Статья 33. Правила описания объекта закупки
1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
Что не должно включаться в описание объекта закупки?
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями закона N 44-ФЗ
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Источник: legalacts.ru
Описание объекта закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Обязательный компонент закупочных документов – составленное по правилам описание объекта закупки. Это элемент техзадания, в котором указаны конкретные параметры приобретаемого товара (работы, услуги). Рассказываем, какие существуют правила описания объекта закупки по 44 и 223 ФЗ, когда можно и нельзя указывать торговую марку в тексте описания.
Как регулируются правила описания объекта закупки
Конкретные правила описания объекта закупки по 44 ФЗ прописаны в тексте ч. 2 статьи 33 законодательного акта. С 1 января 2022 года Законом №360-ФЗ в статью 33 внесены следующие изменения:
- при проведении открытой конкурентной закупки в электронной форме описание объекта закупки (ООЗ) прилагается к извещению о закупке в виде отдельного электронного документа;
- при закупке подрядных работ описание объекта закупки может содержать типовую проектную документацию или смету на капитальный ремонт объекта капстроительства.
Что не рекомендуется указывать в описании
В правилах описания объекта закупки по 44-ФЗ говорится о том, что нельзя вносить:
- информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах;
- наименование страны происхождения товара;
- требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- считающиеся субъективными параметры закупаемого предмета;
- те характеристики, определить которые становится возможным лишь при проведении сложных анализов в условиях лаборатории.
В каком случае можно указать товарный знак
В соответствии с 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак:
- при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
- при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как описать объект закупки
Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.
В ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.
Заказчик имеет право указывать графическую и чертёжную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.
Также в ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.
Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объёма оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.
Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.
Особые требования к описанию объекта закупки
В некоторых сферах устанавливаются особые правила ООЗ. В частности, в статье 33 указана специфика:
- для закупок в сфере строительства, реконструкции, капремонта и сноса. В описание объекта закупки включается проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт объекта капстроительства;
- для лекарств. Закупка медпрепаратов происходит без указания торговых наименований. Исключение – ситуации, прописанные в тексте Федерального закона №44 и особом перечне, утверждённом Правительством.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, в отношении товаров, включённых в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Советы заказчикам при составлении описания
Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.
- Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
- Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
- Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
- Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
- В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.
Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ
После наступления 1 июля 2018 года заказчику вменяется в обязанность следовать определённым требованиям при составлении описательной документации в ходе проведения конкурентной закупки. Вступили в силу соответствующие поправки в законодательстве. В целом рамочный ФЗ №223 считается более лояльным в этом вопросе, если сравнивать с ФЗ №44. Запрета на определение конкретной модели и прочих параметров нет, если это допускается Положением о закупке.
Участвовать в тендере получится только при наличии ЭЦП для торгов.
В ч. 6.1 статьи 3 ФЗ №223 указано, каких правил следует придерживаться в ходе составления описания объекта закупочной процедуры. Заказчику нужно обозначить присущие предмету закупки параметры. Однако запрещено добавлять требования, товарный знак, конкретного производителя – всё это может безосновательно ограничить число участников закупки. Хотя и это правило имеет исключения.
Сюда относятся случаи, когда нет иной возможности конкретизировать параметры закупаемого товара. Наличие товарного знака накладывает на заказчика обязательство указать рядом слова «или эквивалент». Но и тут есть исключения:
- когда товарная позиция с иным торговым знаком имеет несовместимость с используемой заказчиком;
- когда приобретаются комплектующие и расходные материалы к уже имеющемуся оборудованию, агрегатам и есть конкретные требования к ним в технических документах;
- когда приобретаются товары с целью исполнения муниципального либо госконтракта;
- когда конкретный торговый знак отображён в условиях международного договора либо договора юрлиц, приписанного в ч. 2 статьи 1 ФЗ №223.
Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ
Условия ФЗ №223 требуют указывать фразу «или эквивалент» возле товарного знака. Однако в ряде случаев заказчикам не приходится нести какую-либо ответственность. Судебная практика знает немало примеров подобных ситуаций. Малозначительность административного правонарушения позволяет суду освободить заказчика от ответственности, если не наступило никаких неблагоприятных последствий.
Ответственность за нарушение
Нарушение требований ООЗ грозит заказчику наступлением ответственности, прописанной в ч. 7 статьи 7.32.3 КоАП. Сумма штрафных санкций для должностного лица составит 2—3 тысячи рублей. Юрлицу придётся заплатить уже 5—10 тысяч рублей.
В случае когда прописанные в описании закупаемого объекта требования ограничивают конкуренцию, сумма штрафных санкций зависит от НМЦК. Обычно это 1% от размера НМЦК. Минимальный лимит – 10 тысяч рублей, максимальный – 50 тысяч рублей. Информация об этом указана в ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Источник: astral.ru
Как избежать ошибок при описании объекта закупки?
Всем известна цитата капитана Врунгеля из мультфильма «как корабль назовешь, так он и поплывет». Так и с проведением государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ – как объект закупки опишешь, такой результат и получишь. Мы решили подготовить этот материал после обращения клиента – крупного лечебного учреждения, закупавшего через торги средства дезинфекции. Но после подведения итогов аукциона на заказчика обрушились жалобы, суть которых сводилась к неверному описанию объекта закупки…
На какие требования к описанию объекта закупки следует обратить внимание?
Все требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ размещены в ст. 33 этого закона. В частности, описание объекта может содержать разнообразные графические элементы – эскизы, планы, чертежи.
По общему правилу поставляемый товар должен быть новым, т.е. не бывшим в употреблении; также необходимо зафиксировать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям документации. Ну а закупка работ в сфере строительства должна содержать проектную документацию. Остановимся на тех положениях описания объекта закупки, которые на практике вызывают наибольшие затруднения.
Можно ли закупать товар, описание которого явно соответствует конкретному товарному знаку или товару конкретного производителя, но не называет их?
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Таким образом, описываются все необходимые свойства товара, работы или услуги. Но в описании объекта не должны фигурировать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, если это влечет ограничение количества участников закупки. Указывать конкретный товарный знак можно в случаях, если при этом:
- допускается альтернатива и такое наименование используется в сочетании со словами «или эквивалент» (например, «Coca-Cola» или эквивалент),
- необходимо приобрести товар, совместимый с используемым заказчиком товаром,
- необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
Можно ли детально переписать характеристики конкретного товара?
Часто заказчики при описании объекта закупки переписывают инструкции и прочие документы с характеристиками конкретного товара, но не указывают его название. Например, заказчик хочет приобрести автомобиль марки «Audi» определенной модели для своих нужд, а потому переписывает характеристики конкретного автомобиля «Audi», не называя модель, иначе необходимо будет указывать на эквивалент. И получается, что он хочет купить легковой автомобиль с 8-цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью не менее 571 лс, 8-ступенчатой коробкой передач и т.д., детально переписывая, например, технические характеристики Audi S8…Но насколько это законно?
На этот счет существует две противоположные друг другу позиции судебных органов и органов ФАС:
- Да, подобное описание, «подогнанное» под определенный товар является нарушением законодательства о закупках, поскольку говорит об ограничении конкуренции, если «отсутствует специфика» такого товара. Кстати, аналогичным образом разрешается ситуация даже если указать, что производится закупка товара с конкретным товарным знаком или его эквивалента, если эквивалент на самом деле отсутствует.
- Нет, подобное описание не будет являться нарушением при определенных обстоятельствах. Нарушением оно может быть в случае, если оно ограничивает конкуренцию между участниками закупки.
Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:
- у любого участника закупки есть возможность беспрепятственно приобрести нужный товар,
- предметом контракта является не производство товара, а его поставка,
- необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
В то же время нельзя забывать, что цели закупки – удовлетворение потребностей заказчика, а потому он вправе устанавливать желаемые характеристики с соблюдением баланса его интересов и интересов конкуренции. Отсутствие аналогов товаров также не может говорить об ограничении конкуренции, т.к. заказчик не отвечает за развитие отдельных отраслей производства в стране.
Сложнее решение данного вопроса становится тогда, когда заказчик описывает требования к компонентам или составу объекта (например, при описании каких-либо лекарственных средств, строительных материалов и т.п.).
Насколько подробно нужно описывать в документации необходимый объект?
Очевидно, что неконкретные и размытые требования к объекту закупки не позволят заказчику достичь необходимую цель, а поставщику/подрядчику/исполнителю исполнить контракт.
Вывод следующий: вы можете подробно описать необходимый объект закупки, но такая детальность (в том числе в отношении материалов, компонентов, химического состава объекта закупки) возможна в случае, если заказчик обоснует свою потребность именно в этих характеристиках. Например, если строительный материал только определенного химического состава и плотности прослужит требуемое заказчиком время.
Как описать объект закупки, если законом уже установлены обязательные требования к таким объектам?
При описании объекта закупки нужно использовать обязательные требования, установленные техническими регламентами и национальными стандартами. Если же заказчик не использует их совсем или использует другие показатели, то он обязан обосновать причину своего решения.
Например, он может указать, что установление лучших характеристик позволяет достичь и лучших результатов. Но здесь рекомендуем указывать конкретную причинно-следственную связь, ведь неиспользование обязательных требований к товару со ссылкой на то, что не все нормативы охватывают потребности заказчика, вряд ли будет убедительно для УФАС, хотя и такая практика встречается.
Каковы правовые последствия несоблюдения требований к описанию закупки?
- УФАС вправе приостановить проведение закупки и выдать предписание о внесении изменений в документацию или об отмене всех протоколов закупки ,
- УФАС вправе обратиться с иском о признании контракта недействительным,
- на заказчика могут наложить административный штраф.
Из этого можно сделать следующий вывод: нарушить законодательство о закупках очень просто. Мы рекомендуем заказчикам указывать в закупочной документации обоснование своих потребностей – это поможет защитить себя от жалоб и срыва торгов. В то же время участникам торгов необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие такого обоснования, в том числе и при несоблюдении обязательных требований к товарам – это поможет выявить нарушения своих прав вовремя и добиться внесения изменений в документацию с помощью органов ФАС.
Источник: centraldep.ru