Люминофор в телевизоре это

Люминофоры экранов состоят из химических соединений: сульфида цинка, силиката цинка ( виллемит), вольфрамата кальция с добавками различных металлов, которые увеличивают яркость и определяют цвет свечения. [1]

Алюминий химически инертен при взаимодействии с люминофорами экранов , легко наносится на поверхность испарением в вакууме и хорошо отражает свет. К недостаткам алюминированных экранов можно отнести то, что алюминиевая пленка поглощает и рассеивает электроны с энергией меньше 6 кэВ, поэтому в этих случаях светоотдача резко падает. [2]

Большое внимание прч конструировании осциллографических ЭЛТ уделяется люминофору экрана . В скоростных ( высокочастотных) осциллографах необходимо иметь ЭЛТ с большой скоростью разгорания люминофора. Скорость разгорания люминофора зависит от его химического состава она наибольшая для химически чистых веществ и резко уменьшается при загрязнении. Большая скорость разгорания обеспечивает достаточную яркость свечения экрана при высокой скорости движения луча по экрану. При наблюдении НЧ сигналов важное значение приобретает время послесвечения экрана. Временем послесвечения экрана называют интервал, в течение которого яркость снижается до 1 % от максимального значения. [3]

Запоминающее устройство, в котором запоминающей средой служит люминофор экрана электронно-лучевой трубки специальной конструкции . [4]

Четвертый элемент — буква, обозначающая цвет свечения люминофора экрана : А — синий; Б и В — белый; П — зеленый; М — голубой. [6]

Здесь k — коэффициент, зависящий от свойств люминофора экрана ; / — ток электронного луча; UsS — разность потенциалов между третьим анодом и катодом; / — частота сигнала; d — диаметр электронного луча; v — скорость перемещения электронного пятна по экрану. [7]

Широкая часть колбы имеет дно, являющееся подложкой для люминофора экрана . [8]

В телевизорах Темп-6 и Темп-7 имеется устройство, предназначенное для предотвращения прожога люминофора экрана кинескопа при остановке луча после выключения телевизора. В этом устройстве напряжение на ускоряющий электрод подается через цепь R5 — 10, С5 — 11 с большой постоянной времени ( около 0 5 с), поэтому после выключения телевизора напряжение на этом электроде сразу не исчезает. [9]

При использовании косвенных ( оптических) методов записи видимое изображение, возникающее на люминофоре экрана электронно-лучевой трубки , регистрируется на светочувствительном материале. Поскольку большая часть обычно используемых светочувствительных материалов чувствительна только к голубой и ультрафиолетовой частям спектра, во многих случаях практического применения фоторегистрации предпочтительно использовать специальные электронно-лучевые трубки с люминофорами, обладающими большой световой отдачей в ультрафиолетовой области и непоглощающими ультрафиолетовое излучение кварцевыми планшайбами. [10]

Так как при этом методе вещество люминофора смешано со связующим веществом, то толщина слоя люминофора экрана оказывается меньше, а разрешающая способность больше, чем при изготовлении экрана с применением стеклянных бус. [11]

Учитывая все сказанное, вместо имеющегося в телевизорах Темп-6 и Темп-7 устройства для предотвращения прожога люминофора экрана кинескопа нужно применить новое. После включения телевизора конденсатор С3 быстро заряжается через открытый диод Д2 от источника напряжения, питающего анодные цепи ламп. [12]

Учитывая все сказанное, вместо имеющегося в телевизорах Темп-6 и Темп-7 устройства для предотвращения прожога люминофора экрана кинескопа нужно применить новое. После включения телевизора конденсатор СЗ быстро заряжается через открытый диод VD2 от источника напряжения, питающего анодные цепи ламп телевизора. Полученное на конденсаторе СЗ напряжение приложено к переменному резистору R2 — 149, с подвижного контакта которого снимается напряжение, подающееся на катод кинескопа для закрывания электронного прожектора и регулирования тока луча. [13]

Затем на данную поверхность проектируется изображение растра с точечной структурой, соответствующей структуре расположения одного из люминофоров будущего экрана . При этом сопротивление участков селена, на которые падает свет, уменьшается. Соответственно падает и потенциал поверхности слоя в этих участках. В результате экспозиции ( продолжающейся лишь несколько секунд) на селене образуется скрытое изображение растра или структуры экрана одного из цветов. [14]

Эффективностью или световой отдачей ЭЛТ ( кд / Вт) называется отношение силы света, излучаемой люминофором экрана , к мощности, затрачиваемой на возбуждение люминофора. Световая отдача современной ЭЛТ составляет от 0 1 до 10 кд / Вт. Следует отметить, что современные кинескопы чаще характеризуются не световой отдачей, а яркостью свечения — силой света, излучаемой 1 м2 экрана. Цвет свечения определяется материалом люминофора. [15]

Источник: www.ngpedia.ru

Люминофор в телевизоре это

Многие вещества светятся при облучении их пучком электронов. Наиболее яркое свечение дают химические соединения, называемые люминофорами. Яркость свечения люминофора, непрерывно облучаемого пучком электронов, зависит от светоотдачи А, средней плотности электронов в пучке с током и площадью сечения потенциала экрана начального потенциала при котором начинается свечение, и показателя степени Поскольку соотношение может быть упрощено: , следовательно, повышение потенциала экрана выгодно энергетически. Кроме того, с ростом улучшается фокусировка пучка. Следует заметить, что увеличение тока приводит к падению разрешающей способности кинескопа.

Достижимый потенциал люминофора, облучаемого пучком электронов, ограничивается значением второго критического потенциала (см. рис. 4.6), при котором коэффициент эффективной вторичной эмиссии становится равным единице.

Для дальнейшего повышения потенциала экрана поверхность люминофора со стороны падения него электронного пучка покрывается тонкой пленкой алюминия, гальванически соединяемой со вторым анодом. Металлизация позволяет повысить яркость свечения экрана в результате существенного превышения второго критического потенциала и увеличения сиетоотдачи, поскольку алюминиевая пленка играет роль зеркала, отражающего весь световой поток в сторону наблюдателя. Отсутствие света внутри колбы исключает подсветку и способствует повышению контраста изображения. Металлизация защищает люминофор от разрушения тяжелыми отрицательно заряженными ионами, вылетающими из катода.

При частоте кадров выше критической частоты мельканий кажущаяся яркость свечения телевизионного экрана определяется по закону Тальбота как средняя яркость за период ее изменения

В случае безынерционного экрана, каждая точка которого воспроизводится с мгновенной яркостью в течение времени с периодом повторения кажущаяся яркость

оказывается меньше мгновенной яркости в раз, где — число элементов изображения.

Яркость инерционного экрана за время возбуждения электронным пучком нарастает приблизительно по экспоненциальному закону

до значения и в дальнейшем спадает по закону

Обычно Для приближенной оценки примем Тогда кажущаяся яркость свечения экрана

Еще по теме:  Тот кто чинит телевизоры профессия

оказывается в по раз меньше яркости соответствующей непрерывному облучению люминофора неотклоняемым электронным пучком. Кажущаяся яркость не зависит от инерционности возбуждения и послесвечения люминофора а, поскольку более инерционные люминофоры медленнее возгораются и их послесвечение длительнее, а менее инерционные возгораются быстрее и до больших мгновенных значений яркости, но имеют меньшее время послесвечения [10]

Рис. 9.1. Образование ореола (а) и его влияние на апертурно-частотную характеристику кинескопа (б)

Увеличение инерционности люминофора позволяет снизить критическую частоту мельканий, а следовательно, и частоту кадров. При этом допустимая инерционность ограничивается условием отсутствия смазывания движущихся изображений, выполнимым, если остаточное послесвечение за время передачи кадра не превышает 5% начального.

Глубина модуляции яркости и контраст мелких деталей изображения ограничиваются в кинескопе конечными размерами сечения электронного пучка и ореолом вокруг любой светящейся точки экрана. Ореол обусловлен тем, что свет от участка люминофора А (рис. 9.1, а), возбуждаемого электронным пучком, распространяясь в переднем стекле кинескопа во все стороны в пределах полусферы, выходит из стекла лишь при углах падения, меньших критического угла полного внутреннего отражения. Отраженные световые пучки освещают люминофор в точках В, расположенных по окружности вокруг светящейся точки А. Апертурно-частотная характеристика кинескопа с ореольным пятном (кривая 2 на рис. 9.1, б) в отличие

от апертурно-частотной характеристики без ореольного пятна (кривая I) имеет меньшую глубину модуляции М, начиная со средних частот.

Телевизионное изображение рассматривается обычно в незатемненном помещении. Внешние (фоновые) засветки повышают среднюю яркость экрана и снижают контраст изображения до значения

зависящего от яркости фона . При контраст изображения снижается примерно вдвое, а при приближается к единице.

Влияние фоновой засветки и ореола ослабляется при рассматривании изображения через противоореольное дымчатое стекло с прозрачностью Свет от изображения, проходя через дымчатое стекло однократно, ослабляется пропорционально первой степени х, что приводит к необходимости повышения яркости свечения экрана в раз В то же время составляющая яркости, обусловленная засветкой, отраженной от экрана и прошедшей через стекло дважды, ослабляется пропорционально а контраст изображения повышается до значения

соответствующего относительному ослаблению яркости фока пропорционально первой степени Относительное ослабление яркости первого кольца ореола достигает поскольку свет проходит через стекло трижды, второго — и т. д. Таким образом, противоореольное стекло является эффективным средством повышения контраста телевизионных изображений

В настоящее время не известны люминофоры, цветом свечения которых можно было бы управлять, изменяя плотность тока электронного пучка, напряженности электрических или магнитных полей Цвет свечения современных люминофоров зависит главным образом от химического состава и способа обработки. Поэтому воспроизведение цветных изображений основано на использовании трех различных люминофоров красного, зеленого и синего.

По способу нанесения люминофоров различаются многослойные безрастровые и однослойные растровые экраны. Многослойные люминофоры наносятся на стекло экрана слоями, один поверх другого Управление цветом свечения многослойного экрана достигается регулировкой глубнны проникновения электронов путем изменения их скорости. При малых скоростях энергия электронов передается в основном первому слою, при больших — второму, при еще больших — третьему

Разработка многослойных экранов не вышла за стены лабораторий, поскольку не удается устранить одновременное возбуждение

слоев соседних люминофоров. Вследствие этого цвета оказываются мало насыщенными. Кроме того, при различных ускоряющих напряжениях трудно сохранить одинаковые размеры растра во всех трех слоях.

В современных кинескопах цветного телевидения используются однослойные растровые экраны, у которых все три люминофора располагаются в одном слое Однослойные экраны могут быть мозаичными из зерен трех люминофоров, сгруппированных в триады (рис. 9 2, а), и штриховыми с горизонтальным, наклонным и вертикальным расположением полосок люминофора (рис. 9.2, (5); полоски могут иметь различную ширину. Для обеспечения пространственного смешения цветов структура экрана должна быть незаметной с обычных расстояний наблюдения. Поэтому шаг мозаичных или штриховых одноцветных элементов экрана должен быть одного порядка с шагом разложения

Рис. 9 2. Мозаичные (а) и штриховые (б) экраны

При вертикальной ориентации полосок люминофора ослабляется влияние магнитного поля Земли, под действием которого электронные пучки смещаются по вертикали, т. е. исключаются искажения чистоты цвета. Это особенно важно в переносных приемниках. Кроме того, отпадает необходимость взаимного совмещения строк и полосок люминофора.

При одновременном возбуждении тремя пучками зерен (полосок) красного, зеленого и синего люминофоров одной триады и при достаточном удалении экрана от наблюдателя наступает пространственное смешение цветов. Цвет смеси изменяется в зависимости от плотности тока в каждом пучке. Например, в случае, когда действует лишь один электронный прожектор, цвет свечения совпадает с одним из основных цветов кинескопа (красным, зеленым или синим). При токах всех трех пучков, соответствующих равным значениям входных сигналов, цвет смеси становится белым

Если к соответствующим прожекторам подвести сигналы пропорциональные яркостям основных цветов, то на экране кинескопа независимо друг от друга образуются три одноцветных изображения, при совмещении которых создается впечатление, что изображение цветное

Спектральные характеристики красного зеленого и синего люминофоров, выпускаемых нашей промышленностью, приведены на рис. 9 3, a [1]. Они соответствуют европейскому стандарту на цветовое вещание. Излучения люминофоров отличаются от чистых спектральных, и, следовательно, на цветовом графике (рис 9 3, б) вершины треугольника определяемые цветовыми координатами основных цветов приемника

не лежат на кривой спектральных цветов.

Диапазон воспроизводимых в приемнике цветов зависит от выбора основных цветов. При сложении двух основных цветов точка цветности располагается на соответствующей стороне цветового треугольника, а при сложении трех цветов — внутри цветового треугольника. И, следовательно, чем ближе вершины треугольника к кривой спектральных цветов, тем больше насыщенность воспроизводимых цветов. Однако при этом падает яркость свечения экрана. Выбор основных цветов приемника основан на компромиссе между насыщенностью воспроизводимых цветов и яркостью свечения экрана.

Спектральные характеристики люминофоров, стандартизованных в американской системе цветного телевидения отличаются от кривых на рис. 9.3, а, соответственно отличается и положение цветового треугольника 2 на рис. 9.3, б.

Рис. 9.3. Спектральные характеристики люминофоров (а) и треугольник их цветов на графике МКО (б)

Еще по теме:  Схема телевизора витязь 51тц 5107д

В кинескопах черно-белого телевидения используется смесь двух люминофоров, совместная спектральная характеристика излучения которых имеет два максимума. Один из них находится в области синего цвета, и это придает экрану голубоватое свечение. Максимум второго совпадает с максимум кривой относительной видности глаза, что повышает светоотдачу экрана.

Источник: scask.ru

Фотолюминофоры с длительным послесвечением.

обеспечивают суточное свечение в темное время суток эквивалентное свету полной Луны (0,1 люкс).

Люминофоры предназначены для использования:
* в системах автономного аварийного освещения и сигнализации;
* в эвакуационных, пожарных, предупреждающих, указывающих и других светознаках;
* на нефтедобывающих платформах и буровых установках;
* в шахтах, тоннелях, путепроводах и магистральных трубопроводах;
* в метро, на эскалаторах, в переходах, в экскурсионных пещерах;
* для иллюминации высотных зданий, мостов, градирен и дымных труб;
* для разметки автомобильных дорог, при изготовлении дорожных знаков, для информационно-указательных щитов на автострадах;
* для опознавательных знаков транспортных средств;
* для обозначения створных бакенов;
* для наружной рекламы;
* для текстильных и полиграфических изделий;
* для изготовления спецодежды и спасательных плавсредств;
* для декоративной косметики, детских и елочных игрушек.

Фотолюминофоры — материалы и товары, накапливающие и затем излучающие в темноте свет: светящийся порошок (пигмент), фотолюминесцентный суперконцентрат, фотолюминесцентные плёнки, панели, керамическую плитку, камни, светящиеся в темноте, светящаяся краска, фотолюминесцентные знаки, фотолюминесцентные эвакуационные системы.

Люминофоры — общий обзор.
Свечение, не связанное с нагреванием – это и есть люминесценция в строгом смысле этого слова. Ее можно видеть в огнях рекламы (которую по традиции иногда называют «неоновой»); светятся экраны телевизоров и компьютеров, таблички «выход» в залах театров и кинотеатров, светятся цифры и стрелки на некоторых приборах, светятся ночью волны в океане и светлячки в лесу.
Механизм люминесценции может быть разным, так как существует несколько способов возбуждать электроны в атомах.
Во многих лампах свет испускают ртутные пары, а энергию атомы ртути получают за счет электрического разряда. Если давление паров ртути невелико, лампа слабо светится бледно-синим светом, но зато она интенсивно излучает в невидимой ультрафиолетовой области (l = 254 нм). Ультрафиолет убивает микробов, поэтому такие лампы называются бактерицидными; их устанавливают в больницах и поликлиниках и периодически включают для стерилизации помещения. Трубки этих ламп делают из специального стекла, пропускающего ультрафиолетовый свет.

Если трубку для лампы сделать из обычного стекла, но покрыть ее изнутри специальным составом – люминофором (в переводе – «несущий свет»), получится лампа дневного света. Люминофор, поглощая невидимый и вредный для глаз ультрафиолет, сам начинает светиться. Лампы дневного света часто имеют приятный желтоватый оттенок, приближающий его к солнечному; соответственно бывают люминесцентные лампы дневного, белого, тепло-белого и холодно-белого света.
Эти лампы значительно экономичнее ламп накаливания: современная 11-ваттная люминесцентная лампа дает света столько же, сколько 75-ваттная лампа накаливания! Срок службы люминесцентных ламп также в 2–2,5 раза больше. Еще одно преимущество – трубка люминесцентной лампы чуть теплая, о нее невозможно обжечься, значит, уменьшается опасность возгорания или оплавления пластмассового светильника. Но есть у люминесцентных ламп и неприятная особенность: в них содержится немного ртути, и когда такие лампы просто выбрасывают на свалку, где они бьются, то это приводит к загрязнению воздуха и почвы ядовитым металлом.

Если к парам ртути в лампе добавить под давлением инертный газ, а трубку сделать из тугоплавкого кварцевого стекла, можно значительно повысить температуру в ней и получить лампу типа «горное солнце». Такие лампы используют в медицинских целях, а также для получения искусственного загара в зимнее время (особенно в северных районах России, где мало естественного солнечного ультрафиолета).
Ртутные лампы высокого давления, наподобие тех, что применяют в кабинетах физиотерапии, используют и для освещения улиц. Эти лампы двойные: внутри у них кварцевая лампа, а снаружи – большой стеклянный баллон, также покрытый изнутри люминофором, который излучает свет, несколько напоминающий дневной. Такие лампы могут иметь мощность в десятки киловатт; их используют для освещения площадей, стадионов, железнодорожных узлов – везде, где требуется создать хорошее освещение на большой площади. Для этой цели используют также ксеноновые лампы сверхвысокого давления.

В последние десятилетия для уличного освещения начали широко использовать натриевые лампы, дающие желтовато-оранжевый цвет. Свет в этих лампах испускают пары натрия (иногда с добавками других металлов). Свет этих ламп довольно далек от дневного, но зато они экономичнее, так как при той же затрате электроэнергии дают значительно большую освещенность.
В веществах — люминофорах могут происходить различные физические процессы. Чтобы люминофор светился, его надо возбуждать, т.е. подводить энергию. Делать это можно разными способами. Самый распространенный способ возбуждения – светом, видимым или ультрафиолетовым (фотолюминесценция).
Электроны с избыточной энергией могут излучить свет практически сразу – за время порядка стомиллионной доли секунды после поглощения возбуждающего фотона. В таком случае излучение называется флуоресценцией – от названия минерала флюорита CaF2, у которого впервые обнаружено это явление.
Флуоресцируют синеватым светом кристаллы нафталина на солнечном свету, зеленоватым светом – растворов флуоресцеина или эозина (эти красители иногда добавляют к шампуням и экстрактам для ванн), ярко светятся на солнечном свету особые краски бакенов, цветных афиш, деталей одежды, фломастеров (маркеров). Это так называемые дневные флуоресцирующие красители – органические соединения, поглощающие ультрафиолетовые и синие солнечные лучи и излучающие зеленые, оранжевые или красные. Сильной флуоресценцией обладает хинин, соединение с исключительно горьким вкусом. Он используется как лекарство от малярии, его также добавляют к различным тонизирующим напиткам. Малые добавки хинина придают напиткам чуть горьковатый привкус, а также. способность ярко светиться под действием ультрафиолетовых лучей!
Флуоресцирующие красители входят в состав многих моющих средств. Здесь они выполняют роль оптических отбеливателей. Их назначение – преобразовать ультрафиолетовую часть солнечного света в голубой, синий и фиолетовый свет. Таким образом они «подправляют» чуть желтоватый цвет ткани так, что она кажется чисто белой. Этот прием известен с древности, только вместо синтетических флуоресцирующих красителей раньше подкрашивали ткань синькой.
Иногда фотолюминесценция не исчезает сразу после прекращения действия источника возбуждения, а может продолжаться несколько секунд, минут, а иногда и часов. Это фосфоресценция (от латинского phos – свет и phoros – несущий). Фосфоресценцию органических молекул можно наблюдать только в специальных условиях в лабораториях.

Еще по теме:  Как узнать какая стереопара у телевизора LG

А вот неорганические фосфoры – это те самые люминофоры, которыми покрыты изнутри лампы дневного света. Чаще всего это различные оксиды, сульфиды, фосфаты и силикаты. Кроме этих веществ, в состав люминофора вводят активирующие добавки сурьмы, марганца, олова, серебра, меди и других тяжелых металлов. Примером могут служить (Zn,Sr)3 (PO4)2•Sn, BaSi2O5•Pb. В мировом выпуске всех классов люминофоров их доля составляет примерно 90%.
От ламп дневного света не требуется, чтобы они светились после отключения от сети. Но бывают люминофоры с длительным послесвечением, их используют для покрытия циферблатов и стрелок измерительных приборов. Если такой люминофор длительного действия «насветить» несколько минут на солнце, то потом в темноте в течение нескольких часов он будет светиться – сначала ярко, потом все более тускло.
Люминофоры для экранов телевизоров, мониторов, осциллографов относятся к катодолюминофорам – они возбуждаются пучком электронов (раньше их называли катодными лучами). Еще в конце 19 века были найдены вещества, ярко светящиеся под действием электронов.

В настоящее время по масштабам мирового производства (сотни тонн в год) катодолюминофоры занимают второе место после ламповых люминофоров. Некоторые из них перестают светиться после прекращения возбуждения очень быстро; если бы, к примеру, люминофор на экране телевизора светился хотя бы секунду после того, как с него ушел «рисующий» изображение электронный луч, картинка на экране была бы полностью смазана.

Другие люминофоры, наоборот, должны обладать послесвечением. Ими покрыты экраны с «памятью» (в некоторых осциллографах, радиолокационных трубках). Для получения цветного изображения используют люминофоры со специальными активаторами. Например, в цветных телевизорах синее свечение экрана может давать ZnS•Ag, зеленое – (Zn,Cd)S•Cu,Al, красное – Y2 (O,S)3•Eu.

Разработаны и другие композиции, в которых сочетание трех основных цветов в различных соотношениях дает миллионы разнообразных оттенков. Используются они и при производстве компьютеров – для экранов цветных мониторов (если посмотреть в сильную лупу на белый экран, можно увидеть цветные светящиеся точки – пиксели). К катодолюминофорам близки ретгенолюминофоры, которыми покрыты экраны в рентгеновских кабинетах – они светятся под действием рентгеновских лучей. Кроме уже упомянутых люминофоров, здесь могут использоваться CaWO4, BaSO4•Pb и другие.
В отдельный класс выделяют электролюминофоры – вещества, светящиеся под действием электрического поля. Они непосредственно преобразуют электрическую энергию в световую, потребляя очень малую мощность и обладая очень большим сроком службы. Однако светимость электролюминофоров мала, поэтому их используют обычно для световой сигнализации. Например, надпись «выход», светящаяся зеленым светом в концертных залах, театрах и кинотеатрах, – это как раз пример электролюминофора.
Наконец, последний класс люминофоров – радиолюминофоры, свечение которых возбуждается излучением естественных или искусственных радиоактивных препаратов. Такие люминофоры могут светиться годами, а срок их работы часто обусловлен разрушающим действием радиации на люминофор.

Радиолюминофоры сыграли в свое время огромную роль в изучении явлений радиоактивности: до изобретения электроизмерительных приборов (ионизационной камеры, счетчика Гейгера – Мюллера) ими покрывали небольшие пластинки и затем в полной темноте подсчитывали число вспышек на пластинке, чтобы определить интенсивность излучения от разных источников. Раньше радиолюминофором служил тетрацианоплатинат(II) бария Ba[Pt(CN)4]• 4Н2 О. Под действием радиации в нем возбуждается яркая желто-зеленая люминесценция. Сейчас используют значительно более дешевые люминофоры, например, активированный медью сульфид цинка. Раньше радиолюминофором – светящимся составом постоянного действия с примесью радиоактивного препарата покрывали стрелки и цифры часов. Из-за вредности (в основном для рабочих, занятых на производстве) такие часы сейчас не делают.
Особую группу светящихся веществ составляют соединения, испускающие свет за счет энергии химических реакций. Это явление называется хемилюминесценцией. Светиться могут гнилушки, светляки, некоторые морские одноклеточные организмы. Светятся и многие морские животные, обитающие как на поверхности моря, так и в его глубине.

Это примеры биолюминесценции – свечения в живых организмах. Причина всех описанных явлений – химические реакции, идущие с выделением энергии. Обычно эта энергия выделяется в виде тепла, но в редких случаях часть ее переходит в световую. В живых организмах такие реакции (как и все другие) регулируются ферментами.
Известны и неферментативные химические реакции, в ходе которых наблюдается хемилюминесценция. Еще в 1669 алхимик из Гамбурга Хенниг Бранд случайно открыл белый фосфор по его свечению в темноте. Впоследствии химики выяснили, что белый фосфор легко испаряется, и светятся его пары, когда они реагируют с кислородом воздуха. В результате был открыт совершенно новый класс химических реакций.
Свечение паров фосфора, хотя и привело к важному научному открытию, не имеет практического значения.
Однако химики обнаружили, что при окислении некоторых органических веществ, например, перекисью водорода, энергия реакции почти со 100%-ной эффективностью преобразуется в световую. При этом наблюдается настолько яркая хемилюминесценция, что ее можно видеть даже при дневном освещении. Это явление используют, например, для производства игрушек и украшений.

Их делают в виде прозрачных пластмассовых трубочек, в которых запаяна ампула с перекисью водорода, а также раствор дифенилового эфира щавелевой кислоты и флуоресцентный краситель. Если ампулу раздавить, эфир начнет окисляться, энергия этой реакции передается на краситель, который и светится. Его цвет может быть разным – оранжевым, голубым, зеленым – в зависимости от красителя. Чем быстрее идет реакция окисления, тем ярче свечение, но тем быстрее оно прекращается. Подбором компонентов получают яркое (можно читать в темноте) свечение, которое затухает в течение примерно 12 часов – для карнавала или дискотеки этого вполне достаточно.

Источник: www.liveinternet.ru

Оцените статью
Добавить комментарий