Мы публикуем очередной образец церковного мракобесия, стоит обратить внимание и на стих в конце этого опуса.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
АЛЕКСИЯ II
Архимандрит Рафаил
О ТЕЛЕВИЗОРЕ
Телевизор занял неподобающее место в нашем доме. Будучи скромным средством информации, он монополизировал и унифицировал нашу душевную жизнь. В древности центром семьи был очаг. Затем им стал стол, за которым собирались все родные после трудового дня. Там они не только трапезовали, но и читали Священное Писание. Теперь их место по значению занял телевизор.
Но телевизор не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Характерно, что телевизор занимает то место в комнате, где раньше был святой угол с иконами. Древние греки говорили о духе дома
— Даимоне, или Гении, внушающем человеку мысли, крестьяне — о домовом, мучившем жителей дома ночными кошмарами. Домашний дух нашего времени вполне материализован —- это телевизор.
А вы знаете, как это работает? #shorts
Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанного со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древнегреческая трагедия, по нашим понятиям, нравственная. Святые отцы не делели театральные постановки на полезные и вредные. Они осуждали сам метод — имитацию истины, игру в действительность.
Телевизор лишил нас домов, превратив их в театральные залы. В Библии написано: «Не многих пускай в свой дом!» Телевизор сорвал двери с нашего дома, к нам приходят толпы людей, пришельцы со всех планет, созданные фантастами. Приходят без стука и спроса, приходят ковбои и гангстеры, приходят люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Дом стал проходным двором.
Телевизор создал новый вид человека — homo medium — человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека душевного распада, который не может поставить границы и фильтр внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — некритически, недифференцированно, одной низшей механической памятью. Смысловая память при этом притупляется, творческие силы ослаблены.
Человек мыслит посредством слова, человек называется в патристике словесным существом. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, воспитывает рассеянность и впечатлительность. Душа становится изнеженной, чувственной и истеричной. Телевизор является концентрацией страстей; страсть неотделима от чувственных образов.
Аскетическая борьба со страстью— это очищение души от фантазий и представлений. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор дает множество форм для чувственностя. Телевизор расслабляет интеллектуальные силы человека. Ум должен упражняться, искать,
преодолевать препятствия, как атлет тренирует свои мышцы. Телевизор дает обильную, рафинированную, приготовленную пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, дряхлеет и стареет.
Эффект зомбоящика: Кто и зачем смотрит ТВ?
Всякое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле индуктирует и питает наши страсти. В каждом познании есть элемент симпатии, общности. Грех, соделавшись привычным, перестает быть отвратительным.
Телевизор посягнул на духовную сферу. Фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у святых отцов прелестью. Визуально представить духовный мир невозможно, представлять его — это значит находиться в замкнутом круге страстных призраков и гордых теней, вызванных к жизни воображением.
Каждый человек, по учению святых отцов, — это малый мир. Каждый человек — это неповторимая ивдивидуальность. Телевизор унифицирует, обезличивает людей. Древние философы сказали: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, разумеется, не вещественную,а духовную пищу — что он читает, с кем он общается, к чему он стремится. Телекизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому люди стали похожими друг на друга — похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия;
люди теряют интерес друг к другу.
Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстей, одновременно и зрительных, и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения.
Телевизор развивает антихристианство. Религия — это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концентрацию внимания, сосредотачивает на немногих, но самых главных онтологических объектах. Телевизор — диаметрально противоположное: смена впечатлений, при которой теряется контроль над сенсорной деятельностью.
Религиозное чувство — это мистическое чувство, тонкое и нежное, как лепестки цветка. Оно слышится в безмолвии, а не в шуме улицы.
Телевизор распространяет нервные и психические болезни. Возможности человеческой психики не безграничны. У телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за месяц. Нервная система человека изнашивается, не вынося ненесильного напряжения, она, как бы защищая себя, уходит в болезнь.
Телевизор учит людей жестокости, это касается не только картинубийств и насилия, окруженных в телепередачах подчас атмосферой поклонения и геройства, но это касается не менее страшного: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчуждеиным.
Телевизор отчуждает друг от друга людей, живущих в одном и том же доме, семье — заменив общение людей призраками и тенями экрана. Телевизор ведет к потерям чувства у живых людей человека — и люди теряют любовь и сострадание к ближнему своему. Человек перестает рассматриваться как личность, он превращается в инструмент.
Говорят, что телевизор может стать началом религиозного просветитеяьства, но он убивает самое сердце религии — молитву, мистичеекую беседу души с Богом. Загруженная, забитая потоком внечатлений душа не в силах сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых Молитве страстных представлений. Молитва — это центр духовной жизни. Человек выбрасывает душу из неподвижного центра на вертящийся круг сменяющихся представлений. Вне молитвы и созерцания невозможно внутреннее ощущение Бога, свидетельство души о присутствии Божием.
Если даже телевизор станет каналом религиозных передач, то все равно он лишит религию главного —глубины: и мистики, остановившись на катехизаторстве и оглашении, на уровне слов, а не силы. Без религиозной интуиции, созревающей в безмолвии, такое оглашение или не будет принято, иди будет принято на уровне духовно-культурных ценностей. Нужнанравственная подготовка, нужны религиозные искания, необходима борьба со страстьми и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы почувствовать его возрождающую силу. Иначе Христос будет стучаться в закрытую дверь.
Особенно губительно действуют безнравственные сцены на детей, которые с молчаливого согласия родителей сидят вместе с ними (иначе родителям пришлось бы или выключить телевизор, или удалить детей из дома на многие часы, поэтому родители предпочитают делать вид, чго они не замечают детей, смотрящих телевизор за их спиной). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после духовного растления у телевизора воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым
протестом против нее. Нам могут возразить, чтo иные телевизионные программы чисты и нравственны, но на самом деле это далеко не так. Если бы в передачах занимались бы только морализацией, то телевизоры вообще не покупали бы. Посмотрите на лица сидящих у телевизора. Что вызывает их наибольший интерес — морализация или гангстеры и приемы дзю-до?
Если зерна цветов и сорняка смещать вместе и бросить в землю, то можно быть уверешшм, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человеке подавленной
духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную и историческую ценность, что в сущности является религией без Бога. Поэтому тэевевизор калетат детские души. Телевизор отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками — детей без детства и чистоты!
Религия — это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу. Литургия не может быть воспринята как визуальное представление; это мистическое повторение Голгофской жертвы, к созерцанию и учаспио в которой в древние времена допускались только после подготовки, только члены Церкви, не находящиеся под эпитимией. Литургия — это схождение Духа Святаго и преображение человеческой души. Неужели же телевизор может зафиксировать схождение благодати?
Телевизор внес вдома верующих людей кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов перевоплощаться, умение забыть себя, отождествить тебя с тем, кого играют, показывает отсутствие всякого религиозного чувства или искаженную религиозность актера, отождествляющего себя со Христом.
Сатана сказал: я — Бог. Адам сказал: я хочу быть без Бога, как бог. Артист говорит: я хочу показать через себя миру Христа Спасителя. Значит, этот артист уверен, что он может думать как Христос, любить как Христос, действовать как Христос, Это большее богохульство, чем примитивная и пошлая антирелигиозная пропаганда.
Сегодня артист играет гангстера, завтра апостола, послезавтра, может быть, Рейгана или товарища Камо! Но наша психика, восприняв в подсознании опошленный театром образ, по законам ассоциаций и аналогии в мышлении наложит этот лживый образ, как клеймо, на святыню.
Телевизор — враг, с которым нельзя договориться. Его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью 5 километров в год, тотелевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая поеледние. источники и родники, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.
Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школы для занятий: он сможет сделать это, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне, холодной ко всему и чуждой для всех.
О ВРЕДЕ ТЕЛЕВИЗОРА
Пред иконою лампада
Не горит в углу святом.
Поселился слуга ада-—
Атеист на месте том.
Неожиданно ворвался,
Подобрал такой момент,
Телевизором назвался,
Предоставил документ.
От утра до полуночи
За волной бежит волна,
Ум и сердце, слух и очи
Помрачает сатана.
Устремили все на свете
Свои взоры на экран,
Смотрят взрослые и дети
Передачи со всех стран.
Временами от испуга
Дети жутко вопиют,
Возмущается супруга:
«Что за чушь передают?»
Ежедневная программа
Передышки не дает,
Учтено «до миллиграмма»:
Бес и пляшет и поет.
От молитвы отвлекает
Этот злостный лиходей,
На преступиость он толкает
Одураченных людей.
Молодежь вся развратилась,
По программе сатаны
В дармоедов превратилась,
В паразитов для страны.
Неспокойно в каждом доме,
Брат для брата стал врагом,
Беззаконье, как в Содоме,
Совершается кругом.
Никакого «гуманизма»
Телевизор не дает,
Лишь в угоду атеизму
Он и пляшет, и поет.
Всяки новшества и моды
Вредоносны для детей.
Люди стали как уроды
Под влиянием страстей.
Появились наркоманы,
Удалившись от Христа,
Опустели их карманы,
И душа у них пуста.
Для святой беседы с Богом
Был священный уголок.
Телевизор своим рогом
Все иконы уволок.
Уж не теплится лампада,
Как в былые времена,
Этот идол — слуга ада—
Злые сеет семена.
Источник: www.ateism.ru
Публикации / Это интересно и полезно
Почему христианину не рекомендуется смотреть телевизор
13.06.2014 0
Телевизор занял неподобающее место в нашем доме. Будучи скромным средством информации, он монополизировал и унифицировал нашу душевную жизнь. В древности центром семьи был очаг. Затем им стал стол, за которым собирались все родные после трудового дня. Там они не только трапезовали, но и читали Священное Писание.
Теперь их место по значению занял телевизор. Но телевизор не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Характерно, что телевизор занимает то место в комнате, где раньше был святой угол с иконами. Древние греки говорили о духе дома — Даимоне, или Гении, внушающем человеку мысли, крестьяне — о домовом, мучившем жителей дома ночными кошмарами.
Домашний дух нашего времени вполне материализован — это телевизор.
Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанного со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древнегреческая трагедия, по нашим понятиям, нравственная. Святые отцы не делили театральные постановки на полезные и вредные. Они осуждали сам метод — имитацию истины, игру в действительность.
Телевизор лишил нас домов, превратив их в театральные залы. В Библии написано: «Не многих пускай в свой дом!» Телевизор сорвал двери с нашего дома, к нам приходят толпы людей, пришельцы со всех планет, созданные фантастами. Приходят без стука и спроса, приходят ковбои и гангстеры, приходят люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Дом стал проходным двором.
Телевизор создал новый вид человека — homo medium — человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека душевного распада, который не может поставить границы и фильтр внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — некритически, недифференцированно, одной низшей механической памятью. Смысловая память при этом притупляется, творческие силы ослаблены.
Человек мыслит посредством слова, человек называется в патристике словесным существом. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, воспитывает рассеянность и впечатлительность. Душа становится изнеженной, чувственной и истеричной. Телевизор является концентрацией страстей; страсть неотделима от чувственных образов.
Аскетическая борьба со страстью — это очищение души от фантазий и представлений. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор дает множество форм для чувственности. Телевизор расслабляет интеллектуальные силы человека. Ум должен упражняться, искать, преодолевать препятствия, как атлет тренирует свои мышцы.
Телевизор дает обильную, рафинированную, приготовленную пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, дряхлеет и стареет.
Всякое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле индуктирует и питает наши страсти. В каждом познании есть элемент симпатии, общности. Грех, соделавшись привычным, перестает быть отвратительным.
Телевизор посягнул на духовную сферу. Фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у святых отцов прелестью. Визуально представить духовный мир невозможно, представлять его — это значит находиться в замкнутом круге страстных призраков и гордых теней, вызванных к жизни воображением.
Каждый человек, по учению святых отцов, — это малый мир. Каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Телевизор унифицирует, обезличивает людей. Древние философы сказали: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, разумеется, не вещественную, а духовную пищу — что он читает, с кем он общается, к чему он стремится. Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей.
Поэтому люди стали похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия; люди теряют интерес друг к другу.
Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстей, одновременно и зрительных, и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения.
Телевизор развивает антихристианство. Религия — это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концентрацию внимания, сосредотачивает на немногих, но самых главных онтологических объектах. Телевизор — диаметрально противоположное: смена впечатлений, при которой теряется контроль над сенсорной деятельностью.
Религиозное чувство — это мистическое чувство, тонкое и нежное, как лепестки цветка. Оно слышится в безмолвии, а не в шуме улицы.
Телевизор распространяет нервные и психические болезни. Возможности человеческой психики не безграничны. У телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за месяц.
Нервная система человека изнашивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, уходит в болезнь.
Телевизор учит людей жестокости, это касается не только картин убийств и насилия, окруженных в телепередачах подчас атмосферой поклонения и геройства, но это касается не менее страшного: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становится безучастным, холодным, отчужденным.
Телевизор отчуждает друг от друга людей, живущих в одном и том же доме, семье, заменив общение людей призраками и тенями экрана. Потеряв чувство живого человека, он потерял любовь к нему и сострадание. Человек перестает рассматриваться как личность, он превращается в инструмент.
Говорят, что телевизор может стать началом религиозного просветительства, но он убивает самое сердце религии — молитву, мистическую беседу души с Богом. Загруженная, забитая потоком впечатлений душа не в силах сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых молитве страстных представлении. Молитва — это центр духовной жизни.
Человек выбрасывает душу из неподвижного центра на вертящийся круг сменяющихся представлений. Вне молитвы и созерцания невозможно внутреннее ощущение Бога, свидетельство души о присутствии Божием.
Если даже телевизор станет каналом религиозных передач, то все равно он лишит религию главного — глубины и мистики, остановившись на катехизаторстве и оглашении, на уровне слов, а не силы. Без религиозной интуиции, созревающей в безмолвии, такое оглашение или не будет принято, или будет принято на уровне духовно-культурных ценностей. Нужна нравственная подготовка, нужны религиозные искания, необходима борьба со страстьми и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы почувствовать его возрождающую силу. Иначе Христос будет стучаться в закрытую дверь.
Особенно губительно действуют безнравственные сцены на детей, которые с молчаливого согласия родителей сидят вместе с ними (иначе родителям пришлось бы или выключить телевизор, или удалить детей из дома на многие часы, поэтому родители предпочитают делать вид, что они не замечают детей, смотрящих телевизор за их спиной). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после духовного растления у телевизора воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым протестом против нее.
Нам могут возразить, что иные телевизионные программы чисты и нравственны, но на самом деле это далеко не так. Если в передачах занимались бы только морализацией, то телевизоры вообще не покупали бы. Посмотрите на лица сидящих у телевизора. Что вызывает их наибольший интерес — морализация или гангстеры и приемы дзюдо?
Если зерна цветов и сорняка смешать вместе и бросить в землю, то можно быть уверенным, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человек с подавленной духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную и историческую ценность, что в сущности является религией без Бога. Поэтому телевизор калечит детские души. Телевизор отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками — детей без детства и чистоты!
Религия — это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу. Литургия не может быть воспринята как визуальное представление; это мистическое повторение Голгофской жертвы, к созерцанию и участию в которой в древние времена допускались только после подготовки, только члены Церкви, не находящиеся под эпитимией. Литургия — это схождение Духа Святаго и преображение человеческой души. Неужели же телевизор может зафиксировать схождение благодати?!
Телевизор внес в дома верующих людей кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов перевоплощаться, умение забыть себя, отождествить себя с тем, кого играют, показывает отсутствие всякого религиозного чувства или искаженную религиозность актера, отождествляющего себя со Христом. Сатана сказал: я — Бог. Адам сказал: я хочу быть без Бога, как бог.
Артист говорит: я хочу показать через себя миру Христа Спасителя. Значит, этот артист уверен, что он может думать как Христос, любить как Христос, действовать как Христос. Это большее богохульство, чем примитивная и пошлая антирелигиозная пропаганда. Сегодня артист играет гангстера, завтра апостола, послезавтра, может быть, Рейгана или товарища Камо! Но наша психика, восприняв в подсознании опошленный театром образ, по законам ассоциаций и аналогии в мышлении наложит этот лживый образ, как клеймо, на святыню.
Телевизор — враг, с которым нельзя договориться. Его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая последние источники и родники, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.
Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школы для занятий: он сможет сделать это, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне, холодной ко всему и чуждой для всех.
Источник: www.bleckt.com
Беседа с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом о телевидении и духовной жизни
Каким образом телевидение вредит духовной жизни? Почему телевидение обладает такой большой силой? Правда ли, что телевидение вводит человека в грех? Разве не может человек смотреть телевизор избирательно, то есть только то, что ему на пользу?
Вопрос: Каким образом телевидение вредит духовной жизни?
Ответ: Святые отцы говорили, что смерть заходит через двери, имея в виду душевную смерть, которая является последствием греха, проникающего в душу через пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Вследствие этого все православное аскетическое учение основано на подчинении чувств уму и слову как цели, в его расширенном понимании. Например: мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть. В первом случае еда является удовлетворением биологической потребности, во втором – удовлетворением желания, становясь высшей целью и источником наслаждения. Святой Иоанн Богослов в своем первом соборном послании говорит о трех простых, но очень емких толкованиях понятия «мир», имея в виду то, на чем основываются мирские заботы: похоть очей, похоть плоти и гордость житейская.
Сегодня телевидение с огромным усердием пытается предоставить людям зрелища, удовлетворяющие мирские интересы, так как большинство людей предпочитают мирскую жизнь, далекую от Бога и соблюдения Его заповедей, которое приводит нас к святости и обожению. Люди выбирают материю вместо духа, преходящее удовольствие чувств вместо вечности и причастия Богу, которые могут быть достигнуты в земной жизни.
Таким образом, телевидение предоставляет все, что может удовлетворить человеческое любопытство (похоть очей), что ведет к дальнейшему телесному расслаблению (похоть плоти), наслаждению, сладострастию и телесным удовольствиям. А те приводят к гордости житейской, самодовольству, высокомерию, воровству, злоупотреблению и, в конечном счете, убийству ближнего, что является крайней стадией человеческого эгоизма и желания превосходства и власти.
Поэтому телевидение по большей части показывает программы со сценами насилия, разврата, преступлений.
Вследствие этого человеческий разум ежедневно наполняется вещами недостойными и постыдными, так как современный человек много времени проводит перед телевизором, компьютером и в интернете. Постоянно наблюдая различные аморальные вещи, человек оскверняет свой разум. И, когда оскверняется разум, человек страдает, так как оскверненный ум уводит его от Бога.
Вопрос: Почему телевидение обладает такой большой силой?
Ответ: Оно обладает силой, так как современному человеку свойственна психологическая потребность в развлечении. А самое доступное развлечение – это телевидение. За небольшие деньги можно купить телевизор и устроить дома кинотеатр. И так как многие современные люди бездуховны, наблюдение движущихся картин оказывается для них достаточным развлечением.
Эти картины наносят человеку ущерб. Очень серьезный ущерб. Сначала очуждается и разрушается ум человека, а затем, вследствие постоянного просмотра аморальных, порнографических фильмов, оскверняется и разрушается сам человек.
Вопрос: Какую роль играет телевидение в формировании коллективного сознания?
Ответ: Сейчас телевидение находится во власти сильных мира сего и темных сил, которые ратуют за глобализацию и стремятся к тому, чтобы люди мыслили одинаково. Они фактически промывают людям мозги, заставляя их видеть белое черным, а черное белым, в зависимости от желания наднациональных центров власти, имеющих экономический контроль над каналами.
Кроме того, телевидение навязывает в качестве ценности упразднение нравственности, дезориентирует людей, отвращая их от духовной культуры и национальных идеалов. Они хотят, чтобы от людей осталась лишь плоть, чтобы они не думали ни о чем духовном.
Как вы можете заметить, в настоящее время большинство фильмов и телепрограмм не имеют нравственного подтекста, способствующего развитию добродетели и этики. Актеры в большинстве своем являются носителями мнимой морали. Фильмы всех стран мира схожи по своему содержанию. Это делается для обезличивания человека. Человек должен утратить лицо – вот каков действующий повсеместно лозунг темных сил.
Вопрос: Правда ли, что телевидение вводит человека в грех?
Ответ: Безусловно. Согрешает разум, наблюдая аморальные фильмы. В наши дни человеку не составляет сложности сидеть в своей комнате и смотреть по телевизору любые непристойности, которых жаждет его ум. Разум распаляется и неизбежно приходит к греху.
Вопрос: Телевидение подпитывает страсти?
Ответ: Конечно, в особенности это касается плотских страстей. И человек, в конце концов, уступает этим страстям. Как известно, нравственность есть необходимая предпосылка духовной жизни. Если же человек не обладает нравственной чистотой, он не сможет получить Божью благодать. Это невозможно, что бы он ни делал.
Он может быть воцерковленным, молиться, но все это не будет иметь смысла, если он не пытается стать нравственно чище. Все равно, что писать вилами по воде.
Вопрос: Разве телевидение не показывает живую действительность и человеческое общение?
Ответ: Оно показывает живую действительность, но эта действительность греховна. Если бы телевидение показывало нам духовную реальность, оно стало бы замечательным средством нравственного воспитания. К сожалению, сейчас редко можно встретить каналы с духовной тематикой. В Салониках есть только один телевизионный канал – он называется Е4 – который показывает полезные духовные передачи. Однако он один на сотни, даже на тысячи.
Вопрос: Разве не может человек смотреть телевизор избирательно, то есть только то, что ему на пользу?
Ответ: К сожалению, человеку сложно подойти к этому избирательно. Несмотря на то, что есть пульт, человек, включая телевизор, оказывается под властью бесов. И вместо того, чтобы посмотреть, скажем, только новости, человек смотрит и другие программы. Блаженный старец Паисий запрещал смотреть даже новости.
Его современник, святой Силуан Афонский, почивший в 1938 году, когда телевизоров еще не было, а существовала только пресса, говорил, что тот, кто хочет научиться молиться – святой говорил о чистой сердечной молитве – не должен читать газеты и журналы, так как они вносят в молитву рассеянность. А что бы он сказал сейчас, если бы жил в эту эпоху господства телевидения и всевластия греха, где не остается места попыткам научиться чистой молитве? «Молящийся человек, – говорил святой Силуан, – чувствует состояние мира через информацию, посылаемую ему Господом». Так он начинает с болью в сердце молиться за весь мир, не испытывая необходимости слушать и смотреть новости.
Многие люди говорят мне сегодня, что часами сидят перед телевизором – как муж, так и жена, совершенно не разговаривая друг с другом. Один сидит пять часов, другой восемь! Дети, в особенности на каникулах, смотрят телевизор по 10 – 12 часов в сутки. Это бесовское состояние. И если бы они смотрели правильные и душеполезные программы!
Но дети лишь вредят себе. Даже пресловутый Микки Маус и ему подобные, которых и мы смотрели, когда были маленькими, сейчас не несут ничего положительного. Они перестали быть образцами альтруизма и любви, какими они были прежде. Сейчас они учат сатанинской морали, показывают детям ненависть, злопамятность, убийство. Преуспевает тот, кто легко идет на убийство, – таков тип человека, которого мы видим в современных мультфильмах.
Вопрос: Считаете ли вы, что телевидение способно создать новую религию?
Ответ: Оно создает не новую религию, а новую греховную действительность. Человек прикован к ней и ничего не может с этим поделать. В такой ситуации, созданию которой способствует телевидение, человек не способен к памяти о Боге и к богообщению.
Вопрос: Может, наше отношение к телевизору превратилось в культ?
Ответ: Фактически так и есть. Иные люди относятся к телевизору так же фанатично, как другие относятся к Богу. Вместо того чтобы любить Бога всем своим существом, они любят телевизор. Поэтому сейчас так распространены переносные телевизоры, которые можно взять с собой в машину, в самолет. Человек страдает от потребности постоянно что-то смотреть. И это тяжелая зависимость.
Неустанно наблюдая множество различных программ, человек перестает видеть Бога.
Вопрос: Как же этого избежать?
Ответ: Человеку не понадобится все вышеперечисленное, если он живет благодатью Святого Духа. Но это очень нелегко. Редко сейчас встретишь такого человека.
Вопрос: Телевизор можно назвать окном в псевдореальность. Где нам отыскать окно в реальность духовную?
Ответ: Прежде всего, мы должны помочь людям стать ближе к Богу и начать жить духовной жизнью. И тогда у них появится осознание того, что хорошо, а что плохо. Кроме того, нам нужно попытаться изменить сложившуюся ситуацию, выступая за создание телеканалов, имеющих духовную основу. Необходимо убедить Церковь создать канал, транслирующий душеполезные программы, являющиеся антиподом смерти и насилия, которые мы ежедневно наблюдаем на телеэкране. Итак, нужно попытаться оказать влияние на людей и на Церковь.
К счастью, здесь в Салониках, как я уже говорил, поддерживаем и мы такой канал, Е4. Происходят различные мероприятия, предоставляем посильную экономическую помощь. Мы всеми силами оказываем поддержку этому телеканалу, наставляющему людей на путь истинный.
Совершенно очевидно, что мы не сможем запретить современному человеку смотреть телевизор. Церковь должна осознать, что это представляет большую проблему. К несчастью, социологические данные показывают, что человек не может существовать без телевизора. Я, разумеется, придерживаюсь мнения, что его в доме быть не должно. Но во многих семьях телевизор требуют дети.
И чтобы избежать ссор, родители уступают. Дело дошло до того, что сейчас сделалось невозможным найти дом без телевизора. Иногда они стоят в каждой комнате. Это и удручает больше всего – дом с пятью комнатами и с пятью телевизорами.
Вопрос: Что из того, что человеку дает телевидение, ему может предоставить Церковь?
Ответ: Церковь должна убедить своих детей оставить грех. И когда люди оставят грех, телевизору в их жизни места не останется.
Я забыл упомянуть о том, что еще один способ уберечься от плохих программ – это брать хорошие видеокассеты для всей семьи и для детей.
Церковь должна заставить человека понять, что ему не нужны все эти спутниковые антенны с множеством каналов, показывающих аморальные программы. Это умерит наносимый человеку вред. Церковь должна принять меры, чтобы убедить общество в том, что телевидение развращает. Очень хорошо, что вами организована эта кампания против вреда телевидения. Ведь, в сущности, вы выступаете не против телевидения как такового, а против безнравственных программ, которые оно транслирует.
Вопрос: Не могли бы вы сказать несколько слов о любви и радости, которые приносит Церковь? Однако нас влечет телевизор…
Ответ: К большому сожалению, современный человек отвык бороться с грехом и забыл дары Святого Духа – любовь, радость, мир, кротость, добродетель и долготерпение. Он, как блудный сын, отправляется «в страну далекую» и питается плодами греха. И поэтому нашей единственной Матерью, Кормилицей и Ковчегом является Церковь. Придя в Церковь, мы сможем насладиться дарами Святого Духа.
В сущности, каждый человек нуждается в этом, хотя часто ступает на ложный путь. Каждый Новый год мы посылаем друг другу открытки с пожеланиями долголетия, счастья и радости. Все мы ищем эту радость, но немногим удается ее обрести, так как лишь единицы ступают на путь Церкви и Христа. Этим путем шли все святые, показавшие нам пример жизни, которую призван вести каждый из нас.
Сейчас человек возлагает свои надежды лишь на материальные блага и, даже утопая в них, не обретает счастья и радости, так как находится далеко от Бога. Если в нашем сердце и в нашем доме нет Бога, мы пребываем в кромешной тьме, в состоянии крайнего несчастья и неудовлетворенности своей жизнью, в состоянии постоянного желания грешить. Это является одной из причин терроризма и желания убивать. Если в сердце человека живет Бог, разве он захочет убить ближнего? Разумеется, нет.
Человек отстраняется от Бога. И поэтому наша задача и одновременно огромная ответственность как представителей Православной Церкви – своим личным примером убедить людей прийти к Богу, найти которого можно лишь в православной церкви. Истина одна, не может быть 50% здесь, 50% там, 30% где-то в другом месте. Истина едина. Истина – это Святое Откровение.
Все остальное – пыль в глаза, небылицы. К нам на Афон приходят многие представители западных церквей и, познакомившись с православной традицией, говорят, что истина, которую Христос принес в мир, находится у нас, у православных. И мы как православные монахи, как монахи Святой Горы проповедуем, что Христос пребывает в Православной Церкви. И счастлив тот человек, который желает жить с истиной как настоящий представитель Православной Церкви.
Источник: Виргилий Влаэску, Диалоги о телевидении и духовной жизни
со святогорскими отцами, Беседа с архимандритом Ефремом,
игуменом Ватопедского монастыря, Салоники, 2011 г.
Источник: orthoview.ru