Вы наверняка множество раз слышали о том, что читать гораздо полезнее, чем смотреть фильмы. Мы знаем, что при помощи хорошей литературы можно увеличить словарный запас, переключить внимание и снять стресс, развить творческие способности, но мало кто задумывается о полезном опыте книги с психологической и научной точек. Почему же мозг развивается лучше именно при чтении?
Даже самая прекрасная классическая кинолента практически не требует от зрителя ассоциативного мышления — мозг попросту отдыхает, ведь за зрителя все сделала кинокоманда, а нам лишь остается идти по ее следу. Режиссеры проводят нас за руку по сюжетной линии, не оставляя по сути простора для собственных прогнозов и осмыслений, актеры создают игрой четкий эмоциональный фон, лишая возможности поставить повествование на паузу и разглядеть все грани чувств, испытываемых героями, а также перенять их опыт и сделанные открытия.
Чтение книг продлевает твою жизнь! Научно доказанная польза чтения | Как читать книги? Зачем читать?
«Наше сознание не может одновременно воспринимать внешние события и обращаться к внутреннему опыту. Этот процесс происходит последовательно. Если вас попросили наблюдать за каким-то событием, то вы сосредоточены именно на его восприятии, то есть ничего не вспоминаете в этот момент, нет оценки опыта, ценностей или, как говорят психологи, не интервизируете.
Во время просмотра кинофильма все внимание направлено на внешние факторы и сигналы, ваше сознание не обращает внутрь ничего из того, что происходит на экране. Обычно «переваривать» фильм мы начинаем только после появления титров. Лишь какие-то крохи идей встраиваются в нашу систему ценностей. Мы наблюдаем за окружающей средой, делаем какие-то выводы, усваиваем информацию, она становится частью нас и только тогда это приносит пользу», — считает психолог Александр Шахов.
Процесс чтения книги происходит гораздо медленнее, поэтому мозг более приспособлен к усвоению новых идей. С точки зрения обретения мудрости ума и эффективности знаний, литература гораздо более действенна. Предположим, мы включили художественный фильм «Война и мир». С одной стороны, это большая история, где нас будут поражать костюмами, батальными сценами.
С другой, если мы начнем читать книгу, то увидим ту драму, те ценности и идеи, которые хотел сообщить Л.Н. Толстой. Так как у нас есть достаточно времени, мы перерабатываем и осмысляем происходящее и впоследствии можем воспользоваться этими открытиями. В том и заключается смысл поглощения информации — становиться мудрее и опытнее.
Профессор Охад Ландесман в ходе своего эксперимента предлагал участникам посмотреть небольшой отрывок из вестерна «Хороший, плохой, злой» и параллельно измерял динамику активности мозга испытуемых с помощью ФМРТ. Полученные данные показали, что определенные визуальные образы, драматургические ходы и другие составные кинофильма оказывали практически одинаковое воздействие на всех зрителей. Книга же дает каждому читателю возможность пофантазировать. Текстовое восприятие более индивидуально и вряд ли на выходе после прочтения мы получим два одинаковых образа.
Важность чтения книг. Почему нужно читать книги, а не смотреть фильмы или мультфильмы. В.Сундаков
Можно отметить и другие очевидные плюсы, которые вы получаете, выбирая книгу, а не фильм.
Чтение повышает самооценку и делает вас более уверенными в себе.
С вами становится интереснее общаться, ведь грамотность и речевые навыки растут, расширяется кругозор и легче формулировать мысли. Быть интеллектуалом нынче модно
Улучшается память и развиваются творческие способности, воображение.
Чтение заставляет ваш мозг работать на максимум, тренируется память и логика. Кстати, доказано, что активная мозговая деятельность буквально дарит вам вторую молодость, ведь организм стареет медленнее.
Сотрудники университета Раш в Чикаго (Rush University) привели данные исследований, в которых говорится, что активная интеллектуальная деятельность помогает сохранить белое вещество мозга плотным и здоровым.
Белое вещество мозга состоит из нервных клеток (нейронов), а их отростки (аксоны) покрыты миелиновой оболочкой, которая работает как электрический изолятор и увеличивает скорость передачи информации. В здоровом мозге, как обнаружили ученые, молекулы воды внутри ткани белого вещества перемещаются вдоль нервных клеток, поскольку движению сквозь них препятствует развитая миелиновая оболочка. Если мозговая деятельность падает, миелина становится меньше, и молекулы воды начинают перемещаться «как попало», дополнительно замедляя скорость мыслительного процесса. Ученые пришли к выводу, что анизотропность (избирательная проницаемость) белого вещества мозга гораздо выше у людей, вовлеченных в интеллектуальную активность. Чтение и другие виды интеллектуальной могут отсрочить старение мозга, предотвратив отмирание миелиновой оболочки аксонов.
Этой же теории придерживается автор книги Андре Алеман «Мозг на пенсии». Профессор нейропсихологии советует проводить регулярные умственные упражнения, чтобы сохранить здоровье.
А ученые Калифорнийского университета считают, что мозговую деятельность также стимулирует работа в интернете. Во время пребывания в сети, работа головного мозга человека направляется на выполнение и решение нескольких задач одновременно. В частности, активизируются отделы, отвечающие за речь, чтение, память и зрение.
Новые знания позволяют легче справляться с трудными жизненными ситуациями.
Сложная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим достичь и сделать, и тем, что мы можем. Поэтому человек должен развиваться, черпая знания из книг, чтобы знать как можно больше о возможных вариантах борьбы с трудностями.
Помимо того, чтение способно принести целую гамму эмоций, а все мы знаем, что проживать их крайне необходимо. В книгах можно найти ответы на многие волнующие вопросы, они заставляют задуматься о смысле жизни, любви, дружбе. Мы оцениваем поступки героев, примеряем ситуации на себя, будто проживая вместе с ними литературную жизнь. И, конечно, получаем возможность перенять чужой опыт. Как говорил известный французский автор Фредерик Бегбедер, «книги — хороший способ поговорить с тем, с кем разговор невозможен».
Кроме того, исследователи из Шотландии выяснили, что
хорошая книга может излечить не хуже антидепрессанта.
В эксперименте приняли участие две сотни человек с депрессией разной степени тяжести. Их разделили на группы и предложили разные методики лечения. Первой — таблетками, а второй — книгами по психологии из разряда «помоги себе сам». В результате, лучше выздоравливали те, кто читал, неужели люди, чье психическое здоровье поправляли медикаментами.
Психолог, руководитель Центра психологической помощи Александр Шахов
Источник: psyfactor.org
Что лучше: смотреть фильмы или читать книги?
Согласно старой шутке, фраза «книга лучше» может служить ответом практически на любой вопрос. И просмотр даже самой удачной экранизации фанаты литературного первоисточника нередко завершают именно этими словами. Вроде бы все ясно, но многих из нас по-прежнему волнует, что же сделать в первую очередь: посмотреть фильм или прочесть книгу. А некоторые до сих пор не могут взять в толк, зачем тратить время и силы на чтение, если включить телевизор, открыть ноутбук или сходить в кино намного проще. Давайте разберемся, кто же прав в этом споре: фанаты кино или книг?
Книга — это полезно
Начнем, пожалуй, с достоинств и недостатков книг. Наверняка вы не раз слышали, что читать книги полезно. Почему? Во-первых, как мы уже писали в одной из наших статей, увлечение литературой позволяет эффективно снимать стресс, увеличивать словарный запас, расширять кругозор, а также развивать внимание, творческие способности и эмоциональный интеллект. А во-вторых, при знакомстве с художественным текстом наш мозг работает совсем не так, как при просмотре фильма, и это дает книголюбу ряд преимуществ перед киноманом.
Посвящая время чтению, мы одновременно «тренируем» самые разные отделы мозга: работают зоны, отвечающие за зрительное восприятие, речь, воображение, ассоциативное мышление и эмоции. Нервные волокна покрываются более плотным слоем проводящего вещества — миелина, и это действительно спасает от многих заболеваний мозга, например от болезни Альцгеймера.
Процесс чтения требует намного больше времени, чем длится любой полнометражный фильм (вот, кстати, и главный «минус» книг). Мы не обязаны сосредоточенно смотреть на экран, забывая обо всем на свете, и у нас появляется возможность сделать перерыв, чтобы осмыслить авторскую задумку, соотнести прочитанное с собственными воспоминаниями, оценить опыт персонажей и понять их ценности.
А «переварить» фильм мы можем только после окончания просмотра или поставив видео на паузу. И все из-за того, что наше сознание по природе своей противится тому, чтобы в одно и то же время воспринимать внешние события и обращаться к внутреннему опыту. Так что, если вы хотите лучше усвоить новые идеи и найти им применение в жизни, выбирайте книги. Продираться через текст иногда бывает нелегко (а вот и второй «минус»), но это всегда пойдет вам на пользу, какой бы жанр вы ни выбрали.
Кино — это удобно
Если при чтении мозг активно работает и тратит на это море энергии, то просмотр фильма помогает ему отдохнуть. У зрителя нет необходимости распутывать клубок из сюжетных нитей и пытаться понять, чего же хотел автор, — можно «расслабить извилины» и просто идти по тому пути, который проложила съемочная группа. С одной стороны, это печально — никакого простора для воображения: персонажи и локации выглядят так, как решили режиссер и художники по гриму, костюмам и декорациям. С другой — так мы экономим время и силы, все еще получая удовольствие от новой информации. Это особенно ценно в современном мире.
Не стоит забывать и о том, что в кино бывают шикарные спецэффекты и закадровая музыка, а экранизация литературного произведения может помочь за короткое время ознакомиться с сюжетом на несколько сотен страниц. Но как бы ни старались режиссер, сценарист и актеры, им не удастся перенести на экран все подробности, мысли персонажей и описания. Поэтому, скорее всего, мы так и останемся недовольны киноверсиями «Войны и мира» и «Мастера и Маргариты».
Литература и кинематограф — не конкуренты
Когда мы пытаемся заменить книгу экранизацией или сравнить новеллизацию с любимой кинокартиной, мы поступаем как минимум наивно. Все-таки кино и литература — это два разных вида искусства. Закономерным образом могут различаться их свойства и задачи. Поэтому выбирать между фильмом и книгой — все равно, что спорить, что лучше: живопись или балет.
Новеллизация никогда не сможет создать у читателя то же ощущение, что он испытал когда-то у экрана. Да и режиссер фильма не обязан дословно передавать мысли автора исходной книги. Прекрасно, если он расставляет в произведении свои акценты: это помогает включиться в диалог двух художников и посмотреть на обозначенную тему с разных сторон.
К примеру, вы немного узнаете о литературных первоисточниках из работ Андрея Тарковского, но это не сделает его «Сталкера» и «Солярис» менее ценными для зрителя и кинокритика. А с «Космической одиссеей» Кларка и вовсе случилось странное: из рассказа «Часовой» вырос сценарий фильма Стэнли Кубрика, который и стал основой для романа «2001: Космическая одиссея». И потом, писатели нередко пробуют себя в роли сценаристов, и наоборот.
В общем, если вдуматься в суть вопроса, становится ясно, почему книголюбы и киноманы из года в год остаются каждый при своем мнении. Так что лучше всего не ограничивайте себя: читайте хорошие книги и смотрите интересное кино — только тогда вы получите и пользу, и удовольствие в полном объеме.
Источник: eksmo.ru
Почему читать книги лучше, чем смотреть фильмы?
В предлагаемой вашему вниманию заметке будет старательно обосновываться сентенция о том, что чтение книг не в пример лучше просмотра фильмов. Разумеется, на такой случай предсказуемы вопросы: «кому лучше?», «для кого лучше?», «чем лучше?» и прочее в этом духе. Отвечаю: лучше для всех — и в первую очередь тем, что чтение активизирует мозг на порядок больше, нежели просмотр видеоконтента. А теперь — непосредственно к теме…
Фильмы, в отличие от текстов, практически не требуют ассоциативно-образного мышления. Это действительно так. При просмотре кино ассоциативный аспект мозговой активности тотально вырубается — просто за ненадобностью.
Вы никогда не задумывались, почему фильм любой серьезности и глубины можно преспокойно просматривать в метро в час пик, а вот мало-мальски серьезную книгу при таких обстоятельствах нипочем не запомнишь? А между тем ответ на этот вопрос очевиден: любой текст требует полного ассоциативного погружения в него, в то время как фильм этого не требует — он назойливо транслирует строго определенную последовательность строго определенных сменяемых картинок.
Если в книге написано, что мужчина был роста среднего, одет в пальто, а на голове его была шляпа, то мы мысленно воспроизводим и цвет этих предметов одежды, и их внешний вид, и сочетание друг с другом, и внешний вид мужчины в целом, и, возможно, много чего еще. В общем, фантазируем, как заблагорассудится.
Кино же при всем нашем желании не потребует от нас таких усилий: у нас уже будет перед глазами конкретный образ конкретного мужчины, заботливо навязанный нам режиссерским видением и актерской работой. И в этом смысле, конечно, любая самая примитивная книга разгромно и безоговорочно выигрывает у любого мегаинтеллектуального кино.
Книги, в отличие от фильмов, аккумулируют не образы, а смыслы. В этом тоже бесспорная польза чтения. Чем книга лучше, тем больше в ней мыслей и смыслов, а фильм запросто может быть полностью лишен таковых, причем он может даже при таком раскладе оставаться хорошим и даже классическим.
Более того, заключить в фильм какие-то мысли и смыслы практически невозможно, ну, крайне затруднительно. Особо талантливые и изощренные режиссеры в редчайших случаях транслируют какие-то смыслы через закадровое чтение текста, и порой даже получается неплохо, но это опять-таки совершенно другой уровень.
Ведь как в нашей жизни происходит: сначала мы не умеем читать и нам читает на ночь мама или бабушка, а потом мы как-то постепенно научаемся читать — и смыслов доискиваемся уже своими силами. Так же и тут: да, нам неплохо читает глубокомысленный текст хорошо поставленный закадровый голос, но самостоятельное проникновение в толщу смыслов не заменит ни один, даже самый гениальный, киношный монолог.
Хотим мы этого или нет, но визуальное и вербальное искусства всегда будут отличаться: первое всегда будет более ярким, наглядно-конкретным и навязчивым, второе — более неуловимым, и по причине этого более проникающим и глубоким. По всей видимости, это неотъемлемые специфики данных родов искусства.
Книги — это диалоги, фильмы — это монологи. Киношные образы всегда определенны, а значит, неоспоримы и не воспринимают каких-либо возражений со зрительской стороны.
Возражение может быть только одно — выключение телевизора. А если его не выключил, то уж будь любезен — воспринимай режиссерско-актерский монолог.
С текстовой информацией все совсем не так: коль скоро читателю дается возможность пофантазировать, то и образы он может слепить в своем воображении такие, о которых мог даже и не помышлять сам автор. Да более того: читатель может и вовсе не согласиться с автором, причем исходя из авторского же текста. Запросто.
Никогда не замечали, что книги вызывают всегда больше дискуссий, чем фильмы? Так происходит именно в силу индивидуальности текстового восприятия. Зато фильмы всегда вызывают на порядок больше скандала и резонанса, потому что кино — на порядок более массовое искусство, чем литература.
Наконец, работа над восприятием книг требует хотя бы минимальных самостоятельных усилий, в то время как фильмы начинают автоматически восприниматься по нажатию кнопки.
Это тоже немаловажный аспект, потому как ценность и запоминаемость информации, приобретаемой путем концентрации внимания и посредством преодоления хотя бы минимальных препятствий, несомненно более высокая, нежели ценность той информации, которая электронно-сигнально впихнута (а может, и вбита) в голову.
Короче говоря, заменить книги фильмами никак не удастся на том очевидном и элементарном основании, что книги значительно лучше фильмов — именно в части активизации работы мозга. Пусть киноэстеты не тешат себя интеллектуалистскими иллюзиями.
Источник: www.shkolazhizni.ru