«Телеви́зор» — советская и российская рок-группа. Была основана в Ленинграде в 1984 году. Основателем, автором текстов, музыки и идейным вдохновителем группы является Михаил Борзыкин. Одна из самых неоднозначных и неординарных групп постсоветского пространства, сочетающая в себе тяжёлую электронную музыку, по стилистике сравниваемую с Depeche Mode, и пропитанные мрачным противостоянием всему миру тексты.
История группы
1980-е годы
История группы началась в 1984 году. Михаил Борзыкин, будучи в то время студентом английского отделения филфака Ленинградского университета, играл на клавишных в группе «Озеро». Из-за разногласий с художественным руководителем «Озера» Борзыкин и ещё двое музыкантов покинули коллектив с тем, чтобы создать свою группу. Найдя единомышленников среди участников группы «Икар», они собирают первый состав «Телевизора»: Михаил Борзыкин — клавишные, вокал, Александр Беляев и Игорь «Пэт» Петров — гитары, Игорь «Гога» Копылов — бас, Вячеслав «Ара» Архипов — барабаны.
Группа ТЕЛЕВИЗОР «С ВАМИ ГОВОРИТ ТЕЛЕВИЗОР» (1988)
Весной 1984 года «Телевизор» вступает в рок-клуб и быстро обращает на себя внимание оригинальными песнями в эстетике новой волны. Группа становится лауреатом 2-го ленинградского рок-фестиваля, где Борзыкин был отдельно отмечен как автор лучших текстов. Столь же успешно «Телевизор» выступает на 3-м фестивале в 1985 году. В том же году на студии Андрея Тропилло группа записывает дебютный альбом «Шествие рыб».
Осенью 1985-го из «Телевизора» уходят Копылов, Петров, Осипов и Архипов. Им на смену пришли барабанщик Алексей Рацен и клавишник Игорь Бабанов.
К 1986 году «Телевизор» готовит новую программу, песни становятся более жёсткими, а тексты остросоциальными. Выступление на 4-м фестивале рок-клуба в июне 1986-го превращается в громкий скандал — Борзыкин исполнил не прошедшие «литовку» песни «Мы идём» и «Выйти из-под контроля», став первым в СССР музыкантом, открыто выступившим против цензуры. «Телевизор» попал во всевозможные запретные списки, и группе на полгода запретили концерты.
Основатель и бессменный лидер группы Михаил Борзыкин на концерте в клубе «Б2»
В 1987 году «Телевизор» выступил на 5-м фестивале с ещё более смелой программой, поражающей слушателей резкими социально-политическими текстами («Три-четыре гада», «Рыба гниёт с головы», «Твой папа — фашист»). Выступление было отмечено специальным призом жюри, песня «Дети уходят» признана лучшей композицией фестиваля.
Некоторое время спустя в Ялте, когда власти за пять минут до начала запретили концерт «Телевизора», Борзыкин повёл толпу возмущённых зрителей к горкому КПСС и через мегафон изложил секретарю горкома свои требования. Концерты состоялись. Позднее аналогичная ситуация повторилась в Ленинграде, когда власти запретили концерт на Зимнем стадионе.
В том же 1987-м «Телевизор» записывает альбом «Отечество иллюзий». Выступление на фестивале «Подольск-87» по сей день считается музыкальными критиками одним из лучших концертов в истории русского рока. [1] С новой программой группа играет на «Рок-форуме» в Вильнюсе, в Москве, гастролирует в Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге.
Записанный в 1989-м альбом «Отчуждение» так и не выходит в свет — запись осталась у московского продюсера Александра Шульгина, с которым группа порвала отношения. В ноябре 1989-го ветеран группы Александр Беляев уходит в «Наутилус Помпилиус», его место занимает Максим Кузнецов из «Присутствия». Вышедшая в 1990 году пластинка «Мечта самоубийцы» стала новой ступенью в развитии «Телевизора», но в апреле 1991 года противоречия, накапливавшиеся во взаимоотношениях музыкантов, приводят к распаду группы.
1990-е годы
Новая версия «Телевизора» появилась только весной 1992 года, в неё вошли клавишник Константин «Кот» Шумайлов, барабанщик Игорь Фёдоров и гитарист Сергей Богданов. Группа записывает альбомы «Дым-туман» (1992) и «Живой» (1994), снимает клип на песню «Кожа апельсинья». Однако через некоторое время из «Телевизора» уходят Богданов и Фёдоров, Борзыкин и Шумайлов выступают вдвоём и в 1995 году записывают альбом «Двое».
Вскоре Шумайлов уходит в «ДДТ», Борзыкин практически не выступает, осваивая компьютерные технологии и в одиночку записывая 7-й студийный альбом «Телевизора» под рабочим названием «7Б», переименованный позднее в «Путь к успеху». Постепенно Борзыкин собирает новую версию «Телевизора», в которую вошли барабанщик Сергей Русанов и гитарист Сергей Сивицкий.
2000-е годы
В 2004 году группа выпускает альбом «МегаМизантроп», а спустя год всё-таки выходит в свет заново перезаписанный третий альбом «Телевизора» «Отчуждение» (под названием «Отчуждение-2005». Оригинальный вариант альбома неизвестным образом просочился в Сеть, предположительно руками пиратов).
Начиная с 2007 года «Телевизор» начинает активно принимать участие в Маршах Несогласных и ряде других акций, организованных оппозиционной организацией «Другая Россия». На одном из них Борзыкин исполнил новую песню под названием «Заколотите подвал», в которой критиковались современные российские реалии и стиль правления Владимира Путина. Этот шаг с одной стороны смог отчасти вернуть интерес к группе, о которой к тому моменту помнили лишь ценители русского рока, а заодно вернуться к остросоциальной тематике времён «Отечества иллюзий», но с другой стороны были отменены наметившиеся было теле- и радиоэфиры.
Так в 2008 году коллектив был приглашён в программу «100-процентный звук» на канале 100ТВ. Но выступление не состоялось. На этот счёт существуют две точки зрения:
100ТВ, апрель 2008:
Мы никогда никому не отказывали по политическим соображениям, в нашей передаче выступали группы, участников которых трудно заподозрить в лояльности к власти. Но в случае с «Телевизором» нет никакой политической подоплеки. В текстах песен, которые мы попросили прислать (это обычная практика нашей программы), содержалась ненормативная лексика. Группе было предложено исключить эти композиции, но Борзыкин отказался от выступления [2]
— ведущий программы «100-процентный звук» Александр Малич
Группа «Телевизор», апрель 2008:
Откровенное враньё! Никаких разговоров про ненормативную лексику не было. Для меня совершенно очевидно, что решение телеканала связано прежде всего с моим участием в «Маршах несогласных» и постоянной критикой действий нынешней власти [2]
— лидер группы Михаил Борзыкин
По утверждению Михаила Борзыкина, в настоящее время его группе перекрыт доступ в эфир российских телеканалов, так как в одной из их песен присутствует слово «кремлядь» [3] .
25 апреля 2009 года «Телевизор» отметил своё 25-летие большим сольным концертом в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие также и музыканты из прежних его составов: Александр Беляев (гитарист из первого состава), Алексей Рацен (барабанщик из второго состава) и Константин «Кот» Шумайлов (клавишник из третьего состава, игравший также с Михаилом Борзыкиным дуэтом в середине 1990-х годов). В тот же день в продажу в Санкт-Петербурге и в Москве поступил новый студийный альбом под названием «Дежавю» — первый за последние четыре года.
10 октября 2009 года Михаил Борзыкин принял участие в митинге против строительства небоскрёба «Газпром-нефти» «Охта-центр», где исполнил свою песню «Газпромбайтер».
2010-е годы
17 апреля 2010 года в клубе Орландина состоялась презентация первого в истории группы DVD с записью юбилейного концерта годичной давности. На мероприятии продавался контрольный тираж «концертника» с номерными экземплярами. В свободной продаже двухдисковое издание появилось с 26 апреля. Также была организована раздача бесплатной версии на rutracker.org [4] .
Состав группы
- Михаил Борзыкин — вокал, клавишные, компьютерная обработка и аранжировка (c 1984 г.)
- Сергей Сивицкий — гитара (c 2002 г.)
- Сергей Русанов — ударные (c 1999 г.)
Бывшие участники
Гитаристы
- Александр Беляев (1984—1989)
- Игорь «Пэт» Петров (1984—1985)
- Максим Кузнецов (1989—1991)
- Сергей Богданов (1992—1993)
Басисты
Барабанщики
- Вячеслав «Ара» Архипов (1984—1985)
- Алексей Рацен (1985—2002)
- Игорь Фёдоров (1992—1993)
Источник: dic.academic.ru
Скандальная советская рок-группа «Телевизор»
Телевизор» — одна из самых спорных российских групп, очень популярная в 80-90-х годах прошлого столетия и в последнее время мало кому известная. Группа зародилась в Петербурге (тогдашнем Ленинграде) в 1984 году под предводительством Михаила Борзыкина — студента филологического факультета Ленинградского университета имени Жданова. За тридцать с лишним лет своего существования группа пережила множество изменений, как в своем составе (из группы один за другим ушли четверо гитаристов, басист, трое клавишников и барабанщиков), так и в отношении к ней слушателей, которое варьировалось от крайней степени восхищения и до полного неприятия группы.
Из-за своих, слишком откровенных текстов, и в большей степени из-за откровенной критики власти, группа долгое время была запрещена. По этой же причине фанаты часто называют ее «самой честной группой». Песни «Телевизора» беспокоят, внушают отвращение, восторг или же заставляют задуматься, но не оставляют равнодушными никого, потому что они всегда отражают в себе то, что беспокоит народ именно сейчас. Это и неприкрытая критика советского устройства («Отечество иллюзий», «Рыба гниет с головы», «Твой папа — Фашист» (1987)), и открытое недовольство жизнью в современной России («Пустой» (2003), «Заколотите подвал!», «Сиди дома», «Очки», «Газпромбайтер» (2009)), и неудовлетворенность народа кровавой войной («Ты прости нас, Украина» (2015)) — все, что буквально «накипает» в сердцах миллионов, что они упрямо держат в себе и что храбро бросает в лицо обществу Борзыкин.
Критику «Телевизор» всегда получал неоднозначную. Критиков пугал и настораживал стиль Борзыкина, многие упрекали его в несоответствии социально-философских текстов песен тяжелой, «давящей на уши» музыке, однако находились и те, кто смог увидеть в его песнях спрятанный смысл и глубину, правильно растолковать послание, кроющееся в тексте.
Тут стоит привести в пример отрывок из высказывания А.Бухарина: «Борзыкин четко и прямолинейно формулирует такие вещи, в которых люди боятся признаться себе даже ночью под подушкой».
Последние несколько десятилетий деятельность группы понемногу начала утихать. Произошло ли это из-за того, что группа понемногу потеряла большую часть своего состава (на данный момент осталось всего три человека), или же потому, что Борзыкин сосредоточился в первую очередь на митингах и в «Маршах несогласных»? В любом случае, последний (десятый) студийный альбом — «Дежавю» — вышел в день 25-летия группы — 25 апреля 2009 года. После этого наступило затишье, прерываемое лишь редкими выступлениями в ресторанах Петербурга.
Песни мало-помалу забывались, концерты проводились изредка, то здесь, то там. Кто-то даже думал, что группа распадется. Но этого не случилось. Возрождение «Телевизора» началось совсем недавно — в 2014 году был выпущен альбом, написанный целых 25 лет назад, и написан сингл «Просто быть никем», а еще через год группа издала долгожданный «Концерт в Амстердаме» (1988 год записи).
Всего полгода назад на киевском концерте была исполнена новая песня, ярко выражающая отношение группы к тому, что творится сейчас в мире — «Ты прости нас, Украина». Сингл, впрочем, как и все остальные песни, вызвал море эмоций, как позитивных, так и крайне негативных.
Группа дала о себе знать спустя почти семь лет. Запрещенный на российском телевидении, почти забытый и невидимый на фоне популярных современных рок-групп, поющих о вечной любви, «Телевизор» поет о том, что на самом деле происходит в этом мире. Кто знает, может быть, неожиданное возрождение группы завершится полным ее крахом. А может быть, оно приведет к тому, что «Телевизор» снова вспомнят и подхватят тысячами голосов.
Источник: pulse.mail.ru
Сегодняшний мир в десяти песнях Телевизора Михаила Борзыкина
27 мая отмечает юбилей один из главных бунтарей русского рока – лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин. В 2022 году ему исполняется 60 лет. В честь знаменательной даты предлагаю вспомнить наиболее яркие из написанных им песен, резонирующих с сегодняшним днём.
Борзыкин, что называется, исчез с радаров уже несколько лет назад. Поэтому не удивительно, что сегодня он молчит. По большому счету, всё, что Михаил мог бы сказать сегодня, он сказал лет десять назад. Тогда над ним посмеивались и считали маргиналом, а сейчас, скорее всего, назовут предателем, даже понимая, что он во многом прав.
Позиция Борзыкина с самого начала его музыкальной карьеры была оппозиционной и протестной. Негатив и токсичность в этом видели и продолжают видеть лишь те, кому он оппонировал. На самом же деле в песнях «Телевизора» есть рациональное зерно, а вот выхода к большой аудитории у них не было, нет и, по всей видимости, уже не будет.
Борзыкин автор многочисленных крылатых фраз, которые сегодня можно брать на вооружение в любой стране мира и использовать в любой ситуации. Возьмем, например, песню «Отечество иллюзий». «Моя голова не помойка – оставьте меня в покое!» – это можно повторять как мантру при получении практически любой информации из оставшихся доступными СМИ.
Или, например, послушаем песню «Три-четыре гада». Про тех, которые мешают жить. Она написана почти сорок лет назад и сегодня акутальна как никогда. Гады эти, как те библейские свиньи, конечно пойдут на дно, но на их место придут новые. И хорошо, если покусывать их будут новые борзыкины.
Самая, наверное, известная песня группы «Телевизор» – «Твой папа – фашист». Она настолько неудобная, что её даже вырезали из «Квартирника у Маргулиса», посвященного 40-летию рок-клуба. Потом, впрочем, опубликовали на Youtube, в отличие от другой песни, которой даже в официальном аккаунте передачи места не нашлось. О ней ниже.
Песня «Заколотите подвал» – манифест Борзыкина, его позиция и в какой-то степени пророчество. «Какая вера? Очнись ты! Это неохристочекисты!» – делится своим видением действительности Михаил. «Не хочу назад! Чемодан! Вокзал! Совок!».
И не говорите, что вас не предупреждали.
Тогда же, лет тринадцать назад, в альбоме «Дежавю» группа «Телевизор» опубликовала песню «Сиди дома». В сегодняшних реалиях она, наверное, рассматривается законом как экстремистская. «Сиди дома, если страшно, только потом не спрашивай почему так и за что нам» – пел тогда Борзыкин, а сегодня общественность хорошо если вообще задается каким-то вопросом, а не радостно аплодирует.
Впрочем, Борзыкин вряд ли ожидал, что его песни что-то изменят. Когда-то Константин Кинчев в песне «Тоталитарный рэп» спел про «Телевизор» (у автора без кавычек, но аналогии очевидны): «Он правит нами, он учит нас жить». Но главный телегерой оказался не просто мизантропом, а мегамизантропом. Имеющий уши и глаза всё слышит и видит.
Не удивительно, что в такой обстановке честных порядочных людей одолевает отчуждение. То самое гегелевское. И чем дальше движется наше время, тем больше будет возникать таких вот отчужденных. К ним себя относил, а может и сейчас относит, Михаил Борзыкин.
На закате советского времени, когда рок выходил из подполья, группа «Телевизор» сняла клип на песню «Выйти из-под контроля». Это было в 1987 году. Все последующие годы вплоть до нынешнего действительность нам доказывала, что выйти из-под контроля в принципе невозможно. Особенно чётко это показали два ковидных года.
Не успели закончиться ковидные годы, как наступило ещё более лихое время. И наиболее созвучная ему из борзыкинских песен – «Музыка для мёртвых», написанная также в конце 80-х. «На лицах убийц предвкушение новых побед. Это обряд, и жертву никто не спасет и не спросит никто: нужно ли это тебе?».
Многие спросят, что говорит Михаил Борзыкин о специальной военной операции на Украине? Своё мнение об этом он высказал ещё в 2014 году. Тогда он пел: «Это рушится русский мир, мы не ведаем что творим». Вряд ли его позиция с тех пор претерпела какие-то изменения.
Пожелаю Михаилу крепкого здоровья, а тем, кто его помнит и слушает песни, пожелаю мира и свободы. И не утратить способность мыслить критически. И помнить, что времена меняются, а музыка остается.
Источник: reproduktor.net