Художники-аниматоры трудятся годами, чтобы мы провели за мультсериалом один вечер. Что создатели фильмов делают в студии, почему процесс такой трудоёмкий и каких специалистов не хватает индустрии, редакции Synergy Times рассказал директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.
Анимация вручную и на компьютере
Разделяют аналоговые и компьютерные техники анимации . Первые — исключительно ручной покадровый труд. Это может быть рисованная на кальке анимация или анимация, выполненная в технике перекладки деталей — элементов фона, персонажа, разных объектов. Перемещая их, можно создать движущиеся картинки.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Существуют кукольная и пластилиновая техники, когда на сцене-макете покадрово перемещаются и фиксируются на камеру объекты, персонажи.
Цып-Цып — Мультики для детей — Все серии подряд!
Анимация — искусство, не знающее границ. Есть, например, такие необычные его виды, как игольчатый экран Александра Алексеева. В раме расположены тысячи тонких игл, если надавить на них каким-либо предметом, они повторят его очертания. Используя при этом приёмы светотени, можно добиться интересной картинки. Есть также мультфильмы из песка, лоскутков, нитей.
Традиционные техники сейчас задействуют в основном в авторской анимации, которая выступает полем для экспериментов. Её можно отнести скорее к фестивальному кино. Сделать с помощью традиционных техник массовый продукт (полнометражный фильм, сериал) — крайне трудоёмкий процесс. Сравните: в 1970-е годы студия производила 30 короткометражных мультфильмов в год, а теперь — 300 серий в год. Создавать нужно много и быстро, поэтому на передовой — компьютерные техники.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
К ним относится, например, тоже рисованная анимация, но созданная с помощью стилуса и тачпада. Также есть анимация с применением компьютерной перекладки. Это тоже ручная покадровая работа, но с помощью современных технологий. Существует электронная библиотека деталей, из которых авторы конструируют персонажей. Аниматоры заставляют их двигаться, меняя положение заранее заготовленных элементов.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Анимация одинаково массово производится в 2D- и 3D-техниках. Это позволяет создавать разнообразный контент для ТВ-каналов, обычных и онлайн-кинотеатров, стриминговых платформ, соцсетей в больших объёмах.
Некорректно говорить, что какие-то виды анимации устаревают. Иногда традиционное искусство возрождается в массовых продуктах. Например, кукольная анимация выстрелила в мультфильмах «Труп невесты» (2005) режиссёра Тима Бёртона, «Коралина в стране кошмаров» (2008) режиссёра Генри Селика, в российском мультфильме «Гофманиада» (2018) режиссёра Станислава Соколова.
Играем в Игру Как Мультик: Как Мама Помогала С Уборкой В Доме. Зырики ТВ
Часто компьютерные техники совмещают друг с другом, с традиционными техниками или интегрируют их в художественные фильмы. Например, в октябре 2022 года вышел трейлер фильма «Чебурашка», в котором наряду с актёрами Сергеем Гармашом и Фёдором Добронравовым действует анимированный персонаж. Чтобы наделить его движениями и мимикой, использовали технологию Motion Capture, позволяющую оцифровать игру реального актёра. Созданного с помощью техники 3D CGI героя интегрировали в снятый на натуре фильм. Для этого сейчас есть десятки специальных программ.
«Мы танцуем и занимаемся пантомимой» – история студентки, которая учится на мультипликатора
Как создают мультфильмы
В зависимости от техники создания мультфильма у каждого этапа производства будут свои особенности. Например, процесс создания короткометражного мультфильма в технике 3D CGI выглядит таким образом:
Pre-production
Это подготовительный период, в котором задействованы продюсер, сценарист, режиссёр, художник-постановщик, 3D-моделлер. Pre-production включает следующие направления работы:
-
Разработка концепции и сценария проекта.
Всё начинается с идеи для истории. Обязательно определяют возрастную аудиторию. Если фильм детский, то вместе с педагогом-психологом решают, какие детали сюжета и художественной концепции возможны.
Например, детям дошкольного возраста принято показывать истории про добро в пастельных тонах и в исполнении округлых персонажей. Младшим школьникам предлагают конфликт добра и зла, более яркие краски и сложные формы. Подростки могут воспринимать разные детали жизнеустройства, а не делить мир на чёрное и белое.
Над сюжетом работает сценарист. Художественной концепцией фильма от начала до конца производства занимается художник-постановщик, согласовывая её на каждом этапе с продюсером. Разработка концепции начинается с создания мудборда .
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Это могут быть изображения из интернета, стоп-кадры из других мультфильмов, передающие общую атмосферу, стилистику, цветовую схему, свет и глубину кадра, возможную графику фоновых изображений, примерный вид персонажей.
На начальном этапе создатели также выбирают, в какой технике будут делать мультфильм (это может зависеть от стиля фильма, технологического уклада студии, моды или бюджета).
Это продолжение работы над художественной концепцией. Художник-постановщик прорисовывает эскизы персонажей и примеряет к ним фоны будущего фильма. Далее для каждого героя создаются модельные листы, которые представляют различные характерные варианты его мимики, эмоций, движений. Это нужно, чтобы в процессе анимации художники не «потеряли» образ героя. Режиссёр контролирует творческий процесс.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Риггинг и создание персонажей в трёхмерном пространстве.
3D-моделлер создает виртуальную куклу (модель персонажа) по модельным листам и осуществляет риггинг — начиняет персонажа скелетом, который позволяет управлять движением частей его тела. Затем проводится тестовая анимация в 3D. Это ещё не окончательный вариант, а эксперимент.
Актёры озвучивают героев ещё до того, как те начнут действовать в кадре. Это нужно, чтобы образы персонажей окончательно сложились, а создатели мультфильма лучше понимали хронометраж и манеру диалогов, а также могли попасть в артикуляцию персонажей.
Аниматик — черновик будущего мультфильма, смонтированный из картинок раскадровки и записи актёрских реплик. Иногда в него добавляют примеры музыки, шумов.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
Изображения персонажей и окружающего мира здесь условны, но они дают возможность прочувствовать течение времени в фильме, обозначить характер и скорость передвижения героев, наглядно увидеть художественную концепцию. Аниматик состоит из так называемых сцен, монтажных планов. Для удобства дальнейшая работа над фильмом ведётся посценово.
Производство
Созданием мультфильма занимается множество разных отделов: анимации, спецэффектов, монтажа, звука. Всеми руководит режиссёр. Производство включает:
- Моделинг: художники на основе исходных эскизов воссоздают в 3D локации, персонажи и реквизит. На этом этапе все элементы похожи на серые скульптуры.
- Текстуринг и шейдинг: каждый объект получает свою фактуру, цвет, рельеф, блики, физические свойства (металлические доспехи и ткань будут выглядеть на экране по-разному).
- Анимация, «одушевление» персонажей. На этом этапе создаются движения и мимика героев, они приобретают характер и детализацию. Отдельные специалисты создают визуальные эффекты, которые потом добавляются в финальную картинку. Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
- Постановка виртуального света: художник-постановщик рисует эскизы, где показаны направление, яркость и контрастность света и тени, а специалист по свету расставляет необходимые источники освещения в локации и делает картинку более художественной.
- Рендеринг (преобразование трёхмерной сцены в плоское растровое изображение или в последовательность кадров): специалисты по рендерингу на основе 3D-данных от предыдущих этапов производства просчитывают финальную картинку с помощью компьютерных программ. По современным стандартам это изображение в формате 2К (2048×1080 пикселей) или 4К (3840×2160 пикселей). Процесс может занять несколько секунд или часов — в зависимости от детализации моделей, их количества, сложности освещения.
- Композитинг/компоузинг: специалисты по компоузингу объединяют все графические объекты (персонажей, локации, спецэффекты), прошедшие по отдельности рендеринг, в единое целое. Материал ещё можно отредактировать, сделать цветокоррекцию, добавить глубину резкости (это финальные штрихи воплощения художественной концепции).
Post-production
Этот этап актуален для всех фильмов, не только анимационных.
- Финальный монтаж: специалисты объединяют разрозненные сцены, синхронизируют изображение с заранее записанными шумами и музыкой. На этом этапе окончательно определяется темп действия, система смысловых, звуковых и ритмических отношений между кадрами, их последовательность. В итоге получается готовое произведение.
- Внутристудийный премьерный показ. Иногда после него возможны доработки, но чаще всего анимационный фильм после студийного показа отправляют в прокат.
Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Сколько времени занимает создание мультфильма
Сроки производства зависят от технологии, формата проекта, масштаба команды.
3–6 месяцев активной работы без пауз уходит на создание одного эпизода мультсериала хронометражем 7–11 минут. В производстве одновременно находится 5–10 серий, каждая на своём этапе создания. Над проектом может работать творческая группа от 30 человек (как в мультсериале «Чуч-Мяуч») до 80 человек (как в «Ну, погоди! Каникулы»).
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
1 год может уйти на создание авторской короткометражки (видео до 15 минут), над которой работают несколько человек.
3,5 года — средний срок производства полнометражной картины (видео дольше 52 минут). Над ней обычно работают около 80 человек. До полугода уходит на разработку художественной концепции и сценария. Ещё три года — на реализацию.
Художник-аниматор: чем занимается и сколько зарабатывает
Перспективы анимации в России
Отечественная анимация, в отличие от западной, развивалась вне мировой индустрии. В СССР она полностью находилась на госфинансировании, и это позволило авторам развить множество школ и техник. Такого разнообразия нет почти нигде в мире, что делает российскую анимацию феноменальной.
Но в начале 1990-х отрасль лишилась господдержки и почти перестала существовать. Только с начала 2000-х анимация в России стала развиваться как коммерческое направление, а не только как искусство. За последние 10 лет объём анимационного рынка в стране вырос в пять раз: в 2011 году он был чуть меньше 4 миллиардов рублей, а в 2021 году составил 20 миллиардов рублей. Увеличилось число игроков рынка: в 2011 году работало 30 компаний, сейчас — 80. Однако на международной арене российская анимация пока занимает 1%.
Фото предоставлены студией «Союзмультфильм»
При этом она обладает колоссальным потенциалом, который можно раскрыть, если нарастить объёмы производства. Для этого нужно больше компетентных специалистов.
«Всегда в дефиците аниматоры, а сейчас также специфические технические специалисты — по рендерингу, компоузингу, лейауту . Без них невозможно массовое производство. Общемировая проблема — нехватка сценаристов, способных создавать вселенные, которые смогут годами жить своей жизнью и порождать сценарные ответвления», — отмечает Борис Машковцев.
Научись рисовать мультфильмы на факультете анимации
Вы научитесь создавать анимированные рекламные ролики и спецэффекты для фильмов, а также 2D- и 3D-моделированию и моушн-дизайну. Студенты проходят практику на ведущей анимационной киностудии страны «Союзмультфильм». К выпуску имеют собственное портфолио, которое помогает им трудоустроиться. Например, начинающие 3D-аниматоры получают от 160 тысяч рублей, а художники анимации – от 200 тысяч рублей.
Источник: synergytimes.ru
Кем работать в мультипликации: обзор профессий и обучающие курсы
Рассказываем, из каких этапов состоит процесс создания мультфильма и кем можно работать в мультипликации.
Подписывайтесь на канал Digital Broccoli об эффективном поиске заказов на фрилансе.
6 миллиардов рублей — объем рынка российской анимации в 2018 году, по данным совместного исследования «Союзмультфильма» с компаниями Roland Berger и Jayson Partners. Уже на тот момент аналитики предсказывали индустрии ежегодный рост на 20%. В 2020-м году интерес к российской мультипликации проявили несколько крупных игроков: Сбербанк инвестировал 1 млрд рублей в «Союзмультфильм» для создания сериалов и полнометражных фильмов, а «Яндекс» поддержали перезапуск «Смешариков».
Создание мультфильма — это сложная командная работа, одних только художников в средней студии может быть около 10 человек. Грамотные управленцы, погруженные в индустрию, сценаристы мультфильмов и звукорежиссеры тоже найдут себе место в этой индустрии.
Из чего состоит работа над мультфильмом
Мультфильмы рисуют не только для кинотеатрального проката или стримингов, анимированные персонажи и истории часто нужны для рекламных роликов, приложений, сайтов компаний и презентаций.
Если рассматривать мультфильм как проект для заказчика, то первый этап — это бриф, в котором клиент отвечает на вопросы по содержанию и формату ролика, высказывает пожелания к будущему мультфильму.
Второй этап — это техническое задание от клиента, в котором он описывает цели и задачи ролика.
На основе брифа и технического задания пишется сценарий: история, описание персонажей, сцены и реплики. Художники параллельно готовят эскизы фонов и персонажей. После проект согласовывают с заказчиком и отдают в производство. Режиссер готовит раскадровку (документ, в котором нарисовано, в каком порядке персонажи появляются на экране и совершают какие-то действия).
После идет отрисовка сцен мультфильма, готовится анимация и смена сцен по таймингу. Для мультфильма покупают или пишут с нуля музыку, актеры озвучивают героев. В конце все элементы ролика сводят в один файл, выводят с водяными знаками студии и отдают на предпросмотр заказчику. После приемки и оплаты проекта клиенту выдают мультфильм без водяных знаков.
На каждом этапе проект сопровождают разные специалисты. Кто они и что должны уметь?
Сценарист
Сценарист отвечает за то, чтобы в основе мультфильма были яркие персонажи и увлекательная история. В творческом проекте сценарист может придумать мир и героев с нуля, в проекте для заказчика — обязан разработать образы и историю, подходящие под цели и задачи, или использовать готовые наработки, например, маскота, персонажа-талисмана компании(это Сберкот у Сбербанка, львенок Лео в LinguaLeo).
Навыки сценариста мультфильмов:
- Сценарное мастерство: умение создать персонажа, конфликт, логичную историю, написать диалог.
- Грамотность.
- Чувство юмора (умение писать комедию).
- Умение работать в команде.
Режиссер
В задачи режиссера входит создание визуальной концепции проекта и руководство процессом. Режиссер занимается раскадровками, которые позже отправляются художникам, участвует в мозговых штурмах с командой, контролирует и принимает работу художников. Иногда в обязанности режиссера входит сборка черновика мультфильма: сведение всех анимаций вместе со звуком.
Навыки режиссера-мультипликатора:
- Художественное образование.
- Понимание постановки кадра: композиция, светотень, ракурсы.
- Насмотренность в анимации.
- Владение программами: Adobe Photoshop, Autodesk 3ds Max (на случай, если нужно будет подхватить задачи у команды или принять выполненную работу).
- Навыки управления командой: мотивация, коммуникация.
Режиссеру достаточно базового владения программами для анимации, которые можно освоить, например, на курсе «Основы компьютерной анимации» от GeekBrains.
Художники
В маленьких любительских проектах все задачи по отрисовке мультфильма может взять на себя один человек. Но если мы говорим о крупных студиях и агентствах, о коммерческих проектах, то для создания качественного продукта нужна целая команда, которая будет отвечать только за визуал.
Художник-постановщик/Главный художник
Художник-постановщик — это руководитель визуального отдела, который работает в сотрудничестве с режиссером и управляет процессом создания мультфильма. Если в кино постановщик выбирает локации, ищет детали и реквизит для отображения настроения, исторической эпохи и смыслов фильма, в мультипликации он занимается тем же, но в формате рисунка или виртуальной визуализации.
Навыки:
- Рисовать на бумаге и в digital: понимать анатомию человека, перспективу, светотень, колористика.
- Знать пакет программ для рисования: Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate или другие.
- Насмотренность в анимации.
- Умение исследовать: искать, анализировать и систематизировать информацию (для разработки персонажей, фонов, деталей)
- Умение управлять командой.
Художники-ассистенты:
- Художник по персонажам занимается детальной проработкой персонажа, создает визуально запоминающийся образ героя в соответствии с задумкой режиссера. Ему пригодится знание анатомии человека, понимание динамики человеческого тела. Насмотренность в анимации, стилизация: умение рисовать персонажей в разных стилях в зависимости от запроса заказчика или других условий проекта.
- Художник-фоновщик разрабатывает фоны: пейзажи, панорамы, интерьеры, экстерьеры, детали.
- Художник-фазовщик отвечает за динамику и создает промежуточные фазы действий персонажей с учетом характера их движения: прорабатывает походку и жесты персонажа.
- Художник-прорисовщик создает рисунки с прорисованными деталями на основе образа/эскиза от главного художника.
Какие программы пригодятся художникам-ассистентам: Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate, Cinema 4D, 3Ds Max. Все это можно освоить на курсе Skillbox «Концепт-художник с 0 до PRO».
Специалист по визуальным эффектам
Создает визуальные эффекты в анимации: снег, дождь, другие природные явления, взрывы и спецэффекты в 3D.
- Владение программами Houdini, Autodesk Maya, Adobe After Effect, Nuke.
- Базовые знание анимации.
- Понимание текстур, материалов, теней, динамики и физики спецэффектов.
- Базовые знания рендера.
Художник по свету (3D)
Задача этого художника — поставить свет в сцене, в соответствии с задумкой создателей иди техническим заданием.
- Владение Autodesk Maya.
- Владение рендерами: Redshift, Renderman, V-Ray, Arnold.
- Понимание светотени, композиции и схем освещения.
3D-художник/3D-моделлер
Занимается созданием 3D-графики: персонажей и локаций по эскизам художников.
- Владение программами Autodesk Maya, MASH, Houdini, Zbrush, Blender
- Понимание анатомии человека, перспективы, светотени, объема, навыки скульптурирования, колористики.
- Понимание текстур и материалов, умение симулировать их в графике.
3D-аниматор
Художник, который обеспечивает движение нарисованных моделей и объектов.
- Понимание анимации для людей, животных, природных объектов, принципов движения.
- Пространственное воображение и мышление.
- Владение программами: 3ds Max, Maya, Cinema 4D, LightWave, Softimage XSI, Blender, Modo.
3D-риггер
Риггер объединяет наработки моделлера и аниматора. Он готовит персонажа к анимации, создавая его скелет, ригг, который аниматор затем сможет привести в движение.
- Умение создавать ригг.
- Понимание анатомии, массы, поз и эмоций человека.
- Владение Autodesk Maya, 3ds Max, Autodesk Softimage, Arc Tracker.
Специалисты по звуку
После подготовки визуальной части в дело вступают профессионалы в области аудио, которые заставляют мультфильм зазвучать.
Актер озвучания
Важная часть характера любого персонажа — то, как он говорит. Актеры озвучания дают голоса персонажам, записывают реплики и диалоги. Чтобы попасть в эту профессию, нужно освоить актерское мастерство и поставить голос.
Композитор
Музыка в мультфильме создает настроение и эмоцию: одна и та же сцена может быть романтической, пугающей или смешной в зависимости от музыкального оформления. Здесь в игру вступают композиторы, которые готовят музыку на заказ специально для проекта или записывают и выкладывают на платформы, где композиции можно купить.
О том, как можно заработать на авторской музыке, какие для этого нужны навыки и программные инструменты, мы рассказывали в этой статье.
Звукорежиссер
Звукорежиссер — это участник процесса, который сводит воедино аудио и визуальную дорожку мультфильма, добавляет музыку и звуковые эффекты. Свист и удар от забавного падения персонажа на банановой кожуре, шелест травы и гудение двигателя — звукорежиссер должен не упустить ни одной детали повествования, озвучить и привести в баланс с музыкальным оформлением и голосами персонажей.
- Звукозапись: владение аппаратурой для звукозаписи (микрофоны, пульты), программами для звукозаписи, например, Pro Tools.
- Сведение и обработка звука: выстраивать баланс громкости, применять эквалайзеры и эффекты.
- Монтаж звука (Adobe Audition, Pro Tools).
Продюсер/менеджер
Это человек, который занимается управлением и продажами: ищет клиентов, считает бюджеты, заключает сделки. Если речь идет о творческом проекте студии, задача продюсера — найти деньги на реализацию, распределить их и проследить, чтобы проект был готов и вышел на прибыль. Если студия занимается мультипликацией под заказ, продюсер может выступать организатором рабочих процессов и менеджером по работе с клиентами.
Навыки:
- Понимание индустрии: следить за трендами и крупными игроками, знать и постоянно искать новые источники финансирования (фонды, гранты, конкурсы).
- Управление командами: мотивировать сотрудников, следить за дедлайнами, оптимизировать и контролировать рабочие процессы.
- Базовое понимание бюджетирования проектов: составлять сметы и бизнес-планы.
- Презентация проектов (для текущих и потенциальных заказчиков, инвесторов и команды).
- Понимание основ продвижения и маркетинга кино и мультфильмов.
Если хотите работать не только в рекламных проектах, но и делать мультипликационные фильмы, рекомендуем пройти курсы, созданные непосредственно киношколами: «Мастерская анимации» от старейшей школы кино Лендок, «Анимация и виртуальное производство» от киношколы Индустрия.
Мультипликация — это сложный многоступенчатый процесс, который потребует долгого сидения на стуле, умения работать в команде, нести ответственность за свой участок, быть внимательными и сконцентрированными.
Если мультфильмы и анимация вас увлекают и вы хотите стать частью этого процесса, выбирайте дело, к которому вас тянет, и осваивайте сферу. Приятный бонус: теперь мультики можно смотреть «по работе»!
Упоминающиеся в тексте Instagram и Facebook признаны на территории РФ экстремистскими.
Источник: digitalbroccoli.com
Где и кем создаются российские мультфильмы, которые смотрят во всем мире
«Вовка в Тридевятом царстве», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Карлсон» — каждый из нас помнит эти прекрасные мультфильмы, которые вышли в далеких 70-х годах. Персонажи помогали детям развиваться, были для них ролевой моделью или примером того, как нельзя делать. Кто сегодня продолжает славные традиции отечественных аниматоров и какие идеи закладываем в мультики — рассказали в статье.
Кадр из мультсериала «Цветняшки»
За пятьдесят лет отечественная мультипликация проделала большой путь, заслужив любовь миллионов зрителей не только в странах СНГ, но и во всем мире. Например, Чебурашка пользуется большой популярностью в Японии — в 2003 году японские мультипликаторы купили права на продолжение мультфильма, в 2014 выпустили новые серии, а в 2019 вышел сериал по мотивам мультфильмов под названием «Это что за Чебурашка?».
Как было раньше
Создание мультфильмов — это сложная работа. Сорок лет назад не было никаких компьютеров, специальных программ и заготовок. Каждый кадр перерисовывали через пленку (копирку), после чего их несли на съемочный станок и снимали по отдельности. Чтобы увидеть цельную сцену на две-три минуты, уходило четыре недели тяжелой работы. За один рабочий день удавалось отрисовать всего 4–5 секунд мультфильма.
Например, 10-минутная серия «Ну, погоди!», который советские зрители впервые увидели в 1969 году в альманахе «Весёлая карусель» — это 15 тысяч рисунков. В общей сложности на одну серию уходило 9 месяцев работы команды аниматоров.
Раскадровка одной из серий мультсериала
А первые две серии мультсериала про кота Леопольда и донимающих его мышей-хулиганов, которые снимались на Творческом объединении «Экран» с 1975 по 1993 год, не рисовались, а были сделаны техникой перекладывания. Мелкие детали героев и декорации вырезались из бумаги и перекладывались под стеклом. Иллюзия движения создавалось благодаря перемещению деталей на мизерное расстояние.
Последующие серии делались с помощью рисованной анимации. В 1945 году в советском прокате появился «Бэмби», а спустя десять лет вышла «Белоснежка». Взрослые и дети в Советском Союзе знали и любили работы Уолта Диснея. Американские мультфильмы помогли режиссерам, сценаристам и художникам «Союзмультфильма» не только изменить свой подход к производству, но и переосмыслить мотивацию персонажей.
«Дисней был нашим учителем. Мы часто смотрели его фильмы и очень много у него взяли. Это был удивительно талантливый человек, который создал сегодняшнюю мультипликацию. Он ввел конвейерный способ производства, который в СССР целиком скопировали при создании «Союзмультфильма». Сколотил замечательный коллектив мультипликаторов, сделавших непревзойденные шедевры»
Леонид Шварцман, советский и российский режиссер-мультипликатор, патриарх «Союзмультфильма»
Дисней первым снял привычный нам полнометражный мультфильм — «Белоснежка и семь гномов». В то время компания сильно рисковала, так как ее основатель вложил в производство все состояние, заработанное на короткометражных мультфильмах. Это был новый формат, зритель мог оказаться не готов к такому долгому повествованию. Но Уолт Дисней победил и прославился на весь мир.
Появление западных мультсериалов дало отечественным мультипликаторам возможность не только посмотреть на лидеров мирового рынка, но и использовать полученные знания для создания своих проектов. Многие режиссеры искали свой стиль, отличный от конвейерного производства.
Они хотели привнести что-то новое в технологии отрисовки и съемки мультфильмов — например, «Ёжик в Тумане» режиссера Алексея Баталова, вышедший в 1975 году, или «Падал прошлогодний снег» Александра Татарского, представленный советским зрителям восемь лет спустя. «В 1950-х годах на «Союзмультфильме» главенствовала технология «эклер», которую во всем мире называют ротоскопированием. Вначале снимали актеров на кинопленку, после чего мультипликаторы переносили их игру и узловые движения на бумагу и делали сцены. С одной стороны длинной станины закрепляли проектор, а с другой был экран, на него на специальных штифтах крепили лист. Художник переносил на бумагу ключевые моменты, на которых потом строился мультфильм. Процесс был организован при помощи подручных средств», — вспоминает Леонид Шварцман.
Сегодня, благодаря современным технологиям, мультфильмы создаются быстрее, однако производство до сих пор включает в себя много важных этапов: идея, сценарий, раскадровка, анимирование, создание фонов и персонажей, графическая обработка всех материалов, съемка, озвучивание, монтаж, титры.
Что имеем сейчас
На сегодняшний день самыми популярными российскими мультфильмами считаются «Маша и Медведь» и «Смешарики». Каждая серия «Маши и Медведь» переводится на 43 языка. В Португалии Маша даже была главным героем местных карнавалов — сотни маленьких девочек шли по улицам в костюме Маши, а их отцы — в костюмах Медведя. Создание мультфильма начинается с идеи.
Олег Кузовков, автор «Маши и Медведя», рассказывал в интервью, что идея появилась в середине 90-х, но тогда не было возможностей для реализации всех задумок. Создание мультфильмов — не только трудный, но и дорогой процесс — одна минута «Маши и Медведя» обходится почти в 50 000 долларов.
Еще один популярный мультсериал из России — это «Смешарики», история которых началась в 2004 году с эфира в программе «Спокойной ночи, малыши» на телеканале Россия 1. За красивой картинкой и простыми зарисовками из жизни спрятаны глубокие истории с шутками и отсылками. В Америке «Смешарики» были показаны на телеканале CW под названием «GoGoRiki», а в Европе стали известны как «KiKoRiki».
Правообладатели часто сталкиваются со сложностями в процессе перевода, потому что зарубежному зрителю непонятны отдельные шутки, культурные аллюзии и игра слов. Приходится добавлять местный юмор и колорит. Иногда доходит до того, что полностью переписываются все диалоги.
На китайском рынке своя специфика — например, чтобы получить лицензию на показ нужно пройти не одну инстанцию. А условия для получения лицензии в детской анимации еще сложнее. На российском рынке анимации появляются и новые игроки — например, анимационная студии Platoshka.
После рождения сына Платона Антон и Яна Андрейчиковы поняли, что популярные мультфильмы не закрывают основных потребностей родителей — уделяют мало внимания развитию логики, мышления и памяти ребенка. К обсуждению вопроса подключилась мама Яны — Анна Шелегина, которая работала директором школы, была преподавателем в университете, руководила одним из подразделений психолого-педагогической службы для детей. Так родилась новая анимационная студия, а вместе с ней и мультсериал «Цветняшки».
«Мы создали мультсериал, ориентируясь, в первую очередь, на потребности собственного ребенка. Сложно создать качественный мультфильм для детей в возрасте от 2 до 5 лет, не имея большого опыта взаимодействия с ними, поэтому два маленьких внука — Платон и Мирон — являются идейными вдохновителями. Мы вкладывали в мультфильм то, чего нам не хватало в детском видеоконтенте на YouTube и телеканалах. На наш взгляд, мультфильмы должны в интерактивной форме развивать навыки малыша — социальные, интеллектуальные, физические, сенсорные, музыкальные, художественные. Поэтому в основе сценария «Цветняшек» заложена полноценная педагогическая программа»
Анна Шелегина, CEO студии Platoshka
В августе 2021 года китайский медиахолдинг UYoung, в портфеле которого находятся такие бренды как Pokemon и Super Simple Songs, стал официальным представителем российского мультфильма на территории Китая. А в декабре 2021 года анимационная студия заключила долгосрочное эксклюзивное партнерство с Universal Music Group по музыкальной дистрибуции.
Вывод
Российская анимация не стоит на месте. За несколько десятилетий отечественная мультипликация проделала большой путь, заслужив любовь миллионов зрителей по всему миру. Сегодня мы видим, как «Союзмультфильм» перезапускает советскую анимационную классику, пусть и не всегда успешно, из-за чего спустя непродолжительное время отказывается от своих планов.
А новая волна аниматоров делает свои мультфильмы ориентируясь уже не только на российского, но и на западного зрителя. Молодые студии сразу планируют международную экспансию, потому что хотят поделиться своими идеями с наибольшим количеством людей. И им есть, что показать миру.
Источник: delovoymir.biz