У главного новогоднего фильма страны в этом году юбилей.
Чудеса, как известно, часто случаются под Новый год. И в этом в свое время убедились герои фильма «Ирония судьбы», а вместе с ними и вся страна. Картине, без которой сегодня не обходится ни одна новогодняя ночь, исполняется 40 лет. Ее впервые показали 1 января 1976 года по телевизору. Почему в эту советскую сказку до сих пор верят миллионы?
«В 1975 году было объявлено, что будет фильм. Накануне Нового года его показали 31-го числа, но в первый раз его показали не в ночное время, а в вечерний прайм-тайм, как сейчас говорят», – рассказывает жительница дома Жени Лукашина Татьяна Сироткина.
Каждый Новый год «соседи Жени Лукашина» украшают подъезд, в котором застенчивый хирург жил по сценарию. У него была квартира «полезной площадью» 32 квадратных метра – он делил ее с мамой. Об этом 40 лет назад узнала вся страна.
Советская новогодняя сказка была готова меньше, чем за полгода. Причем съемки в основном проходили в марте, когда снега уже было мало.
Город Москва, проспект Вернадского, 125. Это реальный адрес здания, которое давно называют «домом Жени Лукашина». Именно сюда, к нему в гости, в начале действия заглядывает его друг Павлик. А через несколько часов уже сам Женя заходит в подъезд точно такого же дома в Ленинграде.
Крыльцо дома хорошо узнаваемо в эпизоде, где Женя Лукашин подъезжает к дому на такси. Хотя сами подъезды ни в том доме, ни в другом в кадр не попали. Это были декорации Мосфильма, как, впрочем, и квартиры. Но надо сказать, что по тем временам это были элитные дома. Например, здесь есть квартиры с 12-метровыми кухнями, что для 1976 года было просто немыслимой роскошью.
В реальности между домами Жени и Нади – около полукилометра. Но без дальнего странствия их история вряд ли бы состоялась.
«Мы видим, как главный герой по случайности, но отправляется, тем не менее, в какое-то путешествие, как и в сказках бывает», – отмечает юнгианский психолог, сказкотерапевт Янина Горн.
Рязанов не хотел снимать «С легким паром. » как классическую комедию. Хотя изначально картина была заявлена именно так. Театральная публика уже хорошо знала одноименную пьесу, которую кинорежиссер еще в конце 60-х написал вместе со сценаристом Эмилем Брагинским. В фильме Рязанову удалось усилить сказочный мотив, особенно подчеркнув то, что действие начинается 31 декабря.
«То, что все это происходит в Новый год, добавляет волшебности этой истории. Как будто бы можно перевернуть страницу и в Новый год, с 1 января, начать совсем другую жизнь», – поясняет сказкотерапевт Горн.
Пожалуй, именно это сразу отличило «Иронию судьбы» от других новогодних комедий, которые в СССР к тому времени уже существовали. Кинокритик Сергей Кудрявцев вспоминает, как в декабре 75-го попал на предпремьерный показ.
«И у всех было ощущение в зале – это как бы такая атмосфера чувствовалась на интуитивном уровне – у всех было ощущение за неделю до праздника, как будто наступил Новый год», – вспоминает кинокритик, киновед Сергей Кудрявцев.
Чем дальше, тем все стремительнее советский реализм превращается в магический. Оказывается, сказка вполне может жить в типовой квартире, если не побояться наполнить ее абсурдом и подходящей музыкой.
«В этом-то и фишка. Если бы это была чистая комедия, ее бы посмотрели один-два раза или, может быть, пять, и потом забыли, а музыка создает пространство бесконечности», – говорит вдова Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева.
Для Веры Таривердиевой «Ирония судьбы» – это, прежде всего, память о муже. К фильму он написал все семь романсов и лейтмотив.
Эльдар Рязанов не предполагал, что один композитор может создать мелодии, которые непременно должны стать хитами. Микаэл Таривердиев сочинил почти все за одни сутки.
«Он для себя представил эту историю как рождественскую новогоднюю сказку. Собственно говоря, он ее таковою и сделал», – рассказывает вдова композитора.
По первоначальному сценарию, Галя должна была быть эгоистичной дурехой. И уже на съемочной площадке Рязанов понял, что героиня Ольги Науменко будет скорее несчастной девушкой, которую зритель должен пожалеть.
«Мне очень не терпелось прочесть сценарий, и я втихаря вот так читала. Я не могла – я так закатывалась! Смеялась», – вспоминает Науменко.
Галя получилась «отвергнутой принцессой», у которой нет никаких шансов вернуть потерянного жениха. Хотя вроде бы он вовсе не собирался ее бросать.
Домашний телефонный номер Лукашина все эти 40 лет существует в реальности. Если его набрать, то можно дозвониться к консьержу жилого дома в спальном районе Ховрино. Эти семь цифр стали знаменитыми благодаря заслуженной артистке России Антонине Цыганковой, которая здесь живет. Когда-то она пробовалась на одну из ролей в «Иронии судьбы».
«И, наверное, я оставила этот телефон для связи с собой, потому что тогда еще дом был без телефонов», – поясняет заслуженная артистка России Антонина Цыганкова.
В «Иронии судьбы» она так и не снялась. Зато в ее дом по-прежнему звонят каждую новогоднюю ночь.
«И со всего СНГ, и из-за рубежа – и все звонят. Ну, люди-то должны думать, что 40 лет прошло… Какая Галя!» – говорит Цыганкова.
Антонине Цыганковой фильм дал повод написать книгу. Это тоже часть той самой советской сказки, в которую верят, как в Деда Мороза или Снегурочку.
Родион Мариничев
Источник: mirtv.ru
Как появился самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и почему в истории его создания немало своей иронии
Без чего невозможно представить Новый год? Ёлка, мандарины, бенгальские огни и подарки – обязательная составляющая этого праздника. Неотъемлемой частью новогоднего стола является такой наскучивший, но не менее родной салат «Оливье» и, конечно же, шампанское. И вот уже более сорока пяти лет встреча Нового года в странах постсоветского пространства не обходится без просмотра культового фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Если главные герои фильма каждое 31 декабря ходили в баню, то сейчас у миллионов семей существует традиция с 31 декабря на 1 января собираться перед телевизором в компании самых близких людей.
Базируется на реальных событиях
Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.
История фильма началась задолго до его появления. Ещё в 1969 году Эльдар Рязанов и его товарищ и коллега Эмиль Брагинский получили заказ от Москонцерта написать сценарий для новогодней вечеринки «Дискотека 50-х».
Одна из реприз, написанных для этой музыкальной программы, была основана на реальном происшествии. Композитор Никита Богословский однажды напоил своего товарища по дороге из Москвы во Владивосток, а проводницу подкупил, чтобы та не давала бедолаге выйти из кондиции. Когда поезд прибыл в пункт назначения, Богословский, прилетевший во Владивосток на самолёте, уже встречал своего друга на вокзале. Не дав ошарашенному мужчине опомниться, композитор снова напоил его, а когда тот уснул, засунул ему между пальцами ног лист бумаги и поджёг его.
Афиши «Дискотеки 50-х».
Хотя сценка о затяжном пьянстве в поезде не вошла в сценарий концерта, Рязанов и Брагинский увидели в ней потенциал. После дальнейшей обработки они превратили репризу в сатирическую пьесу «Пассажир, который всё время падал с полки». Комедийная постановка безжалостно высмеивала проблемы отечественной железнодорожной системы, осуждала алчных проводниц, которые пользовались слабостью любителей хмельного, а также неровные полки, трясучку и холод советских поездов.
В итоге железнодорожное приключение из столицы во Владивосток, на которое приходится почти всё действие пьесы, было сжато до короткого перелёта из Москвы в Ленинград. От оригинальной истории мало что осталось. Эмиль Брагинский даже попросил убрать свою фамилию из титров.
Проблемы запуска съёмочного процесса: почему мы могли не увидеть «Иронию судьбы»
Несмотря на успешные театральные показы в 1970-1973 годах, комедия была запрещена после анонимной жалобы в Минкульт. Истинная причина бойкота пьесы до сих пор неизвестна, но официально сообщалось о «сложностях с должным соблюдением техники безопасности». В самом деле, из-за сцены, где персонаж композитор Хасловский поджигает бумагу, за четыре года сгорело восемь театров, а двадцать два актёра получили ожоги лёгкой и средней степени тяжести.
Постеры телевизионной версии «Иронии судьбы».
После переосмысления постановки комичный персонаж Женя Алкашин превратился в лирического Женю Лукашина. Черты композитора Хасловского вобрали три верных друга. Образ начальника поезда воплотился в Ипполите, а жадная проводница трансформировалась в добродушную Галю.
Звёздный состав в кадре и за кадром
Александр Борисов – создатель декораций фильма.
От малобюджетного телевизионного фильма вряд ли можно было ожидать чего-то большого. Если бы его режиссёром не был Эльдар Рязанов. Ему посчастливилось собрать такую съёмочную группу, которой не могли похвастаться даже всемирно известные режиссёры.
Новаторский метод трехкамерной системы воплотил в жизнь оператор Владимир Нахабцев. Синхронная съёмка тремя камерами с разных ракурсов намного облегчала работу монтажёра, позволяла писать длинные эпизоды одним кадром со сменой планов, а также давала возможность актёрам проявлять навыки импровизации.
Над декорациями работал художник Александр Борисов. Позже он признавался, что декорирование «Иронии. » было одновременно наиболее лёгкой, но в то же время невероятной трудной задачей. Дизайнерам предстояло не просто передать антураж квартир, соответствующих духу времени, но и воссоздать быт советского жителя в деталях.
Андрей Мягков в образе Жени Лукашина.
Рязанов скрупулёзно работал над подбором актёров. На роль Жени Лукашина претендовал Андрей Миронов, но режиссёр видел его только в образе Ипполита. Кроме Миронова пробы проходили Пётр Вельяминов и Станислав Любшин. А вот Андрея Мягкова на съёмочную площадку привела воля случая.
Когда в работе возник простой, а телевизионщики потребовали от Рязанова утверждённый список актёров, его ассистентка пригласила малоизвестного Мягкова. Он должен был временно заполнить застопоренный съёмочный процесс, а в итоге с первого дубля дал понять, что он именно тот, кого искал режиссёр.
Олег Яковлев мастерски воплотил образ отвергнутого жениха Ипполита.
В утверждённом списке роль Ипполита должен был исполнить Олег Басилашвили. Он успел сняться в нескольких эпизодах, но из-за смерти отца был вынужден отказаться от роли. Рязанов искал на его место не просто талантливого актёра, но и мужчину похожей фактуры. Его выбор пал на Юрия Яковлева.
Ольга Науменко в роли Гали.
При утверждении актрисы на роль Гали, несостоявшейся невесты главного героя, тоже возникали трудности. Наряду с молодой Ольгой Науменко рассматривались кандидатуры Натальи Гвоздиковой и других именитых актрис.
Блондинка поневоле
Надю Шевелёву в своё время могли сыграть Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, но каждый раз это было не то, что нужно. Эльдар Рязанов искал миловидную блондинку с тонким чувством юмора, истощающую интеллигентность. Ни одна из вышеперечисленных актрис не удовлетворяли видение режиссёра.
Барбара Брыльска в фильме «Анатомия любви»(1972).
Но как-то он увидел польский фильм «Анатомия любви» и решил: его Надю должна сыграть Барбара Брыльска. Жгучей брюнетке пришлось перекраситься в тёплый блонд, который остался с ней на всю оставшуюся жизнь. Кроме того, польская красавица говорила с сильным акцентом, а её голос оказался прокуренным, низким и хриплым. Но и это не остановило Рязанова, который был очарован Барбарой. В итоге в фильме Надя говорит чарующими интонациями Валентины Талызиной, а поёт голосом Аллы Пугачёвой.
Фильм Рязанова без импровизаций — не фильм Рязанова
В очаровательную полячку были влюблены все.
Любовь Эльдара Рязанова к импровизациям была известна всем. Актёры, которые могли идти против сценария, тем самым делая образ более живым и настоящим, вызывали у режиссёра неподдельное восхищение. Поэтому он всегда позволял своим актёрам импровизировать, и многие моменты фильма родились непосредственно на съёмочной площадке.
Культовая сцена в душе.
Например, фраза Лукашина: «Но это же моя мебель! Румынский гарнитур за восемьсот тридцать рублей» — блестящая импровизационная находка Мягкова.
Легендарные «Какая гадость, эта ваша заливная рыба» и «О, тёпленькая пошла» также появились благодаря харизме и таланту Юрия Яковлева. Рыба и вправду была никудышная, а тёплая вода в павильоне — неожиданное явление.
Почему Эльдар Рязанов снял две «Иронии судьбы»
Мало кто знает, но самый известный новогодний фильм существует в двух версиях. По большому счёту они не отличаются ключевыми моментами, но некоторые внутренние моменты разнились.
Трансформируя пьесу в сценарий, Рязанов не хотел жертвовать сюжетом в угоду киношникам. Он понимал, что фильм возымеет успех у публики только в том случае, если зритель сможет проникнуться историей и персонажами. Таким образом, в телеверсии «Ирония» предстаёт в двухсерийном варианте.
Вырезанные кадры из фильма.
Монтаж двух картин занял несколько месяцев. Ещё шесть месяцев ушло на ожидание премьеры — фильм должен был быть показан в новогоднюю ночь. Эти полгода стали для Рязанова периодом отстаивания своего имени режиссёра и права картины на существование. Критики разносили фильм в пух и прах, назвав его аморальным и порочащим советский народ.
Но 1 января 1976 года детище Рязанова увидела вся страна. Эффект был невероятным.
После огромного успеха Филипп Ермаш был в ярости. Очередной шедевр Рязанова был телевизионным продуктом. Госкино не могло позволить себе такой оплошности, поэтому вскоре Рязанову пришло предложение создать киновариант ленты. Две серии были сокращены почти на 45 минут.
Было вырезано множество сцен с матерью Жени, дополнительные песни, сцена в лифте, с собакой и многие другие. Но самое главное — диалоги главных героев. Несмотря на большое упущение со стороны Комитета, который лишил фильм в прокате множества моментов, в 1977 году «Ирония судьбы» получила Государственную Премию СССР.
Константин Хабенский, Сергей Безруков и Елизавета Боярская в главных ролях «Иронии судьбы. Продолжение» (2007).
Впрочем, не премии и награды сделали этот фильм культовым, а история новогоднего чуда, которого порой все так ждут. Он и сейчас доходит до нас в других интерпретациях, но такой узнаваемый даже с другими актёрами. Однако за что же Андрей Мягков и киноведы раскритиковали продолжение «Иронии судьбы» , как говорится, совершенно другая история.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Необычные факты создания фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Сложно представить 31 декабря без фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Эта советская картина запала в душу многим, а ее популярность вынуждает крупные вещатели — Первый канал и «Россию 1» — делить показ между собой.
Феномен популярности фильма объяснить сложно, но даже в США решили снять свой ремейк. Летом 2021 года режиссер Марюс Вайсберг принялся снимать свой вариант под рабочим названием About Fate. Задействованы в фильме племянница Джулии Робертс Эмма Робертс («Оторва», «Крик 4», «Мы — Миллеры»), Томас Манн («Проект X: Дорвались»), Мэделин Петш («Ривердейл», «Пункт назначения: Смайл») и Бритт Робертсон («В первый раз», «Дальняя дорога», «Земля будущего»).
История создания фильма
Советский двухсерийный фильм впервые вышел на экраны 1 января 1976 года, а сегодня ему уже 45 лет! Хотя еще ранее, в 1969-м, Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу «С лёгким паром, или Однажды в новогоднюю ночь. », которая имела большой успех в театре.
Сам Рязанов заявил, что сюжет фильма и художественной пьесы основывается на реальных событиях.
«Началось с того, что мы со сценаристом Эмилем Брагинским решили банально заработать денег и написать комедию с минимальным количеством персонажей, действие которой происходило бы на одной декорации. Вспомнили историю, как один человек 31 декабря пошел в баню, потом попал к друзьям и уехал в другой город. Как дальше сложилась судьба этого человека, мы не имели понятия. Стали сочинять. »
Интересно, что съемки проходили с марта до середины лета. В некоторые съемочные дни снега почти не было, поэтому пришлось использовать искусственный. Но тогда еще не существовало ни снежных пушек, ни баллончиков, никаких снежных хлопьев в пакетах, пришлось делать его из ваты, бумаги и пенопласта. Их раздували феном, чтобы создать эффект ветра.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Практически весь съемочный процесс состоялся в Москве, а только небольшая часть кадров была снята в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде). Обе квартиры, где проходит действие, находятся на проспекте Вернадского, в домах 125 (дом Лукашина) и 113 (дом Нади). Кадры из квартиры были сняты с трех камер. Съемка в бане прошла в построенном павильоне «Мосфильма».
На стене дома 125 устанавливали именную табличку, но ее дважды снимали неизвестные.
Актеры картины
В этом году фильм стоит посмотреть обязательно, чтобы отдать дань памяти актеру Андрею Мягкову, сыгравшему главного героя Женю Лукашина. В феврале 2021 года он ушел из жизни из-за сердечной недостаточности. Он, кстати, не понимал, почему «Иронию судьбы» показывают каждые новогодние праздники:
«Нельзя сказать, что это мой любимый фильм. Ежегодно показывать по несколько раз любой шедевр — это извращение. У зрителя же другое мнение, ему нравится каждый год смотреть этот фильм».
В первую очередь на роль Лукашина рассматривали Андрея Миронова, но он не подошел по типажу. Рязанову нужен был мужчина, которые не привлекал бы внимание женщин, а Миронов был тем еще ловеласом. Андрей мог сыграть и роль Ипполита, но сам отказался. Пробы проходили Олег Даль, Петр Вельяминов и Иннокентий Смоктуновский.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Долгие выборы были и с актрисой на роль Нади. Рязанов не взял ни Людмилу Гурченко, ни Валентину Талызину, ни Светлану Немоляеву, ни Алису Фрейндлих, ни других многочисленных советских звезд. Польскую актрису Барбару Брыльску Рязанову посоветовал другой режиссер. Оказалось, что у его сына висел портрет Барбары, который и показали Эльдару Александровичу.
Правда, из-за сильного акцента ее озвучила Валентина Талызина. Она еще и снялась в роли подруги Нади.
Олега Басилашвили изначально назначили на роль Ипполита, но на съемки он не приехал из-за смерти отца. Тогда его место занял Юрий Яковлев. И самые внимательные зрители могли заметить, что когда Надя подбирает фотографию Ипполита из сугроба, на ней изображен Басилашвили, а не Яковлев. Просто не успели переснять этот кадр.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Мало, кто знает, но в массовке фильма даже снялся Александр Беляев, известный телеведущий прогноза погоды на НТВ. Он умер в 2020 году.
Музыка в фильме
Особой нитью в фильме проходят песни, которые каждый россиянин знает наизусть. Стихотворения Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной положил на музыку советский и российский композитор Микаэл Таривердиев.
Песни исполнили, конечно, не сами актеры. Вместо Нади пела народная артистка СССР Алла Пугачева («По улице моей», «На Тихорецкую», «Мне нравится», «У зеркала»), а за Женю — Сергей Никитин («Со мною вот что происходит», «Я спросил у ясеня», «Никого не будет в доме» и «Если у вас нету тети»).
Жена Микаэла Таривердиева Вера вспоминала: «Однажды Таривердиев проходил мимо столовой, в которой среди других людей сидел Рязанов и напевал «На Тихорецкую состав отправится. ». Эту песню он хотел взять в свой новый фильм и сожалел, что она народная. Хотя на самом деле песня была написана для оперы моего мужа. А исполнял ее Владимир Высоцкий, поэтому Рязанов ее слышал, но не знал автора».
Метраж музыки. Фото esquire.ru
В концовке фильма «Балладу о прокуренном вагоне» на стихи Александра Кочеткова зачитали Андрей Мягков и Валентина Талызина.
До сих пор эти песни не теряют своей актуальности, и их часто перепевают певцы и актеры.
Источник: www.sport-express.ru