Наверняка каждый из нас сталкивался с такой проблемой как сломанный болт или шпилька, которые остались в отверстии. Не стоит паниковать, все это решаемо. Существует много способов извлечения сломанного болта или шпильки, и, чтобы сэкономить ваше время, я собрал самые лучшие и эффективные методы в одном месте. Не буду тянуть, поехали!
Для начала рекомендую выполнить несколько операций, чтобы облегчить извлечение крепежа.
Эти рекомендации универсальные и подходят практически к любому случаю.
- Прогрейте болт газовой горелкой до легкого покраснения. Затем резко охладите водой. Если нет горелки, воспользуйтесь строительным феном. Крепеж и деталь нагреваются/охлаждаются неравномерно, поэтому за счет разности теплового расширения деталей это действенный способ по ослаблению закисших или заржавевших резьбовых соединений.
- Воспользуйтесь специальной проникающей смазкой по типу WD-40 или аналогом;
- Удалите ветошью остатки смазки с поверхности крепежа и снова повторите цикл нагрева-охлаждения;
Простучите застрявший крепеж несколькими легкими ударами молотка. Если ударить молотком напрямую затруднительно, то можно воспользоваться кернером.
Как открутить любой винтик с сорванными гранями?
Нагрев крепежа — эффективная подготовка к извлечению метизов. Источник bernzomatic.com
Совет – обратите внимание на направление резьбы, чтобы не получилось так, что вы закручиваете шпильку с левой резьбой, думая, что пытаетесь её открутить.
Теперь можно приступать к извлечению.
Способ 1 — Выкрутить плоскогубцами
Нам потребуется: плоскогубцы, а лучше зажимные клещи.
Простейший способ, но вероятность, что он сработает не такая уж и высокая. Подойдет он только к тем ситуациям, когда болт или шпилька обломились так, что часть осталась торчать над поверхностью. Способ хоть и не самый эффективный, зато максимально простой, поэтому попробовать его стоит обязательно перед тем, как переходить к более сложным методам извлечения.
Возьмите плоскогубцы и попробуйте ими выкрутить болт или шпильку. Если вы прогрели поверхность и воспользовались смазкой, как я рекомендовал выше, то вам может повезти и этот метод сработает.
Молоток и плоская отвертка/зубило
Нам потребуется: молоток, плоская отвертка или зубило.
Источник — справочник Historic Naval Ships Association
Еще один популярный, доступный и простой способ, но, к сожалению, не всегда эффективный. В большинстве случаев болт обламывается с выступающей частью, которой мы и воспользуемся. Все предельно просто, берем отвертку, упираем ее в тот самый торчащий торец под углом и с помощью молотка наносим удары под углом в сторону вывинчивая и начинаем проворачивать болт. Если необходимы более серьезные усилия — рекомендую заменить отвертку зубилом.
Приварить гайку
Нам потребуется: сварочный аппарат, гайка бОльшего диаметра, гаечный ключ.
Источник Metal Arts Press, переведено мной (Mazay DIY)
Отличный действенный метод, но, естественно, требуется наличие сварочного аппарата. Находимо гайку, желательно на несколько миллиметров больше нашего болта (например, если болт М8, то берем гайку на 10), чтобы у нас было большая площадь для приваривания. Удерживаем гайку плоскогубцами или другим удобным предметом на обломке, можно не по центру, а с небольшим смещение, и привариваем остатки болта к внутренней стороне нашей гайки. Ждем остывания и выкручиваем нашу гайку вместе с болтом.
Используем экстрактор
Нам потребуется: кернер, молоток, дрель или шуруповерт, сверло, экстрактор, гаечный ключ, вороток или плоскогубцы.
Экстрактор — это инструмент, который предназначен специально для извлечения сломанных болтов и шпилек.
Для начала шуруповертом необходимо просверлить отверстие в остатке крепежа (сверло берем размером меньше шпильки). Чтобы сверло не «бегало», а отверстие получилось строго по центру — лучше закернить центр шпильки.
Шаги по удалению сломанного болта экстрактором. Источник – Youtube канал «Дельный совет», видео https://www.youtube.com/watch?v=GvEyrCmOCqM
Вставляем экстрактор и с помощью ключа или воротка выкручиваем обломок шпильки.
Высверлить болт
Нам потребуется: дрель или шуруповерт, несколько сверл различного размера, длинногубцы.
Достаточно трудоемкий способ, который требует много времени, но часто выходит так, что только таким методом можно решить возникшую проблему. Рекомендую использовать этот метод уже в крайних случаях, когда других вариантов не осталось. Итак, нам понадобится несколько сверл различного диаметра (все они должны быть меньше диаметра нашего болта). Начинаем сверлить самым тонким сверлом (сверлим всегда строго по центру), далее берем сверло побольше, потом еще больше, пока стенки болта не станут настолько тонкими, чтобы их просто разломать. Остатки стенок мы легко сможем извлечь с помощью длинногубцев.
Сделать прорезь под отвертку
Нам потребуется: гравер или ножовка по металлу, плоская отвертка. Для крупного крепежа можно гравер заменить болгаркой
Здесь все очень просто, проделываем шлиц под плоскую отвертку.
Далее выкручиваем остатки шпильки или сломанного болта. Способ неплохой, но не всегда, к сожалению, под рукой имеется гравер или ножовка.
Источник — Youtube канал Made in САРАЙ, видео https://www.youtube.com/watch?v=sJL8_Lez4yo
Также не всегда есть возможность подлезть с инструментом к нашему болту и этот способ подойдет только к болтам, которые сломались так, что часть остается торчать над поверхностью.
Высверлить шлиц под отвертку
Нам потребуется: дрель или шуруповерт, сверло маленького диаметра, плоская отвертка.
Болт с прямым шлицем
Способ по принципу похож на предыдущий, но этот метод подойдет и для болтов, которые обломались в глубине отверстия и не торчат наружу. Ближе к центру болта насверливаем несколько отверстий в ряд тонким сверлом и затем объединяем их в одну поперечную выемку и выкручиваем наш болт плоской отверткой.
Выкрутить другим болтом с левой резьбой
Нам потребуется: Сверло, дрель или шуруповерт, метчик, болт меньшего диаметра с левой резьбой.
Еще один действенный метод, который требует много времени и терпения.
Суть метода — просверливаем в центре болта отверстие, затем нарезаем в нём левую резьбу (резьба обязательно должна быть противоположной той, что на извлекаемом болте). Берем болт с левой резьбой, закручиваем его в наше новое отверстие. Когда болт будет полностью вкручен, сломанный болт начнет выкручиваться.
Используем сверло левого вращения
Я бы уточнил, что надо использовать сверла с направлением вращения, противоположным направлению резьбы на метизе. Это очень распространенный и эффективный способ для извлечения винта со слизанными гранями в патронах дрелей. Так как в патронах для контровки используется винт с левой резьбой, то для его извлечения используют обычные спиральные сверла по металлу. Если же у нас обычный метиз с правой резьбой, то придется купить сверло левого вращения, суть метода наглядно представлена в видео на Youtube .
Дюбель гвоздь
Дюбель-гвоздь с резьбой
Рассмотрим очень специфический способ, подсмотренный у зарубежных мастеров, который не подойдет 99% мастеров, но думаю его стоит рассмотреть, если он хотя бы одному человеку поможет.
Источник Metal Arts Press, переведено и адаптировано Mazay DIY
Суть метода изображена на фото выше – в предварительно выполненное отверстие забивается дюбель гвоздь с резьбой. На резьбу накручиваем 2 гайки и откручиваем шпильку, используя обычный ключ. В оригинале забивается шлицевой дюбель (по типу наших привычных деревянных шкантов), как на картинке ниже, и такие же ответные гайки.
Шлицевой дюбель
Но я таких в продаже не встречал, поэтому адаптировал метод для того крепежа, который у нас хоть и редкость, но всё же встречается.
Если есть доступ к шпильке с обратной стороны
Источник — Historic Naval Ships Association, переведено и адаптировано MAZAY DIY
Этот способ подойдет для сквозных отверстий, когда есть доступ к обломку с обратной стороны. Для извлечения обломка вращение придается от обратной стороны. Вариаций данного метода множество, достаточно адаптировать уже описанные выше методы:
- можно приварить шпильку меньшего диаметра;
- просверлить отверстие;
- нарезать резьбы и вкрутить болт;
- сделать шлиц под отвертку
Высверливаем и нарезаем новую резьбу или устанавливаем вставку
Нам понадобится: дрель или шуруповерт, сверло под направляющее отверстие и сверло под новую резьбу, метчик, вставка с резьбой (при необходимости).
Самый сложный способ в подборке, но иногда ничего другого не остается и приходится идти на крайние меры. Высверливаем наш болт «в ноль», вместе с резьбой. Далее у нас два варианта развития событий, если конструкция позволяет нам оставить в этом месте резьбу большего диаметра, чем была ранее — то сверлим отверстие под резьбу и просто нарезаем новую резьбу метчиком. Диаметр нового отверстия должен быть больше наружного диаметра высверленной резьбы, для удобства привожу ниже данные из ГОСТ 19257 для резьбы с крупным шагом.
Диаметры отверстий под нарезание резьбы по ГОСТ 19257
Если места под резьбы ограничено, то можно рассмотреть вариант резьбы с мелким шагом, диаметры отверстий вы можете посмотреть в таблице 2 ГОСТ 19257 (приводить таблицу здесь смысла нет – она довольно объемная).
Если же нам необходимо сохранить размер резьбы – покупаем, изготавливаем из круглого проката или заказываем у слесаря специальную втулку с нужной нам резьбой. Получится своего рода переходник с большей резьбы на меньшую. Вкручиваем нашу вставку и все, готово. Можете поискать в интернете способы восстановления сорванной резьбы – многие из способов можно применять в данном случае.
Всегда помните, что если у вас что-то не получается, а деталь, в которой застрял болт, достаточно дорогостоящая — лучше обратиться за помощью к специалистам или просто людям, которые уже имели подобный опыт.
Вы знаете еще способы извлечения сломанного болта или шпильки? Поделитесь своими эффективными способами решения подобных проблем в комментариях. А еще мне очень интересно узнать, какой из способов вам кажется наиболее действенным, из личного опыта, которым вы сами пользовались?
Удачных работ без неприятных сюрпризов!
Источник: dzen.ru
Как открутить болт, если он не выкручивается?
Вопрос, как открутить болт если он не выкручивается, возникает при ремонте старой техники и связан он с окислением металла и появлением ржавчины. Обычно на устранение подобной проблемы уходит много времени и сил.
Поэтому лучше воспользоваться несколькими советами, которые помогут легко и быстро справиться с застывшим намертво болтом.
Причины, по которым не удается открутить болт
Причин, по которым не выкручивается болт, может быть множество, среди которых наиболее часто возникают следующие:
- Деформация металла – может возникнуть в следствии длительных физических нагрузок или в результате сильного удара. Чаще всего проявляется в искривлении болта и деформации резьбы.
- Затянутый сильно болт – в некоторых случаях, когда болт затягивается с большим усилием и не по резьбе, отвернуть ее потом невозможно из-за возникновения силы трения.
- Окисление металла – со временем металл под воздействием кислорода окисляется и покрывается слоем ржавчины, которая может буквально сварить стержень с другой поверхностью.
С заржавелыми креплениями хорошо знакомы автолюбители, особенно в районе колес и днище где на них кроме кислорода воздействует вода.
Основные методы
Не зависимо от используемого метода, главное сохранять терпение, лишняя торопливость может только усугубить проблему, на решение которой уйдет намного больше времени. Перед выбором способа, как выкрутить болт, нужно определить причину возникновения проблемы и составить план. Среди наиболее эффективных методов можно выделить:
- Использование химикатов. Проникающие химические вещества отлично решают проблему в случае покрытия крепления коррозией. Очень часто для таких целей применяются различный кислоты, но, если требуется сохранить металл, не разрушив его лучше использовать специальные средства, например, WD-40.
- Мастер ключ. Этот инструмент специально предназначен для откручивания зажатых болтов. С его помощью можно проникнуть в самые недоступные места, сместив крепление с мертвой точки. По нему можно наносить сильные удары, не переживая о его целостности.
- Ударный инструмент. С помощью набора различного ударного инструментария можно как выкрутить болт, так и разрушив его, если сохранение целостности не является приоритетной задачей.
- Газовая горелка. С помощью горелки можно справиться даже с самим сложным случаем. С ее помощью нужно нагреть до красноты застрявший шуруп и быстро охладить с помощью масла. Процедуру следует повторять до тех пор, пока крепление не ослабнет и не поддастся. Купить ее можно в любом хозяйственном магазине. Но использовать ее не получится в труднодоступных местах.
- Дрель. Дрель или любой другой инструмент для высверливания можно использовать в критических случаях, когда болты не выкручиваются, или тогда, когда нет необходимость сохранить элемент. С помощью дрели его основа высверливается из крепежного отверстия.
Для работы лучше использовать несколько типов сверл различного диаметра. Сверлить нужно начиная с самого меньше, что необходимо для точной работы. Важно удерживать дрель строго вертикально, чтобы не повредить крепежное отверстие. В процессе работы рекомендуется использовать охлаждающую жидкость.
Если ничего не помогает
Многие, после использования различных методов, сталкиваются с ситуацией, когда болт не откручивается, что делать в подобных случаях. Когда прикипел металл, лучше с помощью болгарки полностью срезать головку. А затем с помощью инструмента извлечь его основание, которое можно выбить или высверлить.
В подобных случаях можно не обращать внимание на сохранность крепежного отверстия, при необходимости можно легко нарезать новую резьбу. Но всегда лучше работать чисто и аккуратно, так, чтобы это занятие на заняло целый день.
Источник: sterbrust.tech
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку
Лично я многократно сталкивался с проблемой, когда ломается болт или шпилька под корень. Причем, я не являюсь каким-нибудь автомехаником или слесарем. Все это говорю к тому, что такое вполне случается и с обычным человеком, кто периодически имеет дело с техникой или другой технической частью.
Ну раз уж вы попали в такую ситуацию, то не стоит отчаиваться — все поправимо. Предлагаю вам семь способов как выйти из подобного положения и освободить резьбу от обломка шпильки или болта.
Подготовка перед выворачиванием обломка
Но не торопитесь сразу приступать к вывинчиванию. Перед этим необходимо принять меры, которые облегчат ваши прилагаемые усилия.
Перво наперво сбрызнем проникающей смазывающей жидкостью место слома. Это может быть любой «жидкий ключ», WD-40. Немного подождем.
Далее, чтобы немного снять внутренние напряжения, газовой горелкой хорошенько прогреем обломок и место вокруг.
Ну а далее перейдем непосредственно в вывинчиванию обломка шпильки или болта.
Первый способ: плоская отвертка и молоток
Это самый простой способ, но он не всегда подходит. Примерно в половине случаем шпилька обламывается с торчащим осколком, за который как раз и можно зацепиться.
Берем плоскую отвертку, упираем её в осколок и ударными движениями под углом в сторону вывинчивания резьбы аккуратно поворачиваем обломок.
Такой метод подходит если не требуется большого усилия для вывинчивания. Если усилия не достаточно, то переходим ко второму способу.
Способ второй: пробуем вывинтить зубилом
Этот способ похож на первый, только вместо отвертки берем зубило. Точно также упираем в оскол и ударными движениями производим выворачивание.
Зубило дает возможность создать большее усилие по сравнению с отверткой.
Третий способ: керн и молоток
Если обломок болта не имеет осколов, или даже обламывание произошло чуть ниже конечной поверхности резьбы, то тут можно попробовать воспользоваться керном.
Упираем керн в поверхность обломка со смещение и ударами под углом производим выворачивание, пока обломок нельзя будет зацепить плоскогубцами или другим инструментом.
Четвертый способ: привариваем гайку сваркой
На мой взгляд это самый действенный и быстрый вариант, но при наличии у вас сварочного аппарата. Суть его состоит в том, чтобы наварить сверху гайку на обломок болта.
Итак, чтобы это сделать берем гайку, но не такого же размера, а на пару единиц больше. То есть, если сломанный болт был на 10, то берем гайку на 12. Нужно это для лучшего и большего места приваривания.
Удерживая гайку кусачками, ставим ее на обломок, но не по центру, а со смещением. Электродом свариваем шпильку с гайкой к одной стороне внутри гайки.
Далее после остывания вывинчиваем обычным гаечным ключом.
Пятый способ: вывинчиваем шпильку экстрактором
Тут также потребуется специализированный инструмент, специально предназначенный вывинчивания сломанных шпилек и болтов — экстрактор.
Керним центр шпильки, чтобы сверло не бегало при начале сверления.
Сверлим отверстие соответствующего диаметра под экстрактор.
Вставляем экстрактор в отверстие и вывинчиваем ключом.
Шестой способ: высверливаем обломок
Способ состоит в том, чтобы подобрать сверло по нижнему диаметру резьбы шпильки и высверлить ее. Очень тяжелый способ, требует сноровки.
Сначала проходимся сверлом меньшего диаметра.
Затем сверлим максимально близким.
Осколки и остатки шпильки выбиваем плоской отверткой.
Такой способ удаления не всегда оправдывает усилия, но вполне заслуживает вашего внимания.
Седьмой способ: высверливаем под чистую и делаем вставку
Самый трудоемкий и затратный способ из всех. Но бывают случаи, когда это единственный рабочий вариант вернуть узел в рабочее состояние.
Высверливаем шпильку подчистую вместе с резьбой.
Нарезаем новую резьбу метчиком.
На этом можно закончить, если конструкция позволяет подобрать теперь более толстый болт или шпильку. Если же нет — покупаем вставку или заказываем у знакомого слесаря.
Смазываем внешнюю резьбу фиксатором резьбы и ввинчиваем.
Стачиваем заподлицо.
А каким способом пользовались вы? Напишите в комментариях, я думаю ваш опыт будет интересен! Всего доброго!
Узел восстановлен.
Смотрите подробное видео
Источник: sdelaysam-svoimirukami.ru