Во времена СССР первая встреча с телевизором, магнитофоном, «видиком» и пультом дистанционного управления производила на взрослых уже людей неизгладимое впечатление. Отношения с техникой были тогда совсем другими: люди просыпались ночами от щелчка холодильника и получали в подарок на свадьбу восемь одинаковых кофемолок. «Мослента» собрала воспоминания москвичей о технике: каково было впервые слушать запись собственного голоса на ленточном магнитофоне, сколько в 1960-х надо было копить на телевизор и отмечаться в очереди на холодильник?
Фото: Василий Малышев / РИА Новости
«Дверь в домашний мир горожанина»
«Всю сознательную жизнь горожанин обустраивает свое жилище, — говорит Ирина Карпачева, куратор выставки «Дом быта», на которой собрана, кажется, вся бытовая техника времен СССР. — Реконструирует, перестраивает, технически совершенствует, стремясь устроить все по последнему слову техники. На нашей выставке в Музее Москвы мы впервые рассказываем о влиянии научно-технического прогресса на бытовую историю московского и любого другого дома. В каждом из разделов мы приоткрываем дверь в домашний мир горожанина, чтобы показать, как все новое и технически прогрессивное стремительно превращается в хорошо забытое старое, и иллюстрируем это предметами из фондовых коллекций Музея Москвы и Политехнического музея».
Михал Палыч — Реальное телеателье (Мегапиксель)
«Мослента» публикует вошедшие в экспозицию выставки воспоминания москвичей о первой бытовой технике в их жизни: холодильниках, телевизорах, приемниках, швейных машинках и магнитофонах.
«Я попросил записать мой голос»
Лев Аннинский литературовед, литературный критик, из дневниковых записей 1951 год, 6 января. Зашел к Вале и увидел странный радиоприемник: какие-то белые тарелки перематывают ленту. Мне ответили, что это — магнитофон и стали тотчас демонстрировать какие-то полуфривольные песенки в исполнении Чиркова. Я попросил записать мой голос, уселся на диван и прочел вслух первую попавшуюся фразу из газеты.
Через несколько минут мне включили запись. Какой-то общий говор, потом Валину фразу, потом: «Ну, что, уже говорить?»
Этот голос я услышал в первый раз. Хрипловатый, торопливый, и каждая нотка, даже дыхание — все четко неслось из магнитофона, словно рядом сидел мой alter ego. Я был в восторге!
«Швейная машинка в приданое»
Татьяна Золотарева — Севастьянова пенсионерка. Из книги отзывов проекта «Дом быта», об экспонате «Швейная машинка Zinger» Такая же швейная машинка Zinger была дана моей бабушке в приданое, еще в 1898 году. Бабушка Оля была выдана замуж за рабочего Трехгорной мануфактуры, где и сама трудилась.
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
Родители ее тоже были рабочими, но с твердым заработком. Бабушка вспоминала, что отец получал больше 25 рублей — по тем временам вполне прилично. Семья Золотаревых имела собственный деревянный дом на окраине (правда, без водопровода и канализации). Невеста, по нашему рабочему сословию, была «богатой». За нее и машинку, и самовар с чашками давали! А это целое состояние.
Я купил ВИДЕОМАГНИТОФОН в 2021 году..
Немецкая швейная машинка кормила семью не один десяток лет.
«В 1948-м родители купили радиоприемник»
Игорь Дедков литературный критик, из дневниковых записей Мальчиком, в 1948 году, когда родители купили радиоприемник «Урал» (были тогда только «ВЭФ» и «Урал» или так мне тогда казалось), я подолгу крутил ручку настройки, на тетрадочном листке в клеточку отмечал, на какой волне, в какой точке работает та или иная станция, ловил наши города, каждому новому радовался, ловил Лондон, ловил Белград.
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
Тито и Ранковича уже рисовали в газетах с топорами в руках. С топоров капала кровь, рукава палачей югославского народа были засучены, как у мясников. Меня поражало и странно волновало несоответствие: они — враги, а белградская передача на русском языке начиналась звуками «Интернационала», и мужественный мужской голос произносил: «Говорит Белград, говорит Белград. Смерть фашизму, свобода народу».
«Через знакомых папа жениха купил пылесос»
Светлана Королева домохозяйка, из книги отзывов проекта «Дом Быта» об экспонате «Пылесос «Ракета». СССР, 1963 год» В 1963 году мы с будущим мужем решили пожениться. Перед свадьбой собирали нам приданое. Родители мои и Коли долго решали, что нам подарить. Решили — телевизор.
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
А где его достать? Случайно, через знакомых, папа жениха купил пылесос. Подарок по тем временам модный, что и говорить. Только ковров у нас еще долго не было. Так он и простоял без дела больше десяти лет.
Зато на всю жизнь память.
«Иногда в нашей комнате собиралось по 20 человек»
Юрий Тихомиров пенсионер, бывший инженер, из воспоминаний В 1951 году отец получил «государственную премию» — телевизор с маленьким экраном. Мы его видели в первый раз, ни у кого из соседей еще не было. И наши вечера стали непохожи на другие.
Каждый вечер раздавался стук в дверь, и робко появлялись соседи с табуретками и стульями. Всем было любопытно посмотреть на диковину. Приносили угощения, чайники и чашки.
Нас, детей, сажали в первый ряд и мы как завороженные следили за картинкой из маленького экрана. Иногда в нашей комнате собиралось по 20 человек. Чаепитие, разговоры и комментарии. Было какое-то удивительное единение и никакой зависти и злобы.
«Вырвал у Ляли телевизор, она ему сопротивлялась как роскоши»
Михаил Пришвин писатель, публицист, из дневниковых записей 1952 год, 8 апреля. У Ляли грипп, и она сердится на меня, что я покупаю телевизор, понимает это как эгоизм.
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
11 апреля. Насильно вырвал у Ляли телевизор, она ему сопротивлялась как роскоши. Впрочем, я не думаю, что это у нее принципиально, а просто совестно показывать перед хорошими людьми признаки благополучия.
«Смотрел телевизионную передачу пьесы
А.Н. Островского» Николай Соколов исследователь памятников древнерусской литературы, из дневниковых записей 1953 год, 24 октября. Суббота. Отослал заказным письмо Бонч-Бруевичу. Работал в рукописном отделе публичной библиотеки.
Вечером был у Кулиманиных на Гагаринской улице. Смотрел телевизионную передачу пьесы А. Н. Островского «Сердце не камень». В первый раз в жизни видел телевизор. Чепуха.
«Орда советских потребителей раскупила все товары»
Ромэн Назиров литературовед, доктор филологических наук, профессор, из дневниковых записей 1958 год, 6 января. Теперь о серьезных вещах. Публику слегка расстроил новогодний подарок правительства — небольшое повышение цен. Сильно повысились цены на водку, черт с ней. На легковые автомобили — это хуже. Цены на шерстяные ткани — это совсем уж плохо.
Понизились цены на телевизоры и фотоаппараты — браво, это прекрасно!
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
Но долгое время муссировались и сейчас еще живы слухи о предстоящей денежной реформе. Обесценение денег. В Москве магазины совершенно опустошены предпраздничной торговлей — озверелая от паники многомиллионная орда советских потребителей раскупила все товары.
«Чтобы переключить канал, нужно по нему ударить»
Олег Борисов актер театра и кино, кинорежиссер, из дневниковых записей 1974 год, 7 июня. Пошли в Гостиный двор покупать «Рубин» — цветной телевизор. До сих пор у нас стоял старый черно-белый ящик марки «Темп» со знаком качества: «Ну, лучше никак!»
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
Для того чтобы переключить на другой канал, нужно было по нему ударить. Кулаком, наотмашь.
Теперь я все вижу в цвете. Правда, пока все в розовом — точнее, розово-красном цвете, потому что настройка синего в новом телевизоре — такая вот маленькая ручка! — отказала.
«Зарегистрировал в местном телеателье цветной телевизор»
Николай Каманин генерал-полковник авиации, организатор подготовки первых советских космонавтов, из дневниковых записей 1977 год, 20 декабря. Сегодня ездил на жигуленке в город Видное, зарегистрировал в местном телеателье цветной телевизор «Радуга-716». Телевизор проработал уже три месяца, серьезных отказов пока не было, но четкость изображения оставляет желать лучшего.
«Записались в очередь (182078!) на холодильник ЗИЛ»
Антонина Завидова инженер, из дневниковых записей 1977 год, 13 января. Вчера ездили на Волгоградский проспект, дом 112 у метро «Кузьминки». Записались в очередь (182078!) на холодильник ЗИЛ (370 рублей). Обещают через год. Наш работает уже почти 23 года.
Фото: Предоставлено Музеем Москвы
1978 год, 2 января (понедельник). t -2-3°. Ездили в «Салон холодильников» узнать, как продвигается очередь на холодильник ЗИЛ. Записались мы 12 января 1977 года. Говорят, очередь подойдет примерно в марте.
«В эфире — «Голос Америки»»
Марк Поповский писатель, журналист, правозащитник, диссидент, из дневниковых записей
1974 год, 3 августа. Наш отдых в Эстонии втроем — жена, «Спидола» и я — очень удачен. Покой лесов и полей дополняется покоем отъединенности. Кроме нас двоих, в доме по-русски говорит только «Спидола». У нее несколько разных регистров.
Иногда она сообщает о новостях очень деловито, торопливо и равнодушно. Это значит, что в эфире — «Голос Америки». «Немецкая волна» обнаруживает себя голосами твердыми, решительными и чаще всего комментарии ее добротно-солидны. Американскому комментарию (особенно на международные темы) не хватает остроты и ума… Но больше всего любим мы «Би-би-си».
В английские передачи входишь, как в родной дом. Все голоса дикторов и комментаторов четко идентифицируются. Я знаю и этих серьезных пожилых русских дам с их отличным русским выговором, и того англичанина, который год от года говорит по-русски все лучше, и Диму Изотова (спорт), и Пола Марша с его музыкой. Комментарии Мориса Леготи не спутаешь с комментариями Ивана Ивановича Сапиета. Но все они едины, ибо полны достоинства, ума и четкой не только политической, но и нравственной окраски.
«Магнитофон «Панасоник», который показывает фильмы»
Олег Борисов актер театра и кино, кинорежиссер, из дневниковых записей 1985 год, 4-5 апреля. Самое настоящее безумие — в доме появился магнитофон «Панасоник», который показывает фильмы. Как назло, все хорошие. Гора кассет, от которой не оторваться… При моей страсти пересматривать по нескольку раз получилось, что на футбол теперь и времени нет.
И еще эта потрясающая вещь — пульт управления. Можно смотреть лежа, полулежа, останавливать в любом месте, чтобы полюбоваться кадром. Правда, копии второсортные, переведены премерзкими голосами. Как ни крути — революция! Телефон аж горячий: «У вас есть «Калигула?» — У нас нет.
Зато есть «Последнее танго»».
Источник: moslenta.ru
Топ-9 кассетных бумбоксов с телевизором
Мы уже неоднократно включали кассетные магнитолы со встроенным телевизором в наши подборки, теперь же мы решили собрать самые интересные из них в одном материале. Мода на бумбоксы с ТВ началась в конце 1970-х годов и достигла своего пика после запуска в начале 1980-х музыкального телевидения.
Sanyo MT4200
Интересный бумбокс с телевизором родом из 1970-х годов, внешнее оформление которого больше напоминает какую-то военную рацию. На японском рынке он продавался под очень подходящим названием Stranger (англ. незнакомец). Расположенный на фронтальной панели чёрно-белый телевизор имел размер 4 дюйма по диагонали, оснащение включало также кассетную деку, радиоприемник, линейные вход и выход. Весил бумбокс 7,5 килограммов при размерах 416 мм в ширину, акустика была двухполосной с 50-мм твитерами и 150-мм НЧ-драйверами.
Sony FX-414
Данная магнитола выпускалась с 1979 года, и в отличие от предыдущих моделей оснащалась стереофонической акустической системой, построенной на четырехдюймовых широкополосных излучателях. Оснащение включало двухдиапазонный тюнер с возможностью приема передач в стерео, полнофункциональную записывающую кассетную деку и, самое главное, чёрно-белый телевизор с ЭЛТ-трубкой размером 3,7 дюйма по диагонали. Мощность встроенного усилителя составляла 2 х 2,5 Ватта при работе от сети, стрелочные индикаторы располагались на верхней панели.
Sharp CT-6001
Мощный и весьма дорогой геттобластер 1980 года с цветным телевизором, достаточно редким для тех лет. Вторым названием модели для японского рынка было The Searcher. Акустическая система включала 160-мм низкочастотные динамики и маленькие 20-мм твитеры. Кассетная дека могла записывать с внешних источников и встроенных микрофонов, усилитель выдавал до 6 Ватт на канал при работе от батареек, что было отличным показателем.
Sanyo MTC-50
Выпускавшийся с 1981 года оригинальный бумбокс в металлическом корпусе также имел в своем составе маленький цветной телевизор, при этом двухполосная стереофоническая акустическая система была разделена на две части. Основные 100-мм излучатели располагалась на верхней панели, там же находился и кассетоприемник. Твитеры же были размещены на фронтальной панели по бокам от экрана ТВ. Выходная мощность составляла 2 х 3 Ватта, присутствовал также контур расширения стереобазы Stereo Expand.
Philips 10CX 1130-Combi
Пожалуй, это самый большой кассетный бумбокс с телевизором, впервые выпущенный в 1981 году. Центральную часть фронтальной панели занимает цветной телевизор с 10-ти дюймовым экраном, в правом верхнем углу расположена кассетная дека, в левом углу – органы управления телевизионным приемником. Акустическая система была двухполосной, присутствовал также микрофон и фирменный контур расширения стереобазы. На верхней панели располагались ручки управления темброблоком и переключения типа пленки. Оснащение включало линейные вход и выход, а также возможность подключения внешних АС.
JVC 3090 / Victor M-8000
Данный геттобластер 1979 года справедливо считается лучшим по звуку среди винтажных магнитол со встроенным ТВ. Акустические системы были построены на 160-мм низкочастотных динамиках и 50-мм твитерах. Вес магнитолы составлял 8,6 килограммов без батареек, передняя панель была «заселена» очень густо – чёрно-белый телевизор, кассетная дека, стрелочные индикаторы, настроечные шкалы радио и ТВ-тюнера. Бумбокс допускал подключение внешних колонок, в нём также был встроенный фонокорректор и контур расширения стереобазы Wide.
Panasonic TR-1200X
Геттобластер 1982 года выпуска включал внушительный черно-белый телевизор размером 29 см по диагонали. Акустическая система была выполнена на двух широкополосных динамиках диаметром 120 мм. Встроенный радиоприемник работал в четырех диапазонах, помимо встроенной телескопической антенны допускалось подключение и внешних «решеток». Кассетная дека со счетчиком ленты записывала с микрофона, тюнера и внешних источников, в комплект входил также пульт дистанционного управления.
Emerson XLC-556A
Трехблочный геттобластер выпускался во второй половине 1980-х годов, помимо внушительных размеров съемных двухполосных АС он отличался наличием 5-ти дюймового цветного телевизора. Внушительный отсек для батареек допускал использование и зарядку аккумуляторных элементов питания, оснащение включало даже встроенный фонокорректор для подключения проигрывателей винила.
GE 7-7800A
Большая трехблочная кассетная магнитола с цветным телевизором размером 9 дюймов выпускалась в 1990-х годах. Она комплектовалась пультом ДУ, дека была однокассетной и располагалась в правой нижней части передней панели центрального блока. Акустические системы были двухполосными с фазоинверсным оформлением, радиоприемник работал в диапазонах СВ и FM.
Источник: www.hi-fi.ru
Советские телемагнитолы.
День добрый! Сегодня пойдет речь о малоизвестных советских бытовых проигрывателях совмещавших в себе кассетные магнитофоны и телевизоры. В продаже Я раньше уже видел такие, но японские, но впервые узнал, что похожие производились в Союзе.
Как следует из названия — «телемагнитола» это симбиоз телевизора и кассетного магнитофона (радиоприёмника), заключенный в одном корпусе. Все увиденные мной модели были строго японского производства (а чего еще вы от ДВ ожидали): SONY, JVC и National. До последнего месяца Я наивно предполагал это творением сумрачной японской мысли, но Я ошибался. С 1983 в Союзе было начато их производство сначала в «Лтава» на Полтаве, а через год и в Минском ЗВТ.
За дополнительную информацию и фотографии сердечно благодарю Харченко Валерия Григорьевича, создателя сайта http://www.rw6ase.narod.ru/wg.html .
Начнем с первой — «Электроника 8ТМБ-02Д», он же и «Олимпия 8ТМБ-02Д». Совмещала она в себе телевизор с кинескопом 63х45 миллиметров, стерео магнитофон и радиоприёмник. Телевизор ловил телесигнал в диапазонах МВ и ДМВ, а приёмник работал на частотах СВ и УКВ. Допускалось подключение внешней моно или стерео акустики, при её отсутствии использовалась встроенная АС на одном динамике.
Встроенный усилитель выдавал 0,5 Ватта на максимуме. Выпускалась минимум в двух цветах черном и сером и весила 2,8 килограмма. Аппарат был переносным и мог использовать 3 источника питания – батареи, сеть и 12 вольт от автомобиля.
Источник: dzen.ru