Особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, откуда исходит звук. При монозаписи звуки записываются при помощи одного микрофона и воспроизводятся из одного источника. При этом информация о пространственном расположении источников звука теряется. Слушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину, исходящей из одной точки.
Стерео. В системе стерео звук записывается при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываются отдельно друг от друга и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. При записи в студии чаще всего каждый источник звука записывается отдельно.
Затем все записанные каналы сводятся звукооператором в два канала. При этом задается их необходимое пространственное расположение. При воспроизведении стереосигнал подается на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем каждая воспроизводит свой канал. Слушатель, находясь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составляющие распределены в пространстве между колонками.
ЧТО ТАКОЕ МОНО И СТЕРЕО | В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Одним из недостатков стереозвучания является то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, находясь перед ней, а не внутри нее, так как звуки, приходящие с тыльной стороны, отсутствуют. Было замечено, что стереоэффект проявляется в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивания. Эти недостатки попытались преодолеть в популярных в 70-е годы ХХ в. четырехканальных системах записи и воспроизведения звука, получивших название квадрофонических. Расположившись посередине между двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками, слушатель находился в центре звуковой картины и получал звуковую информацию со всех сторон. К сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены эти системы не получили широкого распространения, хотя опыт их создания был использован при создании многоканальных систем домашнего кинотеатра.
Стереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука. До недавнего времени телевизор оставался исключением. Разработанные в 50–60-е годы прошлого века телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение.
С начала 80-х годов ХХ в. в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком. В германской системе для передачи сигнала второго канала используется дополнительный радиопередатчик, работающий на отличной от первого частоте. В системе, принятой в Японии, через один передатчик транслируется комплексный, содержащий информацию обоих каналов, сигнал. В обеих системах звук передается в аналоговой форме. В настоящее время наиболее распространенной является немецкая система стереовещания, получившая название А2 (также German stereo – «немецкое стерео», или Zvei stereo).
Делаем ПРАВИЛЬНЫЙ звук ! MicroGenius IQ-1000 / Консоли — #67
В 1986 г. специалистами английской телерадиокорпорации ВВС была разработана цифровая система телевизионного стереовещания NICAM, существенно более качественная, чем аналоговые системы. Первоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе ТВ. В 90-е годы NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидения.
Наряду с «настоящим» стерео (2 независимых канала записи/воспроизведения), существуют системы «псевдостерео», преобразующие одноканальный монозвук в два канала со звучанием, имитирующим пространственный стереозвук.
В последнее время появились телевизоры, оснащенные так называемым «стерео по AV-входу» или «стерео по НЧ» (низкой частоте). Их схемы не содержат стереодекодера, но имеют два раздельных звуковых канала, позволяющих воспроизводить стереозвук с внешних источников, например Hi-Fi-магнитофона или DVD-проигрывателя.
Dolby Stereo. В середине 70-х годов XX в. фирма Dolby Laboratories, Inc. (США), известная своими изобретениями в области обработки звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo (рис. 201). Эта система позволяет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке.
В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки и с помощью декодера преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео. В настоящее время по этой технологии озвучивается большинство художественных кинофильмов.
Рис. 201. Звуковая система Dolby Stereo
Многоканальные звуковые форматы Dolby Surround Sound и Dolby Surround Pro-Logic. В результате широкого распространения многоканальных звуковых систем для кинотеатров возникла идея адаптировать их для просмотра видеопрограмм дома, с телевизора. Фирмой Dolby Laboratories, Inc. в начале 80-х годов прошлого столетия была представлена система Dolby Surround Sound (DSS) для домашнего видео, которая при помощи декодера Dolby Surround позволяет из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера воспроизводится обычный двухканальный стереозвук. Следующим шагом в развитии многоканального звука для систем «домашнего кинотеатра» стало появление более совершенного декодера Dolby Surround Pro-Logic (DPL), выделяющего уже четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. Декодеры DSS и DPL выпускаются как по отдельности, так и встраиваются в усилители, телевизоры, спутниковые ресиверы и т. д.
Стандарт многоканального звука THX. Одной из причин создания стандарта ТНХ явилось резко отрицательное отношение продюсера и режиссера, создателя знаменитых «Звездных войн» Джорджа Лукаса к воспроизведению звука его фильмов в кинотеатрах, оборудованных системами многоканального звука фирмы Dolby.
В результате продолжительных исследований сотрудниками Lucasfilm Ltd. был создан новый стандарт звуковоспроизведения. Работы проводились под руководством главного инженера фирмы Тома Холмана, поэтому новый стандарт получил название Tom Holman’s eXperiment (эксперимент Тома Холмана), или ТНХ.
Этот формат определил новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего просмотра. Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТНХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических – левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера – громкоговорителя, специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков).
Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20–80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате). Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям. Дальнейшим развитием THX явилось появление более совершенного стандарта – THX Ultra. Следует отметить, что существуют и другие, более простые, чем ТНХ, системы, развивающие идею Dolby Pro-Logic. Например, такая как 5CH Cinema обрабатывает только тыловые каналы, преобразуя их в псевдостерео.
Цифровой звуковой формат Dolby Digital AC-3. Системы DSS и DPL являются аналоговыми, и при бурном развитии систем цифровой звукозаписи вполне логичным явилось появление цифровой системы Dolby Digital AC-3 (Audio Coding-3).
Впервые она была применена в 1992 г. в кинотеатрах с многоканальным звуком, а с 1994 г. ее начали использовать для звукового сопровождения непосредственного теле- и радиовещания со спутников. Система АС-3 позволяет получать на выходе шесть каналов звука (рис. 202).
Из них пять – полнодиапазонных (20–20 000 Гц): три фронтальных – левый, центральный, правый и два тыловых, а также низкочастотный (20–120 Гц) канал сабвуфера. Система АС-3, по мнению экспертов, считается на сегодняшний день одной из наиболее перспективных систем объемного звучания. Она принята в качестве звукового стандарта для лазерных видеодисков формата DVD.
Рис. 202. Схема установки АС формата 5:1
Цифровой звуковой формат MPEG Multichannel, или MPEG-2 Audio, так же, как и Dolby Digital AC-3, применяется для записи звука на DVD-диски. Создан он был в рамках разработки цифрового стандарта вещательного телевидения MPEG-2.
AC-3 и MPEG-2 Audio обеспечивают примерно равное качество шестиканального звука. Хотя некоторые специалисты отмечают бóльшую гибкость последнего из-за возможности переменной скорости записи звуковых данных. Также MPEG-2 Audio более совместим с простыми аудиосистемами, работающими в стереорежиме.
Цифровой формат многоканального звука DTS (Digital Theater System) – шестиканальная цифровая система записи звукового сопровождения кинофильмов, широко распространенная в США. Считается, что эта система обеспечивает лучшее качество звука, чем АС-3, из-за меньшего сжатия исходной звуковой информации.
Звуковые процессоры предназначены для подстройки параметров звучания многоканальных звуковых систем под условия прослушивания в конкретном помещении и содержат определенные предустановки, имитирующие конкретные условия прослушивания. Прежде всего это широко известные процессоры фирмы Yamaha – аналоговый Cinema DSP для системы DPL и цифровой TRI-field Cinema для AC-3, а также Dolby Cinema Sound и Cinema Digital Sound фирмы Sony.
Аналогично системам «псевдостерео», имитирующим стереозвучание моносигнала, в области многоканального звука применяются процессоры трехмерного (3D) звука, предназначенные для создания эффекта псевдомногоканального звука при воспроизведении через два динамика стереотелевизора, такие, например, как Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer и др.
Формат MP3 (MPEG-1 Layer III) – формат хранения аудиоинформации. Является самым распространенным форматом цифрового кодирования звуковой информации. Был разработан в 1991 г. группой инженеров под руководством Института Фраунгофера (Германия) в рамках работ над проектом MPEG.
MP3 – цифровой звуковой формат со сжатием информации. Это означает, что закодированные с помощью импульсно-кодовой модуляции (ИКМ) аудиоданные существенно уменьшаются в объеме путем отбрасывания информации, которая определяется как несущественная для слуха человека.
Формат широко распространен для хранения и воспроизведения звуковых файлов на персональных компьютерах, в Интернете, для обмена звуковыми файлами. Также поддерживается многими моделями музыкальных центров, DVD-проигрывателей, миниатюрных флеш-плееров, плееров с памятью на жестких дисках, мобильных телефонов. MP3 является лидером по распространенности, но при этом не является лучшим по качеству звука и функциональности.
MP3-файл может быть создан с разными значениями скоростей передачи битов. В формате MP3 доступны следующие скорости передачи данных (битрейты, от англ. bit rate): 32, 40, 48, 56, 64, 80, 96, 112, 128, 160, 192, 224, 256 и 320 кбит/с, при частотах выборки сигнала – 32, 44,1 или 48 кГц. В большинстве случаев используется частота выборки 44,1 кГц, так как это значение совпадает с частотой выборки, используемой для записи лазерных компакт-дисков.
Считается, что запись с плотностью 128 кбит/c подходит для музыкальных произведений, предназначенных для прослушивания большинством людей. Качество звука в формате MP3 при таком битрейте превосходит качество передач FM-радио и записей на аудиокассетах. Для записи речи можно использовать и меньшую плотность. В реальности качество сжатия MP3 зависит не только от битрейта (количества килобит в секунду), но и от кодирующей программы (кодека) в том числе, и поэтому сейчас принято кодировать файлы с плотностью 192 кбит/c. Специалисты считают, что даже при таких битрейтах звучание MP3-файла не достигает качества записи на CD.
MP3-файл может быть также создан с переменным битрейтом (VBR, Variable Bitrate), обеспечивая приемлемое качество звука при меньших размерах файла.
Источник: studopedia.su
Телевизоры поддержка стереозвука nicam есть — отзывы
Плюсы: Отменный товар как по цене, так и по качеству. Были приятно удивлены, когда решили подключить внешний жесткий диск, и Рубин его увидел!! Но лишь при услови .
Плюсы: Яркая и чёткая картинка, даже при том что только аналоговый тюнер и среднее качество приёма.Приятный дизайн меню и понятное управление.Показывает все форма .
Минусы: нет DVB тюнера.входы для кабелей двд не тюльпанные, но есть в комплекте переходник.
Комментарий: Я думаю можно покупать не думая этот LED-телевизор, так как вы экономите лишь на том что Рубин себя не рекламирует на рынке, как известные фирмы
Рубин RB-22S5F
Оценка: 5 Отзывов: 2
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Приятная цена, если купили за 5 тыщьГлавное мега преимущество этого телика, это: показывает отлично, причем непонятно откуда они взяли такие матрицы. Цвета .
Минусы: Лично для меня нет недостатков, но есть придирки:Пульт просто ужасен. Главный его косяк это то, что он будет срабатывать только если точно-точно целиться в .
Комментарий: Я рекомендую этот телик для кухни. За 5 тыщь и такое качество изображения можно без проблем влепить пять звезд. Если в магазине сравните его с теликами при .
Сокол 72ТЦ8639FS
Оценка: 4,7 Отзывов: 3
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: отличная картинкаМинусы: нет выхода для наушниковОтзыв: работает безотказно 9лет читать все отзывы
Плюсы: Большой экранМинусы: 1. Слишком громкий на минимальном звуке 2. ТяжелыйОтзыв: Работает 8 лет. Больших нареканий нет. читать все отзывы
Рубин RB-24SE5F
Оценка: 2 Отзывов: 1
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Матрица, цена.
Минусы: Дешевый пластик. При воспроизведении через usb, видео идет с ужасными тормозами.
Комментарий: Телевизионные каналы даже не настраивал, сразу отнес обратно в магазин.
Рубин RB-39D3T2C
Оценка: 4,1 Отзывов: 7
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Цена, красивый, хорошее качество изображение, есть встроенный цифровой приемник, достаточное количество разъемов, всеядный плеер.Минусы: При воспро . читать все отзывы
Плюсы: Матрица, цена, дизайн, всеядность мультимедиа
Комментарий: Обычный телевизор, но вот именно в качестве ТВ он не особо пригоден из-за кошмарного звука. Цифровые источники дают гораздо лучший звук. На ТВ (не DVB) пла .
Рубин RB-22SE1F
Оценка: 3 Отзывов: 1
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: просто нормальный телевизор
Минусы: 1 — «убойный» пульт. ОЧЕНЬ. плохой сигнал — нужно по прямой наставить на телевизор, чтобы сигнал прошёл. покупали для кухни — в итоге только с одного кра .
Комментарий: не порадовала отечественная сборка и качество. хотел поддержать отечественного производителя, но увы — расстроен!
Рубин RB-24SE8
Оценка: 2 Отзывов: 1
поддержка стереозвука nicam есть
Минусы: отстойный звук
Комментарий: Купил больше месяца назад (брал на кухню) не стал замарачиваться известными марками подумал: какая разница где он собран, элементная база-то примерно одна .
Рубин RB-19S5T2C
Оценка: 5 Отзывов: 2
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: — углы обзора — повидимому близки к заявленным, искажения если и есть то только на предельных углах- всеядность тюнера — поддержка наверное большей части в .
Минусы: — крепления. может у меня руки не из самого оптимального места, или не повезло с погодой на марсе в момент комплектации сборки — но со всеми комплектными ш .
Комментарий: Весьма неплохой выбор в плане характеристик за такую сумму.Отлично подходит например для кухни.
Рубин RB-22SE1FT2C
Оценка: 4,3 Отзывов: 8
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Всё достойно за такие деньги
Минусы: не заметил, разве что звук-сначала разочаровал, но потом оказалось, он в заводской настройке установлен в положении «объёмный»-прескверный звук. Переключил .
Плюсы: DVB-T2, Full HD, цена, TimeShift
Минусы: противный плоский звук, пультом пока в сам телевизор не ткнешь не сработает
Комментарий: Звук убил просто, очень узкая полоса частот, противно даже слушать этот шитбипер или пьезоэлемент не знаю, что там поставили. Наверное надо выводить звук н .
Рубин RB-40D5FT2C
Оценка: 5 Отзывов: 6
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Удобство эксплуатации. Качество сборки. Матрица превосходная не уступает samsung. А цветопередача естественней. Прогрессивная развёртка. Есть все необходим .
Минусы: Не доработан пульт, так как покупал для родителей. Особенно для людей за 50 трудно понять что где. Эргономику необходимо подправить, всё как у всех.
Комментарий: В общих чертах отличный телевизор. Имею опыт эксплуатации Samsung smart TV. Покупал для родителей Рубин и как основной выбрал бы Рубин. Единственное, я счи .
Рубин RB-19SE1T2C
Оценка: 4 Отзывов: 3
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Достаточно яркий. Встроенный цифровой тюнер DVB-T/T2. Смотрю 1 и 2 мультиплекс (20 каналов), антенна (рожки) внизу под телеком лежит, телек висит н . читать все отзывы
Плюсы: Цена, картинка
Минусы: Звук, управление
Комментарий: Звук у данной модели как-будто в трубе (как ни настрой, ужасен). Пришлось докупить отдельно колонки. При переключении каналов иногда проскакивает канал, хо .
Рубин RB-26SL1U
Оценка: 4,2 Отзывов: 5
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Хороший тв.Купил с рук за 4т.р.
Минусы: Нравиться все.
Комментарий: Хотелось бы чтобы поработал подольше.
Плюсы: Дизайн. Качество картинки. MKV плеер. Общее впечатление положительное.
Цена на момент покупки _10600_ 05.05.12.
Соотношение це . читать все отзывы
Рубин RB-22SE7FT2C
Оценка: 4,8 Отзывов: 8
поддержка стереозвука nicam есть
Плюсы: Красивая подставка из стекла, стильная узкая рамка экрана под черненый блестящий металл с горизонтальной шлифовкой. Равномерная подсветка экрана без засвет .
Минусы: Звук. Как в мониторе. Если не ждать чудес и басов, то терпимый. А для лучшего качества можно подключить колонки через разъем для наушников или усилитель че .
Комментарий: Впечатления самые восторженные! У меня RUBIN RB-22SE1FT2C «R». Купил в подарок этот LED телевизор RUBIN RB-22SE7FT2C «R», 22″, FULL HD (1080p), черный. Сом .
Плюсы: Цена. Цифровой тюнер хорошей чувствительности(примерно25км от Останкино, в панельномдоме, окнами в противоположную сторону, на комнатную антенну без усилит .
Минусы: Всё портит отвратительный звук собственных динамиков.Это металлическое оцинкованное ведро с бренчащей ручкой. И при этом разработчики постарались перекрыть .
Комментарий: Откуда столько восторгов по поводу этого аппарата и егоближайших собратьев не очень понятно. Я бы советовалочень тщательно взвесить подойдёт ли он вам. Раз .
Источник: otzivi-online.ru
Системы многоканального звука
Особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, откуда исходит звук. При монозаписи звуки записываются при помощи одного микрофона и воспроизводятся из одного источника.
При этом информация о пространственном расположении источников звука теряется. Слушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину, исходящей из одной точки. Стерео.
В системе стерео звук записывается при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываются отдельно друг от друга и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. При записи в студии чаще всего каждый источник звука записывается отдельно. Затем все записанные каналы сводятся звукооператором в два канала.
При этом задается их необходимое пространственное расположение. При воспроизведении стереосигнал подается на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем каждая воспроизводит свой канал. Слушатель, находясь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составляющие распределены в пространстве между колонками.
Одним из недостатков стереозвучания является то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, находясь перед ней, а не внутри нее, так как звуки, приходящие с тыльной стороны, отсутствуют. Было замечено, что стереоэффект проявляется в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивания.
Эти недостатки попытались преодолеть в популярных в 70-е годы ХХ в. четырехканальных системах записи и воспроизведения звука, получивших название квадрофонических. Расположившись посередине между двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками, слушатель находился в центре звуковой картины и получал звуковую информацию со всех сторон.
К сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены эти системы не получили широкого распространения, хотя опыт их создания был использован при создании многоканальных систем домашнего кинотеатра. Стереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука.
До недавнего времени телевизор оставался исключением. Разработанные в 50–60-е годы прошлого века телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение. С начала 80-х годов ХХ в. в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком.
В германской системе для передачи сигнала второго канала используется дополнительный радиопередатчик, работающий на отличной от первого частоте. В системе, принятой в Японии, через один передатчик транслируется комплексный, содержащий информацию обоих каналов, сигнал. В обеих системах звук передается в аналоговой форме.
В настоящее время наиболее распространенной является немецкая система стереовещания, получившая название А2 (также German stereo – «немецкое стерео», или Zvei stereo). В 1986 г. специалистами английской телерадиокорпорации ВВС была разработана цифровая система телевизионного стереовещания NICAM, существенно более качественная, чем аналоговые системы.
Первоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе ТВ. В 90-е годы NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидения.
Наряду с «настоящим» стерео (2 независимых канала записи/воспроизведения), существуют системы «псевдостерео», преобразующие одноканальный монозвук в два канала со звучанием, имитирующим пространственный стереозвук. В последнее время появились телевизоры, оснащенные так называемым «стерео по AV-входу» или «стерео по НЧ» (низкой частоте).
Их схемы не содержат стереодекодера, но имеют два раздельных звуковых канала, позволяющих воспроизводить стереозвук с внешних источников, например Hi-Fi-магнитофона или DVD-проигрывателя. Dolby Stereo.
В середине 70-х годов XX в. фирма Dolby Laboratories, Inc. (США), известная своими изобретениями в области обработки звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo (рис. 13). Эта система позволяет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке.
В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки и с помощью декодера преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео. В настоящее время по этой технологии озвучивается большинство художественных кинофильмов. Рис. 13.
Звуковая система DolbyStereo Многоканальные звуковые форматы Dolby Surround Sound и Dolby Surround Pro-Logic. В результате широкого распространения многоканальных звуковых систем для кинотеатров возникла идея адаптировать их для просмотра видеопрограмм дома, с телевизора.
Фирмой Dolby Laboratories, Inc. в начале 80-х годов прошлого столетия была представлена система Dolby Surround Sound (DSS) для домашнего видео, которая при помощи декодера Dolby Surround позволяет из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера воспроизводится обычный двухканальный стереозвук.
Следующим шагом в развитии многоканального звука для систем «домашнего кинотеатра» стало появление более совершенного декодера Dolby Surround Pro-Logic (DPL), выделяющего уже четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. Декодеры DSS и DPL выпускаются как по отдельности, так и встраиваются в усилители, телевизоры, спутниковые ресиверы и т. д. Стандарт многоканального звука THX.
Одной из причин создания стандарта ТНХ явилось резко отрицательное отношение продюсера и режиссера, создателя знаменитых «Звездных войн» Джорджа Лукаса к воспроизведению звука его фильмов в кинотеатрах, оборудованных системами многоканального звука фирмы Dolby. В результате продолжительных исследований сотрудниками Lucasfilm Ltd. был создан новый стандарт звуковоспроизведения.
Работы проводились под руководством главного инженера фирмы Тома Холмана, поэтому новый стандарт получил название Tom Holman’s eXperiment (эксперимент Тома Холмана), или ТНХ. Этот формат определил новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего просмотра.
Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТНХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических – левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера – громкоговорителя, специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков). Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20–80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате).
Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям. Дальнейшим развитием THX явилось появление более совершенного стандарта – THX Ultra. Следует отметить, что существуют и другие, более простые, чем ТНХ, системы, развивающие идею Dolby Pro-Logic.
Например, такая как 5CH Cinema обрабатывает только тыловые каналы, преобразуя их в псевдостерео. Цифровой звуковой формат Dolby Digital AC-3. Системы DSS и DPL являются аналоговыми, и при бурном развитии систем цифровой звукозаписи вполне логичным явилось появление цифровой системы Dolby Digital AC-3 (Audio Coding-3).
Впервые она была применена в 1992 г. в кинотеатрах с многоканальным звуком, а с 1994 г. ее начали использовать для звукового сопровождения непосредственного теле- и радиовещания со спутников. Система АС-3 позволяет получать на выходе шесть каналов звука (рис. 14).
Из них пять – полнодиапазонных (20–20 000 Гц): три фронтальных – левый, центральный, правый и два тыловых, а также низкочастотный (20–120 Гц) канал сабвуфера. Система АС-3, по мнению экспертов, считается на сегодняшний день одной из наиболее перспективных систем объемного звучания. Она принята в качестве звукового стандарта для лазерных видеодисков формата DVD.
Рис. 14. Схема установки АС формата 5:1 Цифровой звуковой формат MPEG Multichannel, илиMPEG-2 Audio, так же, как и Dolby Digital AC-3, применяется для записи звука на DVD-диски. Создан он был в рамках разработки цифрового стандарта вещательного телевидения MPEG-2. AC-3 и MPEG-2 Audio обеспечивают примерно равное качество шестиканального звука.
Хотя некоторые специалисты отмечают бóльшую гибкость последнего из-за возможности переменной скорости записи звуковых данных. Также MPEG-2 Audio более совместим с простыми аудиосистемами, работающими в стереорежиме.
Цифровой формат многоканального звука DTS(Digital Theater System) – шестиканальная цифровая система записи звукового сопровождения кинофильмов, широко распространенная в США. Считается, что эта система обеспечивает лучшее качество звука, чем АС-3, из-за меньшего сжатия исходной звуковой информации.
Звуковые процессоры предназначены для подстройки параметров звучания многоканальных звуковых систем под условия прослушивания в конкретном помещении и содержат определенные предустановки, имитирующие конкретные условия прослушивания. Прежде всего, это широко известные процессоры фирмы Yamaha – аналоговый Cinema DSP для системы DPL и цифровой TRI-field Cinema для AC-3, а также Dolby Cinema Sound и Cinema Digital Sound фирмы Sony.
Аналогично системам «псевдостерео», имитирующим стереозвучание моносигнала, в области многоканального звука применяются процессоры трехмерного (3D) звука, предназначенные для создания эффекта псевдомногоканального звука при воспроизведении через два динамика стереотелевизора, такие, например, как Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer и др. Формат MP3 (MPEG-1 Layer III) – формат хранения аудиоинформации.
Является самым распространенным форматом цифрового кодирования звуковой информации. Был разработан в 1991 г. группой инженеров под руководством Института Фраунгофера (Германия) в рамках работ над проектом MPEG. MP3 – цифровой звуковой формат со сжатием информации.
Это означает, что закодированные с помощью импульсно-кодовой модуляции (ИКМ) аудиоданные существенно уменьшаются в объеме путем отбрасывания информации, которая определяется как несущественная для слуха человека. Формат широко распространен для хранения и воспроизведения звуковых файлов на персональных компьютерах, в Интернете, для обмена звуковыми файлами.
Также поддерживается многими моделями музыкальных центров, DVD-проигрывателей, миниатюрных флеш-плееров, плееров с памятью на жестких дисках, мобильных телефонов. MP3 является лидером по распространенности, но при этом не является лучшим по качеству звука и функциональности. MP3-файл может быть создан с разными значениями скоростей передачи битов.
В формате MP3 доступны следующие скорости передачи данных (битрейты, от англ. bit rate): 32, 40, 48, 56, 64, 80, 96, 112, 128, 160, 192, 224, 256 и 320 кбит/с, при частотах выборки сигнала – 32, 44,1 или 48 кГц. В большинстве случаев используется частота выборки 44,1 кГц, так как это значение совпадает с частотой выборки, используемой для записи лазерных компакт-дисков.
Считается, что запись с плотностью 128 кбит/c подходит для музыкальных произведений, предназначенных для прослушивания большинством людей. Качество звука в формате MP3 при таком битрейте превосходит качество передач FM-радио и записей на аудиокассетах. Для записи речи можно использовать и меньшую плотность.
В реальности качество сжатия MP3 зависит не только от битрейта (количества килобит в секунду), но и от кодирующей программы (кодека) в том числе, и поэтому сейчас принято кодировать файлы с плотностью 192 кбит/c. Специалисты считают, что даже при таких битрейтах звучание MP3-файла не достигает качества записи на CD. MP3-файл может быть также создан с переменным битрейтом (VBR, Variable Bitrate), обеспечивая приемлемое качество звука при меньших размерах файла.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net