у населения выросло со 180 тыс. до 28 миллионов (!), рынок оказался практически насыщен, надежды в части оживления спроса теперь связывали с цветным телевидением и цветными телевизорами.

Кстати говоря, после войны во Франции был принят свой национальный стандарт, предусматривающий 819 строк разложения, но из-за высокой стоимости аппаратной реализации (особенно в телевизорах) распространения он не получил.

4. Телевизор или компьютер? Внедрение системы NTSC потребовало серьёзного усложнения как передающей, так и приёмной аппаратуры. По сути, в телевизор потребовалось ввести блоки, выполняющие целый ряд вычислительных функций и функций обработки сигнала.

В этой системе для сохранения совместимости с существующим стандартом черно-белого телевидения передаются не чистые сигналы яркости цветов, а лишь один сигнал яркости черно-белого изображения и так называемые цветоразностные сигналы — результат вычитания из него яркости красного и синего. Информация о яркости недостающего зелёного цвета вычисляется в приёмнике при помощи вычитания сумм цветоразностных сигналов из яркостного. Сами цветоразностные сигналы сдвинуты по фазе на 90˚; таким образом, изменение фазы кодирует цвет, а модуль сигнала — его яркость.

Разработчики NTSC ввели в стандарт множество дополнительных функций выделения и декодирования синхросигналов, частотно-временной фильтрации и подавления поднесущих частот (частоты, на которых передаются сигналы цветности). Было реализовано преобразование сигналов цветности из системы координат, в которой они передаются по радиотракту, в систему координат приёмника (они повёрнуты относительно друг друга на 33˚). В стандарт NTSC изначально была введена операция компрессии по амплитуде для улучшения совместимости с черно-белым телевидением (исключающая паразитное раскрашивание черно-белого изображения).

Еще по теме:  Когда мажор 2 по телевизору

5. Цена вопроса. Согласно опубликованным данным, комитет NTSC на исследования и апробацию существующих систем телевидения, а также на разработку нового стандарта затратил примерно тысячу человеко-лет и несколько десятков миллионов долларов. Беспрецедентно сложный приёмник-телевизор стоил около $1 000, что в те годы равнялось половине цены среднего легкового авто.

Более того, техническое обслуживание, частые ремонты и необходимость непрерывной подстройки блоков «затягивали» в год примерно на столько же. Телевизор содержал больше сотни ручек управления, разобраться в назначении которых обычному владельцу аппарата было не под силу, зато сервисные компании и службы ремонта стали востребованы как никогда.

NTSC-телевидение стало весьма дорогим удовольствием не только для обычных американцев (цветное ТВ развивалось значительно медленнее черно-белого именно по этой причине). Многим странам оказалась «не по карману» эта система. Один из чиновников от телевидения Канады, которая в 1964-м году практически вынужденно приняла эту систему, однажды выразился так: «Нам не повезло с соседями!» А вот Япония вошла в пул NTSC весьма своеобразно: её радиотехнические компании сумели наладить производство сравнительно недорогих телевизоров для американского рынка и с энтузиазмом продвигали новый стандарт.

6. Конкуренты. В обескровленном войной Старом Свете дорогая система NTSC, как говорится, не пошла… В ходе разработок более дешёвых решений в 1956 году родилась французская SECAM, а ещё через 10 лет — PAL, получившая распространение в Европе. Были и другие варианты, но на финишной прямой оказались лишь эти две системы цветного телевидения.

Следует знать, впрочем, что PAL, разработанная компанией Telefunken, являлась по сути модифицированным и усовершенствованным вариантом NTSC, а сама Telefunken — дочерней структурой концерна Thomson, в который впоследствии влилась и компания RCA — главный разработчик и лоббист NTSC. PAL вполне отвечала интересам американского бизнеса, поскольку на неё распространяли действие все ключевые патенты США по NTSC.

Систему SECAM разработал Анри де Франс, по имени которого она некоторое время и называлась. За её продвижение взялся лично президент Франции де Голль под флагом ответа на американский вызов.

Была разработана даже специальная программа «мирного завоевания Европы», включающая, помимо прочего, создание патентно чистого цветного кинескопа, чтобы не платить американцам отчисления за пользование заморскими кинескопами с теневой маской. Вопрос о выборе системы телевидения превратился в геополитическую проблему, к участию в решении которой привлекались дипломатические ресурсы всех стран Европы, в том числе социалистического лагеря, с целью распространения идей SECAM на государства Африки и Ближнего Востока. Де Голль лично приезжал в СССР с целью договориться о поддержке и присоединении к системе SECAM. Итоговое соглашение с Францией о сотрудничестве в области телевидения было подписано в 1965 году.

7. Кинескоп. Кстати, о «трубке». В цветном телевидении, как и в обычном, черно-белом, собственно «трубки» расположены в двух местах: одна (кинескоп) — в телевизоре, и ещё несколько (три или четыре) — в передающей камере.

На смену старым типам передающих трубок — «суперортикону» и «видикону» — пришли невероятно эффективные трубки «плюмбикон» (да-да, от слова «плюмбум»: свинец, из окиси которого изготавливалась светочувствительная мишень этого прибора), разработанные компанией Philips. Голландцам удалось совершить настолько мощный технологический прорыв в фотоэлектронных технологиях, что на целых 20 лет «Филипс» стал монополистом на мировом рынке передающих трубок для цветного телевидения.

Конструктивно голландские трубки не сильно отличались от видиконов, но вновь разработанные технологии светочувствительной мишени обеспечивали принципиально лучшее качество цветопередачи, значительно большую чувствительность и надёжность. Дальше — больше. Предприимчивые голландцы выпустили свой плюмбикон в колбе такого диаметра и размеров, которые исключали возможность простой модернизации старых камер заменой видиконов на новый прибор. Сама же технология мишени на базе оксида свинца охранялась настолько строго, что многочисленные попытки разгадать её или выведать закончились неудачей.

Это было невероятно! Американские фирмы, не выдержав конкуренции со стороны Philips, полностью свернули производство передающих трубок. Англия и Япония за большие деньги сторговались с компанией и приобрели технологию, но без права экспорта готовой продукции. Даже готовые трубки Philips продавала не всем. Советскому Союзу, например, она неизменно отвечала отказом.

Трубки, помимо всего, были дороги ($5–10 тыс. за комплект из трёх или четырёх трубок — по одной для яркостного и цветовых каналов), а срок службы составлял всего 1,5–2 месяца работы.

В этих условиях в СССР было принято решение развернуть в области электровакуумной техники беспрецедентные по масштабам и объёмам финансирования исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание собственной технологии плюмбикона. Куратором работ назначили Гостелерадио СССР, а из сторонних организаций привлекли несколько НИИ из Ленинграда и серийный завод в Нальчике. Поставленная задача была решена. Отечественный аналог плюмбикона получил название глетикон (от немецкого слова «глетте»: так называется техническая окись свинца).

Источник: www.computerra.ru

Первый цветной телевизор. Как назывался первый советский цветной телевизор?

Современную жизнь невозможно представить без телевизора. Трудно поверить, что когда-то телевидения не было вообще. Первая трансляция изображения на расстоянии появилась в далекие 1880-е годы, а телевизоры тогда были электромеханическими. И только в 1907 году появился способ электрической передачи изображения, а в 1932 году американцы изобрели электронный телевизор.

Вскоре после появления первых черно-белых моделей ученые разработали первый цветной телевизор. Черно-белые тона не позволяли полностью насладиться красотой внешнего мира. Наши предки устанавливали перед экраном телевизора трехцветную пленку, тем самым пытаясь разнообразить цветовую гамму изображения.

Еще по теме:  Узкая подставка под телевизор глубина 20 см

Первый запатентованный проект

первый цветной телевизор

В конце девятнадцатого века русский изобретатель, инженер-технолог Александр Полумордвинов выдвинул предположение о возможности цветного телевидения. Ему удалось в конце 1899 года получить патент на подлинную разноцветную телевизионную систему. Эта система являлась аналогом сегодняшней.

За всю историю было известно около двадцати пяти проектов передачи цвета, выдвинутых разными изобретателями. Александр Полумордвинов предложил теорию трехкомпонентного разноцветного зрения. Эта теория цветоощущения носила название Ломоносова-Юнга-Гельмгонца.

Суть теории цветоощущения

Смысл этой теории заключался в том, что при использовании светофильтра (три цвета), получается разноцветное изображение разнообразных оттенков. Эти цвета — красный, синий и зеленый — используются и в наше время.

какой первый цветной телевизор

Чтобы получить изображение, использовались два диска. Они вращались с разной скоростью параллельно друг другу. В первом диске делались щели по линиям радиуса, то есть от центра к краю, а во втором прорезались щели по форме логарифмической спирали. Количество щелей было кратно трем.

Когда щели на обоих дисках пересекались, получалось ромбовидное отверстие, которое являлось развертывающим элементом во время вращения дисков. Чтобы получить сигнал изображения, щели последовательно закрывались светофильтрами. Они были фиолетовых, зеленых и красных цветов.

При помощи селенового фотоэлемента свет, который просачивался через отверстие ромбовидной формы, превращался в электрический сигнал. Между зрительной проекцией передаваемого изображения и фотоэлементом в каждый временной отрезок располагалось одно отверстие, которое было закрыто светофильтром какого-либо цвета. В тот момент, когда отверстие заходило за рамку изображения, сдвигалось очередное отверстие с противоположной стороны, которое было смещено на расстояние, равное ширине щели. Это отверстие закрывалось другим светофильтром иного цвета.

Выясняем, когда появился первый цветной телевизор

первый серийный цветной телевизор

Проектом цветного телевидения занимались Адамяр, Зворыкин и многие другие изобретатели. Выясняя, какой первый цветной телевизор появился в мире, следует обратиться в пятидесятые годы, когда в США компания RCA выпустила первый телевизор с цветным вещанием CBS RX-40, у которого была механическая развертка.

Экран был размером 14 на 10 см, перед ним размещался диск со светофильтрами, имевший синхронизированный электродвигатель. Но качество изображения было очень слабое. В России первый цветной телевизор был выпущен в 1954 году в городе Ленинград. Название той модели — «Радуга». Преимуществом советского телевизора было то, что вращающийся диск был спрятан в корпус.

Также телевизионный приемник имел внешнюю увеличительную линзу из пластика, которая заполнялась дистиллированной водой.

Разработка электронной развертки

В 1950 году был разработан кинескоп с тремя электронными пушками, располагавшимися под углом 120 градусов относительно друг друга. Такой телевизор имел электронную развертку и масочный кинескоп, покрытый мозаичным люминосфором. Три луча выходили из трех катодов (пушки) и собирались в «маске». Далее лучи попадали на экран и сегменты светились зеленым, красным и синим цветами.

Период Westinghouse

когда появился первый цветной телевизор

По такому принципу в 1954 году компания Westinghouse выпустила первый цветной телевизор и представила его на продажу как модель Н840СК15. Но из пятисот выпущенных продали всего тридцать за месяц, большинство так и остались не проданы. Объяснялась такая неудача высокой ценой — 1295 долларов США, в переводе на сегодняшние деньги — 11200 долларов. Не помогла даже рекламная компания, которая предполагала вызвать сильное желание приобрести первый в мире цветной телевизор. Также первый цветной телевизор не нужен был по причине неактуальности, ведь большинство передач показывалось в черно-белом цвете.

Второй бренд телевизора

Большей популярностью обладал RCA CT-100, выпущенный в апреле 1954 года. Это был первый серийный цветной телевизор. Его экран составлял 12 дюймов. Было продано 5000 телевизоров по цене 1000 долларов США. Через пару недель эта же компания RCA выпустила телевизор с экраном в 15 дюймов.

Позже были представлены модели с 19- и 20-дюймовыми экранами.

когда появились цветные телевизоры

Так и началась интенсивная разработка все более усовершенствованных телевизоров. Рынок цветного телевидения расширялся и теперь, выясняя, когда появились цветные телевизоры, некоторые историки называют разные даты. Но факт остается фактом – в них появлялись новые функции, менялись возможности.

Компания General Electric продавала телевизоры с диагональю 15 дюймов за 1000 долларов, а Sylvania за 1150. Некоторые фирмы сдавали телевизоры в аренду. Например Emerson за первый месяц аренды брала двести долларов, а последующие обходились всего в 75 долларов. Далее встречалась цена в 795 долларов за модель с диагональю 21 дюйм. И к концу 1957 года было распродано сто пятьдесят тысяч цветных телевизоров.

В шестидесятых годах было разработано множество моделей телевизоров, среди которых были «Радуга» и «Темп». В начале семидесятых годов возросло количество цветных передач в США, стоимость телевизоров значительно снизилась. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он «Рубин-401». Он был полностью советской разработки.

Развитие телевидения в СССР

Массовое продажа телевизоров с цветным изображением в СССР пришлась на семидесятые годы. Например телевизор «Электрон» был размерами 77,5 *55*55 см. Такой телевизор являлся полноправной частью интерьера, ведь его использовали еще и в качестве полки. Диагональ «Электрона» составляла 59 см, а масса 65

первый советский цветной телевизор назывался

кг. Корпус телевизора покрыт ценной породой дерева и лаком.

Ранее, в феврале 1957 года, Совет Министров постановил, чтобы в 1958 году началось вещание по совместной системе. На Шаболовке в ноябре 1958 года было изготовлена ОСЦТ-2. А в январе 1960 года она начала регулярно вещать по системе NTSC. В то время всего лишь два завода занимались выпуском телевизоров. Это Ленинградский завод им.

Еще по теме:  Как обрезать линейку подсветки телевизора

Козицкого — «Радуга» и радиозавод в Москве — «Темп-22». В продажу телевизоры пока не поступали, хоть их было выпущено 4000 штук.

Первое цветное вещание

Первая цветная передача широкого вещания состоялась в 1967 году 7 ноября благодаря заключенному соглашению о сотрудничестве СССР и Франции. Французская система носила название SECAM. Марка первого цветного телевизора была также французская – KFT.

В 1967 году появился «Рубин-714», который оказался самым популярным на то время, так как диагональ экрана уже равнялась 61 см.

Длительный период цветные телевизоры продавались с заниженной ценой, чтобы предоставить покупателям возможность получить цветное телевидение по доступной цене и оценить его преимущества.

марка первого цветного телевизора

К концу восьмидесятых годов было распродано около пятидесяти миллионов цветных телевизоров в СССР, а изобретатели разрабатывали все новые и новые модели полюбившейся техники.

Строение телевизоров 70-80 годов

Внутри корпуса слева находилисяь трансформатор, блок настроек, радиоканал и переключатель каналов, а внизу располагались блок цветности и конденсатный блок. Справа устанавливалась самая опасная и мощная деталь — блок разверток с высоковольтными лампами и со строчным трансформатором. Телевизор принимал метровый диапазон. Для приема дециметровых каналов была выпущена приставка, которая конвертировала каналы в один из метровых. Позже выпустили СКД блоки, которые существовали до середины девяностых годов, то есть практически двадцать лет.

Следующим шагом был переход на транзисторы, собиравшиеся из микросхем. Лампы больше не применялись. Телевизоры становились все меньших габаритов и больших технологий. Сейчас производители представляют огромное количество телевизоров разных размеров. Возможности телевидения растут с каждым годом — прогресс не стоит на месте.

Источник: fb.ru

С 1884 до наших дней: история цветного телевидения

С 1884 до наших дней: история цветного телевидения

Топ-10 смартфонов 2023 года: выбираем лучшее

Наверняка вы слышали или сами рассказывали кому-то о том, что телевизоры не всегда были плоскими и цветными. Мы разобрались, с какого изобретения началось развитие телевидения и как эти устройства стали частью нашей жизни.

Кажется, что телевизоры существуют целую вечность. Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание — вы узнаете обо всем из нашей статьи.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

Пауль Нипков

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых телевизоров в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941, первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые телевизоры, а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960-х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?

Модель

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — п арад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое цветовое пространство. Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.

  • Когда музыка стала цифровой: история компакт-диска
  • История чатов: когда появился WhatsApp?
  • Когда на самом деле появился Интернет? Заглянем в историю

Фото: компании-производители, pixabay.com

Источник: ichip.ru

Оцените статью
Добавить комментарий