Компьютерные технологии сейчас являются важнейшими элементами учебной деятельности не только любого высшего образовательного учреждения, но и обычной школы. Естественно, что использовать все возможности этих умных и быстрых помощников может только тот, кто знает, как с ними нужно управляться, какие у них имеются возможности и проблемы.
Цивилизованное человечество столкнулось в процессе освоения этих средств вычисления, обучения, хранения и передачи информации с неожиданными опасностями, которые таит в себе бездумное взаимодействие с персональными электронными машинами. Прежде всего, это электромагнитное излучение примерно такого же типа, какое имеется у телевизоров. Это излучение относительно слабое, но при длительной работе с компьютером даже взрослые обязательно испытывают специфическую форму утомления, которое проявляется в усталости, раздражительности, рассеянности и иногда в слабости.
Эти наблюдения, которые были сделаны еще на заре развития электронных средств вычисления, легли в основу рекомендаций по эксплуатации компьютеров, одним из важнейших элементов которых является ограничение времени непрерывной работы двумя часами. Два часа как время безопасного взаимодействия с электронной машиной – это усредненный срок для взрослого и здорового молодого мужчины или юноши. Любая болезнь, естественно, ограничивает время работы с компьютером.
Телевизор — друг или враг?
Вторая проблема, которая стала очевидной в последние десятилетия, связана с возможными вредностями изображений на экране монитора. Изображение на мониторах даже при очень хорошем качестве и их высоких технических характеристиках иногда совершенно незаметно для глаз, а иногда и видимым образом совершает мелкие колебания, то есть зрительные объекты вибрируют. Эти вибрации причиняют зрению большие неприятности. Хорошо известны случаи быстрой потери зрения многими даже молодыми людьми, если они не соблюдают санитарно-гигиенических требований работы с компьютером. Основные требования опять-таки сводятся к частым и продолжительным перерывам взаимодействия с машиной.
Таким образом, отдых и перерывы в работе необходимы всем работающим с компьютером.
Однако это еще не все потенциальные угрозы, которые несут всё совершенствующиеся средства вычисления и хранения информации. Последние изобретения были связаны с созданием компьютерных информационных сетей, известных под названием Интернет (или Всемирная паутина).
Описан синдром компьютерной зависимости, который оказался очень похожим на наркоманию химической природы. Пользователи, особенно молодежь и подростки, могут часами взаимодействовать с компьютером, не проявляя интереса к остальным жизненным событиям. Подростки и дети много часов проводят перед экраном монитора, “плавая” в компьютерном пространстве, насыщенном информацией, не всегда безобидной и безвредной.
Главный результат этого увлечения – резкое ограничение социальных связей и контактов, что приводит к лишению эмоционально заряженного общения с друзьями и родными. Дети и подростки становятся ревностными фанатами компьютерного, чрезвычайно специфического общества. Некоторые психиатры говорят об особой форме психического расстройства, которое вызвано чрезмерным увлечением путешествиями в Интернет-сети.
ЭТОТ ФИЛЬМ НЕ ПОКАЖУТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ! ПОБЕГ ИЗ СТРОГОГО РЕЖИМА! Беги! Русская мелодрама
Как же избежать этих проблем, если уклониться от взаимодействия с электронными средствами информации и связи нашим детям невозможно? Ответ на этот вопрос не так прост.
Если говорить о санитарно-гигиенических проблемах, то возможной профилактикой может быть жесткий и постоянный контроль взрослых за временем, проводимым детьми за компьютерными играми. До тех пор, пока ребенок не научится оценивать свое нервно-психическое состояние адекватным, то есть соответствующим объективным его качествам, образом, необходим внешний контроль и регламентация игр.
Второе, на что следует обращать внимание, – это освещенность в комнате и яркость экрана. Освещенность должна быть достаточной, чтобы взрослые с нормальным зрением могли видеть все клавиши клавиатуры полностью и не напрягая зрения. Яркость экрана устанавливается индивидуальным образом, но так, чтобы глаза не слишком уставали от свечения объектов на нем.
Дети, которые приняли в свою жизнь вычислительную технику как средство умственного развития, в своей дальнейшей жизни смогут использовать достижения технической мысли более адекватным способом, чем те, кто познакомился с компьютером исключительно как с развлечением.
(материал по статье В. Г. Каменской)
Источник: xn--50-jlc6c.xn--p1ai
Методическая разработка по теме: «Телевизор — друг или враг?»
Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.
Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих.
Что видят дети через это окно?
Во-первых , необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых , нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.
Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. При виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.
В-третьих , настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.
Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.
В-четвёртых , необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики.
Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу.
В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.
Это, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 95» г. Воронеж
Педагог – психолог Игнатова Екатерина Олеговна
Консультация по теме: Телевизор — друг или враг?
Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.
Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих.
Что видят дети через это окно?
Во-первых , необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых , нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.
Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. При виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.
В-третьих , настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.
Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.
В-четвёртых , необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики.
Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу.
В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.
Это, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 95» г. Воронеж
Педагог – психолог Игнатова Екатерина Олеговна
Консультация по теме: Телевизор — друг или враг?
Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.
Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих.
Что видят дети через это окно?
Во-первых , необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых , нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.
Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. При виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.
В-третьих , настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.
Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.
В-четвёртых , необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики.
Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу.
В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.
Это, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.
Источник: stranatalantov.com
Онлайн-журнал для родителей Skazylesa.ru
Очень часто родители задаются вполне закономерным вопросом: стоит ли разрешать своему ребенку часто смотреть телевизор, и насколько он вреден не только для зрения малыша, но и для его психики.
С одной стороны, это очень выгодно родителям — посадил своего ребенка перед телевизором, включил детский развлекательный канал и можно не особенно заниматься его воспитанием.
С другой стороны, ребенок, все время сидящий перед телевизором, получает массу ненужной для его возраста информации и, кроме этого, лишается внимания со стороны родителей, что важно для его развития. Также он лишается общения со своими реальными сверстниками.
Перед телевизором ребенок очень часто сидит, расслабившись, полулежа, и, конечно же, от этого очень сильно страдает его осанка, что в более взрослом возрасте еще даст о себе знать.
Многие мамы вообще предпочитают ограждать своих детей от этого популярного развлечения и разрешают смотреть телевизор лишь полчаса в день. При этом они получают поистине великолепный результат, ведь у детей повышается интерес к окружающему миру, ему хочется видеть жизнь своими собственными глазами, а не через экран телевизора.
Источник: skazylesa.ru