Сложно уговорить детей, а особенно подростков, нормально поесть. Они питаются чипсами, гамбургерами и наотрез отказываются от овощей и нормального ужина. Рассказываем, как наладить отношения ребенка с едой и что делать, если они уже испорчены.
Что значит правильно
Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.
«Согласно отечественным и зарубежным рекомендациям, — объясняет педиатр GMS Clinic Мария Фадеева, — ежедневно в рационе ребёнка должны присутствовать: овощи, фрукты, сложные углеводы: крупы, картофель, хлеб, паста, продукты, богатые белком: мясо, рыба, яйца, бобовые, орехи, молочные продукты: молоко, сыр, йогурт, кефир, творог; детские молочные смеси или грудное молоко для детей раннего возраста при потребности, растительные и животные масла, вода».
Нельзя есть перед телевизором? Правда ли это? / К чему может привести еда у телевизора?
То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.
«Суп — вариант приготовления блюда, — рассказывает Мария Фадеева, — если ребёнок отказывается от него, можно предложить те же продукты в другом виде. Температура пищи должна быть комфортной, очень горячую еду не стоит употреблять».
Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.
При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.
«Нужно обсудить с педиатром рацион питания, — говорит Мария Фадеева, — если ребенок отстает в развитии, плохо прибавляет в весе и медленно растет. А также есть лишний вес и проблемы со стулом: запоры, диарея. Могут быть жалобы жалобы на тошноту, изжогу, отрыжку и боль в животе».
Почему это важно
Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.
По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:
Можно ли есть и смотреть телевизор одновременно? — Доктор Комаровский
- Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
- Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
- Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.
«Некоторые особенности питания, — рассказывает Юлия Себелева — уже в младенческом возрасте могут быть факторами риска развития расстройств пищевого поведения: отказ младенца от груди, малоежки и дети, которые передают и не чувствуют насыщения. Но обычно, эти особенности сочетаются с высоким уровнем материнской тревоги в раннем периоде общения с ребенком. Это может быть послеродовая депрессия, собственные убеждения по поводу еды, семейные особенности питания».
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
«Если в семье принято есть не очень полезную еду, — говорит Юлия Себелева, — то неудивительно, что ребенок тоже будет так питаться. Но такие привычки возможно исправить, если вся семья пересмотрит важность культуры пищевого поведения и включит формирование здоровых пищевых привычек для заботы о себе и своих близких».
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку. Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
«Когда родители насильно заставляют есть, — предупреждает Юлия Себелева, — это травматично и увеличивает риск расстройства пищевого поведения».
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
«Мне симпатична идея педагогического прикорма, — говорит Юлия Себелева, — когда мама по кусочку даёт попробовать малышу то, что ест сама. Это не обязательно прожевать и проглотить, иногда достаточно дать попробовать на вкус для изучения.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
- Давать выбор. Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
- Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием.
- Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
- Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
- Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
- Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
- Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
«После 1-2-х лет важным становится внешний вид еды, — рассказывает Мария Фадеева, — происходит обучение нормам приема пищи. Поэтому стоит красиво сервировать стол, использовать яркую посуду, сочетать продукты нескольких цветов. Не кормите ребенка перед телевизором, пусть процесс принятия пищи будет осознанным».
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
«К сожалению, качество питания в школах и детских садах, — говорит Юлия, — серьезная проблема. Сам факт привыкания к другой пище для детей может быть стрессом. В каждом отдельном случае нужно придумывать для ребенка возможные способы адаптации. Для кого-то это поиск перекусов, которые можно взять с собой. Другие дети со временем привыкают и начинают есть школьную еду».
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
«Для перекуса подойдут, — говорит Мария Фадеева. — аккуратно нарезанные свежие овощи и фрукты, сухофрукты, ягоды, цельнозерновой хлеб, сыр, йогурт. Лучше использовать контейнер с отсеками, чтобы пища не размазывалась и не перемешивалась в „непонятную массу“. Можно предложить ребёнку участвовать в заполнении ланч-бокса самому».
Что делать, если ребенок не ест полезную еду
Если он уже привык питаться неправильно и это сказывается на его здоровье, то в первую очередь нужно пересмотреть семейный подход к еде. Убрать всю нездоровую еду из дома, на перекусы предлагать фрукты, орехи и овощи.
Не нужно критиковать внешний вид — это не поможет улучшить питание, но может усугубить подростковые проблемы и переживания. Лучше рассказывать как полезная еда помогает улучшить внешний вид и состояние кожи.
«При неэффективности обычных способов, — предупреждает Мария Фадеева, может потребоваться помощь специалистов: педиатра, гастроэнтеролога, психолога».
Если ребенок отказывается от еды, постоянно говорит, что он толстый, неадекватно оценивает свою внешность или все время рассуждает о диетах — это могут быть первые признаки расстройства пищевого поведения. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Возможно, понадобится семейная терапия, так как большинство пищевых нарушений у детей связаны с родительскими установками.
«Если родители заметили, что у ребенка есть сложности в отношениях с едой, — предупреждает Юлия, — это сигнал для восстановления детско-родительских отношений и поиска причин нарушений вместе со специалистом».
Важно запомнить
- Правило пяти продуктов помогает сформировать хорошее меню для ребенка
- Суп — необязательная часть рациона, если ребенок получает тот же объем тех же веществ из других блюд
- Дети больше едят в периоды роста или хорошей физической активности
- Риск расстройства пищевого поведения выше, если ребенка заставляют есть через силу и то, что ему не нравится
- Лучший способ наладить отношения ребенка с едой — родительский пример
- Если ребенок зациклен на еде или отказе от нее, нужно обратиться к психологу.
Источник: www.gmsclinic.ru
Лишний вес у ребенка. Питание и физические нагрузки
Какой режим питания необходим детям и подросткам с ожирением?
Питание должно быть 4-5-разовым (3 основных приема пищи и 1-2 перекуса). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.
Родители школьников обычно не могут контролировать питание ребенка круглосуточно, поэтому стоит сосредоточиться на обязательном завтраке (до выхода из дома) и запрете питания вечером после 20 часов. Необходимо также предоставить ребенку возможность полноценного питания в дневное время (обед в школе и/или дома), предложить ребенку «здоровые» низкокалорийные продукты для перекусов (овощи, несладкие молочные продукты) и попытаться договориться, в какое время и в каком объеме разрешены сладости и снеки.
Подростки обычно игнорируют запреты на сладости. И большинство родителей жалуются на то, что находят огромное количество фантиков и оберток от запрещенных продуктов. Необходимо ввести жесткий запрет на подобные продукты в вечернее время дома. В то же время, следует разрешить их в ограниченном количестве в дневное время (например, взять с собой в школу то, что осталось от подарков в праздники).
Что делать, если ребенок отказывается есть в школе?
Длительный промежуток без питания в период пребывания в школе приводит к тому, что после уроков ребенок испытывает выраженный голод и готов «съесть слона». Такое нарушение режима приводит к перееданию и неправильному перераспределению пищи на вторую половину дня.
Необходимо договориться с ребенком, как он будет питаться в школе. Если подросток отказывается от школьных обедов, то можно брать пищу с собой или покупать продукты в буфете (только обязательно договоритесь, что можно, а что нельзя). Кроме этого, необходимо обеспечить ребенка питьевой водой (не соком и газировкой!).
Какие продукты следует ограничить в питании детей и подростков с ожирением?
В первую очередь, необходимо исключить или резко ограничить употребление любых сахаросодержащих напитков (прохладительные напитки, фруктовые напитки, в том числе коктейли, холодный чай («Нести»), сладкая «газировка», фруктовые соки, в том числе свежевыжатые, спортивные напитки, энергетические напитки).
Кроме этого, следует ограничить употребление высококалорийных продуктов и снеков (большинство продуктов «фастфуда», шоколадки, сладкие батончики, выпечка и другие сладости, чипсы, сухари и т.п.).
Можно «привязать» употребление «нехороших» продуктов к каким-нибудь редким событиям. Например, «я ем поп-корн, когда хожу в кино» или «я могу выпить 1 стакан газировки на детском празднике».
Почему необходимо исключить соки?
С наибольшим сопротивлением со стороны детей и их родителей врачи сталкиваются, когда рекомендуют исключить соки, так как существует убежденность отдельных представителей общества, что это полезные продукты, богатые витаминами.
Чтобы преодолеть подобный настрой, можно подсчитать количество сахара, содержащееся в порции (количество углеводов в 100 г продукта указано на упаковке). Обычно на стакан яблочного или апельсинового сока приходится 1 столовая (!) ложка сахара. Соответственно, литровая упаковка сока, которую ребенок или подросток выпивает с легкостью, содержит полстакана сахара!
Еще один прием – подсчитать количество фруктов, которое необходимо выжать, чтобы получить стакан сока. На стакан сока пойдет не менее 5 фруктов (например, яблок или апельсинов и т.п.). Съест ли ребенок сразу такой объем или остановится на половине? А стакан сока он выпивает легко.
Чем заменить сладкие напитки?
Можно пить воду, в том числе минеральную, несладкий чай и несладкие молочные продукты.
Как лучше готовить пищу для детей и подростков с ожирением?
Обрабатывая пищу, следует чаще запекать и варить, а не жарить продукты. Это позволяет минимизировать «скрытые» жиры в продуктах.
Подростки часто привередливы в выборе пищи, поэтому блюда, приготовленные в гриле, обычно более привлекательны по сравнению с вареными.
Когда необходимо запретить принимать пищу детям и подросткам с ожирением?
Нельзя поощрять питание вне установленных приемов пищи, т.е. дополнительное подъедание. Следует убрать из легкодоступных мест (например, со стола) привлекательные продукты и напитки, оставив лишь воду. Благодаря этому, у ребенка будет меньше возможностей «случайно» утащить еду. Также взрослым рекомендуется пересмотреть перечень покупаемых продуктов, чтобы соблазнительные снеки оказывались дома лишь в ограниченном количестве и как можно реже.
Нельзя разрешать принимать пищу при включенном телевизоре, телефоне или других гаджетах (компьютерные игры, просмотр видеороликов, общение в чате, переписка в социальных сетях и т.п.). Ребенок, увлеченный просмотром, не осознает, сколько он съедает, а иногда и вовсе не может вспомнить, ел ли он.
Нельзя есть перед сном или ночью. Если родители подростка, не могут ограничить его в подъедании в течение дня, так как он значительное время проводит самостоятельно, то вечерний контроль, как правило, посильная задача.
Как питаться вне дома?
Следует придерживаться режима питания независимо от того, в каких ситуациях ребенок оказывается. Если ребенок идет к врачу, едет на экскурсию и т.п., то можно взять еду с собой или зайти в кафе. Главное, чтобы пища повторяла обычный объем и состав, который ребенок обычно съедает в это время.
Тех же принципов следует придерживаться при посещении дня рождения или праздника.
Почему при ожирении у детей и подростков необходимо уделять внимание физическим нагрузкам?
Лишний вес формируется при условии, что индивидуум потребляет больше калорий, чем расходует, поэтому малоподвижный образ жизни даже при незначительном переедании может приводить к ожирению. Так как образ жизни формируется в детстве, ежедневная физическая активность ребенка вносит серьезный вклад в его здоровье и долголетие во взрослой жизни.
Однако в последние десятилетия в связи с развитием компьютерных технологий значительно повысилась приверженность детей к малоподвижным занятиям. Если у предыдущих поколений основное время при малоподвижном образе жизни занимали чтение книг и просмотр телевизора, то в наши дни практически у каждого ребенка есть компьютер или заменяющий его гаджет. Это вносит свой вклад в рост распространенности ожирения и сахарного диабета 2 типа среди детей и подростков.
Какова рекомендуемая продолжительность физических нагрузок у детей и подростков с ожирением?
Продолжительность физических нагрузок при ожирении или избытке массы тела должна составлять не менее 1 часа ежедневно. Ежедневные физические нагрузки средней и высокой интенсивности такой длительности позволят пациенту прекратить набирать вес, а при соблюдении диетических рекомендаций и похудеть.
- Ограничить время малоподвижных занятий (на компьютерные и телевизионные развлечения не должно приходиться более 2-х часов в день);
- всячески способствовать и поощрять ежедневные пешие прогулки или катание на велосипеде (например, по дороге в школу, на занятия, в магазин и т.п.) вместо использования транспорта во всех случаях, когда это возможно;
- выделить время на семейные занятия физкультурой и спортом – пешие прогулки, спортивные игры, совместное катание на велосипедах, лыжах и т.п.
Источник: ogni.clinic
Навыки приема пищи у детей
Формирование пищевого поведения начинается уже с первых дней жизни младенца. Изначально оно определяет естественную потребность – позволяет получать необходимые для жизни и развития питательные вещества. Громким плачем и поиском маминого соска грудничок оповещает о своем голоде и, наоборот, гулит, улыбается или спокойно спит, если он сыт.
Несколько месяцев спустя после рождения, в период естественного вскармливания, пищевые взаимоотношения между мамой и младенцем становятся более сложными и не всегда напрямую связаны только с голодом малыша. Особенно ярко пищевое поведение меняется, если происходят какие-то значимые изменения в привычной жизни семьи. Наиболее характерный пример – это ранний выход мамы на работу, когда малыш через изменение питания может выражать недовольство по поводу ее частого отсутствия.
Переходный этап
С началом введения прикорма ребенок начинает адаптироваться к еде, отличной от грудного молока, привыкает к продуктам и приобретает навыки приема пищи, которые закрепятся и будут реализованы всю его последующую жизнь. Именно во втором полугодии жизни малыш начинает кушать самостоятельно, происходят его постепенная социализация и переход за общий семейный стол. Ориентируясь на пищевое поведение мамы и других ближайших родственников, малыш пытается подражать, стремится попробовать взрослую еду, приобретает свой собственный опыт и формирует вкусовые предпочтения. Этот этап очень важный в развитии человека. Он определяет вкусовые пристрастия в последующем, отношение к процедуре приема пищи, а также при неблагоприятном развитии событий может быть причиной стойких нарушений аппетита.
Сложный период
Никто из нас не родился с умением пользоваться ложкой, вилкой и пить из чашки. Эти навыки приобретаются с помощью взрослых, и именно их поведение определяет – насколько быстро и успешно, а самое главное – психологически комфортно ребенок освоит непростую науку поведения за столом.
Родители должны запастись терпением, проявлять уважение к ребенку и понимать, что пройдет немало времени, прежде чем малыш освоит навыки приема пищи. Конечно, на первых порах маленький исследователь будет изучать еду на ощупь, пробовать размазывать ее по столу и переворачивать тарелку. Относитесь спокойно к его экспериментам, но продолжайте настойчиво его обучать, помогая пользоваться столовыми предметами и воспитывая собственным примером. Чем увереннее дети начинают владеть ложкой, тем меньше затруднений у них вызывает прием пищи, и тем успешнее расширяется их рацион.
Подготовительный этап
Для самостоятельного приема пищи у ребенка должно быть специально оборудованное место – наиболее популярны и удобны детские стульчики для кормления. Исходно ребенок будет кушать за своим столиком, а затем к концу первого года жизни можно стульчик пододвинуть к семейному столу.
Это важно! Для успешного овладения навыками приема пищи у детей должны быть своя удобная ложка и устойчивая тарелка. Желательно использовать ложку средних размеров, неглубокую, с нескользкой утолщенной ручкой. У первых столовых приборов не должно быть острых краев, чтобы малыш не поранил десны. Посуду необходимо выбирать из экологически чистых и безопасных материалов.
Ряд современных ложек имеет термочувствительные датчики, что может быть полезным для контроля температуры еды. Используйте тарелку с высокими краями, это позволит ребенку проще зачерпывать пищу. Для того чтобы посуда меньше скользила, выбирайте тарелки с широким основанием или используйте специальные приспособления в виде резинового дна или присоски.
Обучение ребенка есть ложкой
Перед тем как начать непосредственное обучение, постарайтесь, чтобы ребенок неоднократно видел, как другие члены семьи пользуются столовыми приборами и принимают пищу. Это станет положительным подкреплением в его обучении. Маме необходимо сесть непосредственно лицом к ребенку и предложить ложку, стараясь, чтобы он взял ее своей ведущей рукой.
Придерживая запястье и локоть малыша, попробуйте зачерпнуть немного пищи и направить ко рту. Затем верните ложку в тарелку. По мере улучшения практики и обучения постепенно уменьшайте свою помощь, отодвигая свою поддерживающую руку от запястья к локтю ребенка, а затем давайте возможность малышу попробовать обойтись без посторонней помощи.
Конечно, не все получится сразу. Достаточно долго малыш будет пытаться кушать руками, класть еду в ложку пальцами или помогать другой рукой подносить ложку ко рту. Хвалите и открыто радуйтесь его успехам.
ВАЖНО! Помните, что детки испытывают большое эмоциональное напряжение, когда учатся есть сами, поэтому не стоит держать их за столом долго и тем более ругать за медлительность и неопрятность. Еще очень важным моментом является поощрение самостоятельности. Не отбирайте у ребенка ложку, пытаясь ускорить процесс. И не бойтесь, что малыш съест меньше, – через какое-то время он проголодается снова и с радостью съест следующую порцию.
Напитки
Современный рынок товаров изобилует различными приспособлениями для выпаивания малышей: от бутылочек до различных поильников. Однако специалисты в области детского питания рекомендуют учить ребенка пить из чашки. На первом году жизни у ребенка выраженный сосательный рефлекс, поэтому при использовании бутылки или поильника он может выпивать больше, чем ему требуется.
Стакан или чашка должны быть маловесные и изготовлены из материалов, которые не трескаются и не бьются. Одни малыши предпочитают пить, обхватив ладошками стакан, другим более удобно держаться за ручку кружки – попробуйте разные варианты, выбрав наиболее удобный. На начальном этапе взрослый подносит чашку ко рту и, прислоняя к губам, медленно наклоняет ее.
Наливайте жидкость только на треть объема – ребенок не будет захлебываться, но и не нужно будет запрокидывать голову. Следующим этапом помогайте малышу – держите его запястья и направляйте его руки со стаканом ко рту. Научите его держать голову прямо во время питья. А уже следующим шагом позвольте пробовать пить самостоятельно.
Простые правила
- Очень важно создать для ребенка правильный стереотип питания. Перед едой убирайте из поля зрения игрушки, не включайте телевизор.
- Постарайтесь создать спокойную и доброжелательную атмосферу за столом. Прием пищи не должен ассоциироваться со стрессом и негативными эмоциями.
- Во время кормления можно обучать ребенка многим другим вещам: названиям посуды и еды, обсуждению вкусовых качеств пищи.
- С самого раннего возраста прививайте малышу гигиенические и эстетические навыки. Он должен привыкать мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, говорить: «Спасибо», – после еды.
- Сервируйте стол к приему пищи, используйте яркую детскую посуду и пофантазируйте над внешним видом предлагаемого блюда.
Конечно, все эти мероприятия требуют времени и ваших усилий, но и малыш с большим удовольствием будет кушать привлекательное блюдо, и питание будет связано с положительными эмоциями. Но если ребенок ведет себя нехорошо за столом, намеренно разбрасывает еду, стучит ложкой и кидает посуду – можно и нужно сделать ему замечание строгим тоном. Важно донести, что пища – это ценность, к ней мы относимся с уважением.
Источник: www.bebi.ru