Цель: совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии глагола, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Объяснительный диктант
— Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор предложений.
1) Меж горцев пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту, и лёгкость ног, и силу длани. (А. С. Пушкин) 2) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека. (Л. Н. Толстой) 3) Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна (А.
Н. Островский) 4) И видишь ты синий свод неба, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес. (Н. А. Некрасов) 5) По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор. 6) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо.
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?
2. Беседа по вопросам, повторение
— Что такое обобщающие слова?
— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?
— Какие слова могут стоять при обобщающих?
— Какими членами предложения могут быть обобщающие слова?
Прежде всего обобщающие слова обозначают общее понятие относительно однородных членов. Произносятся такие предложения с особой интонацией, с паузой между частью предложения с обобщающим словом и однородными членами.
В зависимости от положения обобщающих слов в предложении ставится двоеточие, тире или оба эти знака.
Изморозь была везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи.
Здесь обобщающее слово стоит перед однородными членами, требуется двоеточие.
Переделаем предложение, чтобы появилось тире.
На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде была изморозь.
А теперь изменим предложение так, чтобы однородные члены оказались в середине.
Везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — была изморозь.
Обобщающие слова не всегда стоят непосредственно перед однородными членами или после них, их могут разделять другие слова.
Ничто в природе не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
При обобщающих словах перед двоеточием могут стоять слова, например, как то, а именно, то есть, после тире — короче говоря, одним словом, словом. Все эти слова выделяются запятой.
Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
Тихие сумерки, шелест листвы, звон воды — словом, всё настраивало особым образом.
Обобщающие слова могут быть любыми членами предложения, но обязательно теми же, что и однородные члены, которые они обобщают.
Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан. (Подлежащее.)
Мальчик прыгал, кричал, дрыгал руками и ногами, кривлялся — словом, делал всё, чтобы родители обратили на него внимание. (Сказуемое.)
Тропические птицы окрашены в ярчайшие цвета, в их оперенье смешаны все цвета радуги: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая. (Определение.)
Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. (Обстоятельство.)
Она смотрела всё подряд: реалити-шоу, кулинарные передачи, сериалы, рекламу. (Дополнение.)
3. Проверочный диктант
— Запишите предложения. Определите синтаксическую роль однородных членов и обобщающих слов (там, где они есть) и подчеркните их. Сделайте синтаксический разбор предложений: вариант 1 — второго, вариант 2 — седьмого.
1) Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и подолам, и по горам. (И. А. Крылов) 2) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов) 3) Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А.
С, Пушкин) 4) Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (А. М. Горький) 5) Всё кругом: зелёная трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным. 6) Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось. 7) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.
8) Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики. 9) И от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки — отовсюду веяло запахом весны.
1. Упражнения учебника.
2. Повторить тему «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях».
3. Составить задания по морфологии причастия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Источник: grammarian.school
Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами.
Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.
I. Организационный момент.
II. Мотивация и целеполагание:
Сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и знаках препинания при них: а) обобщим знания по теме; б) научимся правильно ставить знаки препинания и составлять схему предложения.
III. Повторение теоретических сведений по теме:
а) индивидуальная работа по карточкам
1. Восстановить схему, рассказать о группах сочинительных союзов по значению.
Источник: nsportal.ru
Синтаксический разбор предложения — как его сделать?
Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много — сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.
Через определённое время многое просто забывается. Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.
Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: «Как делать синтаксический разбор предложения?», «Как делать синтаксический разбор?», «Как осуществить синтаксический анализ предложения?». В данной статье речь пойдёт именно об этом. Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.
Полная общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений. Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.
Итак, для синтаксического разбора нужно следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:
- Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко — обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное — соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
- Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
- При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
- У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта — простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
- Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
- Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
- Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
- В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
- образа действия;
- времени;
- места;
- меры и степени;
- условия;
- уступки;
- сравнения;
- цели;
- причины;
- следствия.
- В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
- Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
- При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
- Если предложение односоставное, то следует определить его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
- Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
- На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
- Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
- Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.
Типы придаточных предложений
Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях. Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.
Основные моменты
Итак, что следует уяснить при разборе:
- Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
- К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы «какой?, «чей?».
- Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.
Разряд придаточного обстоятельственного предложения
Следует помнить о следующих разрядах:
- ПО времени отвечают на следующие вопросы: «когда?», «до каких пор?», «как долго?», «на сколько времени?». Обычно для присоединения используются союзы «когда», «только», «как только», «пока» и другие.
- ПО цели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?».
- ПО следствия — союз «так что».
- ПО места — вопросы «куда?», «где?», «откуда?».
- ПО образа действия — «как?», в главную часть конструкции можно вставить слова «так», «таким образом».
- ПО причины раскрывают вопрос «почему?».
- ПО уступки — вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?». Используются союзы «даром», «пускай», «несмотря на то что».
- Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: «подобно чему?», «как что?», при этом обычно используются союзы «словно», «как», «будто», «точно».
Видео
Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Источник: liveposts.ru