Упражнение 17. Обобщите понятия.
Пример:
Журнал — периодическое издание.
17.1. Теория государства и права. 17.2. Конституция. 17.3. Студент РГСУ. 17.4. Осень.
17.5. Повесть. 17.6. Антарктида. 17.7. Верховный суд автономной республики. 17.8. Рыночное хозяйство. 17.9. Общественное порицание.
17.10. Федерация. 17.11. Ректор. 17.12. Меморандум. 17.13. Пропаганда войны. 17.14.
Министр. 17.15. Нотариус.
Упражнение 18. Ограничьте понятия.
Пример:
Периодическое издание — газета.
18.1.Право. 18.2.Преступление. 18.3.Революция. 18.4.Закон. 18.5.
Наказание. 18.6. Форма мышления. 18.7. Республика. 18.8.Культура. 18.9. Кража.
18.10. Политическая партия.18.11.Терроризм. 18.12. Форма политического правления. 18.13.Свидетель. 18.14. Учебник.
18.15. Созвездие.
Упражнение 19. Проверьте правильность обобщения понятий.
19.1. Кабинет министров — правительство. 19.2. Староста группы — староста курса. 19.3. Лето — наиболее теплое время года.
Практикум. Логические отношения между понятиями.
19.4. Районный прокурор — областной прокурор. 19.5. Договор — сделка. 19.6. Месяц — год. 19.7.
Конституция России — источник права. 19.8. Москва — столица России. 19.9. Халатность — должностное преступление.
19.10. Общественный класс — социальная структура общества. 19.11. Род — племя. 19.12.
Товарное производство — капитализм. 19.13. Калий — металл. 19.14. Час — сутки.
19.15. Преступление — правонарушение.
Упражнение 20. Проверьте правильность ограничения понятий.
20.2.Справедливая война — Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
20.3.Классовое общество — общественный класс.
20.4.Организм — живая клетка.
20.7.Старший офицер — майор.
20.8.Великая держава — Китай.
20.11.Республика — федеративная республика.
20.13.Политическая организация общества — политическая партия.
20.14.20.14. Общественная организация — профсоюз.
20.15.20.15. Политическое движение — борьба за мир.
НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
Определение понятий
Различают явные и неявные, номинальные и реальные определения. Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие, которое состоит из определяемого понятия (А) и определяющего понятия; в последнем различают родовое понятие, или род (В), и видовой признак (с). Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение.
Определение подчиняется следующим правилам:
1. Определение должно быть соразмерным (А = Вс). Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) слишком широкое определение (А < Вс) и в) слишком узкое определение (А >Вс).
2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.
3. Опрделение должно быть ясным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное, (х через у).
4. Определение не должно быть отрицательным.
Философские штудии С. П. Иваненкова №55 Операции с понятиями: обобщение, ограничение, деление
Упражнение 21. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.
Примеры:
1.Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение. Номинальное определение.
2.Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Реальное, явное определение — через род и видовое отличие.
3.Это — схема (S—Р) любого атрибутивного суждения. Остенсивное определение.
21.1.Логика — это наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и законах, которым оно подчиняется.
21.2.«В смысле настоящей Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг». (Конвенция относительно принудительного или обязательного труда).
21.3.Газета — печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.
21.4.Этот знак (V) — квантор общности; символизирует выражения: вес, каждый, всегда и т.п.
21.5.Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся предписания — нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.
21.6.Грабеж — похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто.
21.7.Концерн — форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.
21.8.Подстрекателем является соучастник преступного деяния, склонивший к совершению преступления.
21.9.Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.
21.10.Цилиндр — геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.
21.11.Общественные отношения, урегулированные нормами административного права, называются административными правоотношениями.
21.12.Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.
21.13.Случайность — форма проявления необходимости.
21.14.Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.
21.15.Инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом.
21.16.Сознание — особое свойство высокоорганизованной материи.
21.17.Народ — автор и актер собственной жизненной драмы.
Упражнение 23. Произведите анализ определений через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем — род и видовое отличие.
Пример:
Суд (А) — орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами (с). А — определяемое понятие, Вс — определяющее. В — род, с — видовое отличие.
23.1.Держава — большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.
23.2.Клика — группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.
23.3.Бунт — стихийное восстание.
23.4.Халатность — должностное преступление, состоящее в нсвыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.
23.5.Девиз — краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.
23.6.Реформа — преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
23.7.Дееспособность — способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
23.8.Сепаратизм — политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.
23.9.Коллизионная норма — правовая норма, определяющая право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.
23.10.Фреска — живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.
23.11.Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.
23.12.Вакансия — незамещенная должность.
23.13.Биологические ритмы — циклические колебания интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов.
23.14.Инсинуация — клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.
23.15.Акцепт — согласие принять предложение контрагента о заключении договора.
Упражнение 24. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
Пример:
Студент — это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: Студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).
24.1.Источники права — акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.
24.2.Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуатации.
24.3.Кассационная жалоба — это жалоба на приговор или решение суда, не вступившие в законную силу.
24.4.Инкриминирование — предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.
24.5.Нация — устойчивая историческая общность людей.
24.6.Кража — тайное похищение общественного имущества.
24.7.Иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
24.8.Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством.
24.9.Наказание — мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.
24.10.Оговор — показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления.
24.11.Кибернетика — не искусство.
24.12.Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.
24.13.Правоспособность — способность иметь права.
24.14.Истина — дочь разума, мать мудрости.
24.15.Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.
НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
Деление понятий
Источник: poisk-ru.ru
Логика. Контрольная работа. Вариант 10 (первая буква фамилии К)
2. Определите вид данных понятий по объему:
Кодекс; Уголовный кодекс РФ; Кодекс о детях РФ.
3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Отклик.
4. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
5. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:
Число, 75, целое число, положительное число, четное число.
6. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:
7. Ограничьте и обобщите понятие: Телевизор.
8. Попробуйте дать определение данным понятиям:
9. Соблюдены ли правила деления в примере, а если — нет, то какие правила нарушены?
Люди делятся на веселых и глупых.
10. Определите тип суждения по характеру предиката:
Инопланетяне не существуют.
11. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:
Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уверенностью в себе.
12. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Кроликов в Австралии не было.
13. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
Древние греки изобрели Олимпийские игры.
14. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Все пошли за ним.
15. Переведите на символический язык сложное суждение:
Если смотреть на людей радостными глазами, то даже ранее незнакомые люди станут относиться к тебе как близкие родственники. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Деление, обобщение и ограничение понятий. Правила деления
— правила определения и возможные ошибки при несоблюдении правил.
По второму вопросу лекции:
— уяснить сущность логической операции деления понятия;
— уяснить структуру деления (делимое понятие, члены деления, основание деления);
— изучить виды деления понятий (по видоизменению признака и дихотомическое деление);
— изучить правила деления и научиться избегать ошибок в данной логической операции;
— изучить способы обобщения и ограничения понятия, знать их пределы (в обобщении – философская категория, в ограничении – единичное по объему понятие);
— уяснить сущность логических операций с классами и их виды: сложение, умножение классов и образование дополнения к классу.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите виды логических операций с понятиями.
2. Дайте характеристику операции определения понятия.
3. Укажите виды определений.
4. Назовите правила определения и возможные ошибки.
5. В чем суть логической операции деления понятия?
6. Раскройте и охарактеризуйте структуру операции деления.
7. Какие виды деления вы знаете?
8. Назовите правила деления и возможные ошибки в делении.
9. В чём заключается логическая операция обобщения и ограничения
понятия?
1. Войшвилло Е. К., Дегтярёв Н. Г. Логика: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. С. 223-277.
2. Иванов Е. А. Логика: Учебник. М.: БЕК, 1996. С. 78-104.
3. Ксенофонтов В. Н. Логика: Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998.
С. 29-36.
4. Остроухов О. В. Логические формы и законы мышления. Учебное пособие. Новогорск:. АГЗ, 1996 с. 9-10.
5. Бузук Г. Л. Логика. Полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М, 1994. 98 с.
6. Кириллов В.И. (под редакцией).Упражнения по логике. М,1999. С.11-12.
Содержание лекции 2/2 в схемах
Схема 12. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
СХЕМА 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Схема 14. Правила определения.
Схема 15. Деление понятий
Схема 16. Правила деления ПОНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 2/3. Практическое занятие.
«Логические операции с понятиями»
Цели занятия:
1. Закрепить знание теоретических положений, приобретённых в ходе лекций и самостоятельной работы по изучаемой теме.
2. Сформулировать навыки выполнения всех видов логических операций с понятиями.
3. Закрепить знание правил определения и деления понятий.
I. Вопрос 1. Определение понятий. Правила определения и возможные ошибки:
— сущность операции определения;
— виды определения (номинальные – реальные, явные – неявные);
— определение через ближайший род и видовые отличия;
— приемы, заменяющие определение;
— правила определения и возможные ошибки.
Вопрос 2. Деление понятий. Правила деления и возможные ошибки:
— сущность и структура операции деления;
— виды деления (по видоизменению признака, дихотомическое деление);
— правила деления и возможные ошибки.
Вопрос 3. Обобщение и ограничение понятий:
— сущность логической операции обобщения понятия;
— предел обобщения, понятие о философских категориях;
— ограничение понятия и его предел.
II. Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может
проводиться как в устной, так и в письменной форме).
1. Сущность и логическая структура понятия. Виды понятий по объему и содержанию.
2. Отношения между понятиями.
3. Виды логических операций с понятиями и их сущность.
4. Определение понятия: виды, состав, правила и возможные ошибки.
5. Деление понятия: виды, структура, правила и возможные ошибки.
6. Характеристика операций обобщения и ограничения понятий.
III. Дидактический тренинг. (Решение задач и упражнений).
Задача: Обобщите понятия.
Решение: Необходимо к данному понятию подобрать более широкое родовое понятие.
Примеры:
а) телевизор с цветным изображением – телевизор;
б) офицер – военнослужащий;
в) МЧС РФ – Федеральное министерство.
Задача: Ограничьте понятия.
Решение: К данному понятию необходимо подобрать более узкое видовое понятие.
Пример:
а) спасатель – спасатель России;
б) гуманитарная наука – культурология.
Задача: Проведите анализ определения через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем – род и видовое отличие.
Пример: а) Проступок (А) – противоправное деяние (В), влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность (с).
Решение:
А – определяемое понятие;
ВС – определяющее понятие;
В – род;
с – видовое отличие.
Задача: Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).
Пример:
б) Определение понятия не есть логическая операция, раскрывающая его объем. – Неправильное определение. Нарушено правило: определение не должно быть отрицательным.
Задача: Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.
Пример:
а) Самолеты делятся на винтовые, турбовинтовые и реактивные. – Деление по видоизменению признака.
Решение:
«Самолеты» – делимое понятие.
«Винтовые», «турбовинтовые», «реактивные» – члены деления.
Основание деления – тип используемого двигателя.
б) Все учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих.
Решение:
Дихотомическое деление. Основание деления – наличие или отсутствие неудовлетворительных оценок.
Задача: Проверьте правильность деления понятий; в неправильных делениях укажите, какие правила нарушены.
Пример:
Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и неисправным.
Решение:
Деление неправильное. Нарушено правило: «Деление должно производиться по одному основанию». В данном определении обнаружена ошибка «подмена основания деления».
Задания для подготовки к практическому занятию 2/3:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Доработать конспект лекции.
3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.
4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.
Литература:
1. См. литературу, указанную к занятиям 2/1 и 2/2.
2. Кириллов В.И. (под редакцией) Упражнения по логике. М, 1999.с.4-22.
Источник: studopedia.su