«Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал.» Не буду нарушать традиции и начну свою рецензию с первой фразы романа. Тем более, что именно такой фразой открывается столь ругаемый многими «любительский» перевод и доведись вам выбирать, то не читайте книгу, которая начинается именно с этих слов. Впрочем, об этом я узнал позже, и прочесть Нейроманта мне довелось именно в этом «неудачном» переводе. и я даже этого не заметил. Есть книги, про которые говорят «разобрали на цитаты», про Нейроманта следует сказать: «Разобрали на образы, растащили на сюжеты».
Утверждают, что из Нейроманта «выросла матрица». Если честно, то из Нейроманта «выросла» добрая половина киберпанка, причем не только в литературе. Относительно той же Матрицы: братья Вачовски признавались, что огромное влияние на них оказало аниме Ghost in the shell (GITS). GITS в свою очередь настолько явно заимствует элементы Нейроманта, что это видно невооруженным взглядом.
Мотоко Кусанаги (одна из главных героинь аниме) визуально буквально списана с гибсоновской Молли (и у меня такое подозрение, что Тринити создана не с самой Молли, а уже с Мотоко, по крайней мере визуально), линзы, вживленные в глаза Молли, перекочевали на лица аж двух героев GITS, «мимикрирующий полиуглерод» стал «термооптическим камуфляжем» и т.д. и т.п. Но это только «визуальные» заимствования, а если мы попытаемся подсчитать, сколько писателей и режиссеров развивали сюжеты, заложенные в Нейроманте.
Боюсь, что попытка заведомо обречена на провал (даже если исключить как известные и очевидные идеи создания искусственного интеллекта и проблемы его контроля). Контроль и противостояние далеко не исчерпывают тематику взаимоотношений человека и искусственного интеллекта в романе (как скорее всего не будут ее исчерпывать и в жизни). Гибсон наделил искусственный интеллект (ИИ) антропоморфными чертами, и столкнулся с неизбежной дилеммой: ИИ по определению должен быть чужд человеку, но при этом они должны взаимодействовать и как-то понимать друг-друга. Как показать эту чуждость? Как сохранить возможность взаимодействия?
В попытке ответить на эти вопросы Гибсон и выходит на идею создания машиной альтернативных реальностей в сознании человека (этаких «коммуникативных пространств») с неизбежными поисками «настоящей» реальности и разборками на тему: «Чем же она такая «настоящая» и зачем, собственно, ее искать?» Понятно, что уже одного этого хватит (точнее хватило) на десяток научно-фантастических романов и множество футурологических прогнозов разной степени научности. А ведь в Нейроманте читатель найдет еще и визуализированное (и вполне так себе объективно существующее) информационное пространство, запись личности на цифровые носители, создание искусственной личности (или псевдоличности), и многое другое.
Добавим к этому харизматичных и неординарных героев (причем не только главных), действующих в мрачном и немного фантасмагорическом окружении (ставшем впоследствии «классическими декорациями» киберпанка), и мы получим замечательную книгу. Книгу, актуальную до сих пор, несмотря на многочисленные осмысления и переосмысления затронутых в ней тем и сюжетов.
Единственный, пожалуй, недостаток Нейроманта — излишняя прямолинейность основной интриги и очевидность конечных вариантов ее разрешения. Впрочем, это сейчас, когда сняты и GITS и Матрица, написаны десятки книг примерно о том же, сюжет Нейроманта кажется прямолинейным, а конец очевидным. Думаю, что в 1985 году это было совершенно не так. Ну и еще.
Гибсон во время написания Нейроманта довольно слабо разбирался в компьютерных технологиях, как следствие мы имеем практически полное игнорирование технических аспектов происходящего. С одной стороны это позволило избежать всяческих противоречий, а с другой, вопрос: «Как такое вообще возможно?», — остается без какого бы то ни было ответа. Тем не менее (а может быть именно потому),
Нейромант — книга очень атмосферная, интересная и к прочтению всячески рекомендуется.
PS: «Лабиринт отражений» списан с Нейроманта чуть менее, чем полностью.
Источник: chto-chitat.livejournal.com
Уильям Гибсон Нейромант: трилогия «Киберпространство» («Мир фантастики»)
В январе 2017 года в серии «Мир фантастики» будет опубликован том избранных произведений Уильяма Гибсона, писателя, которого считают основателем стиля киберпанк. Мрачное будущее, генная инженерия, вживляемые компьютеры, искусственный интеллект, виртуальная реальность — все это мир трилогии «Киберпространство», которая и составила основу сборника. Кроме этого, в книгу включены рассказы из сборника «Сожжение Хром», которые примыкают к трилогии, а также дополняют ее.
цитата Аннотация
«Нейромант» — это классический дебют жанрового революционера, которому оказались тесны рамки любого жанра. Это книга, определившая лицо современной литературы на десятилетия вперед, собравшая все главные жанровые награды («Хьюго», «Небьюла», премия имени Филипа Дика) и ставшая международным бестселлером.
Далее последовали два продолжения, «Граф Ноль» и «Мона Лиза овердрайв», составившие вместе с «Нейромантом» трилогию «Киберпространство». Трилогия стала краеугольным камнем киберпанка — стиля и культурного феномена. Будущее здесь — это мир высоких технологий и биоинженерии, глобальных компьютерных сетей и всемогущих транснациональных корпораций, мир жестокий и беспощадный.
Здесь хакер-виртуоз и отчаянная девушка-самурай должны выполнить таинственную миссию, запрограммированную десятилетия назад в неведомых глубинах искусственного разума. Здесь японская мафия исповедует идеалы древнего самурайского кодекса, виртуальный мир населен персонажами вудуистского пантеона, а девушка, умеющая входить в киберпространство без компьютера, становится для своего поколения богиней. Кроме собственно трилогии, в книгу включен цикл рассказов «Сожжение Хром», среди которых — «Джонни-Мнемоник», послуживший основой для культового фильма Роберта Лонго (в ролях Киану Ривз, Такэси Китано, Дольф Лундгрен), и «Отель „Новая роза“», экранизированный Абелем Феррарой (в ролях Уиллем Дефо, Кристофер Уокен, Азия Ардженто). Переводы публикуются в новой редакции.
Вот состав книги:
Оформление обложки Сергея Шикина. Иллюстрации и рисунок на обложке Виталия Еклериса. Составитель серии Александр Жикаренцев. 960 страниц. Тираж 4000 экз.
Источник: fantlab.ru
в реанимации
Слова, которые я не узнавала. Как будто их написал кто то другой. Мне не раз говорили, что я неплохо пишу, что я умею рассказывать, но теперь все изменилось. История как набор сломанных жестов и знаков, растерявшихся по дороге оттуда сюда, когда все значения рассыпаются и ускользают. Но эти слова были последние. в его жизни слова.
. после, в реанимации, говорит врачу:
— позвоните жене, жене позвоните, врачей не надо,
позвоните Тане, жене моей, если нужно, я заплачу, —
номер в трубке, трубка в куртке.
врач отвечает:
— вату!
Передатчик, приёмник. Канал трансляции… Он был в ловушке. Находясь внутри одной галлюцинации, он спрашивал себя о другой. А над ним склонился авгур, сторожащий дорогу в ад.
И наверно ему казалось, будто тело его – расплавленная свеча. И сам он думал, что плавится. Тишина стала глубокой, непонятной.
не унимается:
— слушайте, вы идиот, вы что, идиот?
позвоните жене , в контакте ей напишите, свяжитесь по скайпу,
как угодно, болван, я вам говорю, придурок, господи, вот
придурок, вот придурок, придурок.
врач отвечает:
— скальпель!
Есть такой камень – оникс. Самые лучшие их них— бесценны. Чем дольше ты смотришь в него, (хотя надо знать, как смотреть), тем больше образов движется в глубине. Смотреть в него — все равно, что вглядываться в облачную гряду или плывущий туман… Ты чего-нибудь хочешь?- спроси у него.
Да, хочу отдать твою жизнь обратно. ЕЙ.
[номер в трубке, трубка в куртке, куртка бог знает где,
куртка в автомобиле перекореженном, море крови
на шоссе, посреди осколков, в сиреневой пустоте,
телефон в распоротой куртке звонит, и мерцает номер]
Кто он, чьё смятение несёт такую силу? Он решил, что если и оказался на грани безумия, то больше всего хочется погрузиться в него до конца, а не метаться, пытаясь соединить расколотый на две половины мир. Наверно он пытался вызвать из ниоткуда свое имя, и внешний облик, и картины прошлого, и. не мог.
— какой, к черту, скальпель, вы что, не слышите, вы глухой?
мой телефон звонит, снимите трубку, вы слышите зуммер?
трубку снимите, господи, трубку, снимите трубку, какой покой.
господи, Таня, господи .
врач отвечает:
— умер.
Непрестанные ритуалы жизни вечны. Чье…слово скорби заклинает блуждающие звезды и заставляет их замереть в изумлении. моё? Мир застыл и потускнел, словно отгороженный от нас толстым стеклом. Где та, перед которой ты закрыл за собой дверь, и никогда не откроешь ее снова..
Небо над местом аварии было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал. И сразу – черный огонь в корневищах нервов, боль, перехлестнувшая пределы всего, чему имя боль было дано когда то. И зияла пустота неприсутствия.
Эссе на стихи Антона Прозорова.
Источник: proza.ru