Довольно популярный вопрос — мамы интересуются, как организовать свой быт, когда родился малыш — можно ли смотреть телевизор, когда грудничок лежит рядом. Давайте разберёмся.
Почему не стоит включать малышу телевизор?
Когда ребёнок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации — слух и зрение. Причём малыш видит изображение двухмерное.
К тому же бинокулярное зрение и острота зрения ещё не развиты окончательно. Они продолжают развиваться где-то до 4 лет.
Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их.
Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет смотреть ТОЛЬКО на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.
Фото с сайта: https://stock.adobe.com
До года малышу требуется как можно больше ДВИЖЕНИЯ. Именно моторный опыт лучше всего закрепляет новые нейронные связи в мозге младенца!
ПОЛЬЗА И ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ РЕБЕНКА | Телевизор и грудничок можно смотреть или нет
Чем заменить телевизор?
В первый год особенно важен контакт малыша с родителями. При общении грудничка с мамой и папой задействуются 5 каналов восприятия:
- слушает;
- смотрит;
- ощупывает предметы;
- пробует на вкус;
- нюхает.
Именно для задействования как можно большего количества каналов восприятия мы даём в курсе «Малышовый фитнес» подборку детских потешек и песенок, чтобы родители их ключали во время сеанса.
А так же рекомендуем мамам в одной из игр на курсах красить губы яркой помадой и общаться с малышом с активной артикуляцией.
Но самое лучшее — это одновременное включение разных органов чувств. Когда мама занимается по курсу — это для ребёнка МОТОРНЫЙ опыт, который закрепляет новые образующиеся нейронные связи, а ещё даёт малышу:
- тактильное воздействие;
- слуховое — слушает песенки;
- развитие зрения — активно общается с малышом мимикой;
- развития вкуса и осязания — даёт грызунок;
- развитие обоняние — разогрели в микроволновке булочку с корицей, приготовила пирог и т.д.
Поэтому в первый год телевизор малышу точно не нужен. Но это не значит, что от него нужно избавиться. Включаем критическое мышление и адаптируем свое время отдыха и просмотра телевизора, когда малыш спит или гуляет с другим членом семьи и т.д.
Включаете телевизор, когда малыш в комнате?
Источник: dzen.ru
Можно или нельзя грудным детям смотреть телевизор и почему
Как только в наши дома проник чудесный прибор с голубым экраном, он тут же приобрел своих почитателей, причем всех возрастов. Почему врачи уверяют, что грудничкам нельзя смотреть и быть вблизи от телевизора?
Мнения педиатров о пользе и вреде телевизора для детей грудного возраста
О вреде и пользе телевидения для ребенка можно судить, опираясь на опыт педиатров и ученых, которые проводили такие исследования еще в ХХ веке. Так, первыми в этой области оказались американские ученые, которые на основе исследований сделали заявление от лица Американской академии педиатрии о том, что детям, не достигшим двухлетнего возраста, нельзя смотреть телевизор.
В качестве обоснования данного заявления они указали тот факт, что до этого возраста мозг малыша активно развивается, растет и не может адекватно воспринимать информацию из эфира. Зарождающие основы развития у ребенка в возрасте до 2 лет происходят в эмоциональной, социальной сфере, и для их получения необходимы только прямые контакты с людьми.
Современные педиатры уже не слишком категоричны в данном вопросе, если мама в присутствии грудничка смотрит ТВ, но и дифирамбы этому не поют.
Однозначного мнения о том, что грудничку просмотр телевизора наносит непоправимый вред – нет, но педиатры также и не обещают большой прок от телепередач.
Последствия для ребенка грудного возраста от просмотра телевизора
Первое, чего следует опасаться, это нарушение развития речевого аппарата. Есть предположение, что чем больше времени малыш проводит перед экраном транслирующего аппарата, тем меньшим будет его словарный запас. Считается, что при включенном телевизоре общение между крохой и мамой заметно снижается, и большая часть слов матерью в адрес малыша не произносится. Вследствие этого нарушается нормальное восприятие грудничком устной речи. Подобные опасения были подтверждены в 2008 году профессором института Сиэтла Д. Христаксисом, который уверяет, что дети, которые в грудном возрасте смотрели телевизор, в 6 раз чаще страдают от отклонений в развитии речевого аппарата, нежели те, кто был огражден от подобного развлечения.
Не меньший вред оказывает просмотр телевизора грудничком его органам зрения, особенно если малыш смотрит на экран с близкого расстояния.
Почему риск развития у младенца близорукости в данном случае будет весьма значительным? Опять же из-за еще не сформированных должным образом органов зрения. Но данные опасения были опровергнуты Ли Даффнером из Американской Академии, который уверил, что подобные действия не несут глазам физических повреждений, а только приводят к усталости и перенапряжению, когда ребенок смотрит на экран вблизи.
На что следует обратить внимание родителям в поведении ребенка
Даже если родители ребенка грудного возраста не видят ничего плохого в том, что их малыш смотрит телевизор, нужно проследить, чтобы расстояние между ними было неблизким. При обнаружении в будущем стремления малыша находиться в предельной близости от телеэкрана можно заподозрить у ребенка нарушение или снижение остроты зрения. Это является поводом для обращения к врачу.
В тех семьях, где телевизор работает в фоновом режиме большую часть времени, у детей в школьном возрасте можно заметить заниженный интерес к чтению.
Если верить исследованиям доктора Христакиса, то у тех детей, которые значительную часть времени проводили перед экраном телевизора в возрасте до трех лет, в будущем отслеживается дефицит внимания и гиперактивность в поведении. Часто меняющиеся картинки и громкая реклама негативно влияют на нервную систему.
Излишний вес также может стать негативным фактором, который будет впоследствии проявляться у грудничка, который вместо того, чтобы активно ползать и интересоваться окружающей обстановкой, станет отвлекаться и смотреть телевизор.
В результате помимо нервного перенапряжения можно ожидать появление проблем со сном, неконтролируемых страхов и т. п.
Прежде чем делать личные выводы о пользе или вреде телевидения для грудничка, развеем самые распространенные заблуждения на эту тему.
Заблуждения о вреде и пользе телевидения для ребенка-грудничка
- Почему нельзя серьезно рассчитывать на развивающие телепрограммы для детей грудничков?
Программы, транслируемые по телевидению, не могут способствовать развитию ребенка в возрасте до двух лет. Дело в том, что исследованиями подтверждено, что транслируемое по телеэфиру воспринимается малышами лишь как череда цветовых и световых картинок без смысла. И только после двух лет у ребенка мозг начинает отслеживать и разделять предметы, полученные с телеэкрана и происходящие наяву. Поэтому даже развивающий фильм сможет лишь привлечь внимание малыша, но принесет ему пользы не больше, чем рекламный ролик.
- Есть еще одно заблуждение – что тихо работающий телевизор способствует спокойному сну ребенка. Педиатры не подтверждают этот факт, а, напротив, уверяют, что подобный шум приводит к возбудимости и нарушении сна. К тому же при подобной ситуации будет нарушена выработка гормона мелатонина, который играет важную роль при регулировании нормальных ритмов суток. Ласковая колыбельная песня мамы принесет больше пользы и поможет малышу расслабиться перед сном, нежели пусть даже и приглушенно работающий телевизор.
- В первые дни жизни новорожденного малыша особенно нельзя смотреть телевизор родителям в его присутствии. Резкий звук, яркая картинка живо вызывают интерес и притягивают к себе внимание крохи. Для того чтобы не напрягать нервную систему ребенка, не стоит оставлять его перед телевизором надолго. А лучше и вовсе исключить такое «общение».
- Что касается исходящего от телеэкрана опасного излучения, то можно уверенно сказать, что это все заблуждения. Точнее, подобная история имела место, но давно и с определенной моделью фирмы General Electric, выпущенной еще в 1960-х годах. Все цветные теле-приборы, выпущенные после 1968-х годов, не приносят вреда человеку посредством облучения.
В чем же главный довод в пользу запрета просмотра телевизора для грудничка
Почему родители не могут соблюдать баланс и уделять просмотрам различных реалити-шоу, сериалов и программ меньше времени? Часто они поступают в ущерб живому общению со своей семьей и новорожденным в частности.
Даже с грудным малышом можно играть, а не смотреть телевизор. Ведь в процессе игры малыш начинает прослеживать причинно-следственные связи, познавать окружающий его мир. Тем самым закладывается основа для будущего развития речи.
Находясь значительное время под воздействием работающего телевизора, пусть даже в фоновом режиме, грудничок в будущем начинает страдать от низкого уровня концентрации внимания. Может пострадать от такого воздействия и соматика грудничка.
Зачем рисковать здоровьем самого дорогого, недавно родившегося человека и подвергать его чуждому влиянию теле-прибора?
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы прийти к выводу если не о вреде, то об отсутствии пользы для грудничка от работающего телевизора.
Даже детям, достигшим 2-3-летнего возраста, можно и нужно снизить время просмотра телепередач до 15 минут в день.
Источник: medcentrls.ru
Сколько можно смотреть телевизор дошкольнику?
Главная трудность нашего «общения» с телевизором в том, что мы нередко воспринимаем его как некое одушевленное существо. За экраном течет какая-то своя жизнь, и мы часто используем телевизор для того, чтобы оживить пустую квартиру. Между тем, это всего лишь одна из «вещей века», предмет, не обладающий ни волей, ни властью. Его легко можно переключить или выключить.
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление — самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу, Телевизионная программа — калейдоскоп образов и звуков). Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Дли сравнения: просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснений отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Сколько же времени малыш может проводить у голубого экрана? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку все нормы рассчитаны на среднестатистического ребенка. И все же до года не оставляйте кроху перед экраном более чем на 15 минут в день. От года до трех это время можно увеличить до получаса.
Вторая опасность телевидения заключается и том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается — чем не настоящий друг?
Что делать, чтобы итого не произошло? Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с нами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, Предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому мальчику — только не нажимайте заветную кнопку!
Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телепередач можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это не будет сделано с вашей подачи. Кстати, для того чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть «суррогатность» общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: «Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики».
Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.
Еще одна опасность телевидения — в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим.
В шахматах и картах — думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.
Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.
Что и когда смотреть? Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видеопродукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых — в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.
Можно ли смотреть телевизор грудничку до 6 месяцев?
Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает.
В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало.
Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором — нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.
Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.
Сколько можно смотреть телевизор ребенку до 1.5 лет
В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые.
В этом смысле просмотр телевизора — это определенный опыт. Однако до того как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер.
Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.
Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.
Просмотр телевизора ребенком до 3 лет: требуются объяснения
Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране.
Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их.
Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.
Наш совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний кроха все понимает, только потому, что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.
Телевизор и ребенок от 3 до 6 лет: малыш примеряет роль экранного героя
Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх.
Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям.
Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.
Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
Наш совет: ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.
Что можно смотреть по телевизору ребенку?
Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики», фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.
Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное.
Чтобы ребенок случайно не увидел жестоких сцен, вы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы телевизор не работал все время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно спрашивает: «Он ведь не по-настоящему умер?», уверьте его, что он прав, что перед ним всего лишь картинки, которые не могут быть до конца правдивыми.
Это сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте документального фильма или новостей. В этом случае не стоит отрицать, что увиденное не имеет ничего общего с реальностью. Объясните, что увиденное — не что иное, как взгляд режиссера на происшедшее, а он видит только часть реальности. Более старшие могут понять, что все изображения снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.
Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем, и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.
Источник: www.7ya.ru