Компьютер и телевизор друг или враг воспитание трудолюбия в семье как воспитать себе помощника

Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?

Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли уже давно. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Трудовая деятельность многофункциональна.

В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, а также овладение различными умениями и навыками. Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Опыт семейного воспитания

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, которое свойственно ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.

Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная цель родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

Организация обучения выполнению трудовых операций;

Формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

Поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Таким образом, ребенку необходимо помочь ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Например, вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Многие в этой ситуации говорят:«Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае не надо так поступать!

4 Устройство Телевизор Компьютер Маша и медведь Активные Игры Клавиатура Я НЕ ХОЧУ СМОТРЕТЬ КВН ДЕТИ

Дайте дополнительное время ребенку Или спокойно предложите свою помощь..Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойственное ребенку, побуждает его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.

Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-либо потребности, влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. Отдаленность мотива от деятельности требует волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование результатов, самоконтроль за ходом процесса.

Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.

Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда. Труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

Еще по теме:  Как настроить каналы телекарты на телевизоре

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем в ребенке.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. Поэтому важно — приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.

Также, у ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование:«Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате».

Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» — значить приучать его сдерживать вои желания, то сеть развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.

Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, то есть проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Поделиться с друзьями

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Источник: www.prodlenka.org

Тема собрания

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 52.5 Kb.

Тематика родительских собраний

Внедрение ФГОС второго поколения в 1 классе.

ФГОС: внеурочная деятельность.

2) Формирование родительской компетентности в области новых образовательных стандартов.

3) Выявление проблем и обозначение ориентиров в работе.

4) Формирование коллектива родителей.

Ваш малыш — школьник. Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность.

Родителям о здоровом питании ребёнка.

Организация горячего питания в школе.

1) Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период.

2) Дать рекомендации по организации режима дня первоклассника.

3) Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

4) Формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.

Еще по теме:  Какое разрешение экрана лучше для телевизора 24 дюйма

5) Воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей.

Учеба и игра в жизни первоклассника.

Игры наших детей.

1) Познакомить родителей с понятием «темперамент».

2) Показать необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

3) Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

4) Дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком каждого типа темперамента.

5) Показать значение совместных игр в семье для развития ребёнка.

Итоги адаптационного периода.

2) Дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.

3) Показать родителям приёмы, упражнения и игры по развитию внимания.

Профилактика простудных заболеваний.

Осторожно, дорога. Опасные игры.

2) Формирование понимания значимости собственного здоровья.

3) Получить информацию о формировании гигиенических навыков у учащихся класса.

4) Дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.

5) Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми.

6) Помочь родителям осознать личную ответственность за здоровье своих детей.

7) Научить родителей базовым правилам профилактики и умению вовремя отметить начало болезни у ребенка, принять первые доврачебные меры.

8) Провести беседу о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитание трудолюбия в семье.

2) Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

3) Формировать представление о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

4) Формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости

5) Дать информацию медицинского характера, освещающей вопросы работы на компьютере младшего школьника.

Погода в нашем доме.

Организация и проведение летних каникул.

Один дома: техника безопасности.

Предупреждение ДДТТ во время каникул.

2) Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.

4) Формировать понимание важности бесед с ребёнком, направленных на предупреждение несчастных случаев.

5) Напомнить о правилах техники безопасности и ПДД в летний период.

6) Объяснить родителям, что хорошо проведённое лето – это залог прекрасного настроения и бодрости на следующий учебный год.

Источник: topuch.com

7 секретов, как воспитать в ребенке помощника

Для многих взрослых наличие в семье маленького ребёнка ассоциируется с хаосом и разбросанными повсюду игрушками. На самом деле, если малыш систематически устраивает в доме беспорядок, причину следует искать, в первую очередь, в его воспитании. Психологи утверждают: воспитание в ребёнке любви к порядку не просто способствует развитию в нем полезных личностных качеств, но и является немаловажным залогом благополучия его психоэмоционального здоровья. Известно, что дети, регулярно помогающие родителям по дому, как правило, обладают устойчивой адекватной самооценкой, лучше преуспевают в учебе и легче адаптируются в социуме.

Как правильно вести себя со своим чадом, чтобы взрастить в нем активного, самостоятельного и ответственного домашнего помощника? Портал MedAboutMe раскрывает родителям семь главных секретов успешного воспитания.

Как правильно выбрать дезодорант?

Как выбрать и использовать дезодорант, чтобы быть на сто процентов уверенным в своей неотразимости?

Совместная деятельность малыша и родителей

Если взрослые систематически практикуют в общении с ребёнком фразу «Займись чем-нибудь, мне некогда» или «Иди поиграй, я занята», — впоследствии не стоит удивляться, что растущее чадо не проявляет никакого стремления к участию в полезных домашних мероприятиях.

Совместная деятельность с родителями — один из важнейших инструментов при воспитании в ребёнке чувства ответственности и самостоятельности. Поэтому постарайтесь с ранних лет привлекать малыша к посильным для него домашним мероприятиям. Позвольте ребёнку принять участие в лепке пельменей, доверьте ему вытирание тарелок в процессе мытья посуды, поручите перебрать крупу, в то время как вы режете овощи для супа, и т. д.

Не разграничивайте домашние дела и общение с малышом, а эффективно объединяйте эти процессы. Например, при совместном проведении домашней уборки можно предложить сыну или дочери сочинить интересную сказку о потерявшихся вещах, которые нашлись и заняли свое прежнее место благодаря всезнающему маленькому волшебнику.

Учитываем характер и возраст ребёнка

Уделяйте внимание изучению склонностей вашего чада к определенному роду деятельности и поручайте малышу выполнение тех задач, которые, на ваш взгляд, наиболее придутся ему по душе. Если вы заметили, что ребёнка привлекают занятия, требующие скрупулезного и, при этом, творческого подхода, предложите ему «рассортировать» и красиво расставить игрушки или столовые принадлежности к ужину. Малышу, которому нравятся более «масштабные» работы, можно поручить наведение порядка в бельевом шкафу или уборку мелкого мусора на придомовой территории. Самое главное — придумать интересную мотивацию для занятия и проследить за тем, чтобы ребёнок не утратил к нему интереса в процессе деятельности.

Доверяя ребёнку выполнение дел по дому, не забывайте учитывать возраст своего чада. Прежде чем малыш пойдет выносить мусор, убедитесь, что вес пакета для него не слишком тяжел. Планируя начать приучать ребёнка к мытью посуды, тщательно взвесьте, насколько безопасным будет для него обращение с ножами и вилками.

Домашние обязанности как игра

Домашние обязанности как игра

Выполнение работы по дому не должно выступать в качестве наказания за непослушание или скверное поведение; в противном случае, любовь к порядку никогда не войдет у ребёнка в привычку. Более того, вы рискуете выработать у малыша стойкую неприязнь к домашним обязанностям. Лучшим стимулом для воспитания в ребёнке стремления к аккуратности и чистоте выступит превращение обычных рутинных дел в увлекательную игру. «Волшебная миссия по истреблению микробов», «Укрощение пылевых монстров», «Сказочное появление Феи Чистоты», — согласитесь, все это звучит для маленького помощника совершенно иначе, нежели скучное «уборка пыли» или занудливое «мытье кухонной раковины»!

Еще по теме:  Телевизор Samsung ue50au7570u отзывы покупателей и специалистов

Дела по дому не делятся на «мужские» и «женские»

Если у вас в семье растут разнополые дети, приобщая их к участию в повседневных бытовых делах, акцентируйте внимание на следующем: в большинстве домашних обязанностей не существует каких бы то ни было «половых» разграничений. И мальчики, и девочки должны одинаково уметь наводить порядок в собственной комнате, своевременно выносить мусор и пришивать к своей одежде оторвавшиеся пуговицы. Тема распределения работ «по половому признаку» может быть поднята лишь в том случае, если речь идет о сугубо «мужских» или «женских» мероприятиях; таких, например, как забивание в стену гвоздей или стирка и глажка кухонных полотенец.

Любое начатое дело должно быть закончено

Если вы хотите вырастить по-настоящему самостоятельного, ответственного и целеустремленного ребёнка, в момент выполнения им работы по дому придерживайтесь принципа «не подгоняй, не ругай и не вмешивайся».

Наберитесь терпения и позвольте своему чаду довести процесс до полного завершения. Сдержите свои эмоции, если вы видите, что ребёнок делает что-то не так или выполняет задачу, по вашему мнению, слишком медленно. Лучше поддержите малыша похвалой, помогите советом, а при необходимости — поищите более эффективную мотивацию к тому, чтобы работа вызывала у ребёнка больше энтузиазма.

Не кричите и не наказывайте ребёнка, если он отказывается от выполнения вашего поручения. Возможно, проблема кроется в том, что вы не потрудились объяснить своему чаду важность доверенного ему мероприятия или поручили малышу работу, не соответствующую его возрастным возможностям.

Не стоит ожидать, что малыш с первых же дней научится выполнять ту или иную задачу идеально; скорее всего, поначалу вам придется многое за ним переделывать. Ворчание и упреки в данном случае едва ли пойдут на пользу. Самое правильное и разумное, что вы можете сделать, — это поблагодарить ребёнка за старание и выразить уверенность, что в дальнейшем он будет справляться со своими обязанностями исключительно «на отлично».

День «домашнего дежурства»

День «домашнего дежурства»

Для родителей, имеющих двух или более малышей, может оказаться полезной практика так называемых «дней дежурства». По мере взросления детей, для них «выделяются» определенные дни недели, требующие выполнения комплекса домашних обязанностей. Таковыми, например, могут являться утренняя уборка кроватей, мытье посуды и поход в магазин за продуктами. При этом каждому ребёнку должно быть предоставлено право выбора тех или иных видов домашней работы.

Вполне возможно, что в процессе планирования «дежурных» обязанностей кто-то из детей выразит желание попробовать себя в незнакомом ему деле (например, выбивать коврики, чистить кухонную плиту или поливать комнатные растения). Задача родителей в таком случае — не только поддержать похвальную инициативу, но и приложить все усилия к тому, чтобы ребёнок максимально освоил азы избранного им занятия. Это позволит «убить сразу двух зайцев» — весело провести совместный досуг и привить малышу новые полезные навыки.

Не скупимся на похвалы!

Не секрет, что малыши любят делать родителям сюрпризы. Постарайтесь не лишать их такого удовольствия; пусть вымытая чайная чашка, заправленная постель или аккуратно составленная обувь в прихожей станут для вас приятным поводом для искренней похвалы. Осознавая собственную значимость в семье, малыш будет с огромной радостью продолжать заниматься делом, в котором он преуспел в глазах родителей.

Обязательно благодарите свое чадо за каждое выполненное им поручение. Будьте объективными и справедливыми; не перегружайте ребёнка домашними делами, но и не поощряйте в нем лень или пренебрежительное отношение к повседневным обязанностям.

И, конечно же, не забывайте напоминать малышу о том, как сильно вы его любите; ведь родительские любовь и тепло — самый важный стимул к тому, чтобы ребёнок стремился к новым полезным свершениям!

Комментарий эксперта

Денис Игоревич Зеликсон, психолог-консультант, основатель психологического портала PosPsy

Сегодня психология уделяет большое внимание общению родителей с детьми в процессе воспитания. Мы знаем, что стоит акцентировать внимание на усилиях, которые предпринимает малыш, а не на его врожденных талантах. Ведь убеждения детей относительно своих способностей и возможностей развития собственных навыков оказывают непосредственное влияние на успешность их деятельности.

Известно, что дети, думающие о себе в категориях «я умный» или «я глупый», хуже учатся в школе по сравнению с теми, кто говорит о себе «я старался» или «я не старался».

Наряду с этим стоит подчеркивать позитивные черты характера ребёнка; то, как он использует или не использует их. Это позволяет ребёнку конструировать образ сильных сторон своего Я, что снижает уровень повседневного стресса и делает детей более счастливыми.

Кроме того, психологи призывают родителей обратить внимание на базовые психологические потребности детей, важнейшей из которых является автономия. Она представляет собой возможность ребёнка самостоятельно выбирать род своих занятий и контролировать ход деятельности. Родителям же остается создать детям среду, в которой они могли бы удовлетворять потребность в автономии, как это, например, делается в методике Монтессори.

Источник: medaboutme.ru

Оцените статью
Добавить комментарий