Танцующие балерины в студии и дикторы с зелёными губами: каким было советское телевидение в сталинскую эпоху.
13 ноября 2022, 01:40
1 октября 1931 года началось регулярное вещание советского телевидения. Массовое его вторжение в повседневную жизнь советских граждан началось только в 60-е годы, поэтому немногие знают, что к тому моменту советское телевидение работало на регулярной основе почти три десятилетия. Правда, приобщиться к новому чуду техники в те времена имели возможность лишь единицы. Лайф выяснил, каким было советское телевидение в самый необычный период своего существования — сталинскую эпоху, — когда оно очень сильно отличалось от привычного нам.
Первое телевидение было механическое
Первоначально телевидение не только в СССР, но и во всём мире было механическим. Для передачи изображения использовались не полупроводники или ЭЛТ, а так называемый диск Нипкова — вращающееся устройство для сканирования изображений.
Система была весьма простой, но имела существенный недостаток — механическое телевидение было малострочным, то есть физически было способно передавать лишь небольшое количество элементов изображения, из-за чего качество передаваемой картинки было очень низким. Современного зрителя трансляции эпохи механического телевидения привели бы в ужас. Очень низкое разрешение, размытые фигуры и силуэты, отсутствие чёткости, неподвижная камера. Но по тем временам даже сама возможность передачи изображения на расстоянии воспринималась как чудо. В капиталистических странах в 30-е годы механическое телевидение уже шло на спад из-за его бесперспективности, в СССР также планировали перейти к гораздо более перспективному электронному телевидению, однако промышленность оказалась не в состоянии наладить выпуск необходимой для него продукции, а затем началась война, из-за чего телевещание прекратилось на несколько лет.
Регулярное ТВ-вещание в СССР
В 1930 году Народный комиссариат почт и телеграфов распорядился начать подготовку к телевизионному вещанию в СССР. Всесоюзный электротехнический институт получил задание на изготовление оборудования для телевещания — телерадиопередатчиков бегущего луча.
Первые экспериментальные передачи начались в мае 1931 года. Они были ещё нерегулярными и выходили время от времени, первые телевизионщики методом проб и ошибок искали оптимальные варианты. Поначалу они показывали только неподвижные картинки. Стабильное вещание началось с октября 1931 года. Передачи транслировались лишь полчаса в день после полуночи.
Дикторы вынуждены были работать в достаточно непростых условиях. Им приходилось сидеть практически в полной темноте, поскольку для лучшего качества передачи изображения бегущему лучу требовалось затемнённое помещение.
Изображение было не чёрно-белым, как можно было бы подумать, а чёрно-оранжевым, поскольку в первых советских телевизорах использовались неоновые лампы, дававшие красно-оранжевое свечение.
Полноценной ТВ-студии в её сегодняшнем понимании ещё не было, вещание велось из небольшой комнаты на Никольской, 7, где была размещена вся аппаратура. Тексты приходилось заучивать наизусть. Позднее, с началом эксплуатации передатчика прямого видения, мрак стал не только не нужен, но и вреден, и студию, наоборот, начали ярко освещать, из-за чего температура в ней порой превышала 40 градусов, поскольку лампы освещения очень сильно нагревались, поэтому ведущие и гости передач чувствовали себя не очень комфортно.
Почему телевизоры в СССР делали с корпусами из ДСП, а не из пластика?! #shorts
Позднее благодаря внедрению нового телепередатчика стало возможным использовать не одни только крупные планы говорящих голов, но и как-то разнообразить картинку сменой планов.
Телевизионщики 30-х были очень жёстко ограничены в своих возможностях из-за несовершенства техники. Все передачи приходилось вести из студии, поскольку трансляции шли ночью, а средств видеозаписи ещё не было, первые внестудийные съёмки стали возможны только к концу 30-х годов, на восьмом году существования телевидения, да и то только в качестве эксперимента. Стабильно работающие ПТС (передвижные телестанции) появились уже после войны.
Поначалу передачи шли без звука, позднее отдельные из них уже имели звуковое сопровождение, но полный переход к звуковому вещанию состоялся только в 1934 году. В те времена ещё не было такого слова — «телевидение». Его называли дальновидением. А к телезрителям обращались как к радиозрителям.
Поскольку качество изображения было низким, телегеничности появлявшихся в кадре людей не придавалось никакого значения, и дикторами работали те же люди, что и на радио. Фактически телевидение тех лет и было только приятным бонусом к радио.
Какими были первые телевизоры в СССР
Как ни странно, регулярное телевещание было запущено в условиях, когда в стране вообще отсутствовало производство телевизоров. Поэтому первые передачи могли смотреть только наиболее продвинутые радиолюбители, которые были в состоянии собрать телеприёмник своими руками, что было не так уж просто — не только из-за необходимости разбираться в этом ремесле, но и из-за того, что некоторые детали было очень трудно найти.
Серийное производство первых советских телевизоров началось в 1933 году. Они выходили под брендом Б-2 в честь разработавшего их инженера Брейтбарта. Первый телевизор имел мало общего с современными и представлял собой большую деревянную коробку с глазком. Этот глазок и был экраном телевизора.
Изображение мало того что имело скверное качество, так ещё и было крошечным, всего несколько миллиметров в диаметре, поэтому надо было применять особое стекло, которое увеличивало изображение до нескольких сантиметров. Чтобы смотреть передачи по такому телевизору, надо было находиться вплотную к экрану, поэтому смотреть его одновременно мог только один человек.
Но и это ещё не всё. Телевизор не передавал звук, поэтому те, кто хотел смотреть передачи со звуком, должны были устанавливать дополнительный радиоприёмник, который настраивался на определённую волну и транслировал звук телепередачи.
Производство этих телевизоров велось только на одном заводе в Ленинграде, его мощности хватало, чтобы производить два-три телевизора в сутки. Стоило это чудо техники весьма недёшево — примерно одну среднемесячную зарплату рабочего. Тем не менее телевизоры всё равно раскупались очень быстро состоятельными людьми из крупных городов. Не столько ради того, чтобы смотреть телепередачи, сколько ради возможности прихвастнуть перед друзьями и коллегами.
Мощностей завода имени Козицкого, выпускавшего телевизоры, не хватало, поэтому в газетах и журналах для радиолюбителей публиковались инструкции по самостоятельной сборке этих телевизоров, но, как уже говорилось выше, сделать это было не так уж просто. Наибольшие трудности были с электродвигателем, который приводил в движение диск Нипкова.
Найти детали для него было трудно, поэтому умельцы приспосабливались, как могли. Например, устанавливали ручные двигатели. В этом случае ручку необходимо было постоянно вращать вручную и делать это одновременно с просмотром телепередачи, для чего надо было наклониться к глазку. Обладатели таких самодельных телевизоров долго ломали бы голову над значением фразы «расслабиться перед телевизором».
Первые телепередачи советского телевидения
Первые советские телепрограммы были весьма примитивными по нынешним временам. Как правило, вся передача состояла из не менявшегося крупного плана диктора и бегущей строки (на случай если у радиозрителя нет дополнительного приёмника для трансляции звука), которая писалась прямо на бумаге и прокручивалась на катушках перед камерой. При этом в кадр помещалось лишь несколько крупных букв. Камера устанавливалась в специальной аппаратной, отделённой от диктора толстым стеклом, поскольку аппаратура слишком сильно шумела и фонила.
Передачи шли сначала несколько раз в неделю, а затем ежедневно, с 00:00 до 00:30 каждого дня. Такое время было выбрано из-за того, что к тому моменту заканчивалось радиовещание. Трансляции велись поначалу только в Москве, затем распространились и на некоторые другие крупные советские города.
Из-за слабых возможностей механического телевидения телевизионщики были крайне ограничены в средствах. Им приходилось довольствоваться только крупными планами говорящих голов. Попытки смены планов приводили к полной неразборчивости изображения на экранах.
Зрители могли увидеть кинофильмы, но не такие, как сейчас. Это было не развлекательное кино, а пропагандистское, да и фильмами они назывались весьма условно. Как правило, демонстрировалась галерея портретов ударников труда или советских вождей, что сопровождалось закадровым текстом. Однако на исходе 30-х с появлением экспериментального электронного телевидения уже было возможно демонстрировать полноценные художественные фильмы.
Часто в студию приглашали различных ударников труда, лётчиков и других знаменитостей, которых снимали крупным планом. Тогда же приглашённых гостей и дикторов начали гримировать. Из-за особенностей аппаратуры и освещения грим порой был специфическим. Например, губы красили зелёным цветом.
Также зрителям показывали телеспектакли. Но это были не те спектакли, которые шли в театрах. Поскольку передвижных телевизионных станций тогда ещё не было, и телевизионщики не могли выезжать на запись эфиров за пределы студии, спектакли ставились прямо в ней. Артистов приглашали в студию, чтобы они изобразили отрывок из какого-либо спектакля или балерины станцевали несколько па.
Разумеется, целиком спектакли никто не демонстрировал, поскольку всё вещание укладывалось в полчаса (позже его увеличили до часа). Они разыгрывали в лучшем случае одну-две сценки из спектакля, их заранее репетировали с режиссёром съёмки и оператором, который показывал им границы, за которые они не должны выходить, чтобы оставаться в кадре.
Нередко профессиональные актёры приглашались в качестве дикторов для художественного чтения. Например, одной из первых звуковых телетрансляций в истории советского телевидения стало художественное чтение известным актёром Иваном Москвиным рассказа Чехова «Злоумышленник». Жанр художественного чтения, полностью отсутствующий на ТВ в более поздние времена, в ту эпоху был весьма распространён.
Ещё один особый жанр, совершенно отсутствующий сейчас, — тестовые телевикторины. Нет, не передачи, где нужно что-то угадывать и получать призы, а тестовые викторины, в которых зрителям предлагалось ответить на вопросы о качестве изображения. Например, диктор делал какой-то жест или демонстрировал какое-то изображение, а затем обращался к зрителям с просьбой написать в редакцию, что они сейчас видели. Это было необходимо для оценки качества трансляции передач.
В конце 30-х начались эксперименты с выездными съёмками. Правда, они были весьма ограничены. Например, экспериментальную съёмку парада зритель видел так, словно смотрел на него в глазок. В этот же период появился и аналог современных новостей. Диктор перед камерой зачитывал подборку последних событий.
К сожалению, архивных видеозаписей этого периода почти не сохранилось, поскольку эфиры шли напрямую, а записывающих устройств тогда ещё не было. Механическое телевидение было крайне ограниченным для дальнейшего совершенствования, поэтому к середине 30-х во всех странах, кроме СССР, от него отказались в пользу электронного. Однако в СССР не смогли вовремя наладить массовый выпуск необходимой техники. Хотя с 1938 года, когда был построен телецентр на Шаболовке, началось экспериментальное электронное вещание, сразу же расширившее возможности ТВ, официальный переход к нему состоялся лишь за пару месяцев до начала войны.
Что показывали в послевоенный период
На время войны трансляция телевизионных передач была прекращена. Её восстановили в конце 1945 года, но теперь это было уже не механическое, а электронное телевидение. Одновременно начался выпуск новых телевизоров «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1». Они уже были более похожи на современные телевизоры.
В отличие от довоенных телеприёмников с крошечным глазком, эти имели экран диагональю 10 на 13 см. Они мало отложились в народной памяти, поскольку стоили очень дорого (примерно шесть-семь среднемесячных зарплат), и, кроме того, из-за несовершенства технологии кинескопы ломались уже через несколько месяцев, и редко какой телевизор служил больше года.
Вещание велось дважды в неделю по часу, а с 1950 года началось через день. Настоящим прорывом стали передвижные телевизионные станции. И ленинградская, и московская студии получили свои ПТС, что позволило существенно разнообразить контент. Теперь для показа спектакля не требовалось привозить в студию актёра, его можно было снять непосредственно на месте.
— Оперы: «Алеко» Рахманинова, «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Ромео и Джульетта» Гуно.
— Балеты: «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского.
— Пьесы: «Укрощение строптивой» Шекспира, «Мёртвые души» Гоголя, «Иван Грозный» Толстого.
Разумеется, эти постановки транслировались не целиком, а только отрывками, поскольку всё телевещание умещалось в час.
В 1949 году наконец произошёл главный прорыв. В массовое производство был выпущен телевизор КВН-49, ставший первым доступным широким массам телеприёмником. Через полтора десятилетия после начала его существования более-менее широкие массы (ранее число телезрителей не превышало трёх-четырёх тысяч на всю страну) наконец смогли познакомиться с телевидением.
Таким образом, главные черты телевидения сталинской эпохи, отличающие его от более поздних, заключаются в следующем:
— Элитарность телевидения. Лицезреть телепередачи могли всего несколько счастливчиков на весь СССР.
— Отсутствие полноценного вещания. Телевидение вещало только несколько раз в неделю по полчаса-часу в день.
— Отсутствие возможности совместных просмотров. Первые советские телевизоры не позволяли смотреть телепередачи более чем одному человеку.
— Очень плохое качество изображения (до конца 30-х). То, из-за чего все западные страны отказались от механического телевидения в пользу электронного.
— Отсутствие развлекательных передач.
— Отсутствие возможности проводить выездные съёмки (до конца 40-х).
После смерти Сталина, начиная со второй половины 50-х – начала 60-х годов, произошёл резкий взлёт популярности телевидения. Качество контента резко разнообразилось, появились специальные телевизионные журналисты, стали появляться развлекательные программы. Именно в этот период телевидение стало превращаться в привычное нам. Но это уже другая история.
Источник: life.ru
Как в моей деревне появился первый телевизор
Не побоюсь сказать, что поистине эпохальным событием для всех деревенских жителей стало появление в деревне в начале 60-ых первого отечественного телевизора. Пожалуй, это было даже покруче информации о полёте в неведомый космос неведомого нам Гагарина, поскольку всё происходило на наших глазах и при нашем участии…
Знаменитое «Поехали!», давшее старт телевидению в деревне, мы произнесли почти одновременно с Гагариным.
Далее от автора: Помню, как однажды вечером мать дала нам, своим малолетним детям, команду собираться в гости. Дело было как раз накануне Нового года. Для деревенских вообще ходить по вечерам друг к другу в гости почаёвничать и пообщаться было делом привычным, а для детворы- притягательным вдвойне, поскольку можно было снова встретиться и поиграть со своими деревенскими друзьями. А тут ещё- под новогодней ёлкой!
И как жили раньше без телевидения и «Голубого огонька»?
Разумеется, долго уговаривать не пришлось. Живо собрались и отправились на другой конец деревни, где проживали две одинокие сестры- приятельницы нашей матери.
Войдя в дом, испытали шок: в большой избе в углу стоял самый настоящий телевизор! До этого нам не раз приходилось слышать об этом удивительном изобретении, а однажды, будучи в гостях у московской родни, даже лицезреть его в действии. Утвердившись с тех пор в мысли, что телевизор- это удовольствие только для городских, а в глухой деревушке, привыкшей к проводному радио, он так и останется несбыточной мечтою, никак не ожидали подобного сюрприза. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Телевизор стал одним из немногих способов собрать вместе всю семью.
Как это чудо техники здесь появилось – остается лишь догадываться: по всей видимости, не обошлось без участия московских (опять-таки!) родственников сестёр. Собственно, нам, ребятне, было всё равно… Пока мать общалась с хозяевами в передней избе (так деревенские называли прихожую), мы, наспех избавившись от верхней одежды, в оцепенении застыли на пороге и изумлённо взирали на телевизор, боясь к нему приблизиться. Одна из сестёр подвела нас к нему поближе и предложила рассаживаться прямо на полу, набросав фуфаек и тулупов. После чего включила телевизор.
С тех мор мало что изменилось — телевизор всё так же притягивает детвору!
Помню, что изображение было не очень чёткое, мелькали кадры и пропадал звук, но для нас это было настоящее живое кино! Рядом, всего в двух шагах! И происходило это в обычной деревенской избе, хорошо протопленной по случаю нашего прихода…
Лежа на животе на тёплых дерюжках, мы не могли оторваться от экрана, хотя в силу своего возраста многое из происходящего не понимали. И даже не заметили, как за нашими спинами примостилась мать со своими товарками. Разморившись, под телевизионный стрекот незаметно уснула наша трёхлетняя младшая сестра, да и у нас уже слипались глаза… Но разве можно было прервать эту сказку, не будучи уверенным, что назавтра она снова повторится! С превеликим трудом, со слезами на наших глазах и с уснувшей дочкой на руках около полуночи мать увела своё семейство домой…
Вот таким составом ходили мы на совместные деревенские телепросмотры. 1963 год. Фото из личного архива автора.
После этого ещё года два вся деревня валом валила в гостеприимный дом на просмотр телепередач, в связи с чем хозяйкам пришлось даже устанавливать очерёдность посещений.
Была ещё одна любопытная фишка при просмотрах. Оказывается, при желании изображение в черно-белом телевизоре можно было трансформировать в условно цветное (я бы так это назвал): с помощью специальной плёнки-цветофильтра, которую размещали перед экраном, тот высвечивался разноцветными полосами. Правда, это были всего лишь два-три цвета, но присутствующие и от этого были в восторге…
Наши «хождения по соседям» прекратились лишь в середине 60-ых, когда московский дядька привёз популярный в те годы «Рекорд-64», бравший два канала.
Он верно прослужил нам более десятка лет.
Буквально в течение двух последующих лет и остальные деревенские жители подсели на телевидение. Кроме одиноких старушек, так и оставшихся верными своему любимому старенькому радио…
Деревенским старикам оставалось глядеть в окно да слушать старенькое радио.
Источник: back-in-ussr.com
Первый советский телевизор
10 мая 1932 года в Ленинграде завод Коминтерн выпустил первые 20 советских телевизоров. Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел. В феврале 1888 году русский ученый Александр Столетов провел опыт наглядно демонстрирующий влияние света на электричество.
Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз». Позднее, подобными исследованиями занималось и множество других великих ученых, в том числе Ф. Ленард, Дж. Томпсон, О. Ричардсон, К. Комптон, Р. Милликен, Ф. Иоффе, П. Лукирский и С. Прилежаев. Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в 1905 году.
В 1879 году английский физик Уильям Крукс открыл вещества способные светится при воздействии на них катодными лучами – люминофоры. Позднее было установлено, что яркость свечения люминофоров напрямую зависит от силы их облучения. В 1887 году первую версию катодо-лучевой трубки (кинескопа) представляет немецкий физик Карл Браун.
К концу XIX века идея телевидения уже не кажется чем-то фантастическим. Один за другим выдвигаются проекты телевизионных систем, по большей части неосуществимые с точки зрения физики. Главные же принципы работы телевидения были созданы французским ученым Морисом Лебланом. Независимо от него, подобные труды создает и американский ученый Е. Сойер.
Они описали принцип, согласно которому для передачи изображения требуется его быстрое покадровое сканирование, с дальнейшим превращением его в электрический сигнал. Ну а так как радио тогда уже существовало и успешно использовалось, то вопрос с передачей электрического сигнала решился сам собой.
В 1907 году Борис Розинг теоретически обосновал возможность получения изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким физиком К. Брауном. Розингу так же удалось осуществить это на практике. И хотя удалось получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки, это был огромный шаг вперед. В целом, в деле развития электронных телевизионных систем, Розинг сыграл огромную роль.
В 1933 году в США русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал иконоскоп – передающую электронную трубку. Принято считать, что именно Зворыкин является отцом электронного телевидения.
Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку создает и советский ученый С. Катаев.
Первое устройство механического сканирования разработал в 1884 году немецкий инженер Пауль Нипков. Его устройство представляло собой вращающийся непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали Архимеда отверстиями – так называемый диск Нипкова.
Таким образом происходило сканирование изображения световым лучем, с последующей передачей сигнала на специальный преобразователь. Для сканирования же хватало одного фотоэлемента. Количество же отверстий иногда доходило до 200 (обычно же от 30 до 100).
В телевизоре процесс повторялся в обратном порядке – для получения изображения опять таки использовался вращающийся диск с отверстиями, за которым находилась неоновая лампа. При помощи столь нехитрой системы и проецировалось изображение. Так же построчно, но с достаточной скоростью, для того чтобы человеческий глаз видел уже целую картинку.
Таким образом, первыми начали создаваться именно проекционные телевизоры. Качество картинки оставляло желать лучшего – лишь силуэты, да игра теней, но тем не менее, различить что именно показывают было возможно. Диск Нипкова был основным компонентов практически всех механических систем телевизоров, до их полного вымирания как вида.
В 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться передачи распознаваемых человеческих лиц. Несколько позже, им же была разработана и первая телесистема, способная передавать движущиеся изображения.
Первый же электронный телевизор, пригодный для практического применения был разработан в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, в конце 1936 года. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла из себя массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.
Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях – электронном и механическом. Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов 20-го века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами. На территории СССР, механические телесистемы продержались несколько дольше.
В 1931 году газета “Правда” написала: “Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения)”. А уже через год ленинградский завод “Коминтерн” приступил к производству первых советских телевизоров..
В производство был запущен «телевизор для индивидуального пользователя», разработанный ленинградским инженером А.Я. Брейтбартом. Это была малогабаритная ТВ-приставка к радиоприемнику. В 1933-1936 годах было выпущено более трех тысяч оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см.
Телепередачи начали выходить с 1939 года, они были только предвестниками нынешнего телевидения. Это экспериментальные программы. Передавалась они при помощи радиостанций и выходили в эфир нерегулярно, даже расписания никакого не было.
Принимались программы при помощи самодельных приемников, которые мастерили народные умельцы. Но эти сигналы были мощными, их можно было ловить на очень больших расстояниях. Например, киевляне могли поймать передачу из Лондона. Изображение на приемниках было едва различимым, и это подогревало интерес к развитию новых технологий, которые и привели к созданию современных телевизоров.
Первый же советский электронный телевизор был создан гораздо позже – в 1949 году. Это был легендарный КВН 49. Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой. В дальнейшем появилось и множество других, более совершенных моделей.
Производство же цветных телевизоров в СССР началось лишь в средине 1967 года. Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году, лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве эксперементальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала общедоступной повсеместно.
Источник: mnogoto4ka.ru