—>
Первый канал выпустил сразу несколько передач о том, как стоит оценивать так называемый декабризм. Фильм «Союз спасения» вызвал неоднозначную реакцию и пока мало собирает в прокате. На этом фоне продюсеры картины попытались объяснить, как соотносить идею фильма с нынешней реальностью.
Правда в истории — как горькое лекарство. Вещь неприятная, но необходимая для морального здоровья. Именно такой посыл дается создателями «Союза спасения». Слишком много толков вокруг картины. Что это — новое и, наконец, правдивое прочтение истории декабристов или пропаганда конформизма?
Продюсеры фильма Константин Эрнст и Анатолий Максимов целую программу на «Первом» посвятили объяснению, как зрителю воспринимать картину. Они не скрывают, что сюжет «Союза спасения» экстраполируется на современные события. Показывают книгу 1826 года «Донесение следственной комиссии».
Собственно, оттуда черпались сведения, которые потом были красочно изложены в двух часах картины. Сопротивление со стороны элиты. Солдаты и народ, оказавшиеся на Сенатской площади, не понимали, что происходит.
Союз спасения. Время гнева | Трейлер | Оригинальный проект KION
И как так вышло, что любовь к обожаемому после 1812 года императору трансформировалась в пушкинское «властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда…», говорит в программе «Сегодня вечером» генеральный директор ОАО «Первый канал» Константин Эрнст.
«Вот эта история трансформации от обожаемого героя до ненавидимого сатрапа, она очень для России типична, потому что люди объясняют все свои проблемы, от неудавшейся карьеры до импотенции, действиями власти. И особенно меня поражает то, что часть радикальных представителей так называемого креативного класса предъявляют огромное количество претензий к фильму, выступая на стороне декабристов. Но вообще-то на стороне декабристов выступал Герцен, а потом его наследники в определенной степени были большевики. И очень странно, что люди, ассоциирующие себя сами с либеральной идеей, являются прямыми наследниками большевиков».
Критики (и не только) сразу заметили попытку провести параллель между декабристами и современной оппозицией с намеком на то, что русский бунт как минимум бессмысленный. Хотя создатели картины утверждали, что ее идея — не принимать ничью сторону. Журналист и историк Николай Сванидзе говорит, что оценивать фильм нужно послойно.
Николай Сванидзе тележурналист, историк «Если речь идет просто о кино как таковом, может быть любая трактовка, потому что это кино, произведение искусства. Никто не претендует на то, что фильм Эйзенштейна «Александр Невский» — это учебник по истории для изучения того периода.
Если авторы претендуют на то, что по их фильму нужно изучать историю, или кто-то претендует, тогда возникает вопрос. Такая, как я понимаю, несколько спрямленная позиция в отношении участников декабрьского выступления — все было гораздо сложнее. Если это предлагается, то это значит, что отсчет идет с сегодняшнего дня, то есть выступление декабристов путается с Майданом. Всякий, кто выступает против действующей власти, — бунтовщик, вооруженный хипстер. Переносить сегодняшние реалии, как их ни трактуй, на события двухвековой давности — смешно и непрофессионально».
СОЮЗ СПАСЕНИЯ / Драма, история / 2019
К притязаниям на статус исторической правды помимо заявлений Эрнста можно отнести и слова министра культуры Владимира Мединского, который предложил включить «Союз спасения» в школьную программу. Но ничего необычного в этом нет. В фильме даже трудно выделить какие-то конкретные моменты подтасовок. Конфликты между декабристами были? Были.
И дело их было неоднородно, и Пестель пользовался репутацией диктатора, и Трубецкой колебался.
Но каждая эпоха рассматривает эту ситуацию из своего угла. В 1970-х годах фильм Владимира Мотыля о декабристах рассказывал о диссидентской ситуации. По тогдашним меркам противостоять власти было нормально, а ненависти к переменам не было, говорит писатель Дмитрий Быков.
Дмитрий Быков писатель, журналист «Сегодня кажется, что любая попытка бунта — это тщеславие, корысть или неумение прогнозировать будущее. Считается, что декабристы не пощадили себя и самой страны для реализации своих амбиций. Поэтому в 1970-е годы, во времена фильма «Звезда пленительного счастья», можно было надеяться на то, что в России будет лучше.
А по фильму «Союз спасения» совершенно очевидно, что в России может быть только хуже и будет хуже после Путина. Вот об этом рассказывает картина. Это чудесная констатация, но при этом оказались фактически оклеветаны хорошие люди, начиная с Мордвинова и кончая декабристами. Ну, что поделать? Авторам так кажется. Они имеют право на такой взгляд.
Им-то после Путина уж точно будет хуже».
За первый уик-энд фильм собрал в прокате 122 млн рублей. К слову, сборы российской комедии «Холоп» были в 2,5 раза больше. Но впереди еще несколько выходных, так что оценивать цифры рано. А вот бюджет картины оценить можно, и он ни много ни мало составляет 800 млн рублей.
Источник: www.bfm.ru
Союз спасения. Время гнева (2022)
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
1 серия. Теперь возможно всё
Еще в недалеком прошлом многие жители Российской империи не верили в лучший исход из войны с французами. Однако теперь, когда Наполеон вместе со своей армией полностью разгромлен, русские офицеры наконец-то возвращаются домой с заветной победой. Однако некоторые из последних не собираются останавливаться на этом, намереваясь добиться лучшей жизни для своей родины.
2 серия. Высочайшая воля
После победы над, на первый взгляд, непобедимым Наполеоном некоторые молодые офицеры Российской империи начали все чаще задумываться о необходимости изменить привычную жизнь россиян, которая представляется не самой лучшей и благополучной. По их мнению, их народ достоин лучшего. Именно поэтому и вскоре новоиспеченные декабристы начинают свою борьбу, развязанную ради конкретных идеалов.
3 серия. Поднимается ветер
Декабристы более чем уверены, что они обязаны взяться за это самоотверженное дело и сделать все, чтобы уже в недалеком будущем внести в привычное существование своих сограждан какие-либо кардинальные изменения. Ведь только так им удастся добиться заветной свободы и, естественно, справедливости, которая в последнее время представляется чрезмерно редким явлением.
4 серия. Неисполненная мечта
Молодые офицеры готовы пожертвовать всем ради того, чтобы, в конечном итоге, достичь поставленной перед собой цели. Ведь они желают добиться лучшей жизни для жителей своей родины. И теперь именно с этой целью декабристы начинают предпринимать конкретные шаги, которые, по их мнению, должны помочь им перевернуть вверх головой привычный уклад Российской империи.
5 серия. Мы не успели
Гвардейские офицеры более чем уверены, что им необходимо взяться за дело и попробовать совместными усилиями изменить царящий в Российской империи привычный уклад. При этом все ни превосходно понимают, что для достижения поставленной перед собой цели им придется пройти тернистый путь и, более того, поставить на кон собственную жизнь. Ведь борьба за свободу представляется самоотверженным делом.
6 серия. Ангелы танцуют
Санкт-Петербург, 13 декабря 1825 года. Батеньков приходит к Рылееву, чтобы поздравить, что в России новый государь – утром присяга.
14 декабря 1825 года. Батеньков опаздывает на совет сенаторов, его перенесли на 2 часа раньше, об этом ему сообщает Сперанский. Узнает, что Сенат, включая Сперанского, присягнули. Николаю.
Молодые офицеры выступают перед московсским полком от имени Константина Павловича.
Полковник Трубецкой просит разрешения у Николая ему идти к Сенату и, он выведет мятежные полки из города, чтобы первый день его царствования не омрачился смутой. Мордвинов сомневается, что его будут слушаться. Николай неприступен, не собирается показывать свой страх, требует отправить к Сенату гвардейцев.
7 серия. Моей вины нет
Санкт-Петербург, 14 декабря 1825 года. Порутчик Панов, сдавшийся мятежник, прходит на разговор к Николаю.
Николай приходит на разговор к пленнику князю Щепину-Ростовскому, который командовал ротой в Московском полку. Говорит, что наблюдал за ним: действовал решительно, командовал уверенно, отбили команду конногвардейцев…
Генерал Орлов приходит арестовать Трубецкого. Ему не дает это делать австрийский консул, говорит, что князя здесь нет. Орлов остается ждать на улице, Сергей смотрит в окно, жена поддерживает его.
Николай допрашивает очередного мятежника на тему выстрела в Милорадовича. Спрашивает зачем ему нужна конституция, за которую он воевал. Тот отвечает, что будет возмездие… Николай сообщает мятежнику, что граф Милорадович умер.
Москва, 17 декабря. Гостиница «Север». Свистунов просит Иполлита уезжать в Малороссию. Сам сидит с пистолетом, рассказывает, что через день как они уехали Рылеев с Трубецким взбунтовали 10 тысяч человек. Они все полегли…
8 серия. Виктория
30 декабря, Васильков. Муравьев-Апостол узнает, что пока они поднимали роты, раненный подполковник Гебель распорядился вывезти документы и полковую казну. Осталась только касса солдатской артели.
Майор Чистов выступает перед полком, говорит, что Муравьев-Апостол отстранен от дел Гебелем. В этот момент приходит сам Сергей Иванович и приказывает ему встать в строй. Потом рассказывает полку, что мерзавец Гебель хотел ночью арестовать его, чтобы он не смог донести до них правду: самозванец Николай расстрелял свою гвардию в Петербурге; истинный царь – Константин.
В селе, где остановился полк Муравьева-Апостола стоит беспредел: пожары, грабежи, насилие… Сергей, по прибытию, требует прекратить и арестовать зачинщиков.
3 января 1826 года. Перед полком падает несколько снарядов – впереди гусары, которым велено их остановить. Муравьев-Апостол созывает офицеров для обсуждения.
20 января, Санкт-Петербург. Муравьев-Апостол предстает перед Николаем, признается, что каяться ему не в чем. Говорит, что между ними нет разницы: «и у вас, и у нас цели правые, а способы преступные…» В центре города готовится виселица, к которой приговорены все основные мятежники: Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Рылеев, Пестель. Им надевают мешки на голову, поверх которого накидывают петлю, ставят на лавки, после чего выдергивают их из-под ног. Три веревки срываются, среди спасшихся есть Муравьев-Апостол.
последнее обновление информации: 20.06.23
Источник: www.kino-teatr.ru
Поспособствовать созданию и показу по телевидению сериала «Союз спасения»
26 декабря 2019 года в прокат кинотеатров России вышел фильм о декабристах «Союз спасения». Картина поразила зрителей исторической точностью и высоким уровнем визуального материала, саундтреком, актёрской игрой, вниманием к персонажам. Фильм привлёк внимание к реальным событиям, произошедшим почти двести лет назад — выросли продажи художественной и документальной литературы о декабристах; согласно Google Trends, частота запросов по теме «декабристы» выросла более, чем в десять раз. Вокруг фильма сформировался круг поклонников, состоящий из людей разных возрастов, рода деятельности и уровня образования.
Тем не менее, было очевидно, что формат полнометражного фильма не мог и не смог вместить в себя всего, что касается восстания на Сенатской площади и бунта Черниговского полка, это был слишком большой объём информации, чтобы можно было подробно осветить одну из интереснейших вех развития и становления Российского государства, слишком большой список действующих лиц, чтобы уделить должное внимание каждому. Примерно тогда же стало известно, что общий хронометраж отснятого материала куда больше, чем хронометраж показанного фильма, и поклонники задались вопросом: возможно ли сделать — и показать — сериал о декабристах? Тем более, если материал для него уже отснят, готов и ждёт монтажа. Понятно, что руководство канала интересует в первую очередь вопрос рентабельности показа подобного сериала, но в пользу сериала на самом деле говорит множество факторов.
Начнём с очевидного: это наша история. Да, в школе на уроках истории мы разбираем хронологию событий, различия в программах Северного и Южного обществ — но ведь история декабристов гораздо шире и богаче. Это не просто события и программы — это люди, которые их писали и совершали. Есть множество исторических документов, описывающих те события, но не всем и не всегда они доступны — формат же сериала сделает личности и истории этих людей доступными для всех желающих и интересующихся.
Во-вторых, уже показанный в кинотеатрах фильм приоткрыл эту дверь для интересующихся — и они не собираются её закрывать. Так же, как на фильм многие сходили не по одному и даже не по два раза, сериал не станет «однодневкой». Его посмотрят по телевизору, его купят на цифровых площадках. Людям дали часть этой прекрасной истории — они хотят ещё и готовы к тому, чтобы получить больше.
К тому же, последние годы наблюдается повышение спроса на исторические или околоисторические сериалы. Посмотрите на рейтинги Игры престолов, Викингов, Версаля, Королевства, Тюдоров — людям нравится наблюдать за сюжетами, происходившими задолго до их появления на свет.
Уже говорилось о возможности прикоснуться к реальной истории, но это ещё и немного другое — это возможность представить, как было там и тогда, как и чем жили люди, о чём мечтали, о чём думали. Зачастую то, что мы знаем о тех временах, основано на классической художественной литературе, это меняет восприятие происходящего, делает его отчасти сказочным. Здесь же впору ставить плашку «основано на реальных событиях» — это кардинально сменит угол восприятия — и привлечёт дополнительный интерес. Исторический, по-настоящему исторический сериал — не выдумка, не сказка в исторических декорациях — обречён на успех, на своего зрителя, на хорошие рейтинги и многомиллионные просмотры. Сериал доступней для рядового зрителя, чем полнометражное кино, идущее в кинотеатре — и мы уверены, что посмотреть эту историю захотят многие.
Этой петицией мы обращаемся к руководству Первого канала и лично Константину Львовичу Эрнсту: пожалуйста, дайте сериалу «Союз спасения» зелёный свет. Эта история уже любима многими, её хотят, её ждут, её безусловно будут смотреть.
Источник: www.change.org