Очень часто семьи воспринимают телевизор, чуть ли не как члена семьи, и уж точно непременный атрибут жизни, редко встретишь людей, у кого нет хотя бы одного телевизора. В экране постоянно происходят новые события, мы какие-то передачи смотри и обсуждаем, негодуем… и волей-неволей к просмотру передач подключаются наши дети, начиная чуть ли не с рождения. Но правильно ли это? Нужен ли ребенку телевизор?
Опасности телевизора
В телевизоре картинка и сюжет динамично меняются, яркий сет и звук сопровождают действо, это эквивалентно посещению шумных гостей. Для малыша просмотр телевизора – это переутомление, он тратит много своих сил на то, чтобы уследить за сюжетом, разобраться в образах и звуках. Поэтому, его нахождение у экрана телевизора должно быть строго дозированным. В среднем до года это не более 15 минут в сутки, а для детей постарше – не более получаса в день. Телевизор не должен быть постоянным фоном для деятельности ребенка.
Еще одной из опасностей телевизора становится формирование зависимости от него, особенно если вы включаете телевизор, чтоб занять ребенка, пока сами заняты своими делами. Тогда ребенок начинает относиться к телевизору как к другу – он его утешает, отвлекает и развлекает. Что же делать? Не стоит заменять телевизором себя, если малышу нужно побыть одному – займите его игрой, почитайте, отправьте в гости к бабушке, но не заменяйте это все телевизором. Конечно, малыш и сам скоро поймет – что такое телевизор, но это будет сделано не с вашей помощью.
Алиса, выключи телевизор через 5 минут!
Не стоит использовать телевизор как ритуал обеда или ужина, засыпания. Он постепенно может вытеснить из жизни ребенка все хобби и развлечения. Борьбу с телевизором нужно начать с себя. Опасность телевизора как развлечения — его пассивности, вы не может принять участия в действе, вы только сторонний наблюдатель, активных действий, кроме щелканья пультом вам не предлагают.
Повлиять на происходящее на экране вы не в силах. Это сильно привлекает детей и вырабатывает в них потребительское отношение к жизни и снятие с себя ответственности за происходящее.
Когда и что смотрим?
Телевизор – это наш постоянный спутник жизни и поэтому дети, так или иначе, все равно смотрят его, причем достаточно часто и много. Телепередачи и фильмы – это уже часть нашей жизни, часть мира, и детям крайне важно в коллективе быть подкованными в вопросах мультиков и кино, как вы подкованы в своей профессиональной сфере. Но знаете ли вы, как дети воспринимают картинки в телевизоре, и как извлечь из просмотра максимальную пользу для малыша с минимумом вреда?
В возрасте до полугода – шумовая составляющая
Чем меньше возраст малыша, те больше мама с ним будут проводить у телевизора. Влияние телевизора на новорожденного не изучено, но скорее всего он никак не влияет, создавая своим звуком «белый шум». А для мамы телевизор, это повод совсем головой не уйти в заботы о малыше и совсем выпасть из жизни. Особенно это важно, когда особенно некому помочь с ребенком.
Прощай, телевизор! Как отучить ребенка
В первые недели жизни негромкий звук телевизора оказывает на малыша убаюкивающий эффект. К возрасту 2-3 месяцев крошка уже реагирует на звуки из «ящика» и поворачивает головку в зону светящегося экрана. Через пару месяцев он уже живо реагирует на знакомые заставки или картинки.
У ребенка начинают устанавливаться взаимосвязи между картинкой звуком, исходящим из телевизора и он определенным образом реагирует, радуясь и оживляясь. Но в целом, восприятие телевизора определяется реакцией на него родителей.
Не стоит использовать телевизор звуковым фоном в детской, и не стоит давать ребенку грудь или бутылочку под звуки телевизора. Прежде всего вы будете обращать внимание на сюжет, а не на ребенка, а у малыша могут сформироваться неправильные пищевые ритуалы и без телевизора потом он есть перестанет.
От полугода до полутора лет – период подражания
Это такой возраст, когда малыш долго не концентрируется ни на чем. Однако, в этом возрасте многое уже можно ребенку привить, в том числе и при помощи телевизора. С полугода малыш может подражать поведению героев экрана, особенно детей с игрушками. Если ему показать малыша с погремушкой, он тут же начнет пытаться повторять. Способность к имитации – это врожденное качество детей.
Телевизор в этом возрасте – это определенного рода опыт. Однако, пока малыш не научится разговаривать, просмотр телевизора для него — это поступление слуховой и визуальной информации, пока недоступной его пониманию. Если сюжет не адаптирован под его возраст, он лишается для него смысла. К экрану притягивают только звуки сами по себе, равно как цвета. Движение картинки.
Но извлекают они совершенно для себя не то, о чем думаем мы и что мыслили те, кто данное действие снимал.
Но, тем не стоит думать, что телевизор не вызывает у детей никаких эмоций, они живот и эмоционально переживают даже те сюжеты, что совершенно не понимают. Просто сюжеты могут их веселить, злить или раздражать. Если вы хотите показывать малышу телепередачи, особенно если он пока не говорит, выбирайте для него передачи короткие, адаптированные под его возраст – есть специальные развивающие мультфильмы. Но это не диснеевские или наши советские мультики, пока даже «ну, погоди!» очень сложен по восприятию.
С полутора до трех лет – нужны разъяснения
В это возрасте малыши уже много понимают, но представления о некоторых событиях без правильных объяснений родителями могут быт неверными. Поэтому, не стоит оставлять малыша наедине с телевизором – действо может его необоснованно напугать или нарушить понятие о мире. У детей нет достаточного уровня интеллекта и эмоциональных возможностей, чтоб понять и объяснить происходящие на экране действия. Ребенка могут переполнять эмоции от просмотра мультика, но он никак не может выразить эмоций словами.
И родители должны стать его ретранслятором, помочь ему обличить в слова его чувства. Ребенок будет подражать действиям, показывать ручкой на то, о чем хочет сказать и запоминает слова и их значения. Только при таких условиях контекст просмотренного будет понятен и обретет смысл.
В идеале необходимо смотреть с ребенком вместе передачи и мультфильмы, и давать ему объяснения пока идет сюжет, так будет наиболее полезно. А после просмотра вновь вернуться к сюжету и его обсудить. Обязательно необходимо дать комментарии по сюжету и разобрать с малышом основные слова. Ошибочно мнение, что такие дети мало что понимают только потому, что не знают героев на экране. Они могу уже понять причинно-следственные связи, но им требуются объяснения и помощь родителей.
От трех до шести – экранный герой
В этом возрасте малыш понимает разницу между реальностью и воображаемым миром. Он понимает что мультик это неправда, но с удовольствием окунается в мир приключений. Они сопереживают героям, воображают себя на месте героев, притворяются другими. Имитация – это один из этапов развития, они принимают позицию того героя.
Кто им ближе и это повод для родителей для анализа психологического состояния ребенка. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, его волнующие. Для родителей важно не упустить малыша совсем в мир мультиков, не нужно пересыщать быт малыша вещами с любимым героем, у него должны нарабатываться реальные бытовые идеалы. А в идеале примером для подражаний для детей должны стать вы или ваши друзья – реальные люди.
О содержании программ
Многое из взрослого телевидения может стать для ребенка травмирующим. Но для детского мозга травмой самые травмирующие далеко не сцены любовные (за исключением жесткого порно) или агрессии (если конечно это не «Пила»). А вот ужасы, фантастические сюжеты будущего или сцены гибели людей и животных, расставания и потери. Это ребенок понимает и может соотнести с собой и близкими, трансформировав на свою жизнь.
Все темы про любовь детям нравятся и они влюбляются, задают вопросы на тему любви. Если не фиксировать внимания малыша на сценах фильма откровенного характера, и не выгонять его со словами «тебе рано подобное смотреть» можно легко ответить на вопрос малыша, что делают герои на экране, не вдаваясь в подробности анатомии – они делают приятно друг другу и малыш перестанет спрашивать, для него все логично и понятно.
Чтоб малыш не стал свидетелем жестких сцен по телевизору, не включайте его в фоновый режим. Тогда вы сможете фильтровать программы. Если он увидел сцен смерти – уверьте малыша что это понарошку как в сказке, что это картинки. Сложнее объяснит события новостей или документальных кадров.
Но постарайтесь дать правильное и логичное объяснение, а более старшим детям объясните – это показывают с целью напугать, рассмешить или сообщить новости. Если же сцены предстоят не очень приятные – постарайтесь увести малыша от экрана.
Особенно серьезно надо относиться к фильмам фантастики, о катастрофах в будущем и войнах. Дети не могут понять художественного вымысла и будут бояться будущего, ждать конца света или Армагеддона. Справиться с этими страхами будет сложно, они надолго отпечатаются в памяти.
Тоже самое касается тем развода, расставаний и разлук. Малыши интуитивно улавливают эмоции и очень доверчивы и ранимы в отношении потери любимых. Особенно если это касается брошенных детей, котят, щенят и т.д. Старайтесь не показывать деткам подобного.
Источник: www.stranamam.ru
С какого возраста телевизор?
Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора.
Некоторые родители сажают свое дитя за просмотр мультиков уже в возрасте одного года. Руководствуясь своим личным комфортом, они совершенно не задумываются о том, насколько это вредно для малыша. Лишь бы ребенок не мешался под ногами и сидел молча, в то время как они могут заняться домашними делами.
При этом быстрое мелькание кадров и громкий звук очень негативно сказываются на нервной системе и психике ребенка. Кроме того, зачастую, родители перестают контролировать, что смотрит их ребенок, и маленький человечек уже с раннего детства получает порцию негатива и насилия, которые в избытке выплескиваются с экрана. Все это в совокупности вызывает переутомление органов зрения, а иногда приводит и к более серьезным последствиям в виде нарушения деятельности нервной системы.
Телевизор можно разрешить смотреть детям в возрасте от полутора-двух лет, но только в присутствии взрослых и непродолжительное время. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей.
К сожалению, во многих семьях телевизор работает с утра до ночи, его могут и не смотреть, он просто работает. В результате вся семья живет в постоянном шуме и напряжении, а ребенок имеет возможность смотреть телевизор, когда пожелает. Это вредно сказывается на психике всей семьи, повышает утомляемость, раздражительность. Особенно сильно такие негативные факторы могут проявиться на ребенке. Поэтому телевизор желательно включать только тогда, когда вы решили что-либо посмотреть.
Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются специально для детей). Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для развития ребенка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные – бесполезные, но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят того, чтобы портить из-за них отношения с ребенком.
Телевизор в детской: допустимо ли такое?
Детская не место для телевизора. Включенный приемник превращается в привычный фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению – что необходимо для формирования собственного образа мыслей.
Можно ли разрешать смотреть рекламу?
Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С 3–4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с 7–8 они способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов. Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама.
7-летние и даже 5-летние уже вполне способны понять, что вещь не становится лучше от того, что ее показали по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в простой и понятной форме преподать ребенку первые познания из области экономики.
И все-таки, вредит ли телевизор развитию ребенка?
«Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою «работу ребенка», в них нет ничего плохого», – утверждал английский психоаналитик Дональд Винникотт. Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным. Задача родителей – помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу. И, возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения нашей культуры, имеет свою оборотную сторону…
Источник: www.baby.ru
«А бабушка разрешает смотреть мультики 100 часов в день!»
Как бороться с телевизором у бабушки и в детском саду?
Многие родители придерживаются правила — никакого телевизора дома. Или строго регламентируют рамки просмотра для детей — не больше 20 минут в день, например. Но тут наступает лето, и дети отправляются к бабушке, а, возвращаясь, закатывают истерику: «А вот в деревне мы этот телевизор весь день смотрели…». Знакомо, не правда ли? А ведь скоро лето. И что, все по новой?
Или другая ситуация. Дома, как мы знаем, телевизор смотреть нельзя. Вы спокойно отводите ребенка в детский сад, а потом узнаете, что воспитательница включила им все серии «Лунтика» подряд и пошла своими делами заниматься. И что тут делать? Это вообще законно? Куда обращаться, чтобы это прекратить? Давайте разберем обе ситуации.
Первую с психологической, а вторую с юридической точки зрения. Посмотрим, что может помочь родителям в борьбе за здоровье малыша, и приведем комментарии родителей с тематических форумов и форума , которые в этой ситуации уже побывали.
В гостях у бабушки
Все бабушки любят баловать своих внуков. Разрешают им есть сладкое в слоновьих дозах, ложиться спать позднее обычного и смотреть телевизор хоть весь день. И как же бороться с этим? Ведь дети потом начинают обижаться на родителей, которые все эти вещи им запрещают. Психологи советуют разговаривать. Разговаривать и разговаривать, пока эффект не будет достигнут.
Объясните то, как вредно детям постоянно быть прикованными к «ящику», например, как сильно от этого портится зрение. А если ребенок смотрит телевизор, который включен «фоном», расскажите, чего там может нахвататься малыш, и какой урон это может нанести его развитию. Конечно, это помогает не всегда.
Ведь бабушкам сложно уделять много времени внукам просто по состоянию здоровья, да и домашних дел навалом. Включить мультики и оставить на час гораздо удобнее. Попробуйте предложить альтернативу, дело, которым ребенок может заниматься без присмотра, например, чтение книжки или, если читать ребенок еще не умеет, пусть послушает аудиокнигу со сборником сказок. Или займется лепкой.
Если все ваши доводы и предложения остаются не услышаны, то постарайтесь ограничить время пребывания вашего малыша в гостях. Также следите за тем, чтобы дома, в отличии от бабушки, правила по просмотру четко соблюдались и контролировались. Если ребенок приехал после каникул и начал заливаться соловьем, как хорошо ему было там и как плохо тут, на нытье не поддавайтесь.
Главное, выдержать детскую атаку истерикой и слезами. Правила неизменны. У бабушки смотри, сколько разрешают. А дома смотри, сколько разрешают. Когда ребенок чуть подрастет, он начнет лучше понимать, что и где ему можно, а что нельзя. Редакция Tlum.
Ru просмотрела форум и выбрала комментарии людей, которые уже столкнулись с этой проблемой. Вот что они советуют:
«Просто разграничивайте что можно дома, а что нет. И все. Все привыкнут. А в том что дети на расслабоне раз в неделю, пользуются гаджетами и смотрят мультики, нет ничего плохого». «У детей должны быть любящие их бабушки и дедушки, балующие их. Воспитывать — это дело родителей. Объясняйте детям, что в ВАШЕМ доме будет как вы скажете.
Не надо других людей переделывать под себя — неблагодарное это дело и пустое. Все равно вы будете делать как вы заходите, другие — как они считаю нужным. Терпите, вы живете не на острове». «Ну так и объяснить, что у бабушки дома — свои правила, у вас — свои, и это замечательно, они могут и так, и эдак пожить. Если младшему 7, то дети не малыши, значит с ними можно договориться».
«Поищите авторитетную статью или лучше видеоролик (раз она так любит телевизор) со страшной страшилкой на тему пагубного влияния телевизора на психику ребенка. Со всякими ужастиками про отклонения и насилие». «Выкинуть камень преткновения на свалку… заодно и электричество сэкономите… говорят сейчас кризис…».
Телевизор в детском саду
Форумы пестрят сообщениями «Разве в садике можно смотреть ТВ?!» или «Что делать, в саду постоянно крутят мультики!». Ответим вам сразу (и огорчим) — телевизор в дошкольных группах не запрещен. Но есть закон, регулирующий правила просмотра на нем чего угодно.
Этот закон называется СанПин, и сейчас правила по использованию телевизора в группах звучат так: «. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59−69 см. Высота их установки — 1−1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2−3 м и не дальше 5−5,5 м от экрана.
Стулья устанавливают в 4−5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев — 0,5- 0,6 м; рассаживают детей с учетом роста». «. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин, в старшей и подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).
Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть». Можно ли смотреть мультфильмы во время еды? В первую очередь, чтобы добиться того, чтобы телевизор смотрели меньше или не смотрели вообще, нужно поговорить с воспитательницей и заведующей.
Лучше всего решить дело мирно, попытавшись объяснить свою позицию. Это можно делать как в одиночку, так и с группой активистов. Если это не помогло, то вам придется обращаться в более серьезные инстанции. Узнайте, как именно нарушается СанПин в вашем учреждении.
Придите в садик и посмотрите — достаточного ли размера телевизор, далеко ли сидят дети, не превышаются ли нормы просмотра. Соберите всю эту информацию и напишите жалобу. Жалобу можно направить на имя директора учреждения, предупредив, что, если нарушения не будут устранены, вы направите их в прокуратуру или в комитет по образованию.
А если директор и тогда к вам не прислушался, выполняйте свою угрозу и ждите приезда надзорных органов, которые проверят садик и выпишут ему предписание. На родительских форумах родители решали эту проблему так: «Обращалась к заведующей в устной форме дважды.
Заведующая детским садом с пониманием отнеслась к моим переживаниям по поводу здоровья ребенка (а именно, что дети сидят очень близко к телевизору, на расстоянии менее 1,5 м., и во время обеда сидят в непосредственной близости от включенного телевизора). После чего неожиданно для нас телевизор изъяли из группы.
По прошествии двух недель родители организовывают собрание, на котором путем голосования „За/Против“ планируют вернуть его в группу». «В нашем садик телевизор есть в зале для проведения утренников. Детей туда водили и они смотрели мультики.
Многие родители конечно были недовольны, я позвонила в отдел образования, поговорила (счас уже не помню фамилию зам.), и о чудо мульты закончились, заведующей досталось, сразу выпустили приказ по садику, что смотреть нельзя. Под лежачий камень вода не течет».
«Я воспитатель в детском саду и считаю, что использовать телевизор в группе можно по 10−15 минут утром и после сна столько же времени. Но не просмотром просто мультиков, а для раскрытия тем по программе. Например — беседа о космосе. Как бы я не рассказывала красочно, как бы на распиналась — красоту и величие вселенной ребенок быстрее понял бы, просмотрев док.фильм.
Рассказав о животных, я подобрала бы им подборку забавных сюжетов и ваш ребенок был бы в восторге. Но наша заведующая считает, что телевизор в группе — преступление. А я бы такую детям показала Москву, что они бы ахнули. Но показываю им скучные картинки. А теперь подумайте — нужен телевизор или нет» «У нас есть, но их не включают для залипания!
На них показывают родителям инфо, показывают детям в обучающих целях, и когда на прогулку одеваются, дети одетые смотрят, пока остальных одевают. Все в разумных пределах». Источник: https://tlum.ru
Источник: www.u-mama.ru