Все чаще в современных домах можно увидеть домашний кинотеатр, который приятно удивляет ощутимой разницей в качестве передачи звука и изображения по сравнению с обычным телевизором. Что скрывается под громким названием «Домашний Кинотеатр» или ДК, почему эта установка стала пользоваться популярностью и как выбрать его человеку, который совершенно не разбирается в бытовой технике?
Составные части домашнего кинотеатра
Для начала надо разобраться, из чего состоит ДК / Home Theatre и как он работает.
Телевизор
Его можно как купить отдельно, так и согласиться с той моделью, которая приложена в набор. Можно и вовсе не покупать, а обойтись тем, который уже есть дома.
Для домашнего кинотеатра годится абсолютно любой телевизор – от ЭЛТ до плазмы. Вполне логично, что подешевевшие на современном рынке видеотехники плазменные телевизоры уже не относятся к новинкам и роскоши, а являются вполне доступной техникой в районе $600-700.
DVD-плейер или рекордер
С этим все понятно – он нужен для проигрывания записей на DVD дисках. Его, как и телевизор, можно купить, либо пользоваться тем, что уже есть дома. Эти плейеры довольно дешевые: за $30 есть вполне хорошие модели, которые честно прослужат года 3-4. С его помощью можно смотреть видео или графические изображения во всех популярных форматах от WAV или MP3 до стандартных файлов с CD-дисков.
САУНДБАРЫ для ТЕЛЕВИЗОРА: в чем ПРЕИМУЩЕСТВО? Заменят ли они ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР?
К DVD-плейеру можно также подключать фотоаппарат или камеру и просматривать изображения непосредственно на телеэкране. По сути, это обычный видеомагнитофон (точнее – видеоплейер, потому что не все DVD имеют возможность записи), только не для пленочных кассет, а для дисков. Если уж возникнет желание записывать передачи с телеэфира, то понадобится DVD-рекордер. Он дороже.
AV-ресивер
Он тоже является частью ДК, и необходим для принятия разных сигналов – от телевизионных до радио эфиров. Но это еще не все. В его задачи входит также преобразование полученных сигналов в аналоговые и/или цифровые и распределение по всем колонкам акустической системы. Формат сигнала обозначается по-разному, но лучшим считается 5.1 – он отлично распределяется по колонкам: по два на фронтальный и тыловой канал, и по одному на центр и сабвуфер.
Хороший ресивер распознает и обрабатывает все форматы звука Dolby Digital, а также DTS 5.1, DTS Es Discrete 6.1 и самый новый 7.1. Если ресивер не сможет читать какой-то формат, придется воспользоваться специальным устройством – декодером. Это хлопотно, поэтому производители ресиверов стараются учесть все современные форматы звука и видео.
Есть и еще одна функция у ресивера, о которой стоит помнить – усиление сигнала. По большому счету, если вам не нужна функция приема FM-сигналов, можно вместо AV-приемника покупать AV-усилитель, имеющий сразу пять каналов усиления.
Теперь о мощности и площади помещения. Слишком мощные ресиверы стоят дорого, а работать будут вполсилы. Нет смысла переплачивать за то, что использоваться не будет. Если взять среднюю площадь комнаты в 32 кв.м., то мощности будет достаточно в 100Вт.
Получаем звук 5.1 на домашнем кинотеатре через HDMI или Spdif подключенный к ТВ или ТВ+ПК
И еще, о «непонятном» параметре, измеряемом в Герцах. Это – частота дискретизации, которая во многом определяет чистоту звучания. Приобретайте ресивер с частотой дискретизации не ниже 128 кГц, а лучше – 256 кГц.
Наличие радиоприемника в AV-ресивере можно считать удобной и полезной «фишкой». FM Радио никогда не помешает, а напротив – добавит уют и гармонию в домашнюю атмосферу.
Акустическая система
Хорошая акустика — это самая интересное и важное в ДК. Вот это – настоящий рай. Это полноценный объемный стереозвук благодаря его звучанию со всех сторон. В акустическую систему входят мощные колонки, которые располагаются таким образом, чтобы звуки и спецэффекты звучали независимо друг от друга и не сливались.
Такая система обеспечивает не просто объемный звук, но и настоящий эффект присутствия. То есть система раздает звук по соответствующим каналам, а человеческое ухо воспринимает его объемным только потому, что он, действительно, доносится из разных колонок, расставленных в разных углах.
Раздается звук в колонки по-разному. Некоторые ресиверы не используют центральный канал, зато распределяют звучание между фронтальными каналами. Но другие модели распределяют звучание через центральный канал (колонку), поэтому ее рекомендуется располагать как можно ближе к телевизору. Колонки создают довольно мощное магнитное поле, и оно будет причиной помех в изображении.
Такая проблема решается просто – установкой специальной магнитной защиты в колонки. Тогда они не ухудшают качество изображения.
Что касается сабвуфера, то он играет важную роль в качестве звука и может быть активного или пассивного типа. Он необходим для воспроизведения низких частот, т.е. для создания звуковых спецэффектов. Без сабвуфера басы будут звучать из двух фронтальных колонок, а человек не почувствует нужного эффекта. Сабвуфер же четко локализует эти басы.
К примеру, при просмотре фильма, шаги будут слышны с одной стороны, а звуки выстрела – с другой. Эффект объемного звука обеспечен. Большим преимуществом сабвуфера является то, что разметить его можно в любом месте комнаты, и эффект при этом не потеряется. У активных сабвуферов есть возможность регулирования мощности, но они нуждаются в питании от электросети, и это придется учитывать при их расположении.
Разберемся с колонками. Они различаются по количеству встроенных в них динамиков и называются, соответственно, двухполосные и трехполосные. Колонки, которые относятся к фронтальному каналу, являются самыми большими, и лучше, если в них будет три динамика (трехполосные колонки).
Если разделить звук на высокочастотный, среднечастотный и низкочастотный, то качество его лучше в том случае, когда под каждую частоту выделен свой динамик. Итак, самые большие колонки требуют расположения по обе стороны от телеэкрана, не ближе, чем в 150 см. Оптимальная высота расположения колонок при этом также 150 см. Так, располагаясь у экрана при просмотре кино, получится, что человек находится в центре между фронтальными колонками. Им будут по достоинству оценена часть преимуществ домашнего кинотеатра.
Часть – потому что нельзя забывать о тыловых колонках, которые ставятся сзади зрителя. Они бывают двух типов: монополярные и диполярные (в зависимости от типа излучения звука). Эти колонки должны быть установлены таким образом, чтобы во время просмотра видео звук от них шел поверх головы – в потолок, например. Иногда их разворачивают к стене. Все это для того, чтобы звук не имел направленности, а распространялся, «обволакивая» человека.
Для маленьких помещений, до 15 квадратов, достаточна мощность системы до 50вт, для больших, более 30 кв.метров — от 100вт и больше. При этом мощность акустики должна быть не меньше, чем выходная мощность AV-ресивера, иначе это не просто скажется на качестве звучания, но и физически приведет в негодность динамики.
Выбирая телевизор, можно заблудиться в огромном ассортименте на рынке. Но тут все просто – ориентироваться надо на собственный бюджет, личные предпочтения, а также на размер диагонали: желательно не меньше 32 дюймов. А можно и обойтись тем, что уже есть дома. Если диагональ меньше рекомендуемой, то пригодится такая штука, как проекционный телевизор – вопрос диагонали с ним решается просто.
Тем не менее, на сегодняшний день лучше жидкокристаллических или плазменных телевизоров нет. Качество изображения, сроки службы, дизайн – все на достойном уровне, так что расходы на них очень скоро себя оправдают.
Как подключить домашний кинотеатр
А теперь самое важное – подключение и сборка домашнего кинотеатра. Кабели и комплектующие, входящие в комплекты ДК, должны быть высокого качества, чтобы обеспечить идеальные контакты для полноценной службы устройств. Иногда мнимая неисправность устройства, которое отказывается работать качественно, устраняется всего лишь заменой кабеля.
Чтобы не пришлось дополнительно заниматься контактами и соединением ДК, лучше иметь представление о шнурах, кабелях, материалов, из которых они производятся, а также о небольших нюансах грамотной сборки. Самым лучшим кабелем считается тот, у которого жила сделана из бескислородной меди (OFC). Обычно на нем можно встретить пометку «free copper». Забежав вперед, скажем, что такой кабель является идеальным для верхних частот. Лучшими производителями на мировом рынке кабельной продукции считаются такие крупные компании, как Супра, Ортофон, Белсис, Cable Talk и некоторые другие как азиатские, так и европейские.
Итак, ДК куплен и начинается его сборка дома. Для начала надо подключить телевизор к AV-ресиверу. Все очень просто – разъем S-video на вход будет у телевизора, а такой же разъем, но video out – у ресивера. Т.е. сигнал принимается в прибор, и передается в телевизор. Изображение получается качественным за счет того, что сигнал обрабатывается и делится на цвет и яркость.
Можно осуществить подключение и обычным кабелем, который есть в любом наборе (т.н. базовый стандартный видеокабель), но изображение будет уже не то. Тип кабелей, которые используются для передачи изображения, называются межблочными.
Самым лучшим и эффективным сохранением качества передачи изображения считается подключение TV к AV-ресиверу через разъем компонентного видеосигнала. В данном случае Component Video сможет различать яркость цветопередачи, что сказывается на общем восприятии. Разъемы различить очень легко – цвета головок совпадают с цветами гнезд, поэтому ошибок не будет. Кстати, для производства этого типа кабелей используется коаксиальный кабель – он лучше работает с передачей изображения.
Если в модели ресивера нет компонентного входа (есть такие модели, хотя встречаются сейчас нечасто), придется использовать этот вход у DVD-проигрывателя, а его уже подключать к телевизору. Подключение DVD осуществляется через SCART или HDMI в том случае, когда телевизор подключается напрямую.
Для подключения аудиосистемы используются акустические кабели, т.е. вышеупомянутые OFC. Работая с современными платами, не стоит опасаться неправильного подключения, т.к. драйвер поможет определить точное местоположение кабелей. Тем не менее, нельзя путать разъемы RCA, хотя, обычно, разъемы помечены соответствующими обозначениями и сокращениями. Кроме того, существуют разные стандарты у разъемов и штекеров, так что неправильный штекер просто не подойдет к «чужому» разъему. Помня, что активному сабвуферу нужно самостоятельное питание, внимательного подключения к нему требует ресивер.
Активная акустика подключается очень просто. Необходимо просто подсоединить все колонки к источнику звука, т.е. к ресиверу. Теперь остается все настроить и наслаждаться приятным и реалистичным просмотром фильмов, концертов и прослушиванием радио.
Напоследок добавим несколько полезных советов общего плана. Дизайн кинотеатра желательно подбирать таким, чтобы он гармонировал с интерьером в комнате. Все-таки незаметным он не будет. Затем внимания потребует материал, из которого изготовлен корпус колонок. Пластик в данном случае не рекомендуется – он существенно снижает качество звука.
Идеальным вариантом будет дерево, чуть проще – ДСП. Очень мощные акустические системы могут потребовать шумоизоляции помещения. Впрочем, в комнате, где планируется ставить ДК, обычно и так есть звукопоглощающие элементы – мягкая мебель, ковролин и другие предметы, которые помогут избежать эффекта эха в помещении.
Источник: krasna-devica.ru
Домашний кинотеатр.. как работает акустика?
Собираюсь преобрести домашний кинотеатр. Вот меня что интересует. когда смотрим кино (музыку прослушиваем) с диска, то звучит вся акустика, все колонки и сааб идущие с DVD в комплекте. а если я смотрю TV? В этом случае будет только пищать динамичек на телевизоре? Или все динамики тоже работать будут, не зависимо от того смотрю я фильм с диска или через TV.
Дополнен 16 лет назад
Вы не поняли, телевизор у меня уже есть, хочу докупить DVD плеер вместе с колонками. Будут ли у меня эти колонки работать, когда я кабельное, обычное телевидение смотрю, а не кино с диска.
Лучший ответ
Ну совсем тебе мозги запудрили специалисты.
По-порядку.
Если ты смотришь правильно записанный ДВД, то все колонки будут звучать — в основном фронты и центр, и иногда и негромко — тылы. Сабвуфер вступает в действие при мощных звуках типа взрывов и т. п.
При прослушивании обычного стерео или при просмотре ТВ, звучать должны только фронты. Но. Как правило, в ДК есть масса звуковых эффектов, (спорт. цирк, концертный зал, диско и т. п.) . И если ты их включаешь, то там уже всё звучит в зависимости от заложенных производителем настроек.
И наконец. От ДВД-плеера колонки играть не будут, т. к. в нём нет усилителя. А этот многоканальный усилитель называется AV-ресивер. Он подключается к плееру, а к нему — колонки.
Но существуют так называемые «ДК в одной коробке», где плеер и ресивер объединены в одном блоке, и колонки, как правило, в комплекте. Эта штука играть будет.
Успехов, коллега.
Остальные ответы
Многоканальный звук будет идти только через DVD, а TV будет только с колонок самого телевизора, так как он не имеет 5 канальной поддержки.
Бери лучше кинотеатр, чем телевизор, потому что, можно реально музыку послушать. =)
у меня если смотришь тв, кинотеатр не работает. больше того, он может работать всего одной колонкой с плохого диска. для хорошего качества надо покупать диски с поддержкой 5.1. это самый лучший эффект. купи хороший телевизоро и не парься, просто смотреть тв тебе хватит, а диски это уже другое. работает отлично и радио, и ноутбук подцепить можно. но тоже зависит от качества заиси первоначальной
1. при просмотре DVD записанного в формате 5+1
2. при ретрансляции звука с ТВ ( псевдо surround)- задние колонки дублируют звук боковых переджних
3. Радио и CD можно слушать как в стерео так и псевдо surround
Если Слушаешь с телика. будут работать только 2 колонки.
Если телевизор дает стерео. то естественно 2 колонки будут работать в стерео.
Можно настроить и так, чтобы работала вся система, но окружающего звука не будет
_
Прочитал комент. снизу. отвечаю. .
надеюсь вы не сомневаетесь, в правильности не только вашего письма
Будут работать только фронты
Однозначно все работать будет! Правда возможны несколько вариантов:
1) подключаем кинотеатр к аудио выходу с телевизора (тюльпан или
гнездо для наушников), в настройках театра выставляем работу всех колонок, но в итоге получаем то, что звук из всех колонок соответствует одному каналу, т. е. моно но на 5 колонках и нч дорожка из саба.
2) если у Вас по кабельному передают стерео звук (2 канала — Л + П), тогда ваш театр (по возможности) раскладывает сигнал на 5 каналов и нч дорожку — получаем окружающие звучание (Dolby)
Короче, главное соединить Твой Телек с аудиосистемой (Ресивером) проводами! А потом просто сам решай, смотреть тебе через колонки или Встроенные динамики Телека.
Захотел включил, захотел выключил! Я тоже так делаю и все ОК.
полностью согласен с предыдущим оратором
А как это » смотреть через колонки или Встроенные динамики Телека». Посмотрите чтобы в у рессивере были входа от внешнего источника, сооответствующие по типу требуемым выходам,
используемого Вами устройства, А дальше DTS, DSP, VURTUAL SURRAUND, PRO LOGIC и т.д.
Источник: otvet.mail.ru
Домашний кинотеатр: Альтернатива «большому киноэкрану»
Сегодняшний материал мы посвятим теме домашних кинотеатров – кому стоит задуматься над их приобретением, что надо знать о развитии «домашних» кинотеатральных технологий и, самое главное, как и в чем домашние кинотеатры отличаются от их «больших» собратьев. Чтобы разобраться в этом, мы пообщались с Керимом Татевяном, экспертом в области проектирования систем домашнего кинотеатра.
Домашние кинотеатры и большие кинозалы
Важно начать с того, что домашние кинотеатры и их «большие братья» состоят в родстве, но несколько более отдаленном, чем это кажется. На первый взгляд, передовые технологии кинотеатрального звука создаются компаниями исключительно для больших кинозалов, а потом в сильно урезанном виде переходят в формат домашней техники.
Такое мнение формируется в том числе под влиянием того, что компании, работающие в этой сфере (например, Dolby), формально не делают различий между профессиональной и бытовой аппаратурой, ставя на нее свой лейбл.
Взять к примеру Dolby Atmos: поскольку об этой технологии часто говорят исключительно в контексте «большого» кино, у пользователей может возникнуть скептическое отношение к ее «домашней» версии (и вообще к возможности воспроизведения звука в подобном формате дома). Однако все крупнейшие производители электроники уже продают ресиверы с декодированием дорожки Dolby Atmos. А многие производители акустических систем выпускают и специальные колонки, которые работают на отражение от потолка и призваны дополнить уже существующие у людей системы окружающего звучания в полном соответствии с требованиями Atmos.
В вопросах качества звучания домашние технологии не догоняют кинотеатральные: они просто другие. И разница между продукцией под тем же лейблом Dolby Atmos для больших кинозалов, и домашней аппаратурой очень велика – и речь не об «ущербности» домашней техники, а о том, что с «профессиональной» ее сравнивать будет просто некорректно.
К примеру, профессиональный процессор для кинозалов Atmos – Dolby СP850 стоит миллион рублей и может «показать» звуковой объект через 64 канала, создавая одинаковый эффект для каждого зрителя, на каком бы кресле в кинозале он ни сидел. Домашние процессоры намного слабее, но и помещения, которые они должны озвучить, меньше, и зрительские места в домашней обстановке установлены более или менее компактно. Так что эффект «погружения» достигается в домашней системе весьма убедительно.
Что касается видео, то многие современные проекторы ведущих производителей показывают картинку ничуть не хуже, чем в кинотеатре. И да, в вопросе воссоздания «кинотеатральной» картинки без проектора и экрана будет не обойтись:
Это и в привычке (мы с детства смотрим большое кино на экране) и в природе зрительного восприятия. Человек видит предметы в отраженном свете. Крайне мало вещей излучают свет сами. Телевизор – одна из них.
К тому же и с экономической точки зрения комбинация проектор/экран выгоднее, чем большая ТВ-панель при том, что даже дорогая панель – всего лишь начальный размер для проекционного киноэкрана. Вопрос лишь в правильной настройке, поэтому, чтобы добиться качества воспроизведения, сравнимого с картинкой в кинозале, необходимо либо самостоятельно погружаться в изучение предмета, либо довериться специалистам, которые помогут установить и настроить систему.
Кинотеатральный проектор Sony VPL-HW40ES с функцией 3D обеспечивает комфортный просмотр даже в хорошо освещенных помещениях
Итог: кинотеатральные технологии для дома не «догоняют» возможности больших кинозалов, а скорее движутся параллельно с ними. При этом и в домашних условиях у пользователя есть возможность воссоздать картинку и звук, не уступающие «большому» кинотеатру – при наличии опыта и времени на погружение в тему или (еще лучше) под руководством специалиста.
Ограничения и возможности домашних кинотеатров
И тем не менее, говорить о том, что создать домашний кинотеатр можно с легкостью в любом помещении, не совсем верно. Ведь даже в загородных домах самое распространенное место для кинозала – это подвал, место, которое естественным образом звукоизолировано, так как окружено капитальными стенами. И тем не менее, даже в этом случае часто приходится предпринимать дополнительные меры для того, чтобы звук не выходил за пределы кинозала. Жителям многоэтажек в этом отношении сложнее:
В городской квартире на пути к реалистичному звуковоспроизведению будут стоять ваши соседи. И если вы не хотите, чтобы на ваших киносеансах присутствовал участковый, запланируйте большую часть бюджета на проведение общестроительных работ, направленных на снижение звукопроницаемости стен пола и потолка. Придется пожертвовать частью площади комнаты, но если вы настоящий энтузиаст кино, это вас не остановит.
Еще один важный момент организации пространства – возможность затемнения комнаты, где оборудован кинотеатр. Здесь для любителей кино тоже нет никаких преград – примерно в равной степени подойдут и плотные гардины, и (для энтузиастов) специальные ролл-шторы, управляемые с пульта.
Экран для проектора Digis Ellipse с электроприводом полностью готов к работе и не требует дополнительных настроек и инсталляций
Керим подчеркивает: на пути того, кто задался целью «собрать» домашний кинотеатр, интересных решений будет больше, чем проблем, даже несмотря на текущее изменение цен. С одной стороны, после скачков курса цены на технику действительно выросли, с другой, развитие кинотеатральных технологий обеспечило за эти деньги качество звука и картинки, обходившееся раньше намного дороже.
Поэтому при формировании своей системы «с нуля» стоит учитывать, что «погружающие форматы» (как мы обсудили выше) – это реальность:
Если вы планируете покупку сейчас, обязательно выбирайте ресивер или процессор c возможностью воспроизведения Dolby Atmos, DTS:X или Auro3D. Если бюджет «поджимает», то колонки для высотных каналов можно будет докупить потом.
Итог: если вы задумались о покупке домашнего кинотеатра, обратите внимание на «погружающие» технологии – это «второе дыхание» всей индустрии, в которой довольно давно ничего нового не появлялось. Тип жилплощади для любителя кино не должен быть сдерживающим фактором – конечно, в квартире больше ограничений, чем в частном доме, но и их можно обойти, если грамотно распланировать бюджет и позаботиться не только о технике, но и об оборудовании помещения. Если сейчас ваш бюджет не позволяет вам собрать желаемый «сет», ограничьтесь достаточным минимумом: тут важно предусмотреть наличие необходимой инфраструктуры для его расширения.
Полный комплект для создания домашнего кинотеатра Onkyo HT-S5805 позволяет воспроизводить звук в Dolby Atmos, в конфигурации 5.1.2. Ресивер, входящий в комплект, оснащен выходом с поддержкой 4K Ultra HD
Новые старые технологии
Разумеется, у рачительных киноманов остаются сомнения по поводу того, стоит ли вкладываться в дорогостоящую технику сейчас – ведь не исключено, что на смену ей придет принципиально новый формат, и все текущие улучшения окажутся устаревшими. Керим относится к этим настроениям философски:
Технологии не устаревают так быстро, чтобы стать препятствием на пути человека, который хочет смотреть кино у себя дома с высоким качеством. Технические параметры современного проектора удовлетворяют практически всем требованиям существующих, замечу отдельно, «массовых» форматов. Я думаю, нашим зрителям наплевать, что японская NHK начала трансляции спортивных мероприятий в 4К и активно внедряет 8К.
Конечно, как отмечает Керим, современные «погружающие» технологии произвели определенные подвижки в среде кинотеатральной техники, сделав привычные «окружающие» форматы «менее модными». Однако современный рынок еще не насыщен привычными нам форматами воспроизведения видео, а новые технологии, хоть и отличаются от техники предыдущего поколения, но не превращают ее в безнадежно устаревшую.
Кроме того, «дорастить» собственную систему до того же Dolby Atmos можно, и не меняя всю систему целиком: достаточно заменить ресивер (не самая дешевая часть сета, но все же не такая дорогая, как полностью новая система). С колонками будет намного проще: если у вас свободно стоящий в комнате комплект – то можно докупить специальные модули, использующие отраженный от потолка звук, для создания высотной составляющей Atmos.
Их выпускает все большее количество производителей акустики. Таких модулей понадобится как минимум два. Если же у вас встроенная система, то каким-то образом придется добавить на потолок 2 или 4 дополнительных колонки – с учетом проводки и перенастройки системы без участия специалистов тут не обойтись.
Специальная тыловая акустика Klipsch RP-140SA для работы в системе Dolby Atmos предназначена для апгрейда существующих домашних кинотеатров
Керим выделяет несколько наиболее распространенных типов киноманов: для кого-то домашний кинотеатр – полноценная альтернатива публичному. Такие киноманы не рассматривают поход в «большой» кинотеатр как потенциально интересный вариант времяпровождения.
Однако гораздо чаще встречаются те, кто смотрит кино и на большом экране, и в хорошем качестве дома: в кинозал такие люди идут на громкие премьеры, а для дома отбирают только полюбившиеся фильмы. А есть те, кто вполне доволен просмотром кино с планшета или с ноутбука и в кино не ходит, и домашний кинотеатр не покупает. Но наша индустрия работает не для них.
Наши материалы по теме:
- Dolby Atmos: Будущее кинотеатров
- Почему High-End может продаваться по цене Hi-Fi
- Как аудиотехника попадает на полки магазинов
- аудиомания
- домашний кинотеатр
- акустические системы
Источник: habr.com