Кто такой мат телевизор

Сегодня мат в моде – мы слышим его запиканный вариант в телешоу, из уст популярных блогеров, из бесконечных злободневных куплетов Сергея Шнурова в Инстаграме и песен кумиров подростков вроде Фейса и Фараона, а если вспомнить баттл Оксимирона с Джоннибоем, просмотренный на «Ютубе» – внимание! – 46 млн раз, то самое приличное слово за первую минуту текста – это «петух». Почему мат настолько проник в масскультуру?

Об истории русского мата написано много. Если вкратце, возник он в языческие времена и употреблялся строго во время обрядов. С приходом христианства мат стал осуждаться и ограничиваться, однако в петровские времена «расцвел» преимущественно в военной среде, где утвердился доныне. Говорят, что Петр сам придумал «матерные заклинания» под названием Большой и Малый морской загиб, и если мы обычно говорим о двух-трехэтажном мате, то загибы, коих можно найти множество вариантов, – это башня «Федерация».

Обрядовый язык и прихоть золотой молодежи

Стоит отметить, что в научной среде нет единой позиции о происхождении матерной лексики, так же как и о том, кто и как на Руси мог ее использовать. Один из интереснейших источников – хулиганские «Русские заветные сказки», оставленные собирателем фольклора Александром Николаевичем Афанасьевым. «Наши заветные сказки, – писал он, – единственное в своем роде явление, как мы сказали, особенно потому, что мы не знаем другого издания, в котором бы в сказочной форме била таким живым ключом неподдельная народная речь, сверкая всеми блестящими и остроумными сторонами простолюдина». При этом некоторые филологи считают, что в крестьянской среде выражаться матом не было принято.

«Мат – это военно-дворянская форма выражения, – утверждает профессор Александр Волков, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ. – Дворянское сословие постольку, поскольку она было сословием эксплуататорским, с презрением относилось к народу. Мат был для него вполне естественен по отношению к людям, стоящим ниже по социальной лестнице. В крестьянской среде подобного рода выражения были абсолютно недопустимы, как и в среде духовенства и городского мещанства. Широко мат начали употреблять, когда армия стала массовой, нижние чины обучались этим приемам выражения у высших. А после Первой мировой и гражданской войны так вообще ругались здорово, хотя советская власть пыталась это прекратить, но, естественно, ничего не получалось».

Иван Барков остался в истории как автор популярных «срамных од». Не гнушались использовать обсценную лексику Пушкин, Денис Давыдов, Лермонтов, Бунин, Куприн, Маяковский, Есенин – как говорят филологи, все классики матерились, но в XIX веке исключительно в узкокулуарном кругу. Фрагменты произведений с ненормативной лексикой в печать не пропускали. О диапазоне стилистических возможностей того же Пушкина можно судить по его связи с Анной Керн, которую сначала поэт описывал в стихах, как гения чистой красоты, а после свершившегося факта – прозой и матом. Тем не менее, употреблять ругань в обществе, на улице и в присутствии женщин было совершенно недопустимо — мат, равно как курение, был прерогативой мужского круга (за единичными исключениями, например, Бунин мог использовать матерную речь при жене).

«До ХХ века, чтобы женщины использовали мат, – это вообще было немыслимо, ни в крестьянской, ни в дворянской, ни в мещанской среде», – подчеркивает Волков.

Почему мат становится языком медиапространства

Джеймс Тиссо, «Круг Руаяль», 1868

По мнению Андрея Щербакова, научного руководителя центра исследования медиакоммуникаций Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, употребляя мат, дворяне могли самоутверждаться в знании русского языка. «В дворянской среде было же принято разговаривать на иностранных языках, сначала было хождение французского, потом немецкого и английского, – поясняет он. – И с XVIII века первым языком, на котором они начинали говорить, был не русский. Потом, освоив русский, все его слои и стилистические подсистемы, они таким образом демонстрировали степень владения языком».

В советское время появилось такое явление, как номенклатурный мат, однако официально обсценная лексика запрещалась, ее невозможно было встретить в печатных изданиях и уж тем более по телевидению. После распада СССР вокруг матерного языка начался настоящий ажиотаж в научных кругах, мат проник в художественную литературу (Сорокин, Пелевин, Ерофеев и др.), театр («Идеальный муж» Богомолова, «Анархия» Сукачева и др.), интернет (достаточно почитать страничку в Фейсбуке Артемия Лебедева или послушать пару выпусков «вДудь»). 1 июля 2014 года в силу вступили поправки в закон «О государственном языке», запрещающие публичное использование ненормативной лексики, однако затронуло это в основном театр.

«С нормами русского литературного языка дело сегодня обстоит достаточно сложно, – заявляет профессор Волков. – Они разрушаются интернетом, телевизионной продукцией, кинематографом. Это связано с тем, что у нас полуинтеллигенция стала интеллигенцией. Когда-то телевизионщиков учили, дикторов готовили лингвисты, русисты, опытные и владеющие нормами русского литературного языка.

Готовили всех, кто мог публично высказываться на радио и телевидении. Точно так же, как лингвисты, выпускники филологических факультетов, работали в цензуре. Они правили не только и столько политику, сколько стиль писателей. Сегодня все наши художники, журналисты, театральная среда – это полуобразованные люди».

Проблема распространения мата состоит не в том, что обсценная лексика используется, говорят эксперты, ведь она представляет собой достаточно яркий и интересный пласт живого языка. Проблема, когда люди говорят матерной речью, толком не овладев литературным русским языком и не соблюдая правил приличия. По результатам опроса ВЦИОМ, опубликованного в феврале 2019 года, каждый пятый опрошенный ежедневно ругается матом.

Мат как индикатор агрессии общества

«Меня, как лингвиста и филолога, человека, который изучает и преподает русский язык, это беспокоит. И я считаю, что, во-первых, речь надо вести об общем падении уровня культуры носителей русского языка, – говорит Андрей Щербаков. – Вторая причина, на мой взгляд, это рост агрессии в обществе. И здесь уже нужно говорить о том, что, вероятно, есть какие-то проблемы в нашем обществе, в нашей стране, которые нужно решать и которые провоцируют людей на такое поведение.

Ну, а третья причина вызвана, как мне кажется, развитием техники, технологий и фактически переходом нашей коммуникации в виртуальную среду. Практически любой человек получает доступ к публичной коммуникации, если у него есть интернет. А люди разные, с разным уровнем культуры, грамотности, образованности.

К тому же в виртуальном пространстве мы можем спрятаться за ником, и это развязывает не только руки, но и язык для какой-то части общества. Наверное, есть еще какие-то другие причины. И так возникает волна вульгаризации речи, речевого хамства, агрессивного поведения и так далее».

Почему мат становится языком медиапространства

Мы не случайно вспомнили картину «Письмо запорожцев турецкому султану»: во-первых, письмо, написанное запорожскими казаками турецкому султану, матерное и с его текстом интересно ознакомиться. А во-вторых, этот сюжет иллюстрирует одну из важнейших целей ругательного языка, а именно снятие психологического напряжения у говорящего. Известный психофизиолог Леонид Китаев-Смык, проводя исследования в условиях стрессовой среды (например, во время боевых действий и в больнице), доказывал, что матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса.

Илья Репин, «Письмо запорожцев турецкому султану», 1880-1891

Зигмунду Фрейду приписывают фразу: «Человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». Имеется в виду, что ругательство служит символическим замещением агрессии, позволяя разрядить конфликт без применения физической силы. Неслучайно мат наиболее распространен в военной и тюремной среде. Следовательно, когда много людей начинают употреблять обсценную лексику, это может сигнализировать о высоком уровне подавленной агрессии в обществе.

«Мат – это очень специальная вещь, язык в языке. У него есть удивительная особенность – этот язык все знают, им практически все пользуются, но он при этом запрещен. Такие вещи никогда не бывают случайными, значит, это для чего-то нужно. И нужно это для того, чтобы показать степень своей агрессивности.

Когда человек матерится – это безотчетная потребность в самоутверждении: «Вот какой я крутой, что я нарушаю культурный запрет». И чем больше мата, тем выше показатель социального напряжения», – говорит психолог Александр Колмановский.

Почему подростки охотно перенимают матерную речь, психологи рассказали давно. Приобщаясь к запретному (сигаретам, алкоголю, обсценной лексике), подросток приобщается к миру взрослых, ощущает себя более уверенным, сильным и самостоятельным во враждебном мире. Большое значение имеет эротический смысл матерных слов: ругань говорит о пробуждающейся и неудовлетворенной сексуальности.

Еще по теме:  Игровые консоли для телевизора Xbox one

«С точки зрения подростковой психологии, употребление грязных слов, связанных со сферой интимных отношений между мужчиной и женщиной, а также сферой собственно сексуальных контактов, подменяет и часто замещает сами такие отношения и контакты, – пишет в одной из своих работ исследователь обсценной лексики Маргарита Надель-Червинская. – Сам же подросток, выражающийся в компании сверстников либо в публичных местах нецензурно, ощущает себя человеком опытным в таких делах (настоящим мужчиной), пряча за грубой циничной лексикой полную некомпетентность в данном вопросе. Соответственно, и в речи представителей других поколений употребление мата является показателем неполноценности или даже отсутствия близких отношений с противоположным полом – как следствие неустроенности личной жизни, старения, алкоголизма, физической слабости и тому подобное».

Источник: mir24.tv

«Мат несёт мощный заряд культурной деградации». Ч.1

Грязная брань – практически «норма» современной жизни. Что такое мат? Почему он табуирован в обществе, думающем о своем настоящем и будущем? Что означает матерщина из глоток подростков и девушек. О сути явления рассказывает Кавказскому геополитическому клубу редактор сайта «Культуролог» Андрей Карпов.

— Уважаемый Андрей Владимирович, все мы с детства знаем, что материться — плохо (чуть позже узнаём, что — грешно). А почему, собственно? Почему мат — это «плохие слова», как говорят в детстве, или сквернословие, как определяют это во взрослой жизни? Почему Церковь так внимательна к этому греху?

— Раньше про человека, который матерится, говорили: ругается по-чёрному. Ругаться вообще плохо. Но наш народ матерную ругань поставил отдельно, дав ей определение чёрной (т.е. особо дурной) брани.

Ругань вообще имеет два корня. Один — это словесный поединок: сходясь с врагом, воины сначала пытались поразить противника словом. Отсюда, собственно, и синоним ругани — брань. Если мы бранимся с людьми, которые нас окружают в обыденной жизни, мы присваиваем им образ врага, что, конечно, есть преступление против заповеди любви. Но историческая память (например, в виде фольклора) хранит сцены перебранки с подлинными врагами, возвращая брани исконный смысл, и тогда она воспринимается положительно.

Другой корень — ещё более мрачный. Это — языческое магическое мировосприятие. Ругательства часто выглядят как проклятия. В древности человек верил, что слово имеет реальную силу, и, пожелав во всеуслышание другому человеку зла, можно действительно обрушить несчастье на его голову. Но и в древности человек понимал, что подобные действия просто так не проходят.

Призывая зло себе на службу, придётся послужить и ему. Нужна жертва. За проклятие придётся расплачиваться.

Дух магизма, выветрившийся из прочих бранных слов, долго сопровождал матерщину. Суть мата в том, что человек ругается запретными словами. В соответствии с логикой чёрной жертвы, чем большее преступление ты совершаешь, тем большую награду тебе дают силы зла. Если ты произносишь то, что произносить запрещено, твои слова получают особую злую силу.

Поэтому не случайно, что мат всегда выливался в поругание святынь. Сквернословие стало знаком сознательного служения злу. Именно поэтому в традиционной русской культуре матерщинник считался человеком, бросившим обществу вызов; да он и был таковым. Естественно, что общество относилось к сквернословию негативно, а Церковь вполне заслужено видела в мате обращение к сатане — почти что чёрную «молитву».

Также не менее важно, что семантика матерных слов, как говорится, «ниже пояса». Подобная локализация позволяет низводить на этот уровень всё, на что обращается матерная брань. Она несёт мощный заряд культурной деградации. Сегодня мат не выглядит богоборчеством, но его дьявольская природа проявляется именно в этом: он разрушает культуру, прежде всего, её навершие, то, что задаёт планку и поддерживает духовную высоту.

— С чем связано табу на мат в общественных пространствах и особенно «при детях» (так, во всяком случае, было в моем детстве, проходившем в обычном московском спальном рабочем районе)? Почему еще совсем недавно этот запрет строго соблюдали даже опустившиеся члены общества (я узнала наиболее распространенные матерные слова лишь в четвертом-пятом классе, хотя это, наверное, уже отставание в развитии — у нас алкаши при детях не матерились, не говоря уже о том, чтобы услышать это в семье)?

— Ребёнок чист. По крайней мере, этот тезис естественен для традиционной культуры. Советская культура была во многом традиционной. Это наследство мы вынесли из СССР, но потом оно быстро утратилось.

Естественное желание — сохранить чистоту. Если ребёнок чист, то его надо оградить от грязи. Даже матерящийся человек понимал это и старался по возможности сдерживать свой язык.

— Как объяснить, исходя из этого, столь свободное употребление матерных и бранных слов сейчас? Их можно увидеть в печати, услышать в песне (причем не только специфически-субкультурной — помню, как поразилась, впервые услышав матерно-музыкальные рифмы из обычного ларька с шаурмой на станции метро «Баррикадная»), наконец, родители могут совершенно спокойно, что называется, при всех, «послать» матом ребенка или друг друга при том же ребенке и других детях? Общее снижение культурного уровня — это понятно, но ведь советский пьющий пролетариат не позволял себе ничего подобного. Наверное, нужно делать скидку «на Москву», но, по рассказам, публичное употребление мата не было нормой и в провинции. Что же было выпущено на волю в девяностые?

— Большая беда — мы утратили ценность чистоты. Мы разучились её беречь. Дихотомия чистое/нечистое больше не работает. Посмотрите, какие фильмы порою маркируются как семейные: они полны пошлости и грязи. Хорошо, в них нет откровенных постельных сцен, но это не означает, что они свободны от скабрезностей.

Визуальная грязь требует адекватного словесного выражения, которое и есть мат. Если раньше мат был языком пьяного состояния — человек мог материться, выпив, но не позволял этого себе в трезвом виде (а не позволял потому, что хотел сохранить для себя какие-то ценности, какой-то объём чистоты), то теперь мат оторвался от опьянения. То и дело можно услышать, что все ценности — относительные. Что человек может формировать себя, как хочет, что надо дать себе как можно больше свободы. Вот и получается, что уже нет того, что следовало бы хранить.

Этот процесс начался не вчера. И не с развалом СССР. Уровень пошлости потихоньку рос уже в советском кинематографе. Но крах Советского Союза стал единовременным обнулением многих смыслов. Русский народ словно окунулся в дурную свободу.

Еще по теме:  Когда я пришел к нему он смотрел телевизор китайский

Это затронуло и языковую среду.

Среди деловых людей советской эпохи (партийных работников, директоров и т.д.) было принято по случаю подпускать «матерок». В узком кругу матерились очень многие. Поэтому, когда объявили свободу, все начали материться открыто. Право высказаться матом стало одним из её проявлений. Про детей как-то забыли.

Дети вообще мешают наслаждаться свободой. А потом оказалось, что дети — уже не чисты. Атмосфера, созданная ранее вокруг детства, представляющая мир детства чем-то особенным, рассеялась. Теперь мира детства больше нет. Дети погружены в тот же мир, что и взрослые, приобщены к общей культурной грязи.

— Мат — новая норма современной молодежи. Неудивительно, ведь матерные демотиваторы составляют огромную долю контента социальной сети вКонтакте, их в обязательном порядке, ежедневно и многократно видят подписчики практически любого крупного «развлекательного» паблика. Это сознательная политика или, наоборот, создатели подобного контента следуют за молодежной модой?

— Я бы не назвал мат «новой» нормой. Молодёжь всегда была в зоне языкового риска. Очень многие «пробовали» мат в детстве или отрочестве, хотя в результате не приняли его, и во взрослой жизни не матерятся. Процесс взросления состоит в том, что ты должен перейти от следования заповедям в силу внешнего (родительского) принуждения к следованию им в силу личной внутренней мотивации.

При этом подросток всегда пробует запреты «на прочность»: что будет, если я поступлю не так, как мне говорят взрослые? Действительно ли это приведёт к пагубным последствиям? Языковые запреты в некотором отношении сломать проще всего: последствия не так очевидны; если не материться при родителях, то они так и будут оставаться в неведении. При этом в подростковой среде ты будешь «крут». «Крутость» вообще, как правило, измерялась способностью нарушать установления взрослых.

Этот налёт «крутизны» на мате остался и сегодня, несмотря на то, что абсолютный запрет на матерщину в обществе снят. Взрослые и дети часто находятся в едином матерном словесном пространстве. Но матерщина как бы прибавляет брутальности. Ребёнок наивен, слаб. Подросток хочет быть жёстким и сильным, такими он видит взрослых. И он матерится, чувствуя, что это прибавляет ему жёсткости.

Тем более, что взрослые открыто матерятся. При этом чем «круче» взрослый, тем более вероятно, что он матерится.

Наиболее востребованный подростками контент социальных сетей создают сами подростки или молодые люди, которые ими недавно были. Конечно, в определённой степени молодёжь легче поддаётся манипуляциям, поэтому её пытаются использовать и люди постарше; однако для того, чтобы вести подростков, куда тебе нужно, им надо давать то, что они готовы брать. В плохую сторону всегда идти легче, потому как тут возникает консенсус греха с грехом: неблагая цель лучше усваивается, потому как следовать ей можно, потакая собственным слабостям.

— Поразительно, но «матом разговаривают» между собой и некоторые «влюбленные» (что таковых немало, мы практически ежедневно убеждаемся на улицах и в метро). Любовь — и мат, как это возможно? Что значит употребление подобных слов в любовном контексте. Отсутствие уважения? Отсутствие любви.

— С уважением и с любовью плохо по-разному. Понятие уважения попросту утрачено. Что значит — уважать? Кого? Своего… партнёра? Партнёра по бизнесу можно уважать, потому как вы с ним строите совместное будущее. А у многих нынешних пар подобной задачи даже и не стоит.

Они не спешат, как это говорится, «оформлять свои отношения». Просто сошлись — потому что (ещё одна расхожая фраза) «им хорошо друг с другом». Сегодня сошлись, завтра разойдутся. Но даже когда речь о будущем всё же идёт, и почва для уважения обнаружена, это уважение не является настоящим. Его основой всё равно остаётся эгоизм. «Я уважаю тебя» в этой системе означает «ты мне нужен».

Центром мира для современного человека является он сам. Современный человек дорожит всеми проявлениями своей личности. Он ни в чём не готов ужаться, сдержать себя. Поэтому, если он матерится, то он будет материться и будучи «влюблённым».

Любовь же сегодня низведена до плотских отношений. Её центром является сексуальная практика. Раньше эту сторону отношений было принято укрывать в тени, в частности, она не обсуждалась — не только публично, но и между супругами. Теперь же считается, что говорить «об этом» — нормально. Но, если не пользоваться научным языком, разговор на тему постельной жизни выходит довольно грубым, и граница, отделяющая здесь «нормальную» речь от мата, оказывается легко проницаемой.

— Одна из самых настораживающих тенденций — активнейшее употребление мата и бранных слов девушками. Создается впечатление, что, в отличие от ровесников-парней, которые, скорее, «говорят матом», для девушек это часто больше, чем «просто (плохие) слова».

Не случайно в молодежную моду (даже в относительно солидных глянцевых изданиях) вошло повсеместное употребление выражения «черт побери!» (и т.п.), зачастую в совершенно не уместном для этого контексте («черт возьми, я имею право купить эту палетку теней!»). Слова покрепче, причем без всяких, хотя бы формальных, извинений, запросто вставляют в свою устную и письменную речь разнообразные тренеры, пиарщики, журналисты и другие публичные люди женского пола. Создается впечатление, что они бравируют этим (чем? кого этим можно удивить. ). Многие девушки настолько привыкают к постоянному употреблению мата, что не могут расстаться с ним даже в группах, посвященных, например, моде или рецептам. Мат фактически неконтролируемо изливается из женских глоток. О чем это сигнализирует?

— Нам же готовят переход от пола к гендеру. Культурное разделение на мужское и женское списывают в архаику. Различные роли предполагаются лишь в «сексуальной игре», а в прочих сферах человек должен превратиться в некое бесполое, усреднённое существо.

В России этот процесс пока не зашёл далеко и красную черту мы не переступили, однако культурная среда испытывает определённое давление в этом направлении. Особенно чувствительна к нему молодёжь. Если наши парни ещё не готовы подражать девушкам, то девушки уже практически расстались с классической моделью женского поведения.

Женщин назвали «слабым полом», а в современном мире никто не хочет быть слабым. В результате, вместо девушек у нас сегодня всё больше «пацанки». Для тех, кто пошёл по этому пути, мат становится чем-то вроде инициации или опознавательной метки. Матерясь, девушка как бы говорит: «меня нельзя считать слабой». Жёсткость речи уравнивает её с мужчинами.

Это — равенство, которое ничего не стоит, но которого легко достичь.

К тому же, тут есть и такой момент: в мате ищут уверенности. Современный человек испытывает колоссальное давление. От него ждут, что он сам себя сделает. Ему не на что опереться. Бога он не знает, традиции его лишили, общество его оставило на произвол судьбы.

Сегодня ты успешен, завтра с тобой что-то случилось: болезнь, нервный срыв, бытовая беда, — и весь твой успех в мгновение исчезает. Лишенный подлинного фундамента, человек сегодня особенно слаб. Эта слабость объединяет и мужчин, и женщин.

Но признаваться в слабости нельзя — это противоречит идеалу самодостаточной, ни в ком и ни в чём не нуждающейся личности, ставшему сегодня модным культурным шаблоном. И чтобы убедить себя и окружающих в том, что ты не даёшь слабины, выдерживаешь давление и не пасуешь перед обстоятельствами, человек прибегает к всё более жёсткой лексике. Мат словно прибавляет силы.

Еще по теме:  Aging mode на телевизоре что это

В какой-то степени это так и есть: в мате заключена энергетика отчаянности. Человек примиряет себя с миром, спускаясь вниз: если мир так плох, если среда — агрессивна, я тоже буду плох и агрессивен, я стану адекватен среде, и этим повышу свои шансы на выживание. Какое-то время это решение работает, а потом человек может окончательно сломаться. Ведь принимая ситуацию как исключительно негативную, он лишает себя возможности изменить её к лучшему.

Андрей Карпов
Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Источник: pravoslavie.ru

Откуда в русском языке появился мат?

Мат нельзя считать чисто русским «изобретением». Ругаются и немцы, и испанцы, и англичане. Однако русская обсценная лексика уникальна. Только в России есть полностью табуированные слова и слова, которые нет-нет, да и можно произносить.

Кто научил русских ругаться, и какие запретные ныне слова раньше не считались матерными? Разбираемся в происхождении русских ругательств и способах борьбы с ними.

Русский мат

Появление мата в русском языке

Одна из самых распространённых версий говорит о том, что мат славяне переняли у татаро-монгол. Но далеко не все историки согласны с этой версией. Во-первых, нецензурная лексика у кочевых народов не была распространена. Во-вторых, русские берестяные грамоты показывают, что мат на Руси появился задолго до пришествия татаро-монгол.

В целом русская обсценная лексика основана на четырёх корнях. Все ругательства — производные от этих оснований. Корни встречаются в македонском, словенском и других языках, родственных славянскому. По всей видимости, русский мат зародился в языческих культах. Скорее всего, ругательства изначально использовали вовсе не для оскорбления.

Очевидно, с помощью ругани заговаривали скот или призывали дождь. Например, в Сербии крестьяне подбрасывали в воздух топор и ругались, пока он летел. Таким образом язычники привлекали внимание высших сил и вызывали дождь.

Некоторые матерные слова были священны или использовались для отведения порчи. Скажем, в славянских племенах ребёнка могли назвать Лихим Упырём или присвоить прозвище покрепче. Это не означало, что родители не любили или проклинали ребёнка. Напротив, они хотели отвадить беду. Считалось, что к человеку с подобным именем не может пристать ничего дурного.

Более того, подобные традиции встречаются и у древних римлян. Во время триумфа — пикового момента в жизни полководца — солдаты и подчинённые бранили триумфатора. Ругань должна была привлечь удачу.

Вместе с этим был на Руси мат, который носил сугубо негативный характер. Материться — значит ругаться «по матери». То есть упоминать интимные и неприличные подробности. Зачастую основа древней ругани — слова, описывающие половой акт или половые органы. Мат неразрывно связан с чувством стыдливости.

Человек, который использовал ругательства, бросал другому вызов. Другими словами, он оглашал вслух всё то, что было не принято произносить. Российский филолог Борис Успенский выделял три варианта главной «формулы» русских ругательств: осквернение земли, связи с родителями и упоминание о трясении земли. Важно отметить, что мат использовался также и на поле брани, отсюда — бранные слова. Когда воины выдыхались, ругательства были необходимы для быстрого воодушевления.

Борьба с русским матом в XIII веке

Активную борьбу с матом на Руси начали после принятия христианства. Новая религия запрещала ругань, в том числе из-за её языческих корней. Вследствие появились строгие табу и предписания. В частности, циркуляры и указы иерархов однозначно запрещали христианам пользоваться матерными славянскими словами. Однако обсценная лексика постоянно менялась.

В результате появлялись новые слова, которые не воспринимались как ругательства. На законодательном уровне мат в России запретили в XVIII веке. До этого момента встретить ругательное слово можно было даже в официальном документе.

Наиболее древние свидетельства обесценной лексики — новгородские берестяные грамоты. Стоит отметить, что в документах мат использовался с ритуальным смыслом или для придания грамоте шутливого оттенка. Так, в XIII веке из Новгорода в Старую Руссу была отправлен документ со словами: «…назовало еси сьтроу коровою и доцере б**дею». Грамоту написала знатная женщина, которая просила своего брата вступиться за себя и сестру. Некий мужчина обвинил даму в финансовых махинациях, назвав её сестру (сьтроу) — «коровою», а саму женщину — блудницей.

Интересно, что в XIII веке слово «б*ядь» не считалось ругательством. Произошедшее от слова «блуд», оно встречается даже в церковнославянских документах. Так называли женщин, чья жизнь была близка к жизни проститутки. Несмотря на то, что слово не считалось ругательством, в высшем обществе его не использовали. Если даму публично называли блудницей или другими производными от этого слова, её чести наносили глубокое оскорбление.

В Новгородской первой летописи тоже есть матерные вставки. В 1346 году под стенами Новгорода с войском встал великий литовский князь Ольгерд. Знатный правитель был оскорблён жителем Новогорода Остафеем Дворянинцем. Князь требовал восстановления своей чести за следующий проступок жителя Новгорода: «…лаял ми посадник ваш Остафей Дворянинец, назвал мя псом».

В итоге новгородцы лично учинили расправу над Остафеем. Горожане хотели избежать конфликта с видным литовским правителем. Ради мира Остафея убили на вече.

За счёт изучения источников учёные установили, что в XVI веке в русском языке существовало 67 названий рек, сёл, городов, которые произошли от матерных слов. В XVII веке иностранные путешественники отмечали в своих дневниках, что ругань крайне распространена в русском языке.

Русский матерный язык — уникальное явление

Русский мат имеет три основы: женские половые органы, мужские половые органы и процесс, который происходит между ними. Всё остальное относится к обсценной или ненормативной лексике. Она матом не является. Именно в этом кроется особенность русской ругани — она многослойна. Таким образом, есть в России слова, которые жёстко табуированы. Другая категория — обычная брань и ругань.

Иностранные языки устроены иначе. Например, в английском и немецком все нецензурные слова одинаковы с точки зрения культурных норм. Все они запрещены на законодательном уровне.

И в России, и за рубежом в начале XX века мат воспринимался как нечто запретное, но желанное. В частности, ругань сделала неплохую рекламу пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу. Ещё до премьеры публике объявили, что во время спектакля актриса произнесёт со сцены бранное слово. Это известие породило интригу вокруг пьесы.

Актриса действительно употребила ненормативную лексику, выкрикнув на весь зал: «Not bloody likely!» (дословно «bloody» — кровавый, эквивалент русских ругательств «чёртов», «грёбаный»). Зрители тут же начали свистеть, шуметь, смеяться и топотать. Примерно таким же было отношение представителей русского светского общества к ругани. В приличном обществе никто не использовал мат. Но в кулуарах такая лексика активно использовалась.

В XVIII веке ввели табу на использование мата в печатных средствах массовой информации. Здесь берёт своё начало выражение «нецезурная лексика», то есть слова, которые не подвергались цензуре. В XIX веке мат, запрещённый официально, активно использовался творческими людьми для неофициальных переписок. Зачастую поэты писали особые, нецензурные стихи. Например, обсценная лексика встречается в стихотворениях Пушкина:

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не по заслугам
Дундуку такая честь.
Почему ж он заседает?
Потому что *опа есть.

Сегодня отношение к мату изменилось. Всё чаще нецензурная лексика используется как средство пиара. Жаргон наряду с матом вошёл в моду и проскальзывает даже в официально зарегистрированных средствах массой информации.

Источник: www.factroom.ru

Оцените статью
Добавить комментарий