Тест состоит из трех частей и содержит материал по повторению пройденного в 5-8 — ых классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС
При выполнении заданий этой части задания укажите правильный ответ, которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком примере произносится звук [и]?
1) К Игорю; 2)с Ирой; 3) на иконах; 4) без идей.
А2. Укажите ряд, в котором все пропущенные буквы относятся к орфограмме «Правописание чередующихся гласных в корне».
1) пл..вец, р..внина, д..лина
2) уб..жать, к..сить, изл..жение
3) д..лина, р..стение, с..мена
4) з..ря, соб..ру, ур…внять в правах
АЗ. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.
1) опас(?)ность; 2) напрас(?)но; 3) вес(?)ник; 4) ровес(?)ник
А4. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква.
1) ра..говор, бе. совестный, и..ход
2) ра..делать, в..ходы, ра..дать
3) пр..забавный, пр..ступить (закон), пр..града
ИМПРОВИЗАТОРЫ | Нам 7 лет
4) пр..усадебный, пр..красный, пр..забавный
А5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.
1) чащ..ба, уч..ба, ж..лтый
2) ч..рный, ч..лн, ч..лка
3) щ..тка, щ..ки, ож..г (руки)
4) обж..г, овц..й, ш..мпол
А6. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте про¬пусков пишется Н.
1)ути..ный, труже..ик, гости..ая
2) ветре..ый, стари..ый, гуси..ый
3) агитацио..ый, глиня..ный, оловя..ый
4) нечая..о, маши..ый, карти..ый
А7. Укажите слово, которое с НЕ пишется раздельно.
1) (не)сговорчивый человек
2) (не)вежливьш мальчик
3) (не)читаная рукопись
4) еще (не)читанная рукопись
А8. Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.
1) пальт..цо, ситц..вое, платоч..к
2) красав..ца, красав..ц, пальч..к
3) плать..це, мальч..к, владел..ц
4) ключ..к, узорч..к, гварде..ц
А9. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква.
1) в планетари. в арми. во времен.. ;
2) в конституци. в милици. в поставк..
3) около станци. около остановк. в разговор..
4) в тетрад. на колесниц. на перин..
А10. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Ты (1) Николай (2) не прав.
Старик (3) я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Привлеченные светом (4) бабочки кружили около фонаря.
1)1,2,3,4; 2)2,3,4; 3)1,2,3; 4)2,3
А11. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Ему ли (1) карлику (2) тягаться с исполином? Не имея терпения (3) ничему не научишься. Он работал (4) спустя рукава.
1)1,2,3,4; 2)1,2,4; 3) 3,4; 4) 1, 2, 3
А12. Укажите предложение, в котором надо поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Там много всего интересного как в городе так и в его окрестностях.
2) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
Решение проблемы отключения телевизора СМАРТ ТВ HOLLEBERG.
3) Надо знать и любить свою землю.
4) По вечерам мы гуляли или смотрели телевизор.
ЧАСТЬ 2 (В)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В8
(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями, лесами, заречьями, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
(2)У каждого человека случается свое счастливое время открытий. (З)Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
(4)В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и непережитыми. (5)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (6)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.
(7)Какие же это слова? (8)Их так много, хоть отбавляй, что неизвестно даже, с каких слов начинать. (9)Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
(10)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
(11)Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. (12)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. (13)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
(14)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. (15)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
(16)Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
(17)В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
(По К. Г. Паустовскому)
В1. Укажите стиль речи и тип текста.
1) художественный стиль, описание и рассуждение
2) научный стиль, описание
3) разговорный стиль, повествование и рассуждение
4) публицистический стиль, описание и рассуждение
В2. Какой пример из предложения 5 не является словосочетанием?
1) вызывали образ
2) они вызывали
3) обычный образ
4) скудный образ
В3. Какая характеристика предложения 4 является верной?
1) сложноподчиненное предложение
2) сложносочиненное предложение
3) простое предложение
4) бессоюзное сложное предложение
При выполнении заданий В4-В7 ответ запишите словами.
В4. Среди предложений 1-9 найдите предложение, в котором есть вводное слово, напишите его номер.
В5. Назовите вид сказуемого в предложении 14.
В6. Назовите, какое односоставное предложение входит в состав сложного предложения 6?
В7. Выпишите союзы из предложения 4.
В8 . Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1)2; 2) 6; 3) 8; 4) 17.
С1. К. Паустовский сказал, что «существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя». Согласны ли вы с этим утверждением? Напишите, какое воздействие оказывает на вас слово писателя.
При выполнении заданий этой части задания укажите правильный ответ, которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове произносится звук [т]?
1) вперед 2) прядь 3) подъезд 4) поддельный
А2. В каком ряду во всех во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1) зан..маться, прив..дение, выч..слительный
2) угн..татель, упр..стить, уд..ленный
3) подп..рать, д..рижерский, з..ря
4) об..яние, предл..жить, ф..стивальный
АЗ. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (по)гречески, (когда)же, (жемчужно)серый
2) (один)одинешенек, (особо)ценный, вряд(ли)
3) (по)флотски, точь (в) точь, (кое)кто
4) (белым)бело, (рок)концерт, вагоно(ремонтный)
А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) без..мянный, воз..меть, на..грыш
2) бе..вредный, ра..пробовать, и..подтишка
3) пер..шагнуть, вн..очередной, пр..дубеждение
4) пр..мудрый, непр..ятность, пр..увеличить
А5. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?
1) станц..я, водоплавающ..е птиц. ц..новка
2) ч..рный, ч..порный, ш..леовый
3) трущ..ба, ж..ккей, крыж..вник
4) пятач..к, печ..нка, свеч..и
А6. В каком ряду все слова пишутся с НН?
1) сви..ой, развея..ый, карма..ый.
2) развеше..ы, манеры изыска..ы, пальто дли..о
3) маринова..ые, украше..ые, моше..ик
4) разруше..ы, гости..ая, труже..ик
А7. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?
1) (Не)смотря на дожди, мы каждый день ходили гулять.
2) Каждая (не)замеченная ошибка вырастает на практике в огромную погрешность.
3) Кирила Петрович хотел (не)пременно объяснения всему делу.
4) Работа над рукописью (не)завершена.
А8. В каком слове пишется Е?
1) выкач..нный (воздух)
2) накле..в
3) взлеле..ть
4) догадл..вый ,
А9. В каком примере пропущена буква И?
1) Правда глаза кол..т.
2) Она ед..т искать покровительства.
3) Та..т в небе журавлиный крик.
4) Гость недолго гостит, да много вид..т.
А10 . Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Николай (1) не дождавшись вечера (2) уехал. Дождь (3) начавшийся еще утром (4) все усиливался. Начавшийся еще утром (5) дождь все усиливался.
1)1,2,3,4,5; 2)1,2,3,4; 3)3,4; 4)3,4,5.
А11. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Он (1) может быть (2) еще никуда не поедет. Все еще (3) может быть.
1) 1, 2; 2) 3; 3)1,2,3; 4)1,3.
А12. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Тебе ни снег ни дождь ни град не помешал попасть в мой сад.
2) Дождь то усиливался то стихал.
3) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
4) Я или Владимир отправляемся в город.
ЧАСТЬ 2 (В)
Прочитайте текст и выполните задания В1-В8.
(1)0дин бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. (2)Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. (З)Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. (4)На взгляд он был человек видный. (5)Черты лица его были не лишены приятности (6)Но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. (7)В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» (8)В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» — и отойдешь подальше, если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. (9)0т него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета.
(10)У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак. (11)Другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтиться на гулянье с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям, знакомым или даже незнакомым. словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было.
(12)Дома он говорил очень мало и большею частию о чем-то размышлял и думал. (13)Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался. (14)0н даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. (15)Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, не дурно», — отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером.
(16)Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», — «Ступай» — говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик едет пьянствовать. (17)Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. (18)При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.
(Н.В. Гоголь)
В1. Укажите стиль речи и тип текста.
1) художественный стиль, описание
2) разговорный стиль, рассуждение
3) художественный стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
При выполнении заданий В2, В4-В8 ответ запишите словами.
В2. Назовите, какой вид связи используется в словосочетании ГЛЯДЯ С КРЫЛЬЦА (предложение 17).
В3. Укажите верную характеристику предложения 12.
1) простое предложение, осложненное однородными членами
2) простое неосложненное предложение
3) односоставное предложение
4) сложносочиненное предложение
В4. Найдите среди предложений 12-15 такое, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Напишите его номер.
В5. Назовите вид сказуемого в предложении 4.
В6. Назовите вид односоставного предложения 6.
В7. Напишите, какой частью речи являются слова СКРОМНЕЙШИМ, ДЕЛИКАТНЕЙШИМ, ОБРАЗО¬ВАННЕЙШИМ из предложения 15.
В8. Выпишите из предложений 1-5 фразеологизм.
С1. Напишите, как вы понимаете слова: «Ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
Источник: nsportal.ru
Как понять где ставить запятые в предложении?
Как понять, где ставить запятые, а где в этом нет необходимости? Этот знак препинания – важное средство для оформления письменной речи. Зачастую именно он помогает понять смысл, вложенный автором в текст. Запятые располагаются по определенным правилам, которые легко запомнить. Итак, почему бы не вспомнить школьные уроки?
Историческая справка
Как разобраться в том, где ставить запятые? Этим вопросом люди задаются уже не первое тысячелетие. Знак, выполняющий функцию запятой, был придуман известным древнегреческим философом Аристофаном Византийским. Случилось это еще в третьем столетии до нашей эры. Уже тогда человечество отчаянно нуждалось в уточнении письменной речи.
Аристофан Византийский придумал систему знаков препинания, весьма далекую от современной пунктуации. Он использовал специальные точки, расставлять которые нужно было в зависимости от того, как фраза произносилась при чтении. Они могли располагаться в нижней, средней или верхней части строки. Функция запятой в те времена возлагалась на точку в середине.
Знак, который используется в наши дни, произошел от символа дроби. Современная запятая является мини-копией той, что использовалась с 13 по 17 столетие для обозначения паузы.
Как узнать, где ставить запятые
Итак, как быстро и легко выучить правила, перестать совершать ошибки? Как разобраться в том, где ставить запятые, а где они не нужны? Для начала следует запомнить, что этот знак препинания служит для обособления и выделения:
- вводных слов, уточнений;
- определений;
- междометий;
- причастных и деепричастных оборотов;
- обращений;
- обстоятельств.
Конечно же, это еще не все. Знак препинания может применяться и для разделения:
- однородных членов предложения;
- между косвенной и прямой речью;
- между частями сложного, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.
Запятые могут быть одиночными и парными. Одиночные разбивают предложение на части, фиксируя границы этих частей. Этот знак препинания нужен, к примеру, тогда, когда необходимо обозначить две простые части в сложном предложении. Парные запятые могут применяться, скажем, для выделения причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
Смысл предложения
Смысл предложения поможет понять, где ставить запятые. Ведь знаки препинания используются именно для того, чтобы его правильно передать. Если запятая в предложении находится не на своем месте, смысл неизбежно искажается.
Например: «Днем я развлекал сестру, которая болела чтением вслух»; «Елизавета, с которой я несколько дней назад поругалась с веселым лицом, шла ко мне навстречу»; «Я принял приглашение Антона, с которым не виделся уже много дней с радостью». Запятые находятся не там, где должны или отсутствуют, поэтому смысл меняется. Человек, прочитавший текст, не понимает, что хотел сказать автор.
Перед союзами
Чтобы не совершать ошибки, необходимо запомнить союзы, перед которыми ставится этот знак препинания. Когда, где, что, потому что, так как – лишь некоторые из них.
Предположим, что в предложении используется союз «так как». Где ставить запятые? Понять это помогают примеры. Скажем: «Николай задерживается, так как не успевает собраться»; «Светлана не придет, так как у нее появились срочные дела»; «Ксения поступила так, как никогда не делала прежде»; «Владимир ответил так, как никто до него не смог. Преподаватель поставил ему высший балл».
Допустим, что в предложении присутствует союз «потому что». Где ставить запятые? Примеры легко привести и в этом случае. Скажем: «Александра не было на собрании, потому что он находится в командировке»; «Елена не справилась с заданием, потому что все отказались ей помогать»; «Николай отказался жениться на богатой невесте, потому что она совсем ему не нравилась».
Запятая может ставиться и между словами «потому» и «что». Например: «Окна были распахнуты потому, что в квартире были отчетливо слышны голоса, раздававшиеся на улице». Это предложение подтверждает, что окна действительно открыты. Существует и другой пример: «Окна были распахнуты, потому что в квартире было очень жарко». Это предложение объясняет причину, побудившую открыть их.
Самостоятельная часть предложения
Как понять, где ставить запятые в предложении? С помощью этого знака препинания выделяется его самостоятельная часть. Как ее найти? Если смысл предложения сохраняется после того, как из него убирается какая-то часть, то она является самостоятельной. Вводные предложения, деепричастные обороты обязательно выделяются запятыми.
Например: «Вчера мне рассказали, что мой брат Дмитрий, возвращаясь из Парижа, почувствовал себя плохо». Если вычеркнуть деепричастный оборот «возвращаясь из Парижа», смысл предложения практически не изменится.
Какой еще пример можно привести? «Сегодня Станислав узнал о том, что его подруга, проходя мимо его дома, не зашла навестить его».
Вводные слова
Где надо ставить запятые, если в предложении присутствуют вводные слова? Между прочим, представьте себе, к счастью, конечно, кстати – лишь некоторые из них. Правила русского языка велят выделять их запятыми с двух сторон.
Например: «Я, между прочим, всегда знал, что так случится»; «Дмитрий, к счастью, уже победил свою болезнь»; «Анастасия, представьте себе, решила не приезжать к нам в гости»; «Марина, кстати, вот уже несколько лет занимается в этом спортивном клубе».
Обращение
Обращение также всегда выделяется запятыми в предложении. Оно далеко не всегда находится в начале, может располагаться в середине или даже в конце.
Например: «Ты приедешь к нам в гости на этой неделе, Лидия?»; «Больше всего на свете, Маргарита, я люблю читать»; «Александра, как ты относишься к этому плану?».
Сравнительные обороты
Где ставить запятые? Правила русского языка велят использовать эти знаки препинания для выделения сравнительных оборотов. Будто, как, точно, что, чем, нежели – союзы, благодаря которым их легко обнаружить в предложении.
Например: «Я играю на гитаре лучше, чем она»; «Он бегает так, будто последние несколько лет готовился к марафону»; «Ночью ехать было безопаснее, чем днем», «В Москве, как и во многих других городах России, я часто бываю».
Нельзя забывать и о существовании исключений. Сравнительные обороты не обозначаются с помощью запятых в том случае, если речь идет о фразеологизмах, устойчивых выражениях. Например: «Режет как по маслу»; «Льет как из ведра», «Пристал словно банный лист»; «Чувствуй себя как дома».
Между однородными членами
Однородные члены предложения этот знак препинания разделят не всегда. Как узнать, где нужно ставить запятые, а где нет? Однако, но, а, зато, да – союзы, при которых это средство пунктуации необходимо.
Запятая ставится между однородными членами, если их соединяют повторяющиеся союзы (или…или, либо…либо, и…и, не то…не то). Например: «В квартире свет то гас, то загорался вновь». Не нужен этот знак препинания, когда используются одиночные союзы или, либо, да, и.
Сложность способны создавать неоднородные и однородные определения. Запятая используется, если в предложении присутствуют однородные определения. Скажем: «захватывающий, интересный боевик». Однако этот знак препинания не нужен, если используются неоднородные определения. Например: «голливудский захватывающий триллер». «Голливудский» говорит о принадлежности картины к месту создания, тогда как «захватывающий» позволяет выразить впечатление.
Причастный оборот
Где правильно ставить запятые, если говорить о предложениях с причастным оборотом? Причастия обозначаются этим знаком препинания лишь в тех случаях, когда располагаются после определяемого слова. Речь идет о слове, от которого к причастному обороту задается вопрос. Скажем: «брат, удивившийся моему приходу», «подруга, обрадовавшаяся новости», «мать, узнавшая все», «выросшая в саду яблоня».
Сочинительные союзы
Этот знак препинания необходим в сложном предложении, в котором присутствуют сочинительные союзы. Правила велят ставить его перед ними. Да и, либо, и, или, да – примеры таких союзов.
Самое важное – правильно понять, где начало одного предложения и конец другого. Это легко сделать, определив подлежащее и сказуемое. Также поможет разделение по смыслу.
Например: «Дождь шел целый день, и ветер продолжал шуметь за окном»; «Они долго трудились, зато закончили все дела».
Противопоставительные союзы
Перед противопоставительными союзами (а, да, но) этот знак препинания необходим во всех случаях. Например: «На Евгения его родственники и друзья возлагали большие надежды, но он не сумел оправдать их»; «Утром шел дождь, но к обеду погода улучшилась»; «Твой друг хочет поговорить с тобой, да и тебе нужна эта беседа».
Что еще нужно знать
Что еще можно рассказать о том, где ставить запятые в соответствии с правилами русского языка? С помощью этого знака препинания выделяются междометия, отрицательные, вопросительные и утвердительные слова. Скажем: «Жизнь, увы, не длится вечно, рано или поздно человек умирает», «Безусловно, Александр присоединится к нам за ужином сегодня, так как он обещал мне это сделать»; «Не правда ли, Виктория очень хороша собой? Ведь тебе эта девушка тоже нравится?», «Несомненно, Анатолий отправится в кругосветное путешествие на этой неделе. Я узнал об этом от него самого», «Надеюсь, Тимофей не затаил обиду».
Междометия нельзя путать с частицами ах, ох, ну, которые служат для усиления оттенка. Например: «Ах он какой!»; «Ну зачем Александр так плохо ведет себя!»; «Ох как я устал, весь день сегодня трудился без отдыха». Также необходимо уметь отличать частицу о, которая употребляется при обращении. Скажем: «О горы, горы!»; «О поля, поля бескрайние».
Заключение
Пунктуационные ошибки способны исказить смысл текста сильнее, чем орфографические. Последние всегда можно выдать за описку, тогда как пропуск запятой или ее использование в неподходящем месте не позволит читателю понять, что же хотел сказать автор.
Именно понимание смысла позволяет расставлять знаки препинания правильно. Конечно же, важно запомнить и правила, касающиеся расстановки запятых в предложении.
Источник: www.syl.ru
9 случаев, когда запятые не нужны, но многие их ставят
Иногда кажется, что запятая точно должна стоять. Но русский язык был бы слишком прост, если бы не нюансы.
Автор Лайфхакера, филолог
1. Есть что сказать
Очень хочется поставить запятую перед «что», но цельные по смыслу выражения, которые состоят из глагола «быть» или «найти», вопросительного местоимения («кто», «что», «куда», «где» и так далее) и инфинитива, не разделяются . Это касается всех форм глаголов «быть» и «найти»: «будет», «есть», «было», «нашёл», «найду», «найди».
- «Мне есть что сказать».
- «Ему было куда пойти».
- «Нам будет к кому обратиться».
- «Она нашла что написать».
- «Я найду к кому обратиться».
- «Найди на что жить».
То есть схема такая: «быть» или «найти» + вопросительное местоимение + инфинитив = без запятых.
2. Приходи когда хочешь
Ещё один тип цельных по смыслу выражений — это сочетание вопросительного местоимения с глаголом «хотеть». В таком случае запятая между частями выражения тоже не нужна . Чтобы убедиться, что перед вами именно такое выражение, попробуйте заменить его синонимичным словом или фразой:
- «Она делает что хочет» = «…что угодно».
- «Приходи когда хочешь» = «…в любое время».
- «Гуляй где хочешь» = «…везде».
- «Выпендривался как хотел» = «…по-всякому».
- «Нарисует какую хочешь картину» = «…любую».
3. Конечно да
В начале ответной реплики, выражающей уверенность, запятая после слова «конечно» может не ставиться.
— Ты уже пришёл?
— Конечно да.
— Успел поесть?
— Конечно нет.
— Ты будешь суп или пирожное?
— Конечно пирожное!
Если же после «конечно» — развёрнутое предложение, а не краткий ответ, то запятая точно нужна: «Конечно, я буду пирожное».
4. Если (и) не… то
Однородные члены предложения могут быть соединены двойным союзом «если (и) не… то…». При этом первая часть — нереальное условие, а вторая — предположение. Запятая в этом случае ставится только перед «то», перед «если» она не нужна.
- «Твоё появление если и не огорчило её, то уж точно не обрадовало».
- «Я бы купил если не всё, то большую часть вещей».
5. Наконец это закончилось
Слово «наконец» может быть вводным, тогда оно выделяется запятыми. В этом случае автор подытоживает всё сказанное и сообщает, что после «наконец» будет финальная фраза: «Во-первых, уже поздно. Во-вторых, на улице холодно. Наконец, мы сегодня очень устали».
Но «наконец» может быть и обстоятельством . Тогда оно означает «в итоге, в результате, под конец». Запятые при этом не нужны: «Я ждал тебя весь день, и вот наконец ты пришла».
Можно легко проверить, вводное слово перед нами или обстоятельство: замените «наконец» на «наконец-то». Если оно подходит по смыслу, то запятыми выделять не нужно.
- «Он ковырялся в тарелке и наконец доел свою кашу».
- «Он ковырялся в тарелке и наконец-то доел свою кашу».
6. Не знаю где
В сложноподчинённом предложении между его частями ставится запятая. Но не всегда . Например, она не нужна, если придаточная часть состоит из одного слова — подчинительного союза или союзного слова: «Я потерял шапку, но не знаю где».
Сравните со сложноподчинённым предложением, где в придаточной части больше одного слова: «Я потерял шапку, но не знаю, где именно это произошло».
В предложении может быть несколько придаточных из одного слова, запятая в этом случае тоже не ставится: «Будут мне звонить — узнай кто и зачем».
Однако обособление запятой или тире возможны, если автор хочет логически и интонационно выделить союзное слово.
- «Я не понимаю, как мне это сделать! Объясните — как?»
- «Ты что-то бормочешь? Повтори, что».
7. Не то чтобы
Может быть ситуация, когда перед нами отрицательная частица с местоимением и союз, относящийся уже к другой части предложения. В этом случае запятая нужна: «Он принёс не то, чтобы потянуть время».
Но очень часто эти три слова используются в качестве частицы или в составе составного союза «не то чтобы…, но (а)…». В этом случае они относятся к одной части предложения, нельзя разделить их или пропустить одно из слов, не поменяв смысла. Внутри этого неразложимого сочетания запятая не ставится .
- «Мы не то чтобы против…»
- «Я не то чтобы голоден, но поел бы».
- «Это не то чтобы далеко, но я не хочу тратить столько времени на дорогу».
8. Купил много всего, например гирлянду
Вводные слова, как правило, обособляются запятыми. Но не всегда. Когда вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, выделяется только сам оборот, но не вводное слово.
Часто мы присоединяем какое-то уточнение с помощью слова «например». В таком случае после него запятая не нужна: «Я купил много всякой ерунды, например гирлянду и ароматические палочки».
Но если оборот заключён в скобки или оформлен отдельным предложением, запятая нужна.
- «Я купил много всякой ерунды (например, гирлянду и ароматические палочки)».
- «Я купил много всякой ерунды. Например, гирлянду и ароматические палочки».
9. Скажите пожалуйста!
Если мы вежливо просим о чём-то нам сообщить, то запятую, конечно, ставим: «Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку?»
Но если это выражение используется как междометное, то запятая между его частями не нужна . В этом случае оно выражает не просьбу что-то сказать, а возмущение или удивление.
- Скажите пожалуйста, не хочет он суп есть!
- Какие мы нежные, скажите пожалуйста!
- 10 забавных фактов о беспощадной русской пунктуации
- 9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего
- ТЕСТ: Ставить знак препинания или нет? Проверьте свои знания пунктуации
Источник: lifehacker.ru