На каком расстоянии от монитора должен работать студент за компьютером

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра.
Гигиена. » 2009, октябрь, С. 27-30.

А.А. Силаев, Л.Ю. Кузнецова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им.

И.М. Сеченова» Росздрава

Процесс компьютеризации населения набирает обороты. Компьютеры имеются во многих образовательных учреждениях нашей страны, в каждом третьем доме есть личный компьютер. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.

ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютеров, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Дисплеи с электроннолучевыми трубками также являются потенциальными источниками рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений [4].

Подбор и настройка стола, стула, монитора для работы за компьютером

Уровни шума от работающих компьютеров и периферийных устройств (принтеров) могут составлять 60-65 дБА (при гигиенической норме 50 дБА). Если компьютеры удовлетворяют Государственному стандарту РФ и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, то все эти излучения незначительны и не оказывают вредного воздействия на человека [4]. Однако в действительности при гигиенических обследованиях кабинетов информатики в образовательных учреждениях обращает на себя внимание насыщенность их полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами (формальдегид, ацетон, толуол, фенол, озон). Уровни искусственной освещенности на рабочих местах в классах, как правило, бывают заниженными (150-200 люкс).

Исследование микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха превышает оптимальные уровни в 70% случаев и составляет 22-23 ° С (при норме 19-21 ° С). Относительная влажность воздуха в 60% случаев находится на уровне нижней границы нормы (55%). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений классов, и это способствует накоплению в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным адсорбировать частицы пыли и поэтому легко проникать в легкие, вызывать конъюнктивиты и дерматиты [1].

СИСТЕМЫ-МИШЕНИ
Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт.

Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%. Помимо этого отмечаются и объективные изменения в зрительной системе: снижение остроты зрения, нарушение аккомодации, бинокулярного зрения, стереозрения [2]. Через 30 минут работы на компьютере, соответствующем гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40% [1].

Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализом и корректировкой воспроизводимых на экране результатов. Кроме этого напряженность зрительного анализатора обуславливается и рядом других причин: высокочастотная (50-70 Гц) дискретность изображения; необычный контраст между фоном и символами на экране монитора; дрожание или мелькание изображения; расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают при чтении печатного текста, и др. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Частота психических расстройств в виде тревоги, раздражительности, подавленности у пользователей компьютеров колеблется от 25 до 70%. Нарушение сна обнаруживается у 15-45% пользователей.

Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Остисто-крестцовая мышца при работе за компьютером испытывает нагрузку на уровне 8,5%, а трапециевидная — 13,5% от произвольной максимальной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на мышечный аппарат.

В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата. Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук. Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома. В результате опроса 1000 учащихся московских школ исследователями было установлено, что активно играют в компьютерные игры 2/3 школьников (начало активности отмечается в 5-7-м классах и снижается у школьников выпускных классов).

Еще по теме:  Монитор щелкает и не включается

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
С каждым годом увеличивается число детей, которых можно отнести в группу компьютерозависимых. Компьютерная зависимость (лудомания, или игровая зависимость) с трудом поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, схожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств.

Больные теряют интерес ко всему, кроме своих компьютерных игр и общения в Интернете. По мнению отечественных психиатров, этим расстройством страдают 4-6% пользователей в России, причем около 70% из них — это дети и подростки.

Дети становятся агрессивными, если их ограничивают в доступе к компьютеру, забрасывают учебу, у них отсутствуют другие желания и интересы, они начинают обманывать (популярная ложь — готовлюсь к контрольной). Компьютерная зависимость приводит к тому, что многие дети продолжают игру в своем воображении (во сне или в период бодрствования), вовремя не принимают пищу.

У таких детей могут быть приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации (ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами). По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе дети и подростки, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые.

Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти. Чаще компьютерной зависимости подвержены мальчики. Наиболее опасными для развития зависимости специалисты считают ролевые игры, особенно если сюжет их связан с насилием.

Все вышесказанное требует специального регламентирования работы детей и подростков с компьютерами. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления [1].

НОРМЫ
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.

Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов.

Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.

Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 ° С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.

Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах — 25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях.

Еще по теме:  Монитор 2 к разрешение это сколько

Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Основными противопоказаниями к работе с компьютером у детей являются миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы дает окулист или невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1-1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы.

ПРОФИЛАКТИКА
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног [3].

Для профилактики компьютерной зависимости необходимо ежедневное общение взрослых с детьми, ненавязчивый контроль за ними, вовлечение их в домашнюю жизнь и жизнь детского коллектива, организация досуга ребенка (спортивные секции, различные курсы, кружки). Если ребенок стремится проводить длительное время за компьютером и у него появились симптомы компьютерной зависимости, то его необходимо проконсультировать у психолога или психиатра, в специализированных реабилитационных центрах для детей и подростков или по телефонам «горячей» линии (игровая зависимость), которые есть в крупных городах.

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 473 с.
  2. Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. — 22 с.
  3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
  4. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Алес, 1998. — 96 с.

Сведения об авторах:
Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Наталья Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

Источник: medi.ru

Сколько можно работать за компьютером без перерыва

Привет, друзья. В этой публикации поговорим о том, сколько можно работать за компьютером без перерыва. Наверняка многих интересует этот вопрос, а особенно родителей в отношении детей.

Воздействие электромагнитного излучения, зрительное напряжение, нервно-эмоциональные перегрузки, вынужденная сидячая поза – это лишь основные вредные факторы при работе с компьютером, и это только физические факторы. А ещё же есть психологические факторы: риски компьютерной зависимости, ухода от реальности, игромании. Так как же нужно ограничить работу с компьютером свою и своих детей, чтобы не навредить своему и своих детей здоровью?

↑ Сколько можно работать за компьютером без перерыва

Друзья, разбираясь с поставленным темой статьи вопросом, мы не будем опираться на мнение каких-то авторитетных врачей, учёных-исследователей и прочих специалистов, высказывающих свои рекомендации. Мы обратимся к официальным нормам, действующим в РФ. И в конце публикации неформально обсудим некоторые нюансы по теме.

↑ Сколько можно работать за компьютером без перерыва взрослым людям

Официально нормы времени работы с компьютером для работающих взрослых людей закреплены в санитарных нормах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Это сборник норм в части организации работы с компьютером, утверждённый главным санитарным врачом РФ в 2003 г. Долгое время документ регулировал отношения между работодателем и работниками в области охраны труда.

За несоответствие нормам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 компетентные органы могли привлечь работодателя к административной ответственности. Т.е. если рабочие места работников, работающих с компьютерами, не были обустроены должным образом, если не проводились периодические медицинские осмотры таких работников, если в отношении них не соблюдались нормы времяпровождения за компьютером, работодатель мог получить штраф.

С 1 января 2021 нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 утратили свою законную силу как юридический документ. Им в замену пришли санитарные нормы СП 2.2 3670-20, в которых говорится только о квадратуре размещения компьютерных экранов, и есть отсылка на закон, регулирующий нормативы освещённости рабочих мест. Таким образом государство облегчило участь работодателей в плане ответственности за организацию трудового процесса. Но ничто не мешает нам, пользователям компьютера, заботящимся о своём здоровье, руководствоваться упразднёнными нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 как техническим документом. Ведь в своё время эти нормы создавались как раз таки в защиту прав работающих, с целью сбережения их здоровья.

Еще по теме:  Лучшие мониторы с va матрицей

И вот, друзья, в нормах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 касательно времени провождения взрослых людей за компьютером установлено:

Беспрерывная работать за компьютером — максимум 2 часа;

При активных нагрузках, коими являются чтение и ввод информации, необходимо делать 15-минутные паузы каждый час. Если нагрузки не слишком активны, паузы можно сократить до 10 минут;

Общее время, проведённое за компьютером в течение дня – максимум 6 часов.

↑ Сколько можно работать за компьютером без перерыва беременным женщинам

Для беременных женщин нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 отдельно определяется только общее времяпровождение за компьютером: оно не должно быть более 3 часов в день.

↑ Сколько можно работать за компьютером без перерыва детям

Времяпровождение детей за компьютером регламентируется действующими нормами РФ – нормами СП 2.4.3648-20, утверждёнными главным санитарным врачом РФ в сентябре 2020 г. Эти нормы являются юридическим документом, регулирующим отношения в сфере воспитания и образования детей, и за их несоблюдение воспитательные и образовательные учреждения могут быть привлечены к юридической ответственности. Нормы касаются любых цифровых средств отображения информации – компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, любых иных устройств с сенсорными экранами и любых иных цифровых устройств в принципе, которые используются в процессе обучения детей.

Согласно нормам СП 2.4.3648-20 при воспитании деток до 5 лет в образовательных процессах нельзя вообще использовать цифровые средства отображения информации.

В образовательных процессах детей старше 5 лет непрерывное использование цифровых устройств не должно превышать:

Для детей 5-7 лет — 5-7 минут;
Для учащихся 1-4 классов — 10 минут;
Для учащихся 5-9 классов — 15 минут.

Общая же продолжительность использования цифровых устройств отображения информации на одном уроке определяется отдельно для интерактивных досок и компьютеров. Для интерактивных досок не должна превышать:

Для детей до 10 лет — 20 минут;
Для детей старше 10 лет — 30 минут.
Общая продолжительность использования компьютера в течение одного урока не должна превышать:
Для детей 1-2 классов — 20 минут;
Для детей 3-4 классов — 25 минут;
Для детей 5-9 классов — 30 минут.

10-11 классов — 35 минут.

Вот это, друзья, в РФ такие официальные нормы времяпровождения за компьютером. Сколько можно работать за компьютером без перерыва конкретно вам и вашим детям в домашних условиях – решаете только вы сами, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей. Развитие сферы IT и её плотное внедрение в нашу жизнь порой само диктует нам, сколько мы должны отдать сил и времени работе с компьютером. Когда у нас сессия, дедлайн, когда наш начальник – тот ещё тиран, когда нас того и гляди подсидят более молодые, более перспективные сотрудники, мы должны рвать и метать за своё место под солнцем. И тут уже, конечно, не до норм охраны труда.

Ну а что касается времяпровождения за компьютером детей, настоятельно рекомендую взять этот процесс под контроль и контролировать его как можно сбалансированнее. Не забывайте о полезных для детей факторах компьютера:

Изучая компьютер с малых лет, ребёнок вырастет технически грамотным, что в будущем откроет для него лучшие перспективы в получении профильного образования и трудоустройства;

Обращаясь уверенно с компьютером, понимая азы его работы, ребёнок также будет уверенно чувствовать себя с любой электроникой;

Работа с компьютером развивает у детей логическое мышление, мелкую моторику, улучшает память, усиливает скорость реакции, улучшает концентрацию внимания;

Работа с компьютером обучает детей визуально воспринимать предметы и явления;

Работа с компьютером обучает детей самостоятельно получать информацию и работать с ней, а, соответственно, учит самостоятельности в принципе.

Ваш контроль времяпровождения детей за компьютером не должен сформировать у них отношение к компьютеру как запретному плоду или объекту, играющему роль триггера запуска негативных детских переживаний. Всё это может породить в сознании детей перекосы, которые не дадут им раскрыться во взрослой жизни – уход в виртуальный мир, компенсирующий недостаток компьютера в детстве, боязнь работы с техникой, боязнь новой информации, неспособность её корректно обрабатывать. Приучите детей делать перерывы в процессе работы с компьютером, грамотно объясните, почему это нужно делать, почему в принципе важно следить за своим здоровьем. Запрещая детям компьютер, планшет или смартфон сверх вашей нормы, предлагайте им альтернативу – обеспечьте материальными играми по возрасту и развитию, поручите заботу о домашнем питомце, отдайте в какую-то секцию, гуляйте с детьми на природе и т.п.

Ну и, конечно же, в целях сохранности здоровья своего и своих детей организуйте правильно пространство за компьютером: организуйте правильное освещение, купите хорошее компьютерное кресло, купите монитор с функцией сохранения зрения, не располагайте монитор ближе 50 см от ваших глаз. Если на компьютере у вас стоит Windows 10, настройте функцию «Ночной свет», если используете старшие версии Windows, прибегните к помощи программ типа CareUEyes.

Источник: remontcompa.ru

Оцените статью
Добавить комментарий