Когда ребенок начинает видеть телевизор

зрение ребенка

Формирование зрительной функции у детей. Внутриутробное развитие, зрение новорожденного, зрение ребенка, детей в 3 – 7, 8 – 12 месяцев. Подготовка к школе

Н.В. Казинская – детский врач-офтальмолог детской поликлиники «Маркушка»

Внутриутробное развитие

Невозможно себе представить профилактику глазной патологии у детей без выяснения наследственности, формирования плода, течения беременности и родов.

Большинство патологических процессов могут иметь наследственный характер. Наиболее часто это аметропии (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), врожденная глаукома, врожденная катаракта, дистрофия, атрофия или аномалии сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва.

Чтобы осуществить профилактику глазной патологии будущего ребенка, необходимо провести офтальмологическую диагностику у родителей и по возможности выяснить эти данные относительно отдаленных предшествующих поколений.

ЗРЕНИЕ И СЛУХ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА | Когда новорожденный начинает видеть и слышать

Самое главное — родить здорового ребенка, поэтому будущей маме нужно следить за собой, больше гулять, не забывать о витаминах. Женщине даже с хорошим зрением необходимо получить консультацию детского офтальмолога в начале беременности и перед родами. Нередко эти обследования, в конечном счете, влияют на течение родов и на здоровье ребенка. Будущей маме надо помнить, что закладка зрительной системы начинается со второго месяца беременности. Поэтому второй этап профилактики состоит в обеспечении в период беременности наиболее благоприятных условий для развития структуры глаза у эмбриона, а также возможно полном исключении вредных факторов, влияющих на организм беременной, которые могут нарушить развитие глаз плода.

Дальнейшая забота состоит не только в обеспечении продолжения беременности, но и в создании в критическом периоде развития (до 4-5 мес.) оптимальных условий для правильного развития эмбриона. На протяжении этого периода последовательно происходят закладка и развитие различных органов, и в частности глаза.

Любые вредно действующие факторы вызывают изменение в глазных структурах соответственно срокам их закладки и развития. Если, например, не наступило полное или частичное разъединение век, а это расщепление в норме происходит на 7-м месяце беременности, то значит, вредное влияние на этот процесс имело место именно в этом месяце. Или, например, у новорожденного диагностирована врожденная глаукома. Основная причина этого заболевания в недоразвитии радужно-роговичного угла, который формируется на 7-8 неделе; именно в этот период мать могла перенести тяжелый грипп (ОРВИ, ЦМВ, краснуху и т.п.), что затормозило правильное развитие данной структуры глаза. Или, другой типичный пример: развитие врожденной катаракты у новорожденного произошло вследствие того, что мать ребенка перенесла краснуху во время беременности, что привело к врожденному помутнению хрусталиков.

Во сколько дети начинают видеть

Если у новорожденного обнаружено воспалительное заболевание, то необходимо искать инфекционное заболевание у матери (токсоплазмоз, туберкулез и др. инфекции, токсико-аллергические заболевания).

К моменту рождения у большинства детей слезные органы (слезно-носовой канал, слезные точки) проходимы. Однако у 1/3 новорожденных нижний отдел слезно-носового канала закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к дакриоциститу — воспалению слезного мешка. У крохи в первые недели жизни появляются слизисто-гнойные выделения, постоянно текут слезы, развивается конъюнктивит.

Зрение новорожденного

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза, обеспечивающее зрительные функции в процессе созревания организма, претерпевает значительные изменения.

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием.

Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 — т.е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым.

Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

Еще по теме:  Вы приобрели в магазине телевизор гарантия которого

В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он уже фокусирует взгляд на игрушках и следит за их движением. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета.

Если мимо него “проплывают” красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. Специалисты считают, что уже в этот период у ребенка формируется способность различать простейшие цвета – желтый, оранжевый. Именно поэтому дети предпочитают не черно-белые, а цветные игрушки и изображения. Игрушки необходимо размещать на уровне пупка ребенка на высоте 60 см и выше, но не над его лицом.

Зрение ребенка 3 – 7 месяцев

На третьем-четвертом месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Родителям следует помнить: при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее.

Этому также способствуют манипуляции, основывающиеся на хватательном рефлексе различных предметов размером с кубик. Однако когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается схватить движущиеся тени и бестелесные солнечные пятна на одеяле, “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве. Специалисты считают, что это создает предпосылки к различению формы предметов.

Острота зрения ребенка продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 мес. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать зеленые и синие цвета возникает позже и обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

С шестого месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение. Значительно совершенствуется хватание, которое становится все более точным. На основе этого формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. В этот период острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

Зрение ребенка 8 – 12 месяцев

В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами. В этом возрасте детей также начинают интересовать детали интерьера: малышами внимательно изучаются: окна, картины, часы на стенах и все игрушки.

В домашних условиях об остроте зрения малыша можно судить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещения фигурок, людей. И не оттягивайте визит к детскому офтальмологу, пусть специалист подтвердит, что все идет хорошо. От года до 2-х лет зрение закрепляется в пределах 0,3-0,6. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук.

В возрасте от 3-4 лет зрения зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто: большинство детей свободно отвечает по специальной таблице для проверки зрения.

Родители должны знать, глаза не только зеркало души, они отражают общее состояние здоровья. Многие не знают, что болезни глаз и плохое зрение — это не одно и то же. Болезни глаз (катаракта, глаукома) возникают в результате патологических изменений в различных частях глаза, нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов. Плохое зрение (близорукость, дальнозоркость) представляет собой неспособность глаза (как целостного аппарата) приспособиться к физиологическому акту видения.

Кривизна роговицы ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92 %).

Посещать офтальмолога и проверять зрение у детей до года рекомендуется в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Особенно это касается тех детей, которые входят в “группу риска”, а именно:

  • когда один или оба родителя ребенка имеют какое-либо отклонение по зрению;
  • когда младенец родился недоношенным;
  • если среди родственников есть больные глаукомой.

Зрение ребенка, подготовка к школе

Родители не всегда могут самостоятельно обнаружить у ребенка отклонения в работе зрительных функций, поэтому необходим профилактический осмотр офтальмолога в 1 год, три, пять и семь лет. Это поможет предупредить различные нарушения рефракции — аметропию (близорукость, дальнозоркость), амблиопию (слабость зрения), косоглазие.

Источник: mark-med.ru

Развитие ребенка с синдромом Дауна: от 0 до 19 месяцев

Развитие ребенка с синдромом Дауна: от 0 до 19 месяцев

Наличие дополнительной, 47-й, хромосомы сказывается на развитии внутренних органов ребенка, его способностям к умственному и физическому развитию. Однако статистика гласит: 4 из 5 детей с этой геномной патологией обучаемы, а некоторые вполне могут добиться значительных успехов в жизни. Существует огромное количество вариаций синдрома, которые оказывают различное влияние на потенциал ребенка — иногда он и вовсе не нуждается в составлении специальных программ, а его развитие находится в рамках, применимых к возрасту.

Еще по теме:  Для кошки окно как телевизор

И все же, в большинстве случаев у детей наблюдаются проблемы с речью — например, задержка между пониманием и воспроизведением слова. Также распространено медленное развитие мелкой моторики, которая уступает другим двигательным качествам в темпах их усовершенствования. Такие дети могут позже вставать на ножки — от 2-х до 4-х лет. Поэтому врачи придерживаются подхода раннего вмешательства: замечено, что чем раньше назначается физиотерапия и специальные занятия, чем раньше обследования выявляют сдерживающие факторы (например, проблемы со слухом), тем скорее идет развитие ребенка и тем меньше он отстает от сверстников.

Причины синдрома Дауна

Превышение генетического материала корреллирует с возрастом матери, отца и даже бабушки по материнской линии. Однако предугадать, родится ли ребенок здоровым или больным невозможно — его родители почти всегда оказываются здоровыми людьми, а патология обнаруживается только на этапе скрининга плода. Косвенно повлиять на развитие синдрома может:

  • зачатие в близкородственном браке;
  • наличие среди родственников человека с данной мутацией;
  • поздние роды при возрасте матери от 35 лет и отца от 40 лет;
  • наличие вредных привычек, нездоровое питание и образ жизни.

Синдром не связан с полом плода и диагностируется при помощи инвазивных и неинвазивных методик. При рождении развитие ребенка практически всегда соответствует нормальному, за исключением незначительных задержек. При этом братья и сестры с заболеванием похожи между собой, но не похожи на родителей.

Отличия с первых дней:

  • дети с заболеванием имеют уплощенное лицо и укороченный нос;
  • на укороченной шее имеется характерная складка;
  • у внутреннего уголка глаза заметен эпикантус, несвойственный детям немонголоидных рас;
  • уголки глаз имеют разную высоту, что нередко сопровождается косоглазием;
  • язык увеличен, из-за чего ребенку сложно держать рот закрытым;
  • наблюдается искривление мизинца, клинодактилия;
  • в 20% и более также диагностируется врожденный лейкоз, эпилепсия, проблемы с мочеполовой системой.

Особенности развития

В возрасте до 3 месяцев для ребенка с синдромом Дауна характерен следующий уровень развития:

  • выражает чувство голода плачем, а сытости — радостью;
  • эмоционально реагирует на внимание и появление значимых взрослых;
  • не наблюдается проблем с сосанием и глотанием молока;
  • при положении лежа на спине активно двигает ручками и ножками;
  • подъем головы не ниже 4-6 см от поверхности, время удержания головки — 8-12 секунд;
  • при положении лежа держит головку около минуты;
  • хорошо сжимает и разжимает кулачки;
  • может дотронуться пальчиками до собственного лица;
  • активно наблюдает за интересными предметами;
  • узнает голос матери и реагирует на него;
  • узнает знакомых людей и эмоционально выражает это.

В возрасте 4-6 месяцев:

  • делает попытки к общению с близкими, гулит и лепечет;
  • умеет смеяться;
  • демонстрирует опаску и сомнение при виде незнакомых людей;
  • активно тянет в рот ручки;
  • сидит и держит головку без особых затруднений;
  • наблюдает за интересными предметами;
  • хорошо отличает знакомых, вплоть до частых гостей, от незнакомцев;
  • следит за любимыми игрушками и другими интересующими предметами.

Старше 6 — до 10 месяцев:

  • реагирует на щекотку смехом;
  • улыбается при играх или в ответ на ласку;
  • учится говорить короткие слова из пары слогов;
  • знает, что если уронить предмет, его поднимут;
  • плачет или проявляет другие негативные эмоции, если у него отбирают игрушку;
  • умеет кушать из рук, пить из кружки, которую держит взрослый;
  • начинает самостоятельно ползать и вставать с поддержкой взрослого;
  • передает предметы одной или двумя руками;
  • проявляет любопытство к окружающему миру, познавательные попытки.

В возрасте 10-12 месяцев:

  • реагирует плачем на отчитывание или ругань;
  • понимает, что в ответ на просьбу можно отдавать предметы;
  • самостоятельно кушает;
  • обнимает родителей;
  • переворачивается со спинки на живот по собственному желанию;
  • ходит с поддержкой взрослых;
  • начинается развитие мелкой моторики в играх;
  • понимает, когда к нему обращаются.

От 13 до 15 месяцев:

  • машет ручками и хлопает в ладоши, в зависимости от ситуации;
  • может отвечать утвердительными или отрицательными движениями головы;
  • самостоятельно встает и ходит;
  • играет с мячом, конструктором, машинками, пирамидкой;
  • делает первые рисунки.

В возрасте 16-19 месяцев:

  • понимает простые поручения от взрослых и выполняет их сам или с чужой помощью;
  • отдает взрослым предметы при просьбе;
  • учится самостоятельно снимать одежду;
  • сам умывается;
  • умеет подниматься и спускаться по ступенькам с подстраховкой от взрослого.

Обращайтесь, чтобы получить индивидуальную программу Войта-терапии для Вашего малыша!

Не знаете к кому записаться?

Оставьте контакты и администратор клиники позвонит в ближайшее время и запишет на прием к специалисту. Или позвоните по указаному номеру

  • Направления клиники
  • Нейропсихология
  • Лабораторная диагностика
  • Методы диагностики
  • Манипуляции
  • Физиотерапия
  • Медицинский массаж
  • Вакцинация
  • Коррекция речи
  • Справки
  • Комплексные программы
  • Кинезиотерапия
  • ЛФК
  • Детская стоматология
  • Прокалывание ушей

Источник: erdamed.ru

Когда нужно проверять зрение у ребенка?

И в детской литературе, и в кругу семьи мы часто встречаем рекомендации о том, что необходимо регулярно посещать с ребенком офтальмолога. Но что значит регулярно? Какова периодичность таких визитов и с какого возраста начинать такие проверки?

Ребенок рождается со слабым зрением, и только к 3–4 годам его острота приближается к среднестатистической для взрослого человека, а полноценно формируется уже в подростковом возрасте. Первый осмотр детей проводят в роддоме. Следующий рекомендован в возрасте трех лет, затем в 5–7 лет и далее раз в один-два года, если развитие глаз идет должным образом. Если же есть нарушения, за которыми нужно наблюдать и/или корректировать, офтальмолог составит для вас индивидуальный график проверок.

Еще по теме:  Елки 5 когда на телевизоре

Когда нужно проверять зрение у ребенка?

Визиты к врачу в возрасте до года
В первые часы после рождения ребенка осматривает врач-неонатолог, особенно если малыш появился на свет раньше запланированного срока или с осложнениями. В таких случаях возрастает риск кровоизлияний или патологии сетчатки. Если нарушения не выявлены, до трех месяцев можно не обращаться к офтальмологу. Если есть показания, то проверять остроту зрения нужно ежемесячно. После планового осмотра в три месяца повторное посещение врача планируют в шесть месяцев и в год.

  • Первые два месяца — зрачки сужаются при улавливании света. Малыш учится различать черты лиц людей, постепенно начинает следить за перемещающимися предметами.
  • В возрасте трех-четырех месяцев ребенок реагирует на яркие игрушки, задерживает на них свой взгляд, распознает улыбку.
  • К пяти-семи месяцам дети учатся узнавать родителей, распознавать различные предметы, находить их взглядом.
  • В восемь-десять месяцев ребенок четко понимает, что видит перед собой и что хочет взять.
  • К году малыши уже умеют фокусироваться на мелких деталях, чувствуют расстояние между предметами.

После года начинает формироваться бинокулярное зрение. Ребенок лучше видит те предметы, которые расположены далеко от него. Это происходит из-за того, что глазное яблоко еще маленькое, и изображение фокусируется за сетчаткой. Острота зрения составляет около 30% от показателей взрослого человека.

К шести-семи годам формируется цветное зрение. Поле обзора еще достаточно узкое. Острота повышается до 70–80%. Школьникам рекомендуется проверять зрение не реже оного раза в полгода первые несколько лет. Часы, проведенные за тетрадками и учебниками, — это дополнительная нагрузка на глаза.

Если добавить к этому стрессы из-за смены привычного беззаботного образа жизни, волнение перед контрольными, огорчение из-за оценок или критики преподавателей, вероятность нарушений существенно возрастает. Если нарушения и патологии за первые годы учебы не выявляются, можно возвращаться к схеме визитов к детскому врачу раз в 12 месяцев.

К 12 годам завершается формирование бинокулярного зрения. Исчезает дальнозоркость, появляется близорукость.

К 15–17 годам подросток видит так, как взрослый человек. В этот период особенно важно соблюдать гигиену органов зрения и посещать окулиста, так как происходят гормональные изменения.

  • прищуривает один или оба глаза, когда смотрит вдаль;
  • наклоняет голову на бок, когда изучает какие-то предметы или надписи;
  • теряет концентрацию внимания;
  • постоянно жалуется на головные боли;
  • держит книгу, планшет или другой рассматриваемый предмет слишком близко к лицу;
  • часто трет глаза;
  • путает цвета или формы объектов;
  • задевает предметы, расположенные близко к нему;
  • теряет равновесие.

Как проводят проверку
Методы диагностики зависят от возраста ребенка, характера нарушений. До трех лет проверку проводят при помощи специальных инструментов, так как пациент не знает буквы и только учится распознавать различные предметы. Современные методики и оборудование позволяют определять остроту зрения, оценивать состояние глазного дна и сетчатки.

Для детей постарше используют специальные таблицы с символами, а позже — с буквами. Ребенка усаживают на стул на определенном расстоянии от стенда, просят закрыть один глаз и прочитать указанную строку. Затем то же самое делают для второго глаза.

  • Наследственность
  • Удлиненное глазное яблоко
  • Нарушение аккомодации
  • Слабость склеры
  • Косоглазие. При такой патологии глаза смотрят в разных направлениях — всегда или периодически. Если вовремя не скорректировать зрение, то из исключительно эстетической она может превратиться в физическую. Косоглазие мешает полноценному развитию зрения. Оно препятствует формированию объемного глубоко зрения.
  • Амблиопия. Такой диагноз ставят при сниженной остроте зрения в одном или обоих глазах. Это происходит из-за того, что изображение не может попасть на сетчатку через оптическую систему. Развитие болезни начинается у малышей в раннем возрасте и подлежит коррекции только до 7–8-лет. Позже вылечить амблиопию не получится.
  • Дихромазия. Патология, которая вызвана выпадением отдельных участков цветового спектра. Это разновидность дальтонизма.

Также в группу риска попадают малыши, родившиеся с патологией дыхательных путей; появившиеся на свет при тяжелых родах; имеющие проблемы с давлением.

Профилактика проблем с глазами
Лучшая профилактика здоровья глаз — регулярные визиты к врачу. Хорошему самочувствию способствует физическая активность.

  • проводить как можно больше времени с детьми на улице, занимаясь различными видами спорта — по наблюдениям ученых, дети, которые проводят на свежем воздухе меньше 2,5 часов в день, более предрасположены к проблемам со зрительной функцией;
  • оформлять детские комнаты в спокойных тонах;
  • включать в рацион свежие овощи, фрукты, зелень;
  • придерживаться режима, спать не менее восьми часов в сутки;
  • дозировать время за компьютером/смартфоном — оптимальным считается ограничение такой активности 20 минутами в день для детей в возрасте до трех лет и двумя часами для школьников;
  • держать осанку, делая уроки;
  • следить за тем, чтобы освещение в помещении было достаточным — лучше всего читать, писать и рисовать при естественном освещении;
  • размещать телевизор, монитор компьютера на безопасном расстоянии.
  • сбор анамнеза — детально опишите все симптомы, которые вызывают у вас беспокойство, жалобы, историю болезни (если имеется);
  • наружный осмотр и осмотр глазного дна;
  • биомикроскопию;
  • рефрактометрию;
  • исследование остроты зрения и бинокулярных функций;
  • использование циклоплегических средств;
  • исследование рефракции.

Источник: www.lensmaster.ru

Оцените статью
Добавить комментарий