В первые месяцы жизни ребенок видит мир не таким, каким его воспринимают взрослые. Дело в том, что развитие зрительной системы малыша еще не завершено. Полностью она сформируется только к шести — семи годам. В этой статье расскажем, что происходит с глазами ребенка в утробе матери и в первый год после появления на свет, каковы особенности зрения новорожденного, как родителям позаботиться о здоровье грудничка.
Этапы развития зрения
Зачатки зрительной системы появляются у плода еще в первые недели беременности. После рождения глаза детей с каждым месяцем становятся все более приспособленными для восприятия окружающего мира. Родителям важно знать, что происходит на каждом этапе развития зрения, чтобы оценивать, насколько малыш здоров. Для этих же целей важно регулярно показывать грудничка детскому офтальмологу — в один месяц, в полгода, в год. Забота о благополучном формировании ребенка начинается с первых дней после зачатия.
Телевизор и грудничок: можно смотреть или нет?
Во время беременности
Уже к концу четвертой недели у плода образуются глазные впадины и пузырьки, которые в будущем превратятся в глаза. На шестой неделе формируется сетчатка, органы зрения начинают производить цветной пигмент радужки. Еще примерно через семь дней кожа, покрывающая глаза, разделяется на веки. На восьмой неделе возникает зрительный нерв.
Глаза эмбриона вначале находятся по бокам головы — как у рыбки, лишь во втором триместре беременности они перемещаются на свое обычное место. Тогда же плод учится двигать глазными яблоками.
Еще до рождения ребенок может открывать глазки, моргать, он чувствителен к свету — видит его частицы, проникающие снаружи.
Чтобы зрительные органы ребенка нормально сформировались, мама должна заботиться о своем здоровье. Общие советы известны: питаться сбалансировано, принимать витамины, полноценно отдыхать, отказаться от курения и алкоголя. Более подробные рекомендации дает врач, он же может прописать будущей маме необходимые БАДы.
Первый месяц
Новорожденным ребенок считается в первые 28 дней жизни. В этот период у детей происходит активное развитие зрительной системы, глаза малыша адаптируются к солнечному свету. Реакция на свет — один из сигналов, что ребенок видит. Также в норме у новорожденного должна быть прозрачная роговица, круглые зрачки. При этом фиксировать взгляд на предметах в первые дни малыш еще не может.
Большую часть времени он проводит с закрытыми глазами, но это не значит, что он постоянно спит. Зрению малыша необходимо привыкнуть к яркому свету, которого не было в утробе матери. Слезные железы пока недостаточно развиты, потому не могут полноценно смачивать глаза.
Некоторые младенцы через неделю после рождения могут на несколько секунд сосредотачиваться на объектах. Но если этого не происходит, беспокоиться не стоит. Также чаще всего в этом возрасте не является признаком патологии косоглазие, в норме оно проходит ко второму — третьему месяцу.
Действительно ли собаки и кошки смотрят телевизор?!
Каким видят мир младенцы? После 14 дней зрение новорожденного позволяет ему различать контуры предметов, их размеры. Изображение пока остается плоским и блёклым, поскольку цветочувствительные рецепторы ещё не развиты. Новорожденные дальнозоркие, и это нормально — они видят объекты и людей на расстоянии от 30 сантиметров, способность различать мелкие предметы еще не сформировалась. Поле зрения детей тоже ограничено, составляет всего 30 градусов.
Два — три месяца
От месяца до года малышей принято называть грудничками. Их зрительная система продолжает стремительно развиваться. Во второй месяц жизни малыш отличается более острым зрением, он лучше видит предметы и людей по бокам, сверху и снизу от себя, так как глазные мышцы крепнут, давая возможность смотреть по сторонам. Изображение все еще в 2D, зато мир начинает приобретать краски. Раньше всего грудничок различает красный цвет, за ним — желтый и зеленый.
С третьего месяца зрение ребенка становится объемным. Уже проще определять расстояние до объекта.
В этот период стоит стимулировать развитие малыша с помощью ярких игрушек, а также чаще переворачивать его на живот во время бодрствования, чтобы ребенок мог разглядывать окружающее пространство, тем самым развивая бинокулярное зрение.
Четыре — шесть месяцев
Поле зрения малыша в четыре месяца становится шире, до 160 градусов. Ребенок фокусируется на предметах, узнает родителей, может подолгу смотреть на изображения. Движущиеся предметы увлекают его больше статичных. До яркой игрушки хочется дотянуться, схватить ее и засунуть в рот.
К полугоду развиваются глазные мышцы, зрительные центры головного мозга также достаточно развиты. Грудничок различает больше цветов, например синий и фиолетовый, острота зрения достигает 10%.
В полгода малыша нужно показать офтальмологу, чтобы и на этом этапе развития исключить проблемы со зрением.
Полгода — год
Дети до года проходят еще несколько важных ступеней развития. Малыши начинают ползать, сейчас зрение необходимо им, чтобы ориентироваться в пространстве, активно постигать мир. К восьми месяцам груднички могут различать предметы и лица людей на расстоянии шести — семи метров. Развитие корковой части головного мозга позволяет запоминать зрительные образы.
Давать стимул зрению малыша можно с помощью ярких разбирающихся и собирающихся игрушек, например пирамидки. Не стоит ограничивать его подвижность, но при этом важно оградить ребенка от контактов с опасными предметами, бытовой химией, лестницами и т.д.
Примерно в этом возрасте, как правило, формируется и цвет радужки, дальше будет меняться только его оттенок.
Первый год жизни малыша завершается еще одним контрольным осмотром у окулиста. Врач проверяет динамику развития зрения, сравнивает новые показания со старыми.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому здоровый грудничок может приобретать некоторые новые способности чуть раньше или чуть позже своих сверстников.
Проверяем глазки
Должны ли родители устраивать самостоятельную проверку зрению малыша? Неочевидные проблемы сложно заметить, если вы не профессионал. Но мамам и папам стоит наблюдать за развитием ребенка и появлением/отсутствием у него навыков по возрасту.
Например, стоит внепланово обратиться к специалисту, если новорожденный не реагирует на яркий свет — его зрачок не сужается, или в четыре месяца грудничок не следит за движущимися предметами, в полгода не тянется за игрушкой, в год не реагирует на дальние объекты, например взлетающих птиц, не разглядывает мелкие детали игрушек.
Должны насторожить родителей и такие симптомы, связанные со зрением:
- слезоточивость глаз в первый месяц жизни,
- разный размер зрачков,
- непроизвольное подергивание зрачков,
- отекшие веки,
- гнойные выделения из глаз,
- сильное косоглазие.
Точные диагнозы могут ставить только офтальмологи. С помощью современного оборудования они обследуют грудничка и по необходимости назначат лечение.
На плановом осмотре в первый месяц доктор проверяет зрительные рефлексы и состояние глаз.
В полгода исследует двигательную активность, фокусировку на предметах, аккомодацию (способность глаза за счет сокращения и расслабления мышц менять фокусное расстояние), рефракцию (преломление света в оптической системе глаза). На этом же обследовании офтальмолог оценивает, является ли косоглазие грудничка патологией.
В полгода и год доктор может проверять зрение ребенка с помощью специальной таблицы. Одна ее половина белая, другая — в полоску. Мама поочередно закрывает малышу глаза. Здоровый младенец будет разглядывать полосатую часть таблицы.
Профилактика заболеваний и помощь в развитии
Если диагностика — удел врачей, то помогать младенцу развиваться должны родители. Мы уже упоминали, как важно будущим мамам во время беременности заботиться о своем здоровье. Когда малыш родится, профилактику болезней глаз стоит продолжить.
Солнечный свет помогает развиваться зрению младенца, поэтому его кроватка должна стоять в хорошо освещенной комнате. По той же причине важны ежедневные прогулки.
Для своевременного развития зрительного нерва, глазных мышц новорожденному можно давать рассматривать черно-белые картинки. Затем, со второго месяца, стоит добавлять цветные изображения с красными, желтыми, зелеными тонами. Помните о дальнозоркости грудничков, не подносите картинки слишком близко.
С четырех месяцев гимнастику для глаз можно делать с использованием яркой погремушки. Взрослому нужно водить игрушкой вправо — влево и вверх — вниз, чтобы малыш повторял глазами эти движения, таким образом тренировал глазные мышцы.
Мамам и папам следует заниматься с грудничком гимнастикой не только для глаз, но и для всего тела. Ведь двигательная активность помогает зрению нормально сформироваться. Трехмесячного младенца, когда он не спит, необходимо переворачивать, класть на живот, давать ему возможность вертеть головой и изучать окружающую среду.
Важно обезопасить грудничка от механических травм глаз. Ногти младенцев, лишь немного отрастая, становятся острыми. Нужно каждый день проверять их и регулярно подстригать, чтоб малыш не поцарапался. Также важно выбирать безопасные игрушки — без острых углов и граней. Среда для ползающего и делающего первые шаги младенца тоже должна быть безопасной.
Воспаление может возникнуть, если ребенок будет тереть глаза грязными ручками. Необходимо следить за действиями подросшего малыша и со временем научить его не трогать лицо руками.
Стоит ли показывать грудничку мультики? Специалисты утверждают, что зрению детей до года не нужна такая нагрузка.
Развитие зрительной системы грудничка происходит стремительно. От того, насколько успешно сформируются органы в первый год жизни, зависит зрение в будущем. Плановое посещение офтальмолога и домашняя профилактика помогут малышу вырасти здоровым.
Источник: ultralinzi.ru
Сон у новорожденных (0-2 месяцев)
Сон новорожденных длится от 11 до 18 часов в день, без закономерности и циркадности (суточного ритма сна). Сроки формирования суточного ритма сна генетически детерминированы и очень вариабельны. Способность различать день и ночь у новорожденных формируется окончательно только к 4 месяцам, а в конце 2-го месяца мы начинаем замечать, как новорожденные начинают различать день и ночь.
В течение первых нескольких недель Ваши дети могут спать от нескольких минут до нескольких часов за один раз. Однако дети, находящиеся на грудном вскармливании имеют несколько укороченную продолжительность сна (2-3 часа), по сравнению с детьми на искусственном вскармливании (3-4 часа). Также в течение первых недель новорожденные очень слабо различают день и ночь.
Ожидайте, что Ваши дети могут иметь достаточно высокую двигательную активность в течение сна. Все дети гримасничают во сне, улыбаются, делают сосательные движения, ворочаются и двигают ногами, потягиваются и вздрагивают. Эти движения считаются абсолютно нормальными, также дети могут издавать разные звуки, такие как вздохи, всхлипывания и вскрикивания.
Где и как должны спать дети?
- Размещение ребенка во время сна. Ребенок может спать везде, где родители выбрали для этого место. Это может быть колыбель или отдельная детская кроватка, кровать в комнате родителей или в комнате вместе с братом и сестрой. Некоторые из родителей предпочитают, чтобы новорожденные спали вместе с ними и в этом случае родители должны быть осведомлены о риске удушения ребенка во сне, чтобы предпринять все необходимые меры.
- Спать на спине. Все дети должны спать на спине (особенно до 4 месяцев) с целью профилактики синдрома внезапной смерти у младенцев.
Практические рекомендации по организации сна у новорожденных
- Укладывайте Вашего ребенка на спину в течение ночного и дневного сна.
- Укладывайте Вашего ребенка на плотный матрац с хорошо защищенной несущей конструкцией с перекладинами не более 5 см между ними.
- Убедитесь, что лицо Вашего ребенка не покрыто одеялом или пеленкой и остается открытым во время сна. Если используется одеяло, убедитесь, что оно прикрывает ноги ребенка и находится не выше уровня груди. Одеяло стоит подоткнуть под матрац.
- Старайтесь оградить вашего ребенка от табачного дыма.
- Избегайте перегревания ребенка по ночам и поддерживайте в комнате ребенка температуру, комфортную для взрослых.
Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал
- Научитесь распознавать знаки, которые подает ваш ребенок, когда он хочет спать. Некоторые уставшие дети начинают вести себя беспокойно или плакать, другие трут глаза, не отводят глаз от лица матери и закатывают глаза. Ваш ребенок уснет гораздо быстрее и легче в тот момент, когда Вы почувствуете, что он устал.
- Старайтесь придерживаться расписания и особенно ночного сна. Несмотря на то, что ребенок еще слабо различает день и ночь, у него может быть избыточный дневной сон и ночные пробуждения, постарайтесь, чтобы ребенок больше ночью. Для этого ограничьте освещенность ночью и старайтесь не играть с ребенком перед сном. В течение дня играйте с ребенком и уверенно будите его для регулярного питания и игр. Однако подобные рекомендации относятся только к доношенным здоровым новорожденным, поскольку особенно глубоко недоношенные дети нуждаются в индивидуальном режиме и процесс созревания ритма сон-бодрствование у таких детей занимает больше времени.
- Правильно реагируйте на потребности ребенка во сне. Новорожденные часто нуждаются в укачивании перед сном и кормлении во время сна, что прекрасно подходит в течение первых двух недель или месяцев жизни. Однако, если Вашему ребенку уже 3 месяца, постарайтесь сформировать режим дня и отхода ко сну.
- Формируйте порядок отхождения ко сну. Даже у ребенка в возрасте нескольких недель происходит формирование привычек засыпания на основе рефлекторного поведения. Режим отхождения ко сну должен быть спокойным и включает любую активность, которую Вы выбираете сами: купание, укачивание и ношение на руках.
- Старайтесь спать, когда спит ваш ребенок. Родители также нуждаются во сне. Постарайтесь вздремнуть, когда спит Ваш ребенок. В идеальной ситуации положитесь на помощь окружения, чтобы кто-нибудь проследил за ребенком, пока Вы спите. Особенно важно высыпаться кормящим матерям.
- Обратитесь к Вашему лечащему доктору, если Вам не удается сформировать режим дня у ребенка. Дети, у которых возбуждение и беспокойство проявляются особенно сильно и часто, могут иметь такие заболевания как колики, желудочный рефлюкс (заброс содержимого желудка в пищевод), рахит или железодефицитная анемия. Заболевания кожи, сопровождающиеся зудом, всегда нарушают сон у новорожденных. Проблемы, связанные с нарушениями дыхания (особенности анатомического строения верхних дыхательных путей со снижением поступления потока воздуха во время сна) требуют проведения полисомнографического исследования и лечения у специалистов.
Источник: www.nevromed.ru
Смех в жизни ребёнка
Смех, как физиологическая особенность, данная каждому человеку, является показателем положительных эмоций и хорошего настроения. Человек смеется от услышанной шутки или осознания того, что ситуация комичная, так же смехом человек показывает доброжелательное расположение к собеседнику или желание сблизится с человеком. Смех — один из способов коммуникации, который понятен всем людям и не имеет речевого барьера.
Смех — сложный двигательный акт, состоящий из сокращения мышц диафрагмы и сопровождающийся работой голосового аппарата. Центр смеха локализуется в стволе головного мозга, а в организации смеха участвуют мозжечок, средний мозг и гипоталамус.
К моменту рождения ребенок смеяться не умеет, а единственным средством общения с миром у него является крик. Им он показывает свои нужды и до определенного возраста удовлетворяет возникающие потребности.
Новорожденный ребенок может улыбаться, но происходит это непроизвольно. Улыбка новорожденного — это не позитивная эмоция, а спонтанное сокращение лицевых нервов, в результате становления и развития нервной системы.
Только умиротворенная обстановка, ощущение комфорта и безопасности могут способствовать дальнейшему развитию приятных ощущений. Осознанно ребенок начинает улыбаться к двухмесячному возрасту, он копирует мамину улыбку и таким образом выражает свое удовольствие.
Предвестником смеха у младенца является энергичная улыбка. Первые попытки засмеяться у ребенка появляются уже в 2-2,5 месяца, часто они напоминают кудахтанье, поэтому остаются незамеченными. И только с 3-4 месяцев появляется звонкий детский смех. Дети смеются в ответ на щекотку, при поглаживании по животику или подбрасывании в воздух, а также, когда ребенок слышит необычные звуки, произносимые взрослыми.
Главными доказательствами душевного здоровья малыша, его гармоничного развития является смех. Никого не оставит равнодушным заливистый и искренний смех малыша. Особенно умилительно хохочут младенцы, которые еще даже не научились говорить.
Малыш растет, накапливает впечатления во время бодрствования, и это может выражаться смехом во сне. Удивляться и бояться этого не надо, такой смех — своеобразный этап формирования психического и эмоционального развития ребенка.
С первым смехом у родителей возникает не только радость, но и вопросы. Так, часто мамы отмечают, что после смеха ребенок начинает икать. Это вполне нормально, ведь во время смеха задействованы органы дыхания. Слабая детская диафрагма испытывает непривычные ранее спазмы, которые и приводят к икоте после смеха.
Добрая улыбка мамы, совместные игры с ребенком, ношение малыша на руках, чтение стишков, приятная музыка, яркие и красивые картинки, пение песен вызывают проявление радостных эмоций, формируют довольную улыбку и вызывают звонкий смех.
Улыбайтесь, смейтесь вместе с вашими детьми и будьте счастливы!
Информацию для Вас подготовила:
Ляликова Юлия Викторовна — врач-педиатр, гастроэнтеролог. Ведет прием в Детском корпусе на Усачева.
Стоимость
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-педиатра первичный (дети до 1 года) | 3000 | от 2250 >> |
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача-педиатра, первичный (дети старше 1 года) | 2700 | от 2025 >> |
Источник: familydoctor.ru