Привычная в наше время картина: мама с папой спокойно занимаются своими делами, в то время как малыш с увлечением смотрит телевизор. Казалось бы, что здесь плохого? Между тем, психологи в один голос говорят об опасности злоупотребления телевизором. Разбираемся в проблеме вместе с руководителем психологического центра «MariaGrey», психологом и педагогом Марией Серой.
Чем позже, тем лучше
Чем позже ребенок начнет смотреть телевизор, тем лучше. Малышам до трех лет просмотр телевизора абсолютно противопоказан. С трех лет (и ни в коем случае не ранее!) допустимая норма – один час в день. С трех до пяти лет малыш может смотреть мультфильмы, сказки. С пяти до семи лет к ним можно добавить развивающие передачи, не увеличивая при этом продолжительность просмотра.
Однако не стоит надеяться на телевизор как на панацею, способную ускорить развитие ребенка. Просмотр телевизора лишь в очень незначительной степени может помочь малышу почерпнуть новую информацию, расширить словарный запас и кругозор. Важный момент: информация, рассказанная мамой, запомнится и усвоится малышом почти на 100%, а почерпнутая из телевизора – только на 5%. И это не преувеличение, а реальные цифры!
Профилактическая акция «За здоровый образ жизни»
Внимание: опасность!
Прежде всего, телевизор наносит вред нейронам развивающегося головного мозга ребенка, отрицательно сказывается на здоровье и поведение детей. По своему пагубному воздействию вред от телевизора сопоставим с вредом курения во время беременности. Телевизор вводит ребенка в состояние близкое к гипнотическому трансу, вот почему дети словно «прилипают» к экрану.
Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза. В результате притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности.
При злоупотреблении телевизором более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект только усиливается. Телевизор сковывает фантазию, снижает творческие способности – во время длительных просмотров воображение отключается, оно ребенку попросту не к чему, ведь идет пассивное восприятие информации.
Впоследствии у такого малыша может существенно страдать способность к обучению. Чем больше ребенок в детстве смотрел телевизор, тем ниже у него успеваемость в школе. Избыток аудиовизуальной стимуляции может провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность.
У малыша, который помногу и часто смотрит телевизор, могут проявиться серьезные нарушения сна (затрудненное засыпание, пробуждение по ночам, кошмары). Склонность к полноте – еще одна серьезная проблема у детей, которые смотрят телевизор более четырех часов в день. Здесь сказывается как недостаток физической активности, так и постоянный соблазн перекусить.
Проблему усугубляет реклама, которая пропагандирует нездоровую пищу. После этого очень трудно убедить ребенка, что овсяная каша с молоком – это лучше, чем гамбургер и кола. Кроме того, дети попросту привыкают к сидячему образу жизни, и эта привычка в дальнейшем сохраняется. Телевизор может развивать склонности к насилию.
ФИЛЬМ МАРШ БРОСОК
Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: ребенок чувствует тревогу, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии). Если же ребенок видит подобные сцены регулярно, то чувства его притупляются, он становится равнодушным, словом, меняется детское мировоззрение. Если ребенок будет много времени проводить перед телевизором, у него так не будет сформировано правильнее представление о мире. Он как бы будет существовать в некой виртуальной реальности, где все привычно, понятно и не надо ни о чем думать. Кстати, все вышесказанное относится не только к собственно телевидению, но и к любимым многими родителями DVD.
Запрещать или разрешать?
Полностью запрещать телевизор не имеет смысла, да и, наверное, не получится. Телевизор прочно вошел в нашу жизнь, это данность. Можно и нужно перевести просмотр телевизора из плоскости пассивного и, по сути, бесполезного занятия в нечто более активное. Но для этого родители должны не бросать ребенка перед «голубым экраном», а все время находиться рядом с ним.
В процессе просмотра телевизора у малышей всегда возникают какие-то вопросы – родителям нужно обязательно на них отвечать, задавать собственные и обсуждать увиденное. В такой ненавязчивой форме новая информация усваивается намного лучше. Вообще, изначально ни один ребенок сам не хочет смотреть телевизор более одного часа в день.
Проблема в том, что многие родители сами постепенно «подсаживают» детей на телевизор, все чаще оставляя их один на один с такой «теленяней». Спору нет, удобно, когда малыш смотрит телевизор и никому не мешает заниматься своими делами. Но последствия такого времяпрепровождения могут быть действительно плачевными.
Малышам обязательно нужно много двигаться, дышать свежим воздухом, развивать моторику, играть, познавать окружающий мир – пройти все этапы своего развития. Ничего из упущенного в дальнейшем не получиться компенсировать. Малыш, который много времени проводит перед телевизором, получит только около половины из возможных знаний и навыков.
Однако вместо того, чтобы категорически запрещать телевизор родителям нужно научиться включать собственную фантазию и предлагать малышу более занимательную альтернативу. Не должен телевизор служить и средством поощрения. И ни в коем случае нельзя ставить телевизор в детской комнате!
Начните с себя!
Дети – это полное отражение своих родителей. Они транслируют то поведение, которое им закладывают взрослые. Самое эффективное воспитание – воспитание собственным примером. Если мама и папа все время сидят у телевизора, то откуда же у ребенка возьмутся другие интересы? Родителям нужно начать с себя!
Помните, что все хорошо в меру. Телевизор может быть и другом, если им не злоупотреблять. Но если регулярно оставлять малыша на его «попечении», психологических и физиологических проблем едва ли удастся избежать.
Источник: www.b17.ru
Телевизор и ребенок: друг или враг?
Большинство родителей используют телевизор, как средство, которое может занять ребенка на несколько часиков, что в результате приносит и свободное время для самих мам и пап. Однако детям, не достигшим двенадцати лет, категорически запрещено проводить время около этого “занимательного” аппарата. Именно до этого возраста малыш должен как можно больше получать эмоций из окружающего мира. Он должен активно развиваться, контактируя со своими сверстниками.
Помимо этого мозг карапуза организован совсем по-другому, совсем не так, как у взрослого человека. Малыш не способен фильтровать полученные сведения, поэтому верит абсолютно всему. Ребенок расценивает увиденное на экране не просто как информацию, а как инструкцию к действию. Не следует разрешать малышу долго смотреть всё, что транслируют по телевизору, поскольку это может негативно повлиять на его воспитание и психику. Следите за количеством времени, которое ребенок уделяет этому предмету технического прогресса:
- до года ребенок может смотреть телевизор около 5-10 минут в день;
- в 1,5-2 года это время увеличивается до 15 минут в день;
- с трех лет малыш может оставаться у телевизора полчаса;
- в 5-6 лет ребенку разрешается смотреть телевизор не более 1,5 часа, которые должны распределяться в течение всего дня;
- до 12 лет малышу разрешено проводить у телевизора около двух часов.
Читайте еще: 5 способов помочь ребенку с иностранным языком, который вы не знаете сами
Нагрузка детского мозга телевизионными впечатлениями может негативно воздействовать на работу его нервной системы: малыш может проявлять раздражительность, агрессивность, необходимая информация будет восприниматься им неосновательно. К тому же могут произойти сбои в режиме сна.
Ребенок смотрит телевизор
Чтобы телевизор не стал для ребенка врагом № 1, родители должны придерживаться некоторых правил:
- составьте расписание, когда и сколько ребенку разрешено смотреть телевизор;
- обязательно просматривайте заранее передачи, которые будет смотреть ребенок;
- когда ребенок достигнет шестилетнего возраста, необходимо комментировать все, что происходит на экране. Родители должны спрашивать малыша, что он понял из того, что увидел. Пояснения нужны для того, чтобы ребенок мог отделить реальные вещи от выдуманных;
- после просмотра телевизора обязательно понаблюдайте за малышом, следите за его поведением и реакцией на различные ситуации;
- важно, чтобы телевизор находился от ребенка на расстоянии не менее двух метров;
- располагать экран телевизора необходимо так, чтобы он был на уровне лица малыша;
- обязательно включайте свет, когда ребенок смотрит телевизор, поскольку это может негативно отразиться на его зрении;
Читайте еще: Еще одна мама? Взаимоотношения между невесткой и свекровью.
Если малыш не желает соблюдать временные правила, можете прибегнуть к поощрениям в виде подарков, совместных прогулок. Старайтесь сами проводить у телевизора как можно меньше времени, подавая тем самым ребенку пример. Отдыхайте подальше от телевизора, наслаждаясь красотой окружающего мира, и приучайте к этому своего малыша.
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.
Источник: babyzzz.ru
Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста : » Телевизор — друг или враг?»
Однако, телевизор не такой уж страшный монстр, как может показаться на первый взгляд. Ведь через телевизионный экран мы можем приобщиться к истории, науке, искусству, социальным проблемам сегодняшнего дня. Польза от качественных познавательных и развлекательных программ неоспорима, вопрос именно в умеренности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор заменил ребёнку живое общение и стал единственной доступной ему забавой.
Оценить 289 0
Содержимое разработки
Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста дошкольников «Телевизор — друг или враг?»
В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь дошкольников. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом — экран становится главным воспитателем ребенка.
Сейчас в каждом доме и в каждой комнате есть телевизор. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором, смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, мультфильмов.
Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.
Чем вреден просмотр телевизора для детей?
• Отрицательное влияние на органы зрения. Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.
• Отрицательное воздействие на нервную систему. Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.
• У детей младшего возраста отмечается задержка становления речи, дети испытывают трудности с произношением звука.
• Нарушение общения, агрессивное поведение.
• Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.
• Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.
• Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
• Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику.
• Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки, ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
• Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма.
В итоге всего выше сказанного, хочется обратить ваше внимание , уважаемые родители, на следующее:
1. Строго установите допустимое время просмотра. Детьми в 5-6 лет можно допускать просмотр получасовых мультфильмов или телепередач за один раз. Однако не больше, ведь от такой смены картинок, звуков мозг чрезмерно переутомляется. Вред телевизора для детей и в том, что он негативно влияет на органы зрения, если подолгу сидеть перед экраном.
2. Не заменяйте живое общение просмотром мультиков . Телевидение не должно выполнять роль няни, занимая полностью весь досуг малышей. Почему детям нельзя смотреть телевизор много? Помимо физических проблем, могут возникнуть и психологические. Одна из них – это ухудшение адаптации в социуме, когда общение с другими детьми, родителями смещается на второй план, ведь можно просто смотреть интересные фильмы о жизни, а не проживать ее полноценно.
3. Не разрешайте смотреть телевизор во время еды . Во-первых, процесс приема пищи должен проходить в спокойных условиях, так съеденное лучше усваивается. Во-вторых, это одно из положений «теледисциплины», просмотр телепрограмм должен проходить тоже по установленным правилам.
4. Создайте правильные условия просмотра . Расстояние от экрана до малыша – не менее 3-х метров. Помещение должно быть хорошо освещенным.
5. Изображение на экране должно быть качественным . Влияние телевизора на детей и их зрение и так негативное, усугубляет ситуацию плохая видимость: помехи, мерцание картинки, расплывчатость силуэтов. Поэтому не усаживайте ребенка просматривать: некачественные записи; мультики при плохом сигнале, передачи на неисправном экране и т.п.
6. Контролируйте то, что смотрит ребенок , и речь идет не только о том, чтобы оградит дошкольника от насилия и жестокости, которая воспевается современным телевидением. Не стоит разрешать смотреть телерекламу, рассчитанные на примитивные умы телешоу. Сделайте подборку добрых и поучительных мультфильмов, развивающихся передач, снятых специально для детей.
7. Смотрите телевизор вместе . Пусть это станет еще одним способом совместного времяпрепровождения. Так, ребенок не будет воспринимать телевизор в качестве единственного друга, способного развлечь и занять.
8. Обсуждайте просмотренные передачи и мультфильмы . Воспитательного эффекта можно добиться, если после просмотра того же мультика поговорить с ребенком о сюжете, обсудить правильные и неправильные поступки героев, узнать, кому симпатизирует малыш и почему.
Однако, телевизор не такой уж страшный монстр, как может показаться на первый взгляд. Ведь через телевизионный экран мы можем приобщиться к истории, науке, искусству, социальным проблемам сегодняшнего дня. Польза от качественных познавательных и развлекательных программ неоспорима, вопрос именно в умеренности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор заменил ребёнку живое общение и стал единственной доступной ему забавой.
Давайте заботиться о правильном выборе детских передач и мультфильмов, о соблюдении всех выше перечисленных правил и тогда о вреде телевидения для развития ребенка можно будет не думать.
Я надеюсь, что вы задумались, над этой проблемой!
Желаю вам успехов в воспитании наших детей!
Источник: www.prodlenka.org