Вопрос по русскому языку:
1. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
1.Насекомые-санитары очищают леса, поля,пастбища
2.Они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут перед пожаром
3.Школьники-старшеклассники лето провели в походах
4.Разукрасила волшебница-осень леса разноцветными красками
2. Расставьте запятые в предложении:
Споров более не затевалось и наоборот после обеда все были в хорошем расположении духа.
3. Чем осложнено предложение? (выбрать одно из предложенных)
Помороженный, простуженный,отдыхает он,герой.
1. однородными членами и обращеием
2. обособленными однородными определениями и обособленным приложением
3. вводным словом и обращением
4. обращением и обособленным определением,выраженным причастным оборотом.
4. Найти предложения с пунктуационными ошибками.
1. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги — все радовало глаз.
2. Ночью месяц тускл,и поле сквозь туман лишь серебрит.
3. По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр, или к соседу играть в шахматы.
4.Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах — декоративные кустарники.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
- bookmark_border
- 04.04.2015 00:00
- Русский язык
- remove_red_eye 6312
- thumb_up 40
Источник: online-otvet.ru
Задание. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
1) Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.
2) А звезды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
3) По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр.
4) Он не хотел любоваться, ни снегом, ни лунным блеском, ни звездами.
5) В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
6) Ты захвати в лес с собой нашу книжку, да на чем посидеть.
7) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
8) Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.
9) Май леса наряжает и лето в гости приглашает.
10) Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.
11) На помощь ему придет, либо отец, либо брат.
12) Колокольчик громко плачет и хохочет, и визж
3) По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр.
Однородные члены предложения (если их больше двух), соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми.
4) Он не хотел любоваться ни снегом, ни лунным блеском, ни звездами.
Однородные члены предложения (если их больше двух), соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми.
6) Ты захвати в лес с собой нашу книжку да (в значении и) на чем посидеть.
8) Я стал посещать музеи и театры и читать книги.
Союзы И соединяют разные группы однородных членов (музеи и театры, стал посещать и читать).
11) На помощь ему придет либо отец, либо брат.
Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами ЛИБО, …ЛИБО, разделяются запятыми.
12) Колокольчик громко плачет, и хохочет, и визжит.
Однородные члены предложения (если их больше двух), соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми.
Источник: sous-otvet.net
Задание 3. Графический диктант. Не записывая предложений, составьте схемы предложений.
1) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
3) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и угасал и светился и уходил куда-то в бесконечность.
4) Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.
5) Щеки румяны и полны и смуглы.
6) Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей.
7) Мал золотник да дорог.
8) Им приходилось как землю рыть так и камни обтесывать.
1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.
2) И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.
3) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
(О, и О, и О, и О, и О, и О, и О)
4) Не только мальчиком, но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.
(Не только О, но и О)
5) Щеки румяны, и полны, и смуглы.
6) Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей.
7) Мал золотник, да дорог.
8) Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.
— Ребята, сегодня мы также поговорим о выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами; мы посмотрим, как используются они в языке, в том числе и в художественных произведениях.
Задание 4. Прочитайте, ответьте на вопросы.
1) Ты помнишь детские года:
Слезы не знал я никогда;
Но тут я плакал без стыда.
Кто видеть мог? Лишь темный лес
Да месяц, плывший средь небес!
М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
— Какое синтаксическое средство художественной изобразительности использовано в двух последних строках?
— Почему нет запятой перед союзом да?
2) Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
— Найдите однородные члены. Чем они соединены? (повторяющимся союзом и)
— Многократное использование повторяющихся союзов называются многосоюзием.
— Как вы думаете, что дает использование такой фигуры? (повторяющиеся союзы подчеркивают однородные члены, акцентируют на них внимание)
— Сколько рядов однородных членов в стихотворных строках М.Ю. Лермонтова)
3) Танец с шалью
Одна, две или три дамы выходили на середину зала и под музыку из какого-нибудь известного балета начинали различные игры с легкой шалью, принимая изящные танцевальные позы и создавая красивые балетные группы. Они подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на головы, обвивали вокруг талии, перескакивали через них. Это немного напоминало современные гимнастические танцы с лентой, обручем, скакалкой. Главными в танце с шалью считались грациозность и плавность движений рук, красота и изящество образованных шалью складок.
(По журналу «Детская энциклопедия»)
— К какому типу речи относится текст? (описание движений)
— Какие фигуры в нем использованы? (Бессоюзие – во втором и третьем предложениях. Парное соединение однородных членов – в последнем. В последнем предложении использован также обратный порядок слов).
— Найдите в тексте неоднородные определения. (Изящные танцевальные (позы), красивые балетные (группы), современные гимнастические (танцы).)
Тестовый контроль.
Задание. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
1) Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.
2) А звезды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
3) По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр.
4) Он не хотел любоваться, ни снегом, ни лунным блеском, ни звездами.
5) В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
6) Ты захвати в лес с собой нашу книжку, да на чем посидеть.
1) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
2) Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.
3) Май леса наряжает и лето в гости приглашает.
4) Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.
5) На помощь ему придет, либо отец, либо брат.
6) Колокольчик громко плачет и хохочет, и визжит.
Ответы: 1 вариант: 3, 4, 6; 2 вариант: 2, 5, 6.
6. Домашнее задание. Параграф 43. Из художественного произведения выписать пять предложений с однородными членами, составить их схемы
Итог урока
— Какие члены предложения называются однородными?
— Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы.
— Каковы правила пунктуации при однородных членах, связанных сочинительными союзами?
Литература
1. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык.
8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: «Просвещение», 2012 г.
2. Рабочие программы по русскому языку. 5- 11 классы. – Москва: «Глобус», 2009 г.
3. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. – Москва: «Просвещение», 2000 г.
Обобщающие слова при однородных членах предложения При однородных членах с соединительными (реже разделительными) отношениями могут использоваться так называемые обобщающие слова. Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами. Например: В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняяземля:вершиныгор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачныеречки,чинарыи магическоесвечениенеба там, вдали. (К. Паустовский); В степи, за рекой, по дорогам — вездебыло пусто (Л. Толстой); В корзине быладичь: два тетереваиутка (И. Гончаров). Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов. В зависимости от позиции обобщающие слова обнаруживают разное значение. Обобщающее слово является действительно обобщающим в том случае, когда оно стоит после однородных членов. Например: Вот этатьмапод ивами, иблесксентябрьских звезд, игоречьвоздуха –всёэто полночь. (К. Паустовский). Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ним и однородными членами возникают уточнительно-пояснительные отношения, которые иногда оформляются специальными союзами а именно, как-то, то есть. Например: В человекевсёдолжно быть прекрасно: илицо, иодежда, идуша, имысли (А. Чехов); Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: оприроде, особаках, опшенице, очепчиках, ожеребцах (Н. Гоголь). Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах I. При наличии обобщающих слов при рядах однородных членов предложения знаки препинания зависят от места обобщающих слов по отношению к перечислительному ряду. 1) Если обобщающие слова предшествуют перечислению, то после них ставится двоеточие. Например: В приемном пункте их былотрое, три женщины:однана приемке белья,другаяна выдаче,третьяна выписке квитанций и получении денег (Рыб.); О нем писали много и всепо-разному: тос восторгом, доходящим до поклонения, тос недоумением, а тос издевкой (газ.); В этом рассказе вы найдете почтивсё, о чем я упоминал выше: сухие дубовыелистья, седогоастронома,гулканонады,Сервантеса,людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горнуюовчарку, ночнойполетимногое другое (Пауст.); Точно по включении волшебного тока, врываютсязвуки:голоса, говорящие вместе,трескрасколотого ореха,полушагнебрежно переданных щипцов (Наб.). 2) Обобщающие слова, заключающие перечислительный ряд, отделяются тире. Например: Поручни,компасы,бинокли, всякиеприборыи даже высокиепорогикают –всё этобыло медное (Пауст.); ХудожникиАрхипов и Малявин,скульпторГолубкина –всеиз этих рязанских мест (Пауст.); И этипоездки, и наши с нейразговоры–всёпроникнуто было щемящей, безысходной тоской (Бек.); Теплый дощатыйдом, окруженный сухим бурьяном, длинныедни,громредких выстрелов по диким уткам,пять ящиковс книгами (из них был прочитан только один) – всё этоосталось позади, скрытое черной водой (Пауст.). 3) Двоеточие после обобщающих слов перед перечислением однородных членов и тире после перечисления ставятся, когда перечислением предложение не заканчивается, в том числе и тогда, когда после перечисления повторяется обобщающее слово. Например: Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах– происходили шумные разговоры (Гарш.); Всё: быстро проехавшийэкипажпо улице,напоминаниеоб обиде,вопросдевушки о платье, которое надо изготовить; еще хуже,словонеискреннего, слабого участия –всёболезненно раздражало рану, казалось оскорблением (Л. Т.); Всё: и подлунныехолмы, и темно-красные клеверныеполя, и влажные лесныетропинки, и закатное пышноенебо–весьокружающий менямирказался мне прекрасным (Сол.). То же при вхождении однородных членов в одну из частей сложного предложения. Например: В несколько минут он мог нарисоватьвсё, что угодно: человеческуюфигуру,животных,деревья,здания–всёвыходило у него характерно и живо (Бек.). II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения. Например: Поэтому после него [дождя] начинают буйно лезтьгрибы– липкиемаслята, желтыелисички,боровики, румяныерыжики,опенкии бесчисленныепоганки (Пауст.). Если однородные члены находятся в середине предложения и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, тире ставится с двух сторон. Например: Всё, что могло приглушить звуки, –ковры,портьерыи мягкуюмебель– Григ давно убрал из дома (Пауст.); Всем – иРодину, иобоим Лычковым, иВолодьке– вспоминаются белые лошади, маленькие пони, фейерверки, лодка с фонарями (Ч.); Для всего, что существует в природе, –воды,воздуха,неба,облаков,солнца,дождей,лесов,болот,рекиозер,луговиполей,цветовитрав– в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (Пауст.). (Однородные члены предложения выступают как вставка.) III. Общая тенденция вытеснения двоеточия знаком тире сказалась и на оформлении однородных членов предложения с обобщающими словами: в современной практике печати тире часто ставится и после обобщающих слов. Такое употребление знака можно признать допустимым. Например: На эту карту нанесенывсе приметы– сухаясоснау дороги, межевойстолб,зарослибересклета, муравьинаякуча, снованизинка, где всегда цветут незабудки, а за нейсоснас вырезанной на коре буквой «о» – озеро (Пауст.); Мне пригодилосьвсё– и псковскоедетство, окрашенное бессознательным стремлением понять и почувствовать духовный мир старшего поколения, и московскоеотрочество, когда, срываясь и оступаясь, я все же не переставал прислушиваться к голосам, доносившимся из этого заветного мира (Кав.); Сейчас мы исследуем так называемые вызванные магнитные поля мозга, т.е. его магнитный ответ на предъявленный человекураздражитель–звук,вспышкасвета, слабый электрическийток (журн.); Доказано, что, исследуя слабыефизические поляорганизма –магнитное,электрическое,тепловое,акустическое,радиоизлучение, – можно получать интересную информацию (журн.); Во время ненастья начинаешь ценить простые земныеблага– теплуюизбу,огоньв русской печи,писксамовара, сухуюсоломуна полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительныйшумдождя по крыше и сладкуюдремоту (Пауст.). |
Источник: poisk-ru.ru